Автор: Козлачкова Галина Александровна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МОУ СОШ №1 Населённый пункт: г.Сердобск, Пензенской области Наименование материала: Презентация к уроку литературы Тема: Проект "Тарханы в жизни М.Ю. Лермонтова" Раздел: полное образование
Проект на тему:
«Тарханы в жизни Михаила
Юрьевича Лермонтова»
Цели, задачи и методы проекта:
ЦЕЛЬ:
Более глубоко и всесторонне изучить тарханскую пору
жизни М. Ю. Лермонтова с 2 до 14 лет; выявить
произведения, отражающие воспоминания о Тарханах.
ЗАДАЧА:
1)
Совершить поездку в Тарханы;
2)
Составить психологическую таблицу по развитию
Творческой личности;
3) Изготовить газеты к 200-летию Лермонтова.
МЕТОДЫ:
1)
Работа с документами (литературой,
Воспоминаниями и т. д.);
2) Сбор информации;
3) Экскурсия;
4) Ранжирование;
5) Исследование;
Уголок России – степное пензенское село Тарханы…
Здесь прошли детские и отроческие годы великого
русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, половина
его короткой, 27-летней жизни.
Вновь и вновь Лермонтов мысленно возвращался к
родным местам и вспоминал «и отца, и высокие качели и
пруд , обсаженный вётлами»:
И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, - памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребёнком, и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зелёной сетью трав подёрнут спящий
пруд,
А за прудом село дымится - и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею тёмную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и жёлтые листы
Шумят под робкими шагами.
(Отрывок из стихотворения «Как
часто, пёстрою толпою окружён…».1840
год.)
Рождение поэта.
В ночь с 14 на 15 октября 1814 года в
Москве , в самый разгар бушевавшей над
городом
бури,
появился
на
свет
слабенький младенец . Мария Лермонтова
пережила
роды
тяжело.
Вызывало
опасение и состояние ребёнка, названного
в честь покойного деда Михаилом. Видно,
не зря Елизавета Алексеевна , за полгода
до этого
настояла на том, чтобы дочь
ехала рожать в Москву: все-таки там врачи
куда опытнее, чем родные, чем барские.
Ребенка милого рожденье
Приветствует мой запоздалый стих.
Да будет с ним благословенье
Всех ангелов небесных и земных!
Да будет он отца достоин,
Как мать его, прекрасен и любим;
Да будет дух его спокоен
И в правде тверд, как божий херувим»
Лермонтов М.Ю. Ребенка милого рожденье
Мария Михайловна Лермонтова
(1795—1817 )
Мать поэта, урожденная Арсеньева, принадлежала к богатой и
знатной семье. Мария Михайловна, родилась "ребенком слабым и
болезненным, и взрослою все еще глядела хрупким, нервным
созданием...
Была
одарена
душою
музыкальною".
Получила
домашнее
образование
и
воспитание.
Познакомившись
у
родственников
в
с.
Васильевском
с
Юрием
Петровичем
Лермонтовым, Мария Михайловна горячо полюбила его и вышла
замуж, несмотря на неодобрение матери. Семейные отношения
сложились неблагополучно.
Современники рассказывали о доброте Марии Михайловны,
лечившей крестьян, вспоминали, что нередко она играла на
фортепьяно и пела, взяв на колени сына. Нежность к матери
и тоска по ней нашли отражение во многих произведениях
поэта.
Мария
Михайловна
умерла
от
чахотки
в
феврале
1817
г.
Похоронена в Тарханах. На ее надгробном камне высечено:
"Под камнем сим лежит тело М.М. Лермонтовой, урожденной
Арсеньевой.
Скончавшейся
1817
года
февраля
24
дня
в
субботу. Житие ей было 21 год 11 месяцев и 7 дней».
Толстая, Т. Детство
Лермонтова / Т. Толстая. - М. :
Мин-во просвещения РСФСР,
1959
М. М. Лермонтова, мать поэта.
Портрет работы неизвестного
художника. Масло. 1810-е гг.
Юрий Петрович Лермонтов
(1787-1831)
Отец поэта. Окончил Первый кадетский корпус в Петербурге,
в
1804
г.
в
чине
прапорщика
выпущен
в
Кексгольмский
пехотный полк, служил в том же корпусе воспитателем; в
1811 г. по болезни вышел в отставку в чине капитана; в 1812
г.
вступил
в
тульское
дворянское
ополчение;
в
1813
г.
находился
на
излечении
в
Витебске.
Бывая
в
с .
Васильевском, родовом имении Арсеньевых, познакомился
с М.М. Арсеньевой и женился на ней. После смерти юной
жены
в
1817
г.
отношения
Юрия
Петровича
с
тещей
обострились.
Он
уехал
в
свое
имение
Кропотово
Тульской
губернии,
а
сына
оставил
на
воспитание
бабушке
согласно
условию,
поставленному ею в завещании. С сыном
Юрий Петрович виделся в Кропотове в
1827
г.,
а
также
в
Москве.
Переписка
Лермонтова
с
отцом
не
сохранилась.
Умер Ю.П. Лермонтов 1 октября 1831 года,
был
похоронен
в
с.
Шипово
Тульской
губернии.
В
1974
г.
его
прах
был
перевезен
в
Тарханы
и
перезахоронен
рядом с церковью Михаила Архистратига .
Ю. П. Лермонтов, отец поэта.
Портрет работы неизвестного
художника. Масло. 1810-е гг.
Елизавета Алексеевна Арсеньева
(1773-1845)
Бабушка Лермонтова по матери.
Происходила
из знаменитого рода Столыпиных. Елизавета
Алексеевна
была
«не
особенно
красива,
высокого
роста,
сурова
и
до
некоторой
степени
неуклюжа».
Обладала
природным
умом,
силой
воли
и
деловой
хваткой.
Получила
домашнее
образование.
В
1794
г.
вышла
замуж
за
Михаила
Васильевича
Арсеньева.
От
брака
имела
единственную
дочь,
которая
умерла
в
1817
г.
Всю
свою
любовь Елизавета Алексеевна сосредоточила
на внуке.
Любовь к нему была одновременно самоотверженной и властной; ради Лермонтова
бабушка готова была на любые жертвы. Ни сил, ни средств не жалела она на его
воспитание и образование. При всех обстоятельствах жизни Лермонтова в Москве и
Петербурге Елизавета Алексеевна была рядом с ним. Известие о смерти внука застало
Арсеньеву в Петербурге, и в конце августа 1841 г. она вернулась в Тарханы.
В 1842 г. Е.А. Арсеньева добилась права на перевоз тела Лермонтова из Пятигорска в
Тарханы. После перезахоронения внука на фамильном кладбище по воле Арсеньевой
была возведена часовня.
Через четыре года после смерти внука умерла Е.А. Арсеньева (16 ноября 1845 г. 85 лет).
Похоронена в фамильном склепе, где и ее внук.
Е. А. Арсеньева,
бабушка поэта. Масло.
Начало 19 в.
Прекрасная природа, заботливое отношение бабушки, отличное домашнее образование, которое было стандартом в дворянской среде того времени, всё способствовало нравственному и
духовному развитию будущего поэта.
Весной 1815 г.
Мише не исполнилось и года, когда Лермонтовы
переехали из Москвы в Тарханы Чембарского уезда Пензенской
губернии
-
в
имение
его
бабушки
по
матери
Елизавете
Алексеевне Арсеньевой. В Тарханах (ныне село Лермонтово)
прошли детские годы М. Ю. Лермонтова.
«И вижу я себя ребенком; и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится — и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами».
М.
Лермонтов «Как часто, пестрою толпою окружен»
Тарханы
ДОМАШНЕЕ
ОБРАЗОВАНИЕ.
Старушка-бонна Христина Ремер.
Двухлетнего Мишу от кормилицы приняла немка Христина Осиповна
Ремер – бонна. «Это женщина строгих правил, религиозная, - писал
Висковатов. – Она внушала своему питомцу чувство любви к ближним,
даже и к тем. Которые по положению находились от него в крепостной
зависимости. Избави бог, если кого-нибудь из дворовых он обзовёт
грубым словом или скорбит. Не любила этого Христина Осиповна,
стыдила ребёнка, заставляла его просить прощение у обиженного. Вся
дворня высоко чтила эту женщину, для мальчика же её внимание было
благодетельно. Всеобщее баловство и любовь делали из него баловня,
в
котором
несмотря
на
прирождённую
доброту,
развивался
дух
своеволия и упрямства, легко при недосмотре переходящий в детях в
жестокость». Благодаря общению с ней он открыл для себя немецкий
романтизм и в совершенстве овладел языком Гёте и Шиллера.
Е.А. Арсеньева принадлежала к кругу просвещённых дворян и
придавала серьёзное значение образованию Мишеньки. Взяв на
себя определённые обязательства, она «не щадила средств для
воспитания внука, оно обходилось ей до 10 тысяч ассигнациями»
Лермонтов стал учиться лет с семи –
восьми. Для занятий была выделена
отдельная
комната
-
классная.
«Обыкновенный
курс
»
начальных
наук заключался в изучении русско-
европейской
литературы,
Закона
Божия, древней и всеобщей истории,
географии, арифметики и начальной
алгебры. В классной комнате были
л е п н о й
р е л ь е ф н ы й
г л о б у с ,
крашенные
воски,
астрономическая
и
географическая
карты,
ртутный
барометр.
Гувернёр Жан Капе
Интерес
к
истории
у
Лермонтова
с
детства
возник
под
влиянием
гувернёра
Жана
Капе;
наставник
являл
собою
живой
обломок
величайших исторических событий потрясавших Европу в течение двух
десятилетий. Участник походов в Россию, сержант Наполеоновской
гвардии, по словам Акима Шан-Гирея, «высокий и худощавый француз
с горбатым носом» попал к нам в плен и остался в России навсегда. Он
рассказывал
мальчику
о
памятных
событиях,
происходивших
во
Франции.
Преклонение
Лермонтова
перед
Наполеоном
получило
отражение
в
целом
ряде
стихотворений,
самые
яркие
из
которых
«Воздушный корабль» и «Последнее новоселье». Вместе с тем поэт
без колебаний вставал во враждебную позицию к Наполеону, когда
перед
ним
возникала
тема
«Наполеон
в
России».
Так,
с
чувством
национальной гордости в стихотворении «Два великана» он рисует
победу русского народа над французским нашествием. Так же Капе
учил Мишу французскому, преподавал уроки фехтования и верховой
езды.
С самого раннего детства поэт имел особую склонность и охоту к
рисованию.
«Вообще, он был счастливо одарён способностями к искусствам, - вспоминал
троюродный брат поэта Аким Шан-Гирей.- Великим постом Мишель был мастер
делать из талого снегу фигуры в колоссальном виде… уже тогда рисовал
акварелью довольно порядочно и лепил из крашенного воску целые картины».
Несмотря на то, что уроки музыки Лермонтову не нравились, музыку он
любил, играл на скрипке, фортопиано и влейте. И Аким Шан - Гирей
указывал на то, что он «занимался часто музыкой»
Занятия развлекательного характера, развивавшие художественные
способности Лермонтова и возбуждающие его интерес к искусству,
чередовались с уроками по изучению основ наук и иностранных языков.
Уже в Тарханах десятилетний Мишель знал французский и немецкий
языки. Через несколько лет он освоил английский, а в последствии занялся
изучением азербайджанского.
Обучение в Тарханах было столь успешным, что после
предэкзаменационной подготовки в Москве Лермонтов смог поступить
сразу в четвёртый класс университетского Благородного пансиона.
А.З.Зиновьев, готовивший Лермонтова к экзаменам, а потом учивший его в
пансионе, оставил такой отзыв: «Миша учился прекрасно, вёл себя
благородно, особые успехи оказывал в русской словесности… как теперь,
смотрю я на милого своего питомца, отличавшегося на пансионном акте…
среди блестящего собрания он прекрасно произнёс стихи Жуковского к
Морю и заслужил громкие рукоплескания. Он и прекрасно рисовал, любил
фехтование, верховую езду, танцы, ничего в нем не было неуклюжего: это
был коренастый юноша обещавшего сильного и крепкого мужа в зрелых
летах».
Детские
увлечения
М
.
Лермонтова
По воспоминаниям Акима Шан-Гирея любимыми развлечениями
Мишеля были катания с гор и военные игры. Последними Лермонтов
особенно увлекался по возвращении из Пятигорска, куда бабушка
возила его для поправки здоровья и где он также много слышал о
войне с горцами. Был у него даже свой «полк», который состоял из
ребятишек, его сверстников. Двоюродный брат поэта Михаил Погожин-
Отрашкевич, который два года воспитывался в Тарханах, позже
свидетельствовал в своих мемуарах: «В саду у них было устроено что-
то вроде батареи, на которую они бросались с жаром, воображая, что
нападают на неприятеля. Охота с ружьём, верховая езда на маленькой
лошадке и с черкесским седлом, сделанным вроде кресла, и
гимнастика были также любимыми упражнениями Лермонтова».
«Сражения» проходили на прибрежном холме в северо-западной части
парка. Там были специально вырыты два круга(траншеи-бастионы),
которые и теперь хорошо заметны.
Ещё одной любимой детской забавой будущего поэта были качели,
которые устраивались на старом вязе «среди двора, - вспоминал
Лермонтов,- красовались качели; по воскресеньям дворня толпилась
вокруг них, и порой две горничные садились на полусгнившую доску,
висящую меж двух сомнительных веревок, и двое самых любезных
лакеев, взявшись каждый за конец толстого каната взбрасывали
скромную чету под облака; мальчики били в ладоши, когда пугливые
девы начинали визжать,- и всем было весело».
Кроме того он создал домашний театр марионеток, сделав для него
множество восковых кукол и сочинив несколько пьес.
Кроме Кавказа, большое влияние в детстве на будущего поэта
оказали рассказы об Отечественной войне 1812 года и особенно
Бородинском сражении. Прекрасные гравюры украшают стены
столовой.
Здесь
портреты
М.И.
Кутузова
(гравюра
с
портрета
Волкова,
1814),
Барклая
де
Толли
(гравюра
с
портрета
Дау),
А.П.
Ермолова,
гравюра
«Пожар
Москвы»,
«Сражение
при
Бородине»,
«Бегство
французов
из
Москвы
12
октября
1812г.».
Здесь
же
лубочные
карикатуры
на
французов.
В
Тарханах
на
барской
усадьбе
жили
ополченцы
Отечественной
войны,
а
в
доме
Кормилицы
поэта- Д.Ф. Шубенин. Не от них
ли
будущий
поэт
впервые
узнал,
что
если
русский
народ
поднимается,
то
он
пойдёт
«ломить
стеною»,
уж
постоит
он
«головою
за
родину
свою»?
Произведения,
отражающие
воспоминания
о
Тарханах
1.
1. Поэма «Вадим»
2.
2. «Бородино»
3.
3. Поэма «Песня про купца
Калашникова..»
4.
4.
«
Когда волнуется желтеющая
нива»
5.
5
.
«
Родина»
6.
6
. «Как часто пестрою толпою
окружен»
7.
7
. «Первая любовь»
8.
8
. «Благодарность»
9.
9
. «На склоне гор близ вод…»
10.
10
. «Люди и страсти» - драма
11.
1
1.
«Странный человек» - драма
Психологическая Таблица развития личности
по Лемму Эригсону.
М.Ю. Лермонтов с 2 лет до 14 лет
Положительные
качества
характера
Баллы
Отрицательные
качества
характера
Баллы
Выбор личности
любознательность
10
замкнутость
8
творчество
10
равнодушие
0
Общий балл ПК - 47
дружба
2
одиночество
8
Общий балл ОК – 41
любовь
3
вражда
7
ВЫБОР:
веселье
5
грусть
5
РАЗВИВАТЬСЯ
взаимопонимание
3
непонимание
7
вера
10
неверие
0
здоровье
4
болезнь
6
Связь
Лермонтова
с
Тарханами
была
прочной
и
органичной.
Его
детские
и
отроческие
впечатления
служили
для
его
поэтического
воображения
неиссякаемым
источником.
Покинув
Тарханы,
он
долго
обращался
к
ним
мыслями.
Они
были
тем
местом,
куда
Лермонтов
стремился
при
жизни,
где
мечтал
обрести
вечный
покой.
Это
пророческое
желание
поэта
сбылось.
Он
похоронен
на
расстоянии
одного
километра
от
усадьбы
близ
сельской
церкви
Михаила
Архангела в семейном склепе Арсеньевых. Над его могилой, как он и хотел,
склоняет
свои
ветви
и
шумит
листвой
тёмный
дуб…
П
АМЯТНИК
Л
ЕРМОНТОВУ
В
Т
АРХАНАХ
Ц
ЕРКОВЬ
М
ИХАИЛА
А
РХАНГЕЛА
В
Т
АРХАНАХ
Музей.
Здесь прошла половина жизни великого М.Ю. Лермонтова. Здесь же покоится и прах
поэта. Тарханы вошли в судьбу поэта как самое дорогое, самое лучшее и доброе, как
самая драгоценная частица великой России, которую он любил сильно, пламенно и
нежно. «Кругом родные все места»,- так писал он за год до смерти, стремясь мечтой в
любимые Тарханы.
Государственный
Лермонтовский
музей-заповедник
«Тарханы»
имеет
три
экспозиционных комплекса. В состав первого комплекса входят: бывший барский дом,
церковь Марии Египетской, восстановленные людская изба и дом ключника, заповедный
парк, три фруктовых сада, дубовая роща, пруды. Второй комплекс - это кладбище
Арсеньевых-Лермонтовых с часовней над ним, где покоится поэт, находящаяся рядом с
часовней могила отца поэта, сельская церковь Михаила Архангела и сторожка. Третий
комплекс - имение "милой тетеньки" М.А. Шан-Гирей Апалиха, находящееся в трех
километрах от Тархан, второй дом Лермонтова.
Поездка В Тарханы
Конкурс газет к 200-летию со дня рождения
М.Ю. Лермонтова
Спасибо
за внимание