Напоминание

Игровая обучающая ситуация "Нефтяная речка"


Автор: Волоцкова Ирина Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ "ОЦ" СП д/с"Звёздочка"
Населённый пункт: село Кротовка, Кинель-Черкасский район, Самарская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Игровая обучающая ситуация "Нефтяная речка"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС)

по формированию основ экологической культуры
«Нефтяная речка» с литературным персонажем Подготовительная к школе группа Тема недели «Наша планета Земля» Дидактические задачи: 1) Смоделировать природные процессы, недоступные для наблюдения ребенком в природе (загрязнение речки); помочь детям понять, как загрязнение нефтью влияет на водоемы, водоплавающих птиц. («Познавательное развитие») 2) Помочь детям увидеть, как сложно удалить нефтяную пленку с поверхности воды, каким длительным и трудоемким является процесс очищения. («Познавательное развитие») 3) Закреплять умение отличать 3 агрегатных состояния воды: жидкое, твердое, газообразное. «(Познавательное развитие)» 4) Уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек. «(Познавательное развитие)» 5) Обогащение словаря словами: нефтяная пленка, загрязнение, аварийные и спасательные службы. ( «Речевое развитие») Воспитательные задачи: 1) Сформировать осознанно-правильное отношение к деятельности человека. «(Социально-коммуникативное развитие)» 2) Воспитывать понимание необходимости бережного отношения к водоемам. «(Социально-коммуникативное развитие)» Методы и приемы: -практические: экспериментирование, моделирование, игровые действия. - наглядные: показ, рассматривание картинок. - словесные: чтение художественной литературы, вопросы, беседа, разъяснение. Материалы и оборудование: Конверт с различными картинками, в том числе с изображением воды в различных ее состояниях; мяч; ширма, куклы: старик, рыбка; фартуки, контейнер с водой, растительное масло, трубка, прищепка, перышко; картинка с изображением речки, картинки рыбок, ножницы, клей.
Содержание: Знайка присылает детям в письме рисунки-загадки и просит внимательно их рассмотреть. Проводится дидактическая игра «Где живет вода?» (Из всех картинок дети выбирают те, на которых нарисована вода в различных ее состояниях: облака, снежинка, сосулька, туман, айсберг, речка, пар над носиком чайника и т.д.). Подвижная игра «Лед, вода, пар» (Воспитатель называет состояние воды, а дети выполняют игровые действия в соответствии с названием: пар – дети-капельки бегают по площадке свободно, вода – бегают рядом друг с другом, а при слове лед – прижимаются друг к другу и стоят неподвижно). Игра с мячом «Кто не может жить без воды?» (Воспитатель бросает мяч ребенку, и он называет объекты живой природы: цветок, человек, кошка и т. д.). Педагог просит рассказать детей, любят ли они отдыхать на речке, как проводят время возле водоема, убирают ли за собой мусор; интересуется, почему река может быть грязной и как сделать ее чистой. Дети вспоминают опыт, как очищали грязную воду с помощью фильтра. Воспитатель обращает внимание детей на то, что у многих из них или папа, или мама работает на Кротовской ЛПДС, которая занимается перекачкой нефти. Нефть идёт по трубам через поля, болота, речки. И иногда случаются аварии на нефтепроводе. Что же произойдёт, если в речку, где водится рыба, раки, водные растения попадёт нефть? (Высказывают предложения). Воспитатель подводит итог: плёнка нефти перекрывает доступ воздуха, и поэтому гибнут рыбы и другие обитатели. Показ сценки «Нефтяная рыбка» (сценку показывают заранее подготовленные дети). -Почему же рыбка попросилась в аквариум с чистою водой? Воспитатель предлагает пройти в лабораторию, показывает контейнер с водой. Предлагает представить, что это речка. Добавим масло – это «нефть». Предлагает очистить воду от масла. (Дать возможность детям самим придумать способы очистки воды). Один ребёнок предложит вычерпать масло ложкой, другой – слить через край. Пробуют это проделать. Через 2-3 минуты воспитатель обращает внимание, что полностью не удалось удалить масло с поверхности воды. Предлагает свой вариант очистки «речки». Снимает прищепку с трубочки и сливает воду в подставленную банку. В момент, когда у отверстия появится масленый слой, зажимает конец трубочки прищепкой. Дети видят, что таким способом вода очистилась, но приходят к выводу, что настоящую речку так «слить» нельзя. Ведь для этого потребуется очень много времени и сил, и за это время рыба погибнет без воздуха. Воспитатель предлагает подумать, что будет, если на масляное пятно сядет птица (дети высказывают предположение). Предлагает детям проверить свое мнение. Дыхательное упражнение «Подуй на пёрышко». Дети берут перышки птиц, дуют на них и наблюдают, как они плавно и легко летят. После эти же
перышки дети макают в масло и снова пробуют дуть на них. Видят, что трудно их сдуть, вниз они падают быстро как камушек. Воспитатель объясняет, что и водоплавающие птицы, когда садятся на воду, покрытую нефтяной плёнкой, загрязняют свои перья, они слипаются и теряют способность отталкивать воздух. Птица не может взлететь (показ картинки с изображением птицы, попавшей в нефтяную ловушку). Разливы нефти представляют опасность для обитателей водоёмов, для птиц. На тех предприятиях, где существует определённая опасность для здоровья и угроза для окружающей среды, создают аварийные и спасательные службы, чтобы быстро и оперативно устранить аварию. Чтение стихотворения. Планета наша – общий дом, И много лет мы в нем живем. Но, как известно всем кругом, Должны беречь мы этот дом! Воспитатель напоминает, что рыбки могут жить только в чистом аквариуме. Показывает картинку речки с чистой водой в аквариуме, в которой нет рыбок, и предлагает «запустить» их туда. Для этого детям предлагается вырезать рыбок и опустить их в речку (приклеить). Самостоятельная работа детей. Играет музыка «Звуки воды») Воспитатель обращает внимание ребят на то, какая веселая чистая речка у них получилась и рыбки в ней все разные, красивые. Такое могли сделать только добрые дети. Воспитатель спрашивает у детей, было ли им интересно, выясняет вместе с ними интересные моменты и высказывает свое мнение. Если детям понравилось занятие, то предложить выбрать «улыбку». Если не понравилось, то - «грусть».


В раздел образования