Автор: Иванова Наталья Иннокентьевна
Должность: преподаватель - правовед
Учебное заведение: ГБПОУ РС (Якутия) "Олекминский техникум"
Населённый пункт: г.Олекминск
Наименование материала: Методические указания
Тема: "Подготовка студентов к научно – исследовательской работе"
Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)
ГБПОУ РС(Я)«ОТ»
Методические указания
«Подготовка студентов к научно – исследовательской работе»
г. Олекминск 2017г.
Методические указания составлены Ивановой Натальей Иннокентьевной
преподавателем высшей
категории, членом
Ассоциации юристов России
ГБПОУ РС (Якутия) «Олекминский техникум».
В методическом указании включены и предложены основные положения,
связанные
с
организацией,
постановкой
и
проведением
научных
исследований среди студентов.
Материал,
содержащийся
в
методическом
указании,
может
служить
методическим руководством для молодых преподавателей для проведения и
подготовки студентов к научно – исследовательской работе.
Оглавление
Введение:
1.
Научная работа студентов и повышение качества подготовки
специалистов.
2.
Проведения НИРС преподавателями.
3.
Выбор темы научного исследования.
4.
Примерный вариант индивидуального плана исследовательской работы.
5.
Вывод.
Введение
В средне – профессиональных учебных заведениях на сегодняшний день,
ставится глобальная задача, что
заведение наряду с
учебным процессом
должна вести и научно –
исследовательские работы среди студентов.
В
современных условиях бурного развития научно – технического прогресса,
интенсивного
увеличения
объема
научной
и
научно
–
технической
информации, быстрой сменяемости и обновления знаний особое значение
приобретает подготовка в средне – профессиональных учебных заведениях
высококвалифицированных специалистов, имеющих высокую общенаучную
и профессиональную подготовку, способных к самостоятельной творческой
работе,
к
внедрению
в
производственный
процесс
новейших
и
прогрессивных
результатов.
У
многих
обучающихся
студентов,
на
сегодняшний
день существует некий барьер,
как
начать
свою
научную
деятельность?
Чтобы
сделать
первые
шаги
студентам
в
науке,
мы
преподаватели должны открыть эти двери в науку. Научные способности
есть у многих студентов, они мечтают познать многое и познанию всегда
открыты двери. И научная деятельность студентов, способствует знанию
многих
приоритетных дисциплин и становлению в будущем грамотным,
успешным и знающим специалистом, который будет разбираться во всех
аспектах современной науки. В новых социально – экономических условиях
наблюдается повышение интереса к научному исследованию. Между тем
стремление к научной работе
все чаще наталкивается на
недостаточное
овладение
студентами
системы
методических
знаний.
Это
существенно
снижает качество выполнения студентами научных работ, не позволяя им в
полной
мере реализовать свои
возможности. Для этого, чтобы успешно
двигаться
в
науке,
необходимо
сократить
возможные
блуждания
и
безуспешные поиски, сегодня каждому, кто занимается решением тех или
иных проблем теории и практики, необходимо овладеть соответствующей
методологической
культурой.
Определяющим
элементом
этой
культуры
является диалектико – материалистическое понимание действительности, на
основе
которого
складывается характерная для
каждой
области система
знаний.
Научная работа студентов и повышение качества подготовки
специалистов.
Цель выполнения научно- исследовательских работ:
заключается в исследовании актуальных тем и выполнении качественных
научных
работ,
в
связи
с
этим
особое
внимание
уделено:
анализу
методологических
и
теоретических
аспектов
научного
исследования;
рассмотрению проблем сущности, особенностей и логики процесса научного
исследования;
раскрытию
методического
замысла
исследования
и
его
основных этапов.
Задача подготовки студентов к научно – исследовательским работам:
1. Просветить студентов в определенной области научных знаний.
2. Заложить начальный фундамент к научно – исследовательским работам.
3. Привить умения и навыки для последующей ориентации и выбора научных
тем.
Приобщение студентов к научным знаниям, готовность и способность их
к проведению научно-исследовательских работ – объективная предпосылка
успешного решения учебных и научных задач. В свою очередь, важным
направлением совершенствования теоретической и практической подготовки
студентов
является выполнение ими различных научных работ,
дающих
следующие результаты:
-
способствует
углублению
и
закреплению
студентами
имеющихся
теоретических знаний изучаемых дисциплин и отраслей науки;
-
развивает
практические
умения
студентов
в
проведении
научных
исследований, анализе полученных результатов и выработке рекомендаций
по совершенствованию того или иного вида деятельности;
- совершенствует методические навыки студентов в самостоятельной работе
с источниками информации и соответствующими программно-техническими
средствами;
-
открывает
студентам
широкие
возможности
для
освоения
дополнительного теоретического материала и накопленного практического
опыта по интересующему их направлению деятельности;
- способствует профессиональной подготовке студентов к выполнению в
дальнейшем своих
обязанностей
и
помогает
им
овладеть
методологией
исследований.
Совокупность деловых качеств, необходимых для специалиста, включает в
себя
высокий
уровень
профессиональных
знаний,
широкий
кругозор,
творческие
способности
и
инициативность,
развитое
чувство
ответственности,
исполнительность
и
самодисциплину,
организаторские
навыки. И таким образом у юных исследователей проявляется интерес к
познанию.
Специалист, должен проявить:
1)
творческий,
индивидуальный
подход
к
каждой
задаче,
умение
использовать
для
ее
решения
физические
явления
и
процессы,
применять
новые
виды
микроэлектронной
схемотехники,
программируемых
логических
элементов,
материалов,
деталей
и
конструкций,
эффективно
использовать
принципы,
методы
и
результаты смежных областей науки и техники;
2)
достаточное
знание
физики,
математики,
радиоэлектроники,
экономики
и других наук в
тех разделах, которые соответствуют
профили
его
работы,
умение
пользоваться
современными
физическими, экономическими и экспериментальными методами и
приборами, включая ЭВМ;
3)
широкую
эрудицию
в
смежных
областях
знаний
и
умение
взаимодействовать со специалистами широких профилей – ставить
перед
ними
задачи
и
критически
относиться
к
предлагаемым
решениям. Одной из центральных проблем Высшей школы является
проблема
единства
профессиональной
подготовки
и
мировоззренческой ориентации специалистов, проблема развития у
них творческого мышления, умение самостоятельно углублять свои
знания и применять их в жизни.
Овладение
научными
знаниями,
высокая
познавательная
активность
расширяют кругозор студентов и создают предпосылки для формирования
устойчивой позитивной направленности, в структуре которой существенное
место занимают нравственные потребности, знания, убеждения, мотивы и
установки. Формирование исследовательских умений предполагает, прежде
всего, развитие способности обучающегося эффективно выполнять действия,
адекватные содержанию каждого уровня системы образования по решению
возникшей
перед
нами
задачи,
в
соответствии
с
логикой
научного
исследования на основе имеющихся знаний и умений. С этой целью широко
внедряются элементы научных исследований в учебный процесс. Для этого
мы заранее должны психологически подготовить студентов для научной и
творческой
деятельности. В структуре
научного познания выделяют два
уровня - эмпирический и теоретический. Эмпирический уровень связан с
чувственным познанием, задача которого заключается в получении знаний на
основе чувственного опыта. В отличие от стихийного чувственного познания
эмпирическое является целенаправленным восприятием окружающего мира
(например,
целенаправленный
выбор
объекта
исследования).
На
теоретическом уровне формулируются принципы, законы, создаются теории,
в которых заключается сущность познаваемых объектов. Каждый из этих
уровней содержит набор методов познания.
Любому виду человеческого познания свойственны такие методы,
как
анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение и т.д. За
ними закрепилось название общелогических методов познания.
Начнем, с того, что такое анализ и синтез?
Анализ - это метод исследования целостного предмета путем рассмотрения
его составляющих частей (сторон, признаков, свойств или отношений) с
целью их всестороннего изучения.
Синтез - это обобщение, сведение в единое целое данных, полученных
путем анализа ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или
отношений) предмета.
Анализ и
синтез
-
это
наиболее простые и в
то
же время
наиболее
универсальные приемы познания.
В процессе исследования часто приходится делать выводы об изучаемом
объекте на основе сведений об уже известных объектах. При этом выводы об
отдельных
явлениях
могут
строиться
на
основе
общих
принципов
и
наоборот.
Такие
умозаключения
называются
индукцией
и
дедукцией.
Индукция -
это
такой
метод
исследования,
при
котором общий
вывод
делается на основе частных посылок (от частного к общему). Дедукция - это
метод
исследования,
посредством
которого
из
общих
посылок
следует
заключение частного характера (от общего к частному).
В ходе процесса познания может выясниться, что свойства изучаемого
объекта
совпадают со
свойствами
уже
изученного. В результате
можно
сделать
вывод
о
сходстве
самих
объектов.
Такой
метод
исследования
называется аналогией.
Близким
по
смыслу к
аналогии выступает метод
моделирования, т.е.
создание
копии изучаемого объекта для изучения оригинала с одной
из
сторон. Модель может отличаться от оригинала размером, формой и т.д., но
должна повторять те свойства объекта, которые подлежат изучению. Важное
свойство модели — это ее удобство для исследования.
Последовательно, преподаватель
может
направить студента
на
ту сферу
научной деятельности студента, которая ему интересна и где, он сможет
проявить свои способности.
Проведения НИР со студентами
Для
проведения
НИРС
преподаватели
должны
ориентироваться
на
психолого-педагогические организации, которые требуют целенаправленного
и систематического
изучения личности каждого обучающегося
студента,
выявления
и
фиксации
динамики
целостного
развития
через
анализ
интеллектуальной,
деятельностной,
мотивационной
и
коммуникативной
сфер.
Как
базовые
компоненты
личности
исследовательские
умения
выражают
ведущие
характеристики
процесса
психологического
профессионального становления,
которые
отражают
универсальность ее
связей
с
окружающим
миром,
инициируют
способности
к
творческой
самореализации,
способствуют
перенесению
знаний,
умений
и
навыков
исследовательской деятельности в любую область познания и практики.
Как
отмечается
по
модернизации
среднего
профессионального
образования,
исследовательские
умения
и
психологический
подход
во
взаимосвязи с учебным и аналитическим мышлением составляют научно –
исследовательскую подготовку будущего специалиста.
Учебно - исследовательская работа студентов подразделяется на учебно -
исследовательскую,
включаемую
в
учебный
процесс
и
проводимую
в
учебное время (УИРС), и научно – исследовательскую, выполняемую во
внеучебное время (НИРС).
Учебно - исследовательская работа выполняется студентами по учебным
планам под руководством преподавателей:
-
реферирование научных изданий, подготовка
обзоров
по
новинкам
литературы;
- выступление с научными докладами и сообщениями на семинарах;
-
написание
курсовых
работ,
содержащих
элементы
научного
исследования;
- проведение научных исследований при выполнении дипломных работ;
-
выполнение научно
–
исследовательских работ в
период
учебной
практики и стажировки.
Научно
–
исследовательская
работа
студентов,
выполняемая
во
внеучебное время, включает в себя:
- работу в научных кружках и проблемных группах, создаваемых при
отделениях;
-
участие
в
научно
–
исследовательских работах
по
направлению
отделений;
- выступление с докладами и сообщениями на научно – теоретических и
научно – практических конференциях.
Для
успеха
научного
исследования
его
необходимо
правильно
организовать,
спланировать
и
выполнять
в
определенной
последовательности. Эти планы и последовательность действий зависят от
вида, объекта и целей научного исследования. Так, если оно проводится на
экономические и технические темы, то вначале разрабатывается основной
предплановый документ – технико – экономическое обоснование, а затем
осуществляются
теоретические
и
экспериментальные
исследования,
составляется научно – технический отчет и результаты работы внедряются в
производство.
Применительно
к
работам
на
экономические
темы
можно
наметить
следующие последовательные этапы их выполнения:
1.
подготовительный;
2.
проведение теоретических и эмпирических исследований (объяснения
новых научных фактов, выводы и практические рекомендации);
3.
работа над рукописью и ее оформление;
4.
внедрение результатов научного исследования.
Выбор темы научного исследования.
Тема научного исследования может относится, к научному направлению
или к научной проблеме. Под научным направлением понимается наука,
комплекс
наук
или
научных
проблем,
в
области
которых
ведутся
исследования.
Например,
научные
исследования,
выполняемые
экономистами,
охватываются
общим
направлением
«экономика»
(экономические
науки).
Внутри
него
можно
выделить
конкретные
направления, основой которых являются специальные экономические науки:
статистика,
бухгалтерский
учет,
анализ
хозяйственной
деятельности,
финансы, кредит, денежное обращение, ценообразование, экономика труда и
т.д.
Научная
проблема
–
это
совокупность
сложных
теоретических
и
практических
задач.
Проблема может
быть
отраслевой,
межотраслевой,
глобальной. К примеру, проблема охраны окружающей среды является не
только межотраслевой, но и глобальной, поскольку затрагивает интересы
мирового сообщества.
Тема
научного исследования является составной частью проблемы. В
результате
исследований
по
теме
получают
ответы
на
круг
вопросов,
охватывающих часть проблемы.
Под
научными вопросами обычно
понимают мелкие научные задачи,
относящиеся к конкретной теме научного исследования.
Выбор направления, проблемы, темы научного исследования и постановка
новых вопросов является чрезвычайно ответственной задачей. Актуальные
направления
и
комплексные
проблемы
исследования
формулируются
в
директивных документах правительства нашего государства. Направление
исследования
часто
предопределяется спецификой
научного
учреждения,
отраслью науки, в которых работает исследователь. Поэтому выбор научного
направления для каждого отдельного исследователя часто сводится к выбору
отрасли науки в которой он желает работать.
Студенты способны выполнить на определенном этапе образования задания с
элементами
исследования,
провести
целостное
исследование
монографического
характера
в
форме
курсовых
или
дипломных
работ.
Зачастую
в
результате
исследования
студенты
приходят
к
ценным
в
прикладном
отношении
выводам,
что
позволяет
использовать
их
на
производстве. Тем более, важно подчеркнуть, что задача высших учебных
заведений
состоит
в
том, чтобы
психологически подготовить
студентов
навыкам научной работы. Наш теоретический взгляд на формирование у
студентов навыков исследовательской работы опирается на ряд известных
положений. Это:
1.
Связь исследований с учебным процессом.
2.
Исторический подход к развитию исследовательской деятельности, что
необходимо для определения генезиса научных открытий.
3.
Аналитический подход
к результатам исследований,
что способствует
включению студентов в процесс объяснения изучаемых
явлений и процессов обоснования закономерностей.
4.
Инновационный подход к исследованиям, определяющий концентрацию
внимания
студентов
на
привнесение
нового,
улучшение
понимания
исследуемых явлений, их осмысление.
Примерный вариант индивидуального плана исследовательской
работы:
Ф.И.О. автора исследования
Ф.И.О. научного руководителя
Тема исследовательской работы
Этапы выполнения научно – исследовательской работы
Первый этап – подготовка к исследованию
1.
Предварительный выбор темы и составления списка литературы по
проблеме исследования.
2.
Определение объекта и предмета исследования.
3.
Выделение основных понятий темы.
4.
Изучение литературы по теме исследования.
5 Уточнение темы; формулировка гипотезы, цели и задач; выбор методов
исследования.
Второй этап – подготовка и проведение исследования
1.
Подготовка диагностических материалов по теме исследования.
2.
Проведение исследования по теме (опыты, эксперименты).
3.
Анализ исследования, выводы по эксперименту.
Третий этап – оформление исследовательской работы
1.
Написание основной части работы, ее введение и заключения;
2.
Оформление титульного листа.
2.
Определение композиции работы;
3.
Выбор стиля и языка исследования;
4.
Написание выводов;
5.
Составления заключения;
6. Составления списка литературы;
7. Составления списка иллюстрации;
8. Составление приложений;
Приложение 1
(образец титульного листа)
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) ГБПОУ
РС(Я)«ОТ»
Доклад
«Будущее инфраструктурное развитие нашего города Олекминска»
Составила: студентка 2 курса эк.
Ф.И.О.
г. Олекминск, 2017г.
Четвертый этап – подготовка и защита работы
1. Сдача работы руководителю для получения отзыва и рецензии.
2. Подготовка текста для публичной защиты.
Заключение
Приобщение студентов к научным знаниям, готовность и способность
их к проведению
научно –
исследовательских работ,
это объективная
предпосылка
успешного
решения
учебных
и
научных
задач.
Также,
студенты
имеют
возможность
познакомиться
с
традициями
учебного
заведения, сформировать свои ценностные предпочтения, которые будут
способствовать развитию познавательных интересов - это творческих и
научных способностей.
Сегодня, в условиях научно – технической революции, у науки все
более отчетливо обнаруживается еще одна концепция, она выступает в
качестве
социальной
силы.
Наиболее
ярко
это
проявляется
в
тех
многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки
используются для разработки масштабных планов и программ социального
экономического
развития.
При
составлении каждой
такой
программы,
определяющей,
как
правило,
цели деятельности многих
предприятий,
организаций,
учреждений,
необходимо
и
нужно
подготовить
высококвалифицированных и научно грамотных специалистов.
Список использованной литературы
1.
Шкляр М.Ф. Основы научных исследований; Учебное пособие / - 4-е
изд. – М.; Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2013. –
244 с.
2.
Сабитова
Р.Г.
Основы
научных
исследований;
Дальневосточный
государственный
университет.
Тихоокеанский
институт
дистанционного образования и технологий. – Владивосток 2005г.
3.
С.И. Вульфсон Уроки профессионального творчества; Учебное пособие
для студентов средне – спец. учеб.заведений. – М.; Издательский центр
«Академия», 2014. – 160с.
4.
Усачева И.В., Ильясова И.И. Формирование учебной исследовательской
деятельности. – М., 2001.
5.
Сопко В.В. Основы научных исследований: Учебное пособие для вузов.
– Киев, 2007.