Напоминание

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности "Ознакомление с предметным и социальным окружением" для детей подготовительной к школе группы образовательной области "Познавательное развитие"


Автор: Тарасенко Валентина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ласточка"
Населённый пункт: г. Ноябрьск
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности "Ознакомление с предметным и социальным окружением" для детей подготовительной к школе группы образовательной области "Познавательное развитие"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Рабочая программа

непрерывной образовательной деятельности «Ознакомление

с предметным и социальным окружением» для детей

подготовительной к школе группы

образовательной области «Познавательное развитие»

2
непрерывно образовательной деятельности в месяц (
19
– в год)
Составитель:
Воспитатель МБДОУ «Ласточка» Тарасенко Валентина Николаевна 2015-2016 учебный год

Рабочая программа

непрерывной образовательной деятельности «Ознакомление с предметным и

социальным окружением» для детей подготовительной к школе группы

образовательной области «Познавательное развитие»

Пояснительная записка
Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Ознакомление с предметным и социальным окружением» образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Ласточка». Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности рассчитана на использование
учебно-методического комплекта:
1. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная к школе группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 80с. Программа рассчитана на проведение непрерывной образовательной деятельности (НОД) 19 раза в год (2 раза в месяц), длительность проведения НОД - 30 минут.
Целью
данной программы является ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира и способствует решению следующих
задач:
 Расширять и уточнять представления детей о предметном мире.  Формировать представления о предметах, облегчающих труд людей на производстве.  Обогащать представления о видах транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный).  Продолжать знакомить с библиотеками, музеями.  Углублять представления детей о дальнейшем обучении, формировать элементарные знания о специфике школы, колледжа, вуза (по возможности посетить школу, познакомиться с учителями и учениками и т. д.).  Расширять осведомленность детей в сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство и сфера услуг, сельское хозяйство), представления об их значимости для жизни ребенка, его семьи, детского сада и общества в целом.  Через экспериментирование и практическую деятельность дать детям возможность познакомиться с элементами профессиональной деятельности в каждой из перечисленных областей (провести и объяснить простейшие эксперименты с водой, воздухом, магнитом; создать коллективное панно или рисунок, приготовить что-либо; помочь собрать на прогулку младшую группу; вырастить съедобное растение, ухаживать за домашними животными).  Расширять представления об элементах экономики (деньги, их история, значение для общества, бюджет семьи, разные уровни обеспеченности людей, необходимость помощи менее обеспеченным людям, благотворительность).
 Формировать элементарные представления об эволюции Земли (возникновение Земли, эволюция растительного и животного мира), месте человека в природном и социальном мире, происхождении и биологической обоснованности различных расформировать элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), игру и продуктивные виды деятельности.  Рассказывать детям о том, что Земля — наш общий дом, на Земле много разных стран; о том, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.  Расширять представления о своей принадлежности к человеческому сообществу о детстве ребят в других странах, о правах детей в мире (Декларация прав ребенка), об отечественных и международных организациях, занимающихся соблюдением прав ребенка (органы опеки, ЮНЕСКО и др.). Формировать элементарные представления о свободе личности как достижении человечества.
Новизна
программы заключается в том, что она предполагает использование информационно-коммуникативных технологий.
Особенности образовательного процесса
Система работы включает беседы, экскурсии, наблюдения, игровые задания, элементарные опыты и многое другое. Методика работы с детьми должна соответствовать задачам программы. Педагог может дополнять и изменять предложенное в пособии содержание организованной образовательной деятельности в зависимости от погоды, региональных особенностей, местоположения дошкольного учреждения, своего опыта работы и индивидуальных особенностей детей группы. Воспитатель может проявить творчество, включить вариативные игровые, проблемные ситуации, что позволит сделать работу с детьми еще более успешной, значимой. Работа по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной к школе группе построена с учетом преемственности работы с младшими группами детского сада. В подготовительной к школе группе ознакомление с предметным и социальным окружением проводится как в форме игр-занятий, так и в форме собственно дидактической игры, когда игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач является достижением цели игры. При организации и проведении игр- занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру.
Формы организации образовательного процесса

В основном используется игровая, классно-уровневая форма НОД, занятия- путешествия, беседы. Применяемые технологии обучения: индивидуализация, дифференциация, коллективная и парная работа. На НОД используется фронтальный, индивидуальный контроль, взаимопроверка в парах, работа в группах, работа с раздаточным материалом, карточками.
Содержание рабочей программы
№ Тема НОД Содержание 1 Предметы-помощники Формировать представления о предметах, облегчающих труд человека на производстве; объяснять детям, что эти предметы могут улучшить качество, скорость выполнения действий, выполнять сложные операции, изменять предмет. 2 Дружная семья Обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге). Расширять представления о родовых корнях семьи; активизировать познавательный интерес к семье, к близким; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью. 3 Удивительные предметы Учить детей сравнивать предметы, придуманные людьми, с объектами природы и находить между ними общее (то, что не дала человеку природа, он придумал сам). 4 Как хорошо у нас в саду Расширять и обобщать представления детей об общественной значимости детского сада, о его сотрудниках, о правах и обязанностях детей, посещающих детский сад. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, к окружающим. 5 Путешествие в прошлое книги Познакомить детей с историей создания и изготовления книги; показать, как книга преобразовывалась под влиянием творчества человека; вызвать интерес к творческой деятельности человека; воспитывать бережное отношение к книгам. 6 Школа Познакомить детей с профессией учителя, со школой. Показать общественную значимость труда школьного учителя (дает знания по русскому языку, математике и многим другим предметам, воспитывает). Познакомить с деловыми и личностными качествами учителя (умный, добрый, справедливый, внимательный, любит детей, много знает и свои знания передает ученикам). Воспитывать чувство признательности, уважения к труду учителя, интерес к школе. 7 На выставке кожаных изделий Дать детям понятие о коже как о материале, из которого человек делает разнообразные вещи; познакомить с видами кожи, показать связь качества кожи с назначением вещи. Активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к старинным и современным предметам рукотворного мира. 8 Путешествие в типографию Познакомить детей с трудом работников типографии. Показать значимость каждого компонента труда в получении результата. Познакомить с процессом создания, оформления книги. Воспитывать любовь к книгам, уважение к людям, создающим их. 9 Две вазы Закреплять умение детей узнавать предметы из стекла и керамики, отличать их друг от друга, устанавливать причинно-следственные связи между назначением, строением и материалом предмета. 10 Библиотека Дать детям представление о библиотеке, о правилах, которые приняты для читателей, посещающих библиотеку. Воспитывать бережное отношение к книгам. 11 В мире материалов (викторина) Закреплять знания детей о различных материалах. Воспитывать бережное отношение к вещам, умение выслушивать товарищей. 12 Защитники Родины Расширять знания детей о Российской армии; воспитывать уважение к
защитникам Отечества, к памяти павших бойцов (возлагать цветы к обелискам, памятникам); формировать умение рассказывать о службе в армии отцов, дедушек, братьев; воспитывать стремление быть похожими на них. 13 Знатоки Закреплять представления о богатстве рукотворного мира; расширять знания о предметах, удовлетворяющих эстетические и интеллектуальные потребности человека; развивать интерес к познанию окружающего мира. 14 Мое Отечество — Россия Формировать у детей интерес к получению знаний о России; воспитывать чувство принадлежности к определенной культуре, уважение к культурам других народов; умение рассказывать об истории и культуре своего народа. 15 Путешествие в прошлое счетных устройств Познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком; развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира; активизировать познавательную деятельность. 16 Космос Расширять представление детей о космосе; подводить к пониманию того, что освоение космоса — ключ к решению многих проблем на Земле; рассказать детям о Ю. Гагарине и других героях космоса. 17 Путешествие в прошлое светофора Познакомить детей с историей светофора, с процессом преобразования этого устройства человеком. Развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира; активизировать познавательную деятельность. 18 К дедушке на ферму Познакомить детей с новой профессией — фермер. Дать представление о трудовых действиях и результатах труда фермера. Подвести к пониманию целостного облика человека-труженика в фермерском хозяйстве: тяжелый труд, любовь ко всему живому, забота о людях. Воспитывать чувство признательности и уважения к работникам сельского хозяйства.
Тематический план
№ п/п Тема НОД Количество НОД в том числе: практическая деятельность 1. Предметы-помощники 1 1 2. Дружная семья 1 1 3. Удивительные предметы 1 1 4. Как хорошо у нас в саду 1 1 5. Путешествие в прошлое книги 1 1 6. Школа 1 1 7. На выставке кожаных изделий 1 1 8. Путешествие в типографию 1 1 9. Две вазы 1 1 10. Библиотека 1 1 11. В мире материалов (викторина) 1 1 12. Защитники Родины 1 1 13. Знатоки 1 1 14. Мое Отечество — Россия 1 1 15. Путешествие в прошлое счетных устройств 1 1 16. Космос 1 1 17. Путешествие в прошлое светофора 1 1 18. К дедушке на ферму 1 1 19. Диагностика 1 1
ИТОГО:

19

19

Требования к уровню подготовки детей подготовительной к школе группы

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится один раз в год в форме диагностической деятельности. В результате обучения в НОД по образовательной области «Познавательное развитие» формируется конечная система знаний.
К концу обучения дети должны:

Знать:
 название страны, столицы, флаг, герб России,  название родного села, города, свой адрес, имя, отчество своих родителей,  различные профессии,  традиции россиян, праздники,  что полезно, что вредно для нашего организма,  что такое рукотворный мир,  что витамины укрепляют наш организм,  волшебные слова,  что такое время,  историю родного села.
Уметь:
 общаться со сверстниками и взрослыми,  отгадывать загадки,  понимать друг друга, играть и работать дружно,  обращаться с животными,  отличать ядовитые грибы и ягоды,  ухаживать за домашними животными.
Понимать:
 что такое семья, кто является членами семьи,  зачем нужна фамилия,  что все профессии нужны и важны,  необходимо помогать людям в беде,  отличие города от деревни,  что человек сам может сберечь свое здоровье,  назначение и функции зубной пасты и щетки,  что спорт укрепляет здоровье,  что такое столица,  что «волшебные» слова делают человека воспитанным,  настроение своего друга по выражению лица,  главное – правила не знать, а выполнять,  глобус-модель земли,  что такое планета, космос,  что воздух и вода необходимы людям,  что с огнем надо быть осторожным,  незнакомые грибы и ягоды есть нельзя.
Способы проверки обученности воспитанников
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится один раз в год, в конце учебного года в форме педагогической диагностики с использованием диагностического материала.

Критерии педагогической диагностики

2 БАЛЛА –
проявляющая характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности от предыдущей деятельности.  Знают название страны, столицы, флага  Знают свою ФИО, адрес, ФИО родителей  Имеют представление о понятии время  Умеют общаться со сверстниками, взрослыми  Знают что такое Солнечная система  Знают природный и животный мир
1

БАЛЛ


характеристика предполагает периодическое появление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д. С помощью воспитателя:  Знают название страны, столицы, флага  Знают свою ФИО, адрес, ФИО родителей  Имеют представление о понятии время  Умеют общаться со сверстниками, взрослыми  Знают что такое Солнечная система  Знают природный и животный мир
0

БАЛЛОВ


данная характеристика не сформирована, а ее появление носит случайный характер.  Не знают название страны, столицы, флага  Не знают свою ФИО, адрес, ФИО родителей  Не имеют представление о понятии время  Не умеют общаться со сверстниками, взрослыми  Не знают что такое Солнечная система  Не знают природный и животный мир
Показатели достижений «Ознакомление с предметным и социальным

окружением» детей подготовительной к школе группы
№ п п Фамилия, имя ребенка Назван ие страны, столиц ы, флага Свою ФИО, адрес, ФИО родите лей Поняти е время Общени е со сверстн иками, взрослы ми Поняти е Солнеч ная система Приро дный и живот ный мир Уровень развития ребенка 0 1 2 к к к к к к к к к 1 2 3 4 5
6 7 8 9 1 0 1 1 1 2 1 3 1 4 1 5 0 баллов 1 балл 2 балла Группа «__________________________» Дата проведения диагностики:_________________20_____г. Кто проводил: воспитатель ____________________________________ /_________________/ Ф.И.О. роспись Вывод:_________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ __________________________

Средства обучения
Учебно-наглядные пособия:  плакаты;  фотографии;  открытки;  иллюстрации.
Используемая литература
1. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная к школе группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 80с.

Календарно – тематическое планирование непрерывной образовательной деятельности «Ознакомление с предметным и

социальным окружением» образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы
План . дата Факт. дата №, тема НОД Содержание НОД Материал Сопутствующие формы работы
СЕНТЯБРЬ
№1. Предметы - помощники Формировать представления о предметах, облегчающих труд человека на производстве; объяснять детям, что эти предметы могут улучшить качество, скорость выполнения действий, выполнять сложные операции, изменять предмет. Картинки с изображением различных предметов, в том числе предметов, облегчающих труд человека на производстве (например, станок, компьютер, робот, швейная машина и др.); фишки, алгоритм описания предмета, посылка, письмо от Незнайки №2. Дружная семья Обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге). Расширять представления о родовых корнях семьи; Кукла Незнайка; выставка «Моя семья» – фотографии членов семей воспитанников, их любимые предметы; материал для поделок (цветная бумага, ножницы, клей, природный материал и т. д.). Создание выставки «Моя семья». Беседы: «Профессии моих родителей», «Как мы отдыхаем», «Мне хорошо, когда…», «Наши домашние любимцы» и др. Заучивание пословиц о семье. Рисование
ОКТЯБРЬ
№3. Удивительные предметы Учить детей сравнивать предметы, придуманные людьми, с объектами природы и находить между ними общее (то, что не дала человеку природа, он придумал сам). Картинки с изображением предметов природного и рукотворного мира (по две картинки на каждого ребенка). Карточки, состоящие из двух частей: на одной половине изображены предметы, изображены предметы природного, а на другой — предметы рукотворного мира; посылка, письмо от Незнайки. №4. Как хорошо у нас в саду Расширять и обобщать представления детей об общественной значимости детского сада, о его сотрудниках, о правах и обязанностях детей, посещающих детский сад. Воспитывать Карточки с изображением разных эмоций, фотографии помещений детского сада, план детского сада и знаки-символы его помещений, карточки с изображением предметов или орудий труда людей разных
НОЯБРЬ
№5. Путешествие в прошлое книги Познакомить детей с историей создания и изготовления книги; показать, как книга преобразовывалась под влиянием творчества человека; вызвать интерес к творческой деятельности человека; Красочно оформленные книги, иллюстрации с изображением печатных станков разных времен, береста, старинные книги; набор картинок на тему от прошлого к настоящему книги; набор
№6. Школа Познакомить детей с профессией учителя, со школой. Показать общественную значимость труда школьного учителя (дает знания по русскому языку, математике и многим другим предметам, Набор картинок с изображением профессиональных действий учителя. Карта «Школьная страна». Ручка, карандаш, книга, тетрадь, мел, ранец.
ДЕКАБРЬ
№7. На выставке кожаных изделий Дать детям понятие о коже как о материале, из которого человек делает разнообразные вещи; познакомить с видами кожи, показать связь качества Четыре мольберта с картинками, на которых изображены предметы одежды, обувь, галантерейные изделия и музыкальные инструменты из кожи; кожи с назначением вещи. Активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к старинным и современным предметам рукотворного мира. кожаные узкие полоски и лоскутки прямоугольной формы (на каждый стол). №8. Путешествие в типографию Познакомить детей с трудом работников типографии. Показать значимость каждого компонента труда в получении результата. Познакомить с процессом создания, оформления книги. Воспитывать любовь Предметные картинки, старинная книга, различные книги, журналы, газеты, ребус, фотографии печатных станков.
ЯНВАРЬ
№9. Две вазы Закреплять умение детей узнавать предметы из стекла и керамики, отличать их друг от друга, устанавливать причинно- следственные связи между назначением, строением и материалом предмета. Стеклянная и керамическая вазы, стеклянный стакан, керамическая чашка, два цветных керамических шарика. Натуральные цветы — роза и гвоздика. Глина, дощечки. Чашечки с мыльным №10. Библиотека Дать детям представление о библиотеке, о правилах, которые приняты для читателей, посещающих библиотеку. Воспитывать бережное отношение к книгам. Посылка с библиотечными книгами.
ФЕВРАЛЬ
№11. В мире материалов (викторина) Закреплять знания детей о различных материалах. Воспитывать бережное отношение к вещам, умение выслушивать товарищей. Песочные часы, «чудесный мешочек», в котором лежат два предмета из разных материалов, схематические символы свойств и качеств материалов, фишки. №12. Защитники Родины Расширять знания детей о Российской армии; воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов (возлагать цветы к обелискам, памятникам); формировать умение Подборка произведений художественной литературы, иллюстраций, фотографий, песен по теме «Наши защитники». Оформление фотовыставки «Я служу Отечеству» (о службе в армии пап, дедушек воспитанников). Беседа с просмотром видеофильма «Служба солдат в армии». Чтение художественной
рассказывать о службе в армии отцов, дедушек, братьев; воспитывать стремление быть похожими на них. литературы: «Февраль» С. Маршака, «О брате» И. Кульской, «Шапка не велит», А. Митяева. Толкование пословиц и поговорок о воинской службе («Плох тот солдат, который не мечтает стать
МАРТ
№13. Знатоки Закреплять представления о богатстве рукотворного мира; расширять знания о предметах, удовлетворяющих эстетические и интеллектуальные потребности человека; развивать интерес к Карточки с вопросами, которые обновляются по мере того, как дети находят ответы; юла с наклеенной стрелкой, призы, игрушка-пищалка, фишки. №14. Мое Отечество - Россия Формировать у детей интерес к получению знаний о России; воспитывать чувство принадлежности к определенной культуре, уважение к культурам других народов; умение рассказывать об истории и Куклы в национальных костюмах, карта России, аудиозапись «Звон колоколов», маленькие флаги России и стран мира, бусинки, фотопортрет президента РФ. Беседа с детьми и родителями, какие они страны знают, где они путешествовали. Чтение художественных произведений: «Родное» М. Исаковского, «Москва» Л. Кассиля, «Родина» Е. Трутневой.
АПРЕЛЬ
№15. Путешествие в прошлое счетных устройств Познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком; развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира; активизировать познавательную Макеты счетных устройств; карточки, на которых изображены счетные устройства. №16. Космос Расширять представление детей о космосе; подводить к пониманию того, что освоение космоса — ключ к решению Иллюстрации по теме «Космос», фотографии космонавтов, ракет, космических спутников. многих проблем на Земле; рассказать детям о Ю. Гагарине и других героях космоса. Картинки с изображением летательных аппаратов, в том числе космических.
МАЙ
№17. Путешествие в прошлое светофора Познакомить детей с историей светофора, с процессом преобразования этого устройства человеком. Развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира; активизировать Предметные картинки: светофор, семафор, регулировщик, шлагбаум; карта «Город оживших предметов». №18. К дедушке на ферму Познакомить детей с новой профессией — фермер. Дать представление о трудовых действиях и результатах труда фермера. Подвести к пониманию целостного облика человека-труженика в фермерском Аудиозапись «Звуки деревни». Четыре фотографии с последовательно развивающимся сюжетом, на которых изображен сельскохозяйственный труд. Посылка, в которой лежат колосок, банка с
№19 Диагностика


В раздел образования