Автор: Толокова Татьяна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ№83
Населённый пункт: Кнмерово
Наименование материала: статья
Тема: "Адаптация дошкольного возраста в условиях ДОУ".
Раздел: дошкольное образование
Особенности адаптации к детскому саду
детей младшего дошкольного возраста
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети
проходят
через
адаптационный
период.
Чтобы
избежать
осложнений
и
обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход
ребёнка из семьи в дошкольное учреждение.
Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям
дошкольного
образовательного
учреждения
очень
актуальна.
От
того,
как
пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым
и
сверстникам,
зависит
его
физическое
и
психологическое
развитие,
дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.
Важным
событием
последних
лет
стало
принятие
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования.
Основной ценностью нового нормативного документа стала его ориентация на
психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации и
индивидуализации
дошкольников.
Одной
из
базовых
ценностей
ФГОС
ДО
является
поддержание
и
укрепление
всех
компонентов
здоровья
каждого
ребенка: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта
задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно
в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и
эмоционального
напряжения.
Базовая
ценность
-
здоровье
превращается
в
воспитательную задачу, которая предполагает создание в стенах детского сада
для
вновь
пришедших
детей
особой
атмосферы,
основанной
на
создании
комфортных и уважительных условий для каждого ребенка.
Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для
всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для каждого ребенка - это сильное
стрессовое
переживание,
которое
необходимо
смягчить.
Ему
предстоит
приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в
семье.
Четкий
режим
дня,
отсутствие
родителей,
как
правило,
иной
стиль
общения, необходимость общения со сверстниками, новое помещение - все эти
изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Эти новые факторы
вызывают у детей защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения
с
окружающими.
И
педагоги,
и
родители
должны
понимать,
насколько
ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько
серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать.
Положения федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования (ФГОС ДО) акцент делают на создании наиболее
благоприятных
для
ребенка
психолого-педагогических
условий,
где
особое
внимание
уделяется
условиям
взаимодействия
педагога
и
ребенка.
Таким
образом,
привыкание
ребенка
к
детскому
саду
будет
максимально
безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем
адаптации каждого малыша.
Адаптация,
в
переводе
с
латинского
означает
«приспособление».
Возможности приспосабливаться у ребенка младшего дошкольного возраста
ограничены.
Помочь
ему
адаптироваться
к
новым
социальным
условиям,
должны взрослые. Многие родители, отдавая ребенка в детский сад, сами
испытывают
тревогу
или,
напротив,
не
понимают,
насколько
это
серьезно,
поэтому специалисты ДОУ должны помочь не только ребенку, но и семье.
Особое внимание нужно уделить адаптации детей младшего дошкольного
возраста, в котором многие дети впервые переходят из достаточно замкнутого
семейного
мира
в
мир
широких
социальных
контактов.
Установлено,
что
именно в этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и
труднее,
чаще
сопровождается
болезнями.
В
этот
период
происходит
интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов.
Находясь
на
этапе
становления,
они
в
наибольшей
степени
подвержены
колебаниям и даже срывам.
Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм
поведения
требуют
от
ребенка
значительных
усилий,
вызывают
ряд
психологических
и
педагогических
проблем,
как
самого
ребенка,
так
и
окружающих
его
взрослых.
Первое
посещение
ребенком
дошкольного
образовательного учреждения - это важное событие в его жизни. Когда ребенок
приходит в ДОУ, он попадает в новые условия. Меняется режим, характер
питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и
т.п.
Все
это,
как
правило,
приводит
к
изменению
поведения
ребенка,
нарушению его аппетита, сна, эмоционального состояния. У некоторых детей
происходит потеря уже имеющихся навыков.
В основе работы с детьми в период адаптации лежат психологические
особенности каждого возрастного этапа развития, кризисные периоды, а также
психологические
новообразования.
Исследования
педагогов,
медиков
(Н.М.
Аксариной, Н.П. Жуковой и др.) показывают, что характер адаптации зависит от
возраста детей и от индивидуальных особенностей их нервной системы.
В настоящее время накоплен положительный опыт организации приема
детей в дошкольные учреждения, даны рекомендации, как облегчить ребенку
привыкание к новым условиям.
Несмотря на положительные моменты в организации работы в детском саду
постоянно встречаются дети, процесс адаптации у которых протекает сложно,
вызывая устойчивое аффективное поведение и осложнения в развитии ребенка.
Понимая под аффектом неадекватности защитную эмоциональную реакцию,
помогающую
человеку
оградить
себя
от
травмирующих
воздействий,
М.З.
Неймарк указывает, что аффект может возникать в связи с неудовлетворением
каких-то существенных для человека потребностей и может длиться очень
долго (месяцами, годами).
Аффективные реакции малышей зачастую приводят к адаптационным
стрессам. Адаптационный стресс нарушает защитные силы организма ребенка,
приводит к психомоторным, нервным нарушениям. На практике именно дети с
нервными нарушениями плохо адаптируются к детскому саду. Трудности
адаптации ведут к снижению психологического тонуса, создают аффективный
дискомфорт в контактах с окружающим миром, препятствуют нормальному
развитию ребенка. Изучая особенности адаптации к дошкольному учреждению
детей 1,5-2 лет, исследователи указывают, что в этот период могут возникнуть
задержки
развития,
«пограничные
нарушения»,
неврозы,
аффективные
состояния,
которые
находятся
на
грани
здоровья
и
болезни.
Особенно
серьезным изменениям и соответственно более длительному восстановлению
подвержена эмоциональная сфера детей, что и должно стать предметом особой
заботы педагогов и родителей.
Для адаптационного периода характерна эмоциональная напряженность,
беспокойство
или
заторможенность.
Все
это
результат
чрезмерной
психологической нагрузки, неадекватной возрасту ребенка, получаемой им в
детском саду или яслях.
Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова выделяют следующие причины стрессовых
перегрузок:
1) длительное нахождение в большом коллективе детей, часть из которых может
быть неприятна ребенку;
2)
строгие
дисциплинарные
правила,
за
невыполнение
которых
следует
наказание;
3) фрустрация каких-то потребностей ребенка;
4) общение сразу со многими взрослыми людьми, от которых зависит малыш,
часть из которых может быть ему неприятна.
Н.Д. Ватутина выделяет три группы детей, по-разному адаптирующихся к
детскому
саду
в
зависимости
от
различий
в
поведении
и
потребности
в
общении. Первая группа – это дети, у которых преобладает потребность в
общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки,
доброты,
сведений
об
окружающем.
Вторая
–
это
дети,
у
которых
уже
сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими
взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об
окружающем. И, третья группа – дети, испытывающие потребность в активных
самостоятельных действиях и в общении со взрослыми.
При поступлении в дошкольное учреждение плачут в основном дети, которых
можно условно отнести к первой группе (потребность в общении только с
близкими людьми). Они глубоко переживают расставание с близкими, так как
опыта общения с посторонними не имеют, не готовы вступать с ними в контакт.
Автор отмечает что, чем уже круг общения в семье, тем длительнее
происходит
адаптация
ребенка
в
детском
саду.
Беспокойство,
плаксивость
сохраняются в поведении их довольно долго. Сформированный в замкнутых
условиях семьи навык общения приводит к тому, что ребенок затрудняется
переносить имеющийся у него опыт совместных действий со взрослыми в
новые условия, и это усугубляет его растерянность.
Дети, условно отнесенные ко второй группе, до поступления в детский сад
приобрели опыт общения со взрослыми, не являющимися членами семьи. Это
опыт общения с дальними родственниками, с соседями. Находясь в группе, они
постоянно
наблюдают
за
воспитателем,
подражают
его
действиям,
задают
вопросы. Он вполне заменяет им близких членов семьи, от него они узнают, как
действовать в том или ином случае, с тем или иным предметом.
У детей третьей группы четко выявляется потребность в активных
самостоятельных действиях и общении со взрослыми.
Характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкают к
условиям
дошкольного
учреждения,
является
слабая
сформированность
действий с предметами, которые осуществляются преимущественно на уровне
манипуляций. Трудно адаптирующиеся дети не умеют сосредоточиваться на
игре,
мало
инициативны
в
выборе
игрушек,
нелюбознательны.
Малейшая
трудность вызывает у них нежелание играть, капризы. Такие дети не умеют
налаживать деловые контакты и предпочитают им эмоциональные.
Таким образом, можно сделать вывод, что наряду с гигиеническими
мероприятиями
по
укреплению
здоровья,
приведением
режима
дня
в
соответствие
с
условиями
дошкольного
учреждения,
должна
проводиться
целенаправленная
работа
по
формированию
у
ребенка
соответствующей
возрасту формы общения со взрослыми и развитию предметной деятельности.
Преобладание эмоциональных контактов свидетельствует о необходимости
развития
более
прогрессивной
формы
общения.
Это
не
значит,
что
нужно
прекратить личностное общение с ребенком и ограничиться лишь обучением
его предметных действиям.
Доброжелательность, внимание останутся стержнем общения, основой его
дальнейшего
развития.
Нужно
постоянно
предлагать
ребенку
новый
тип
общения,
который
поможет
ему
увлечься
предметным
миром
и
овладеть
способами взаимодействия с другими людьми.
Чтобы ребенку легче было войти в новую социальную среду, наряду с
занятиями
в
семье
полезно
поощрять
его
общение
с
другими
людьми.
Расширение
круга
общения
в
домашней
обстановке
будет
воспитывать
в
ребенке доверчивость к людям, открытость, умение ладить с ними. Избавление
от чрезмерной привязанности к родным поможет ребенку быстрее привыкнуть
к
новому
окружению,
легче
адаптироваться
к
условиям
дошкольного
образовательного учреждения.
Если родителям удалось сформировать у ребенка навыки самообслуживания,
умение играть, общаться со сверстниками, если домашний режим дня малыша
совпадает
с
детсадовским
и
наметился
эмоциональный
контакт
ребенка
с
воспитателем, то адаптационный период будет безболезненным и коротким.
Для успешной адаптации ребенка к детскому саду Р. Калинина рекомендует
создание таких условий:
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Для
успешной
адаптации
ребенка
к
условиям
дошкольного
учреждения
необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад,
положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего, от воспитателей,
от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе.
Поэтому организация адаптационного периода начинается задолго до первого
сентября
с
повышения
профессионального
уровня
воспитателей,
их
психологического просвещения с помощью традиционных и новых методов
обучения (педагогические советы, семинары, тренинги, консультации), развития
у
них
таких
качеств,
как
умение
сопереживать,
коммуникативные
навыки,
доброжелательность,
организаторские
и
артистические
способности,
эмоциональная стабильность и т.д.
Второй немаловажный момент – необходимость организации «Праздника
знакомства».
Воспитатели
встречают
детей
и
их
родителей,
знакомят
их
с
группой, проводят игры, направленные на знакомство детей и родителей между
собой.
Формирование чувства уверенности в окружающем – одна из основных задач
адаптационного периода. Для этого необходимо следующее:
- знакомство детей, их сближение друг с другом;
- знакомство с воспитателями, установление отношений между воспитателями
и детьми, основанных на доверии;
- знакомство с группой и детским садом, «освоение» их;
- знакомство с персоналом детского сада;
- знакомство и дружба с детьми подготовительной к школе группы.
Все это, т.е. знакомство с окружающим, организуется в форме развивающих
игр,
проведение
которых
требует
от
взрослого
знания
и
выполнения
определенных условий, таких как:
- добровольность участия в игре (необходимо добиваться того, чтобы ребенок
сам захотел принять участия в предложенной игре);
- непосредственное участие в игре взрослого, который своими действиями,
эмоциональным общением с детьми вовлекает их в игровую деятельность,
делает ее важной и значимой для них;
- многократное повторение игр (дети по-разному и в разном темпе принимают и
усваивают новое);
-
специальный
наглядный
материал
(определенные
игрушки,
различные
предметы и т.д.) должен использоваться только в данных развивающих играх
(нельзя превращать его в обычный, всегда доступный, так он дольше останется
для детей необычным);
- запрет на оценку действий ребенка типа «Неверно, не так» или «Молодец,
правильно»;
- предоставление ребенку возможности проявить, выразить себя, свой взгляд на
мир.
Знакомство и дружба с детьми подготовительной к школе группы.
Как подтверждают исследования Н.Н. Подъякова, Н.Я. Михайленко, обучение
игре, ее развитие происходит, как правило, не через взрослого, а через старших
дошкольников. Старшие дети не только помогут воспитателю одеть малышей
на прогулку, но и научат их разным играм, позаботятся о них на прогулке.
Таким
образом,
для
того
чтобы
ребенок
мог
по
возможности
быстро
и
безболезненно адаптироваться к новым условиям, в семье необходимо готовить
его
к
этому
важному
периоду
в
жизни.
К
сожалению,
родители
поздно
вспоминают об этом, и подготовка ребенка к детскому саду в семье порой
ограничивается словесными увещеваниями или рассказами о новой социальной
среде. Родители не всегда осознают, что, приходя в детский сад, ребенок,
попадая в новые условия, попадает на новую, более высокую ступень развития.
Задача воспитателей и родителей – облегчить для ребенка адаптационный
период,
способствовать
наиболее
полному
развитию
его
психики,
которая
изначально построена на определенных закономерностях взаимодействия его со
взрослыми.
Воспитатели
и
родители
должны
обеспечить
благоприятные
условия
для
развития
ребенка
и
сделать
все
возможное,
чтобы
ребенку
захотелось идти в детский сад.
Список литературы:
1. Кошелева А.Д., Ильина И.Ю. Аффективное поведение и его проявление в
младшем дошкольном возрасте/ Проблемы изучения и развития личности
дошкольника. Пермь, 1995.
2. Калинина Р., Семенова Л., Яковлева Г. Ребенок пошел в детский сад…//
Дошкольное воспитание, 1998, №4.
3. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. М.: Просвещение, 1983.
4. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. М.:
Просвещение, 1992
.
5. [Электронный ресурс]. – Режим доступа doshkolnikadaptacia/11314-
adapteciya.html
Приложение 1
Рекомендации воспитателю в период адаптации детей к ДОУ.
1. Во время адаптационного периода нужно использовать гибкость в режимных
процессах:
принимать
детей
сначала
на
2
часа,
затем
удлинять
время
пребывания с учетом того, как быстро ребенок привыкает.
2. Новых детей следует принимать на адаптацию постепенно, в неделю не
более двух малышей.
3.
К
детям
нужно
проявлять
индивидуальный
подход,
особенно
к
очень
чувствительным, замкнутым, сильно плачущим.
4. Воспитатель должен быть снисходительным к плачу детей, отзывчивым на
просьбы
их родителей,
внимательным,
спокойным,
способным
обеспечить
группе благополучный эмоциональный климат.
5.
Воспитатель
должен
быть
хорошим
актером:
уметь
вовремя
рассказать
сказку, спеть песенку, знать много произведений устного народного творчества:
потешек, пестушек, колыбельных песен, чтобы при случае отвлечь ребенка;
использовать игры-забавы в качестве сюрпризного момента.
6. Важное место должно занимать сотрудничество с родителями. Нужно так
построить
работу,
чтобы
с
обеих
сторон
к
ребенку
предъявлялись
единые
требования.
7. Наглядная информация должна быть яркой, насыщенной, нести смысловую
нагрузку и быть актуальной на данный момент.
8. Детские работы необходимо выставлять для обозрения родителям, чтобы они
могли видеть, чем занимается ребенок в группе, и обсудить с ним успехи.
9.
При необходимости следует направить родителей за помощью к другим
специалистам
детского
сада
(старшему
воспитателю,
музыкальному
руководителю, медсестре и др.).
10. Использовать элементы телесной терапии (брать ребёнка на руки, обнимать,
поглаживать).
Приложение 2
Памятка родителям по сопровождению процесса адаптации ребёнка
Как вести себя с ребёнком:
Показать ребёнку его новый статус (он стал большим);
Не оставлять его в детском саду на длительные сроки в первые дни;
Обратить внимание на положительный климат в семье;
Следует снизить нервно – психическую нагрузку;
Сообщить заинтересованным специалистам о личностных особенностях
ребёнка, специфике режимных моментов и т. д.;
При выраженных невротических реакциях не посещать учреждение
несколько дней.
Как не надо себя вести:
Отрицательно отзываться об учреждении, его специалистах;
Не обращать внимания на видимые отклонения в поведении ребёнка;
Препятствовать контактам с другими детьми;
Увеличивать нагрузку на нервную систему;
Одевать ребёнка не по сезону;
Конфликтовать дома, наказывать ребёнка за капризы.
Что делать, если ребёнок начал ходить в детский сад:
1. Установите тесный контакт с работниками детского сада.
2. Приучайте ребёнка к детскому саду постепенно.
3. Не оставляйте ребёнка в саду более чем на 8 часов.
4. Сообщить воспитателям о привычках и склонностях ребёнка.
5. С 4-го по 10-й день лучше сделать перерыв в посещении детского сада.
6. Поддерживайте дома спокойную обстановку.
7. Не перегружайте ребёнка новой информацией.
8. Будьте внимательны к ребёнку, заботливы и терпеливы.
Что делать, если ребёнок плачет при вставании с родителями:
1. Рассказывайте ребёнку, что ждёт его в детском саду.
2. Будьте спокойны, не проявляйте перед ребёнком своего беспокойства.
3. Дайте ребёнку с собой любимую игрушку или какой-то домашний
предмет.
4. Принесите в группу свою фотографию.
5. Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания
(например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке).
6. Будьте внимательны к ребёнку, когда забираете его из детского сада.
7. После детского сада погуляйте с ребёнком в парке, на детской площадке.
Дайте ребёнку возможность поиграть в подвижные игры.
8. Устройте семейный праздник вечером.
9. Демонстрируйте ребёнку свою любовь и заботу.
10. Будьте терпеливы.