Автор: Лузаненко Нина Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад села Парфеново Населённый пункт: село Парфеново Наименование материала: Конспект занятия в старшей группе Тема: Как менялось жилище Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия в старшей группе
« Как менялось
жилище человека »
Цель : Создание условий для развития у дошкольников представлений
об эволюции жилища от древнего мира до сегодняшних дней.
Задачи:
Развивать представления о внешнем облике , жилище , особенностях
деятельности
древних людей .
Познакомить детей с бытом , утварью русской семьи .
Расширить ориентацию детей в пространстве и во времени .
Упражнять в образовании прилагательных от существительных,
обозначающих строительные материалы .
Развивать творческое воображение.
Формировать коммуникативные качества, дружелюбие
Воспитывать уважение к архитектурному наследию наших предков.
Я спешу сказать вам «Здравствуйте! »,
Чтоб пожелать здоровья доброго,
Удач, успехов и везения!
Чтоб обрести сегодня вам
Прекраснейшее настроение!
- Вам интересно узнать, чем мы будем сегодня заниматься? Ответ на
этот вопрос вы получите, отгадав загадки.
В нём живёт моя родня,
Мне без него не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый..
( дом )
На земле он всех умней,
Потому и всех сильней - (человек.)
Догадались, о чем мы будем говорить?
(Ответы детей)
–
Посмотрите на слайд и скажите : что за люди нарисованы ? И когда они
жили ? (Древние люди .) Чем они отличаются от нас ? Где они спали и
укрывались от непогоды ?
–
Как называлось их жилище ? (пещера ) -показ слайда .Как они в неё
попадали? ( Через большое отверстие или через лаз. )
–
Что было внутри ? (пусто )
–
Чем освещалась пещера ? (ничем )
–
Как люди обогревались в ней ? (Грелись друг о друга или шкурами )
–
Показ следующего слайда
–
А это что ? ( Хижина ) Чем она лучше пещеры ? ( Её можно построить ,
где нужно )
–
А это что? (костёр) Люди научились добывать огонь , стали
обкладывать его камнями ,камни долго хранят тепло , так у них появился
-очаг .
А кому ещё нужен дом? Дом необходим всем, но самое большое
разнообразие у человека. Ещё в древности люди освоили профессию
строителя.
_Показ следующего слайда ( Русская изба )Издревле русские люди
славились своей силой и мастерством. Эта изба построена без единого
гвоздя. Строили все вместе, дружно . Маленький домик называли
избушкой , а шутливо - « избушка на курьих ножках » Мужчина -хозяин
строил дом- избу для своей семьи . Сначала все они входили в сени
(прихожую) ,потом в избу . В избе главное — была печь (показ).Она
грела, в ней готовили, на ней спали. Эта печь называется русской(такую
делали только в России) .Пищю готовили в горшках, его брали ухватом и
ставили в печь .(показ)
-Что вы видите в избе , кроме печи ? (Лавки ) .Почему они широкие ? (На
них спали )
-А это что ? (Сундук ) Для чего он ? ( Чтобы хранить вещи )
_Давайте рассмотрим одежду (показ). Удивительно красиво, и всё
делали своими руками : вышивали , вязали , шили . В семье все
помогали друг другу .
-Сейчас я предлагаю вам построить дом
Физкультминутка «Строим дом»
Что нам стоит дом построить?
Есть фундамент, можно жить? Нет.
Стены дальше мы возводим,
И в своё окно глядим.
Крыша нас от непогод,
Всех укроет круглый год.
-А эти дома вы узнаёте ? (Это современные дома )
-Кто расскажет , как они обогреваются ? Как освещаются ? Как в этих
домах люди умываются ? Где стирают ? И т. д .
Приглашаю Вас поиграть в игру «Лови, бросай, на вопрос отвечай». Я
назову строительный материал и брошу мяч, а тот, кто ловит, отвечает
какой дом можно построить…
Дом из камня- …. каменный (соломы, дерева, глины, льда, кирпича,
снега, стекла, бетона, брёвен) .
А теперь , ребята предлагаю вам нарисовать свой дом . (дети выполняют
работы )
Звучит спокойная музыка .
Итог занятия .Дети анализируют работы : рассказывают какой
нарисовали дом , кто будет в нём жить.