Автор: Горулько Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Белоснежка"
Населённый пункт: г. Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: "Три типа культур в истории развития человечества".
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Три типа культур в истории развития человечества».
Маргарет Мид – американский психолог, этнограф, исследователь, выделила три
типа культур в развитии человечества.
Постфигуративная культура – это тип культуры, где в сообществе нет
письменности,
передача
информации
от
поколения
к
поколению
происходит
от
одного носителя к следующему.
«Постфигуративная культура – это мир, где изменения протекают настолько
медленно и незаметно, что деды, держа на руках внуков, не могут представить себе
для них никакого иного будущего, отличного от их собственного. Прошлое взрослого
– это будущее нового поколения». М. Мид.
Люди , живущие в постфигуральных культурах, противятся изменениям. Любое
изменение расценивается, как нечто, что угрожает исчезновению вида.
Такие культуры могут возникать и в наше время, например «землячество». Люди,
находящиеся в этом замкнутом, небольшом сообществе, настолько цепко держатся за
свою культуру, что иногда, много лет спустя, представители этого сообщества не
могут понять своих предков, потому что в той стране откуда они приехали, всё
менялось, шёл прогресс, а здесь всё замерло. К такому типу культуры можно отнести
и «аскетизм».
В постфигуральной культуре совместно проживают минимум три поколения;
важна роль взрослых членов общества, старики становятся основным источником
знаний, основным носителем правил.
С историей человечества люди научились накапливать и передавать информацию
разными способами (от сверстника к сверстнику, от родителей, интернет, книги и
др.). Роль старших стала не столь велика. В результате появляется новый стиль –
ко(н)фигуративная культура.
В ко(н)фигуративной культуре практически отсутствует третье поколение, люди
селятся по два поколения (родители и дети).
В этой культуре есть свой «минус» - нет примера, как ухаживать за старым
поколением, люди начинают бояться старости. Авторитет старших в этом стиле
культуры очень низок.
Следующий тип культуры М. Мид назвала префигуративным типом культуры.
Префигуративная культура – это автономное сосуществование поколений, мир,
где поколения не живут вместе, а сосуществуют на одной территории. Ребёнок
стремится
получить
от
родителей
полную
независимость
и
как
можно
быстрее
отдалиться.
В префигуративном типе культуры начинает проявляться интерес к истокам
(традициям, предкам). Человек начинает рассматривать себя, как часть огромной
культуры,
народа
к
которому
принадлежит.
Появляется
рост
национального
самосознания.
Основным способом передачи информации в этом типе культуры становится
интернет, в связи с эти дети учат взрослых, так как лучше владеют компьютерными
технологиями.
И всё таки, роль стариков в любом обществе и времени должна быть почитаемой,
это важно не столько для стариков, сколько в первую очередь для подрастающего
поколения. Необходимо подчёркивать значимость бабушек и дедушек, это обеспечит
будущему поколению стабильность, избавит от страхов перед собственной старостью.