Напоминание

Социально-коммуникативное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы


Автор: Латыпова Ильгия Фариховна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с №2
Населённый пункт: город Нефтекамск, Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: Социально-коммуникативное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы
Раздел: дошкольное образование





Назад




Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и

самих себя.

В.А. Сухомлинский

С

раннего

детства

человек

знакомится

с

книгами.

Они

будут

сопровождать

его

всю

жизнь,

будут

постоянными

спутниками,

помогут

разобраться в трудных вопросах, решить важнейшие жизненные проблемы.

Книга учит быть добрее, учит милосердию, сочувствию, становится

нашим верным другом в сложный момент, когда надо найти то единственное

решение, которое поможет выйти из сложившейся ситуации.

Книга – это действительно надёжный друг! С любым вопросом можно

обратиться к нему.

В наше время, когда так быстро развиваются информационно –

коммуникативные технологии, к сожалению, книга оттесняется на второй

план. Отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать, в

связи

с

тем,

что

уже

в

дошкольном

возрасте

дети

вместо

чтения

предпочитают смотреть телевизор и играть в компьютерные игры. В итоге, и

школьники не любят, не хотят читать. Компьютер не должен занять место

хорошей книги. Поэтому перед нами, взрослыми, родителями, стоит задача –

открыть ребенку то необыкновенное, что несет в себе книга, то наслаждение,

которое доставляет погружение в чтение.

Велика роль книги в жизни человека. Без неё были бы невозможны ни

образование, ни культура общества. Именно книга хранит в себе всё то, что

накопило

человечество

за

все

века

своего

существования

в

различных

областях. Для ребёнка книга является источником знаний, развития, познания

мира, занимает важное место в его жизни.

Чтение детских книг развивает художественно-речевые навыки,

формирует

нравственную

и

культурную

сторону

ребёнка,

передаёт

представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая тем самым

социальный

опыт

и

трудовую

деятельность

дошкольника.

Всё

это

гармонично развивает ребёнка как полноценную личность.

Книги

служат

для

того,

чтоб

расширять

представление

ребёнка

о

мире,

знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает.

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное

произведение

доносит

до

них

педагог,

поэтому

владение

им

навыками

выразительного

чтения

имеет

особое

значение.

Перед

педагогом

стоит

важная задача - каждое прочитанное произведение нужно довести до детей

как

произведение

искусства,

раскрыть

его

замысел,

заразить

слушателя

эмоциональным

отношением

к

прочитанному:

чувствам,

поступкам,

переживаниям героев.

Детские книги играют большую роль в речевом развитии детей.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного

языка, становления развития всех сторон речи: фонетической, лексической,

грамматической.

В

этом

возрасте

ребёнок

овладевает,

прежде

всего,

диалогической

речью.

Она

имеет

свои

специфические

особенности,

проявляющиеся

в

использовании

языковых

средств,

допустимых

в

разговорной речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка

к

овладению

связной

речи,

строится

с

учетом

возрастных

особенностей

детей. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его

речь

обогащается

эмоциональной

и

поэтической

лексикой.

Литература

помогает

детям

излагать

свое

отношение

к

прослушанному,

используя

сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех

основных

психических

процессов:

мышление,

воображение,

памяти,

речевого общения, эмоций. Поэтому определение направлений и условий

развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач, а

именно, интенсивно обогащать речь ребёнка путем восприятия и рассказов

взрослых, а также чтения вслух.

По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой

умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Чтение вслух вызывает у детей бурные эмоции, оно уносит его прямо в

сказку, у ребенка начинает работать воображение. Процесс формирования

правильного

звукопроизношения

у

детей

начинается

с

младшего

дошкольного возраста. Развитию точной артикуляции помогает воспитание у

детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом

следить за движением губ, языка. Ведущая роль принадлежит чтецу, нельзя

монотонно

произносить

текст,

его

нужно

обыгрывать,

не

торопиться,

создавать голосом образы героев. Читать ярко и выразительно, соблюдать

ритм, следить за реакцией ребенка. Речь педагога должна служить образцом

для подражания, быть фонетически правильно оформленной, эмоционально

окрашенной.

На занятиях дети знакомятся с художественной литературой с помощью

произведений разных жанров: сказкой, стихотворением, рассказом. Особая

роль отводится знакомству со сказкой. Дети особенно любят сказки за их

увлекательный

сюжет,

оптимизм,

забавность.

Слушание,

обсуждение,

рассказывание,

а

также

последующая

драматизация

сказки

дают

детям

возможность познакомиться с жизнью и бытом людей, узнавать традиции и

обычаи других народов.

Народные

сказки

воспитывают

такие

качества,

как

доброта,

отзывчивость, честность, смелость, трудолюбие. Особенно дети любят сказки

на экологическую тему, про животных. В них «невозможное – возможно»,

там происходят нереальные события, чудесные превращения.

Сказка, представленная сочетанием образного слова с иллюстрацией

оказывает большое влияние на эмоции дошкольника.

Очень

нравятся

детям

произведения

К.Чуковского,

С.Маршака.

Творчество

В.

Бианки

хорошо

знакомо

детям.

Он

создал

прекрасные

произведения для дошкольников - цикл рассказов и сказок о природе.

Сказку, рассказ мы обсуждаем, обыгрываем, по их мотивам ставим

спектакли. Например, дети с большим удовольствием выступили со сказкой

«Непослушная Даша».

Работа со сказкой происходит в различных формах: пересказ сказки,

придумывание своей концовки, ответы на вопросы, обсуждение действий

сказочных

героев,

драматизация

отрывков

и

небольших

произведений,

проведение

викторин,

конкурсных

игровых

программ,

праздников,

посвященных книг. Организуем выставки любимых детских книг,

С детьми постоянно посещаем центральную городскую библиотеку.

Мы частые гости Библиоцентра.

Дети участвуют в работе по реставрации старых книг.

Был разработан и реализован проект «Библиотека».

Дети активно участвуют в «Олимпийских играх по чтению».

Ежегодно

проводим

литературные

викторины

по

произведениям

детских писателей. В марте

прошел литературный праздник «В гостях у

дедушки

Корнея»

с

участием

библиотекаря

центральной

городской

библиотеки Валитовой И.Я. Это праздник посвятили к 100-летию великого

писателя.

Работа

начинается

с

оформления

книжного

уголка:

подбираем

книги с яркими, красочными иллюстрациями, выставляем портрет писателя,

кратко знакомим с его биографией.

После чтения предлагаем детям нарисовать, вылепить героев того или

иного произведения и пересказать его содержание. Для лучшего запоминания

текста используем разнообразные методы и приемы, дидактические игры:

«Кто это сказал?», «Кому принадлежат эти слова?», «Узнай, чей предмет?».

Такая творческая работа делает текст более доступным для инсценировки и

драматизации.

Созданы книги – стихи и

пословицы о книге. Родители подобрали

стихи и пословицы, дети старательно их переписали в страницы книг.

Маленький

ребенок,

слушая

художественное

произведение,

живет

вместе с его героями, сочувствует одним и по-детски осуждает других. У него

вырабатывается

определенное

отношение

к

явлениям

окружающей

действительности, к поступкам людей. Прочитанная в детские годы книга

производит настолько сильное впечатление, что остается в памяти на всю

жизнь.

В работе по формированию у детей любви к художественному слову

активно

участвуют

родители.

В

папке

«Советы

родителям»

для

них

программные

произведения

для

чтения

детям,

рекомендации

по

приобретению книг для дошкольников, по воспитанию бережного отношения

к книгам.

Было проведено собрание «Роль семьи в организации чтения».

Организованы консультации «Что и как читать ребенку дома», «Роль книги в

жизни ребенка», «Книга в жизни ребенка». Совместно с родителями был

подготовлен

и

организован

литературный

праздник

«Сказки

Корнея

Чуковского» - выставка рисунков по сказкам К.Чуковского, выставка книг-

произведений автора, костюмы детям для инсценировки.

Было

проведено

анкетирование,

главная

задача

которой

-

заинтересовать родителей проблемой приобщения детей к книге, воспитания

интереса к книге.

Родители участвуют в обновлении и пополнении книжного уголка и

библиотеки группы.

Была организована встреча – знакомство с профессией библиотекаря.

Дети

выучили

стихи

о

книгах

и

представили

книги,

созданные

своими

руками.

Родители написали мини-сочинение на тему «Книга в жизни моего

ребенка».

Цель

данного

мероприятия

популяризация

семейного

чтения,

выявление

положительного

опыта

семейного

воспитания.

Родителям

предлагалось в свободной форме высказать свое мнение о роли книги в

развитии ребенка, какие литературные предпочтения у детей существуют, как

организуют детское чтение в семье. Анализ сочинений показал, что авторов–

это родители - заинтересованных в воспитании и развитии своих детей, они

читающих

детям много произведений и которые

являются постоянными

посетителями

библиотеки

малое

количество.

Именно

они

и

должны

являться примером для других родителей. Сочинения были предложены

вниманию родителей

.

Мы, взрослые – педагоги, родители должны приложить все силы, чтобы

уголек любви к художественной литературе, чтению никогда не погас в

душах детей. Надеемся, что положительное отношение к книге, к процессу

чтения, воспитанное в дошкольном учреждении и совместно родителями

дома, станет фундаментом успешного обучения ребенка в школе. И книга

станет добрым другом, советчиком и помощником ребенка на протяжении

всей жизни.



В раздел образования