Напоминание

"Преодоление фонематического недоразвития речи у детей 6-7 лет"


Автор: Мокшина Ольга Игоревна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "Лицей им. Г. Ф. Атякшева"
Населённый пункт: Югорск, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО, Россия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Преодоление фонематического недоразвития речи у детей 6-7 лет"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка

по преодолению фонематического недоразвития речи

у детей 6-7 лет

Составитель:

учитель – логопед

Мокшина Ольга Игоревна

2

2

Оглавление

Краткая презентация программы

.................................................................................................................. 3

I.

Целевой раздел

....................................................................................................................................... 4

Пояснительная записка.

................................................................................................................................. 4

Актуальность

.................................................................................................................................................. 4

Целью программы

.......................................................................................................................................... 7

Задачи рабочей программы.

.......................................................................................................................... 7

Теоретические основы

................................................................................................................................... 8

Методы обучения

........................................................................................................................................... 8

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

.............................................................. 9

Возрастные особенности детей седьмого года жизни

................................................................................ 9

Индивидуальные особенности контингента детей ДОУ

............................................................................ 9

Целевые ориентиры Программы

.................................................................................................................10

Планируемые результаты освоения рабочей программы.

........................................................................10

II.

Содержательный раздел

.......................................................................................................................12

Календарно-тематическое планирование

...................................................................................................14

III.

Организационный раздел

.....................................................................................................................21

Организация процесса обучения

.................................................................................................................21

Продолжительность занятий

.......................................................................................................................21

Предметно-пространственная среда

...........................................................................................................21

Дидактические пособия:

..............................................................................................................................22

Используемая в работе литература, методические пособия

....................................................................24

IV.

Предполагаемый результат

.................................................................................................................25

Приложения

..................................................................................................................................................27

3

3

Краткая презентация программы

Срок реализации 1 год

Программа

составлена

на

основе

программы

Филичевой

Т.Б.,

Чиркиной

Г.В.

«Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием».

Методическое

обеспечение

дополнительной

образовательной

программы

выстроено

с

опорой на следующие источники:

Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для

преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников

Издательство: М: Детство-Пресс

Жукова Н. С. Букварь: учебное пособие/ - М. : Эксмо, 2013. – 96 с. : ил

Кислова Т. Р. По дороге к азбуке. Методические рекомендации для воспитателей,

учителей и родителей. – М.: «Баласс», 1999.

Марцинкевич Г. Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. – Волгоград:

Учитель, 2004. – 128 с.

Миронова Н. М. Развиваем фонематическое восприятие.

Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. –

СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000.

Целью

программы

является

преодоление

фонематического

недоразвития

речи,

предупреждение нарушений устной и письменной речи у детей старшего дошкольного

возраста, ознакомление детей со звуковым анализом, синтезом и подготовка их к усвоению

грамоты, развитие интереса и способностей к чтению.

Предлагаемый цикл занятий способствует развитию у дошкольников звуковой культуры

речи, фонематического слуха, звукобуквенного анализа, развитию внимания, мышления,

памяти, а также развивает интерес и способности к чтению. Одной из основных задач рабочей

программы является овладение детьми фонетической системой русского языка, элементами

грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает

преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

Программа рассчитана на 1 год обучения для детей 5

– 7 лет. Наполняемость

подгруппы 2-4 человека. Занятия проводятся 2 раза в неделю во вторую половину дня в

рамках дополнительных платных образовательных услуг. Длительностью по 25-30 минут.

4

4

I.

Целевой раздел

Пояснительная записка.

Дошкольное

детство

-

это

время

становления

первооснов

личности,

индивидуальности,

сензитивный

период

для

развития

любознательности,

общих

и

специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется

эмоционально

-

практическим

путем,

каждый

дошкольник

становится

маленьким

исследователем, первооткрывателем окружающего мира.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог

успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем, так как письменная речь формируется

на основе устной. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и

фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка

родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для

обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического

восприятия. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для

последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней

школе.

Федеральные государственные стандарты раскрывают направления в организации

речевого

развития

детей

дошкольного

возраста,

в

качестве

приоритетов

которых

определяются такие задачи, как развитие всех компонентов устной речи детей в различных

формах и видах детской деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами

речи; развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству.

Актуальность

В настоящее время проблема подготовки детей дошкольного возраста к овладению

грамотой до школы является особо актуальной. Причинами тому являются:

Возросшие требования школ к будущим первоклассникам. Одно из требований –

готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком

звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до

поступления в школу.

Букварный период в первом классе совпадает с периодом адаптации детей к новым

условиям жизни и обучения. Педагогическая практика показывает, что читающие дети

чувствуют себя более уверенно в адаптационный период и имеют больше перспектив

для успешного обучения в школе.

5

5

В

последнее

десятилетие

увеличилось

число

детей

с

отклонениями

в

речевом

развитии. Практика сотрудничества с учителями начальных классов и школьными

учителями-логопедами

показывает,

что

особенно

сложно

приходится

младшим

школьникам, у которых в дошкольном возрасте наблюдались речевые нарушения.

Уже на первых порах обучения чтению и письму в школе такие дети испытывают

значительные

затруднения,

пишут

с

ошибками,

и

как

результат

негативное

отношение к учёбе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз.

Статистика показывает, что в дошкольных группах Лицея им. Г. Ф. Атякшева немало

дошкольников, которые при относительно сохранном произношении и правильном лексико-

грамматическом

строе

речи

имеют

выраженное

фонематическое

недоразвитие,

оно

проявляется в затруднениях дифференциации акустически близких звуков (например: [В] –

[В'], [Б] – [П], [3] – [Ж] и т.д.); неумении определить место, количество и последовательность

слов в предложении, слогов и звуков в словах; невозможности подобрать слово с определенным

количеством слогов или с определенным звуком. В силу того, что описанный выше речевой

дефект «не бросается в глаза», а, следовательно, и не беспокоит родителей дошкольников и

педагогов ДОУ, дети остаются без своевременно оказанной логопедической помощи, что

приводит в дальнейшем к стойким нарушениям чтения и письма в школьном возрасте

(дисграфии, дизорфографии и дислексии).

Таким образом, актуальность приобретает такая цель, как усиление профилактической

направленности образовательного процесса в отношении детской речи. Целесообразнее и

значительно легче предупреждать нарушение письма и чтения в дошкольном возрасте,

используя в полной мере потенциал сензитивных периодов становления речи как высшей

психической функции, чем преодолевать их во время обучения в школе.

В нашем учреждении работают группы общеобразовательной направленности для детей

старшего дошкольного возраста не охваченные специальной логопедической помощью,

направленной на предупреждение затруднений при овладении письмом и чтением. Поэтому

было принято решение организовать занятия по коррекции фонематических нарушений в

рамках

дополнительных

образовательных

услуг.

Этому

также

способствовали

просьбы

родителей, обеспокоенных качеством дошкольного образования своих детей.

Данная программа направлена на поэтапное формирование фонематической стороны

речи у детей старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста в процессе

ознакомления их со звуками как в случае речевой патологии (ОНР, ФФНР, ФНР), так и при

речевом развитии в пределах нижней границы речевой нормы.

Рабочая программа разработана в соответствии с:

6

6

№ п/п

Название документа

1.

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012

№ 273-ФЗ;

2.

Федеральным

государственным

образовательным

стандартом

дошкольного

образования

(Утверждённым

приказом

Министерства

образования

и

науки

Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);

3.

Санитарно-эпидемиологическими

требованиями

к

устройству,

содержанию

и

организации

режима

работы

дошкольных

образовательных

организаций»

(Утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача

Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13);

В основе создания этой программы использованы программы Министерства Образования

РФ в частности:

№ п/п

Название документа

Автор

1.

«Программа

воспитания

и

обучения

детей

с

фонетико-фонематическим

недоразвитием»

старшая

группа.

Программа

и

методические

рекомендации.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 2004

2.

Воспитание и обучение детей с ФФН

(подготовительная группа). Программа

и методические рекомендации.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Лагутина

А.В. М.: 2004.

Данная рабочая программа разработана на основе методических рекомендаций:

Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для

преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников

Издательство: М: Детство-Пресс

Гомзяк О. С. Говорим правильно в 6 – 7 лет. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010.

Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5 – 6 лет. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010.

Глинка Г. Буду говорить, читать, писать правильно. – СПб: Питер, 2010. – 288 с.

Жукова Н. С. Букварь: учебное пособие/ - М.: Эксмо, 2013. – 96 с.

Каше Г. А., Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение»,

1971.

Кислова Т. Р. По дороге к азбуке. Методические рекомендации для воспитателей,

учителей и родителей. – М.: «Баласс», 1999.

7

7

Марцинкевич Г. Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. – Волгоград:

Учитель, 2004. – 128 с.

Миронова Н. М. Развиваем фонематическое восприятие.

Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. –

СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000

В содержание программы заложена возможность реализации следующих психолого –

педагогических

технологий:

коррекционных,

развивающих,

игровых,

технологии

личностно-ориентированного подхода, педагогического диагностирования, информационно-

коммуникационных технологий.

Целью программы преодоление фонематического недоразвития речи, предупреждение

нарушений устной и письменной речи у детей старшего дошкольного возраста, ознакомление

детей со звуковым анализом, синтезом и подготовка их к усвоению грамоты, развитие

интереса и способностей к чтению.

Предлагаемый цикл занятий способствует развитию у дошкольников звуковой культуры

речи, фонематического слуха, звукобуквенного анализа, развитию внимания, мышления,

памяти, а также развивает интерес и способности к чтению. Одной из основных задач

рабочей программы является овладение детьми фонетической системой русского языка,

элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и

обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

Задачи рабочей программы.

1.

Создание условий для развития у детей фонематического слуха.

2.

Формирование языкового анализа и синтеза слов.

3.

Повышение уровня общего речевого развития путем уточнения, расширения и

активизации словаря.

4.

Совершенствование грамматического строя речи.

5.

Развитие связной речи.

6.

Формирование буквенного гнозиса, навыка звукобуквенного обозначения.

7.

Формирование навыка слогослияния.

8.

Обучение осознанному чтению.

9.

Формирование психологических предпосылок к обучению и учебной мотивации.

10. Развитие психологических процессов.

11. Развитие графомоторных навыков.

12. Формирование навыка самоконтроля.

8

8

13. Формирование

мотивации

к

чтению,

ориентированной

на

удовлетворение

познавательных интересов.

Обучение старших дошкольников грамоте строится с учётом следующих принципов:

научности,

систематичности

и

последовательности;

доступности

и

посильности;

наглядности; сознательности и активности, развитие творческой инициативы; прочности,

осознанности

и

действенности

результатов

обучения;

учёта

возрастных

особенностей

обучаемых, индивидуализации; дифференцированного подхода; параллельного обучения

всем видам речевой деятельности.

Теоретические основы

Система логопедического воздействия, предлагаемая настоящей программой, опирается на

исследования авторов:

Концепция Л. А. Венгера о развитии способностей ребенка дошкольного возраста,

содержащая

утверждение,

что

главное

в

обучении

грамоте

это

развитие

способностей, позволяющих ребенку самостоятельно анализировать, моделировать,

находить

решения

в

новых

ситуациях,

осознанно

относиться

к

собственной

деятельности, а не только формирование знаний, навыков и умений.

Теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития: основной

путь развития ребенка – это путь обогащения, наполнения наиболее значимыми для

дошкольника формами и способами деятельности, – путь амплификации.

Концепция

Д..Б

Эльконина,

основанная

на

теории

поэтапного

формирования

умственных действий. Он считал, что “чтение есть воссоздание звуковой формы слова

на основе его графического обозначения”.

Выготского Л. С., Леонтьева А. Н. (положение о взаимовлиянии и единстве законов

нормального и аномального развития).

Гвоздева А.Н. (вопросы изучения детской речи).

Левиной Р. Е., Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. (концепция комплексного подхода к

обучению и воспитанию детей).

Парамоновой Л. Г. «Предупреждение и устранение дисграфии у детей».

Методы обучения:

методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные,

практические,

репродуктивные

и

проблемные,

индуктивные

и

дедуктивные,

самостоятельной работы и работы под руководством педагога);

9

9

методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса —

познавательные игры, создание ситуаций успеха);

методы контроля и самоконтроля (фронтальный и дифференцированный, текущий и

итоговый).

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

Возрастные особенности детей седьмого года жизни

Дети седьмого года жизни способны усвоить все речевые нормы родного языка,

свободно пользоваться различными речевыми формами, обладают достаточным словарным

запасом.

Звукопроизношение

у

детей

вполне

нормализовалось.

Дети

не

затрудняются

в

произнесении слов любой структуры, применяя многосложные слова в предложениях. Новое

слово может вызвать затруднение в произнесении, требуется выбрать более медленный темп

речи, произнесение по слогам, чтобы трудное слово воспринялось и запомнилось правильно.

Шестилетние дети четко различают на слух все звуки родного языка, в том числе и

близкие по своим акустическим характеристикам: глухие и звонкие, твердые и мягкие.

Неумение различать пары звуков по глухости-звонкости свидетельствует чаще всего о

недостатках фонематического слуха. Получает свое развитие способность узнавать звуки в

потоке речи, вычленять их из слова, устанавливать последовательность звуков в том или

ином слове, то есть развиваются навыки звукового анализа слов.

Словарь ребенка в количественном и качественном отношении достигает такого

уровня, что он свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддерживать

разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании он стремится

точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли, связывая различные факты в единое

целое.

Ребенок чаще начинает употреблять в своей речи отвлеченные понятия, сложные

слова, пользоваться эпитетами, понимать метафоры.

У детей складываются представления о многозначности слов. Ребенок понимает и

использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способен

быстро подбирать синонимы, которые бы наиболее точно отражали качества, свойства

предметов, действия, совершаемые с ними.

Индивидуальные особенности контингента детей ДОУ

По данным диагностики у 63% дошкольников подготовительных групп выявлены

различные дефекты произношения звуков: замена звуков более простыми по артикуляции;

10

10

наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков; нестабильное

использование звуков в различных формах речи; искаженное произношение одного или

нескольких звуков.

Дефекты звукопроизношения в своей основе имеют недоразвитие фонематического

восприятия: затруднения в различении звуков на слух и в произношении (в первую очередь

глухих-звонких, свистящих-шипящих, твердых-мягких и др.); ошибки при определении

общего звука в словах, наличия звука в слове в чужой и собственной речи, в различении слов-

паронимов.

Наряду

с

низким

уровнем

развития

фонематического

восприятия

у

этой

категории

детей

слабо

сформированы

навыки

звукового

анализа

и

синтеза:

дети

затрудняются в выделении первого и последнего звука в слове, определении места звука в

слове, последовательности звуков в слове. У таких детей наблюдается общая смазанность

речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и четкость речи.

Словарный запас детей приближен к норме, отмечается незначительная задержка в

формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей

отмечаются отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов,

в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными.

Целевые

ориентиры

Программы

выступают

основаниями

преемственности

дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям

реализации программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей

дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими

дошкольного образования. (ФГОС)

Планируемые результаты освоения рабочей программы.

К концу курса дети могут:

Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».

Выделять слова в предложении, определять их место.

Составлять предложение с заданным словом.

Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства (схема состава

слова, интонационное выделение звуков в слове);

Уметь выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове;

Иметь представление о классификации звуков (гласный – согласный, твердый –

мягкий, звонкий – глухой).

Определять место звука в слове;

11

11

Давать характеристику звуку (гласный

- согласный, твёрдый мягкий, звонкий

-

глухой), доказывая свой ответ грамотным научным языком;

Проводить звуковой анализ слов из 3 – 4-х звуков.

Понимать и различать понятия «звук» и «буква».

Знать все буквы русского алфавита, уметь передавать их графически на доске и в

тетради;

Правильно и плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми

словами;

Уметь работать в тетради в клетку.

Отличительной

особенностью

Программы

является

использование

элементов

логопедической методики, а именно аналитико-синтетического метода обучения грамоте,

который

помогает

формировать

первоначальные

навыки

чтения.

Решающая

роль

при

усвоении программы принадлежит деятельности ребенка, материал изучается с учетом

индивидуальных психофизиологических особенностей ребенка.

Построение программы и наглядного методического обеспечения позволяет вносить

изменения, исходя из открытий в области педагогики, психологии, а также возможностей

детей, педагогов.

12

12

II.

Содержательный раздел

Данная программа рассчитана на 56 занятий, в ее основу заложен принцип развивающего

обучения.

В

системе

данного

курса

по

формированию

фонематических

процессов

достаточно много времени уделяется для усвоения детьми понятий: звук, слог, слово,

предложение,

гласный,

согласный,

мягкий

согласный,

твердый

согласный,

звонкий

согласный,

глухой

согласный.

Учитывая

постепенность

усложнения,

эти

понятия

усваиваются в определенной последовательности:

Звуки окружающего мира;

Звуки, произносимые человеком (речевые звуки);

Гласные звуки;

Согласные звуки (без классификации);

Согласны твердые и мягкие;

Согласные звонкие и глухие.

Параллельно даются понятия:

Слово;

Слог;

Предложение;

Ударение.

Изучение материала проходит блоками

Звуки и буквы.

На

занятиях

по

этой

теме

у

детей

следует

развивать

фонематический

слух.

Познакомить с понятием «звук».

Учить

вычленять

звуки

из

слова,

производить

звукобуквенный

анализ

слов;

сравнивать звуки в похоже звучащих словах.

Учить определять место звука в слове;

Познакомить с понятием «буква».

Знакомить с буквами, которые не обозначают звуков.

Учить графически изображать звуки;

Учить наблюдать за работой артикуляционного аппарата при произнесении звуков;

Учить разделять гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные

звуки;

Развивать устную речь, навыки слушания и говорения

13

13

Развивать интерес к чтению.

Ориентировать на позиционный принцип чтения. Дети начинают читать слияния,

слоги, простые слова

Слоги и слова. Деление слов на слоги.

Учить понимать и правильно употреблять термины «слово», «слог».

Учить делить слова на слоги, определять количество слогов.

Проводить звуковой анализ, учить составлять схему слова, подбирать слова к схеме.

Уметь определять ударный слог, ударную гласную.

Закреплять навыки правильного произношения звуков в слогах;

Составлять слова из слогов;

Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова.

Предложение.

Дать представление о предложении (без грамматического определения).

Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений на слова,

согласование слов в предложении. Слова. Помогать правильно строить сложные

предложения.

Учить отвечать на вопрос полным и развернутым ответом;

Помогать осваивать формы речевого этикета.

Устное народное творчество.

Особое

внимание

уделяется

приобщению

детей

к

художественной

литературе.

Учебный

материал

позволяет

включать

в

занятия

малые

фольклорные

формы:

пословицы, поговорки, потешки и загадки. Знакомство с ними позволяет обогащать

речь дошкольника, имеет воспитательное значение. Загадки пробуждают интерес к

окружающему

миру,

расширяют

и закрепляют

представления

о нем.

Развивают

мышление.

14

14

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Дата по

плану

Дата по

факту

Октябрь

1

Неречевые звуки.

2

Звуки речи.

3

Гласный звук [у], буква У.

4

Гласный звук [а], буква А.

5

Гласный звук [о],

буква

О.

6

Согласные звуки [м], [м`]; буква М.

7

Звуки

[а], [у]

. Учимся соединять буквы АУ.

8

Согласные звуки [с], [с`]; буква С.

15

15

Ноябрь

9

Чтение прямых слогов.

10

Чтение прямых слогов, слов.

11

Деление предложения на слова.

12

Ударение в словах.

13

Согласные звуки [х], [х`]; буква Х.

14

Чтение слогов и слов.

15

Чтение предложений. Деление предложения на слова.

16

Согласные звуки [р], [р`]; буква Р.

16

16

Декабрь

17

Согласный звук [ш]; буква Ш.

18

Гласный звук [ы]; буква ы.

19

Согласные звуки [л], [л`]; буква Л.

20

Согласные звуки [н], [н`]; буква Н.

21

Согласные звуки [к], [к`]; буква К.

22

Согласные звуки [т], [т`]; буква Т.

23

Гласный звук [и]; буква И.

24

Согласные звуки [п], [п`]; буква П.

17

17

Январь

25

Согласные звуки звонкие и глухие.

26

Согласные звуки [з], [з`]; буква З.

27

Согласный звук [й]; буква Й.

28

Согласные звуки [г], [г`]; буква Г.

29

Согласные звуки [в], [в`]; буква В.

30

Согласные звуки [в], [в`]; буква В.

31

Согласные звуки [д], [д`]; буква Д.

32

Согласные звуки [б], [б`]; буква Б.

Февраль

18

18

33

Согласные звуки [б], [б`]; буква Б.

34

Дифференциация согласных звуков [б], [п].

35

Согласный звук [ж]; буква Ж.

36

Дифференциация согласных звуков [ж]- [з], [ж]- [ш].

37

Буква Е.

38

Буква Е.

39

Буква Ь.

40

Буква Ь.

Март

41

Буква Я.

19

19

42

Буква Я.

43

Буква Ю.

44

Буква Ю.

45

Буква Ё.

46

Буква Ё.

47

Согласный звук [ч`]; буква Ч.

48

Чтение рассказов. Формулирование ответов на вопросы.

Апрель

49

Гласный звук [э]; буква Э.

20

20

50

Гласный звук [э]; буква Э.

51

Согласный звук [ц]; буква Ц.

52

Согласные звуки [ф], [ф`]; буква Ф.

53

Согласный звук [щ`]; буква Щ.

54

Согласный звук [щ`]; буква Щ.

55

Буква Ъ.

21

III.

Организационный раздел

Организация процесса обучения

Эффективность

работы

определяется

четкой

организацией

детей

в

период

их

пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня.

Программа

реализуется

за

рамками

основной

образовательной

деятельности,

в

течение одного учебного года в количестве 56 учебных часов для детей 5 -7 лет.

Основная

форма

организации

работы

с

детьми

подгрупповые

занятия

с

осуществлением

дифференцированного

подхода

при

выборе

методов

обучения

в

зависимости от возможностей детей. Занятия строятся в занимательной, игровой форме. Во

все занятия включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения,

фонетические, лексические, грамматические, графические и даже подвижные игры. Часто

вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты.

Продолжительность

занятий

не

превышает

время,

предусмотренное

физиологическими

особенностями

возраста

детей

и

«Санитарно-эпидемиологическими

правилами и нормами»: 25 минут – старшая группа (5 – 6 лет), 30 минут – подготовительная

к школе группа (6 – 7 лет).

Важную роль в физическом развитии ребёнка играет развивающая предметно —

пространственная среда.

Под

понятием

среды

подразумевается

окружающая

обстановка

природного,

социально - бытового или культурно - эстетического характера. Это условия существования

человека,

его

жизненное

пространство.

Среда

может

приобретать

специально

проектируемую направленность, и в этом случае о ней говорят, как о важном факторе

формирования личности - образовательной среде (Т. С. Комарова, С. Л. Новоселова, Г. Н.

Пантелеев, Л. П. Печко, Н. П. Сакулина, Е. О. Смирнова, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, С. Т.

Шацкий и др.).

Предметно-пространственная среда

ФГОС определяет требования к развивающей предметно — пространственной среде

ДОУ:

здоровьесберегающая;

содержательно — насыщенная, развивающая;

трансформируемая;

полифункциональная;

22

вариативная;

доступная;

безопасная;

эстетически — привлекательная.

При организации предметно — развивающей среды учитывается, чтобы содержание

носило развивающий характер и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в

соответствии с его индивидуальными возможностями. В учреждении имеется отдельное

помещение для занятий, где размещаются методические материалы для подготовки детей к

обучению грамоте.

Большое

значение

имеют

материально

технические

условия

(оснащение)

по

данному направлению, созданные на базе ДОУ:

Дидактические пособия:

Картинный материал на разные группы звуков.

Символы моделей артикуляции звуков.

Раздаточный материал на определение места звука в слове.

Делим слова на слоги.

Собери слово.

Схемы звукобуквенного анализа слов.

Раздаточный материал на звукобуквенный анализ слов.

Раздаточный материал на составление схем предложений.

Касса букв и слогов.

Магнитная азбука.

«Касса букв».

Читаем сами. Тексты

Разрезные буквы алфавита.

Карандаши: простые, красные, синие, зелёные.

Раскраски, книги по ознакомлению с буквами.

Пластилин.

Обучающие компьютерные игры «Азбука», «АБВГДейка»

Картотеки:

-пальчиковых гимнастик,

-логоритмических игр.

23

Программа предусматривает:

Активное участие родителей во всех мероприятиях, проводимых для родителей в

детском саду (открытые занятия, обучающие занятия – практикумы, консультации)

Помощь

ребёнку

в

выполнении

заданий,

в

оформлении

тетради

для

домашних

заданий, дидактического материала для занятий дома.

Систематические занятия с ребёнком дома по закреплению изученного на занятиях

материала.

Создание

положительного

эмоционального

настроя

на

занятия,

формирование

интереса ребёнка к собственной речи.

24

Используемая в работе литература, методические пособия

1.

Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие. –

СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 112с.

2.

Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб.:

Издательский дом «Литера», 2009 – 64 с.

3.

Глинка Г. Буду говорить, читать, писать правильно. - СПб.: Питер, 2010. - 288 с.

4.

Гомзяк О. С. Говорим правильно в 6-7 лет. - М.:Издательство ГНОМ и Д, 2009.

5.

Жукова Н. С. Букварь: учебное пособие/ - М. : Эксмо, 2013. – 96 с.

6.

Каше Г. А., Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение»,

1971.

7.

Кислова Т. Р. По дороге к азбуке. Методические рекомендации для воспитателей,

учителей и родителей. – М.: «Баласс», 1999.

8.

Курдвановская Н.В. «Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет». – М., 2006.

9.

Клименьтьева О. Л. Подготовка детей к обучению грамоте и профилактика

нарушений письма. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 176 с.

10. Лопухина И. Логопедия/ Речь, ритм, движение. – С.-Пб., 1997

11. Марцинкевич Г. Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. – Волгоград:

Учитель, 2004. – 128 с.

12. Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в

подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР». - СПб,2008 г.

13. Пожиленко В.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 1999

14. Соловьёва Н. В. Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи. – М.:

ТЦ «Сфера», 2009. – 2004 – 64 с.

15. Сухин И.Г. Веселые скороговорки для непослушных звуков. – Ярославль, 2004

16. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. –

СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000

17. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с

фонетико-фонематическим недоразвитием». – М., 2003.

18. Шумаева Д. Г. «Как хорошо уметь читать!» Обучение дошкольников чтению:

Программа-конспект. — СПб: «Детство-Пресс», 1999. — 188 с.

25

IV.

Предполагаемый результат

Программа «Грамотейка» позволит детям овладеть фонетической системой русского

языка,

элементами

грамоты;

навыками

звуко-слогового

анализа;

умением

делить

предложения на слова, слова на слоги, а слоги на звуки. Дошкольники смогут усвоить

довольно сложную систему графических символов – букв, обозначающих звуки речи,

приобрести

элементарные

технические

навыки

чтения,

научатся

понимать

смысл

написанных слов, предложений, небольших текстов. Систематическое и последовательное

использование

предлагаемого

материала

обеспечит

развитие

у

детей

оптико-

пространственных ориентировок, тонкой моторики пальцев рук, устной речи (расширение

словарного

запаса,

развитие

грамматических

навыков,

связной

речи),

что

позволит

в

дальнейшем избежать ошибок при чтении и письме во время обучения в школе.

26

«Коррекция фонематических нарушений»

Подгруппа

Фамилия имя ребёнка

Группа

1.

1.

2.

2.

3.

4.

3.

5.

6.

Расписание занятий

Дни

недели

Время

Номер

подгруппы

Фамилия имя ребёнка

Понедельник

17.40 – 18.10.

1

17.40 – 18.10.

2

Вторник

17.00 -17.30.

3.

Четверг

15.00 – 15.30

1.

15.40 – 16.10.

2.

Пятница

08.00 – 08.30

3.

Изучение уровня практического осознания элементов языка

п/п

Фамилия, имя

ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Сказать 1 слово

Сказать 1 звук

Придумать слово

на заданный звук «С»

Придумать слово

на заданный слог «ША»

Сколько в слове звуков «лиса»

Составить схему, назвать звуки

в этом слове

(согл., тв., согл.м., гл.)

Разделить слова «МАШИНА» на

слоги, назвать слоги: 1, 2, 3.

Собрать слово из звуков ВОЛК,

ТАНК.

Сказать одно предложение

Сколько слов в предложении

1

2

3

4

5

6

7

8

Изучение состояния фонематической стороны речи

п/п

Обследование фонематического

восприятия

Обследование фонематического анализа

Зад.1

Определ.

наличие или

отсутствие

задан.звука в

слове

Зад.2

Найди

картинку с

задан.

звуком

Зад.3

Услышать

слово с

задан.

звуком

Зад.5

Выделение

ударного

гласного

в начале

слова

Зад.6

Выделение

глас. звука

в середине

слова

Зад.7

Выделение

гласного

звука в

конце слова

Зад.8

Выделение

согл.звука

в конце

слова

Зад.9

Выделение

согл.звука

в начале

слова

1

2

3

4

5

7

8

Тестовый лист диагностики навыка чтения

Мишка

У маленького Паши есть бабушка. Бабушка купила Паше мишку. Мишка был плюшевый. Паша катал мишку в коляске.

Вопросы для оценки понимания прочитанного:

1.

Кто есть у маленького Паши?

2.

Что купила бабушка Паше?

3.

Какой был мишка?

4.

В чём Паша катал мишку?

Способ чтения: слоговое, целыми словами.

Правильность чтения: без ошибок, с ошибками (указать вид ошибок).



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники