Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно- прикладному творчеству
Автор: Антипова Наталья Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №72 Населённый пункт: городское поселение Петров Вал Камышинского муниципального района Волгоградской области Наименование материала: образовательный проект Тема: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно- прикладному творчеству Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №72 городского поселения Петров Вал
Камышинского муниципального района Волгоградской области
Образовательный
проект
Тема
: «
Приобщение
детей
старшего
дошкольного
возраста
к
народному
декоративно
прикладному
творчеству
»
Подготовил:
Антипова Наталья Николаевна
Воспитатель
I квалификационная категория
г. п. Петров Вал 2016 г.
Вид проекта: познавательно-творческий. (слайд 1)
Участники проекта: Дети, родители и воспитатели старшей группы
МКДОУ д/с №72.
Продолжительность: среднесрочный (декабрь 2016 г.)
Актуальность: Актуальность заключается в необходимости формирования и
развития у детей дошкольного возраста значимых идеалов и ориентиров,
необходимых для воспитания нравственного развития и духовно богатой
личности, просвещение родителей в вопросах духовно-нравственного
воспитания. Именно в этот период важно заложить в душу ребёнка любовь к
родной речи, природе, уважение к традициям, к старшему поколению.
Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов
гармонического развития личности дошкольников. Посредством общения с
народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается
любовь к своему краю
Цель: Развитие у детей познавательного интереса к русскому народному
декоративно-прикладному творчеству, создание условий для активного
использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности;
формирование интереса к познанию истории и культуры наших предков у
детей дошкольного возраста. (слайд 2)
Задачи: (слайд 3)
1.Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов;
2.Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством-дымковской,
хохломской, филимоновской росписью, с гжелью;
3.Научить детей ориентироваться в различных видах росписи;
4.Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную
память, умение анализировать. Развивать навыки художественного
творчества детей;
5.Воспитывать любовь к русскому прикладному искусству, уважение к
работам народных мастеров.
6. Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с
обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством,
искусством.
Этапы реализации проекта:
•Подготовительный
•Основной
•Заключительный
1 этап-подготовительный. (слайд 4)
1.Постановка цели и задач.
2.Определение методов исследования.
3.Подбор наглядно-иллюстративного материала.
4.Подбор художественной литературы по теме (загадки, стихи).
5.Подбор материала для продуктивной деятельности.
2 этап-основной. (слайд 5)
Проведение комплекса мероприятий по теме: «Приобщение детей старшего
дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству»
Включает в себя:
1.Работа с детьми.
2.Работа с родителями.
3 этап – заключительный.(слайд 6)
1. Мастер класс для родителей «Потешный промысел наших предков»
2. Выставка «Мы мастера своего дела»
Содержание
В рамках проекта на занятиях мы охватили большое разноообразие форм
работ.
1.Просмотр презентаций: «Русские умельцы», «Золотая хохлома»,
«Сказочная гжель», «Филимоновские игрушки», «Дымка». (слайд 7)
2. Продуктивная деятельность с детьми: лепка; рисование: «Золотая
хохлома»-дети знакомились с новыми видами росписи( слайд 9), «Знакомство
с новыми элементами гжель», вот такие замечательные кувшины у нас
получились (слайд 11), «Городецкая роспись»- юные художники расписывали
доски (слайд 12); аппликация: «декоративная тарелка Петриковская посуда»-
знакомили детей с творчеством украинских мастеров. (слайд 8)
3. Знакомство с новыми элементами росписей: гжель, хохлома, дымка,
филимоново (рисование).
4. Продуктивная деятельность с родителями: лепка из глины тема:
«Потешный промысел наших предков» (слайд 16, 17, 18, 19)
5. Д/и «Составь узор». Дети с удовольствием из пазлов составляют узоры
городецкой, хохломской и гжельской росписи (слайд 15)
6.Лепка из теста «Дымковская лошадка». Дети с большим удовольствием
лепили, а затем раскрашивали дымковских лошадок. (слайд 13)
7.Лепка из пластилина «Филимоновский петушок», вот такие замечательные
открытки дети подарили своим родителям на новый год. (слайд14)
В работе с родителями были проведены консультации.
Консультации: «Дымковская игрушка»; «Виды народного декоративно-
прикладного искусства»; «Декоративно-прикладное искусство в детском саду
и дома»; «Ознакомление детей с произведениями народного декоративно-
прикладного искусства».
Совместно с родителями и детьми постоянно оформляем творческие
выставки к праздникам народного календаря. Это помогает объединить
семью и наполнить ее досуг новым содержанием.
Наши родители сшили для кукол костюмы народов России. Детям очень
нравятся нарядные куклы, с удовольствием с ними играют, а так же они
служат хорошим пособием для проведения занятий.(слайд 21)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем
личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского
характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно
понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое
ценное из поколения в поколение - народ без будущего. Результатом такой
работы является то, что дети приобрели углубленные знания, умения, навыки,
заинтересованно участвуют в коллективном труде, постигают элементарные
нравственно-эстетические нормы традиционной народной культуры. У детей
стимулируется познавательная деятельность, творческая активность.
Список литературы:
•
1. Артемьева Л.А., Гаврилова В.В. Декоративное рисование с детьми 5-
7 лет. – М.: Учитель, 2010.
•
2. Народная культура и традиции : занятия с детьми 3-7 лет / .сост. В.Н.
Косарева. – Волгоград: Учитель, 2014 г.
•
3. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. – М.: Просвещение,
2010.
•
4. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.:
Мозаика-Синтез, 2012.
•
5. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду:
Методическое пособие. - М.: Карапуз-Дидактика, 2011.
•
6. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма
усвоения социального опыта. - М.: Просвещение, 2010.
•
7. Николкина Т.А. Изобразительная деятельность. Конспекты занятий в
подготовительной группе.— М.: Учитель, 2011.
•
8. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским
народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Феникс, 2011.
•
9. Соломенникова О. А. Радость творчества (ознакомление детей с
народным искусством, для занятий с детьми 5 – 7 лет). - М.: Мозаика-
Синтез, 2012.
•
10. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба…Знакомство детей с
русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского
сада. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.