Напоминание

"Особенности воспитания и развития детей с ОВЗ"


Автор: Воробьева Надежда Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУЗ МО "Видновский специализированный дом ребёнка"
Населённый пункт: город Видное Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности воспитания и развития детей с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ГКУЗ МО «Видновский специализированный дом ребёнка для детей с

органическим поражением центральной нервной системы с нарушением

психики»

Статья

«Особенности воспитания и развития детей с ОВЗ»

Подготовил: воспитатель

Воробьева Н.П.

Видное, 2017г.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние

здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне

специальных условий обучения и воспитания.

Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется,

прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития:

нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата,

интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с

задержкой и комплексными нарушениями развития.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-

инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых

условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в

жизни общества, эффективной самореализации в различных видах

профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение

реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на

образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной

политики в области образования и социально-экономического развития

Российской Федерации.

Задача педагогов и родителей (законных представителей) помочь детям с

ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что

они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти,

развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих

сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать,

размышлять, сопереживать.

Все большее распространение получает инклюзивное воспитание детей с

ОВЗ в условиях специальной группы в массовом детском учреждении и

среди сверстников в обычной группе или в структурном позразделениии -

Лекотека. Даже дети со значительными нарушениями могут быть

интегрированы по 2-3 человека в обычную группу, но при этом им требуется

не только индивидуальный подход, но и специальное обучение.

Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ,

обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед,

а воспитатель знакомится с полученными ими данными.

План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:

беседа с родителями;

изучение медицинской карты ребенка;

обследование физического развития;

обследование психического развития: характеристика детских видов

деятельности и познавательных психических процессов, речи.

Далее под руководством психолога в дошкольном учреждении

разрабатываются индивидуальные карты развития определенного

содержания.

Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-

психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя,

инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с ограниченными

возможностями здоровья следующая:

Педагог-психолог:

организует взаимодействие педагогов;

• разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития

ребенка;

• проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с

детьми;

организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в

группу риска;

• повышает уровень психологической компетентности педагогов детского

сада;

• проводит консультативную работу с родителями.

Учитель-логопед:

• диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;

• составляет индивидуальные планы развития;

• проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого

дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в

самостоятельную речь, подгрупповые занятия (формирование

фонематических процессов);

• консультирует педагогических работников и родителей о применении

логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;

Музыкальный руководитель:

• Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;

• Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при

подбор материала для занятий;

• Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.

Инструктор по физической культуре:

• Осуществляет укрепление здоровья детей;

• Совершенствует психомоторные способности дошкольников.

Воспитатель:

• проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка,

конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную

и самостоятельную деятельность детей;

• воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую

моторику;

организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом

рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);

• применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный

микроклимат в группе;

• консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических

навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития

мелкой моторики.

Медицинский персонал:

• проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;

• осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством

регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-

эпидемиологических норм.

Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства

необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с

ОВЗ, организовывать безбарьерную среду их жизнедеятельности. В

процессе образовательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать

индивидуальный и дифференцированный подходы, что будет способствовать

активному участию детей в жизни коллектива.

Одним из условий повышения эффективности развивающей

педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка

предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих

полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших

психических функций и становление личности ребенка.

Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная

расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения

изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В

режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого

на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается

широкое варьирование организационных форм образовательной работы:

групповых, подгрупповых, индивидуальных.

Детям с ОВЗ необходим адаптационный период. Адаптация—это часть

приспособительных реакций ребенка, который может испытывать трудности

при вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не

отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и др.). В этот период

воспитатель должен снять стресс, обеспечить положительное эмоциональное

состояние дошкольника, создать спокойную обстановку, наладить контакт с

ребенком и родителями.

Для организации и проведения развивающих мероприятий необходимо знать

некоторые особенности дидактического материала. При подборе материала

для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность

цветов; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подбирать

выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность.

В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы

обучения и технологии. При планировании работы важно использовать

наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о

рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов,

технологий решается педагогом в каждом конкретном случае.

В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести

физических, психических нарушений, проектируются индивидуальные

коррекционные программы, направленные на социализацию воспитанников и

способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию

навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности.

Необходимо также организовать активную работу с

родителями (законными представителями). Методы могут быть абсолютно

разными по форме, но направленные на решение одной проблемы –

объединить работу семьи и педагогов в единое целое. Только при совместной

и непрерывной работе педагогов и семьи будет положительный результат.

Можно рассматривать следующие формы работы:

• Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье,

имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей

и были помощниками для педагогов.

• Дни открытых дверей – родители (законные представители) посещают

группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.

• Семинары-практикумы – где родители (законные

представители) знакомятся с литературой, играми, учатся применять

полученные знания на практике.

• Проведение совместных праздников, где родители

могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком

в конкурсах, соревнованиях и т. п.

Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья

образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать

особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание

психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок

перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое

детство, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно

реализовать свои личностные возможности.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники