Гигиенические аспекты в курсе микробиологии и иммунологии.
Автор: Пономарева Татьяна Вячеславовна Должность: преподаватель Основ микробиологии и иммунологии Учебное заведение: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента Здравоохранения города Москвы "Медицинский колледж № 7" филиал № 2 Населённый пункт: г. Зеленоград Наименование материала: Статья Тема: Гигиенические аспекты в курсе микробиологии и иммунологии. Раздел: среднее профессиональное
учреждение Департамента Здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж № 7» филиал № 2
Гигиенические аспекты в курсе
микробиологии и иммунологии.
Автор: преподаватель высшей квалификационной категории Основ
микробиологии и иммунологии ГБПОУ ДЗМ «МК № 7» филиал № 2
Пономарева Т.В.
2016 год
Нет отрасли медицинской науки, которая могла бы обойти при изучении
вопросы гигиены. Недаром в греческой мифологии Гигиея – богиня
здоровья, от имени которой и образовано слово «гигиена», была дочерью
бога Асклепия – бога врачевания. Богиня изображается с чашей, в которую
змея источает яд. Издревле считалось, что яд в малых дозах является
лекарством. Отсюда и символическое изображение медицины как таковой.
Вопросы гигиены неразрывным образом связаны с проблемами
микробиологии и иммунологии, которые изучаются в курсе преподаваемых
дисциплин, обязательных для изучения в медицинском колледже.
Изучение Основ микробиологии и иммунологии подразумевает получение
обучающимися комплекса знаний, которые позволяют освоить необходимые
для них компетенции.
Изолированное изучение морфологии и физиологии микроорганизмов не
позволяет использовать полученные знания на практике. С чего же
начинается компетентное использование полученных знаний? Ответ прост.
Когда они точно будут знать законы экологического равновесия между
микробными ассоциациями и организмом человека. Стерильный, лишенный
микрофлоры макроорганизм не будет жизнеспособным, так как нормальная
микрофлора является источником витаминов и антигенной стимуляции,
необходимой для нормального функционирования иммунной системы.
Избыточное обсеменение условно-патогенными микроорганизмами является
следствием нарушения микробного состава нормальной микрофлоры
человеческого организма. Насколько опасно подобное нарушение равновесия
и пути восстановления его являются вопросами сохранения здоровья
человека, а в особенности детей и подростков.
Микробные метаболиты (яды по своей сути) в минимальном количестве
обеспечивают иммунную стимуляцию и укрепляют неспецифический
иммунитет. Однако при увеличении дозы таких ядов наблюдается
неблагоприятное влияние на обменные процессы. Для предотвращения
избыточного проникновения условно-патогенных микробов в организм
необходимо знать пути их проникновения в него, источники и факторы
проникновения. Также необходимо знать характер влияния на эту группу
микроорганизмов факторов внешней среды. Вот здесь и возникают
гигиенические аспекты. Знание этих аспектов позволяет сформулировать
законодательные основы по предотвращению нежелательного избыточного
обсеменения факторов передачи, разорвать цепочку пути передачи, в прямую
воздействовать на механизм передачи, а проще создать ГОСТы, на основе
которых будет формироваться алгоритм действия медицинского работника в
той или иной ситуации.
С другой стороны, изучение гигиенических вопросов позволяет проводить
работу по снижению чувствительности организма человека к различным
патогенным факторам микробной этиологии. Это и психогигиена, которая
позволяет понять корреляцию уровня стресса и иммунной компетенции
человека. Дать ответ на вопросы снижения уровня стресса через коррекцию
психологической среды человека, а в особенности детей и подростков. Это и
гигиена питания, которая позволяет сформировать пищевой рацион таким
образом, чтоб значительно повысить сопротивляемость организма к
сезонным и несезонным заболеваниям с учетом их эндемичности и
эпидемиологической характеристики. ГОСТы по использованию пищевого
сырья обеспечивают безопасность в отношении обсеменения пищи кишечной
патогенной и условно-патогенной микрофлорой. Выполнение требований
ГОСТов по гигиене помещений позволяют создать наиболее благоприятные
условия для предотвращения респираторных инфекций. Так как большое
значение имеет микробная доза, вызывающая инфекционное заболевание.
Изучение и выполнение ГОСТов по двигательной активности позволяют
улучшить крово – и лимфообращение, стимуляцию гемо- и лимфопоэза, что
безусловно повышает сопротивляемость организма человека к инфекциям
любой этиологии. Знание сроков и специфики иммунизации населения
позволяет предотвратить эпидемии таких инфекционных заболеваний как
корь, паротит, краснуха, дифтерия, гепатит В, СПИД, предотвратить гибель
пациентов от столбнячной инфекции.
Особое место занимает соблюдение гигиенических норм в ЛПУ для
предотвращения внутрибольничных инфекций. Для усвоения знаний
обучающимися по вопросам профилактики ВБИ целесообразно проводить
занятия в форме деловой игры. Успешное выполнение поставленных задач
зависит от умения использовать знания по гигиеническому нормированию
планирования помещений, обработки поверхностей, приборов медицинского
назначения и инструментов для инвазивного вмешательства и диагностики.
Таким образом, я считаю, что изучение гигиенических аспектов в
значительной мере позволяет обучающимся медицинских колледжей освоить
необходимые компетенции по Основам микробиологии и иммунологии.
Если бы средневековой инквизиции были известны эколого-гигиенические
аспекты эпидемиологии, удалось бы избежать массового истребления кошек,
которых обвиняли в пособничестве ведьмам. Что, как известно, повлекло за
собой массовое размножение крыс, которые принесли в Европу чуму.