Напоминание

Современные образовательные технологии на уроках технологии


Автор: Шорохова Инна Ивановна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МОУ Лицей № 8
Населённый пункт: город Будённовск Ставропольский край
Наименование материала: Статья. Тема "Современные образовательные технологии на уроках технологии"
Тема: Современные образовательные технологии на уроках технологии
Раздел: среднее образование





Назад




Современные

образовательные

технологии

на

уроках

технологии

Придя в школу человек, попадает в большой и удивительный мир, в

котором ему приходиться разбираться, что-то познавать, чему-то научиться. И

хорошо, что в школе есть такие люди, которые помогают ему заложить тот

культурный базис, который ученик пронесёт через всю свою жизнь.

Современный учитель, если он всерьёз задумывается о реализации задачи

доступности качественного образования, не может замыкаться только в круге

проблем

своего

предмета.

Ведь качество

образования

это

понятие,

аккумулирующее в себе все стороны образовательного процесса, начиная от

реально существующих санитарно-гигиенических условий пребывания детей в

образовательном учреждении, и заканчивая достижениями воспитанников в

освоении образовательных программ.

В

настоящее

время

определяющими

факторами

в

образовании

и

развитии

личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются

внутренняя

активность

личности,

ее

потребности

и

способности

к

саморазвитию,

самосовершенствованию.

Большинство

современных

подростков пассивны, уровень их активности в ходе учебного процесса низкий,

у многих формируется убеждение, что знания, даваемые школой, в жизни не

пригодятся.

Между тем общество нуждается в высокообразованных, инициативных

людях,

способных

творчески

реформировать

общество,

увеличить

интеллектуальный

потенциал

страны.

Поэтому

выпускники

должны

быть

способны к саморазвитию, непрерывному совершенствованию себя. Выполнить

такие задачи в условиях традиционных технологий весьма проблематично. В

новых

технологиях

ставка

делается

на

появление

у

детей

потребности

саморазвития, стремление к самовыражению, самоутверждению, что в свою

очередь

будет

способствовать

повышению

уровня

активности

учащихся

на

уроках.

Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство -

учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе

означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.

Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых

результатов обучения.

В

технологии

обучения

содержание,

методы

и

средства

обучения

находятся во взаимосвязи. Педагогическое мастерство учителя состоит в том,

чтобы

отобрать

нужное

содержание,

применить

оптимальные

методы

и

средства

обучения

в

соответствии

с

программой

и

поставленными

образовательными задачами.

Технология

обучения - системная категория, структурными составляющими

которой является:

- цели обучения;

- содержание обучения;

- средства педагогического взаимодействия;

- организация учебного процесса;

- ученик, учитель;

- результат деятельности.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве

науки, и в качестве системы способов, принципов применяемых в обучении, и в

качестве реального процесса обучения.

Источниками

педагогической

технологии

являются

достижения

педагогической,

психологической

и

социальных

наук,

все

лучшее,

что

накоплено в отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет.

Любая

современная

педагогическая

технология

представляет

собой

синтез достижений педагогической науки и практики.

Из достаточно обширного количества новых педагогических технологий,

разработанных,

апробированных

и

систематизированных корифеями

отечественной

и

зарубежной педагогики для

меня

наиболее

приемлемыми

стали следующие технологии:

1.

Технологии

,

личностно

-

ориентированные

развивающие

обучение

2.

Игровые

технологии

,

метод

проектного

обучения

3.

Компьютерные

(

информационные

)

технологии

.

Краткая характеристика применяемых технологий.

1. Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская)

Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение

гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания

педагога

уникальная

целостная

личность

ребенка,

стремящаяся

к

максимальной

реализации

своих

возможностей

,открытая

для

восприятия

нового

опыта,

способная

на

осознанный

и

ответственный

выбор

в

разнообразных жизненных ситуациях.

Основная

установка

педагога

не

на

познание

«предмета»,

а

на

общение,

взаимопонимание

с

учениками,

на

творчество. Творчество,

исследовательский

поиск

являющийся

основным

способом

существования

ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования.

Основные принципы:

• любить ребенка;

• очеловечить среду, в которой он живет;

• прожить в ребенке свое детство.

Цели личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на

свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными

способностями. Содержание образования представляет собой среду, в которой

происходит становление и развитие личности ребенка.

Основные формы и методы данной технологии:

1. Опора на опыт ученика.

2.

Индивидуальный

образовательный

маршрут

в

процессе

изучения

темы,

предмета.

3.

Выбор заданий, способов деятельности, форм контроля

за процессом и

результатом.

4. Работа в группах

5. Различные формы самостоятельной работы.

6. Развитие функций: восприятия, мышления, памяти, внимания, речи.

Эта

технология

является

основой всей

моей

педагогической и

воспитательной

работы.

Планирование

каждого

урока

начинается

с

обдумывания подходов, ориентированных на личность ребёнка, в зависимости

от возраста детей, уровня их развития, способностей.

Очень важным этапом каждого урока считаю постановку цели. Наряду с

общей целью, стараюсь подтолкнуть каждого ребёнка поставить цель конкретно

для себя. Это зависит не только от способностей ребёнка, но и от данной

конкретной

ситуации:

например

девочка

пропустила

несколько

занятий,

и

разумеется базы для изучения сегодняшнего материала у неё нет, поэтому цель

на уроке для неё будет несколько отличаться, но тем не менее она должна быть

и она должна быть достигнута.

Урок «Материаловедение» в 5 классе.

Основная цель урока: Научиться определять свойства х/б и льняных тканей.

Ставим конкретную цель для двух учениц, отсутствующих на прошлом

занятии и не знакомыми с темой «Волокна хлопка и льна и их свойства»:

Узнать о свойствах льна и хлопка, в процессе повторения, принимая участие в

деятельности всего класса. Когда для таких детей цель поставлена чётко и затем

осуществлён

контроль

,

их заинтересованность

повышается,

повышается

внимание, активность . И они уже не говорят «А я не знаю, меня не было!»

Так

же

при

изучении

любой

темы

делать

акцент

на

практическую

направленность изучаемого материала. Каждый урок начинаю с постановки

вопроса «А где в нашей жизни это может пригодиться? Для чего это надо нам

изучать?»

Проанализировав

ситуацию,

каждый

ребёнок

может определить

с т е п е н ь важности

изучаемой

темы

конкретно

для

себя,

выбрать

индивидуальный маршрут, свой уровень.

2. Метод проектного обучения.

Ни для кого не секрет, что в наше время конкурентоспособность

человека

на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми

технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Поэтому мы

должны не только вкладывать готовые знания в головы детей, но заставлять их

мыслить, анализировать, делать выводы, принимать решения.

Мы должны научить их учиться.

Метод проектов по своей сущности

нацелен

на

формирование

способностей,

обладая

которыми,

выпускник

оказывается

более

приспособленным

к

жизни,

умеющим

адаптироваться

к

изменяющимся

условиям,

ориентироваться

в

разнообразных

ситуациях,

работать в различных коллективах, потому что проектная деятельность является

культурной

формой

деятельности,

в

которой

возможно

формирование

способности к выбору. Проект позволяет учителю и ученику работать как

партнеры.

Урок « Проект в технике пэчворк» 5 класс.

Выбор

темы

проекта.

Рассказываю

о

данном

рукоделии,

его

популярности,

возможностях

использования

пэчворка

для

украшения

интерьера, ставим цели: Научиться кроить детали изделий, подбирать цвета,

собирать детали в блоки, заправлять швейную машину, выполнять стачной шов.

Каждая

девочка

выбирает

для

себя

цель,

в

зависимости

от

своих

потребностей , способностей и возможностей .В зависимости от того, какая

поставлена

цель,

она

выбирает

и

тему

проекта

и

свой

индивидуальный

образовательный маршрут изучения темы.

Достаточно частой формой организации учебной деятельности на моих

уроках технологии, является работа в группах.

Выполнение практических, лабораторных работ, участие в различных

играх, викторинах, конкурсах. Такая форма работы позволяет более сильным

детям

помогать

менее

сильным

или

пропустившим

занятие

по

каким-то

причинам. Причём групповое задание состоит из нескольких частей: простой,

средней

сложности

и

самой

сложной. Распределяются

задания

обычно

самими

детьми,

если

возникают затруднения у слабых детей, им помогает

сильный ученик, оценка каждого зависит от участия всех. Повышается чувство

ответственности, интерес, и в конечном итоге - даже слабый ученик может за

интересную,

творческую

работу

получить

хорошую

оценку,

тем

самым

повысить уровень своей самооценки и поднять уровень мотивации к учёбе.

3. Компьютерные (информационные) технологии.

На

сегодняшний

день

во

всем

мире

широкое

развитие

получили

информационные

коммуникационные

технологии

(ИКТ).

Необходимость

внедрения новых информационных технологий в учебный процесс не вызывает

сомнений.

Появление и широкое распространение ИКТ позволяет использовать

их в качестве средства общения, воспитания.

ИКТ открывают принципиально

новые

возможности

в

области

образования,

в

учебной

деятельности

и

творчестве

учащихся. При

использовании

ИКТ

на

занятиях

повышается

мотивация

учения

и

стимулируется

познавательный

интерес

учащихся,

возрастает эффективность самостоятельной работы.

При

использовании

ИКТ

необходимо

стремиться

к

реализации

всех

потенциалов

личности:

познавательного,

морально

нравственного,

творческого, коммуникативного и эстетического.

С компьютерными технологиями работаю уже много лет. И с каждым годом

открываю для себя всё новые и новые возможности этих технологий. Очень

эффективно составление кроссвордов, викторин, тестов. Несколько лет работы

по данной системе показывают, что она эффективна в 5-7 класс и в том случае,

когда проводится регулярно, занимая на уроках очень мало времени. В 8-9

классах усложняю работу, ученики сами составляют кроссворды, викторины и

презентации.

Для

модернизации

традиционного

урока

я

использую

презентации

различных

типов:

для

повторительно-обобщающих

уроков,

для

проверки

домашнего задания, для уроков повторения.

Большое

значение

на

уроках

технологии

имеет

соблюдение

правил

техники

безопасности

и

санитарно-гигиенических

требований,

которые

направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья учащихся.



В раздел образования