Напоминание

" История открытия Периодического закона"


Автор: Имамутдинова Лилия Дамировна
Должность: преподаватель биологии и химии
Учебное заведение: ГБПОУ " Губернский техникум м.р. Кошкинский"
Населённый пункт: с. Кошки, Самарская область
Наименование материала: проект
Тема: " История открытия Периодического закона"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство образования и науки Самарской области Северо-Западное управление Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение « Губернский техникум м. р. Кошкинский» Проект
«История создания Периодического закона»
Разработала преподаватель биологии и химии ГБПОУ «ГТм.р. К.» Имамутдинова Л.Д. с. Кошки 2015 г.


СОДЕРЖАНИЕ


І. Вступление
1.Паспорт проекта стр.3 2.Вступление стр.4
П. Основная часть
1.Научное открытие стр.4 2.Вернемся в 1867 год стр.4 3.Поиск Периодического закона стр.5 4.Неожиданная мысль стр.5 5. День открытия Периодического закона. стр.5-6 6. Гений России - достояние человечества стр.7 7. Менделеев и Периодический закон стр.8 8.Развитие Периодического закона. стр.8 9.Признание стр.9
Ш.Заключение
1.Вывод стр.9 2.Защита работ обучающихся стр.10-13 2.Литература стр.13
Цели проекта:

познавательные: создать условия для обобщения знаний учащихся по темам из курса химии; закрепить знания о взаимосвязи между положением элемента в периодической системе и строением атома; развивающие: развивать интерес к учебе и познавательной деятельности, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать; применять свои знания на практике; использовать информационные технологии для оформления результатов исследований; воспитательные: воспитывать у учащихся самостоятельность, коллективизм, ответственность за себя и других членов коллектива; формировать и развивать нравственные, трудовые, эстетические, патриотические качества личности, высокое чувство гражданского долга.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта
История открытия Периодической системы Решаемая проблема Отсутствие информации об истории создания периодического закона. Основные этапы проекта 1.Подготовительный 2.Поисковый 3.Технологический 4.Заключительный. Области применения проекта Предлагаемый материал может быть использован для проведения уроков, Новизна Раскрытие сущности открытия Периодической системы и периодического законаД.И.Менделеева Ожидаемый результат Изучив данный проект иметь более подробное представление об истории создания Периодического закона.
Задачи проекта.
Ознакомиться с основными направлениями работ Д.И.Менделеева.
Методы работы
. Подбор и анализ научно-популярной литературы

Объект исследования.
Научная деятельность Д.И.Менделеева.
Предмет исследования.
История создания Периодического закона.
Вступление.
Иногда приходится слышать, что Периодический закон был открыт ещё до Д.И.Менделеева, и при этом чаще всего упоминаются имена Лотара Мейера и Ньюлендса. Да были только
«некоторые зародыши периодического закона»
, которые, не идут ни в какое сравнение со стройной (и современной) системой Д.И.Менделеева. Сам Д.И.Менделеев так оценивал сделанное открытие:
«Это лучший свод моих

взглядов и соображений о периодичности элементов и оригинал, по которому

писалось потом так много про эту систему».
Д.И.Менделеев шутил, что идея Периодического закона пришла ему во сне, но каждый учёный знает, что решение проблемы, над которой постоянно думаешь, может прийти в самый неожиданный момент только тому, кто упорно над ней работает. 1970 году после появления ряда статей Менделеева, и в частности «Соотношения свойств с атомным весом элементов» 1869 год, Мейер опубликовал заметку «Природа химических элементов как функция их атомного веса», где изобразил в виде кривой соотношение между атомными массами и атомными объемами элементов ( «кривая удельных объемов»). Кривая наглядно показывала, что атомные объемы являются периодической функцией от значения атомных масс. Однако Мейер расположил на кривой только известные элементы, не внося исправлений в неточные значения атомных масс, и, главное, ничего не сказал в отношении еще не открытых элементов.
Основная часть

Научное открытие .
Шестого марта 1869 года в 8 часов вечера к длинному зданию Двенадцати коллегий, выстроенному в начале XVIII века по проекту Петра Михайлова, где помещался Петербургский университет, подходили и подъезжали на извозчиках по одному, по два ученые - химики и физики. Они собирались на очередное заседание недавно образовавшегося Русского химического общества
Собравшиеся с нетерпением ждали начала заседания, так как слышали, что молодой профессор химии Дмитрий Иванович Менделеев должен сделать исключительно важный и интересный доклад. К сожалению, Дмитрий Иванович Менделеев не мог прийти на заседание он выехал из Петербурга для обследования сыроварения.18 марта 1869 года Николай Александрович Меншуткин, который был в то время делопроизводителем общества, сделал от имени Менделеева небольшой доклад о Периодическом законе.
Но вернемся к 1867 году .
Зимой 1867-68 года Менделеев начал писать учебник "Основы химии" и сразу столкнулся с трудностями систематизации фактического материала. К середине февраля 1869 года, обдумывая структуру учебника, он постепенно пришел к выводу, что свойства простых веществ (а это есть форма существования химических элементов в свободном состоянии) и атомные массы элементов связывает некая закономерность.
Поиск Периодического закона
Чтобы найти порядок и закон, связывающий свойства известных тогда шестидесяти элементов, Дмитрий Иванович выписал на отдельных карточках название каждого элемента, свойства его и его соединений, основные химические свойства и особенно формулы соединений. Сначала он подобрал колонки(группы) из элементов обозначающие одинаковые по формулам соединения с кислородом. Затем колонки распределил по порядку атомных весов. Менделеев многого не знал о попытках его предшественников расположить химические элементы по возрастанию их атомных масс и о возникающих при этом казусах. Например, он не имел почти никакой информации о работах Шанкуртуа, Ньюлендса и Мейера.
Неожиданная мысль
Решающий этап его раздумий наступил 1 марта 1869 года (14 февраля по старому стилю). Днем раньше Менделеев написал прошение об отпуске на десять дней для обследования артельных сыроварен в Тверской губернии: он получил письмо с рекомендациями по изучению производства сыра от А. И. Ходнева - одного из руководителей Вольного экономического общества. После завтрака Менделеев закрылся в своем кабинете. Он достал из конторки пачку
визитных карточек и стал на их обратной стороне писать символы элементов и их главные химические свойства. Менделеев перекладывал карточки из одного горизонтального ряда в другой, руководствуясь значениями атомной массы и свойствами простых веществ, образованных атомами одного и того же элемента. В который раз на помощь ему пришло доскональное знание неорганической химии. Постепенно начал вырисовываться облик будущей Периодической системы химических элементов. Так, вначале он положил карточку с элементом бериллием Be (атомная масса14) рядом с карточкой элемента алюминия Al (атомная масса 27,4), по тогдашней традиции приняв бериллий за аналог алюминия. Однако затем, сопоставив химические свойства, он поместил бериллий над магнием Mg. Усомнившись в общепринятом тогда значении атомной массы бериллия, он изменил ее на 9,4, а формулу оксида бериллия переделал из Be 2 O 3 в BeO (как у оксида магния MgO). Кстати, "исправленное" значение атомной массы бериллия подтвердилось только через десять лет. Так же смело действовал он и в других случаях .Постепенно Дмитрий Иванович пришел к окончательному выводу, что элементы, расположенные по возрастанию их атомных масс, выказывают явную периодичность физических и химических свойств.В течение всего дня Менделеев работал над системой элементов, отрываясь ненадолго, чтобы поиграть с дочерью Ольгой, пообедать и поужинать.
День открытия Периодического закона
В Петербурге в этот день было пасмурно и морозно. Под ветром поскрипывали деревья в университетском саду, куда выходили окна квартиры Менделеева. Еще в постели Дмитрий Иванович выпил кружку теплого молока, затем встал, умылся и пошел завтракать. Настроение у него было чудесное. Рано утром 17 февраля, собираясь в дорогу, касающиеся командировки. В этот момент у него возникли идеи, которые как бы стали исходной точкой разработки «Опыта системы..». На обратной стороне записки Ходнева Менделеев сделал первые наброски, и с этого момента он понял, что вопрос о поездке отпадает. 11 Автограф полной таблицы элементов, переписанной набело для отправки в типографию ( 17 февраля 1869г) Вечером 1 марта 1869 года он набело переписал составленную им таблицу и под
названием "Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве" послал ее в типографию, сделав пометки для наборщиков и поставив дату "17 февраля 1869 года" (это по старому стилю). Так был открыт Периодический закон, современная формулировка которого такова:
Свойства простых веществ, а также формы и свойства соединений элементов

находятся в периодической зависимости от заряда ядер их атомов.
Менделееву тогда было всего 35 лет. Отпечатанные листки с таблицей элементов Менделеев разослал многим отечественным и зарубежным химикам и только после этого выехал из Петербурга для обследования сыроварения.Так был открыт
Периодический закон
... 12
Гений России - достояние человечества
После этого дня Д.И Менделеев сосредоточился на статье «Соотношение свойств с атомным весом элементов». Она стала своего рода комментарием к «Опыту системы..». Восемь выводов формулирует Менделеев в конце статьи. Первый из них: «Элементы расположены по величине их атомного веса, представляют явственную периодичность свойств». Конечно, это еще не формулировка периодического закона, но отчетливо произнесено слово «периодичность», которое отсутствовало в «законе октав» Ньюлендса. Открытие Д.И.Менделеева было своевременным, если учесть имевшиеся для этого предпосылки. Но оно и опережало свое время, поскольку научное сообщество не было подготовлено для должного восприятия. Публиковавшиеся до 1869г. Работы с попытками систематизации элементов встречались химиками равнодушно подобного рода .В течении двух с половиной лет Д.И.Менделеев всесторонне развивает учение о периодичности. Одна за другой появляются его статьи, и с появлением каждой из них оно приобретает все более законченную форму. В конце 1870 г. Менделеев доложил РХО статью "Естественная система элементов и применение её к указанию свойств неоткрытых элементов", в котором предсказал свойства неоткрытых ещё элементов – аналогов бора, алюминия и кремния (соответственно экабор, экаалюминий и экасилиций). В 1871 г. Менделеев в итоговой статье "Периодическая законность химических элементов" дал формулировку Периодического закона: "Свойства элементов, а потому и
свойства образуемых ими простых и сложных тел стоят в периодической зависимости от атомного веса. Тогда же Менделеев придал своей периодической таблице
классический вид
( короткая таблица). 14
Менделеев и Периодический закон
Вместе с тем приоритет Менделеева в открытии периодического закона химических элементов является совершенно неоспоримым (сам Мейер на него никогда и не претендовал). Мейер, Шанкуртуа, Ньюлендс и Одлинг систематизировали элементы, указывая на наличие несомненной закономерности в численных величинах атомных весов. Однако никто до Менделеева не решился счесть эти закономерности общим законом природы. Заслуга Менделеева состоит в том, что он не просто расположил элементы в определённом порядке, но взял на себя смелость на основании предположения, что именно атомная масса предопределяет свойства элемента, изменить принятые атомные веса некоторых элементов и подробно описать свойства неоткрытых ещё элементов – прежде всего экабора, экаалюминия и экасилиция.
15 Развитие периодического закона
Химический этап развития периодического закона начался с открытия предсказанных элементов. В 1875 г. французский химик Поль Эмиль Лекок де Буабодран открыл новый элемент, который был назван галлием. Менделеев сразу же указал, что галлий представляет собой экаалюминий. Дальнейшие исследования полностью подтвердили это, причём оказалось, что Менделеев предсказал плотность галлия точнее, чем Лекок де Буабодран экспериментально определил её. В 1879 г. шведский химик Ларс Фредерик Нильсон опубликовал сообщение об открытии скандия. Свойства скандия в точности соответствовали свойствам менделеевского экабора.В 1886 г. немецкий химик Клеменс Александр Винклер открыл германий. Исследование свойств нового элемента показало, что он полностью идентичен с экасилицием Менделеева. Полное подтверждение предсказаний Менделеева означало торжество периодического закона. С середины 1880-х годов учение о периодичности было окончательно признано в качестве одной из основ теоретической химии. Физический этап развития периодического закона можно в свою очередь разделить на
несколько стадий: 1. Установление делимости атома на основании открытия электрона и радиоактивности (1896 – 1897); 2. Разработка моделей строения атома (1911 – 1913); 3. Открытие и разработка системы изотопов (1913); 4. Открытие закона Мозли (1913), позволяющего экспериментально определять заряд ядра и номер элемента в периодической системе; 5. Разработка теории периодической системы на основании представлений о строении электронных оболочек атомов (1921 – 1925); 6. Создание основ квантовой теории периодической системы (1926 – 1932)
Признание
Научный авторитет Д. И. Менделеева был огромен. Список титулов и званий его включает более ста наименований. Практически всеми Российскими и большинством наиболее уважаемых зарубежных академий, университетов, и научных обществ он был избран своим почётным членом. Тем не менее, свои труды, частные и официальные обращения он подписывал без указания причастности к ним: «Д. Менделеев» или «профессор Менделеев», крайне редко упоминая какие-либо присвоенные ему почётные звания.
17

Вывод
Периодический закон – один из основных законов природы и важнейший закон химии. С открытия этого закона начинается современный этап развития химической науки. Хотя физический смысл периодического закона стал понятен только после создания теории строения атома, сама эта теория развивалась на основе периодического закона и системы химических элементов. Закон помогает ученым создавать новые химические элементы и новые соединения элементов, получать вещества с нужными свойствами. Сам Менделеев предсказал существование 12 элементов, которые в то время еще не были открыты, и определил их положение в периодической системе. Свойства трех из этих элементов он подробно описал, и при жизни ученого эти элементы были открыты («экабор» – галлий, «экаалюминий» – скандий, «экасилиций» – германий). Кроме того, периодический закон имеет большое философское значение, подтверждая
наиболее общие законы развития природы. Графическим отражением периодического закона является периодическая система химических элементов Менделеева. Существует несколько форм периодической системы (короткая, длинная, лестничная (предложена Н.Бором), спиралеобразная). В России наибольшее распространение получила короткая форма. Современная периодическая система содержит 110 открытых на сегодняшний день химических элементов, каждый из которых занимает определенное место, имеет свой порядковый номер и название. В таблице выделяют горизонтальные ряды – периоды (1–3 – малые, состоят из одного ряда; 4–6 – большие, состоят из двух рядов; 7-й период – незавершенный). Кроме периодов выделяют вертикальные ряды – группы, каждая из которых подразделяется на две подгруппы (главную – а и побочную – б). Побочные подгруппы содержат элементы только больших периодов, все они проявляют металлические свойства. Элементы одной подгруппы имеют одинаковое строение внешних электронных оболочек, что обусловливает их схожие химические свойства.
Вместе с тем прихожу к выводу, что приоритет Менделеева в открытии

периодического закона химических элементов является совершенно неоспоримым

и все претензии других стран являются необоснованными.

Защиты работ учащихся

I группа:
“… Как рассказать про элементы? Нельзя ли тут найти закон?...” Цель: выяснить, как Д. И. Менделеев систематизировал химические элементы. Задачи: Раскрыть сущность классификации химических элементов Д. И. Менделеева. Выяснить, какие закономерности изменения свойств элементов и их соединений наблюдаются в зависимости от положения элемента в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Вскрыть причину закономерного периодического изменения свойств элементов и их соединений. Гипотеза: мы предполагаем, что расположение элементов в порядке возрастания их относительных атомных масс не позволяет объяснить сущность периодичности. Ход исследования:
Классификация элементов, предложенная Д. И. Менделеевым. Изменение свойств элементов и образованных ими веществ: металлические и неметаллические свойства элементов; степень окисления элементов в высших оксидах; степень окисления элементов в гидроксидах; изменение свойств оксидов элементов; изменение свойств гидроксидов элементов. Защита работы: опорный конспект и электронная презентация. Выводы.
II группа:
“Как отразилась теория строения атома на объяснение Периодического закона?” Цель: раскрыть смысл Периодического закона с точки зрения строения атома. Гипотеза: мы утверждаем, что сведения о строении атома уточняют суть Периодического закона. Задачи: Показать гениальность Д. И. Менделеева. Выяснить, какие новые научные открытия в области строения атома позволили уточнить формулировку Периодического закона. Ход исследования: Гениальность Д. И. Менделеева (предвидел причины открытых им закономерностей, угадал порядок расположения элементов, создал таблицу так, что она характеризует строение атома). Открытие сложного строения атома. Открытие изотопов. Защита работы: опорный конспект и электронная презентация. Выводы.
III группа:
“8; 15,9994; VI; 2 – что бы это значило?” Цель: выяснить, какую особенность или закономерность в строении атомов элементов отражает каждое обозначение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.
Задачи: Сформулировать физический смысл номера: элемента; периода; группы. Изучить причины изменения свойств элементов и образованных ими веществ в периодах и в группах. Гипотеза: периодическая система является графическим изображением Периодического закона? Ход исследования: Физический смысл номера: элемента; периода; группы. Причины изменения свойств элементов и образованных ими веществ в периодах. Причины изменения свойств элементов и образованных ими веществ в группах (главных подгруппа). Причины более медленного изменения этих свойств в больших периодах. Причины еще более медленных изменений свойств в сверхбольших периодах (6 и 7). Защита работы: буклет и электронная презентация. Вывод.
IV группа:
“Знаете ли вы что, с открытием Периодического закона химия перестала быть описательной наукой?” Цель: раскрыть значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для современной науки. Задачи: Выяснить, какие факты возможно было объяснить с появление Периодического закона. Проследить, у каких элементов были исправлены и уточнены относительные атомные массы и степени окисления. Указать элементы, которые были предсказаны Д. И. Менделеевым. Гипотеза: мы предполагаем, что с открытием Периодического закона химия стала экспериментальной наукой. Ход исследования: Установление связи между элементами и объединение их в группы. Расположение элементов в естественной последовательности. Объяснение периодичности.
Исправление и уточнение относительных атомных масс элементов. Исправление и уточнение степеней окисления элементов. Предсказание и описание свойств, указание пути открытия еще неоткрытых элементов. Защита работы: буклет и электронная презентация. Вывод. После защиты своих работ была проведена выходная диагностика и рефлексия. При сравнении результатов входной и выходной диагностик выяснилось, что учащиеся приобрели опыт исследовательской работы, научились работать в группах, а самое главное они поняли, что способны сами найти ответы на интересующие их вопросы. Была проведена самооценка, взаимооценка защиты работ.
Литература
1.Ахметов Н. С. Актуальные вопросы курса неорганической химии. — М.: Просвещение, 2000г.. 2.Корольков Д. В. Основы неорганической химии. — М.: Просвещение,2001г.3.Менделеев Д. И. Основы химии, т. 2. М.: Госхимиздат, 1977. 4.Менделеев Д.И. Периодическая законность химических элементов 5.Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: 1890—1907. : СПб. 2002г 6.Имянитов Н. С. Новая основа для описания периодичности. Журн. общей химии. 1993г



глеводороды. Алкины.

Цели урока
: 1. Познакомить учащихся с гомологическим рядом, изомерией, номенклатурой алкинов, рассмотреть способы получения ацетилена (карбидный и метановый);рассмотреть химические свойства алкинов: реакции присоединения, горения; полимеризацию винилхлорида; рассмотреть применение поливинилхлорида. 2. Развить представление об углеводородах. 3. Содействовать валеологическому воспитанию на примере утилизации твердых бытовых отходов на основе ПВХ.
Тип урока:
урок изучения нового материала в форме лекции с элементами беседы и самостоятельной работы.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной

деятельности
: словесный, наглядный, метод самостоятельной работы (работа в парах).
Оборудование:
1. Компьютерная презентация; 2. Ученические столы, карточки с заданием для самостоятельной работы.
Ход урока

1. Организационный момент


Преподаватель:
Сегодня на уроке мы продолжим изучать большую тему “Углеводороды”, будем знакомиться с новым классом соединений, изучим особенности их строения, номенклатуру, изомерию, конечно, свойства и получение его типичного представителя.
Изучение нового материала
(Слайд 2). (Перед изучением нового материала проводится фронтальная беседа по некоторым ранее изученным вопросам)
Преподаватель:
Какие вещества называются углеводородами?
Студент:
Углеводороды – это органические соединения, которые состоят из двух элементов – углерода и водорода.
Преподаватель:
Какие типы углеводородов известны? Чем они отличаются по строению друг от друга?
Студент:
Углеводороды бывают предельные и непредельные. Предельные углеводороды в своем составе содержат одинарные углерод-углеродные связи, а непредельные – кратные.
Преподаватель:
Назовите классы непредельных углеводородов и особенности их строения.
Студент:
К непредельным углеводородам относятся алкены и алкадиены. У алкенов между атомами углерода существует одна двойная связь, а у алкадиенов – две двойных связи.
Строение, номенклатура и изомерия алкинов

Преподаватель:
Среди указанных веществ выберите вещество, которое не относится ни к одному из изученных классов углеводородов, запишите его в тетрадь: (Слайд 4) 1. СН 3 – СН 3 2. СН 2 = СН 2 3. СН ≡ СН
4. СН 2 = СН – СН = СН 2
Студент:
Вещество под № 3 не относится к изученным классам соединений, так как 1 вещество принадлежит к алканам, 2 – к алкенам, 4 – к алкадиенам. (Выбранное студентами вещество на слайде №5 выделяется цветом)
Преподаватель:
Запишите молекулярную формулу 3 вещества в тетрадь.
Студенти:
С 2 Н 2
Преподаватель:
Называется это вещество ацетилен. Название этому веществу дал в 1860 г. французский химик Марселен Бертло. (Слайд 6) Давайте выясним, каковы особенности строения этого вещества?
Студент:
В молекуле ацетилена два атома углерода связаны тройной связью.
Преподаватель:
Ацетилен – это вещество, которое является родоначальником нового класса непредельных углеводородов. Давайте вместе выведем общую формулу алкинов. Общая формула алканов C n H 2n+2. В алкенах за счет отщепления двух атомов водорода образуется двойная связь, общая формула C n H 2n. В алкинах появляется тройная связь, следовательно, они содержат на два атома водорода меньше. Значит, какую общую формулу будут иметь алкины?
Студент:
Общая формула алкинов C n H 2n-2
Преподаватель:
Давайте поиграем в хорошо известную вам игру “Крестики- нолики”. Выигрышный путь составляют формулы, которые могут соответствовать алкинам: (Слайд 7) С 2 Н 2 С 10 Н 22 С 7 Н 16 С 6 Н 12 С 4 Н 6 С 5 Н 10 С 5 Н 8 С 4 Н 8 С 3 Н 4 (Один студент показывает выигрышный путь на интерактивной доске) С 2 Н 2 С 10 Н 22 С 7 Н 16 С 6 Н 12 С 4 Н 6 С 5 Н 10
С 5 Н 8 С 4 Н 8 С 3 Н 4
Преподаватель:
Кроме ацетилена известны другие углеводороды, имеющие сходное с ним строение. Из приведенного перечня веществ выпишите в тетрадь алкины: (Слайд 4) (Проверка задания).
Преподаватель:
Назовите выписанные вами алкины. (Учащиеся самостоятельно выполняют задание в тетради, проверка выполняется устно).
Студенти:
 Вещество 3 называется пентин-1;  4 – пентин-2;  6 – 3, 4-диметилпентин-1.
Преподаватель:
Я предлагаю вам внимательно рассмотреть структурные формулы веществ (1) и (4). Чем они отличаются по строению?
Студенти:
Вещества 1 и 4 различаются положением тройной связи.
Преподаватель:
Чем эти вещества являются по отношению друг к другу?
Студент:
Вещества пентин-1 и пентин-2 являются изомерами.
Преподаватель:
Вспомните, как называется такой вид изомерии.
Студент:
Изомерия положения кратной связи.

Преподаватель:
Какой еще вид изомерии характерен для углеводородов?
Студент:
Для углеводородов характерна изомерия углеродного скелета.
Способы получения ацетилена

Преподаватель:
А теперь поподробнее остановимся на свойствах ацетилена, способах его получения. Ацетилен – газ, без запаха, малорастворим в Н 2 О, легче воздуха.
Преподаватель:
Зная, что у ацетилена на два атома водорода меньше, чем у этилена, предложите способ его получения. Напишите соответствующее уравнение реакции в тетрадь.
Студент:
Поскольку ацетилен имеет на 2 атома водорода меньше, чем этилен, то его можно получить реакцией дегидрирования. (1 студент записывает уравнение реакции на доске, учащиеся на местах делают записи в тетради)
Преподаватель:
Ацетилен был открыт Г.Дэви в 1836 году в продуктах разложения метана, под действием искровых электрических разрядов. В 1860 г. М. Бертло синтезировал ацетилен из простых веществ, пропуская водород через электрическую дугу между угольными электродами. В 1862 г. Ф.Велер получил ацетилен из карбида кальция, действуя на него водой. Напишите уравнения упомянутых в данном тексте реакций. (Результаты работы проверяются с помощью слайда 11)
Химические свойства ацетилена

Преподаватель:
Мы знаем, что ацетилен – непредельное соединение. Как доказать непредельность этого соединения?
Студент:
С моей точки зрения для доказательства непредельности ацетилена
можно использовать растворы KMnO 4 и Br 2. Демонстрация видеоролика “Обесцвечивание бромной воды ацетиленом”
Преподаватель:
Учитывая особенности строения ацетилена, предположите, какими еще свойствами это вещество может обладать?
Студенти:
Поскольку ацетилен является непредельным соединением, поэтому он может вступать в реакции присоединения, как все углеводороды горит.
Преподаватель:
Реакция горения сопровождается выделением большого количества теплоты, она используется для резки и сварки металлов. Демонстрация видеоролика “Взаимодействие ацетилена с кислородом”. Студенти записывают уравнения реакций в тетрадь со слайда 14.
Преподаватель:
Винилхлорид является исходным сырьем для получения полимера – поливинилхлорида. (Слайд 15) При полимеризации винилхлорида образуется поливинилхлорид, который находит широкое применение. Но у экологов отношение к этому полимеру
неоднозначное. Давайте послушаем подготовленное по этому вопросу сообщение “Поливинилхлорид: друг или враг?”
Студент:
Человеческое общество по мере своего развития входит все в большую зависимость от полимерных материалов. Материалов с такими свойствами, которыми не обладают природные соединения. Целью моей работы было: 1) изучить свойства и области применения поливинилхлорида (ПВХ); 2) изучить проблемы, связанные с утилизацией этого полимера. Поливинилхлорид по своему составу и строению можно рассматривать как хлорпроизводное полиэтилена. ПВХ устойчив к действию кислот и щелочей, обладает хорошими диэлектрическими свойствами, большой механической прочностью, он практически не горит, однако сравнительно легко разлагается при нагревании, выделяя хлороводород. На основе ПВХ получают пластмассы 2-х типов: винипласт, обладающий значительной жесткостью, и пластикат – более мягкий материал. Из винипласта готовят химически стойкие трубы, детали химической аппаратуры, аккумуляторные банки. Пластикат идет на изготовление линолеума, искусственной кожи, клеенки, изоляции проводов. Важной экологической проблемой, связанной с использованием ПВХ, является скопление твердых отходов, изготовленных из этого полимера. Они препятствуют газообмену в почвах и водоемах, выделяют токсичные для живых организмов вещества, медленно окисляются кислородом, очень медленно разрушаются под воздействием солнечных лучей. Конечным продуктом разложения являются: углекислый газ, вода, хлороводород. Время разложения полимера на земле и в пресной воде составляет несколько сотен лет. Способов вторичной переработки его не существует. ПВХ категорически запрещено сжигать, так как при этом образуются ядовитые хлорорганические соединения. Ученые установили, пребывание у костра в течение часа, где сжигают ПВХ, для организма равнозначно нахождению на оживленной автомагистрали. Из вышесказанного можно сделать следующий вывод. ПВХ является ценным продуктом химической промышленности, но при утилизации этого полимера следует соблюдать определенные меры безопасности. Сжигать его нельзя!
Закрепление изученного материала

Преподаватель:
Мы закончили изучение ацетиленовых углеводородов. Вам я предлагаю совершить “Подъем по лестнице знаний”, составив рассказ об
алкинах. (Слайд 12) 1. Особенности строения. 2. Общая формула. 3. Изомерия алкинов. 4. Способы получения. 5. Характерные химические свойства. Студенты рассказывают об алкинах, на каждый пункт дает ответ отдельный студент. Резервное задание. (Разбирается вместе с студентами) Какие реакции лежали в основе принципа действия карбидных фонарей, применяемых для освещения в 19-ом веке?
Решение:
В фонарь, наполненный карбидом кальция, по каплям поступала вода, а получившийся ацетилен поступал в горелку и использовался для освещения: Преподаватель подводит итог урока, оценивает работу наиболее активных студентов. Домашнее задание: § 13, № 1 - 3.
Литература:
1. Беспалов П.И. Модульные программы при изучении органической химии. Ч. 1 – М.: Центрхимпресс, 2003.
2. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М: Дрофа, 2006. 3. Габриелян О.С. Химия. 10 класс: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна “Химия. 10 класс. Базовый уровень”. – М: Дрофа, 2007. 4. Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по органической химии и их решения: Пособие для учителей и учащихся.– Тула: Арктоус, 1996. – 86 с. 5. Кузьменок Н.М., Стрельцова Е.А., Кумачев А.И. Экология на уроках химии. – Мн.:Изд. ООО “Красико-принт”, 1996.
Электронные учебные пособия:
1. Химия (8–11-й класс). Виртуальная лаборатория. – Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ, 2004.


В раздел образования