Напоминание

"Шестиногие малыши"


Авторы: Русскина Юлия Сергеевна, Молдакова Мария Анатольевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МАДОУ " Детский сад № 104"
Населённый пункт: г. Саранск
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Шестиногие малыши"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Шестиногие малыши». Конспект НОД в старшей группе

ТЕМА: «ШЕСТИНОГИЕ МАЛЫШИ»

ЦЕЛЬ:

•Обучающие:

Уточнить и обобщить знания детей о насекомых: у всех насекомых есть

общие черты, по которым мы выделяем их из всего животного мира, и есть

различия в их внешнем виде и жизненных проявлениях, благодаря которым

мы выделяем виды насекомых и различаем конкретных насекомых. Закрепить

знание детьми пословиц и поговорок о насекомых.

•Развивающие:

Развивать у детей логическое мышление: учить сравнивать, анализировать,

устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения.

•Воспитательные:

Воспитывать добрые чувства к насекомым. Формировать осознанно -

правильное отношение к насекомым, понимание, что в природе все нужны

друг другу.

ОБОРУДОВАНИЕ:

•Демонстрационные картинки с изображением насекомых (среди

них изображения различных представителей одного вида: жуков, муравьев,

бабочек и др)

•Разрезные картинки с изображением насекомых (4 картинки, разрезанные

на фрагменты по количеству детей)

•Наглядное пособие, изображающее процесс развития бабочки

•Раздаточный материал на каждого ребенка

(схематичное изображение процесса развития бабочки поэтапно)

•Разноцветные обручи, разноцветные кружочки на столы, коробки для игры.

•План группового помещения с указанием мест, где находятся заколдованные

насекомые, письмо.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

•Утренние беседы с детьми «Такие разные насекомые»

•Организация в книжном уголке выставки иллюстраций

с изображением насекомых и книг по тематике недели.

•Наблюдение на прогулке за насекомыми (особенности строения тела)

Ход занятия:

В группу под музыку «Полет шмеля» муз. Н. Римского-Корсакова влетает

ребенок в костюме шмеля, выполняет образные движения, разбрасывает

фрагменты разрезанных картинок с изображением насекомых и письмо.

Улетает. Ребята, кто к нам сейчас прилетал?

Как вы думаете зачем?

Мне кажется, что шмель нам что-то хотел сказать, но так как он не умеет

разговаривать, оставил нам какую- то подсказку (обращает внимание детей

на разбросанные фрагменты картинок)

Мне нравится ваше предположение, что по этим фрагментам нужно собрать

картину. И, как мне кажется, картина должна быть не одна.

(Обращает внимание детей на рубашки (обратная сторона) фрагментов)

- Посмотрите, у фрагментов обратная сторона разного цвета. Какие здесь

цвета? К нам прилетал шмель.

Дети берут в руки по одному фрагменту, рассматривают их, высказывают

предположения, для чего шмель принес им эти фрагменты (собрать из них

картину целиком, если мы соберем картинки – узнаем, что хотел сказать

шмель)

Дети рассматривают обратную сторону, называют цвета (красный, синий,

желтый, зеленый)

фронтальный

Игра

«Разрезные картинки» -Вы сможете собрать картины, ориентируясь на

цвет обратной стороны?

-Пожалуйста, те ребята, у кого картинки с синей рубашкой, подойдите к

столу, отмеченным синим кругом. Те, у кого с желтой рубашкой –

к «желтому» столу и так далее, и попробуйте собрать картины.

- Что изображено на ваших картинках?

- А как можно назвать одним словом всех тех, кто изображен на ваших

картинках?

Дети, подходят к столам со своим цветом и складывают картины.

На собранных картинках изображены насекомые разных видов: бабочка,

жук, муравей, пчела.

Дети по очереди называют те насекомые, которые изображены на картинке.

«Общие признаки насекомых» -Ребята, как вы догадались, что это насекомые?

Воспитатель предлагает перейти к доске, на которой прикреплены

демонстрационные картинки с изображением насекомых.

Выставляя картинки, воспитатель обращает внимание детей на

разнообразие насекомых каждого вида.

Например, у детей одной подгруппы получилась бабочка. Воспитатель

помещает на доску изображения нескольких бабочек и рассказывает им о

них. То же самое и с другими насекомыми (жуки, муравьи, пчелы)

(Примерный рассказ воспитателя в приложении №1)

- Ребята, а теперь внимательно посмотрите на картинки и скажите, какие

общие признаки есть у всех насекомых?

Воспитатель подводит итог:

•У всех насекомых 6 лапок

•Тело разделено на 3 части

•У всех есть усики.

После подведения итога, воспитатель вывешивает картинку

с изображением паука и просит детей ответить на вопрос:

- Как вы думаете, паук – это насекомое? Дети высказывают свои

предположения.

Дети дополняют рассказ воспитателя.

Дети рассматривают изображение различных видов насекомых (бабочка,

жуки, муравьи, пчелы) и формулируют свои наблюдения.

Дети проводят сравнительный анализ иллюстраций и приходят к выводу, что

паук насекомым не является.

Физкультминутка

- Ребята, а вы хотите побывать в гостях у насекомых и еще больше узнать о

них?

- Я предлагаю отправиться в гости к шестиногим малышам на лесную

полянку.

Хотим.

Дети идут на поляну, проговаривая текст:

«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше. Через кустики и кочки,

через ветви и пенечки. Очень ловко все шагали, не споткнулись, не

упали»Воспитатель обращает внимание на то, что на полянке никого нет.

-Куда же подевались все насекомые?

Обращает внимание на письмо, которое лежит среди цветов.

Читает:«Дорогие ребята! Мы попали в беду. Злой паук нас заколдовал.

Помогите нам, пожалуйста! Чтобы нас спасти – надо выполнить все его

задания. Мы очень на вас надеемся. Ведь от вас зависит жизнь на Земле. И,

если вы нам не поможете, сначала погибнем мы, а потом погибнет все живое

на Земле! Подпись: Ваши друзья - насекомые»

- Ребята, в письме еще находится какой - то план.

- Сможем выполнить все задания злого паука и освободить насекомых?

-Тогда отправляемся за первым заданием. Дети подходят к лесной полянке, на

которой находятся цветы.

Дети слушают.

Дети рассматривают план, на котором изображен план, с указанием мест, в

которых спрятаны задания и насекомые.

Дети находят задание под №1.

Задание №1

Игра «Вредные и полезные насекомые.

Анализ ошибок

Вопросы по результатам работы

Задание №2

Игра «Четвертый лишний»

(составление предложений с союзом «потому что»)Воспитатель читает

задание №2.

- Посмотрите внимательно на картинки и скажите, какая картинка здесь

лишняя, уберите ее и объясните – почему вы ее убрали?

На картинках изображены:

1. Бабочка, пчела, муравей, паук

2. Комар, бабочка, жук, муравей

3. Муравей, гусеница, саранча, бабочка

4. Стрекоза, кузнечик, божья коровка, бабочка

После ответов детей воспитатель достает спасенного муравья (игрушка,

хвалит детей и предлагает немного поразмяться.

- Следующее задание у нас связано именно с гусеницей.

Предлагает посмотреть на картину и ответить: почему гусеница тоже

считается насекомым? Дети рассматривают строение гусеницы.

-Какие общие признаки есть у гусеницы и других насекомых?

Воспитатель подводит итог рассуждениям детей:

- Общих признаков нет, но гусеница считается насекомым, что гусеница – это

бабочка в детстве и прежде чем стать бабочкой, она проходит долгий и

сложный путь превращения. - Признаков общих нет (отсутствуют 6 лапок,

туловище не делится на 3 лапки, нет усиков)

Рассказ воспитателя об этапах становления бабочки с использованием

наглядного пособия-схемы.

Задание №3

(закрепление нового материала)

Дидактическая игра «Что сначала, что потом»

Анализ ошибок

Воспитатель предлагает детям сесть за столы парами и читает задание:

Перед вами на столах лежат картинки, на которых изображены этапы

развития насекомых. Вам необходимо все эти этапы расположить в

нужной последовательности: что было сначала, что потом.

После окончания игры, воспитатель предлагает проверить правильность

выполнения задания друг у друга.

После проведенного анализа ошибок детьми, воспитатель предлагает

сравнить результаты своих работ с наглядным пособием на доске и

проговорить вслух все этапы развития насекомого.

- Что сначала откладывает бабочка?

- Кто появляется из яйца?

- Что делает гусеница?

- В кого она превращается?

- Кто выходит из куколки?

Воспитатель предлагает рассказать этапы развития насекомого по цепочке:

После ответов детей воспитатель достает спасенную

гусеницу (игрушка) Дети садятся за столы, перед ними лежит набор из 4

картин – схематичное изображение этапов развития насекомых:

1. Бабочка откладывает яйца

2. Из яичек вылупляются личинки-гусеницы

3. Гусеница превращается в куколку

4. Из куколки вылупляется бабочка

Дети выкладывают последовательность этапов развития.

Дети проверяют правильность выполнения задания друг у друга, при

необходимости исправляют ошибки товарища.

-Бабочка откладывает яйца

- Из яйца появляется гусеница

- Она питается листьями и растет

- Гусеница превращается в куколку

- Из куколки появляется бабочка.

У нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке. Как только

крылья подсохнут, бабочка начинает летать

Дети рассказывают по цепочке

Фонограмма «Голоса природы» - Вот и подошли к концу наши испытания,

посмотрите, сколько насекомых мы освободили с вами из плена паука.

Давайте возьмем наших насекомых и заселим ими нашу летнюю полянку.

Послушайте, наша полянка сразу ожила.

Дети берут игрушки и размещают их возле цветов на поляне.

Дети слушают звуки природы.

Составление логической цепочки Ребята, вы сегодня были молодцы и с

честью преодолели все трудности и испытания.

- Скажите, какое задание было самое сложное для вас?

- Какое задание понравилось больше всего?

-А зачем мы с вами преодолевали все эти трудности и испытания?

- А что было бы, если бы все насекомые на планете Земля погибли?

- Вы когда-нибудь задумывались, почему большинство птиц являются

перелетными, то есть они улетают от нас на зиму и возвращаются лишь

весной?

- Совершенно верно. Многие птицы питаются насекомыми и, если бы люди

стали уничтожать вредных насекомых при помощи специальных ядовитых

веществ, тогда от голода погибли бы и птицы. А птицы играют важную роль

в природном равновесии.

(необходимо детей подвести к выводу, что в природе не существует

"бесполезных" или "вредных" растений, насекомых или животных. Все они

выполняют свою работу, играют свою роль, зависят друг от друга)

Выслушав все предположения детей, воспитатель предлагает детям

нарисовать цепочку, в котором одним из звеньев являются насекомые.

Насекомые – пища для птиц;

Птицы – приносят пользу (берегут лес, посадки, поют красивые песни,

являются пищей для более крупных животных) - и цепочка продолжается

дальше. Ответы детей

предполагаемые ответы детей

Зимой для них нет корма - насекомых.

Дети рисуют

Итог занятия Ребёнок читает стихотворение «Все на свете нужны»

Подготовили воспитатели: Молдакова М. А.,

Русскина Ю. С.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники