Автор: Тымуш Виктория Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: ЧДОУ "Детский сад № 259 ОАО "РЖД" Населённый пункт: Новый Ургал Наименование материала: Статья Тема: Инновации в системе детский сад Раздел: дошкольное образование
Инновации в системе детский сад - школа
Предпосылки
и
источники
становления
инноватики
в
дошкольном
образовании обусловлены ходом общественного развития и образовательной
политикой в целом: инновационными процессами в экономике, производстве
и
других
сферах
жизни,
демократизацией
общественной
жизни,
гуманизацией
отношений
участников
образовательного
процесса,
творчеством
субъектов
взаимодействия
в
образовании,
поисковой,
инновационной,
экспериментальной
деятельностью
образовательных
учреждений.
Развитие дошкольного учреждения не может осуществляться иначе, чем
через освоение новшеств и нововведений.
Инновационная деятельность является одним из основных способов
модернизации
системы
образования
и
условием
развития
творческого
потенциала
педагогов.
Это
возможно
только
при
непосредственном
и
активном участие каждого педагога и педагогического коллектива в целом.
Именно
поэтому
наш
педагогический
коллектив
активно
внедряет
парциальные
и
вариативные
программы,
разрабатывает
и
апробирует
авторские
программы.
Реализуемая
в
ДОУ
инновационная
деятельность
позволяет
каждому
педагогу
лучше
понять
свои
«инновационные»
и
креативные возможности, повысить свою мотивацию и профессиональную
компетентность.
Для расширения инновационного пространства ДОУ, мы используем
экспресс-диагностику
инновационного
потенциала
педагогического
коллектива,
разработанную
К.Ю.
Беловой.
Инновационный
потенциал
педагогов
мы
исследуем
с
помощью
диагностической
карты,
далее
для
проведения мониторинга используем метод анкетирования. Это позволяет
выявить «сильные» и «слабые» стороны сотрудников, снизить риск провала
инноваций.
После
проведенной
диагностики
и
ее
обсуждения
перед
педагогами
поставлена
проблема
конкретизации
задач
воспитательно-
образовательной
работы
и
развития
ДОУ
с
учетом
социального
заказа,
потребностей
детей,
педагогов
и
родителей,
с
одной
стороны,
новых
требований
к
совершенствованию
образовательного
процесса,
с
другой
стороны.
Особое внимание уделяем формам организации информации и обучения
педагогов. В частности, для формирования творческих групп педагогов и
создания
научно-методических
объединений,
способных
самостоятельно
решать
задачи
развития
ДОУ
в
инновационном
режиме,
мы
используем
интерактивные формы и методы обучения (повышения квалификации) на
рабочем месте.
Наш детский сад работает по программе развития, целью которой является
обеспечение современного качества образования, забота о здоровье ребенка и
пропаганда
здорового
образа
жизни,
осуществление
взаимодействия
с
семьей.
Наша
программа
разработана
на
о снове
п р о бл е м н о -
ориентированного
анализа.
Методологической
основой
разработки
концепции
развития
дошкольного
учреждения
послужили
труды
Н.А.
Бердяева,
П.А.
Флоренского,
Л.С.
Выготского,
С.Т.
Щацкого
и
др.
Мы
определили
миссию
учреждения:
включение
родителей
в
учебно-
воспитательный процесс, как равноправных, равноответственных партнеров,
формирование у родителей чувства понимания важности и необходимости их
роли в жизни ребенка. Оказание помощи и поддержки семье в коррекционно-
оздоровительном,
образовательном
процессе
по
воспитанию
и
развитию
детей. В программе обоснована актуальность инновационных идей, четко
выделены основные инновационные направления учреждения, представлены
важнейшие ценностные основания учреждения.
Одно из основных направлений реализации проекта развития нашего
учреждения
–
реализация
образовательной
программы.
Вопрос
выбора
программы всегда актуален. Свободный выбор образовательной программы
позволяет педагогам проявлять творчество, смело использовать инновации, а
детям
иметь
комфортную
среду
обитания,
чувствовать
уважение
их
интересов
и
признание
самоценности
дошкольного
периода
жизни.
Разнообразие
образовательных
услуг,
предлагаемых
дошкольными
учреждениями,
отвечает
возросшим
потребностям
общества
и
запросам
родителей.
Так
в
наш
детский
сад
предлагает
платные
и
бесплатные
образовательные
услуги.
Бесплатные:
«В
гостях
у
сказки»,
«Умники
и
умницы», «Умелые руки не знают скуки», «Оригами», «Юный скульптор»,
«Юный железнодорожник», «Топотушки», «Ребенок и его здоровье» и др.;
платные:
английский
язык,
спортивно-оздоровительный
кружок,
танцевально-игровая
гимнастика,
вокальное
пение,
художественно-
эстетическое развитие.
На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт
формально или содержательного перехода большинства ДОУ в режим поиска,
что является переходным этапом на пути к качественным изменениям и
переводу ДОУ в режим развития.