Напоминание

Использование информационных технологий в деятельности дошкольного учреждения как отражение информационно-коммуникативной компетентности педагогов


Автор: Мишарина Инна Дамировна
Должность: заместитель заведующего по ВМР
Учебное заведение: МБДОУ - детский сад компенсирующего вида № 503
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Использование информационных технологий в деятельности дошкольного учреждения как отражение информационно-коммуникативной компетентности педагогов
Раздел: дошкольное образование





Назад





Использование информационных технологий в деятельности

дошкольного учреждения как отражение информационно-

коммуникативной компетентности педагогов.
МБДОУ № 503, Г. Екатеринбург Заместитель заведующего по ВМР И.Д. Мишарина
Аннотация.
Использование информационных технологий в мировом пространстве, в образовательном процессе. Профессиональное развитие педагогов при использовании в своей работе информационно- коммуникативные технологии. Потребность в единой информационной среды ДОУ. Использование компьютера и его возможности в образовательном процессе. Стремительное развитие информационного общества, появление и широкое распространение технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяет использовать информационные технологии (далее ИТ) в качестве средства обучения, общения, воспитания, интеграции в мировое пространство. Совокупность традиционных и информационных направлений внедрения ИТ в образование создает предпосылки для реализации новой интегрированнной концепции применения ИТ и заключается в личностно - ориентированнном развитии всех участников педагогического процесса: воспитанников, педагогов родителей. Современным и решающим фактором успеха для педагога в частности становится сегодня непрерывное, качественное профессиональное развитие средствами информационных технологий. При этом важно, чтобы профессиональное развитие не превратилось для педагога в дополнительную нагрузку, с которой приходиться мириться. Интернет может способствовать профессиональному развитию и обеспечивает доступ к огромному хранилищу информации. Сегодня совершенно ясно, что современный мир становится все более зависимым о ИТ, и будущее неизбежно потребует от сегодняшних педагогов большого разнообразия знаний, включая и знания информационных технологий, использование которых в современном дошкольном образовании не только целесообразно, но и актуально и позволит достичь одной из целей - подготовить разносторонне развитую личность, поскольку знания и навыки, полученные в процессе образования, лежат в основе всех видов деятельности, определяет их направленность, темпы развития и полезность в современном обществе. В образовательном учреждении имеется масса разрозненной информации на бумажных носителях: списки детей, учебно-методические материалы и т. д. А поиск необходимой информации вызывает огромные сложности для всех участников образовательного процесса, в том числе
педагогов. В связи с этим возникает необходимость в создании единой информационной среды МБДОУ, которая решает различные задачи. Применение информационно-коммуникативных технологий изменяет традиционный характер и предусматривает распределение обязанностей между "естественным" и "искусственным" интеллектом. При этом машина выполняет рутинную, трудоемкую обработку и хранение большой массы информации. Одновременно человеку предоставляется возможность творческого подхода к принятию оперативных решений в части регулирования интеллектуальных, финансовых, материальных и других ресурсов. Очевидно, что педагог, который ведет просветительскую работу с использованием мультимедиапроектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Владение ИТ позволяет увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в сети Интернет. В ходе работы мы столкнулись с проблемой - педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера в своей деятельности вследствие того, что имеют разный уровень ИКТ - компетентности. Таким образом, для подготовки педагогов нашего МБДОУ к непрерывному развитию ИКТ - компетентности нам потребовалось организовать консультативную методическую поддержку. В нашем учреждении используются следующие формы для повышения ИКТ - компетентности педагогов: - неделя педагогического мастерства; - мастер-классы; - педагогическое наставничество; - обучающие семинары; - работа в паре; - тематические семинары и другие формы работы. Важно отметить, что ИТ используются как в воспитательно- образовательной работе педагога, так и в методической работе. В методической работе нашего дошкольного учреждения ИТ используется на педагогических советах, семинарах, консультациях, при процедуре аттестации педагогов, на родительских собраниях. На данный момент в МБДОУ разработана технология мультимедийного сопровождения образовательного процесса (еженедельно в рамках педагогического часа: проведение консультаций, семинаров- практикумов и других мероприятий). Это позволяет педагогам выразить свой передовой опыт другим коллегам детского сада, сделать его более информативным, красочным и запоминающим. Также мультимедийное сопровождение используется в работе с детьми (итоговое интегрированное занятие в рамках недельной тематики согласно комплексно-тематическому планированию).
Создан банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию ИТ в работе МБДОУ; электронный банк данных: воспитанников, педагогов, родителей; свой сайт в сети Интернет. В нашем МБДОУ широко применяется такая телекоммуникация, как электронная почта. Сегодня электронная почта - наиболее быстрый способ пересылки текстовых сообщений или файлов, содержащих графическое изображение, фото и многое другое. 74 % педагогов имеют свою собственную электронную почту, что позволяет общаться с коллегами по обмену опытом и родителями, давая различную информацию по вопросам воспитания и развития их детей. Собственный Интернет-сайт МБДОУ позволяет повысить эффективность общения педагогов и родителей. На сайте имеются специальные страницы о группах детского сада, где родители могут познакомиться о жизни их детей в стенах детского сада: размещена информация о занятиях, режиме дня, фотографиях их детей и другаа полезная информация. Также для быстрого доступа к информационным ресурсам других компьютеров в МБДОУ создана локальная сеть. Она объединяет компьютеры, установленные на сравнительно небольшом удалении друг от друга (в одном здании). Объединение производиться с помощью электронного кабеля. В нашей локальной сети все компьютеры равноправны. Использование материалов сетевых папок позволяет педагогам работать эффективно и оперативно, постоянно взаимодействуя друг с другом и обмениваясь накопленным опытом. Т а к и м о б р а з о м , м о ж н о с у в е р е н н о с т ь ю с к а з а т ь , ч т о компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого общепользовательский компонент значительно разнообразил общепедагогический компонент и выстроил эффективную методическую работу нашего МБДОУ.


В раздел образования