Значение закаливания для укрепления здоровья ребенка
Автор: Гаврущенко Ольга Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ МО г.Нягань д/с №10 "Дубравушка" Населённый пункт: город Нягань Наименование материала: ПРЕЗЕНТАЦИЯ Тема: Значение закаливания для укрепления здоровья ребенка Раздел: дошкольное образование
Значение закаливания для
укрепления здоровья ребенка
Подготовила: Гаврущенко Ольга Владимировна
Воспитатель МАДОУ МО г.Нягань
д/с №10 «ДУБРАВУШКА»
Основные задачи детского сада по
физическому воспитанию
•
Охрана и укрепление здоровья детей;
•
Формирование жизненно необходимых двигательных умений и
навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными
особенностями, развитие физических качеств;
•
Создание условий для реализации потребности детей в двигательной
активности;
•
Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
•
Обеспечение физического и психического благополучия
.
Успешное решение поставленных задач возможно
лишь при условии комплексного использования
всех средств физического воспитания
Рациональный режим питания-
это питание, обеспечивающее рост,
нормальное развитие и жизнедеятельность человека,
способствующее улучшению его здоровья и профилактике заболеваний.
Закаливание-
это системная тренировка защитных сил
организма путем дозированного воздействия
на организм неблагоприятными факторами окружающей среды.
Движение-
это вид общей культуры ,
сторона деятельности по освоению,
поддерживанию ценностей
в сфере физического совершенствования человека.
Цель закаливания состоит в том,
чтобы приучить организм ребенка
давать быструю четкую реакцию на
изменение метеорологических
раздражителей
.
Таким образом, в результате систематического
воздействия закаливающих процедур увеличивается
скорость ответных реакций:
•
сужение или расширение кожных капилляров,
•
совершенствуется безусловные рефлексы,
•
повышается тонус скелетных мышц,
•
вырабатывается общая реакция организма подобно
тому, как при специфической профилактике
появляется иммунитет к тому или иному
инфекционному заболеванию.
Закаливание
воздухом.
Воздух является самым привычным, постоянно
окружающим нас фактором внешний среды.
Физические свойства и химический состав воздуха,
его ионизация, бактериальная загрязненность
оказывают глубокое воздействие на организм. Самый
благоприятный микроклимат для детей 3 – 7 лет,
когда температура воздуха достигает 18-20
, для
детей раннего возраста – 20 – 22
, относительная
влажность – 40 – 60%, движение воздуха – не
больше 0,2 м/сек.
Закаливание
воздухом.
Закаливание во время сна.
После того как все дети легли, открывают окно или
несколько фрамуг с одной стороны комнаты, чтобы
не создавать сквозного движения воздуха. За 10 – 15
минут до подъема детей окно или фрамуги
закрывают, и воздух в помещении довольно быстро
нагревается до 16 – 18
С.
Закаливание
водой.
Водные процедуры легко дозировать, в этом их большое преимущество
перед другими средствами закаливания. Холодная вода является резким
раздражителем, вызывающим быструю реакцию терморегуляционного
аппарата. Воздействие воды на организм осуществляется в трех фазах. В
первую фазу происходит резкое сужение капилляров с последующим
побледнением кожи, во вторую – расширение кожных сосудов, при этом
усиливается приток крови к кожи, она розовеет, усиливается выработка
тепла в организме. Сжатие кровеносных сосудов и последующее их
расширение тренируют терморегуляционные механизмы, всякие перепады
температуры воздуха и воды вызывают быструю четкую защитную
реакцию организма, охлаждение не наступает. Длительное охлаждение
водой может вызывать третью фазу – вторичный спазм сосудов, кожа
становится бледной с синюшным оттенком, синеют губы, появляется
озноб. На почве охлаждения у детей могут возникать заболевания.
Закаливание
солнечными
лучами.
В солнечном спектре три вида лучей: видимые или световые,
инфракрасные и ультрафиолетовые.
Инфракрасные лучи обладают главным образом тепловым эффектом.
Они глубоко проникают в ткани человека, способствуют расширению
кровеносных сосудов, учащению ритма сердечных сокращений и
дыхания.
Сильное воздействие на организм оказывают ультрафиолетовые лучи
солнца, их биологическое действие изучено довольно широко. Под
влиянием ультрафиолетового облучения стимулируется обмен
веществ, активизируется фосфорно-кальциевый обмен, необходимый
для процессов формирования костного скелета у ребенка.
Длительный недостаток ультрафиолетовых лучей влечет за собой рост
заболевание рахитом, гриппом, тонзиллитом, катарами верхних
дыхательных путей, кариесом зубов и др.
.
Принципы
закаливания
•
Осуществление закаливания при условии, что ребенок здоров.
•
Постепенность, которая осуществляется путем изменения условий,
продолжительности отдельных закаливающих процедур и их
дозировки.
•
Систематичность и непрерывность. Длительные перерывы в
проведении закаливания ведут к постепенному угасанию
выработанных условных рефлексов.
•
Учитывать возраст, состояние здоровья и индивидуальную
реактивность ребенка. Для закаливания здоровых детей можно
применять воду более низкой температуры, а для детей ослабленных,
с повышенной нервной возбудимостью необходим более осторожный
подход.
•
Разнообразие, комплексность средств закаливания. Длительное
применение в целях закаливания какого-либо одного раздражителя
повышает сопротивляемость только к данному раздражителю.
Поэтому рекомендуется использовать разнообразные средства. Весьма
полезно сочетание воздействий воды, воздуха и солнца и гимнастикой.
–
Закаливание следует начинать с местных закаливающих
процедур с постепенным переходом к общим, причем сила
закаливающих факторов увеличивается постепенно.
Эффективность закаливающих процедур во многом зависит от
эмоционального тонуса ребенка.
Организация
закаливания
в детском саду .
Организация закаливающих процедур в детском саду требует от
дошкольных работников четкого выполнения правил .
•
В режиме дня каждой возрастной группы для проведения
закаливающих процедур должно быть отведено определенное время.
•
В начале учебного года на первом педагогическом совещании должен
быть обсужден вопрос о проведении закаливающих процедур во всех
деталях.
•
Закаливающие процедуры назначаются врачом при участии
заведующей детским учреждением с учетом состояния здоровья и
физического развития ребенка, его индивидуальных особенностей,
условий жизни дома.
•
Закаливание проводится в течение всего года с учетом климата, сезона
и погоды.
•
Средствами закаливания являются воздух, вода и солнце.
Закаливающие процедуры делятся на общие и местные. При местных
процедурах воздействию воды и воздуха подвергается часть тела.
Учет индивидуальных
особенностей и состояния
ребенка при закаливании.
Вся работа по закаливанию детей должна строиться с
учетом их физической подготовленности и имеющихся
отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании
медицинских карт врач дошкольного учреждения должен
по каждой возрастной группе составить сводную
ведомость, которая поможет воспитателям и медицинским
работникам иметь четкую картину о состоянии здоровья
всей группы и каждого ребенка в отдельности.
Особое внимание уделяется закаливающим процедурам,
способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.
Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической
культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек
здорового образа жизни. Поэтому важна система закаливания,
предусматривающая разнообразные формы и методы, а также
изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными
особенностями состояния здоровья детей. Это обеспечивает
постепенное увеличение мер воздействия на организм ребенка не
только в течение месяца, но и в течение года, а также всего периода
пребывания детей в детском саду.
Заключение
•
Рекомендации по проведению закаливающих процедур
дает врач, отмечая их в «Журнале здоровья»,
индивидуальном для каждой возрастной группы в
соответствии с возрастом, особенностями состояния
здоровья и физическим развитием детей.
•
Чтобы правильно проводить работу по закаливанию
организма ребенка, необходимо осуществлять контроль за
проведением закаливающих процедур.
•
Основные показатели: общее хорошее состояния ребенка,
сон, аппетит, двигательная активность, нарастание
основных антропометрических показателей. Одним из
объективных показателей является также снижение
заболеваемости катарами верхних дыхательных путей,
бронхитом, тонзиллитом.
Спасибо
за
внимание