Автор: Латыпова Ильгия Фариховна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с №2
Населённый пункт: город Нефтекамск, Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: Социально-коммуникативное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы
Раздел: дошкольное образование
Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и
самих себя.
В.А. Сухомлинский
С
раннего
детства
человек
знакомится
с
книгами.
Они
будут
сопровождать
его
всю
жизнь,
будут
постоянными
спутниками,
помогут
разобраться в трудных вопросах, решить важнейшие жизненные проблемы.
Книга учит быть добрее, учит милосердию, сочувствию, становится
нашим верным другом в сложный момент, когда надо найти то единственное
решение, которое поможет выйти из сложившейся ситуации.
Книга – это действительно надёжный друг! С любым вопросом можно
обратиться к нему.
В наше время, когда так быстро развиваются информационно –
коммуникативные технологии, к сожалению, книга оттесняется на второй
план. Отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать, в
связи
с
тем,
что
уже
в
дошкольном
возрасте
дети
вместо
чтения
предпочитают смотреть телевизор и играть в компьютерные игры. В итоге, и
школьники не любят, не хотят читать. Компьютер не должен занять место
хорошей книги. Поэтому перед нами, взрослыми, родителями, стоит задача –
открыть ребенку то необыкновенное, что несет в себе книга, то наслаждение,
которое доставляет погружение в чтение.
Велика роль книги в жизни человека. Без неё были бы невозможны ни
образование, ни культура общества. Именно книга хранит в себе всё то, что
накопило
человечество
за
все
века
своего
существования
в
различных
областях. Для ребёнка книга является источником знаний, развития, познания
мира, занимает важное место в его жизни.
Чтение детских книг развивает художественно-речевые навыки,
формирует
нравственную
и
культурную
сторону
ребёнка,
передаёт
представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая тем самым
социальный
опыт
и
трудовую
деятельность
дошкольника.
Всё
это
гармонично развивает ребёнка как полноценную личность.
Книги
служат
для
того,
чтоб
расширять
представление
ребёнка
о
мире,
знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает.
Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное
произведение
доносит
до
них
педагог,
поэтому
владение
им
навыками
выразительного
чтения
имеет
особое
значение.
Перед
педагогом
стоит
важная задача - каждое прочитанное произведение нужно довести до детей
как
произведение
искусства,
раскрыть
его
замысел,
заразить
слушателя
эмоциональным
отношением
к
прочитанному:
чувствам,
поступкам,
переживаниям героев.
Детские книги играют большую роль в речевом развитии детей.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного
языка, становления развития всех сторон речи: фонетической, лексической,
грамматической.
В
этом
возрасте
ребёнок
овладевает,
прежде
всего,
диалогической
речью.
Она
имеет
свои
специфические
особенности,
проявляющиеся
в
использовании
языковых
средств,
допустимых
в
разговорной речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка
к
овладению
связной
речи,
строится
с
учетом
возрастных
особенностей
детей. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его
речь
обогащается
эмоциональной
и
поэтической
лексикой.
Литература
помогает
детям
излагать
свое
отношение
к
прослушанному,
используя
сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех
основных
психических
процессов:
мышление,
воображение,
памяти,
речевого общения, эмоций. Поэтому определение направлений и условий
развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач, а
именно, интенсивно обогащать речь ребёнка путем восприятия и рассказов
взрослых, а также чтения вслух.
По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой
умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Чтение вслух вызывает у детей бурные эмоции, оно уносит его прямо в
сказку, у ребенка начинает работать воображение. Процесс формирования
правильного
звукопроизношения
у
детей
начинается
с
младшего
дошкольного возраста. Развитию точной артикуляции помогает воспитание у
детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом
следить за движением губ, языка. Ведущая роль принадлежит чтецу, нельзя
монотонно
произносить
текст,
его
нужно
обыгрывать,
не
торопиться,
создавать голосом образы героев. Читать ярко и выразительно, соблюдать
ритм, следить за реакцией ребенка. Речь педагога должна служить образцом
для подражания, быть фонетически правильно оформленной, эмоционально
окрашенной.
На занятиях дети знакомятся с художественной литературой с помощью
произведений разных жанров: сказкой, стихотворением, рассказом. Особая
роль отводится знакомству со сказкой. Дети особенно любят сказки за их
увлекательный
сюжет,
оптимизм,
забавность.
Слушание,
обсуждение,
рассказывание,
а
также
последующая
драматизация
сказки
дают
детям
возможность познакомиться с жизнью и бытом людей, узнавать традиции и
обычаи других народов.
Народные
сказки
воспитывают
такие
качества,
как
доброта,
отзывчивость, честность, смелость, трудолюбие. Особенно дети любят сказки
на экологическую тему, про животных. В них «невозможное – возможно»,
там происходят нереальные события, чудесные превращения.
Сказка, представленная сочетанием образного слова с иллюстрацией
оказывает большое влияние на эмоции дошкольника.
Очень
нравятся
детям
произведения
К.Чуковского,
С.Маршака.
Творчество
В.
Бианки
хорошо
знакомо
детям.
Он
создал
прекрасные
произведения для дошкольников - цикл рассказов и сказок о природе.
Сказку, рассказ мы обсуждаем, обыгрываем, по их мотивам ставим
спектакли. Например, дети с большим удовольствием выступили со сказкой
«Непослушная Даша».
Работа со сказкой происходит в различных формах: пересказ сказки,
придумывание своей концовки, ответы на вопросы, обсуждение действий
сказочных
героев,
драматизация
отрывков
и
небольших
произведений,
проведение
викторин,
конкурсных
игровых
программ,
праздников,
посвященных книг. Организуем выставки любимых детских книг,
С детьми постоянно посещаем центральную городскую библиотеку.
Мы частые гости Библиоцентра.
Дети участвуют в работе по реставрации старых книг.
Был разработан и реализован проект «Библиотека».
Дети активно участвуют в «Олимпийских играх по чтению».
Ежегодно
проводим
литературные
викторины
по
произведениям
детских писателей. В марте
прошел литературный праздник «В гостях у
дедушки
Корнея»
с
участием
библиотекаря
центральной
городской
библиотеки Валитовой И.Я. Это праздник посвятили к 100-летию великого
писателя.
Работа
начинается
с
оформления
книжного
уголка:
подбираем
книги с яркими, красочными иллюстрациями, выставляем портрет писателя,
кратко знакомим с его биографией.
После чтения предлагаем детям нарисовать, вылепить героев того или
иного произведения и пересказать его содержание. Для лучшего запоминания
текста используем разнообразные методы и приемы, дидактические игры:
«Кто это сказал?», «Кому принадлежат эти слова?», «Узнай, чей предмет?».
Такая творческая работа делает текст более доступным для инсценировки и
драматизации.
Созданы книги – стихи и
пословицы о книге. Родители подобрали
стихи и пословицы, дети старательно их переписали в страницы книг.
Маленький
ребенок,
слушая
художественное
произведение,
живет
вместе с его героями, сочувствует одним и по-детски осуждает других. У него
вырабатывается
определенное
отношение
к
явлениям
окружающей
действительности, к поступкам людей. Прочитанная в детские годы книга
производит настолько сильное впечатление, что остается в памяти на всю
жизнь.
В работе по формированию у детей любви к художественному слову
активно
участвуют
родители.
В
папке
«Советы
родителям»
для
них
программные
произведения
для
чтения
детям,
рекомендации
по
приобретению книг для дошкольников, по воспитанию бережного отношения
к книгам.
Было проведено собрание «Роль семьи в организации чтения».
Организованы консультации «Что и как читать ребенку дома», «Роль книги в
жизни ребенка», «Книга в жизни ребенка». Совместно с родителями был
подготовлен
и
организован
литературный
праздник
«Сказки
Корнея
Чуковского» - выставка рисунков по сказкам К.Чуковского, выставка книг-
произведений автора, костюмы детям для инсценировки.
Было
проведено
анкетирование,
главная
задача
которой
-
заинтересовать родителей проблемой приобщения детей к книге, воспитания
интереса к книге.
Родители участвуют в обновлении и пополнении книжного уголка и
библиотеки группы.
Была организована встреча – знакомство с профессией библиотекаря.
Дети
выучили
стихи
о
книгах
и
представили
книги,
созданные
своими
руками.
Родители написали мини-сочинение на тему «Книга в жизни моего
ребенка».
Цель
данного
мероприятия
–
популяризация
семейного
чтения,
выявление
положительного
опыта
семейного
воспитания.
Родителям
предлагалось в свободной форме высказать свое мнение о роли книги в
развитии ребенка, какие литературные предпочтения у детей существуют, как
организуют детское чтение в семье. Анализ сочинений показал, что авторов–
это родители - заинтересованных в воспитании и развитии своих детей, они
читающих
детям много произведений и которые
являются постоянными
посетителями
библиотеки
малое
количество.
Именно
они
и
должны
являться примером для других родителей. Сочинения были предложены
вниманию родителей
.
Мы, взрослые – педагоги, родители должны приложить все силы, чтобы
уголек любви к художественной литературе, чтению никогда не погас в
душах детей. Надеемся, что положительное отношение к книге, к процессу
чтения, воспитанное в дошкольном учреждении и совместно родителями
дома, станет фундаментом успешного обучения ребенка в школе. И книга
станет добрым другом, советчиком и помощником ребенка на протяжении
всей жизни.