Использование информационных технологий в деятельности дошкольного учреждения как отражение информационно-коммуникативной компетентности педагогов
Автор: Мишарина Инна Дамировна Должность: заместитель заведующего по ВМР Учебное заведение: МБДОУ - детский сад компенсирующего вида № 503 Населённый пункт: город Екатеринбург Наименование материала: статья Тема: Использование информационных технологий в деятельности дошкольного учреждения как отражение информационно-коммуникативной компетентности педагогов Раздел: дошкольное образование
Использование информационных технологий в деятельности
дошкольного учреждения как отражение информационно-
коммуникативной компетентности педагогов.
МБДОУ № 503, Г. Екатеринбург
Заместитель заведующего по ВМР
И.Д. Мишарина
Аннотация.
Использование информационных технологий в мировом
пространстве,
в
образовательном
процессе.
Профессиональное
развитие
педагогов
при
использовании
в
своей
работе
информационно-
коммуникативные технологии.
Потребность в единой информационной среды ДОУ. Использование
компьютера и его возможности в образовательном процессе.
Стремительное
развитие
информационного
общества,
появление
и
широкое
распространение
технологий
мультимедиа,
электронных
информационных ресурсов, сетевых технологий
позволяет использовать
информационные
технологии
(далее
ИТ)
в
качестве
средства
обучения,
общения, воспитания, интеграции в мировое пространство. Совокупность
традиционных и информационных направлений внедрения ИТ в образование
создает предпосылки для реализации новой интегрированнной концепции
применения ИТ и заключается в личностно - ориентированнном развитии
всех
участников
педагогического
процесса:
воспитанников,
педагогов
родителей.
Современным и решающим фактором успеха для педагога в частности
становится сегодня непрерывное, качественное профессиональное развитие
средствами
информационных
технологий.
При
этом
важно,
чтобы
профессиональное развитие не превратилось для педагога в дополнительную
нагрузку, с которой приходиться мириться. Интернет может способствовать
профессиональному
развитию
и
обеспечивает
доступ
к
огромному
хранилищу информации.
Сегодня совершенно ясно, что современный мир становится все более
зависимым о ИТ, и будущее неизбежно потребует от сегодняшних педагогов
большого
разнообразия
знаний,
включая
и
знания
информационных
технологий, использование которых в современном дошкольном образовании
не только целесообразно, но и актуально и позволит достичь одной из целей -
подготовить разносторонне развитую личность, поскольку знания и навыки,
полученные
в
процессе
образования,
лежат
в
основе
всех
видов
деятельности, определяет их направленность, темпы развития и полезность в
современном обществе.
В
образовательном
учреждении
имеется
масса
разрозненной
информации на бумажных носителях: списки детей, учебно-методические
материалы и т. д. А поиск необходимой информации вызывает огромные
сложности
для
всех
участников
образовательного
процесса,
в
том
числе
педагогов.
В
связи
с
этим
возникает
необходимость
в
создании
единой
информационной среды МБДОУ, которая решает различные задачи.
Применение
информационно-коммуникативных
технологий
изменяет
традиционный
характер
и
предусматривает
распределение
обязанностей
между "естественным" и "искусственным" интеллектом. При этом машина
выполняет рутинную, трудоемкую обработку и хранение большой массы
информации.
Одновременно
человеку
предоставляется
возможность
творческого
подхода
к
принятию
оперативных
решений
в
части
регулирования
интеллектуальных,
финансовых,
материальных
и
других
ресурсов.
Очевидно,
что
педагог,
который
ведет
просветительскую
работу
с
использованием
мультимедиапроектора,
компьютера,
имеет
выход
в
Интернет,
обладает
качественным
преимуществом
перед
коллегой,
действующим
только
в
рамках
традиционных
технологий.
Владение
ИТ
позволяет
увеличить
поток
информации
по
содержанию
предмета
и
методическим
вопросам
благодаря
данным,
имеющимся
на
электронных
носителях и в сети Интернет.
В ходе работы мы столкнулись с проблемой - педагоги испытывают
затруднения в использовании компьютера в своей деятельности вследствие
того, что имеют разный уровень ИКТ - компетентности.
Таким
образом,
для
подготовки
педагогов
нашего
МБДОУ
к
непрерывному
развитию
ИКТ
-
компетентности
нам
потребовалось
организовать консультативную методическую поддержку.
В нашем учреждении используются следующие формы для повышения
ИКТ - компетентности педагогов:
- неделя педагогического мастерства;
- мастер-классы;
- педагогическое наставничество;
- обучающие семинары;
- работа в паре;
- тематические семинары и другие формы работы.
Важно
отметить,
что
ИТ
используются
как
в
воспитательно-
образовательной
работе
педагога,
так
и
в
методической
работе.
В
методической работе нашего дошкольного учреждения ИТ используется на
педагогических
советах,
семинарах,
консультациях,
при
процедуре
аттестации педагогов, на родительских собраниях.
На данный момент в МБДОУ разработана технология мультимедийного
сопровождения
образовательного
процесса
(еженедельно
в
рамках
педагогического часа: проведение консультаций, семинаров- практикумов и
других мероприятий). Это позволяет педагогам выразить свой передовой
опыт другим коллегам детского сада, сделать его более информативным,
красочным
и
запоминающим.
Также
мультимедийное
сопровождение
используется в работе с детьми (итоговое интегрированное занятие в рамках
недельной тематики согласно комплексно-тематическому планированию).
Создан банк компьютерных обучающих программ, дидактических и
методических
материалов
по
использованию
ИТ
в
работе
МБДОУ;
электронный банк данных: воспитанников, педагогов, родителей; свой сайт в
сети Интернет.
В нашем МБДОУ широко применяется такая телекоммуникация, как
электронная почта. Сегодня электронная почта - наиболее быстрый способ
пересылки
текстовых
сообщений
или
файлов,
содержащих
графическое
изображение,
фото
и
многое
другое.
74
%
педагогов
имеют
свою
собственную электронную почту, что позволяет общаться с коллегами по
обмену опытом и родителями, давая различную информацию по вопросам
воспитания и развития их детей.
Собственный
Интернет-сайт
МБДОУ
позволяет
повысить
эффективность
общения
педагогов
и
родителей.
На
сайте
имеются
специальные
страницы
о
группах
детского
сада,
где
родители
могут
познакомиться
о
жизни
их
детей
в
стенах
детского
сада:
размещена
информация
о
занятиях,
режиме
дня,
фотографиях
их
детей
и
другаа
полезная информация.
Также
для
быстрого
доступа
к
информационным
ресурсам
других
компьютеров
в
МБДОУ
создана
локальная
сеть.
Она
объединяет
компьютеры, установленные на сравнительно небольшом удалении друг от
друга
(в
одном
здании).
Объединение
производиться
с
помощью
электронного кабеля. В нашей локальной сети все компьютеры равноправны.
Использование
материалов
сетевых
папок
позволяет
педагогам
работать
эффективно
и
оперативно,
постоянно
взаимодействуя
друг
с
другом
и
обмениваясь накопленным опытом.
Т а к и м
о б р а з о м ,
м о ж н о
с
у в е р е н н о с т ь ю
с к а з а т ь ,
ч т о
компьютер
является
эффективным
техническим
средством,
при
помощи
которого
общепользовательский
компонент
значительно
разнообразил
общепедагогический
компонент
и
выстроил
эффективную
методическую
работу нашего МБДОУ.