Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности "Ознакомление с предметным и социальным окружением" для детей подготовительной к школе группы образовательной области "Познавательное развитие"
Автор: Тарасенко Валентина Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Ласточка" Населённый пункт: г. Ноябрьск Наименование материала: Рабочая программа Тема: Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности "Ознакомление с предметным и социальным окружением" для детей подготовительной к школе группы образовательной области "Познавательное развитие" Раздел: дошкольное образование
непрерывной образовательной деятельности «Ознакомление
с предметным и социальным окружением» для детей
подготовительной к школе группы
образовательной области «Познавательное развитие»
2 непрерывно образовательной деятельности в месяц
( 19 – в год)
Составитель:
Воспитатель МБДОУ «Ласточка»
Тарасенко Валентина Николаевна
2015-2016 учебный год
Рабочая программа
непрерывной образовательной деятельности «Ознакомление с предметным и
социальным окружением» для детей подготовительной к школе группы
образовательной области «Познавательное развитие»
Пояснительная записка
Рабочая
программа
непрерывной
образовательной
деятельности
«Ознакомление
с
предметным
и
социальным
окружением»
образовательной
области
«Познавательное
развитие» для детей подготовительной к школе группы составлена на основе основной
образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Ласточка».
Рабочая
программа
непрерывной
образовательной
деятельности
рассчитана
на
использование учебно-методического комплекта:
1.
Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная к
школе группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 80с.
Программа рассчитана на проведение непрерывной образовательной деятельности
(НОД) 19 раза в год (2 раза в месяц), длительность проведения НОД - 30 минут.
Целью данной программы является ознакомление с окружающим социальным миром,
расширение
кругозора
детей,
формирование
целостной
картины
мира и
способствует
решению следующих задач:
Расширять и уточнять представления детей о предметном мире.
Формировать представления о предметах, облегчающих труд людей на производстве.
Обогащать
представления
о
видах
транспорта
(наземный,
подземный,
воздушный,
водный).
Продолжать знакомить с библиотеками, музеями.
Углублять
представления
детей
о
дальнейшем
обучении,
формировать
элементарные
знания
о
специфике
школы,
колледжа,
вуза
(по
возможности
посетить
школу,
познакомиться с учителями и учениками и т. д.).
Расширять осведомленность детей в сферах человеческой деятельности (наука, искусство,
производство и сфера услуг, сельское хозяйство), представления об их значимости для
жизни ребенка, его семьи, детского сада и общества в целом.
Через
экспериментирование
и
практическую
деятельность
дать
детям
возможность
познакомиться с элементами профессиональной деятельности в каждой из перечисленных
областей (провести и объяснить простейшие эксперименты с водой, воздухом, магнитом;
создать
коллективное
панно
или
рисунок,
приготовить
что-либо;
помочь
собрать
на
прогулку младшую группу; вырастить съедобное растение, ухаживать за домашними
животными).
Расширять представления об элементах экономики (деньги, их история, значение для
общества, бюджет семьи, разные уровни обеспеченности людей, необходимость помощи
менее обеспеченным людям, благотворительность).
Формировать элементарные представления об эволюции Земли (возникновение Земли,
эволюция растительного и животного мира), месте человека в природном и социальном
мире,
происхождении
и
биологической
обоснованности
различных
расформировать
элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями
искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), игру и продуктивные
виды деятельности.
Рассказывать детям о том, что Земля — наш общий дом, на Земле много разных стран; о
том, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и
традиции.
Расширять представления о своей принадлежности к человеческому сообществу о детстве
ребят
в
других
странах,
о
правах
детей
в
мире
(Декларация
прав
ребенка),
об
отечественных
и
международных
организациях,
занимающихся
соблюдением
прав
ребенка (органы опеки, ЮНЕСКО и др.). Формировать элементарные представления о
свободе личности как достижении человечества.
Новизна
программы
заключается
в
том,
что
она
предполагает
использование
информационно-коммуникативных технологий.
Особенности образовательного процесса
Система
работы
включает
беседы,
экскурсии,
наблюдения,
игровые
задания,
элементарные опыты и многое другое.
Методика
работы
с
детьми
должна
соответствовать
задачам
программы.
Педагог
может
дополнять
и
изменять
предложенное
в
пособии
содержание
организованной
образовательной
деятельности
в
зависимости
от
погоды,
региональных
особенностей,
местоположения
дошкольного
учреждения,
своего
опыта
работы
и
индивидуальных
особенностей детей группы. Воспитатель может проявить творчество, включить вариативные
игровые, проблемные ситуации, что позволит сделать работу с детьми еще более успешной,
значимой.
Работа
по
ознакомлению
с
предметным
и
социальным
окружением
в
подготовительной к школе группе построена с учетом преемственности работы с младшими
группами детского сада.
В
подготовительной
к
школе
группе
ознакомление
с
предметным
и
социальным
окружением проводится как в форме игр-занятий, так и в форме собственно дидактической
игры, когда игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное
решение
задач
является
достижением
цели
игры.
При
организации
и
проведении
игр-
занятий,
дидактических
игр
важно
создать
атмосферу,
позволяющую
каждому
ребенку
реализовать свою активность по отношению к окружающему миру.
Формы организации образовательного процесса
В
основном
используется
игровая,
классно-уровневая
форма
НОД,
занятия-
путешествия,
беседы.
Применяемые
технологии
обучения:
индивидуализация,
дифференциация, коллективная и парная работа.
На НОД используется фронтальный, индивидуальный контроль, взаимопроверка в
парах, работа в группах, работа с раздаточным материалом, карточками.
Содержание рабочей программы
№
Тема НОД
Содержание
1
Предметы-помощники
Формировать
представления
о
предметах,
облегчающих
труд
человека
на
производстве; объяснять детям, что эти предметы могут улучшить качество,
скорость
выполнения
действий,
выполнять
сложные
операции,
изменять
предмет.
2
Дружная семья
Обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые
живут
вместе,
любят
друг
друга,
заботятся
друг
о
друге).
Расширять
представления
о
родовых
корнях
семьи;
активизировать
познавательный
интерес
к
семье,
к
близким;
воспитывать
желание
заботиться
о
близких,
развивать чувство гордости за свою семью.
3
Удивительные
предметы
Учить
детей
сравнивать
предметы,
придуманные
людьми,
с
объектами
природы и находить между ними общее (то, что не дала человеку природа, он
придумал сам).
4
Как хорошо у нас в
саду
Расширять
и
обобщать
представления
детей
об
общественной
значимости
детского сада, о его сотрудниках, о правах и обязанностях детей, посещающих
детский
сад.
Воспитывать
доброжелательное
отношение
к
сверстникам,
к
окружающим.
5
Путешествие
в прошлое книги
Познакомить детей с историей создания и изготовления книги; показать, как
книга преобразовывалась под влиянием творчества человека; вызвать интерес к
творческой
деятельности
человека;
воспитывать
бережное
отношение
к
книгам.
6
Школа
Познакомить детей с профессией учителя, со школой. Показать общественную
значимость
труда
школьного
учителя
(дает знания
по
русскому
языку,
математике
и
многим
другим
предметам,
воспитывает).
Познакомить
с
деловыми и личностными качествами учителя (умный, добрый, справедливый,
внимательный, любит детей, много знает и свои знания передает ученикам).
Воспитывать чувство признательности, уважения к труду учителя, интерес к
школе.
7
На выставке кожаных
изделий
Дать
детям
понятие
о
коже
как
о
материале,
из
которого
человек
делает
разнообразные вещи; познакомить с видами кожи, показать связь качества кожи
с назначением вещи. Активизировать познавательную деятельность; вызвать
интерес к старинным и современным предметам рукотворного мира.
8
Путешествие
в типографию
Познакомить детей с трудом работников типографии. Показать значимость
каждого компонента труда в получении результата. Познакомить с процессом
создания,
оформления
книги.
Воспитывать
любовь
к книгам,
уважение
к
людям, создающим их.
9
Две вазы
Закреплять умение детей узнавать предметы из стекла и керамики, отличать их
друг
от
друга,
устанавливать
причинно-следственные
связи
между
назначением, строением и материалом предмета.
10
Библиотека
Дать детям представление о библиотеке, о правилах, которые приняты для
читателей,
посещающих
библиотеку.
Воспитывать
бережное
отношение
к
книгам.
11
В мире материалов
(викторина)
Закреплять
знания
детей
о
различных
материалах.
Воспитывать
бережное
отношение к вещам, умение выслушивать товарищей.
12
Защитники Родины
Расширять
знания
детей
о
Российской
армии;
воспитывать
уважение
к
защитникам Отечества, к памяти павших бойцов (возлагать цветы к обелискам,
памятникам);
формировать
умение
рассказывать
о
службе
в
армии
отцов,
дедушек, братьев; воспитывать стремление быть похожими на них.
13
Знатоки
Закреплять представления о богатстве рукотворного мира; расширять знания
о предметах, удовлетворяющих эстетические и интеллектуальные потребности
человека; развивать интерес к познанию окружающего мира.
14
Мое Отечество —
Россия
Формировать у детей интерес к получению знаний о России; воспитывать
чувство
принадлежности
к
определенной
культуре,
уважение
к
культурам
других народов; умение рассказывать об истории и культуре своего народа.
15
Путешествие
в прошлое счетных
устройств
Познакомить
детей
с
историей
счетных
устройств,
с
процессом
их
преобразования человеком; развивать ретроспективный взгляд на предметы
рукотворного мира; активизировать познавательную деятельность.
16
Космос
Расширять представление детей о космосе; подводить к пониманию того, что
освоение космоса — ключ к решению многих проблем на Земле; рассказать
детям о Ю. Гагарине и других героях космоса.
17
Путешествие
в прошлое светофора
Познакомить детей с историей светофора, с процессом преобразования этого
устройства
человеком.
Развивать
ретроспективный
взгляд
на
предметы
рукотворного мира; активизировать познавательную деятельность.
18
К дедушке на ферму
Познакомить детей с новой профессией — фермер. Дать представление о
трудовых действиях и результатах труда фермера. Подвести к пониманию
целостного облика человека-труженика в фермерском хозяйстве: тяжелый труд,
любовь
ко
всему
живому,
забота
о
людях.
Воспитывать
чувство
признательности и уважения к работникам сельского хозяйства.
Тематический план
№
п/п
Тема НОД
Количество НОД
в том числе:
практическая
деятельность
1.
Предметы-помощники
1
1
2.
Дружная семья
1
1
3.
Удивительные предметы
1
1
4.
Как хорошо у нас в саду
1
1
5.
Путешествие в прошлое книги
1
1
6.
Школа
1
1
7.
На выставке кожаных изделий
1
1
8.
Путешествие в типографию
1
1
9.
Две вазы
1
1
10.
Библиотека
1
1
11.
В мире материалов (викторина)
1
1
12.
Защитники Родины
1
1
13.
Знатоки
1
1
14.
Мое Отечество — Россия
1
1
15.
Путешествие в прошлое счетных устройств
1
1
16.
Космос
1
1
17.
Путешествие в прошлое светофора
1
1
18.
К дедушке на ферму
1
1
19.
Диагностика
1
1
ИТОГО:
19
19
Требования к уровню подготовки детей подготовительной к школе группы
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится один раз в
год
в
форме
диагностической
деятельности.
В
результате
обучения
в
НОД
по
образовательной области «Познавательное развитие» формируется конечная система знаний.
К концу обучения дети должны:
Знать:
название страны, столицы, флаг, герб России,
название родного села, города, свой адрес, имя, отчество своих родителей,
различные профессии,
традиции россиян, праздники,
что полезно, что вредно для нашего организма,
что такое рукотворный мир,
что витамины укрепляют наш организм,
волшебные слова,
что такое время,
историю родного села.
Уметь:
общаться со сверстниками и взрослыми,
отгадывать загадки,
понимать друг друга, играть и работать дружно,
обращаться с животными,
отличать ядовитые грибы и ягоды,
ухаживать за домашними животными.
Понимать:
что такое семья, кто является членами семьи,
зачем нужна фамилия,
что все профессии нужны и важны,
необходимо помогать людям в беде,
отличие города от деревни,
что человек сам может сберечь свое здоровье,
назначение и функции зубной пасты и щетки,
что спорт укрепляет здоровье,
что такое столица,
что «волшебные» слова делают человека воспитанным,
настроение своего друга по выражению лица,
главное – правила не знать, а выполнять,
глобус-модель земли,
что такое планета, космос,
что воздух и вода необходимы людям,
что с огнем надо быть осторожным,
незнакомые грибы и ягоды есть нельзя.
Способы проверки обученности воспитанников
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится один раз в
год,
в
конце
учебного
года
в
форме
педагогической
диагностики
с
использованием
диагностического материала.
Критерии педагогической диагностики
2 БАЛЛА – проявляющая характеристика является устойчиво сформированной, не
зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей,
настроения ребенка, успешности или не успешности от предыдущей деятельности.
Знают название страны, столицы, флага
Знают свою ФИО, адрес, ФИО родителей
Имеют представление о понятии время
Умеют общаться со сверстниками, взрослыми
Знают что такое Солнечная система
Знают природный и животный мир
1
БАЛЛ
– характеристика
предполагает
периодическое
появление,
зависящее
от
особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.
С помощью воспитателя:
Знают название страны, столицы, флага
Знают свою ФИО, адрес, ФИО родителей
Имеют представление о понятии время
Умеют общаться со сверстниками, взрослыми
Знают что такое Солнечная система
Знают природный и животный мир
0
БАЛЛОВ
– данная
характеристика
не
сформирована,
а
ее
появление
носит
случайный характер.
Не знают название страны, столицы, флага
Не знают свою ФИО, адрес, ФИО родителей
Не имеют представление о понятии время
Не умеют общаться со сверстниками, взрослыми
Не знают что такое Солнечная система
Не знают природный и животный мир
Показатели достижений «Ознакомление с предметным и социальным
окружением» детей подготовительной к школе группы
№
п
п
Фамилия,
имя
ребенка
Назван
ие
страны,
столиц
ы,
флага
Свою
ФИО,
адрес,
ФИО
родите
лей
Поняти
е время
Общени
е со
сверстн
иками,
взрослы
ми
Поняти
е
Солнеч
ная
система
Приро
дный
и
живот
ный
мир
Уровень развития ребенка
0
1
2
к
к
к
к
к
к
к
к
к
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
0
1
1
1
2
1
3
1
4
1
5
0 баллов
1 балл
2 балла
Группа «__________________________» Дата
проведения диагностики:_________________20_____г.
Кто
проводил:
воспитатель
____________________________________
/_________________/
Ф.И.О. роспись
Вывод:_________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
__________________________
Средства обучения
Учебно-наглядные пособия:
плакаты;
фотографии;
открытки;
иллюстрации.
Используемая литература
1.
Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная к
школе группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 80с.
Календарно – тематическое планирование непрерывной образовательной деятельности «Ознакомление с предметным и
социальным окружением» образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы
План
. дата
Факт.
дата
№, тема НОД
Содержание НОД
Материал
Сопутствующие формы работы
СЕНТЯБРЬ
№1. Предметы -
помощники
Формировать представления о предметах,
облегчающих труд человека на
производстве; объяснять детям, что эти
предметы могут улучшить качество,
скорость выполнения действий, выполнять
сложные операции, изменять предмет.
Картинки с изображением различных
предметов, в том числе предметов,
облегчающих труд человека на
производстве (например, станок,
компьютер, робот, швейная машина и др.);
фишки, алгоритм описания предмета,
посылка, письмо от Незнайки
№2. Дружная семья
Обобщать и систематизировать
представления детей о семье (люди,
которые живут вместе, любят друг друга,
заботятся друг о друге). Расширять
представления о родовых корнях семьи;
Кукла Незнайка; выставка «Моя семья» –
фотографии членов семей воспитанников,
их любимые предметы; материал для
поделок (цветная бумага, ножницы, клей,
природный материал и т. д.).
Создание выставки «Моя семья». Беседы:
«Профессии моих родителей», «Как мы
отдыхаем», «Мне хорошо, когда…»,
«Наши домашние любимцы» и др.
Заучивание пословиц о семье. Рисование
ОКТЯБРЬ
№3. Удивительные
предметы
Учить детей сравнивать предметы,
придуманные людьми, с объектами
природы и находить между ними общее
(то, что не дала человеку природа, он
придумал сам).
Картинки с изображением предметов
природного и рукотворного мира (по две
картинки на каждого ребенка). Карточки,
состоящие из двух частей: на одной
половине изображены предметы,
изображены предметы природного, а на
другой — предметы рукотворного мира;
посылка, письмо от Незнайки.
№4. Как хорошо у нас
в саду
Расширять и обобщать представления
детей об общественной значимости
детского сада, о его сотрудниках, о правах
и обязанностях детей, посещающих
детский сад. Воспитывать
Карточки с изображением разных эмоций,
фотографии помещений детского сада,
план детского сада и знаки-символы его
помещений, карточки с изображением
предметов или орудий труда людей разных
НОЯБРЬ
№5. Путешествие
в прошлое книги
Познакомить детей с историей создания
и изготовления книги; показать, как книга
преобразовывалась под влиянием
творчества человека; вызвать интерес к
творческой деятельности человека;
Красочно оформленные книги,
иллюстрации с изображением печатных
станков разных времен, береста,
старинные книги; набор картинок на тему
от прошлого к настоящему книги; набор
№6. Школа
Познакомить детей с профессией учителя,
со школой. Показать общественную
значимость труда школьного учителя
(дает знания по русскому языку,
математике и многим другим предметам,
Набор картинок с изображением
профессиональных действий учителя.
Карта «Школьная страна». Ручка,
карандаш, книга, тетрадь, мел, ранец.
ДЕКАБРЬ
№7. На выставке
кожаных изделий
Дать детям понятие о коже как о
материале, из которого человек делает
разнообразные вещи; познакомить с
видами кожи, показать связь качества
Четыре мольберта с картинками, на
которых изображены предметы одежды,
обувь, галантерейные изделия и
музыкальные инструменты из кожи;
кожи с назначением вещи. Активизировать
познавательную деятельность; вызвать
интерес к старинным и современным
предметам рукотворного мира.
кожаные узкие полоски и лоскутки
прямоугольной формы (на каждый стол).
№8. Путешествие
в типографию
Познакомить детей с трудом работников
типографии. Показать значимость каждого
компонента труда в получении результата.
Познакомить с процессом создания,
оформления книги. Воспитывать любовь
Предметные картинки, старинная книга,
различные книги, журналы, газеты, ребус,
фотографии печатных станков.
ЯНВАРЬ
№9. Две вазы
Закреплять умение детей узнавать
предметы из стекла и керамики, отличать
их друг от друга, устанавливать причинно-
следственные связи между назначением,
строением и материалом предмета.
Стеклянная и керамическая вазы,
стеклянный стакан, керамическая чашка,
два цветных керамических шарика.
Натуральные цветы — роза и гвоздика.
Глина, дощечки. Чашечки с мыльным
№10. Библиотека
Дать детям представление о библиотеке,
о правилах, которые приняты для
читателей, посещающих библиотеку.
Воспитывать бережное отношение к
книгам.
Посылка с библиотечными книгами.
ФЕВРАЛЬ
№11. В мире
материалов
(викторина)
Закреплять знания детей о различных
материалах. Воспитывать бережное
отношение к вещам, умение выслушивать
товарищей.
Песочные часы, «чудесный мешочек», в
котором лежат два предмета из разных
материалов, схематические символы
свойств и качеств материалов, фишки.
№12. Защитники
Родины
Расширять знания детей о Российской
армии; воспитывать уважение к
защитникам Отечества, к памяти павших
бойцов (возлагать цветы к обелискам,
памятникам); формировать умение
Подборка произведений художественной
литературы, иллюстраций, фотографий,
песен по теме «Наши защитники».
Оформление фотовыставки «Я служу
Отечеству» (о службе в армии пап,
дедушек воспитанников). Беседа с
просмотром видеофильма «Служба солдат
в армии». Чтение художественной
рассказывать о службе в армии отцов,
дедушек, братьев; воспитывать стремление
быть похожими на них.
литературы: «Февраль» С. Маршака, «О
брате» И. Кульской, «Шапка не велит», А.
Митяева. Толкование пословиц и
поговорок о воинской службе («Плох тот
солдат, который не мечтает стать
МАРТ
№13. Знатоки
Закреплять представления о богатстве
рукотворного мира; расширять знания
о предметах, удовлетворяющих
эстетические и интеллектуальные
потребности человека; развивать интерес к
Карточки с вопросами, которые
обновляются по мере того, как дети
находят ответы; юла с наклеенной
стрелкой, призы, игрушка-пищалка,
фишки.
№14. Мое Отечество -
Россия
Формировать у детей интерес к получению
знаний о России; воспитывать чувство
принадлежности к определенной культуре,
уважение к культурам других народов;
умение рассказывать об истории и
Куклы в национальных костюмах, карта
России, аудиозапись «Звон колоколов»,
маленькие флаги России и стран мира,
бусинки, фотопортрет президента РФ.
Беседа с детьми и родителями, какие они
страны знают, где они путешествовали.
Чтение художественных произведений:
«Родное» М. Исаковского, «Москва» Л.
Кассиля, «Родина» Е. Трутневой.
АПРЕЛЬ
№15. Путешествие
в прошлое счетных
устройств
Познакомить детей с историей счетных
устройств, с процессом их преобразования
человеком; развивать ретроспективный
взгляд на предметы рукотворного мира;
активизировать познавательную
Макеты счетных устройств; карточки, на
которых изображены счетные устройства.
№16. Космос
Расширять представление детей о космосе;
подводить к пониманию того, что
освоение космоса — ключ к решению
Иллюстрации по теме «Космос»,
фотографии космонавтов, ракет,
космических спутников.
многих проблем на Земле; рассказать
детям о Ю. Гагарине и других героях
космоса.
Картинки с изображением летательных
аппаратов, в том числе космических.
МАЙ
№17. Путешествие
в прошлое светофора
Познакомить детей с историей светофора,
с процессом преобразования этого
устройства человеком. Развивать
ретроспективный взгляд на предметы
рукотворного мира; активизировать
Предметные картинки: светофор, семафор,
регулировщик, шлагбаум; карта «Город
оживших предметов».
№18. К дедушке на
ферму
Познакомить детей с новой профессией —
фермер. Дать представление о трудовых
действиях и результатах труда фермера.
Подвести к пониманию целостного облика
человека-труженика в фермерском
Аудиозапись «Звуки деревни». Четыре
фотографии с последовательно
развивающимся сюжетом, на которых
изображен сельскохозяйственный труд.
Посылка, в которой лежат колосок, банка с
№19 Диагностика