Напоминание

"Подготовка студентов к научно – исследовательской работе"


Автор: Иванова Наталья Иннокентьевна
Должность: преподаватель - правовед
Учебное заведение: ГБПОУ РС (Якутия) "Олекминский техникум"
Населённый пункт: г.Олекминск
Наименование материала: Методические указания
Тема: "Подготовка студентов к научно – исследовательской работе"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)

ГБПОУ РС(Я)«ОТ»

Методические указания

«Подготовка студентов к научно – исследовательской работе»

г. Олекминск 2017г.

Методические указания составлены Ивановой Натальей Иннокентьевной

преподавателем высшей

категории, членом

Ассоциации юристов России

ГБПОУ РС (Якутия) «Олекминский техникум».

В методическом указании включены и предложены основные положения,

связанные

с

организацией,

постановкой

и

проведением

научных

исследований среди студентов.

Материал,

содержащийся

в

методическом

указании,

может

служить

методическим руководством для молодых преподавателей для проведения и

подготовки студентов к научно – исследовательской работе.

Оглавление

Введение:

1.

Научная работа студентов и повышение качества подготовки

специалистов.

2.

Проведения НИРС преподавателями.

3.

Выбор темы научного исследования.

4.

Примерный вариант индивидуального плана исследовательской работы.

5.

Вывод.

Введение

В средне – профессиональных учебных заведениях на сегодняшний день,

ставится глобальная задача, что

заведение наряду с

учебным процессом

должна вести и научно –

исследовательские работы среди студентов.

В

современных условиях бурного развития научно – технического прогресса,

интенсивного

увеличения

объема

научной

и

научно

технической

информации, быстрой сменяемости и обновления знаний особое значение

приобретает подготовка в средне – профессиональных учебных заведениях

высококвалифицированных специалистов, имеющих высокую общенаучную

и профессиональную подготовку, способных к самостоятельной творческой

работе,

к

внедрению

в

производственный

процесс

новейших

и

прогрессивных

результатов.

У

многих

обучающихся

студентов,

на

сегодняшний

день существует некий барьер,

как

начать

свою

научную

деятельность?

Чтобы

сделать

первые

шаги

студентам

в

науке,

мы

преподаватели должны открыть эти двери в науку. Научные способности

есть у многих студентов, они мечтают познать многое и познанию всегда

открыты двери. И научная деятельность студентов, способствует знанию

многих

приоритетных дисциплин и становлению в будущем грамотным,

успешным и знающим специалистом, который будет разбираться во всех

аспектах современной науки. В новых социально – экономических условиях

наблюдается повышение интереса к научному исследованию. Между тем

стремление к научной работе

все чаще наталкивается на

недостаточное

овладение

студентами

системы

методических

знаний.

Это

существенно

снижает качество выполнения студентами научных работ, не позволяя им в

полной

мере реализовать свои

возможности. Для этого, чтобы успешно

двигаться

в

науке,

необходимо

сократить

возможные

блуждания

и

безуспешные поиски, сегодня каждому, кто занимается решением тех или

иных проблем теории и практики, необходимо овладеть соответствующей

методологической

культурой.

Определяющим

элементом

этой

культуры

является диалектико – материалистическое понимание действительности, на

основе

которого

складывается характерная для

каждой

области система

знаний.

Научная работа студентов и повышение качества подготовки

специалистов.

Цель выполнения научно- исследовательских работ:

заключается в исследовании актуальных тем и выполнении качественных

научных

работ,

в

связи

с

этим

особое

внимание

уделено:

анализу

методологических

и

теоретических

аспектов

научного

исследования;

рассмотрению проблем сущности, особенностей и логики процесса научного

исследования;

раскрытию

методического

замысла

исследования

и

его

основных этапов.

Задача подготовки студентов к научно – исследовательским работам:

1. Просветить студентов в определенной области научных знаний.

2. Заложить начальный фундамент к научно – исследовательским работам.

3. Привить умения и навыки для последующей ориентации и выбора научных

тем.

Приобщение студентов к научным знаниям, готовность и способность их

к проведению научно-исследовательских работ – объективная предпосылка

успешного решения учебных и научных задач. В свою очередь, важным

направлением совершенствования теоретической и практической подготовки

студентов

является выполнение ими различных научных работ,

дающих

следующие результаты:

-

способствует

углублению

и

закреплению

студентами

имеющихся

теоретических знаний изучаемых дисциплин и отраслей науки;

-

развивает

практические

умения

студентов

в

проведении

научных

исследований, анализе полученных результатов и выработке рекомендаций

по совершенствованию того или иного вида деятельности;

- совершенствует методические навыки студентов в самостоятельной работе

с источниками информации и соответствующими программно-техническими

средствами;

-

открывает

студентам

широкие

возможности

для

освоения

дополнительного теоретического материала и накопленного практического

опыта по интересующему их направлению деятельности;

- способствует профессиональной подготовке студентов к выполнению в

дальнейшем своих

обязанностей

и

помогает

им

овладеть

методологией

исследований.

Совокупность деловых качеств, необходимых для специалиста, включает в

себя

высокий

уровень

профессиональных

знаний,

широкий

кругозор,

творческие

способности

и

инициативность,

развитое

чувство

ответственности,

исполнительность

и

самодисциплину,

организаторские

навыки. И таким образом у юных исследователей проявляется интерес к

познанию.

Специалист, должен проявить:

1)

творческий,

индивидуальный

подход

к

каждой

задаче,

умение

использовать

для

ее

решения

физические

явления

и

процессы,

применять

новые

виды

микроэлектронной

схемотехники,

программируемых

логических

элементов,

материалов,

деталей

и

конструкций,

эффективно

использовать

принципы,

методы

и

результаты смежных областей науки и техники;

2)

достаточное

знание

физики,

математики,

радиоэлектроники,

экономики

и других наук в

тех разделах, которые соответствуют

профили

его

работы,

умение

пользоваться

современными

физическими, экономическими и экспериментальными методами и

приборами, включая ЭВМ;

3)

широкую

эрудицию

в

смежных

областях

знаний

и

умение

взаимодействовать со специалистами широких профилей – ставить

перед

ними

задачи

и

критически

относиться

к

предлагаемым

решениям. Одной из центральных проблем Высшей школы является

проблема

единства

профессиональной

подготовки

и

мировоззренческой ориентации специалистов, проблема развития у

них творческого мышления, умение самостоятельно углублять свои

знания и применять их в жизни.

Овладение

научными

знаниями,

высокая

познавательная

активность

расширяют кругозор студентов и создают предпосылки для формирования

устойчивой позитивной направленности, в структуре которой существенное

место занимают нравственные потребности, знания, убеждения, мотивы и

установки. Формирование исследовательских умений предполагает, прежде

всего, развитие способности обучающегося эффективно выполнять действия,

адекватные содержанию каждого уровня системы образования по решению

возникшей

перед

нами

задачи,

в

соответствии

с

логикой

научного

исследования на основе имеющихся знаний и умений. С этой целью широко

внедряются элементы научных исследований в учебный процесс. Для этого

мы заранее должны психологически подготовить студентов для научной и

творческой

деятельности. В структуре

научного познания выделяют два

уровня - эмпирический и теоретический. Эмпирический уровень связан с

чувственным познанием, задача которого заключается в получении знаний на

основе чувственного опыта. В отличие от стихийного чувственного познания

эмпирическое является целенаправленным восприятием окружающего мира

(например,

целенаправленный

выбор

объекта

исследования).

На

теоретическом уровне формулируются принципы, законы, создаются теории,

в которых заключается сущность познаваемых объектов. Каждый из этих

уровней содержит набор методов познания.

Любому виду человеческого познания свойственны такие методы,

как

анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение и т.д. За

ними закрепилось название общелогических методов познания.

Начнем, с того, что такое анализ и синтез?

Анализ - это метод исследования целостного предмета путем рассмотрения

его составляющих частей (сторон, признаков, свойств или отношений) с

целью их всестороннего изучения.

Синтез - это обобщение, сведение в единое целое данных, полученных

путем анализа ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или

отношений) предмета.

Анализ и

синтез

-

это

наиболее простые и в

то

же время

наиболее

универсальные приемы познания.

В процессе исследования часто приходится делать выводы об изучаемом

объекте на основе сведений об уже известных объектах. При этом выводы об

отдельных

явлениях

могут

строиться

на

основе

общих

принципов

и

наоборот.

Такие

умозаключения

называются

индукцией

и

дедукцией.

Индукция -

это

такой

метод

исследования,

при

котором общий

вывод

делается на основе частных посылок (от частного к общему). Дедукция - это

метод

исследования,

посредством

которого

из

общих

посылок

следует

заключение частного характера (от общего к частному).

В ходе процесса познания может выясниться, что свойства изучаемого

объекта

совпадают со

свойствами

уже

изученного. В результате

можно

сделать

вывод

о

сходстве

самих

объектов.

Такой

метод

исследования

называется аналогией.

Близким

по

смыслу к

аналогии выступает метод

моделирования, т.е.

создание

копии изучаемого объекта для изучения оригинала с одной

из

сторон. Модель может отличаться от оригинала размером, формой и т.д., но

должна повторять те свойства объекта, которые подлежат изучению. Важное

свойство модели — это ее удобство для исследования.

Последовательно, преподаватель

может

направить студента

на

ту сферу

научной деятельности студента, которая ему интересна и где, он сможет

проявить свои способности.

Проведения НИР со студентами

Для

проведения

НИРС

преподаватели

должны

ориентироваться

на

психолого-педагогические организации, которые требуют целенаправленного

и систематического

изучения личности каждого обучающегося

студента,

выявления

и

фиксации

динамики

целостного

развития

через

анализ

интеллектуальной,

деятельностной,

мотивационной

и

коммуникативной

сфер.

Как

базовые

компоненты

личности

исследовательские

умения

выражают

ведущие

характеристики

процесса

психологического

профессионального становления,

которые

отражают

универсальность ее

связей

с

окружающим

миром,

инициируют

способности

к

творческой

самореализации,

способствуют

перенесению

знаний,

умений

и

навыков

исследовательской деятельности в любую область познания и практики.

Как

отмечается

по

модернизации

среднего

профессионального

образования,

исследовательские

умения

и

психологический

подход

во

взаимосвязи с учебным и аналитическим мышлением составляют научно –

исследовательскую подготовку будущего специалиста.

Учебно - исследовательская работа студентов подразделяется на учебно -

исследовательскую,

включаемую

в

учебный

процесс

и

проводимую

в

учебное время (УИРС), и научно – исследовательскую, выполняемую во

внеучебное время (НИРС).

Учебно - исследовательская работа выполняется студентами по учебным

планам под руководством преподавателей:

-

реферирование научных изданий, подготовка

обзоров

по

новинкам

литературы;

- выступление с научными докладами и сообщениями на семинарах;

-

написание

курсовых

работ,

содержащих

элементы

научного

исследования;

- проведение научных исследований при выполнении дипломных работ;

-

выполнение научно

исследовательских работ в

период

учебной

практики и стажировки.

Научно

исследовательская

работа

студентов,

выполняемая

во

внеучебное время, включает в себя:

- работу в научных кружках и проблемных группах, создаваемых при

отделениях;

-

участие

в

научно

исследовательских работах

по

направлению

отделений;

- выступление с докладами и сообщениями на научно – теоретических и

научно – практических конференциях.

Для

успеха

научного

исследования

его

необходимо

правильно

организовать,

спланировать

и

выполнять

в

определенной

последовательности. Эти планы и последовательность действий зависят от

вида, объекта и целей научного исследования. Так, если оно проводится на

экономические и технические темы, то вначале разрабатывается основной

предплановый документ – технико – экономическое обоснование, а затем

осуществляются

теоретические

и

экспериментальные

исследования,

составляется научно – технический отчет и результаты работы внедряются в

производство.

Применительно

к

работам

на

экономические

темы

можно

наметить

следующие последовательные этапы их выполнения:

1.

подготовительный;

2.

проведение теоретических и эмпирических исследований (объяснения

новых научных фактов, выводы и практические рекомендации);

3.

работа над рукописью и ее оформление;

4.

внедрение результатов научного исследования.

Выбор темы научного исследования.

Тема научного исследования может относится, к научному направлению

или к научной проблеме. Под научным направлением понимается наука,

комплекс

наук

или

научных

проблем,

в

области

которых

ведутся

исследования.

Например,

научные

исследования,

выполняемые

экономистами,

охватываются

общим

направлением

«экономика»

(экономические

науки).

Внутри

него

можно

выделить

конкретные

направления, основой которых являются специальные экономические науки:

статистика,

бухгалтерский

учет,

анализ

хозяйственной

деятельности,

финансы, кредит, денежное обращение, ценообразование, экономика труда и

т.д.

Научная

проблема

это

совокупность

сложных

теоретических

и

практических

задач.

Проблема может

быть

отраслевой,

межотраслевой,

глобальной. К примеру, проблема охраны окружающей среды является не

только межотраслевой, но и глобальной, поскольку затрагивает интересы

мирового сообщества.

Тема

научного исследования является составной частью проблемы. В

результате

исследований

по

теме

получают

ответы

на

круг

вопросов,

охватывающих часть проблемы.

Под

научными вопросами обычно

понимают мелкие научные задачи,

относящиеся к конкретной теме научного исследования.

Выбор направления, проблемы, темы научного исследования и постановка

новых вопросов является чрезвычайно ответственной задачей. Актуальные

направления

и

комплексные

проблемы

исследования

формулируются

в

директивных документах правительства нашего государства. Направление

исследования

часто

предопределяется спецификой

научного

учреждения,

отраслью науки, в которых работает исследователь. Поэтому выбор научного

направления для каждого отдельного исследователя часто сводится к выбору

отрасли науки в которой он желает работать.

Студенты способны выполнить на определенном этапе образования задания с

элементами

исследования,

провести

целостное

исследование

монографического

характера

в

форме

курсовых

или

дипломных

работ.

Зачастую

в

результате

исследования

студенты

приходят

к

ценным

в

прикладном

отношении

выводам,

что

позволяет

использовать

их

на

производстве. Тем более, важно подчеркнуть, что задача высших учебных

заведений

состоит

в

том, чтобы

психологически подготовить

студентов

навыкам научной работы. Наш теоретический взгляд на формирование у

студентов навыков исследовательской работы опирается на ряд известных

положений. Это:

1.

Связь исследований с учебным процессом.

2.

Исторический подход к развитию исследовательской деятельности, что

необходимо для определения генезиса научных открытий.

3.

Аналитический подход

к результатам исследований,

что способствует

включению студентов в процесс объяснения изучаемых

явлений и процессов обоснования закономерностей.

4.

Инновационный подход к исследованиям, определяющий концентрацию

внимания

студентов

на

привнесение

нового,

улучшение

понимания

исследуемых явлений, их осмысление.

Примерный вариант индивидуального плана исследовательской

работы:

Ф.И.О. автора исследования

Ф.И.О. научного руководителя

Тема исследовательской работы

Этапы выполнения научно – исследовательской работы

Первый этап – подготовка к исследованию

1.

Предварительный выбор темы и составления списка литературы по

проблеме исследования.

2.

Определение объекта и предмета исследования.

3.

Выделение основных понятий темы.

4.

Изучение литературы по теме исследования.

5 Уточнение темы; формулировка гипотезы, цели и задач; выбор методов

исследования.

Второй этап – подготовка и проведение исследования

1.

Подготовка диагностических материалов по теме исследования.

2.

Проведение исследования по теме (опыты, эксперименты).

3.

Анализ исследования, выводы по эксперименту.

Третий этап – оформление исследовательской работы

1.

Написание основной части работы, ее введение и заключения;

2.

Оформление титульного листа.

2.

Определение композиции работы;

3.

Выбор стиля и языка исследования;

4.

Написание выводов;

5.

Составления заключения;

6. Составления списка литературы;

7. Составления списка иллюстрации;

8. Составление приложений;

Приложение 1

(образец титульного листа)

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) ГБПОУ

РС(Я)«ОТ»

Доклад

«Будущее инфраструктурное развитие нашего города Олекминска»

Составила: студентка 2 курса эк.

Ф.И.О.

г. Олекминск, 2017г.

Четвертый этап – подготовка и защита работы

1. Сдача работы руководителю для получения отзыва и рецензии.

2. Подготовка текста для публичной защиты.

Заключение

Приобщение студентов к научным знаниям, готовность и способность

их к проведению

научно –

исследовательских работ,

это объективная

предпосылка

успешного

решения

учебных

и

научных

задач.

Также,

студенты

имеют

возможность

познакомиться

с

традициями

учебного

заведения, сформировать свои ценностные предпочтения, которые будут

способствовать развитию познавательных интересов - это творческих и

научных способностей.

Сегодня, в условиях научно – технической революции, у науки все

более отчетливо обнаруживается еще одна концепция, она выступает в

качестве

социальной

силы.

Наиболее

ярко

это

проявляется

в

тех

многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки

используются для разработки масштабных планов и программ социального

экономического

развития.

При

составлении каждой

такой

программы,

определяющей,

как

правило,

цели деятельности многих

предприятий,

организаций,

учреждений,

необходимо

и

нужно

подготовить

высококвалифицированных и научно грамотных специалистов.

Список использованной литературы

1.

Шкляр М.Ф. Основы научных исследований; Учебное пособие / - 4-е

изд. – М.; Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2013. –

244 с.

2.

Сабитова

Р.Г.

Основы

научных

исследований;

Дальневосточный

государственный

университет.

Тихоокеанский

институт

дистанционного образования и технологий. – Владивосток 2005г.

3.

С.И. Вульфсон Уроки профессионального творчества; Учебное пособие

для студентов средне – спец. учеб.заведений. – М.; Издательский центр

«Академия», 2014. – 160с.

4.

Усачева И.В., Ильясова И.И. Формирование учебной исследовательской

деятельности. – М., 2001.

5.

Сопко В.В. Основы научных исследований: Учебное пособие для вузов.

– Киев, 2007.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники