Организация профессионального обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях колледжа
Автор: Веселова Анна Николаевна Должность: методист, преподаватель Учебное заведение: ГПОАУ АО "Амурский педагогический колледж" Населённый пункт: г. Благовещенск Наименование материала: статья Тема: Организация профессионального обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях колледжа Раздел: среднее профессиональное
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ КОЛЛЕДЖА
Процесс
обучения
молодых
людей
с
ограниченными
возможностями
здоровья, безусловно, является серьёзной проблемой. После поступления в
профессиональное образовательное учреждение перед ними ставятся новые
более сложные учебные задачи. Требуется специальная организация адаптации
к учёбе и жизнедеятельности в новой среде.
Интегрирование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
в
образовательную
среду
осложняется
рядом
препятствующих
факторов,
имеющих различный масштаб и характер.
Так, в области государственной политики в отношении инвалидов можно
отметить:
- недостаточную разработанность нормативно-правовой базы, особенно в
области профессионального образования;
- недостаточный уровень информационного обеспечения;
- необеспеченность безбарьерной архитектурной среды;
-
недостаточный
уровень
обеспеченности
средствами
технической
компенсации ограниченных возможностей, специальным оборудованием;
- несформированность политики трудовой занятости инвалидов;
- несформированность системы подготовки специализированных кадров в
сфере профессионального образования.
Кроме
того,
осложняют
интеграцию
студентов
данной
категории
социальные факторы:
- тяжелое материально-финансовое положение;
- недостаточное обеспечение необходимой компьютерной техникой на
дому;
- недостатки общественного сознания и культуры в отношении лиц с
ограниченными возможностями, в том числе их образования;
- низкий уровень социально-психологической адаптации;
- неразвитость политики благотворительности и спонсорства в пользу
инвалидов;
-
недостаточная
консолидация
лиц
с
ограниченными
возможностями
здоровья в интересах отстаивания своих прав.
Существует множество препятствий и в сфере образования:
- по причине состояния здоровья недостаточный уровень подготовки по
основным образовательным программам основного общего и среднего общего
образования,
что
в
дальнейшем
затрудняет
получение
профессионального
образования;
- проблема совмещения обучения и медицинской реабилитации;
- проблема ежедневного приезда в образовательную организацию;
-
отсутствие
оснащения
образовательной
организации
различными
необходимыми
техническими
средствами
и
безбарьерной
архитектурной
средой;
- недостаточная развитость дистанционного образования в небольших
регионах.
ГПОАУ
АО
«Амурский
педагогический
колледж»
осуществляет
профессиональное
образование
студентов
с
ограниченными
возможностями
здоровья с 2007 г.
В
отделении
№
3
ГПОАУ
АО
«Амурский
педагогический
колледж»
получают
профессиональное
образование
студенты
с
различными
особенностями физического и психического развития (сенсорные нарушения,
нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушения соматического здоровья,
аутизм) по специальности 09.02.05 Прикладная информатика.
Для реализации полноценного образовательного процесса для студентов с
ограниченными возможностями здоровья был решён ряд выше перечисленных
проблем:
- частично создана безбарьерная архитектурная среда для студентов с
нарушениями
опорно-двигательного
аппарата:
выложены
тротуары
на
территории отделения № 3, вход в учебный корпус и общежитие оборудованы
пандусами, специальными перилами, оборудованы туалеты, тренажёрный зал,
для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общежитии
оборудованы 2 секции на первом этаже, комната отдыха;
- учебные кабинеты оснащёны компьютерной техникой: ПК, ноутбуками,
моноблоками,
планшетами,
мультимедиа
установками,
интерактивными
досками;
-
для
прохождения
учебной
практики
и
получения
первичных
профессиональных навыков оборудован кабинет «Учебной и производственной
практики»;
- с целью устранения ряда негативных факторов, сформировавшихся в
предшествующие периоды жизни и учёбы (низкий уровень сформированности
коммуникативных навыков, слабая ориентация в социуме,
низкий уровень
социально-психологической
адаптации
и
т.п.)
создана
социально-
психологическая служба.
Студенты
с
ограниченными
возможностями
здоровья
обучаются
по
общему учебному плану, но образовательный процесс строится с учётом их
психофизических
и
индивидуальных
особенностей:
учебные
группы
сформированы
в
пределах
10-12
человек,
вместо
учебной
дисциплины
«Физическая культура» проводится «ЛФК, учебные занятия для студентов с
нарушениями
опорно-двигательного
аппарата
проводятся
только
на
первом
этаже, предоставляется возможность прохождения учебной и производственной
практики на базе колледжа.
В связи с наличием различных нарушений здоровья у студентов данной
категории
во
время
учебных
занятий
возникают
определённые
трудности:
разная
скорость
конспектирования,
быстрая
утомляемость,
снижение
концентрации внимания и т.п. Учитывая данный факт, преподаватели строят
свою
работу
на
основе
индивидуально-ориентированного
подхода,
разрабатывают графики самостоятельной и индивидуальной работы студентов
по
учебным
дисциплинам
и
профессиональным
модулям,
используют
адаптационные формы контроля знаний, тем самым предупреждают стрессовые
ситуации и информационные перегрузки, поддерживают стабильный уровень
работоспособности
посредством
дифференциации
знаний,
применения
различных
форм
и
методов
обучения,
специально
разработанных
учебно-
методических материалов.
Для проведения учебных занятий педагоги активно используют ИКТ,
индивидуальные
рабочие
тетради,
раздаточный
материал,
электронные
учебники,
тестовые
задания,
Интернет.
К
выполнению
индивидуальных
самостоятельных
заданий
студентами
с
ограниченными
возможностями
здоровья привлекаются студенты-волонтёры
из числа старшекурсников, что
способствует
установлению
положительных
взаимоотношений
и
успешной
интеграции в студенческую среду.
Из-за ослабленного здоровья студенты с ограниченными возможностями
очень часто пропускают занятия. С целью предупреждения пробелов в знаниях
и своевременного изучения учебного материала
преподаватели применяют
дистанционную
форму
обучения,
которая
создаёт
условия
для
обучаемого
свободного выбора режима и темпа работы.
Для создания наиболее эффективных условий адаптации и интеграции
студентов с ОВЗ в образовательную среду социально-психологическая служба
обеспечивает полноценное психическое и личностное развитие студентов, в
соответствии
с
их
индивидуальными
возможностями
и
особенностями,
в
процессе
воспитания
и
обучения,
обеспечивающих
профессиональную
и
жизненную
успешность,
а
так
же
профилактику
нарушений
психического
здоровья обучающихся.
Достижение
поставленной
цели
осуществляется
через
основные
направления
совместной
деятельности
педагога-психолога
и
социального
педагога:
диагностическое,
консультационное,
коррекционно-развивающее,
профилактическое, просветительское, и осуществляется поэтапно.
В течение первой недели обучения организуется неделя адаптации, в
рамках которой проводится первичная диагностика и занятия с элементами
тренинга
«Психология
и
мы»,
с
целью
выяснения
необходимых
общих
сведений,
изучения
круга
интересов,
склонностей,
возможностей
каждого
абитуриента с ограниченными возможностями здоровья.
Дальнейшая
диагностическая
работа
предусматривает
проведение
специально
подобранных
диагностических
методик,
с
целью
изучения
мотивации
обучения,
уровня
социально-психологической
адаптации,
личностных
особенностей
студентов,
ценностных
ориентаций,
творческих
способностей, коммуникативных навыков, межличностных отношений.
На втором этапе анализируется вся полученная информация и
определяется, какое количество студентов нуждается в получении
систематической социально-психологической помощи, заполняются
диагностические листы на каждого студента.
На третьем этапе разрабатываются индивидуальные карты, содержащие
общие сведения о студенте, результаты диагностики, рекомендации классным
руководителям
и
преподавателям
по
организации
обучения
и
установления
взаимоотношений
с
учетом
его
особенностей
и
образовательных
потребностей.
Это
помогает
составить
индивидуальную
программу
обучения,
оказать
необходимую
помощь,
организовать
индивидуальную
и
групповую
психологическую
работу,
следить
за
успеваемостью
студента,
осуществлять патронатное сопровождение семьи в период обучения студента,
давать рекомендации родителям по различным вопросам, оказывать им помощь
в решении возникающих проблем. Данная карта дополняется сведениями в
процессе всего социально-психологического сопровождения в период обучения
студентов данной категории.
Четвертый этап — этап социально-психологического консультирования.
Консультирование студентов с ОВЗ проводится, в большинстве случаев,
индивидуально и востребовано в тех случаях, когда определённого рода страхи
студента
мешают
эффективному
процессу
обучения.
Наличие
страхов
формируют ощущение беспомощности и тревожности. Это реакция на новый
образ
жизни.
Студент
с
ограниченными
возможностями
здоровья
в
большинстве случаев не стремится добиться какого-либо высокого уровня в
обществе, студенческой группе, учёбе из-за болезни, и это понятно, потому что
встречи с новым и неизведанным порождает страх и стресс. В наше время,
когда адаптация к современным темпам жизни представляет трудности для
многих
здоровых
людей,
таким
студентам
приходится
испытывать
чувство
изолированности от жизни остального сообщества. Консультативная помощь
студентам с ограниченными возможностями здоровья, особенно абитуриентам,
в прохождении этого трудного психологического периода стимулирует рост
самоуверенности и успеваемости.
Пятый
этап — деятельностный,
это
этап
реализации
выработанных
решений по устранению существующих социально-психологических проблем
студента с ограниченными возможностями здоровья и плана помощи ему в
процессе обучения. Уже в первые месяцы обучения студенты данной категории
сталкиваются
с
комплексом
проблем,
затрудняющим
процесс
освоения
программы
подготовки
специалиста
среднего
звена
и
социально-
психологической адаптации к условиям колледжа. И чем раньше начата работа
по
нивелированию
причин,
способствующих
появлению
у
студентов
с
ограниченными
возможностями
здоровья
специфических
трудностей
в
процессе обучения, связанных с состоянием их здоровья, тем эффективнее
проходит процесс получения профессионального образования и последующие
социализация и трудоустройство. Поэтому интегрированное обучение таких
студентов в колледже не должно сводиться к простому включению студентов
данной категории в стандартный образовательный процесс. Для оптимизации и
создания
комфортной
среды
совместного
обучения
лиц
с
ограниченными
возможностями и здоровых студентов, как правило, необходима организация
коррекционно-педагогической поддержки первых. В этом случае у них быстрее
и
безболезнее
проходит
адаптационный
период
и
снижается
выраженность
психоэмоционального стресса, возникающего как ответная реакция на наличие
дефекта,
обращение
внимания
на
него
окружающих
и
ограничение
жизнедеятельности.
Та к же
с о ц и а л ь н о - п с и хол о г и ч е с ка я
с л ужб а
о с у щ е с т в л я е т
информационное
сопровождение,
заключающееся
в
знакомстве
студентов
с
ограниченными
возможностями
с
законодательной
и
нормативно-правовой
базой РФ, в которой закреплены их права, как равные с другими гражданами
РФ, так и дополнительные, в информировании о специальных технических
средствах и их применению.
Коррекционно-психолого-педагогическая поддержка студентов с
ОВЗ может существовать не постоянно, а только в тех случаях, когда у студента
данной категории возникают проблемы социально-психологической адаптации
и
освоения
учебного
материала.
Её
продолжительность
варьируются
в
зависимости
от
индивидуальных
особенностей
и
характера
проблем.
Следовательно,
на
данном
этапе
в
соответствии
с
результатами
диагностирования
организовываются
занятия
с
целью
ра з в ит ия
компенсаторных, психологических, социальных механизмов, способствующих
восстановлению социальной роли. Занятия с элементами тренинга направлены
на сплочение коллектива, формирование навыков умения работать в команде,
развитие
коммуникативных
навыков,
навыков
публичного
выступления,
установление
продуктивного
межличностного
взаимодействия
и
обучение
поиску
путей
адекватного
разрешения
конфликтов,
развитие
уверенного
поведения,
снятие
тревожности,
развитие
творческого
мышления.
К
проведению
данной
работы
также
привлекаются
студенты
третьего
курса,
обучающиеся
по
специальности
39.02.01
Социальная
работа
и
студенты-
волонтёры из молодёжной общественной организации «Перспектива». Данный
вид
работы
способствует
установлению
положительных
межличностных
отношений
между
студентами
этих
групп,
позволяет
студентам
с
ограниченными
возможностями
здоровья
нарабатывать
опыт
социально-
психологической
адаптации
в
коллективе
здоровых
студентов
и
даёт
возможность будущим специалистам по социальной работе совершенствовать
свои общие и профессиональные компетенции, оказывая практическую помощь
студентам данной категории.
Для
большей
эффективности
данного
вида
деятельности
педагог-
психолог
и
социальный
педагог
принимают
студентов
с
ограниченными
возможностями
здоровья
не
только
в
своих
рабочих
кабинетах
в
учебном
корпусе, но и на базе общежития, где оборудованы сенсорная комната, кабинет
социально-психологического консультирования.
Шестой этап – анализ деятельности по сопровождению. На данном этапе
анализируется
деятельность
по
сопровождению
каждого
студента
на
всех
предыдущих этапах, проводится контрольная диагностика студентов, имеющих
ограниченные
возможности
здоровья,
выявляются
оставшиеся,
скрытые
проблемы, разрабатывается пути решения этих проблем и рекомендации
индивидуально для каждого студента для дальнейшей работы над собой.
В рамках решения вопроса трудоустройства специалистами отделения
периодически
организуются
встречи
с
представителями
Центра
занятости
населения
Амурской
области.
Потенциальные
работодатели
или
их
представители
приглашаются
в
качестве
председателей
экзаменационных
комиссий, что даёт им возможность оценить уровень овладения студентами
общими и профессиональными компетенциями и предложить в перспективе
рабочее место.
Таким образом, организация такой системы работы значительно облегчает
процесс
адаптации
и
интеграции
студентов
данной
категории
и
позволяет
эффективно
и
грамотно
решать
проблемы
этих
студентов,
выявленные
в
процессе их обучения.
Анализируя
проводимую
работу
со
студентами
с
ограниченными
возможностями можно сделать следующие выводы, что процесс адаптации и
интеграции студентов с ограниченными возможностями здоровья к условиям
обучения в колледже может быть эффективным, если:
1.
Принимаются во внимание особенности адаптационного процесса
студентов данной категории, проявляющиеся в его индивидуальном характере,
динамике, определяемые рядом индивидуально - личностных и социальных
фактов;
2.
У
студента
формируется
в
процессе
обучения
положительная
установка на будущую профессиональную деятельность.
3.
Осуществляется
систематическое
социа льно-психолого-
педагогическое сопровождение, в котором принимают участие все участники
образовательного
процесса,
что
приводит
не
только
к
повышению
эффективности
проводимой
работы,
но
и
успешной
интеграции
студентов
данной категории и повышению уровня эмпатии к ним со стороны общего
студенческого коллектива.
Таким
образом,
проводимое
социально-психолого-педагогическое
сопровождение
способствует
адаптации
и
интеграции
студентов
с
ограниченными возможностями в общество, наиболее оптимальному усвоению
учебного материала без психофизических нагрузок, получению и закреплению
определённых
профессиональных
навыков
и
умений,
которые
дают
им
возможность
продолжить
обучение
в
ВУЗе,
успешно
интегрироваться
в
общество, быть востребованными и конкурентоспособными на рынке труда.