Напоминание

"Адаптация дошкольного возраста в условиях ДОУ".


Автор: Толокова Татьяна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ№83
Населённый пункт: Кнмерово
Наименование материала: статья
Тема: "Адаптация дошкольного возраста в условиях ДОУ".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности адаптации к детскому саду

детей младшего дошкольного возраста

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети

проходят

через

адаптационный

период.

Чтобы

избежать

осложнений

и

обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход

ребёнка из семьи в дошкольное учреждение.

Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям

дошкольного

образовательного

учреждения

очень

актуальна.

От

того,

как

пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым

и

сверстникам,

зависит

его

физическое

и

психологическое

развитие,

дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.

Важным

событием

последних

лет

стало

принятие

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного

образования.

Основной ценностью нового нормативного документа стала его ориентация на

психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации и

индивидуализации

дошкольников.

Одной

из

базовых

ценностей

ФГОС

ДО

является

поддержание

и

укрепление

всех

компонентов

здоровья

каждого

ребенка: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта

задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно

в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и

эмоционального

напряжения.

Базовая

ценность

-

здоровье

превращается

в

воспитательную задачу, которая предполагает создание в стенах детского сада

для

вновь

пришедших

детей

особой

атмосферы,

основанной

на

создании

комфортных и уважительных условий для каждого ребенка.

Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для

всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для каждого ребенка - это сильное

стрессовое

переживание,

которое

необходимо

смягчить.

Ему

предстоит

приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в

семье.

Четкий

режим

дня,

отсутствие

родителей,

как

правило,

иной

стиль

общения, необходимость общения со сверстниками, новое помещение - все эти

изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Эти новые факторы

вызывают у детей защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения

с

окружающими.

И

педагоги,

и

родители

должны

понимать,

насколько

ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько

серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать.

Положения федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования (ФГОС ДО) акцент делают на создании наиболее

благоприятных

для

ребенка

психолого-педагогических

условий,

где

особое

внимание

уделяется

условиям

взаимодействия

педагога

и

ребенка.

Таким

образом,

привыкание

ребенка

к

детскому

саду

будет

максимально

безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем

адаптации каждого малыша.

Адаптация,

в

переводе

с

латинского

означает

«приспособление».

Возможности приспосабливаться у ребенка младшего дошкольного возраста

ограничены.

Помочь

ему

адаптироваться

к

новым

социальным

условиям,

должны взрослые. Многие родители, отдавая ребенка в детский сад, сами

испытывают

тревогу

или,

напротив,

не

понимают,

насколько

это

серьезно,

поэтому специалисты ДОУ должны помочь не только ребенку, но и семье.

Особое внимание нужно уделить адаптации детей младшего дошкольного

возраста, в котором многие дети впервые переходят из достаточно замкнутого

семейного

мира

в

мир

широких

социальных

контактов.

Установлено,

что

именно в этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и

труднее,

чаще

сопровождается

болезнями.

В

этот

период

происходит

интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов.

Находясь

на

этапе

становления,

они

в

наибольшей

степени

подвержены

колебаниям и даже срывам.

Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм

поведения

требуют

от

ребенка

значительных

усилий,

вызывают

ряд

психологических

и

педагогических

проблем,

как

самого

ребенка,

так

и

окружающих

его

взрослых.

Первое

посещение

ребенком

дошкольного

образовательного учреждения - это важное событие в его жизни. Когда ребенок

приходит в ДОУ, он попадает в новые условия. Меняется режим, характер

питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и

т.п.

Все

это,

как

правило,

приводит

к

изменению

поведения

ребенка,

нарушению его аппетита, сна, эмоционального состояния. У некоторых детей

происходит потеря уже имеющихся навыков.

В основе работы с детьми в период адаптации лежат психологические

особенности каждого возрастного этапа развития, кризисные периоды, а также

психологические

новообразования.

Исследования

педагогов,

медиков

(Н.М.

Аксариной, Н.П. Жуковой и др.) показывают, что характер адаптации зависит от

возраста детей и от индивидуальных особенностей их нервной системы.

В настоящее время накоплен положительный опыт организации приема

детей в дошкольные учреждения, даны рекомендации, как облегчить ребенку

привыкание к новым условиям.

Несмотря на положительные моменты в организации работы в детском саду

постоянно встречаются дети, процесс адаптации у которых протекает сложно,

вызывая устойчивое аффективное поведение и осложнения в развитии ребенка.

Понимая под аффектом неадекватности защитную эмоциональную реакцию,

помогающую

человеку

оградить

себя

от

травмирующих

воздействий,

М.З.

Неймарк указывает, что аффект может возникать в связи с неудовлетворением

каких-то существенных для человека потребностей и может длиться очень

долго (месяцами, годами).

Аффективные реакции малышей зачастую приводят к адаптационным

стрессам. Адаптационный стресс нарушает защитные силы организма ребенка,

приводит к психомоторным, нервным нарушениям. На практике именно дети с

нервными нарушениями плохо адаптируются к детскому саду. Трудности

адаптации ведут к снижению психологического тонуса, создают аффективный

дискомфорт в контактах с окружающим миром, препятствуют нормальному

развитию ребенка. Изучая особенности адаптации к дошкольному учреждению

детей 1,5-2 лет, исследователи указывают, что в этот период могут возникнуть

задержки

развития,

«пограничные

нарушения»,

неврозы,

аффективные

состояния,

которые

находятся

на

грани

здоровья

и

болезни.

Особенно

серьезным изменениям и соответственно более длительному восстановлению

подвержена эмоциональная сфера детей, что и должно стать предметом особой

заботы педагогов и родителей.

Для адаптационного периода характерна эмоциональная напряженность,

беспокойство

или

заторможенность.

Все

это

результат

чрезмерной

психологической нагрузки, неадекватной возрасту ребенка, получаемой им в

детском саду или яслях.

Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова выделяют следующие причины стрессовых

перегрузок:

1) длительное нахождение в большом коллективе детей, часть из которых может

быть неприятна ребенку;

2)

строгие

дисциплинарные

правила,

за

невыполнение

которых

следует

наказание;

3) фрустрация каких-то потребностей ребенка;

4) общение сразу со многими взрослыми людьми, от которых зависит малыш,

часть из которых может быть ему неприятна.

Н.Д. Ватутина выделяет три группы детей, по-разному адаптирующихся к

детскому

саду

в

зависимости

от

различий

в

поведении

и

потребности

в

общении. Первая группа – это дети, у которых преобладает потребность в

общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки,

доброты,

сведений

об

окружающем.

Вторая

это

дети,

у

которых

уже

сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими

взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об

окружающем. И, третья группа – дети, испытывающие потребность в активных

самостоятельных действиях и в общении со взрослыми.

При поступлении в дошкольное учреждение плачут в основном дети, которых

можно условно отнести к первой группе (потребность в общении только с

близкими людьми). Они глубоко переживают расставание с близкими, так как

опыта общения с посторонними не имеют, не готовы вступать с ними в контакт.

Автор отмечает что, чем уже круг общения в семье, тем длительнее

происходит

адаптация

ребенка

в

детском

саду.

Беспокойство,

плаксивость

сохраняются в поведении их довольно долго. Сформированный в замкнутых

условиях семьи навык общения приводит к тому, что ребенок затрудняется

переносить имеющийся у него опыт совместных действий со взрослыми в

новые условия, и это усугубляет его растерянность.

Дети, условно отнесенные ко второй группе, до поступления в детский сад

приобрели опыт общения со взрослыми, не являющимися членами семьи. Это

опыт общения с дальними родственниками, с соседями. Находясь в группе, они

постоянно

наблюдают

за

воспитателем,

подражают

его

действиям,

задают

вопросы. Он вполне заменяет им близких членов семьи, от него они узнают, как

действовать в том или ином случае, с тем или иным предметом.

У детей третьей группы четко выявляется потребность в активных

самостоятельных действиях и общении со взрослыми.

Характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкают к

условиям

дошкольного

учреждения,

является

слабая

сформированность

действий с предметами, которые осуществляются преимущественно на уровне

манипуляций. Трудно адаптирующиеся дети не умеют сосредоточиваться на

игре,

мало

инициативны

в

выборе

игрушек,

нелюбознательны.

Малейшая

трудность вызывает у них нежелание играть, капризы. Такие дети не умеют

налаживать деловые контакты и предпочитают им эмоциональные.

Таким образом, можно сделать вывод, что наряду с гигиеническими

мероприятиями

по

укреплению

здоровья,

приведением

режима

дня

в

соответствие

с

условиями

дошкольного

учреждения,

должна

проводиться

целенаправленная

работа

по

формированию

у

ребенка

соответствующей

возрасту формы общения со взрослыми и развитию предметной деятельности.

Преобладание эмоциональных контактов свидетельствует о необходимости

развития

более

прогрессивной

формы

общения.

Это

не

значит,

что

нужно

прекратить личностное общение с ребенком и ограничиться лишь обучением

его предметных действиям.

Доброжелательность, внимание останутся стержнем общения, основой его

дальнейшего

развития.

Нужно

постоянно

предлагать

ребенку

новый

тип

общения,

который

поможет

ему

увлечься

предметным

миром

и

овладеть

способами взаимодействия с другими людьми.

Чтобы ребенку легче было войти в новую социальную среду, наряду с

занятиями

в

семье

полезно

поощрять

его

общение

с

другими

людьми.

Расширение

круга

общения

в

домашней

обстановке

будет

воспитывать

в

ребенке доверчивость к людям, открытость, умение ладить с ними. Избавление

от чрезмерной привязанности к родным поможет ребенку быстрее привыкнуть

к

новому

окружению,

легче

адаптироваться

к

условиям

дошкольного

образовательного учреждения.

Если родителям удалось сформировать у ребенка навыки самообслуживания,

умение играть, общаться со сверстниками, если домашний режим дня малыша

совпадает

с

детсадовским

и

наметился

эмоциональный

контакт

ребенка

с

воспитателем, то адаптационный период будет безболезненным и коротким.

Для успешной адаптации ребенка к детскому саду Р. Калинина рекомендует

создание таких условий:

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Для

успешной

адаптации

ребенка

к

условиям

дошкольного

учреждения

необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад,

положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего, от воспитателей,

от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе.

Поэтому организация адаптационного периода начинается задолго до первого

сентября

с

повышения

профессионального

уровня

воспитателей,

их

психологического просвещения с помощью традиционных и новых методов

обучения (педагогические советы, семинары, тренинги, консультации), развития

у

них

таких

качеств,

как

умение

сопереживать,

коммуникативные

навыки,

доброжелательность,

организаторские

и

артистические

способности,

эмоциональная стабильность и т.д.

Второй немаловажный момент – необходимость организации «Праздника

знакомства».

Воспитатели

встречают

детей

и

их

родителей,

знакомят

их

с

группой, проводят игры, направленные на знакомство детей и родителей между

собой.

Формирование чувства уверенности в окружающем – одна из основных задач

адаптационного периода. Для этого необходимо следующее:

- знакомство детей, их сближение друг с другом;

- знакомство с воспитателями, установление отношений между воспитателями

и детьми, основанных на доверии;

- знакомство с группой и детским садом, «освоение» их;

- знакомство с персоналом детского сада;

- знакомство и дружба с детьми подготовительной к школе группы.

Все это, т.е. знакомство с окружающим, организуется в форме развивающих

игр,

проведение

которых

требует

от

взрослого

знания

и

выполнения

определенных условий, таких как:

- добровольность участия в игре (необходимо добиваться того, чтобы ребенок

сам захотел принять участия в предложенной игре);

- непосредственное участие в игре взрослого, который своими действиями,

эмоциональным общением с детьми вовлекает их в игровую деятельность,

делает ее важной и значимой для них;

- многократное повторение игр (дети по-разному и в разном темпе принимают и

усваивают новое);

-

специальный

наглядный

материал

(определенные

игрушки,

различные

предметы и т.д.) должен использоваться только в данных развивающих играх

(нельзя превращать его в обычный, всегда доступный, так он дольше останется

для детей необычным);

- запрет на оценку действий ребенка типа «Неверно, не так» или «Молодец,

правильно»;

- предоставление ребенку возможности проявить, выразить себя, свой взгляд на

мир.

Знакомство и дружба с детьми подготовительной к школе группы.

Как подтверждают исследования Н.Н. Подъякова, Н.Я. Михайленко, обучение

игре, ее развитие происходит, как правило, не через взрослого, а через старших

дошкольников. Старшие дети не только помогут воспитателю одеть малышей

на прогулку, но и научат их разным играм, позаботятся о них на прогулке.

Таким

образом,

для

того

чтобы

ребенок

мог

по

возможности

быстро

и

безболезненно адаптироваться к новым условиям, в семье необходимо готовить

его

к

этому

важному

периоду

в

жизни.

К

сожалению,

родители

поздно

вспоминают об этом, и подготовка ребенка к детскому саду в семье порой

ограничивается словесными увещеваниями или рассказами о новой социальной

среде. Родители не всегда осознают, что, приходя в детский сад, ребенок,

попадая в новые условия, попадает на новую, более высокую ступень развития.

Задача воспитателей и родителей – облегчить для ребенка адаптационный

период,

способствовать

наиболее

полному

развитию

его

психики,

которая

изначально построена на определенных закономерностях взаимодействия его со

взрослыми.

Воспитатели

и

родители

должны

обеспечить

благоприятные

условия

для

развития

ребенка

и

сделать

все

возможное,

чтобы

ребенку

захотелось идти в детский сад.

Список литературы:

1. Кошелева А.Д., Ильина И.Ю. Аффективное поведение и его проявление в

младшем дошкольном возрасте/ Проблемы изучения и развития личности

дошкольника. Пермь, 1995.

2. Калинина Р., Семенова Л., Яковлева Г. Ребенок пошел в детский сад…//

Дошкольное воспитание, 1998, №4.

3. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. М.: Просвещение, 1983.

4. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. М.:

Просвещение, 1992

.

5. [Электронный ресурс]. – Режим доступа doshkolnikadaptacia/11314-

adapteciya.html

Приложение 1

Рекомендации воспитателю в период адаптации детей к ДОУ.

1. Во время адаптационного периода нужно использовать гибкость в режимных

процессах:

принимать

детей

сначала

на

2

часа,

затем

удлинять

время

пребывания с учетом того, как быстро ребенок привыкает.

2. Новых детей следует принимать на адаптацию постепенно, в неделю не

более двух малышей.

3.

К

детям

нужно

проявлять

индивидуальный

подход,

особенно

к

очень

чувствительным, замкнутым, сильно плачущим.

4. Воспитатель должен быть снисходительным к плачу детей, отзывчивым на

просьбы

их родителей,

внимательным,

спокойным,

способным

обеспечить

группе благополучный эмоциональный климат.

5.

Воспитатель

должен

быть

хорошим

актером:

уметь

вовремя

рассказать

сказку, спеть песенку, знать много произведений устного народного творчества:

потешек, пестушек, колыбельных песен, чтобы при случае отвлечь ребенка;

использовать игры-забавы в качестве сюрпризного момента.

6. Важное место должно занимать сотрудничество с родителями. Нужно так

построить

работу,

чтобы

с

обеих

сторон

к

ребенку

предъявлялись

единые

требования.

7. Наглядная информация должна быть яркой, насыщенной, нести смысловую

нагрузку и быть актуальной на данный момент.

8. Детские работы необходимо выставлять для обозрения родителям, чтобы они

могли видеть, чем занимается ребенок в группе, и обсудить с ним успехи.

9.

При необходимости следует направить родителей за помощью к другим

специалистам

детского

сада

(старшему

воспитателю,

музыкальному

руководителю, медсестре и др.).

10. Использовать элементы телесной терапии (брать ребёнка на руки, обнимать,

поглаживать).

Приложение 2

Памятка родителям по сопровождению процесса адаптации ребёнка

Как вести себя с ребёнком:

Показать ребёнку его новый статус (он стал большим);

Не оставлять его в детском саду на длительные сроки в первые дни;

Обратить внимание на положительный климат в семье;

Следует снизить нервно – психическую нагрузку;

Сообщить заинтересованным специалистам о личностных особенностях

ребёнка, специфике режимных моментов и т. д.;

При выраженных невротических реакциях не посещать учреждение

несколько дней.

Как не надо себя вести:

Отрицательно отзываться об учреждении, его специалистах;

Не обращать внимания на видимые отклонения в поведении ребёнка;

Препятствовать контактам с другими детьми;

Увеличивать нагрузку на нервную систему;

Одевать ребёнка не по сезону;

Конфликтовать дома, наказывать ребёнка за капризы.

Что делать, если ребёнок начал ходить в детский сад:

1. Установите тесный контакт с работниками детского сада.

2. Приучайте ребёнка к детскому саду постепенно.

3. Не оставляйте ребёнка в саду более чем на 8 часов.

4. Сообщить воспитателям о привычках и склонностях ребёнка.

5. С 4-го по 10-й день лучше сделать перерыв в посещении детского сада.

6. Поддерживайте дома спокойную обстановку.

7. Не перегружайте ребёнка новой информацией.

8. Будьте внимательны к ребёнку, заботливы и терпеливы.

Что делать, если ребёнок плачет при вставании с родителями:

1. Рассказывайте ребёнку, что ждёт его в детском саду.

2. Будьте спокойны, не проявляйте перед ребёнком своего беспокойства.

3. Дайте ребёнку с собой любимую игрушку или какой-то домашний

предмет.

4. Принесите в группу свою фотографию.

5. Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания

(например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке).

6. Будьте внимательны к ребёнку, когда забираете его из детского сада.

7. После детского сада погуляйте с ребёнком в парке, на детской площадке.

Дайте ребёнку возможность поиграть в подвижные игры.

8. Устройте семейный праздник вечером.

9. Демонстрируйте ребёнку свою любовь и заботу.

10. Будьте терпеливы.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники