Напоминание

"Алкины".


Автор: Занина Ольга Ивановна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ ЕСОШ №7 им.О.Казанского
Населённый пункт: станица Егорлыкская
Наименование материала: разработка урока
Тема: "Алкины".
Раздел: среднее образование





Назад





Урок по органической химии

В 10 классе

по теме: «Алкины».

Учебник О.С. Габриелян (базовый уровень).

Учитель: Занина О.И.

МБОУ СОШ №7 им. О.Казанского ст. Егорлыкской Ростовской области.

2015 год.

Тема урока : «Алкины»

Цели урока:
1. Знакомство со строением молекул алкинов на примере ацитилена. 2. Изучение гомологического ряда алкинов по формулам и физическим свойствам. 3. Знакомство с видами изомерии ацитиленовых. 4. Изучение основных способов получения ацитилена.
Оборудование:
1. Таблицы «строение ацитилена», «строение атома углерода». 2. Шаростержневые модели СН 4 , С 2 Н 4 ,С 2 Н 2 . 3. Прибор для получения ацитилена карбидным способом, раствор КМпО 4 , СаС 2 , вода, пробирки, штатив.
Техническое обеспечение:
компьютер, видеопроектор, экран.
ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.
1.
Вступительное слово учителя. Организационный момент.
2.
Знакомство учащихся с задачами урока.
3.
Химическая разминка по повторению ранее изученного (с помощью карточек).
1 задание:
Назовите вещества и частицы : СН 3 - , С 2 Н 5 - , С 2 Н 6 , СН 4 , СН 2 =СН 2 , СН 2 = С – СН 2 – СН 3 , СН 2 = СН – СН 2 – СН 3 , СН 3 – СН= СН – СН 3 I СН 3 Дайте определение данных классов веществ. Как вы отличаете их по формулам?
2 задание:
Чем отличаются вещества:? СН 3 - С = С - СН 3 СН 3 – С = С – Н I I I I Н Н Н СН 3
3 задание:
Дайте определения : Что такое изомеры? Что такое гомологи? Какие виды изомерии характерны для алканов и алкенов? Учащиеся называют вещества по формулам, определяют классы веществ. Ребята дают определение. По формулам алкены отличает двойная связь. Эти вещества отличаются строением молекул. Цис- и транс – изомеры бутена-2 отличаются положением замещающих групп. У цис – изомеров замещающие группы расположены по одну сторону от линии двойной связи, а у транс – изомеров – по разные стороны. 1.У алканов изомерия строения углеродного скелета, а у алкенов – 3 вида изомерии: 1 – по положению двойной связи,

4 задание:
На доске написаны формулы веществ. Необходимо дать названия по международной номенклатуре и определить изомеры и гомологи. Аналогичные задания предлагаю выполнить на карточках. У доски решить расчетную задачу: Определить краткую формулу ацитилена по данным анализа: относительная плотность по водороду = 13, массовая доля углерода 0,923, а водорода 0,077.
II.

Изучение новой темы.

1 этап.
Строение ацитилена. 1.1 Чем отличаются углерод – углеродные связи у алканов и алкенов. 1.2 Как образуются σ- и π- связи. 1.3 Какая из этих связей более прочная? 1.4 Какую форму в пространстве имеет молекула метана? Почему? 1.5 Что такое sp 3 – гибридизация? 1.6 Что такое sp 2 – гибридизация? Какую форму имеет молекула этилена? 1.7 Обратите внимание на ответ в задаче. С 2 Н 2 . Это – ацитилен. Его структурная формула Н – С Ξ С – Н. Шаростержневая модель ацитилена (показать) 2- по строению углеродного скелета, 3 – геометрическая изомерия. 1)СН 2 = С (СН 3 ) – СН 2 – СН 3 2)СН 3 – СН 2 – СН(СН 3 ) –СН 3 3)СН 2 = С (СН 3 ) –СН 3 4)СН 3 – С (СН 3 ) = СН – СН 3 Учащиеся переписывают задание в тетрадь, определяют изомеры: 1) и 4) (С 5 Н 10 ): гомологи: 1) и 3) (алкены) В результате расчетов получен С 2 Н 2 . Учащиеся отвечают на вопросы. Эти вопросы подводят ребят к восприятию объяснений учителя о строении ацитилена. Учащиеся записывают формулу в тетрадь, подписывают связи и
1.8 Сколько облаков углерода участвует в гибридизации? (по информационной карте) 1.9 Предлагаю посмотреть анимацию: «образование связей в молекуле ацитилена». Обращаю внимание на строение ацитилена на школьной таблице. Завершаю объяснение вопросом : Какая связь прочнее - дврйная или тройная?
2 этап.
II.1 Познакомьтесь с гомологическим рядом алкинов (формулы записаны на доске). Продолжите ряд. Исправьте ошибку, объясните её. II.2 Дайте определение алкинов самостоятельно и определите их общую формулу.
3 этап.
3.1 Знакомство с изомерией и физическими свойствами (слайд 5 и 6)
4 этап.
обращаются к информационной карте. Всего два : S и P. Значит, тип гибридизации sp. СНΞ СН – этин СН Ξ С - СН 3 – пропин СН Ξ С – СН 2 – СН 3 бутин -1 СН 3 – С Ξ С – СН 2 – СН 3 - пентин-1 Учащиеся записывают в тетрадь гомологический ряд до 8 углеводорода. Ученик у доски исправляет ошибку и дает определение гомологов. Выполняют задание к слайду № 6.
4.1 Получение алкинов (слайд 7). 4.2 Какие свойства алкенов определяет двойная связь? 4.3 Вспомните качественную реакцию на предельные углеводороды. 4.4 Предлагаю с помощью опыта убедиться, что ацитилен относится к непредельным углеводородам. (опыт проводим в вытяжном шкафу).
5 этап.
5.1 Закрепление. Предлагаю небольшой тест и задаю домашнее задание. §6 (1 часть) № 5, № 6, стр. 51 5.2 Оценки за урок: Реакции присоединения и полимеризации. Обесцвечивание растворов перманганата калия и бромной воды. Учащиеся переписывают в тетрадь способы получения ацитилена. Ребята наблюдают опыт получения ацитилена карбидным способом и обесцвечивание раствора перманганата калия. Обсуждение наблюдений. Приложение. 1.За повторение материала по формулам. 2.За выполнение заданий у доски и за работу по карточкам. 3.За участие в обсуждении новой темы. 4.За закрепление.

Тест для проверки усвоения темы “Алкины”.

Алкины – химические соединения, которые отвечают общей формуле
а) СnН2n+2 б) СnH2n в) CnH2n-2 2.
Алкины
– химические соединения, в молекулах которых а) одна двойная связь б) одна тройная связь в) две двойные связи 3.
К каким
классам органических соединений относятся следующие вещества: а) бутин-1, б) пентин-2. в) гексан, г) метан, д) пропен.
4.
Как определить
по структурной формуле, что данное соединение относится к классу алкинов по: а) числу атомов водорода б) числу атомов углерода в) наличию тройной связи г)наличию двойной связи д) наличию двух двойных связей 5.
Реакцией гидрирования
называют реакцию а) присоединения галогена б) присоединения водорода в) присоединения воды г) замещение водорода на галоген
6. Какие два основных способа получения ацетилена. Напишите уравнения реакций 7. Домашнее задание: стр.47-48, № 5, № 6 стр51 Ресурсы • Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник, базовый уровень – М.: Дрофа, 2012. • Химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник / Под ред. В.И. Тренина. – М.: Дрофа, 2002. • Смолина Т.А. Практические работы по органической химии: Малый практикум. – М.: Просвещение, 1986. • CD – Органическая химия. 10-11классы. Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ, 2008. • CD – Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория. Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ, 2004. • CD – Химия. Интерактивный тренинг – подготовка к ЕГЭ. Новая школа, 2007. • CD – Химия. Базовый курс. Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ, 2003.


В раздел образования