Программа учебной дисциплины "Культурология" для специальности 43.02.06. "Сервис на транспорте (по видам транспорта)"
Автор: Привизенцева Светлана Александровна Должность: преподаватель Учебное заведение: ГАПОУ РС(Я) "Южно-Якутский технологический колледж" Населённый пункт: город Нерюнгри, Республика Саха (Якутия) Наименование материала: методическая разработка Тема: Программа учебной дисциплины "Культурология" для специальности 43.02.06. "Сервис на транспорте (по видам транспорта)" Раздел: среднее профессиональное
Программа
учебной
дисциплины Культурология
разработана
на
основе
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
(далее
–
ФГОС)
подготовки специалистов среднего звена по специальности 43.02.06. «Сервис на
1.1. Область применения программы учебной дисциплины
Программа
учебной
дисциплины
является
частью
основной
профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 43.02.06. «Сервис на
транспорте (по видам транспорта)».
1.2.
Место
учебной
дисциплины
в
структуре
основной
профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина «Культурология» относится к общему гуманитарному
и социально-
экономическому
циклу
основной
профессиональной
образовательной
программы
(за
счет
вариативной части).
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь :
- выражать и обосновывать свою позицию по вопросам культуры;
-
анализировать
современные
тенденции
развития
мировой
культурыи
их
влияния
на
социокультурные процессы в России;
-
уважительно
и
бережно
относиться
к
историческому
наследию
и
культурным
традициям,
толерантно воспринимать социальные и культурные различия;
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать :
- основные категории и понятия культурологической науки;
- основные этапы развития культурологической мысли;
- основные типы культур;
- роль и главные черты своеобразия традиционных обществ древностии современности;
- роль религии в истории культуры, место христианства в мировой культуре, значениеправославия
в развитии отечественной культуры;
- особенности модернизационных процессов современности;
- основные сферы культурной деятельности общества;
-
социальную
и
культурную
значимость
своей
будущей
профессии,
пути
личностного
и
профессионального саморазвития при ориентации на мировой и отечественный культурный опыт.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 77 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 52 часа;
самостоятельной работы студента 25 часов.
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
78
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
52
в том числе:
лабораторные работы
-
практические занятия
12
контрольные работы
-
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
-
Самостоятельная работа студента (всего)
25
в том числе:
подбор информационного материала
написание эссе
выполнение презентаций
составление кроссвордов
подготовка докладов
оформление стенной газеты
составление словаря культурологических терминов
5
4
4
2
5
2
3
Итоговая аттестация в форме письменного тестирования.
5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работыи практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень
освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Введение в культурологию.
11
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
2
2
Культурология как наука.
Культурология в системе гуманитарного знания. Периоды становления культурологии как
науки. Предмет и объект изучения культурологии. Структура культурологии. История
культуры. История культурологических учений. Социология культуры. Культурная
антропология. Прикладная культурология. Категории культурологии.
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
2
1
Понятие «культура» и его сущность.
Появление культуры как объекта гуманитарного знания. Определения понятия «культура».
Историческое развитие понятия «культура». Проблема специфичности культуры.
Сущностные характеристики культуры Современные подходы к пониманию культуры.
Типы культур.
Практические занятия:
Дискуссия «Профессиональная культура и этика».
Семинарское занятие «Культура как предмет научного анализа»
1
Самостоятельная работа обучающихся:
Подбор информационного материала по теме «Профессиональная культура и этика».
1
Тема 1.3.
Содержание учебного материала
2
3
Структура и основные функции культуры.
Два уровня в едином поле культуры. Материальная культура и духовная культура.
Массовая культура и элитарная культура. Народная культура. Национальная культура.
Субкультура. Контркультура. Функции культуры. Преобразующая функция культуры.
Защитная функция. Коммуникативная функция. Познавательная функция.
Информационная функция. Нормативная функция. Гуманистическая функция. Ценностная
функция. Семиотическая (знаковая) функция в системе культуры.
6
Практические занятия:
Семинар-презентация «Молодежные субкультуры».
Семинар «Формы и законы развития культуры».
1
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка презентационного материала к семинару «Молодежные субкультуры».
2
Раздел 2.
Основные понятия культурологии.
20
Тема 2.1.
Практические занятия:
Семинарское занятие « Культура и цивилизация».
1
Самостоятельная работа обучающихся:
Написание эссе на тему: «Цивилизация есть стадия умирания культуры».
2
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
2
3
Язык и символы культуры.
Понятие «языка культуры». Культура как мир артефактов. Культура как мир смыслов.
Культура как мир знаков. Основные типы знаковых систем культуры. Естественные знаки.
Функциональные знаки. Иконические знаки. Вербальные знаковые системы. Знаковые
системы записи. Вторичные моделирующие системы. Семиотика и история. Языки
искусства.
Практические занятия:
Деловая игра «Знаки и символы в культурологии».
1
Самостоятельная работа обучающихся:
Написание доклада на тему: «Символы культуры».
2
Тема 2.3.
Содержание учебного материала
4
2
Культурные ценности и нормы.
Ценности. Виды ценностей. Система ценностных ориентаций. Социокультурные нормы.
Социальная и технологическая функции культурных норм. Общекультурные, групповые и
ролевые нормы. Ментальное поле культуры. Категории культуры. Картина мира.
Практические занятия:
Круглый стол «Архаическая культура и становление религии».
Семинарское занятие «Межкультурная коммуникация и диалог культур»
3
Самостоятельная работа обучающихся:
Составление словаря культурологических терминов.
Выполнение индивидуальных заданий (подготовка к «Круглому столу»).
Подбор информационного материала по теме «Архаическая культура и становление религии».
5
7
Раздел 3.
Культура первобытности и ранней древности.
7
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
4
3
Особенности первобытной культуры. Первобытное искусство.
Периодизация первобытности. Особенности первобытного искусства. Первобытное
искусство и его связь с первобытными верованиями и культами. Культура в эпоху
палеолита. Культура в эпоху мезолита и неолита. Культура бронзового века. Виды
поселений и погребений. Первобытные праздники, обряды, ритуалы.
Тема3.2.
Практические занятия:
Семинарское занятие «Культура Древнего Египта».
Семинарское занятие «Становление человеческой культуры и возникновение цивилизаций».
1
Самостоятельная работа обучающихся:
Подбор информационного материала по теме «Боги Древнего Египта».
Подбор информационного материала и видеоматериалов на тему: «Культура первобытности и
ранней древности».
2
Раздел 4.
Культура Античного мира
7
Тема 4.1.
Содержание учебного материала
4
2
Культура Древней Греции.
Доклассический период. Минойская культура. Микенская (Ахейская) культура. Культура
гомеровского периода. Культура архаического периода. Классический период. Эпоха
расцвета. Эпоха кризиса полиса. Культура эпохи эллинизма. Основные памятники
культуры Древней Греции. Влияние религиозных верований греков на развитие
художественной культуры.
Практические занятия:
Семинарское занятие «Религия и мифология в системе духовных ценностей античной
цивилизации».
1
Самостоятельная работа обучающихся:
Написание докладов на темы: «Религия и мифология в Древней Греции» и «Религия и
мифология в Древнем Риме».
2
Раздел 5.
Культура Великих цивилизаций Востока
8
Тема 5.1.
Содержание учебного материала
2
2
8
Культура Индии.
Предыстория: культура Хараппы и культура «Ригведы». Государство: теория и практика
политической жизни. Повседневная жизнь: касты, семья и нравы. Индуизм, джайнизм,
буддизм и ислам. Философские концепции индийской культуры и научные знания.
Искусство Индии, его истоки и специфика. Вклад Индии в мировую культуру.
Тема 5.2.
Содержание учебного материала
2
2
Культура Китая.
Периодизация истории культуры Китая. Изобретение письменности и литература.
Влияние религиозной философии на культуру Китая: конфуцианство, легизм, даосизм,
буддизм. Развитие военной науки. Отличительные черты и основные достижения
китайской культуры.
Практические занятия:
Семинарское занятие «Восточные культуры. Их вклад в мировую культуру».
1
Самостоятельная работа обучающихя:
Составление кроссвордов по теме: «Культура Великих цивилизаций Востока».
3
Раздел 6.
Западно-христианская цивилизация
17
Тема 6.1.
Содержание учебного материала
4
3
Культура Европы. Эпоха Средневековья.
Средневековая культура Европы: истоки, условия формирования и основные черты
духовной культуры. Богословие. Еретизм. Философия. Институт монашества. Искусство
раннего средневековья. Романский стиль. Готический искусство.
Самостоятельная работа обучающихся:
Оформление стенной газеты «Архитектура: романский и готический стиль».
2
Тема 6.2.
Содержание учебного материала
4
3
Культура Возрождения.
Этапы Возрождения. Творцы эпохи Возрождения: Данте Алигьери, Джотто, Петрарка,
Боккаччо, Брунеллески, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело
Буанарроти, Джорджоне, Тициан. Гуманизм – идейное движение, утверждающее ценность
человека и человеческой жизни. Жизнь и выдающиеся достижения мыслителей: Николай
Кузанский, Галилео Галилей, Томмазо Кампанелла, Томас Мор, Николо Макиавелли.
Значение эпохи Возрождения в мировой культуре
Тема 6.3.
Содержание учебного материала
4
2
9
Культура эпохи Просвещения.
Особенности
развития
культуры
и
искусства эпохи
Просвещения.
Развитие
гуманистических идеалов русского Просвещения. Барокко, рококо, реализм, классицизм,
ампир.
Практические занятия:
Семинарское занятие «Европейская культура XIX века».
1
Самостоятельная работа обучающихся:
Выполнение презентаций по теме «Творцы эпохи Возрождения».
2
Раздел 7.
Восточно-христианская цивилизация
7
Тема 7.1.
Содержание учебного материала
4
3
Русская культура.
Периодизация и истоки русской культурной истории. Московская Русь: содержание
культурного феномена. «Золотой» и «серебряный век» русской культуры. Культурный
поворот и национальный вариант культуры советского периода
Практические занятия:
Семинарское занятие «Культура Византии».
Дискуссия «Культура в XX – XXI вв. и будущее человека».
Тестирование по пройденному курсу «Культурология».
1
Самостоятельная работа обучающихся:
Написание доклада по теме: «Религиозное искусство. Иконопись».
Написание эссе на тему «Православие в исторической судьбе России»
2
Всего:
77
10
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация
учебной
дисциплины
требует
наличия
учебного
кабинета
«Социально-экономических дисциплин».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству студентов;
рабочее место преподавателя;
презентации по учебным темам;
учебники;
учебные фильмы;
комплект учебно-методической документации.
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.
Культурология: учебник/ под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высшее
образование, 2010г.
2.
Маркова А. Н. Культурология: История мировой культуры. 2-е изд., перераб. и
доп. М.: Юнити-Дана, 2011г.
3.
Моисеева Н.А. Культурология. История мировой культуры. – СПб.: Питер,
2011г.
Дополнительные источники:
1.
Бидерманн Г. Энциклопедия символов. М., 2011г.
2.
Грибунина Н. Г. История мировой художественной культуры. Тверь, 2010г.
3.
Ерасов Б. С. Социальная культурология. М., 2010г.
4.
Искусство. Энциклопедия в 2 т. М., 2011г.
5.
Краткая философская энциклопедия. М., 2010 г.
6.
Кулаков А. Е. Религии мира. М., 2012г.
7.
Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству. Ростов н/Д., 2010г.
8.
Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е., Смыгин С.И. Культурология. Учебное пособие.
М, 2011 г.
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль
и
оценка
результатов
освоения
учебной
дисциплины
осуществляется
преподавателемв
процессе
проведения
практических
занятий
и
лабораторных
работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты (освоенные умения,
усвоенные знания)
Формы и методы контроля
Умения:
Выражать и обосновывать свою
позицию по вопросам культуры.
Индивидуальный и фронтальный опрос, семинар,
тестирование, написание и защита рефератов,
докладов, сообщений, выполнение
индивидуальных заданий, написание эссе,
11
составление кроссвордов.
Анализировать современные тенденции
развития мировой культуры
и
их
влияния
на
социокультурные
процессы в России
Индивидуальный и фронтальный опрос, семинар,
тестирование, написание и защита докладов,
сообщений, выполнение индивидуальных заданий.
Уважительно и бережно относиться к
историческому наследию и культурным
традициям, толерантно воспринимать
социальные и культурные различия
Проверка выполнения домашних заданий,
тестирование, написание и защита докладов.
Знания:
Основные категории и понятия
культурологической науки
Письменное тестирование, устный опрос на
занятии, выступление с докладом и
использованием презентации.
Основные этапы развития
культурологической мысли
Индивидуальный и фронтальный опрос,
тестирование.
Основные типы культур
Выступление с докладом и использованием
презентации, индивидуальный и фронтальный
опрос, семинар,
тестирование, написание эссе.
Роль и главные черты своеобразия
традиционных обществ древности
и современности
Выступление с докладом и использованием
презентации, индивидуальный и фронтальный
опрос, семинар,
тестирование, написание эссе.
Роль религии в истории культуры,
место христианства в мировой
культуре, значение
православия в развитии отечественной
культуры
Написание эссе, индивидуальный и фронтальный
опрос, тестирование, семинар.
Особенности модернизационных
процессов современности
Написание эссе, индивидуальный и фронтальный
опрос, тестирование.
Основные сферы культурной
деятельности общества, мировой и
отечественный опыт.
Индивидуальный и фронтальный опрос,
тестирование.
12