Напоминание

Гигиенические аспекты в курсе микробиологии и иммунологии.


Автор: Пономарева Татьяна Вячеславовна
Должность: преподаватель Основ микробиологии и иммунологии
Учебное заведение: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента Здравоохранения города Москвы "Медицинский колледж № 7" филиал № 2
Населённый пункт: г. Зеленоград
Наименование материала: Статья
Тема: Гигиенические аспекты в курсе микробиологии и иммунологии.
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Департамента Здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 7» филиал № 2

Гигиенические аспекты в курсе

микробиологии и иммунологии.
Автор: преподаватель высшей квалификационной категории Основ микробиологии и иммунологии ГБПОУ ДЗМ «МК № 7» филиал № 2 Пономарева Т.В. 2016 год
Нет отрасли медицинской науки, которая могла бы обойти при изучении вопросы гигиены. Недаром в греческой мифологии Гигиея – богиня здоровья, от имени которой и образовано слово «гигиена», была дочерью бога Асклепия – бога врачевания. Богиня изображается с чашей, в которую змея источает яд. Издревле считалось, что яд в малых дозах является лекарством. Отсюда и символическое изображение медицины как таковой. Вопросы гигиены неразрывным образом связаны с проблемами микробиологии и иммунологии, которые изучаются в курсе преподаваемых дисциплин, обязательных для изучения в медицинском колледже. Изучение Основ микробиологии и иммунологии подразумевает получение обучающимися комплекса знаний, которые позволяют освоить необходимые для них компетенции. Изолированное изучение морфологии и физиологии микроорганизмов не позволяет использовать полученные знания на практике. С чего же начинается компетентное использование полученных знаний? Ответ прост. Когда они точно будут знать законы экологического равновесия между микробными ассоциациями и организмом человека. Стерильный, лишенный микрофлоры макроорганизм не будет жизнеспособным, так как нормальная микрофлора является источником витаминов и антигенной стимуляции, необходимой для нормального функционирования иммунной системы. Избыточное обсеменение условно-патогенными микроорганизмами является следствием нарушения микробного состава нормальной микрофлоры человеческого организма. Насколько опасно подобное нарушение равновесия и пути восстановления его являются вопросами сохранения здоровья человека, а в особенности детей и подростков. Микробные метаболиты (яды по своей сути) в минимальном количестве обеспечивают иммунную стимуляцию и укрепляют неспецифический иммунитет. Однако при увеличении дозы таких ядов наблюдается неблагоприятное влияние на обменные процессы. Для предотвращения избыточного проникновения условно-патогенных микробов в организм необходимо знать пути их проникновения в него, источники и факторы проникновения. Также необходимо знать характер влияния на эту группу микроорганизмов факторов внешней среды. Вот здесь и возникают гигиенические аспекты. Знание этих аспектов позволяет сформулировать законодательные основы по предотвращению нежелательного избыточного обсеменения факторов передачи, разорвать цепочку пути передачи, в прямую воздействовать на механизм передачи, а проще создать ГОСТы, на основе
которых будет формироваться алгоритм действия медицинского работника в той или иной ситуации. С другой стороны, изучение гигиенических вопросов позволяет проводить работу по снижению чувствительности организма человека к различным патогенным факторам микробной этиологии. Это и психогигиена, которая позволяет понять корреляцию уровня стресса и иммунной компетенции человека. Дать ответ на вопросы снижения уровня стресса через коррекцию психологической среды человека, а в особенности детей и подростков. Это и гигиена питания, которая позволяет сформировать пищевой рацион таким образом, чтоб значительно повысить сопротивляемость организма к сезонным и несезонным заболеваниям с учетом их эндемичности и эпидемиологической характеристики. ГОСТы по использованию пищевого сырья обеспечивают безопасность в отношении обсеменения пищи кишечной патогенной и условно-патогенной микрофлорой. Выполнение требований ГОСТов по гигиене помещений позволяют создать наиболее благоприятные условия для предотвращения респираторных инфекций. Так как большое значение имеет микробная доза, вызывающая инфекционное заболевание. Изучение и выполнение ГОСТов по двигательной активности позволяют улучшить крово – и лимфообращение, стимуляцию гемо- и лимфопоэза, что безусловно повышает сопротивляемость организма человека к инфекциям любой этиологии. Знание сроков и специфики иммунизации населения позволяет предотвратить эпидемии таких инфекционных заболеваний как корь, паротит, краснуха, дифтерия, гепатит В, СПИД, предотвратить гибель пациентов от столбнячной инфекции. Особое место занимает соблюдение гигиенических норм в ЛПУ для предотвращения внутрибольничных инфекций. Для усвоения знаний обучающимися по вопросам профилактики ВБИ целесообразно проводить занятия в форме деловой игры. Успешное выполнение поставленных задач зависит от умения использовать знания по гигиеническому нормированию планирования помещений, обработки поверхностей, приборов медицинского назначения и инструментов для инвазивного вмешательства и диагностики. Таким образом, я считаю, что изучение гигиенических аспектов в значительной мере позволяет обучающимся медицинских колледжей освоить необходимые компетенции по Основам микробиологии и иммунологии. Если бы средневековой инквизиции были известны эколого-гигиенические аспекты эпидемиологии, удалось бы избежать массового истребления кошек,
которых обвиняли в пособничестве ведьмам. Что, как известно, повлекло за собой массовое размножение крыс, которые принесли в Европу чуму.


В раздел образования