"Внеклассная деятельность по дисциплине информатика с интеграцией общепрофессиональных и специальных дисциплин по сельскохозяйственным специальностям"
Автор: Есауленко Елена Павловна Должность: преподаватель информатики Учебное заведение: ГБПОУ КК Венцы-Заря сельскохозяйственный техникум Населённый пункт: п.Венцы, Гулькевичский район, Краснодарский край Наименование материала: проектная работа Тема: "Внеклассная деятельность по дисциплине информатика с интеграцией общепрофессиональных и специальных дисциплин по сельскохозяйственным специальностям" Раздел: среднее профессиональное
Есауленко Елена Павловна,
преподаватель информатики, высшей квалификационной категории категории
ГБПОУ КК Венцы-Заря сельскохозяйственный техникум, , п.Венцы,
Гулькевичский район, Краснодарский край,РФ
Внеклассная деятельность по дисциплине информатика с интеграцией
общепрофессиональных и специальных дисциплин по
сельскохозяйственным специальностям
Актуальность темы: социальное достоинство личности, ее активная жизненная
позиция
зависит
от
профессиональной
компетенции.
Безнравственно
быть
плохим
специалистом
и
плохим
работником.
Поиск
методических
приемов,
способствующих
образованию
сплава
профессионального
мастерства
и
нравственных начал будущего специалиста, поиск форм организации учебного
процесса
способствующих
эффективному
освоению
профессиональных
навыков, связь практического и теоретического обучения, более тесный контакт
между студентом и преподавателем, продуктивный диалог студента и педагога
в
учебной
деятельности,
выведение
ученика
из
пассивного
слушателя
в
активного
познавателя,
способного
принимать
решения,
развитие
прогнозирующего
функционального
мышления
с
целью
более
прочного
усвоения знаний – является первостепенной задачей преподавателя при работе
с учащимися.
Цели и задачи: поиск пути организации повышения качества подготовки
специалистов среднего звена сельскохозяйственного производства; внедрение
в
учебный
процесс
метода
сплава
педагогических
приемов
в
познании
общеобразовательных
дисциплин
и
профессиональных
проблем
по
специальностям.
Объект
исследования:
студенты
зоотехнического,
ветеринарного,
фермерского отделений «Венцы – Заря сельскохозяйственного техникума».
Новизна и практическая ценность работы: поиск методических приемов и
новых форм мотивации познавательной деятельности студентов, разработка и
внедрение их в учебный процесс.
Место
апробации
работы:
«Венцы
–
Заря
сельскохозяйственный
техникум», Гулькевичского района, Краснодарского края.
Содержание
Введение.
Раздел 1. Теоретическая часть.
Психолого-педагогические основы внеаудиторной учебно-воспитательной
р а б о т ы
п о
д и с ц и п л и н е
« И н ф о р м а т и к а »
с
и н т е г р а ц и е й
о б щ е п р о ф е с с и о н а л ь н ы х
и
с п е ц и а л ь н ы х
д и с ц и п л и н
сельскохозяйственных специальностей.
1.1.Схема
внеаудиторной
учебно-воспитательной
работы
по
дисциплине.
1.2. Теоретическая форма обучения.
1 . 3 .
И н т е г р а ц и я
д и с ц и п л и н ы
и н ф о р м а т и к а
с
общеобразовательными и общепрофессиональными дисциплинами.
Раздел 2. Практическая часть .
2.1. Студенческий кружок «Инфомир».
2.2.
Проектная
деятельность
студентов
по
интеграции
информационных
дисциплин
и
общепрофессиональных,
специальных
дисциплин.
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Наша жизнь меняется, совершенствуется, на смену наскальной живописи
пришла письменность, а доставкой писем занимаются не почтовые голуби, а
Интернет.
Расширяется
область
применения
компьютерной
техники.
Информационные технологии в образовании выходят на лидирующие позиции.
Меняется система образования в обучении информатики.
XXI-й век – это время, когда мало быть заключенным только в рамки
одной предметной области быть «погруженным в «свой» предмет», необходимо,
зная
все
особенности
своего
предмета,
учитывать
основные
направления
развития и возможности проникновения его в другие предметные области. На
учителя информатики ложиться основная ответственность. Согласно новому
содержанию
образования
ФГОС
ООО
разработан
метапредметный
тип
интеграции, который должен отражать предметные результаты изучения:
1. в области «Общественно-научные предметы»:
2 в области «Математика и информатика»:
3. в области «Технология и профессиональное обучение»:
Главная
цель
интеграции
–
создание
у
учащегося
целостного
представления
об
окружающем
мире,
т.е.
формирование
мировоззрения.
Рассмотрим некоторые возможности при интегрированном построении учебного
процесса.
Интеграция
информатики
и
информационных
технологий
с
другими
общепрофессиональными и специальными дисциплинами является реальной
необходимостью.
Такая
интеграция
является
средством
расширения
возможностей
среднеспециального
образования,
способом
методического
обогащения педагога и повышения качества обучения.
Интегрированные формы обучения зачастую сопровождаются открытиями
и находками. Это, в каком-то смысле, научная деятельность. Особая ценность
этого явления в том, что роль исследователей выполняют учащиеся.
Особенности
социально-экономического
развития
России
в
настоящее
время ставят перед учебными заведениями более сложные задачи. Жесткие
требования
рынка,
рост
безработицы
обусловливают
необходимость
обеспечения высокого уровня квалификации и компетентности специалиста, его
конкурентоспособности.
Введение
государственного
стандарта
СПО,
ФГОСТ
и
переход
на
многоуровневую
систему
подготовки
специалистов
потр еб о ва л и
принципиального
пересмотра
имеющихся
и
разработку
нового
поколения
учебных
программ,
научно-обоснованных
подходов
и
технологий
обучения,
совершенствования информационного обеспечения учебного процесса.
Подготовке
специалистов
средней
квалификации
придается
огромное
значение.
Причем
современному
общественному
производству
требуются
специалисты, не только хорошо знающие свою профессию, но и умеющие
творчески
мыслить,
самостоятельно
ставить
и
решать
различные
производственные вопросы.
Для подготовки специалистов, способных успешно работать в условиях
современного научно-технического прогресса, решающее значение приобретает
дальнейшее
совершенствование
учебного
процесса
в
том
плане,
чтобы
учащиеся за время обучения в техникуме могли не только овладеть суммой
конкретных
знаний
и
умений,
но
и
воспитать
в
себе
способность
к
формированию получаемых знаний в научную систему, а главное – научиться
применять эти знания на практике.
«Венцы – Заря сельскохозяйственный техникум» с 1955 года готовит для
сельского
хозяйства
специалистов
животноводства.
Значительную
роль
в
учебном
процессе
играет
внеклассная
работа
по
общеобразовательным
дисциплинам с интеграцией в общепрофессиональные, которая начинается с
углублением знаний по дисциплинам и пропаганды специальностей.
В
пропаганде
специальностей
и
в
профессиональном
воспитании
студентов
помогает
проведение
«Дня
открытых
дверей».
В
этот
день
организуется
выставка
технического
творчества,
дается
к онцерт
художественной самодеятельности. В учебном корпусе обновляются красочные
стенды
с
фотографиями
из
жизни
техникума,
проведения
теоретических
и
практических занятий, проведения досуга студентов. В это же день проводятся
и спортивные соревнования по многим видам спорта. Нами отмечено, что этот
день никого не оставляет равнодушным. Таким образом нам удается заронить
искру интереса к специальности в души сельской молодежи.
Внеклассная
работа
по
общеобразовательным
дисциплинам
и
профессиональное
воспитание
на
отделениях
ведется
в
техникуме
по
следующим направлениям:
1.
углубление и расширение знаний студентов;
2.
привитие навыков творческой и исследовательской работы;
3.
воспитание любви к избранной профессии.
В
учебно-воспитательной
работе
средних
специальных
учебных
заведений
большое
внимание
уделяется
организации
научно-технического
творчества студентов, в процессе которого будущие специалисты приобщаются
к
внедренческому
виду
деятельности,
поиску
новых
путей
повышения
эффективности производства, изобретательности и рационализаторству.
Бесспорно, что познавательная деятельность студента и преподавателя
на теоретических и лабораторно-практических занятиях, является основой в
подготовке будущего специалиста. Но как организовать внеаудиторную учебно-
воспитательную работу по подготовке будущего специалиста? Ведь в свободное
от занятий время, которое обычно не регулируется (что и трудно осуществить),
на
студентов
воздействует
улица.
Этот
процесс
« с в о б од н о го »
времяпровождения
зачастую
сводит
на
«нет»
воспитательную
работу
и
ухудшает
результаты
учебной
деятельности.
Преподавателю
приходится
тратить время
и энергию на изменение психологического настроя молодого
человека, вырабатывать установки на активную учебную деятельность. И не
всегда в этой ситуации побеждает преподаватель, иногда влияние улицы столь
сильно, что встает угроза потери контакта со студентом, теряет уже самого как
будущего специалиста. Происходит, частично это еще и потому, что молодой
человек в большинстве случаев не умеет работать самостоятельно.
Задача
педагога
–
научить
ребят
самостоятельной
работе,
производительному
труду.
Это
наиболее
сложная
и
необходимая
задача
обучения может и должна решаться в дополнение к стандартным методам
обучения.
В
условиях
рыночной
экономики
средние
специальные
учебные
заведения становятся многофункциональными системами, способными гибко
реагировать
на
запросы
производства,
предполагая
полное
использование
производственных резервов на каждом участке и рабочем месте.
Хотим мы этого или нет, но экономика развивается по законам рынка и
существование
сельскохозяйственного
производства,
его
развитие
в
новых
условиях напрямую связано с подготовкой и обучением будущего поколения,
непосредственно настоящих специалистов.
Сегодня
уже
нельзя
работать
без
знаний
новых
форм
и
методов
организации
труда,
без
умений
самостоятельно
оценить
экономическую
эффективность мероприятий, рассчитать стоимость работы, не говоря уже о
необходимости знаний правовых норм.
Требования к специалисту качественно изменились, особенно в текущий
момент
при
бюджетном
дефиците,
и
во
многих
случаях
источником
финансирования
и
обучения,
и
дальнейшая
работа
специалиста
требуют
экономического обоснования затрат каждого рубля.
Социальное
достоинство
личности,
ее
активная
жизненная
позиция
зависят
от
профессиональной
компетенции.
Безнравственно
быть
плохим
специалистом и плохим работником. Нужен единый сплав профессионального
мастерства и нравственных качеств. Как получить его? В учебном процессе
«Венцы – Заря сельскохозяйственном техникуме» постоянно идет поиск новых
приемов,
форм
организации
учебного
процесса,
способствующих
эффективному освоению как общеобразовательных так и профессиональных
навыков. Связь теории с практикой еще теснее сближает учащихся с педагогом,
у
них
появляется
интерес
к
учебе
и
возникают
многочисленные
вопросы,
которые надо решать с преподавателями, искать в справочниках и учебной
литературе.
Это
позволяет
проводить
продуктивный
диалог
в
процессе
обучения.
Новое содержание профессиональной подготовки требует и новых форм
обучения. Но это так просто не решается. Как вывести учащегося из пассивного
слушателя, как вовлечь его в процесс обучения? Да, только изменив методику
преподавания,
соединив
воедино
все
формы
и
методы
активизации
познавательной деятельности, предоставив учащимся активно участвовать в
процессе обучения, а не просто являться пассивным слушателем.
Организация
познавательного
процесса
по
схеме
«узнай
–
пойми
–
объясни – запомни» не способствует подготовке специалиста и работника.
Перед педагогическим коллективом нашего учебного заведения стала проблема
активизации
деятельности
учащихся,
поднятия
их
эмоционального
тонуса,
усиления
мотивационной
стороны
обучения,
научить
принимать
решения,
развивать прогнозирующие функции мышления, с целью необходимости более
прочного усвоения знаний.
Учащийся не сосуд, в который закачиваются знания, всем понятно, что
эффект от этих знаний минимальный и не отвечает требованиям производства.
Как
развивать
познавательную
деятельность
учащихся,
какие
пути
приобретения прочных знаний, умений и навыков учащимися, чтобы он пришел
на производство деятельным специалистом? Такие проблемы встали перед
коллективом преподавателей общеобразовательных и специальных дисциплин
«Венцы – Заря сельскохозяйственного техникума».
Встала задача: как через слово преподавателя войти в мир мышления и
действия учащихся, то есть провести работу по схеме:
МЫСЛЬ
СЛОВО
БОРЬБА
ДЕЙСТВИЕ
Опыт сотрудничества с педагогическим сообществом наглядно доказывает,
что
интеграция
с
информационными
технологиями
открывает
следующие
возможности для образовательного процесса: эффективный свободный доступ
к
самой
разнообразной
информации;
возможности
использовать
различные
источники информации; возможности повышения квалификации через Internet;
использование
компьютера
как
средства
для
подготовки,
печати,
и
поиска
информации;
возможность
моделирования
для
проведения
эксперимента;
отработка
определенных
навыков
и
умений;
контроль
знаний;
организация
исследовательской
деятельности
обучающихся;
повышение
мотивации
обучения; увлекательное объяснение нового материала; визуализация.
Как известно, прогресс происходит не только благодаря открытию нового, но
благодаря творческой реорганизации того, что мы уже знаем. В данном случае
речь
идет
о
том,
чтобы
достичь
нового
качества
образования
за
счет
реорганизации
образовательного
процесса
с
помощью
приоритетного
преподавания
информатики
и
системной
интеграции
информационных
технологий в самом образовательном процессе и в управлении образованием.
Подводя
черту
под
всем
выше
сказанным
можно
отметить,
что
первостепенной задачей педколлектива «Венцы – Заря сельскохозяйственного
техникума»
является:
поиск
методических
приемов,
способствующих
о б р а з о в а н и ю
с п л а в а
з н а н и й
о б щ е о б р а з о в ат ел ь н о го
ц и к л а
и
профессионального мастерства и нравственных начал будущего специалиста;
поиск форм организации учебного процесса, способствующих эффективному
освоению профессиональных навыков; связь практического и теоретического
обучения; более тесный контакт между студентом и педагогом; продуктивный
диалог студента и преподавателя в учебной деятельности; выведение ученика
из
пассивного
слушателя
в
активного
познавателя,
способного
принимать
решения,
развитие
прогнозирующего
функционального
мышления
с
целью
более прочного усвоения знаний.
Раздел 1. Теоретическая часть
Психолого-педагогические
основы
внеаудиторной
у ч е б н о -
воспитательной
работы
по
дисциплине
«Информатика»
с
интеграцией
общепрофессиональных
и
специальных
дисциплин
сельскохозяйственных специальностей.
1.1.Схема внеаудиторной учебно-воспитательной работы
1.2. Теоретическая форма обучения
Формы
организации
обучения
в
различных
типах
учебных
заведений
представляют собой внешнее выражение взаимодействия учителя и учащихся,
регулируемое соответствующими правилами и законами. Среди конкретных
форм
организации
обучения
чаще
всего
выделяют
урок,
практикумы,
семинарские
и
факультативные
занятия,
собеседования,
дополнительные
занятия и консультации, предметные кружки, конференции, учебные экскурсии,
домашнюю
работу
учащихся.
Наиболее
распространенной
организационной
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
ЮНЫЙ
ЗООТЕХНИК
ЮНЫЙ
ВЕТЕРИНАР
ЮНЫЙ АГРОНОМ
ВНЕАУДИТОРНАЯ
РАБОТА
КРУЖОК
ИНФОМИР
КОНКУРС
КОНСУЛЬТАЦИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ
ЗАНЯТИЯ
ОЛИМПИАДА
ВИКТОРИНА
ИССЛЕДОВАТЕЛЬ
СКАЯ РАБОТА
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ
ФОРМА
САМОСТОЯТЕЛЬН
АЯ РАБОТА В
ИНТЕРНЕТЕ –WEB
КВЕСТ
формой обучения является урок, имеющий немало педагогических достоинств.
Применение же иных форм обучения обусловлено созданием неодинаковых,
специфических
условий
для
обучения,
воспитания
и
развития
учащихся.
Целесообразность условий применения той или иной формы определяется
конкретной дидактической целью, содержанием и методами учебной работы.
Так, с целью развития способностей, творческого мышления у учащихся с
учетом
их
интересов
педагогически
целесообразными
формами
являются
факультативные
занятия
и
предметные
кружки.
Семинары
способствуют
повышению
эффективности
коллективной
работы
по
осмыслению
и
систематизации
знаний,
выступают
одним
из
важных
средств
выработки
у
учащихся
умений
самостоятельно
приобретать
знания,
ориентироваться
в
научной
информации.
Формированию
умений
самостоятельной
работы
по
самообразованию
способствует
также
домашняя
учебная
работа.
С
целью
углубления, обобщения и систематизации знаний учащихся в практику обучения
внедряются
конференции.
Для
предупреждения
и
ликвидации
отставания
учащихся в обучение, либо с целью углубленного изучения отдельных разделов
предмета проводятся дополнительные занятия, консультации и собеседования.
Расширению
мировоззрения
учащихся,
закреплению
и
конкретизации
теоретических
знаний
способствуют
экскурсии.
Их
проводят
с
целью
непосредственного наблюдения и изучения в реальных условиях различных
объектов, процессов и явлений, теоретические основы которых были заложены
на занятиях в учебном заведении. Формировать у учащихся навыки и умения
выполнять
практические
операции,
связанные
с
непосредственным
приложением приобретенных знаний, призваны практикумы.
Каждая
из
форм
обучения
входит
в
общую
систему
учебно-
воспитательной
работы
как
составная
часть,
неся
в
себе
определенную
дидактическую нагрузку, имея свои сильные и слабые стороны, специфические
особенности в области наилучшего применения. В этой связи начинающему
учителю
приходится,
прежде
всего,
овладевать
методикой
организации
различных форм обучения.
В последующем, однако, пред каждым учителем на первый план выходит
проблема эффективного сочетания разнообразных форм обучения в своей
практике.
Кружок
Большая
роль
в
повышении
качества
знаний,
в
привитии
любви
к
специальности
принадлежит
учебным
кабинетам.
Кружки
по
предметам,
проводимые во внеурочное время, активно помогают студентам приобретать
знания, умения и навыки. При кабинетах организуются дополнительные занятия
и консультации. Мы привлекаем в кружки не только тех студентов, которые
интересуются дисциплинами, но и тех студентов, которые мало интересуются
предметом,
но,
по
нашему
мнению.
Могут
оказаться
весьма
полезными
в
работе кружка. Таким студентам в первое время даются отдельные поручения,
рассчитывая
на
проявление
у
них
интереса
к
работе.
В
результате
этого
складывается группа студентов, которые работают в кружке с большей охотой и
пользой для себя.
На работу учащихся в кружке мы смотрим не только как на средство
образования, но и как на средство воспитания. Мы ставим перед студентами
условие,
что
для
поступления
в
кружок
нужно
хорошо
учиться
и
иметь
примерное поведение. Одаренные студенты не всегда бывают отличниками.
Лучше, когда в кружок привлекаются студенты, начиная с первого курса, и
если они занимаются на протяжении всего срока своего обучения в техникуме.
В
таком
случае
у
преподавателей
общеобразовательных
и
специальных
дисциплин, которые изучаются на вторых-третьих курсах, к этому времени уже в
каждой
группе
бывает
какое-то
количество
студентов,
знакомых
с
оборудованием
и
учебным
материалом.
Они
будут
незаменимыми
помощниками преподавателя на всех уроках предмета.
К
занятиям
кружка
мы
не
заставляем
студента
учить
теоретический
материал,
а
ставим
работу
так,
чтобы
у
студента
появился
интерес
к
дисциплине, развивались их творческие способности.
Количество
учащихся
в
кружке
определяется
избранной
тематикой
и
характером
работы.
Из
членов
кружка
выбираю
старосту
кружка
для
проведения организаторской работы, для оформления материалов о работе
кружка.
Конкурс. Викторина. Олимпиада.
С целью углубления знаний, умений и навыков студентов, повышения
интереса к избранной специальности при кабинетах проводятся олимпиады,
конкурсы, викторины по дисциплинам. Эта работа организуется следующим
образом:
1.
Выдается для домашнего выполнения 6-12 вопросов, требующих от
студентов
большого
кругозора,
наблюдательности,
умения
пользоваться справочной литературой.
2.
Викторина
для
домашнего
выполнения,
содержащая
2-3
вопроса,
требующих
от
учащихся
глубокого
теоретического
обоснования,
проработки значительного количества объема литературы.
3.
Классная
работа
содержит
вопросы
и
задания
для
практического
выполнения.
Участие в конкурсах, олимпиадах обязательно для всех групп курса.
Студенты
с
увлечением
готовятся
к
этому
соревнованию,
очень
активно
включаются в работу с целью проверить свою смекалку и знание предметов.
Дополнительные занятия.
Чтобы
оказать
учащимся
помощь
в
устранении
возникающих
по
различным причинам проблем в занятиях и для предупреждения отставания в
учении, с ними проводятся дополнительные занятия. Эта форма организации
обучения
используется
так
же
для
удовлетворения
потребности
отдельных
учащихся
в
углубленном
изучении
знаний,
развития
их
познавательных
интересов. Проводимые во внеурочное время дополнительные занятия могут
быть
и
групповые
и
индивидуальные,
носить
характер
консультаций,
собеседований или самостоятельного выполнения заданий под руководством и
с помощью преподавателя. Дополнительные занятия с отстающими студентами
проводятся по мере необходимости. Установив на занятиях пробелы в знаниях
отдельных студентов, преподаватель выясняет их причины (пропуски занятий,
недостаточное прилежание и др.) и на дополнительных занятиях принимает
меры к их устранению. Со студентами, проявляющими повышенный интерес к
изучению
отдельных
дисциплин,
преподаватели
проводят
индивидуальные
занятия,
дают
им
задания
по
изучению
дополнительной
литературы,
выполнению работ теоретического и практического характера.
Самостоятельная работа в Интернете
Новые информационные технологии (НИТ) могут использоваться для:
поиска
информации
в
сети
–
использование
web-браузеров,
баз
данных,
пользование
информационно-поисковыми
и
информационно-справочными
системами, автоматизированными библиотечными системами, электронными
журналами;
организации диалога в сети – использование электронной почты, синхронных и
отсроченных телеконференций;
создания
тематических
web-страниц
и
web-квестов
–
использование
html-
редакторов, web-браузеров, графических редакторов.
Возможности новых информационных технологий.
Формы организации учебных занятий
1. Поиск и обработка информации
написание реферата-обзора
рецензия на сайт по теме
анализ существующих рефератов в сети на данную тему, их оценивание
написание своего варианта плана лекции или ее фрагмента
составление библиографического списка
подготовка фрагмента практического занятия
подготовка доклада по теме
подготовка дискуссии по теме
работа с web-квестом, подготовленным преподавателем или найденным в сети
2. Диалог в сети
обсуждение состоявшейся или предстоящей лекции в списке рассылки группы
общение
в
синхронной
телеконференции
(чате)
со
специалистами
или
студентами других групп или вузов, изучающих данную тему
обсуждение возникающих проблем в отсроченной телеконференции
консультации с преподавателем и другими студентами через отсроченную
телеконференцию
3. Создание web-страниц и web-квестов
размещение выполненных рефератов и рецензий на сайте поддержки курса,
создание рейтинга студенческих работ по данной теме
публикация библиографий по теме
создание тематических web-страниц индивидуально и в мини-группах
создание web-квестов для работы по теме и размещение их на сайте курса
Web-квестом
называется
специальным
образом
организованный
вид исследовательской деятельности, для выполнения которой студенты
осуществляют
поиск
информации
в
сети
по
указанным
адресам .
Они
создаются
для
того,
чтобы
лучше
использовать
время
студентов,
чтобы
использовать
полученную
информацию
в
практических
целях
и
развивать
умения критического мышления, анализа, синтеза и оценки информации.
Данный вид деятельности разработали в 1995 году в государственном
университете Сан-Диего исследователи Берни Додж и Том Марч.
Чтобы
данная
работа
была
максимально
эффективной, web-квест
(специальным
образом
организованная
web-страница) должен
содержать
следующие части :
1. Введение, в котором описываются сроки проведения и задается исходная
ситуация.
2. Интересное задание, которое можно реально выполнить.
3. Набор ссылок на ресурсы сети, необходимые для выполнения задания.
Некоторые (но не все) ресурсы могут быть скопированы на сайт данного web-
квеста, чтобы облегчить студентам скачивание материалов. Указанные ресурсы
должны содержать ссылки на web- страницы, электронные адреса экспертов
или тематические чаты, книги или другие материалы, имеющиеся в библиотеке
или у преподавателя. Благодаря указанию точных адресов при выполнении
заданий студенты не будут терять времени.
4. Описание процесса выполнения работы. Он должен быть разбит на этапы с
указанием конкретных сроков.
5.
Некоторые
пояснения
по
переработке
полученной
информации:
направляющие вопросы, дерево понятий, причинно-следственные диаграммы.
6.
Заключение,
напоминающее
учащимся,
чему
они
научились,
выполняя
данное задание; возможно, пути для дальнейшей самостоятельной работы по
теме или описание того, каким образом можно перенести полученный опыт в
другую область. Web-квесты могут быть краткосрочными и долгосрочными.
Целью
краткосрочных
проектов
является
приобретение
знаний
и
осуществление
их
интеграции
в
свою
систему
знаний.
Работа
над
кратковременным web-квестом может занимать от одного до трёх сеансов.
Долгосрочные web-квесты направлены на расширение и уточнение понятий. По
завершении
работы
над
долгосрочным
web-квестом
студент
должен
уметь
вести
глубокий
анализ
полученных
знаний,
уметь
их
трансформировать,
владеть материалом настолько, чтобы суметь создать задания для работы по
теме. Работа над долгосрочным web-квестом может длиться от одной недели до
месяца (максимум двух).
Web-квесты лучше всего подходят для работы в мини-группах , однако
существуют и web-квесты, предназначенные для работы отдельных студентов.
Дополнительную мотивацию при выполнении web-квеста можно создать,
предложив студентам выбрать роли (например, ученый, журналист, детектив,
архитектор и т. п.), и действовать в соответствии с ними: например, если
преподаватель
предложил
роль
секретаря
Объединённых
Наций,
то
этот
персонаж
может
послать
письмо
другому
участнику
(который
играет
роль
Президента
России,
например)
о
необходимости
мирного
урегулирования
конфликта.
Web-квест
может
касаться
одного
предмета
или
быть
межпредметным .
Исследователи отмечают, что во втором случае данная работа эффективнее.
Формы
web-квеста также
могут
быть
различными.
Наиболее
популярные из них:
1. Создание базы данных по проблеме, все разделы которой готовят студенты.
Создание микромира, в котором учащиеся могут передвигаться с помощью
гиперссылок, моделируя физическое пространство. Написание интерактивной
истории (студенты могут выбирать варианты продолжения работы; для этого
каждый
раз
указываются
два-три
возможных
направления;
этот
приём
напоминает знаменитый выбор дороги у дорожного камня русскими богатырями
из
былин). Создание
документа,
дающего
анализ
какой-либо
сложной
проблемы
и
приглашающего
студентов
согласиться
или
не
согласиться
с
мнением авторов.
2.
Интервью
on-line
с
виртуальным
персонажем.
Ответы
и
вопросы
разрабатываются
студентами,
глубоко
изучившими
данную
личность.
(Это
может быть политический деятель, литературный персонаж, известный ученый,
инопланетянин и т. п.) Данный вариант работы лучше всего предлагать не
отдельным студентам, а мини- группе, получающей общую оценку (которую
дают остальные студенты и преподаватель) за свою работу.
Самостоятельная работа как форма организации обучения, возможна и
необходима
для
получения
любого
образовательного результата. Однако ее
виды для получения разных образовательных результатов будут различными:
–
для
овладения
знаниями :
работа
со
словарями
и
справочниками;
ознакомление
с
нормативными
документами;
учебно-исследовательская
работа;
работа
с
конспектами
лекций;
работа
над
учебным
материалом
(учебника, первоисточника, статьи, дополнительной литературы, в том числе с
материалами,
полученными
по
сети
Интернет);
конспектирование
текстов;
ответы
на
контрольные
вопросы;
подготовка
тезисов
для
выступления
на
семинаре, конференции; подготовка рефератов и т.д.;
–
для
формирования
умений
и
владений :
решение
типовых
задач
и
упражнений; решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей,
схем; выполнение расчётно- графических работ; решение производственных
ситуационных (профессиональных) задач; проектирование и моделирование
разных видов и компонентов профессиональной деятельности; выполнение
курсовых
и
выпускных
квалификационных
работ;
экспериментальная
и
конструкторская работа; упражнения на ПК и тренажёре и т.д.
В
соответствии
с
уровнями
освоения
учебного
материала
различают
следующие виды СР:
1. – ознакомительный - конспектирование литературы;
2. – репродуктивный - написание контрольной работы
3. – продуктивный - подготовка эссе
По охвату обучающихся формы самостоятельной деятельности можно
разделить
на дифференцированные индивидуальные или в составе малых
групп) и фронтальные формы.
Самостоятельная работа в учебном заведении может быть организована
индивидуально
с
каждым
обучающимся, с
несколькими
обучающимися
(например, проектными командами) и для учебной группы (лекционного потока),
в целом.
В
значительной
степени
выбор
конкретных
форм
организации
самостоятельной деятельности обучающихся зависит от профиля обучения,
изучаемой дисциплины, уровня профессионального образования.
Среди
методов
организации
СР
в
технических
дисциплинах
часто
используются следующие формы организации СР:
выполнение чертежей, схем;
выполнение расчетно-графических работ;
решение ситуационных производственных (профессиональных) задач;
подготовка к деловым играм;
проектирование и моделирование разных видов и компонентов
профессиональной деятельности;
экспериментально-конструкторская работа;
опытно-экспериментальная работа.
Самостоятельная
работа,
не
предусмотренная
образовательной
программой,
учебным
планом
и
учебно-методическими
материалами,
раскрывающими и конкретизирующими их содержание, может осуществляться
обучающимися
в
инициативном
порядке,
с
целью
реализации
собственных
учебных и профессиональных интересов.
1.3. Интеграция дисциплины информатики с общеобразовательными и
общепрофессиональными дисциплинами.
Существующие тенденции в развитии общества свидетельствуют о том,
что
современные
информационные
технологии
становятся
не
только
предметом изучения, но также средством и рабочей средой обучения. Это
позволяет:
делать обучение более эффективным,
создавать более тесные связи между изучаемыми дисциплинами;
реализовывать личностно-ориентированный подход к обучению.
От преподавателя дисциплины требуется хорошее знание и методически
грамотное
использование
достижений
современных
информационных
технологий в обучении, а также способность вовлечь учащихся в создание
новой среды обучения. Существенную помощь в решении этой задачи могут
оказать учителя информатики, если обучение информатики сроить на основе
следующих подходов, представленных ниже.
Интеграция
информатики
с
учебными
дисциплинами ,
в
процессе
которой учителя и учащиеся являются создателями среды обучения путем:
изучения базовых тем курса информатики с максимальным использованием
тем смежных дисциплин;
создания учащимися на занятиях информатики прикладных программ и
использования
их
при
проведении
интегрированных
уроков,
в
профессиональной деятельности;
разработки
и
проведения
преподавателями
дисциплин
серии
уроков
с
применением каждым учащимся созданных им программ;
методического оформления части интегрированного курса.
Использование
метода
проектов
на
уроках
информатики,
когда
преподаватель
является
заказчиком
компьютерного
учебно-методического
продукта,
а
на
уроках
информатики
каждым
учащимся
в
рамках
изучения
учебных
тем
реализуется
законченный
фрагмент,
объединение
которых
формирует готовый к применению в учебном процессе программный продукт.
Указанные подходы были апробированы в рамках уроков информатики и
информационных технологий в профессиональной деятельности. Педагогами
техникума проводятся интегрированные уроки «Информатика – предмет».
Применение интегрированного подхода дает преподавателю возможность
добиться от учеников не только понимания предмета, но и, умения применять
и закреплять полученные знания при изучении других предметов, а учащимся
возможность
понять,
что
полученные
знания
по предметам
тесно
взаимосвязаны
и могут
пригодиться
в повседневной
жизнедеятельности
и
в
будущей профессиональной жизни. Уроки информатики — это универсальное
связующее
звено,
позволяющее
«соединить»
практически
все
изучаемые
дисциплины в техникуме.
Инновационные
процессы,
идущие
сегодня
в системе
образования
наиболее
остро
ставят
вопрос
о поисках
резервов
совершенствования
подготовки высоко образованной, интеллектуально развитой личности. Одна из
проблем современного СПО состоит в том, что в ней недостаточно развиты
межпредметные связи. Как часто наблюдается парадоксальная картина: вполне
успешно занимаясь на математике- математикой, на физике - физикой, на
истории - историей, обучаемый не может применить имеющиеся у него знания
не то что в реальной жизни, но и в рамках другой дисциплины, например,
информатики.
Невостребованные
знания
быстро
забываются.
Мы
можем
и
должны
востребовать
их
на
уроках
информатики,
но
так,
чтобы
ученик
чувствовал себя в достаточной степени уверенно и комфортно.
Основная причина этого заключается в том, что в общеобразовательной
школе основное внимание традиционно уделяется накоплению знаний, в СПО
же
период
необходимо
подготовить
выпускника
умеющего
применять
свои
знания
в
реальных
жизненных
и
профессиональных
ситуациях.
Учащиеся
должны уметь воспринимать и обрабатывать большие объемы информации,
овладевать современными средствами, методами и технологией работы с ними
в любой предметной области. В связи с этим информационные технологии
становятся не только объектом изучения, но также средством и рабочей средой
обучения.
Интеграция
информатики
и
информационных
технологий
с
другими
предметами является реальной необходимостью. Такая интеграция является
средством расширения возможностей образования, способом методического
обогащения педагога и повышения качества обучения.
Сегодня
наиболее
очевидно,
что
новое
качество
образования
невозможно
получить,
решая
педагогические
проблемы
устаревшими
методами.
Введение интеграции предметов в систему образования позволит решить
задачи, поставленные в настоящее время перед СПО и обществом в целом.
Интеграция - это не только усиление связей, это - изменение исходных
элементов.
Если
такого
изменения
нет,
то
нет
и
усиления
связей,
оно
подменяется механическим объединением. Интеграционный процесс означает
новообразование
целостности,
которое
обладает
системными
качествами
общенаучного,
межнаучного
или
внутринаучного
взаимодействия,
соответствующими
механизмами
взаимосвязи,
а
также
изменениями
в
элементах, функциях объекта изучения, обусловленных обратной связью вновь
образуемых системных средств и качеств.
интеграция
-
(лат.
Integratio-
восстановление-восполнение)
процесс
сближения и связи наук, состояние связанности отдельных частей в одно целое,
а также процесс, ведущий к такому состоянию. Главная цель интеграции -
создание у учащегося целостного представления об окружающем мире, т. е.
формирование
мировоззрения.
Рассмотрим
некоторые
возможности
при
интегрированном
построении
учебного
процесса,
позволяющих
качественно
решать задачи обучения и воспитания учащихся:
1. Переход от внутрипредметных связей к межпредметным позволяет ученику
переносить способы действий с одних объектов на другие, что облегчает учение
и формирует представление о целостности мира.
2. Увеличение доли проблемных ситуаций в структуре интеграции предметов
активизирует мыслительную деятельность студента.
3. Интеграция ведет к увеличению доли обобщающих знаний, позволяющих
учащемуся одновременно проследить весь процесс выполнения действий от
цели до результата, осмысленно воспринимать каждый этап работы.
4. Интеграция увеличивает информативную емкость урока.
5. Интеграция позволяет находить новые факторы, которые подтверждают или
углубляют
определенные
наблюдения,
выводы
учащихся
при
изучении
различных предметов.
6. Интеграция является средством мотивации учения, помогает активизировать
учебно-познавательную
деятельность
учащихся,
способствует
снятию
перенапряжения и утомляемости.
7.
Интеграция
учебного
материала
способствует
развитию
творчества
учащихся, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях,
является
одним
из
существенных
факторов
воспитания
культуры,
важным
средством
формирования
личностных
качеств,
направленных
на
доброе
отношение к природе, к людям, к жизни.
Реализовать
все
вышеназванное
помогают
интегрированные
уроки
информатики с другими учебными предметами и внеаудиторная работа.
Интегративная
система
предполагает
равномерное,
равноправное
соединение
родственных
тем
всех
предметов,
изучение
которых
взаимно
переплетается на каждом этапе урока других форм деятельности.
Интегрирование
это
новый
подход
к
преподаванию
предметов
и
внеаудиторной
деятельности.
Такие
формы
работы
позволяют
экономить
время, т. к. дают возможность не дублировать материал на разных предметах.
В рамках традиционных учебных предметов одним из самых доступных
способов
осуществления
интеграции
является
проведение
интегрированных
уроков.
Используя
инструментарий
информационных
технологий
и
уровень
подготовленности учащихся, можно построить интегрированный урок, создать
интегрированные задания, провести интегрированный модуль для учащихся
любого
возраста.
Изучая
электронные
таблицы,
можно
решать
задачи
математики и физики, строить графики функций, решать уравнения, выполнять
приближенные
вычисления,
моделировать
физические
процессы
и
т.
п.
Осваивая сервисы и службы Интернет, учащиеся могут узнавать интересные
факты из истории Отечества, знакомиться с мнением литературных критиков,
узнавать
о
последних
научных
достижениях
и
т.
п.;
обрабатывать
и
систематизировать
найденную
информацию.
Изучая
базы
данных,
можно
формировать навыки классификации и структурирования информации. Этот
список можно продолжать.
Для нашего времени характерна интеграция наук, стремление получить как
можно более точное представление об общей картине мира. Эти идеи находят
отражение
в
концепции
современного
профессионального
образования.
Поэтому в теории и практике обучения наблюдается тенденция к интеграции
учебных дисциплин, которая позволяет учащимся
достигать межпредметных
обобщений и приближаться к пониманию общей картине мира.
Это особенно важно для преподавания информатики, при преподавании
которой изучаются различные модели физических, химических, экологических,
экономических и других объектов, процессов и явлений. Потребность в синтезе
научных знаний обусловлена все увеличивающимся количеством комплексных
проблем,
решение
которых
возможно
лишь
с
привлечением
знаний
из
различных
отраслей
науки.
Ставится
вопрос
о
формировании
нового,
интегрированного
способа
мышления,
характерного
и
необходимого
для
современного человека. Такой подход способствует выработки системы знаний,
развивает способность к их переносу.
Интегрирование
информатики
с
другими
предметами
обладает
ярко
выраженной
прикладной
направленностью
и
вызывают
познавательный
несомненный интерес учащихся.
Методом проектов были подготовлены презентации на разные темы по
различным предметам: информатике, математике, физике, химии, биологии,
общепрофессиональных
и
специальных
дисциплин
и
презентации
для
проведения внутри техникумовских мероприятий.
Перспективы работы по использованию мультимедийных компьютерных
технологий в преподавании общеобразовательных, общепрофессиональных и
специальных дисциплин чрезвычайно широки, интересны и многогранны. Это,
прежде
всего,
создание
студентами
в
сотрудничестве
с
педагогом
разнообразных
дидактических
материалов
и
пособий,
проведение
учебных
занятий,
а
также
видеоконференций
с
использованием
сети Internet,
что
позволяет
в
реальном
времени
взаимодействовать
с
другими
учебными
заведениями.
Вышеперечисленные
виды
учебно-методической
работы
теснейшим
образом связаны с информационными технологиями и сегодня немыслимы в
отрыве от них с точки зрения эффективности реализации.
Другими
словами,
работа
педагога
и
студентов
в
ССУЗе
на
современном этапе должна отвечать требованиям инновационного развития
сферы
образования.
При
этом
необходимо
использовать
новейшие
информационно-технические
средства:
производительные
компьютеры
с
выходом
в Internet c наличием разнообразного программного обеспечения, а
также
разрабатывать
и
применять
новые
прогрессивные
педагогические
методики.
«Войти в XXI век образованным человеком можно, только хорошо владея
информационными технологиями».
Раздел 2. Практическая часть
2.1. Студенческий кружок «Инфомир».
В последние годы в «Венцы – Заря сельскохозяйственном техникуме»
у к о р е н и л а с ь
с п е ц и ф и ч е с к а я
в н е у р оч н а я
ф о р м а
о р г а н и з а ц и и
исследовательской и проектной деятельности студентов.
Так как учебные заведения СПО является гарантом получения молодыми
гражданами современных, качественных знаний, они должны уделить внимание
программам дополнительного образования по информационным предметам.
Новым
направлением
в
науке
и
образовательной
практике
является
проблемно-интегративное
обучение,
ведущие
принципы
и
направления
которого
заложены
в
основу
данной
авторской
программы
по
следующим
причинам:
1.
Неразрывная
взаимосвязь
информатики
с
другими
предметами
–
науками,
изучающими
природные
объекты
и
процессы
(объем
внутри
предметных
проблем
невелик
по
сравнению
с
объемом
межпредметных
проблем, для постановки и решения которых требуются знания учащихся из
этих предметов).
2.
Интегративный,
комплексный
характер
глобальных
проблем
человечества, с которыми студенты столкнутся во взрослой жизни, потребует
приобретение
опыта
решения
учебных
проблем
на
основе
всестороннего
(внутрипредметного,
межпредметного,
комплексного)
переноса,
интеграции,
синтеза и применения знаний и умений.
3.
Межпредметные связи в единстве с внутрипредметными должны стать
ведущим средством вовлечения студентов в творческую проблемно-поисковую
деятельность.
4.
Логика и закономерности развития науки, где проблемность порождает
интеграцию, а интеграция – проблемность.
Данная программа облегчает формирование обобщенных предметных и
общепредметных
знаний
и
умений,
позволяет
минимизировать
содержание
обучения
информатики
и
других
дисциплин
и
более
продуктивно
решать
проблемы образования, развития и воспитания личности, является наиболее
благоприятной средой для инноваций в учебном заведении.
Программа
составлена
по
4
модулям.
Каждый
модуль
–
это
предполагаемый кружок, объединяющий учащихся определенного возраста или
разновозрастные
группы
подростков
с
разных
курсов
обучения
и
специальностей.
В основе программы лежат темы и вопросы, интересующие учащихся по
какому-либо
профессиональному
направлению.
Учитывая
этот
интерес,
основанный
на
увлечении
–
хобби,
но
отсутствии
достаточных
знаний,
организованы познавательные области:
«Очевидная и невероятная информатика»
«Юный зоотехник»
«Юный ветеринар»
«Юный фермер»
Программа каждого модуля рассчитана на определенное количество
часов.
Совместная работа актива и членов кружка «Инфомир» рассчитана на
48 часов (1 час в неделю) с учетом подготовки и проведения мероприятий.
Программа реализуется в течение одного учебного года с сентября по
май, включая и зимние каникулы. (План работы кружка – Приложение)
Данная программа дополнительного образования была апробирована в
2010–2011, 2011-2012, 2012-2013 учебных годах и продолжает работать.
Программа разработана по принципу интеграции не только информатики
и
информационных
технологий
в
профессиональной
деятельности,
общепрофессиональных и специальных дисциплинах но и дополнительного
образования учащихся, и рассчитана на успех учащихся в овладении ею от
простого к сложному, от общего к частному.
Инновационность реализации данной авторской программы заключена в
выходе на региональный уровень благодаря современным информационным
технологиям. Обмен планами и результатами исследовательской деятельности
осуществляется:
•
на заседаниях кружка,
•
в участии научно-практических конференциях,
•
использование материала в сельскохозяйственных предприятиях;
•
на сайте техникума.
Предусмотрены различные формы кружковой работы:
•
в кабинете – практическая работа, работа по группам, а также
круглый стол, семинар с элементами дискуссии, дискуссия, диалог,
аукцион
идей,
проектно-исследовательская
работа,
творческая
мастерская;
•
игровая – познавательная, обобщающая игра;
•
конференция – защита творческих работ;
•
выставки – хобби-увлечения;
•
акции – по профессии;
•
проектная деятельность.
В
программе
предусмотрена
разработка
и
проведение
совместных
мероприятий актива кружка «Инфомир» и всех членов кружков.
Учебно-тематический план модулей данной программы построен т.о., что
его
может
легко
трансформировать
любой
педагог-новатор,
решивший
реализовать межпредметную интеграцию внеклассной деятельности. Группы
тем кружковых занятий, объединенных предметом интеграции, по желанию
могут оказаться на любом этапе изучения.
В учебно-тематических планах указывается не тип занятия, как обычно, а
модель интеграции. Именно новые образовательные модели, активизирующие
познавательную
деятельность
и
творческую
самостоятельность
учащихся,
являются основой для инноваций в учебном заведении, благоприятной средой
проблемно-интегративного обучения.
Каждое
кружковое
занятие
должно
способствовать
выработке
определенных ключевых компетенций.
При составлении программы использованы принципы:
•
доступности материала (от известного к неизвестному),
•
принцип связи теории с практикой,
•
принцип
систематичности
и
последовательности
материала
(преемственности),
•
принцип индивидуального подхода в условиях коллективной работы,
•
принцип научности (учащиеся включаются в процесс самостоятельного
исследования, наблюдения, работа с литературой и т.д.),
•
принцип сознательности и активности приобретения знаний опирается на
интерес учащихся к дополнительному материалу.
Программа
предусматривает
более
глубокое
погружение
в
свою
профессию.
Данная
программа
позволяет
реализовать
потребности
каждого
ученика
в
развитии
индивидуальных
творческих
способностей,
а
также
формировать
активную жизненную позицию.
Конечные достижения программы:
«…эффективность программы оценивается по ее результативности»
Планируемый
результат:
воспитание
социально-адаптированной
личности.
Пройдя
программу
кружка
учащиеся
должны
овладеть
коммуникативными
навыками,
здоровьесбережения,
природопользования,
профессионализма
в
своей
будущей
профессии
овладеть
элементами
исследовательской деятельности, развития речи, повысить образовательный
уровень.
Результат
данной
авторской
программы,
конечно,
обладает
лишь
субъективной
новизной,
но
он
имеет
важнейшее
значение
для
учащихся,
знания которых добыты не скучным и нудным, а творческим трудом. Атмосфера
же творчества, вкус к исследованию и радость труда не забываются. И это
будет главным результатом.
2.2.
Проектная
деятельность
ст удентов
по
и н т е г р а ц и и
информационных
дисциплин
и
общепрофессиональных,
специальных
дисциплин.
Решение проблемы формирования у студентов сельскохозяйственного
техникума
готовности
к
будущей
профессиональной
деятельности
рассматривается
на
основе
актуализации
интегративных
связей
общеобразовательного курса информатики с циклами общепрофессиональных
и специальных дисциплин.
Одной из важнейших особенностей сельскохозяйственного производства
является
его
принадлежность
к
наиболее
сложным
видам
человеческой
деятельности. Это обусловлено неразрывной связью с живой природой, а также
глубокой
зависимостью
от
подверженных
постоянным
изменениям
специфических
почвенно-климатических
факторов,
что
зачастую
делает
конечные результаты труда
аграриев трудно предсказуемыми. Вследствие
этого с каждым годом возрастает потребность в специалистах качественно
нового
уровня,
обладающих
не
только
теоретическими
и
практическими
знаниями
в
своей
узкой
профессиональной
области,
но
и
способных
результативно
применять
в
производственном
процессе
современные
достижения,
относящиеся
к
иным
сферам
функционирования
общества.
В
Концепции
модернизации
российского
образования
на
период
до
2010
г.
указывается,
что
одной
из
главных
целей
профессионального
образования
является «подготовка квалифицированного работника… свободно владеющего
своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности».
Специалисты такого типа, безусловно, будут вполне конкурентоспособными и
востребованными на сложившемся рынке труда.
Общее направление развития аграрной науки и практики на современном
этапе характеризуется неуклонным расширением области применения новых
информационных технологий на базе персональных компьютеров. Не секрет,
ч т о
в
н а с т о я щ е е
в р е м я
п о д а в л я ю щ а я
ч а с т ь
с п е ц и а л и с т о в
сельскохозяйственного производства практически не использует возможности
компьютерных
технологий
при
выполнении
своих
функциональных
обязанностей, ориентируясь в большинстве случаев лишь на такие простейшие
средства
вычислительной
техники,
как
настольные
к алькуляторы.
Компьютеризация рабочих мест, уже ставшая привычной для других областей
деятельности, неуклонно проникает в сферу аграрных отношений и тем самым
ставит
её
работников
перед
объективной
необходимостью
использования
п ерс он ал ьн ы х
к омп ьютеров
в
п роцес с е
реш ен и я
е ж е д н е в н ы х
производственных задач.
Создавшееся положение неизбежно ведёт к возникновению как минимум
двух глобальных проблем, одной из которых является обеспечение аграрного
производства
соответствующими
программными
средствами,
а
второй
–
обучение кадров.
В настоящее время на рынке современного программного обеспечения
практически
отсутствуют
прикладные
программные
продукты,
специально
ориентированные на сельскохозяйственные отрасли. Исключение составляет
ведение бухгалтерского учета, для которого существует ряд разработок, более
или
менее
адаптированных
к
условиям
сельского
хозяйства.
Но
наиболее
острой, на наш взгляд, является проблема, заключающаяся в необходимости
корректировки
процесса
подготовки
студентов
как
будущих
специалистов
и
руководителей аграрного производства. Очевидно, что в сложившейся ситуации
становится недостаточным ограничиваться только подробным рассмотрением
технологии работы в различных программных средах, т. е. просто научить
студента
основным
приёмам
использования
персонального
компьютера
как
средства обработки различных видов текстов или выполнения ряда расчётов.
Представляется, что учебный процесс должен быть организован таким
образом, чтобы в течение всего времени пребывания в ссузе студенты-аграрии
имели
возможность
применять
средства
новых
информационных
и
коммуникационных
технологий
при
изучении
специальных
дисциплин
сельскохозяйственного
профиля
для
решения
текущих
предметных
задач.
Формирование
у
студентов
готовности
к
будущей
профессиональной
деятельности определяется Государственным образовательным стандартом как
одна
из
основных
целей,
при
этом
приобретенные
навыки
и
умения
в
использовании
современных
информационно-коммуникационных
систем
применительно к выбранной специальности должны сыграть немаловажную
роль.
Предмет «Информатика» в сельскохозяйственном ссузе изучается на I
курсе
в
течение
двух
семестров,
его
целью
является
изучение
как
теоретических базовых понятий, так и формирование практических навыков
работы на персональном компьютере на пользовательском уровне, в которые
входят основные приёмы работы с операционной системой Windows, текстовым
процессором
Word
и
табличным
процессором
Excel,
системой
управления
базами данных Access.
Слабо
подготовленные
со
школьной
скамьи
в
области
информатики
студенты, многие из которых только в ссузе впервые начинают работу на
персональном компьютере, за отсутствием соответствующих навыков не видят
и
не
осознают
практической
направленности
занятий,
считая
информатику
одним из тех учебных предметов, которые необходимо «пройти» и «сдать»,
получив
отметку
в
зачетной
книжке.
Всё
это
существенно
снижает
познавательный интерес и мотивацию к процессу обучения. Кроме того, по
учебному плану изучение общепрофессиональных и специальных дисциплин
начинается в основном на втором, третьем курсе, к которому за отсутствием
возможности
практической
работы
студенты
теряют
значительную
часть
полученных умений и навыков, так и не успев понять, к чему их можно было
применить.
При этом процесс стремительного развития информационных технологий
приводит к тому, что к моменту начала выпускниками ссуза самостоятельной
профессиональной
работы
оставшиеся
знания
в
области
информатики
морально устаревают и нуждаются в обновлении.
Отсюда
следует
вывод,
что
активное
использование
средств
компьютерной техники и новых информационно-коммуникационных технологий
студентами
старших
курсов
должно
быть
организовано
совместно
с
п р е п о д а в а т е л я м и
с п е ц и а л ь н ы х
п р о ф и л и р у ю щ и х
п р е д м е т о в
сельскохозяйственной направленности, где наряду со стандартными офисными
программами
могли
бы
применяться
разнообразные
приложения
Windows,
позволяющие выполнять сложные расчёты, создавать графические схемы и
изображения,
формировать
массивы
данных
и
производить
их
обработку,
решать
задачи
оптимизационного
планирования.
При
этом
сам
процесс
расчётов был бы гораздо ускорен, появилась бы возможность его проведения
на многовариантной основе, а студент освободился бы от чисто технической
рутинной работы, связанной с арифметическими вычислениями.
В
связи
с
этим
неоспоримо
важное
значение
приобретает
задача
установки и реализации на практике интегративных связей курса информатики с
циклами общепрофессиональных и специальных дисциплин. По определению,
данному
в
электронном
терминологическом
словаре,
«информатика
–
это
комплексное научное направление, имеющее междисциплинарный характер,
активно
содействующее
развитию
других
научных
направлений
и
по
этой
причине выполняющее интегративную функцию в системе наук».
В результате проделанной работы кружковцами, совместно с другими
студентами
по
направлению
выбранной
проектной
работы,
было
сделано
несколько междисциплинарных проектов.
Электронный учебник по дисциплине
«Искусственное осеменение с/х животных и птицы»
Материал представлен в форме Web – страниц с использованием языка
разметки
гипертекстовых
документов
HTML.
Пособие
содержит
следующие
разделы:
o
Краткую историю искусственного осеменения с/х животных и птицы;
o
Сведения
по
анатомии
половых
органов
животных,
физиология
размножения;
o
Особенности содержания, кормления производителей. Технику и способы
получения спермы;
o
Исследование , разбавление и транспортировка спермы;
o
Искусственное осеменение самок и способы их оплодотворения;
o
Организация
работы
на
племенных
предприятиях
и
пунктах
искусственного осеменения с/х животных и птицы;
o
Тест- тренажер по контролю знаний студентов.
Каждый раздел разбит на темы, где рассматривается теоретический материал,
справочная
литература,
дополнительный
материал,
тест-
тренажер
для
контроля знаний студентов.
Электронный учебник по дисциплине «Производство кормов»
Материал представлен в форме Web – страниц с использованием языка
разметки
гипертекстовых
документов
HTML.
Пособие
содержит
следующие
разделы:
o
Введение;
o
Сенокосы и пастбища;
o
Сеяные кормовые культуры;
o
Сеяные травы;
o
Организация
зеленого
конвейера.
Технология
приготовления
сена,
сенажа и его хранения;
o
Технология силосования и химического консервирования кормов;
o
Производство кормов;
o
Организация фермерского хозяйства.
Каждый
раздел
разбит
на
темы,
где
рассматривается
теоретический
материал, справочная литература, дополнительный материал, тест- тренажер
для контроля знаний студентов.
Электронное пособие по теме
«Вредители и болезни с/х культур и меры борьбы с ними»
Материал
представлен
в
форме
презентации Power
Point
в
помощь
проведения
уроков
по
дисциплине
«Технология
производства
продукции
растениеводства».
Пособие
содержит
следующие
разделы:
интегрированная
защита
с/х
растений
от
болезней
и
вредителей
–
рассматривается
агротехнический,
биологический
и
химический
методы;
вредители
с/х
культур,
болезни
с/х
культур, техника безопасности при работе с ядохимикатами.
Тест – тренажер
по дисциплине «Акушерство и гинекология с/х животных»
Материал создан совместно с преподавателем ветеринарных дисциплин.
Студентами
был
собран
и
разработан
материал,
который
прошел
рецензирование преподавателем специальных дисциплин, а затем оформлен в
режим тестирования.
Материал представлен в форме Web – страниц с использованием языка
разметки
гипертекстовых
документов
HTML.
Пособие
содержит
следующие
темы:
1.
Патология и беременность коров. (10 тестов)
2.
Физиология и диагностика беременности. (20 тестов)
3.
Яловость и бесплодие коров. (5 тестов)
4.
Патология родов и родовспоможение. (10 тестов)
5.
Гинекологические болезни коров. (10 тестов)
Приложение
План работы кружка
«
Инфомир
«
Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими
информатики является одной из актуальных задач, стоящих перед педагогом
информатики в современном учебном заведении. Основным средством такого
воспитания
и
развития
информационных
способностей
учащихся
являются
практические творческие задания, проекты. Умением выполнять творческую
работу
на
компьютере
характеризуется
в
первую
очередь
состояние
информационно-коммуникативной
подготовки
учащихся,
глубина
усвоения
учебного материала. Не случайно известный современный методист Д.Пойа
пишет:
«Что
значит
владение
информатикой?
Это
есть
умение
решать
и
выполнять творческие задания, причем не только стандартные, но и требующие
известной
независимости
мышления,
здравого
смысла,
оригинальности,
избирательности». Решение нестандартных заданий способствует пробуждению
и развитию у них устойчивого интереса к информатике.
С этой целью проводиться кружковые занятия, в ходе которых будут
выполняться задания, выходящие за рамки программы. А задания повышенной
трудности, включенные в план, будут служить переходным мостом от классной
работы
к
внеклассной,
хорошим
материалом
для
выполнения
наиболее
способных
к
информатике
учащихся.
На
занятиях
кружка
также
будут
рассматриваться проектные задания, а также задания , тесно связанные с
обязательным материалом, но требующие определенного творческого подхода
к их решению, умения самостоятельно мыслить. Задания подобраны с учетом
степени подготовки учащихся.
Цели
работы
кружка:
развитие
информационного
мышления
и
информационной культуры, творческой активности учащихся. Основная цель –
активизация познавательного интереса студентов в области информатики и
информационно-коммуникационных
технологий,
повышение
мотивации
изучения данной предметной области. Статистические показатели решаемости
заданий , определяемые по результатам работы кружка, можно рассматривать с
позиции мониторинга качества образования по информатике и ИКТ в отдельно
взятом учебном заведении.
Задачи:
Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в
процессе решения и выполнения заданий;
Совершенствовать практические навыки решения разных типов заданий;
Привить вкус к самостоятельной работе;
Поддержать любознательность ребят;
Вызвать интерес учащихся к предмету;
Способствовать развитию информационного кругозора;
Расширение
и
углубление
знаний
по
программному
материалу;
способствовать
оптимальному
развитию
способностей
отдельных
учащихся;
Ознакомить учащихся с задачами олимпиадного уровня;
Предоставить
учащимся
возможность
реализации
информационных
способностей;
Способствовать развитию творческого мышления.
Виды деятельности:
Решение и выполнение разных типов заданий;
Применение коммуникационных сетей;
Занимательные экскурсии в область истории информатики;
Практическое
применение
знаний
информатики
в
изучении
других
дисциплин и в жизни;
Оформление и создание проектов.
Форма проведения занятий кружка:
Викторина, олимпиада;
Счастливый случай;
Соревнования в решении и выполнении заданий;
Выпуск материалов;
Беседа, практикум.
Ожидаемые результаты:
Навыки решения и выполнения разных типов заданий;
Самостоятельный поиск метода решения заданий по данным темам;
Навыки
к
выполнению
работы
исследовательского
и
проектного
характера.
№
п/п
Наименование мероприятия
Исполнитель
Сроки
проведения
О т м е т к а
о
выполнении
1.
Организационная часть
1
Знакомство
с
членами
кружка,
распределение обязанностей.
Есауленко Е.П.
сентябрь
2
Обсуждение плана работы.
Есауленко Е.П.
сентябрь
2.
Работа студентов по углублению специальных знаний
1
Консультация
по
углубленному
изучению информатики
Есауленко Е.П.
1
р а з
в
неделю
2
Подготовка мультимедийных лекций
по информационной тематике
Есауленко Е.П.,
члены кружка
В
т е ч е н и и
всего
учебного года
3
П о д г о т о в к а
о л и м п и а д ы
п о
дисциплине «Информатика и ИКТ»
Есауленко Е.П.,
члены кружка
2 семестр
4
Составление докладов и рефератов
по информатике.
Члены кружка
1 раз в месяц
5
Создание
творческих
проектных
работ
Члены кружка
1 раз в месяц
3.
Работа студентов по развитию и совершенствованию учебно-материальной базы
1
Подготовка раздаточного материала
Члены кружка
В
т е ч е н и и
всего
учебного года
2
Создание мультимедийных пособий
Члены кружка
В
т е ч е н и и
всего
учебного года
3
Оформительская работа
Члены кружка
В
т е ч е н и и
всего
учебного года
4.
Экспериментально - исследовательская работа
1
Диагностика знаний у студентов по
дисциплине
Есауленко Е.П.
В
т е ч е н и и
всего
учебного года
2
Создание
тест-тренажера
п о
дисциплине
Есауленко Е.П.,
члены кружка
В
т е ч е н и и
всего
учебного года
3
Участие во Всероссийских, краевых
предметных олимпиадах, конкурсах,
конференциях по дисциплине.
Есауленко Е.П.,
члены кружка
В
т е ч е н и и
всего
учебного года
4
Работа
в
э к с п е р и м е н та л ь н ы х
объединениях
Есауленко Е.П.,
члены кружка
В
т е ч е н и и
всего
учебного года
5.
Организационно-массовые мероприятия
1
Защита творческих работ
члены кружка
1
р а з
в
2
месяца
2
Проведение
олимпиады
в
рамках
«Недели
общеобразовательных
дисциплин»
Есауленко Е.П.
апрель
Заключение
В
связи
с
введением
в
образовательный
процесс
Государственного
образовательного стандарта становится все более актуальным поиск резервных
возможностей
повышения
эффективности
подготовки
специалистов.
Ранее
существовавшая система обучения уже не отвечает запросам общества на
обучение и воспитание нового поколения.
Работа
педагогического
коллектива
направлена
на
повышение
эффективности
образовательного
процесса,
с овершенствование
воспитательного аспекта в образовании, использовании внеаудиторной работы
со
студентами
в
углублении
их
знаний,
воспитании
у
молодежи
чувства
ответственности за свои действия.
Новое
качество
подготовки
к
профессиональной
деятельности
обусловлено следующими положениями:
•
Осознание
новизны
требований
социально-экономического
развития
общества к качеству подготовки специалистов;
• Понимание значимости качества подготовки специалистов как важнейшего
фактора гармонизации отношений между личностью и обществом;
•
Понимание
важности
подготовки
студента
не
только
как
специалиста
сельского хозяйства, но и личности способной решать поставленные перед
ней задачи.
Формы
и
методы
внеаудиторной
учебно-воспитательной
работы,
используемые педагогами техникума, позволяют решать эти задачи.
Таким образом проводимая педагогами техникума внеаудиторная учебно-
воспитательная
работа
дает
возможность
педагогам
для
их
дальнейшего
совершенствования
педагогического
мастерства
,
позволяет
более
организованно
и
продуктивно
использовать
внеаудиторное
время,
отвечает
главному
требованию
-
воспитывать
любовь
и
уважение
к
будущей
профессиональной деятельности.
Список используемой литературы
1.
Берулава
М.Н.
Интеграция
содержания
общего
и
профессионального
образования в профтехучилищах. Теоретико-методологический аспект. Томск:
Изд-во Том. ун-та, 1988. 222 с.
2. Гостев С.В. Интегративный методический инструментарий для подготовки в
области
информатики
и
математики
специалистов
сельскохозяйственного
профиля: Дис. канд. пед. наук. Курск, 1999.
3.
Концепция
модернизации
российского
образования
//
Официальные
документы в образовании. 2002. № 4. С. 18-19.