Напоминание

Развитие самостоятельности учащихся на уроках физической культуры


Автор: Дмитриева Наталья Александровна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ СОШ №31
Населённый пункт: г.Комсомольск-на- Амуре
Наименование материала: статья
Тема: Развитие самостоятельности учащихся на уроках физической культуры
Раздел: среднее образование





Назад




Главная задача системы образования – создание необходимых условий для получения образования, направленных на формирование, развитие и профессиональное становление личности. В соответствии с Законом "Об образования ” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Одной из приоритетны задач системы образования является развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путём создания условий для развития индивидуальности. ( статья 8. закон «Об образовании» Республики Казахстан.) В укрепление здоровья жителей Казахстана, в гармоничном развитии личности, в подготовке подрастающего поколения к труду и защите Родины возрастает роль физической культуры и спорта. Одним из основных приоритетов Послания «2030» Президента нашей страны является здоровье, образование и благополучие наших граждан. Работа над проблемной темой Целью моей педагогической деятельности является развитие самостоятельности учащихся на уроках физической культуры. Задачи: Поиск эффективных методов формирования у учащихся навыков самостоятельности. Для достижения поставленной цели на основе изученной методической литературы, ресурсов Интернет, опыта коллег я разработала свою систему работы. Перед собой я поставила следующие
цели
: • анализ, обобщение и распространение опыта использования здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и во внеурочное время • создание комфортной образовательной среды на основе индивидуально-дифференцированного подхода к работе с учащимися; • создание условий для успешной социализации различных категорий учащихся с учетом состояния их физического и морально-психологического здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей;
и задачи:
• Формирование осознанной потребности учащихся в здоровом образе жизни. • Педагогическая и психологическая поддержка процесса социализации учащихся. • Повышение физической и санитарно-гигиенической культуры учащихся. • Предупреждение (профилактика) как внутренних, так и внешних причин неуспеваемости учащихся, развитие мотивации к обучению.
Система моей работы строится на следующих принципах:
1.Организация системы медико-психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья, физического и психического развития школьников, динамики текущей и хронической
заболеваемости. 2. Осуществление контроля за соблюдением санитарно-гигиенических норм организации УВП, нормированием учебной нагрузки и профилактикой утомления учащихся. 3. Создание системы коррекции нарушений соматического здоровья с использованием комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от учебного процесса. 4. Развитие службы психологической помощи учителям и учащимся по преодолению стрессов, тревожности, содействующей гуманизации подходов к каждому ученику, формированию доброжелательных и справедливых отношений в коллективе. 5. Организация контроля за питанием учащихся в школе. 6. Внедрение мероприятий, направленных на укрепление здоровья школьников и учителей, создание условий для их гармоничного развития - формирование физической культуры, увеличение двигательной активности учащихся на уроке, систематическая работа с родителями по организации здорового образа жизни.
Моя личная концепция, как учителя, заключена в следующем:
- поиск творческих приемов совершенствования навыков базовых двигательных действий и их вариативное использование на уроках физической культуры; - формирование навыков и умений в выполнении физических упражнений на основе широкого использования подвижных игр; - расширение границ двигательной активности школьников за счет использования спортивных игр; - активизация и совершенствование основных психических процессов, лежащих в основе двигательной активности школьников.
Практическая значимость моей деятельности
состоит в переосмыслении имеющегося а рсенала индивидуальных и дифференцированных работ на уроках физической культуры, наполнение их новым содержанием: - диагностике заболеваний, имеющихся у учащихся; - анализе пропусков учебных дней по болезни; - диагностике нарушений осанки, зрения, хронических заболеваний, сколиоза, плоскостопия; - наблюдении за состоянием детей, состоящих на диспансерном учете; - субъективной оценке состояния учащихся; Для формирования, сохранения и укрепления здоровья человека, предусматривается внедрение в деятельность школы здоровьесберегающих технологий, под которыми следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения ее воздействия на здоровье учащихся. Мониторинг проводится совместно с фельдшером, врачами детской поликлиники, а в перспективе - психологом. Первичный мониторинг и анализ полученной в его результате информации позволяет мне создать банк данных по заболеваемости учащихся и составить
комплексную систему мер для изменения ситуации в лучшую сторону. Мониторинг здоровья. В нашей школе разрабатывается и внедряется система мониторинга здоровья учащихся. Многие школы говорят о здоровьесберегающих технологиях, но часто не имеют никаких статистических объективных данных об изменениях здоровья учащихся. Рассматривая некоторые из этих направлений деятельности подробнее, следует отметить следующее: Организация мониторинга включает в себя комплекс диагностических мероприятий по изучению состояния здоровья детей, количественной и качественной характеристике контингента школы, выявлению факторов риска. Как правило, обследование по выбранным параметрам проводится в начале и в конце учебного года. Отслеживаются следующие параметры: -особенности физического здоровья; -диагностика заболеваний, имеющихся у учащихся; -анализ пропусков учебных дней по болезни; -диагностика нарушений осанки, зрения, хронические заболевания, сколиоз, плоскостопие; -наблюдение за состоянием детей, состоящих на диспансерном учете; Мониторинг проводится совместно с фельдшером, врачами детской поликлиники. Первичный мониторинг и анализ полученной в его результате и н ф о р м а ц и и позволяет мне создать банк данных по заболеваемости учащихся и составить комплексную систему мер для изменения ситуации в лучшую сторону. Для профилактической работы используются не медикаментозные методы коррекции здоровья школьников. Они эффективны, не сложны, позволяют обеспечить максимально полный охват нуждающихся учащихся и в то же время не нарушают общеобразовательный процесс. Зарядка для глаз, коррекция опорно-двигательной системы, фитотерапия с использованием травяных чаев, витамино - профилактика в ноябре и марте аскорбиновой кислотой, "чесночные медальоны” для профилактики гриппа. На приобретение данных препаратов можно использовать спонсорские средства и средства родителей. Я, к ак учитель физической культуры ак тивно внедряю на с воих у р о к а х здоровьесберегающие технологии, используя личностно-ориентированный подход, учитывая группу здоровья и индивидуальные особенности каждого ребенка. Например, на уроках учащиеся работают по отделениям, каждое из которых соответствует определенной группе здоровья, а, значит, при выполнении заданий ученики получают дозированную нагрузку. На уроках физической культуры школьники самостоятельно осуществляют контроль за своим пульсом, обучаясь, таким образом, прислушиваться к своему организму. Деление на подгруппы – это тот фактор, который определяет режим занятий. При этом наиболее доступным
критерием по отбору соответствующих нагрузок служит пульсовой режим. На уроке должны активно работать и временно освобожденные от занятий по состоянию здоровья учащиеся, оценивая выполнение одноклассниками заданий учителя. Наметилась тенденция в строну улучшении посещаемости уроков. На протяжении трёх лет я веду мониторинг физической подготовленности учащихся. Таким образом, полученные мною результаты свидетельствуют об улучшении состояния здоровья и повышении показателей физической подготовленности учащихся. Из опыта работы В 1994 году я начала работу в школе, а с 2006 года работала тренером в ДЮСШ № 4 на отделении лыжных гонок .На протяжении всех лет пропагандирую спорт, здоровый образ жизни и лыжные гонки, очень люблю этот вид спорта. Почти каждый второй ребёнок школы, побывал на лыжной базе и стоял на лыжах. Есть дети, серьёзно занимающиеся этим видом спорта, а в соревнованиях они бесподобны и по сей день. В школе на данный момент введён третий час в плавательный бассейн, второй год мы это практикуем. Заметно улучшилось здоровье детей, потому что лыжные гонки и плавание отличная профилактика простудных заболеваний и имеет свойство закаливания организма. В связи с большой конкуренцией среди детей у нас стали повышаться спортивные результаты, а вместе с тем мы стали занимать призовые места на городских и краевых соревнованиях. Активизировалась работа учащихся во внеурочной деятельности. Развитие лыжной подготовки в школе На протяжении 8 лет у нас работает кружок лыжной подготовки. В этом кружке у нас занимаются дети не только из благополучных семей, но и «трудные» дети. Во время школьных каникул мы совершаем туристические походы по родным местам. В секции стабильно занимаются около двадцати человек, постоянно пополняясь маленькими лыжниками. Во время занятий наши дети развивают не только физические качества, но и изучают флору и фауну родного края, учатся выживать в сложных погодных условиях, обслуживают себя сами под руководством учителей физкультуры, мы занимаемся нравственным и патриотическим воспитанием. Во время учебного года в секции лыжных гонок дети изучают различные упражнения для подготовки лыжника-гонщика, технику лыжных ходов. Подведение итогов года проводится в форме: фотостендов, видеофильмов и результатами командных и личных выступлений на соревнованиях. За эти годы дети выполнили квалификационные разряды по лыжным гонкам, участвовали краевых, зональных и Российских соревнований. Есть и те, кто работает тренером по лыжным гонкам и в данный момент повышает свой уровень подготовки.
За 8 лет работы я неоднократно давала открытые занятия, участвовала в школьном конкурсе «Учитель года по физической культуре», выступала на педагогических советах и методических объединениях. Заключение Несмотря на низкий уровень здоровья учащихся школа планомерно реализует свою образовательную программу по переходу от здоровьесберегающих к здоровьеформирующим технологиям. Индекс физического здоровья от ступени к ступени растет, общие показатели в целом по школе стабильны. В целях совершенствования системы физического воспитания и образования школьников необходимо разрабатывать и внедрять новые педагогические технологии, опирающиеся на теоретически обоснованные и практически проверенные методологические положения, способствующие формированию здорового и гармонически развитого ребенка. Постоянно идет работа по поиску новых технологий, направленных на сбережение здоровья учащихся.


В раздел образования