Автор: Курбатова Ирина Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ"Золотой ключик" Населённый пункт: ЯНАО г. Лабытнанги Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: "Растения Земли" Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по ознакомлению с природой на тему:
«РАСТЕНИЯ ЗЕМЛИ».
(старшая группа.)
Исполнитель: И.И. Курбатова
Лабытнанги
2012год
Программное содержание : ознакомление детей с многообразием растительного мира
Земли, со значением растений, их строением, развитие умения ориентироваться на листе
бумаги (закрепить понятия справа, слева), воспитывать нравственные чувства, бережное
отношение к растительному миру Земли.
Материал: иллюстрации деревьев, цветы, сказочные персонажи (заяц, медведь, Мудрая
Сова), условные обозначения (растения, трава, кусты, дерево, живое, неживое), фишки,
значки «друзья леса».
Методические приемы:
1. Игровая мотивация.
Ребята нам пришло письмо. Давайте его прочитаем: «Дорогие ребята, пишет вам Мудрая
Сова. Я в лесной школе учу зверей и птиц различным наукам. Но сегодня мои друзья
Зайка и Мишка не пришли. Я не знаю, что с ними случилось. Приходите и помогите мне
понять, что случилось с моими друзьями».
-
Ребята, поможем Мудрой Сове? (да).
-
Как вы думаете, где находится лесная школа? (в лесу).
-
Давайте с вами туда полетим на самолете…
«Вот мотор включился, пропеллер закружился, ж-ж-ж,
К облакам поднялись и шасси убрались, ж-ж-ж,
Вот лес, мы тут, приготовим парашют,
Толчок, прыжок, летим, дружок,
Парашюты все раскрылись, дети дружно приземлились…»
2. Д/упр. «Строение растений»
-Мы оказались на лесной поляне. Тут стоит чья – то корзина, полная цветов.
-
Это моя (появляется зайка Егорка). Меня зовут Егорка, а вас как? (дети по очереди
называют свои имена).
-
Егорка, а почему ты не в лесной школе?
-
Мой учитель – Мудрая Сова задала трудное задание: изучить растения, которые
растут на поляне, а я, сколько на них не смотрю никак понять не могу, где тут
ромашка, а где василёк?
-
Давайте, ребята, поможем Зайке вспомнить как называются эти растения…(дети
называют траву и названия цветов).
-
На нашей поляне почему – то нет цветов.
-
Это я их сорвал, они же красивые
-
Егорка,
ты
знаешь,
что
растения
живые,
им
очень
больно,
когда
их
срывают.
Посмотри – ка сюда скорее, вот видишь у каждого растения есть корень (воспитатель
вывешивает
корень
на
магнитную
доску
и
прикрепляет
магнитом).
Ребята,
подскажите, пожалуйста, зачем растениям корень? (питается, пьет воду, полезные
вещества из земли).
-
Почему мы не видим корня? (он находится под землёй).
-
Какие
разновидности
корней
мы
знаем?
(мочкаватый,
когда
воды
много,
стержневидный – мало и корнеплоды).
-
Еще у растения есть стебель, листочки и цветы (по ходу называния воспитатель
прикрепляет магнитом
все перечисленные части растений). Что нужно растению
для роста? (тепло и влага).
-
Ребята, а как вы думаете растения живые? Почему? (они пьют воду, дышат и растут).
-
Зачем нужны растения? (трава похожа на мягкий ковер, живой ковер, который
украшает землю, траву едят животные, люди – крапива, щавель; в траве живут
насекомые, вьют гнезда птицы…)
-
Давайте украсим нашу поляну цветами, которые сорвал Егорка, берите по одному и
сажайте их, пусть они растут и украшают нашу землю. А ты, Егорка, теперь можешь
идти вместе с нами в лесную школу, надеемся ты не забудешь по дороге названия
растений, которые росли на лесной поляне.
3. Д/упр. «Растения леса».
-А теперь отправимся дальше. По лесной дороге шагают наши ноги: раз, два, раз, два…
А
вот
и
маленькая
дорожка
по
ней
мы
пробежим
немножко…(дети
двигаются
с
воспитателем змейкой).
-
Устали немножко, сели отдохнуть, у пенька вздремнуть (дети закрывают глаза и в
это время звучит музыка леса). Что нам напоминают эти чудесные звуки? (шум
листвы, шорох травы, пение птиц и т.п.)
-
Правильно, послушайте загадку:
« Есть у ребят зеленый друг, веселый друг, хороший,
Он им протягивает сотни рук и тысячи ладошек..»
- Что это? (лес).
-
Кто тут шумит? У – у – у, ничего я не пойму,
Как обидно мне медведю, что проспал я все на свете…
-
Ничего ты, Мишенька, не проспал, мы только что пришли в лес и сразу ты нас
встретил, здравствуй, Миша! Почему ты не в лесной школе?
-
Не могу я рано вставать и науки изучать,
В них ничто я не пойму, петь я тоже не могу,
Танцевать мне не удобно, быть таким совсем неловко…
-
Не расстраивайся, мы с ребятами поможем тебе. Вокруг себя обернись и в деревья
превратись… Сейчас мы загадаем загадки Мишке, а он будет учиться их отгадывать:
«Стоит А лёна: платок зеленый, «Крона кудрявая, сучья корявые,
Тонкий стан, белый сарафан» А плод – полированный,
(берёза) Как из меди кованный» (дуб).
«Лист ладошкой с длинной ножкой» «У меня длинней иголки,
(клён) чем у ёлки. Очень прямо я
расту в высоту, если я не на
«Летом в жару он в шубе пуховой, опушке, ветви только
В холод зимой, совершенно голый» на макушке» (сосна).
(тополь).
-
Молодцы,
ребята,
знаете
столько
деревьев,
а
теперь
попробуйте
отгадать
они
условно
обозначаются:
растения?
Трава?
Деревья?
Кусты?
(дети
показывают
условные обозначения, которые лежат под каждым стульчиком).
-
А теперь за каждый правильный ответ я буду давать вам фишки, чтобы посмотреть,
кто же из вас больше всего знает о растениях?
-
У каких растений есть иголки?
-
В какое время года на деревьях распускаются листочки?
-
Чем выделяется береза среди других деревьев? (цветом ствола).
-
Какого цвета листья на деревьях осенью?
-
Докажите, что растения живые. Умирают ли на зиму все растения?
-
Зачем нужны растения? (дом для животных и птиц, листья выделяют кислород,
которым дышат, на них растут плоды и ягоды – за каждый правильный ответ медведь
раздает фишки, тот у кого будет больше всего фишек понесет медведя до лесной
школы).
4. «В лесной школе».
-
Теперь, Мишка, ты не боишься идти в лесную школу?
-
Нет,
конечно,
ведь
я
научился
отгадывать
загадки,
познакомился
с
такими
замечательными ребятами…
-
Все вместе, друг за другом по лесной тропинке пойдём к лесной школе (ходьба за
руки друг за другом, змейкой).
-
Угу,
угу, угу. Здравствуйте, ребята! Заходите ко мне на урок. Я – Мудрая Сова.
Садитесь, а вот и мои друзья: Егорка и Мишка. Почему вы так задержались?
(отвечают дети).
-
Я приготовила для вас трудное задание: у каждого перед собой лежат на столах
карточки.На них нарисовано лишь половина рисунка, определите с какой стороны у
вас нет рисунка? (справа, слева). А сейчас дорисуйте растения, которые вы узнали и
догадались, как оно называется (дети дорисовывают рисунки).
-
Назовите их (гриб, дерево, цветок, ягода и т.п.)
-
Правильно, а как их всех можно назвать одним словом?
-
А как к ним надо относится? (бережно, охранять их…)
-
Вот вам моя мудрость, запомните ее и расскажите дома своим друзьям и близким:
«Зверю – лес, поле и степи, рыбе – вода, а человеку нужна Родина. Охранять природу –
значит охранять Родину» (Пришвин).
-
Что вы сделали сегодня, чтобы помочь сохранить наш лес? (посадили цветы на
поляне, посадили деревья в лесу)
-
Молодцы, за это я вам подарю значки «Друзья леса», расскажите всем остальным
людям, как надо бережно относится к природе. Не забывайте никогда заповеди леса:
«Если хотите сломать дерево или залезть на него, помните - деревья
живые, им
больно»
Не разоряйте птичьих гнёзд.
Не лишайте землю красоты, срывая траву с неё».
-
Вы мне очень понравились, я не знала, что дети в вашем детском саду такие добрые
и хорошие. Приходите ко мне в лесную школу ещё.
-
Ребята, вам понравилось в гостях у Мудрой Совы?
-
Мы еще к тебе придем Мудрая Сова, а пока до свидания, нам пора возвращаться в
детский сад. Вокруг себя повернись и в самолете окажись…