Напоминание

Технология спортивно-ориентированного физического воспитания (по проекту В.К.Бальсевича) в условиях Вятского многопрофильного лицея.


Авторы: Смирнов Владимир Демьянович, Устюжанин Алексанрд Викторович
Должность: директор, заместитель директора по НЭР
Учебное заведение: КОГОАУ "Вятский многопрофильный лицей"
Населённый пункт: г. Вятские Поляны Кировская область
Наименование материала: Статья
Тема: Технология спортивно-ориентированного физического воспитания (по проекту В.К.Бальсевича) в условиях Вятского многопрофильного лицея.
Раздел: среднее образование





Назад




ТЕХНОЛОГИЯ СПОРТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ (ПО ПРОЕКТУ В.К.БАЛЬСЕВИЧА) В УСЛОВИЯХ

ВЯТСКОГО МНОГОПРОФИЛЬНОГО ЛИЦЕЯ

В.Смирнов

директор Вятского многопрофильного лицея,

учитель физической культуры

г.Вятские Поляны Кировская область, 2017 год.

Разговор об изменении подходов в преподавании физической культуры в

нашем

лицее

возник

не

случайно. Традиционная

система

физического

воспитания в общеобразовательной школе, по мнению многих специалистов, не

обеспечивает необходимого и достаточного объёма организованной двигательной

активности занимающихся в режимах, гарантирующих освоение обучающимися

жизненно важных ценностей физической культуры, укрепления их здоровья,

формирования навыков здорового стиля жизни. Не секрет, что сложившаяся

практика проведения уроков физической культуры в рамках академического

расписания по классам противоречит гигиеническим нормам, индивидуальным

возрастным, морфофункциональным

и

психологическим

особенностям

обучающихся,

не позволяет

использовать

современные

технологии

целенаправленного

совершенствования

основных

физических

и

духовно-

нравственных характеристик личности школьника на основе средств спортивной

подготовки. При этом в нашей и других странах накоплен научно-обоснованный

опыт, который до сих пор в необходимой мере не используется в содержании и

структуре физического воспитания в общеобразовательной школе. Необходимые

преобразования, по мнению В. К. Бальсевича, могут быть осуществлены на основе

конверсии приемлемых для целей физического воспитания школьников элементов

технологий спортивной подготовки для повышения эффективности физического

воспитания в общеобразовательной школе, получившие название «спортивно-

ориентированного физического воспитания».

Именно эта технология и была выбрана нами в качестве замещения

традиционной системы физического воспитания, тем более что наши соседи из

Удмуртии, Перми, Татарстана и других регионов достаточно давно и успешно

работают по апробации этой технологии, выстраивая различные модели ее

внедрения в различных типах образовательных организаций. Определяющим в

выборе пути реализации задуманного преобразования было

налаженное

сотрудничество

с

факультетом

физического

воспитания

Удмуртского

государственного

университета.

Результатом

этого

сотрудничества

стали

совместные

научно

исследовательские

работы

по

этому

направлению

под

руководством доцента кафедры ТОФК УдГУ, к.п.н. Северухина Г.Б.

Внутришкольный проект по внедрению технологии был рассчитан на 5 лет

и предполагал поэтапное введение новой организации физического воспитания

с 5 по 9 класс лицея.

Главной целью проекта мы определили: освоение новых форм организации

физического воспитания лицеистов, основанных на новейших данных теории и

методики

физического

воспитания

по

реализации индивидуальных интересов

обучающихся

и

создание

условий

для

формирования

у

них

устойчивой

потребности к освоению ценностей физической культуры и здорового стиля

жизни.

Задачами проекта стали:

1.

Подготовка

программно-методического

обеспечения

апробации

технологии спортивно ориентированного физического воспитания.

2.

Обеспечение

материально-организационных

условий

для

занятий

экспериментальных учебных групп.

3.

Создание

системы

мониторинга

по

определению

эффективности

технологии с учетом специфики лицея.

4.

Апробация

технологии

спортивно-ориентированного

физического

воспитания в параллелях 5-9 классов.

5.

Создание

банка

данных

динамики

изменения

физического

развития,

подготовленности,

состояния

здоровья

обучающихся

участников

эксперимента

Методические

основания

спортивно-ориентированного

физического

воспитания

мы

представили

в

виде

принципов,

позволяющих

раскрыть

инновационную сущность предполагаемой технологии:

предоставление обучающимся как можно больших возможностей для

освоения ценностей физической и спортивной культуры;

обязательное использование технологий спортивной, общекондиционной

и оздоровительной тренировки при организации уроков по физической

культуре, которые должны проводиться не менее 3-х раз в неделю по 2

учебных часа через день;

объединение

обучающихся

в

учебно-тренировочные

группы

в

зависимости от их физического состояния, то есть отказ от классно-

урочной формы в организации учебных занятий по физической культуре.

Соблюдение

этих

основополагающих

принципов

и

являлось

для

нас

обязательным

условием

для

организации

спортивно

ориентированного

физического

воспитания

в

лицее,

с

учетом

специфических

условий

организации учебного процесса нашей образовательной организации.

Основой процесса апробации технологии и самым длительным этапом стал

этап

формирования

и

организации

занятий

учебно-тренировочных

групп.

Формирование групп мы рассматривали как непрерывный процесс, который

может длиться от полного учебного года до двух - трёх лет. В нашей практике

группы формировались исходя из интересов по трем направлениям: баскетбол

(подвижные

игры),

лыжные гонки – зимний полиатлон, лёгкая атлетика –

летний

полиатлон. Сегодня в эксперименте участвуют 262 лицеиста, с 5 по 9

класс, функционирует 30 межклассных учебно-тренировочных групп.

Годичный

цикл

организации

занятий

экспериментальной

учебно-

тренировочной группы проходит 5 этапов:

анкетирование

обучающихся,

с

целью

выбора

вида

спорта

(легкая

атлетика

-

летний

полиатлон;

лыжные

гонки

-

зимний

полиатлон;

спортивные игры);

объединение

обучающихся

параллели

(5-9

классы)

в

учебно-

тренировочные группы, однородные по интересам, потребностям;

подготовка программно-методического обеспечения учебного процесса;

организация занятий на основе выбранного вида спорта (6 часов в неделю

– 3 занятия по 2 учебных часа);

проведение

мониторинговых

исследований

(входное

и

итоговое

тестирование физических кондиций на основе губернаторских тестов,

уровня

успеваемости

и

заболеваемости

в

экспериментальных

и

контрольных группах, анкетирование обучающихся и родителей);

анализ полученных результатов в сравнении с контрольными группами.

Надо

сказать,

что

мы

начинали

не

с

нуля:

проекту

предшествовал

длительный этап подготовки. Мы понимали, что для успешного внедрения

технологии необходимы ресурсы: кадровые, материальные, организационные.

Оснащение

учебного

процесса

по

физической

культуре

в

лицее

отвечают

современным требованиям. Педагоги физкультуры уже имели определенный

опыт

тренерской

работы

и

были

знакомы

с

технологией

спортивно

ориентированного

воспитания,

благодаря

тесным

связям

с

кафедрой

физического воспитания УдГУ. Основной трудностью стали организационные

моменты: работа в две смены и большой контингент обучающихся. Моделей

организации учебного процесса при таких условиях мы не встречали у наших

коллег

из

других

ОУ

участников

этого

проекта.

Исходя

из

анализа

проблемной

ситуации,

мы

пошли

по

пути,

когда

в

учебном

плане

на

физическую культуру выделялось 3 учебных часа, класс делился на 3 учебные

группы

и

формировались

3

межклассные

учебно-тренировочные

группы

(численность

группы

16-17

человек).

Для

предотвращения

перегрузки

обучающихся часть занятий проводилось во второй половине дня. Модель,

учитывая опыт наших коллег, далеко не идеальная, но в наших условиях она

оказалась единственно приемлемой.

Мониторинг

результативности

проводился

по

трем

направлениям.

Три

группы критериев определяли направления анализа:

результаты, связанные с компетенциями обучающихся;

изменения в содержании образования, формах организации, методиках и

технологиях обучения;

обеспечение

процесса:

кадровое,

программно-методиче ско е.

материально-техническое;

Подробно остановлюсь на 1 группе критериев. Они определяли следующие

результаты:

повышение показателей физической подготовленности обучающихся;

повышение физической и умственной работоспособности и успеваемости

лицеистов;

повышение мотивации обучающихся к занятиям физической культурой, к

участию в любом труде, положительные изменения в их отношении к

здоровому образу жизни;

снижение уровня заболеваемости детей, уменьшение числа пропусков

уроков по болезни.

Для определения

динамики физической подготовленности обучающихся

были

взяты

методики

президентских

тестов.

Определяемые

ими

основные

кондиции подростка в зависимости от возраста и дают сводный результат в

баллах. Это позволило делать сравнительный анализ по группам, полу, видам

тестов и т.п. Если прокомментировать итоговый средний результат, то за три

года

экспериментальные

группы

в

2

раза

улучшили

свои

показатели

в

сравнении с контрольными и оказались значительно более динамичнее в своем

физическом развитии.

В

качестве

следующего

показателя

мы

рассмотрели

динамику

уровня

успеваемости обучающихся. Анализ показал, что средний балл как показатель

успеваемости в экспериментальных классах не только не упал, но и вырос, что

косвенно

говорит

и

о

повышенной

мотивации

к

занятиям

физической

культурой.

Естественно важно было отследить и динамику уровня заболеваемости

обучающихся. В качестве показателя мы взяли количество пропусков уроков в

год

по

болезни.

В

экспериментальных

классах,

где

занятия

физической

культурой стали стимулом в том числе и для ведения здорового образа жизни

заболеваемость упала, хотя учебная нагрузка по уровню изучения отдельных

предметов в некоторых классах была выше, чем в контрольных.

Говоря

об

уровне

сформированности

отношения

обучающихся

к

здоровому образу жизни, можно сказать, что это количественно неизмеряемый

показатель,

но

косвенно

об

этом

говорит

и

успеваемость обучающихся по

физкультуре,

их

поведение

на

занятиях

и

их

результаты.

Анкетирование

школьников

и

их

родителей,

беседы

на

классных

часах

подтверждают

изменения отношения респондентов к своему здоровью. Показательным стал

случай

с

одним

из

6

классов,

когда

родители

практически

вытребовали

продолжение эксперимента, хотя в связи с переходом этого класса в другую

смену возникали практически непреодолимые организационные проблемы. Но

в

результате

взаимных

переговоров

компромисс

был

достигнут,

и

класс

продолжил

заниматься

физической

культурой

в

технологии

спортивно-

ориентированного воспитания.

Говоря

о

мотивации,

нельзя

не

заметить

спортивные

результаты

обучающихся

– они являются и логическим продолжением, и новым витком

повышения интереса к занятиям спортом. Примечательно, что на первое место

мы ставили массовые, групповые формы соревнований, когда результат зависит

от

каждого

члена

коллектива.

Например,

губернаторские

соревнования,

ежегодные

спортивные

фестивали

«Спортивная

смена

России»,

в

рамках

всероссийского движения по популяризации новых технологий физического

воспитания и другие мероприятия.

В заключении хочется обратить внимание на еще один аспект, так сказать,

«побочный эффект» реализации проекта в лицее – изменение статуса учителя

физической культуры.

Работа в эксперименте в новой технологии ставит перед

учителем физкультуры новые задачи. Мы очень рады, что наши учителя стали

более активно участвовать в методических форумах наших партнеров, сами

становятся организаторами подобных мероприятий, делятся опытом работы и

ищут новые идеи, становятся более открытыми, а потому более гибкими в

технологическом

смысле.

Такой

ищущий,

активный

учитель

нравится

ученикам, он соответствует их ожиданиям, а занятия физической культурой

становятся более насыщенными и интересными.

Эксперимент в лицее подходит к концу, пора подводить итоги, думать о

переходе

в

режим

функционирования.

Модель

адаптации

технологии

построена,

достигнуты

ожидаемые

результаты,

получен

бесценный

и

положительный опыт. Но остались проблемы и вопросы, которые в первую

очередь

связаны

с

ограниченностью

материальных

ресурсов.

Не

хватает

спортивных

залов,

нет

бассейнов,

кортов,

летних

площадок

с

твердым

покрытием,

специализированных

помещений

для

занятий

такими

нетрадиционными видами спорта как бодибилдинг, фитнес, борьба и др.

Школа

сделала

шаг

к

новому

подходу

в

преподавании

физической

культуры,

следующий

шаг

должно

сделать

государство

и

поддержать

те

образовательные организации, которые готовы изменить ситуацию в стране по

вопросу сохранения здоровья подрастающего поколения, воспитать граждан с

устойчивой

потребностью

к

освоению

ценностей

физической

культуры

и

здорового стиля жизни.



В раздел образования