Напоминание

ДОМОСТРОЙ КАК СИСТЕМА СЕМЕЙНОГО И НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В РУССКОЙ ТРАДИЦИИ


Автор: Гачегова Татьяна Васильевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАОУ "Савинская средняя школа"
Населённый пункт: Пермский район, Пермский край
Наименование материала: Статья
Тема: ДОМОСТРОЙ КАК СИСТЕМА СЕМЕЙНОГО И НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В РУССКОЙ ТРАДИЦИИ
Раздел: среднее образование





Назад





ДОМОСТРОЙ КАК СИСТЕМА СЕМЕЙНОГО И НРАВСТВЕННОГО

ВОСПИТАНИЯ В РУССКОЙ ТРАДИЦИИ
Статья педагога-психолога Т.В.Гачеговой
Дом вести – не лапти плести.
Эта народная мудрость сжато выражает отношение русского человека к Дому – одновременно и к хозяйству, и к помещению и к его домочадцам – в соответствии с многовековой традицией, которая не укладывается в схематические представления современных нам систем, идей и концепций. В домострое отражена принципиально иная культура, чем современная нам. Когда говорят о домостроевщине как о сути средневековой идеологии, прежде всего, вспоминают принижение женщины в домашнем быту, жестокости воспитания и крепостническое самодурство, личную несвободу человека. В своем личном «государстве» домохозяин, как носитель духовного порядка, просто обязан обеспечить дом экономически и устроить его обитателей нравственно. Право его обеспечено долгом: воспитание понимается не только буквально как питание, но и как общее руководство всем подвластным. Идея женского равноправия рождалась в границах семьи и основывалась на разделении труда между супругами. Чтобы «вооружить женщину гражданской равноправностью», необходимо было развить вначале семейное согласие между супругами, - во всяком случае, после языческого многоженства и взамен свойственных прежнему обществу похищений невест исторически это было явление положительное. Роль семьи в постепенном развитии женского социального равенства указывают и историки западноевропейского средневековья (например, Ф.Гизо). Средневековое общество как социально целостное образование во многом еще не общество в современном понимании, а родство, то есть семья в широком смысле слова. Роль женщины тут исключительно важна, поскольку для большинства – для
младших членов коллектива она – мать. Русская история показывает твердый характер русской «матерой вдовы» - от княгини Ольги до былинной Амелфы Тимофеевны; под их рукой ходили такие мужчины как князь Святослав и Василий Буслаев. В Домострое женщина – хозяйка дома в иерархии семейных отношений, - занимает свое особое место. Права хозяйки и хозяина находятся как бы в дополнительном распределении, почти не пересекаясь, а это определяет и ранг хозяйки в частной жизни дома. Только совместно муж и жена составляют «ДОМ». Без жены мужчина не является полноправным членом общества, он остается при другом (отцовском) доме. Рассматривая по разным источникам взаимные отношения государя и государыни дома, И.Е.Забелин распределил их функции по известной правовой формуле средневековья: «слово и дело». Последнее слово всегда остается за государем, но делом в доме занимается государыня («делодержец дому»), так что многим женщинам были присущи «крепкое мужество и непреложный разум – качества безусловно мужские» 1 . Другое дело – идеальные качества, которых требовал от женщины Домострой. В отличие от мужчины (он должен быть строг, справедлив и честен), от женщины требовались чистота и послушание. Такая специализация нравственного чувства также принята в эпоху патриархального общества; в полной мере действует правило, упоминаемое еще Владимиром Мономахом: «Любите жену свою, но не дайте ей над собой власти». Таков идеал физической силы, которая определяла сильнейшего в социальном общении. Что касается воспитания детей – с помощью суровых мер, то и в этом Домострой не оригинален: вся средневековая педагогика построена была на телесных наказаниях. Своеволие и дерзостное упрямство как проявления «нравственной свободы человека» можно было подавить только горячей «нравственной уздою» 2 . До конца XVII века жизнь несовершеннолетнего не 1  Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц. 2  Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц. 2
признавалась равнозначной жизни взрослого; своего ребенка можно было и убить, особенно если он посягнул на жизнь или достоинство родителей; внебрачные дети вообще не находили никакой социальной защиты. Однако рукой домовладыки, отца, взявшего розгу, двигала не личная озлобленность карающего праведника, а идея неотвратимости наказания за проступок, порок или за самое страшное преступление – лень и безделие. Воля старшего определялась правом вооружиться розгой, а семейное начало воспитывало все последующие этапы в социальном бытии и общественном развитии человека. Другое дело, что в суровый век меры применялись не совсем гуманные, и оправдывающий их афоризм звучит непривычно: «Да как это никого не драть? Да ведь эдак, пожалуй, мы и Бога-то забудем!» - выражаясь словами М.Е.Салтыкова-Щедрина. Домашнее воспитание, так или иначе исполняло две воспитательные функции: развивало возрастно-половые и индивидуальные свойства ребенка, то есть вырабатывало характер и развивало задатки, а затем устанавливало статус человека в обществе, наполняя его социальными ролями и ценностными ориентациями, то есть создавало личность как воплощение определенного социального типа. Что же касается человека как субъекта деятельности, отношение средневекового воспитания к творческим возможностям человека было отрицательным. Средневековому обществу били не нужны индивидуальности, для него они представляли опасность. Однако необходимо отметить, что в «Домострое» немало и разумных наставлений, актуальных и в современную эпоху.
ДОМОСТРОЙ. ГЛАВЫ ИЗ КНИГИ

1

.

16. Как мужу с женой советоваться о том, что ключнику наказать о

столовом обиходе, о кухне и пекарне
1  Домострой. Сост., вступ.ст., пер. и коммент. В.В.Колесова. – М., 1990. 3
Каждый день и каждый вечер, исправив духовные обязанности, и утром, по колокольному звону встав и после молитвы, мужу с женою советоваться о домашнем хозяйстве, а на ком какая обязанность и кому какое дело велено вести, всем тем наказать, когда и что из еды и питья приготовить для гостей и для себя.
39. Как жене с мужем советоваться каждый день и обо всем спрашивать
Да всякий бы день у мужа жена спрашивала да советовалась обо всем хозяйстве, припоминая, что нужно. А в гости ходить и к себе приглашать и пересылаться только с кем разрешит муж. А коли гости зайдут или сама где будет, сесть за столом – лучшее платье надеть, да всегда беречься жене от хмельного.
25. Наказ мужу и жене, и детям, и слугам о том, как следует им жить
Следует тебе самому, господину, жену и детей, и домочадцев учить не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним – дружелюбным, к младшим и убогим – приветливым и милостивым. Домочадцев учи страху божию и добродетели всякой, и сам то же делай.
19. Как воспитать детей своих в поучениях разных и в страхе божьем
А пошлет кому Бог детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить и воспитать в доброй науке: учить страху божию и вежливости; и всякому порядку. А со временем, по детям смотря и по возрасту, учить их рукоделию, отец – сыновей, а мать – дочерей, кто чего достоин, какие 4
кому Бог способности даст. Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобравшись, и поколотить. И хранить, и блюсти чистоту телесную и от всякого греха отцам чад своих как зеницу ока и как свою душу. Если же дети согрешают по отцовскому или материнскому небрежению, о таковых грехах и ответ им держать в день Страшного суда.
21. как детей учить и страхом спасать
Наказывай сына своего в юности его, и упокоит тебя в старости твоей, и придаст красоты душе твоей. Если дочь у тебя, и на нее направь свою строгость, тем сохранишь ее от телесных бед: не посрамишь лица своего, если в послушании дочери ходят. Воспитай детей в запретах и найдешь в них покой и благословение. Если воспитаешь детей своих в страхе божьем в поучении и наставлении, и до возмужания их сохранишь в целомудрии в чистоте телесной, законным браком их сочетаешь, благословив, и обеспечишь всем, и станут наследниками имения твоего, и дома, и всего твоего прибытка, который имеешь, то упокоят они тебя в старости, а после смерти вечную память отслужат по родителям своим, да и сами благословенны пребудут вовеки, и великую награду получат от Бога в сей жизни и в будущей, если живут они по заповедям господним.
Василия

Кесарийского

поучение

юношам

1
. Следует оберегать душевную чистоту и телесное бесстрастие, имея походку кроткую, голос тихий, слово благочинно, пищу и питье не острые; при старших – молчание, перед мудрейшими – послушание, знатным – повиновение, к равным себе и к младшим – искреннюю любовь; нечестивых, плотских, любострастных людей избегать, поменьше говорить да побольше смекать, не дерзить словами, не засиживаться в беседах, не бесчинствовать смехом, стыдливостью украшаться, с распутными бабами не водиться, опустив очи долу, душу возносить горе, 1  Извлеченный фрагмент сочинения «Како человеку подобаеть бытии». 1076. 5
избегать прекословия, не стремиться к высокому сану, и ничего не желать кроме чести от всех. Если же кто из вас сможет другим помочь, тот и от Господа сподобится награды и вечных благ наслаждения.
22. Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать

их во всем
Чада, вслушайтесь в заповеди господни: любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им божески во всем, и старость их чтите, и немощь их и страдание всякое от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и долголетними пребудете на земле. Если же кто осуждает или оскорбляет своих родителей или клянет их, или ругает, тот перед богом грешен и проклят людьми и родителями. Кто бьет отца или мать – тот отлучится от церкви и от святынь, пусть умрет он лютою смертью от гражданской казни, ибо сказано: «Отцовское проклятье иссушит, а материнское искоренит. Воздающие же честь отцу-матери, повинующиеся им во всем по-божески, во всем станут утешением для родителей, и в день печали спасет их господь Бог, молитву их услышит, и все, что попросят, подаст им благое. Утешающий мать свою творит волю Божию и угождающий отцу в благости проживает. Вы же, дети, делом и словом угождайте родителям своим во всяком добром замысле, и вас благословят они: отчее благословение дом укрепит. А материнская молитва от напастей избавит. Не забывайте трудов отца и матери, ибо о вас заботились и о вас печалились, упокойте старость их и о них позаботьтесь, как они о вас некогда. 6


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники