" Формирование речи ребёнка через звуковую культуру"
Автор: Коробченко Вера Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад села Колокольцовка Калининского района Саратовской области" Населённый пункт: село Колокольцовка, Калининский район, Саратовская область Наименование материала: статья Тема: " Формирование речи ребёнка через звуковую культуру" Раздел: дошкольное образование
«Формирование речи ребёнка через звуковую культуру»
Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием
излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания,
пользоваться всеми языковыми средствами (в том числе интонацией,
лексическим запасом, грамматическими формами).
Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети
дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими
их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у
детей оказывает воспитатель.
О. И. Соловьева, определяя основные направления работы по развитию
звуковой культуры речи, отмечает, что «перед педагогом стоят задачи:
воспитание у детей чистого ясного произношения звуков в словах,
правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка,
воспитание отчетливого произношения (хорошей дикции), воспитание
выразительности детской речи»
Иногда работа воспитателя по формированию правильной речи у детей, по
предупреждению недостатков речи отождествляется с работой логопеда по
исправлению недостатков произношения звуков. Однако воспитание звуковой
культуры речи не следует сводить только к формированию правильного
произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения
является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитатель
помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным
произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов,
умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь,
интонационно выразительно. В то же время в работе по формированию
звуковой стороны речи воспитатели могут использовать некоторые
логопедические приемы, так же как и логопед, кроме исправления речи,
занимается пропедевтической работой, направленной на предупреждение
недостатков речи.
Развитие звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием
других сторон речи: словаря, связной и грамматически правильной речи.
Развитие звуковой культуры речи включает формирование четкой
артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и
чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также
умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи
и различные интонационные средства выразительности (мелодику,
логические паузы, ударения, темп, ритм и тембр речи). Звуковая культура
речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха.
Воспитатель должен иметь представление об основных нарушениях речи
(например, носовой оттенок произнесения слова, заикание), для того чтобы,
своевременно выявив их, направить ребенка к специалисту-логопеду.
Все разделы работы по звуковой культуре речи взаимосвязаны. Для
систематического и последовательного проведения игр и занятий по
развитию звуковой культуры речи за основу должна быть взята работа над
«живым» звуком слова. На каждом возрастном этапе следует постепенно
усложнять материал, обязательно включая в него все разделы развития
звуковой культуры речи.
Учитывая возрастные особенности развития речи детей, формирование
звуковой культуры речи можно распределить на три основных этапа.
I этап — от 1 года 6 месяцев до 3 лет (второе полугодие 2-й группы раннего
возраста и 1-я младшая группа). Для этого этапа (особенно для его начала)
характерно бурное развитие активного словаря. Сформировавшиеся ранее
артикуляционные движения, функционируя при произнесении целого слова,
претерпевают некоторые изменения: уточняются, становятся более
устойчивыми. Развивается способность ребенка осознанно подражать
произнесению целого слова, благодаря чему воспитатель получает
возможность существенно влиять на развитие звуковой стороны речи
ребенка. Основой работы по звуковой культуре речи является использование
различных звукоподражаний. Значительно возрастает эффективность работы,
поскольку занятия с детьми в возрасте от 1 года 6 месяцев до 3 лет
проводятся не с небольшим числом детей (5—6), как ранее, а с подгруппами.
II этап — от 3 до 5 лет (2-я младшая группа и средняя группа). В этом
возрасте идет формирование фонетического и морфологического состава
слова. Продолжается совершенствование наиболее трудных
артикуляционных движений. Это дает ребенку возможность воспроизводить
щелевые, аффрикативные и сонорные звуки. Работа на этом этапе опирается
на заметно выраженное сознательное отношение детей к звуковой стороне
слова и строится на последовательной отработке всех звуков родного языка.
III этап — от 5 до 7 лет (старшая группа и подготовительная к школе
группа). Этот этап является как бы завершающим периодом в формировании
звуковой стороны речи дошкольников в детском саду. К началу этапа
наиболее трудные изолированные артикуляционные движения уже
сформировались, однако важно, что бы четко различались (как в
произнесении, так и при слуховом восприятии речи) звуки, которые близки
по артикуляционным или акустическим признакам (с — ш, з — ж и др.; с —
сь, с — эй др.). Специальная работа по совершенствованию различения,
дифференциации таких звуков способствует дальнейшему развитию
фонематического слуха детей, усвоению фонем как звуко-смысло-
различителей (сайка — зайка, и т. п.).
На каждом этапе развития звуковой культуры речи, воспитатель должен
учитывать индивидуальные особенности развития речи детей.
Работа по звукопроизношению сочетается с работой по другим разделам
звуковой культуры речи (развитие речевого слуха, артикуляции, речевого
дыхания, голоса, дикции, темпа, интонационной выразительности речи).
Дети старшего возраста в большинстве своем усваивают и правильно
произносят все звуки родного языка, умеют четко и правильно произносить
слова и фразы, менять громкость речи в зависимости от ситуации,
пользоваться, интонационными средствами выразительности, имеют
достаточно развитый речевой слух. Однако и в этом возрасте еще
встречаются дети, не совсем четко произносящие отдельные звуки и
многосложные слова, особенно со стечением нескольких согласных. Они не
всегда умеют пользоваться умеренным темпом речи, говорить достаточно
громко или тихо и т.п. Некоторые дети, верно произнося звуки, затрудняются
в различении их на слух, что может привести в дальнейшем к трудностям в
овладении грамотой.
В связи с тем, что дети поступают в детский сад в разном возрасте и
неодинаково усваивают все разделы звуковой культуры речи, работа по ее
формированию должна продолжаться и в старших группах. Основной задачей
формирования звуковой культуры речи у детей 5—7 лет является дальнейшее
совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной,
интонационно выразительной речи.
На этом этапе формирование звуковой культуры речи можно связать с
работой по дифференциации звуков, наиболее часто смешиваемых детьми:
шипящих и свистящих (ш — с, ж — з, ч — ц, щ — съ), звонких и глухих (в —
ф, з — с, ж — ш, б — п, д — т, г — к), звуков л и р, твердых и мягких (д —
дъ, л — ль и др.). При необходимости можно проводить дифференциацию и
других пар ввуков, также нередко смешиваемых детьми, например ч — тъ, с
— ц и пр.
Работа по дифференциации звуков может быть правильно построена только в
том случае, если различение звуков проводится одновременно как по
акустическим, так и по артикуляционным их свойствам.
Такая систематическая работа, направленная на практическое изучение
различительных особенностей звуков, помогает детям, пришедшим в детский
сад позже, уточнить свое звукопроизношение, способствует развитию
фонематического слуха и выработке тонких дифференцированных движений
артикуляционного аппарата, характерных для различения звуков, а все это
является необходимым условием для дальнейшего успешного обучения
родному языку.
Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, чтовоспитание
звуковой культуры речи тесно связано (!) с развитием других сторон речи
(обогащением словаря, формированием связной речи и грамматического
строя и т. д.). В то же время работа по звуковой культуре речи требует
особого подхода, специальных приемов, и ее проведение должно быть
выделено в отдельные занятия.
На дополнительных занятиях даются различные игры, упражнения в игровой
форме, используется различный речевой материал, который направлен на
выработку у детей правильного произношения звуков, на развитие
фонематического и речевого слуха.
Работа, проводимая вне занятий, предупреждает и устраняет несовершенства
речи у отдельных детей, выравнивает группу и даёт возможность успешно
проводить последующие фронтальные занятия по звуковой культуре речи.
Использованная литература:
1. Развитие связанной речи у детей дошкольного возраста. Формирование
навыка пересказа. Н.В. Нищева – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО
– ПРЕСС» - 2010 г. – 80 с.
2. Развитие связанной речи. Младшая группа. Т.В.Иванова – Волгоград
:Издательско-торговый дом «Корифей» - 2009 г. -96 с.