Автор: Воробьева Надежда Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУЗ МО "Видновский специализированный дом ребёнка"
Населённый пункт: город Видное Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности воспитания и развития детей с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование
ГКУЗ МО «Видновский специализированный дом ребёнка для детей с
органическим поражением центральной нервной системы с нарушением
психики»
Статья
«Особенности воспитания и развития детей с ОВЗ»
Подготовил: воспитатель
Воробьева Н.П.
Видное, 2017г.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние
здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне
специальных условий обучения и воспитания.
Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется,
прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития:
нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата,
интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с
задержкой и комплексными нарушениями развития.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-
инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых
условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в
жизни общества, эффективной самореализации в различных видах
профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение
реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на
образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной
политики в области образования и социально-экономического развития
Российской Федерации.
Задача педагогов и родителей (законных представителей) помочь детям с
ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что
они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти,
развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих
сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать,
размышлять, сопереживать.
Все большее распространение получает инклюзивное воспитание детей с
ОВЗ в условиях специальной группы в массовом детском учреждении и
среди сверстников в обычной группе или в структурном позразделениии -
Лекотека. Даже дети со значительными нарушениями могут быть
интегрированы по 2-3 человека в обычную группу, но при этом им требуется
не только индивидуальный подход, но и специальное обучение.
Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ,
обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед,
а воспитатель знакомится с полученными ими данными.
План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:
беседа с родителями;
изучение медицинской карты ребенка;
обследование физического развития;
обследование психического развития: характеристика детских видов
деятельности и познавательных психических процессов, речи.
Далее под руководством психолога в дошкольном учреждении
разрабатываются индивидуальные карты развития определенного
содержания.
Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-
психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя,
инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с ограниченными
возможностями здоровья следующая:
Педагог-психолог:
• организует взаимодействие педагогов;
• разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития
ребенка;
• проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с
детьми;
• организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в
группу риска;
• повышает уровень психологической компетентности педагогов детского
сада;
• проводит консультативную работу с родителями.
Учитель-логопед:
• диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
• составляет индивидуальные планы развития;
• проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого
дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в
самостоятельную речь, подгрупповые занятия (формирование
фонематических процессов);
• консультирует педагогических работников и родителей о применении
логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;
Музыкальный руководитель:
• Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
• Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при
подбор материала для занятий;
• Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
Инструктор по физической культуре:
• Осуществляет укрепление здоровья детей;
• Совершенствует психомоторные способности дошкольников.
Воспитатель:
• проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка,
конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную
и самостоятельную деятельность детей;
• воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую
моторику;
• организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом
рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
• применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный
микроклимат в группе;
• консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических
навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития
мелкой моторики.
Медицинский персонал:
• проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
• осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством
регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-
эпидемиологических норм.
Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства
необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с
ОВЗ, организовывать безбарьерную среду их жизнедеятельности. В
процессе образовательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать
индивидуальный и дифференцированный подходы, что будет способствовать
активному участию детей в жизни коллектива.
Одним из условий повышения эффективности развивающей
педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка
предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих
полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших
психических функций и становление личности ребенка.
Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная
расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения
изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В
режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого
на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается
широкое варьирование организационных форм образовательной работы:
групповых, подгрупповых, индивидуальных.
Детям с ОВЗ необходим адаптационный период. Адаптация—это часть
приспособительных реакций ребенка, который может испытывать трудности
при вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не
отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и др.). В этот период
воспитатель должен снять стресс, обеспечить положительное эмоциональное
состояние дошкольника, создать спокойную обстановку, наладить контакт с
ребенком и родителями.
Для организации и проведения развивающих мероприятий необходимо знать
некоторые особенности дидактического материала. При подборе материала
для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность
цветов; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подбирать
выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность.
В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы
обучения и технологии. При планировании работы важно использовать
наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о
рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов,
технологий решается педагогом в каждом конкретном случае.
В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести
физических, психических нарушений, проектируются индивидуальные
коррекционные программы, направленные на социализацию воспитанников и
способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию
навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности.
Необходимо также организовать активную работу с
родителями (законными представителями). Методы могут быть абсолютно
разными по форме, но направленные на решение одной проблемы –
объединить работу семьи и педагогов в единое целое. Только при совместной
и непрерывной работе педагогов и семьи будет положительный результат.
Можно рассматривать следующие формы работы:
• Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье,
имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей
и были помощниками для педагогов.
• Дни открытых дверей – родители (законные представители) посещают
группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.
• Семинары-практикумы – где родители (законные
представители) знакомятся с литературой, играми, учатся применять
полученные знания на практике.
• Проведение совместных праздников, где родители
могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком
в конкурсах, соревнованиях и т. п.
Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья
образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать
особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание
психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок
перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое
детство, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно
реализовать свои личностные возможности.