Упражнения на формирование навыков чтения на уроках чтения и развития речи
Автор: Кочурина Нэля Валентиновна Должность: педагог-библиотекарь Учебное заведение: ГКОУ СО "Харловская школа-интернат" Населённый пункт: Свердловская область, Ирбитский район, село Харловское Наименование материала: методическая разработка Тема: Упражнения на формирование навыков чтения на уроках чтения и развития речи Раздел: среднее профессиональное
Упражнения на формирование навыков чтения на уроках чтения и
развития речи в специальной (коррекционной) школе
Данные
упражнения
способствуют
совершенствованию
техники
чтения, более полному пониманию текста, выполняют функцию коррекции
недостатков: стабилизируют внимание, совершенствуют память, сглаживают
дефекты
логического
мышления,
образного
восприятия,
активизируют
словарный запас.
Литература: журнал «Открытый урок» № 7, № 8 – 2010 год;
журнал «Современный урок» №1 – 2010 год;
Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в
специальной (коррекционной) школе.
Выбери слово
Методические
рекомендации:
учащимся
даются
карточки
(или
запись
на
доске) со словами, из которых они выбирают те, которые характеризуют что-
либо или кого-либо.
Например, снег какой?( белый, холодный, теплый, блестящий, тяжелый и
др.)
Дай характеристику
Методические рекомендации: дать характеристику предмета или явления,
используя слова и выражения из текста.
Проверь себя
Методические
рекомендации:
после
работы
над
текстом
предлагаются
задания:
-
Подчеркни
слова,
которые
указывают
на
тему
и
главную
мысль
произведения.
-
Какая
иллюстрация
подходит
к
содержанию
текста?
(выбрать
из
предложенных иллюстраций)
Расположи по порядку
Методические рекомендации: на карточках даются предложения, взятые из
разных
частей
текста.
Учащиеся
должны
расположить
предложения
по
порядку, проставив цифры.
Соедини стрелкой
Методические
рекомендации:
на
карточках
соединить
стрелками
даты
и
события из биографии писателя.
Объясни слова
Методические рекомендации: 1 вариант. На карточке соединить стрелками
слово и его значение.
2
вариант.
Среди
написанных
на
доске
слов
найти
слово
по
значению,
прочитанному учителем.
Подбери пословицу
Методические рекомендации: из данных пословиц подобрать к прочитанному
произведению ту, которая выражает главную мысль.
Восстанови текст
Методические рекомендации: 1 вариант. Учащимся предлагаются карточки с
написанными строчками из стихотворения. Учащиеся должны расположить
карточки в правильной последовательности (без помощи текста).
2 вариант. У каждого ученика по одной строчке на карточке. Стихотворение
читается вслух, ученик определяет, где находится его строчка с помощью
учебника.
Лото
Методические рекомендации: соединить стрелками названия произведений и
слова из них. Или положить карточки с названием произведения на карточки
со словами из них. Упражнение используется для обобщающего повторения.
Шепни на ушко
Методические
рекомендации:
на
доске
записывают
слова
и
закрывают
полосками. Полоски снимают поочередно на короткий промежуток времени,
затем возвращают на место. Ученики должны прочитать и шепнуть на ушко
учителю, какое слово они запомнили.
Бегущая лента
Методические рекомендации: слова записываются на полоске бумаги. Лента
постепенно
разворачивается.
Школьники
должны
прочитать
и
запомнить
слова (не более двух-трех).
Выбери слова на данный звук
Методические рекомендации: учитель читает предложение, четверостишие,
текст и просит запомнить и воспроизвести слова, которые начинаются с
определенного звука.
Прочитай слова
Методические рекомендации: 1 вариант. Из текста на доску выписываются
все родственные слова. Перед чтением текста учащиеся прочитывают слова,
объясняют значение.
2 вариант. Из текста выписываются все многосложные слова, прочитываются
и объясняются перед чтением текста.
Дополни слово
Методические рекомендации: дополнить слова из произведения, объяснить,
найти в тексте. Например, пе-…, пла-…, …-тук.