Напоминание

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ


Автор: Панасенкова Марина Михайловна
Должность: зав.кафедрой специального и инклюзивного образования
Учебное заведение: ГБУ ДПО "Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовкеи работников образования"
Населённый пункт: Ставропольский край
Наименование материала: Статья
Тема: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
Раздел: высшее образование





Назад




СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ОБРАЗОВАНИЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Панасенкова М.М., проректор по научно-инновационной работе, зав.кафедрой

специального и инклюзивного образования, кандидат педагогических наук

ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования,

повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Современный

педагог

призван

решать

задачи,

требующие

серьезных

педагогических усилий. Освоение нового содержания, эффективных форм и

методов преподавания, необходимость учитывать очень быстрые изменения,

происходящие в обществе, все это под силу лишь психологически здоровому,

профессионально

компетентному,

творчески

работающему

педагогу. Объем

информации,

необходимый

для

эффективной

работы,

нуждается

в

систематическом расширении. Постоянное пополнение и обновление знаний –

важная сторона профессиональной деятельности любого специалиста [2].

Обновление

содержания

образования

в

настоящее

время

требует

от

педагогов

знания

тенденций

инновационных

изменений

в

системе

современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно-

ориентированной

систем

обучения;

знания

интерактивных

форм

и

методов

обучения,

владения

технологиями

проектирования,

диагностирования,

проектирования

оптимальной

авторской

методической

системы,

развитых

дидактических,

рефлексивных,

проектировочных,

диагностических

умений;

умения

анализировать

и

оценивать

свой

индивидуальный

стиль,

а

также

особенности

и

эффективность

применяемых

педагогических

технологий

и

собственной педагогической деятельности в целом.

Именно педагог является ключевой фигурой при внедрении в практику

различных

инноваций,

и

для

успешной

реализации

в

новых

условиях

поставленных

перед

ним

задач

должен

обладать

необходимым

уровнем

профессиональной компетентности.

Под

профессиональной

компетентностью

педагога

понимается

совокупность

профессиональных

и

личностных

качеств,

необходимых

для

успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным является педагог, осуществляющий на

достаточно

высоком

уровне

педагогическую

деятельность,

педагогическое

общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании

обучающихся.

Профессиональная компетентность педагога характеризуется различными

умениями (см. схему 1).

Схема 1

Профессиональная компетентность педагога включает в себя психолого-

педагогическую

компетентность

трех

составляющих

труда

педагога,

позволяющих

достигать

качественных

результатов

в

процессе

обучения

и

воспитания детей:

Профессиональная компетентность педагога

УМЕНИЯ

Строить учебный процесс, направленный на достижение целей образования – выбирать и

предлагать способы педагогической поддержки, создавать условия для проявления

инициативы школьников.

Видеть ученика в образовательной деятельности– предлагать разные способы включения

ученика с ОВЗ в разные виды деятельности в соответствии с особыми образовательными

потребностями.

Создавать образовательную среду и использовать ее возможности – информационные

ресурсы, ИКТ.

Планировать и осуществлять профессиональное самообразование – анализ собственной

деятельности, выбор технологий самообразования.

1) педагогическая деятельность (профессиональные качества педагога);

2) педагогическое общение (коммуникативные свойства педагога);

3) личностное развитие (личные качества педагога).

Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный,

т.к.

в

процессе

педагогической

деятельности

необходимо

постоянное

повышение

профессионализма,

и

каждый

раз

перечисленные

этапы

повторяются,

но

уже

в

новом

качестве.

В

целом,

процесс

саморазвития

обусловлен

биологически

и

связан

с

социализацией

и

индивидуализацией

личности,

которая

сознательно

организует

собственную

жизнь,

а

значит,

и

собственное развитие.

Совершенствование профессиональной компетентности – это развитие

творческой

индивидуальности,

формирование

восприимчивости

к

педагогическим

инновациям,

способностей

адаптироваться

в

меняющейся

педагогической среде.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают

необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е.

его профессиональной компетентности.

В декабре 2014 года Министерством образования и науки Российской

Федерации утвержден федеральный

государственный

образовательный

стандарт

образования

обучающихся

с

умственной

от с т а л о с т ь ю

(интеллектуальными нарушениями). Стандарт вступил в силу с 1 сентября 2016

года.

На

сегодняшний

день

образовательным

организациям

очень

важно

правильно организовать свою деятельность по введению данного стандарта.

Введение

федерального

государственного

образовательного

стандарта

образования

обучающихся

с

умственной

отсталостью

призвано

обеспечить

развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и

семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.

Наиболее

уязвимой

стороной

введения федерального государственного

образовательного

стандарта

образования

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)

является

готовность

педагогических работников. В этой связи одной из актуальных задач является

подготовка учителя, формирование его философской и педагогической позиции,

методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других

компетенций.

Работая

в

новых

условиях,

учитель

должен

работать

над

существенным

изменением

содержания

образования,

предполагающим

включение учебных предметов, отсутствующих при обучении обучающихся с

легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): «Речь и

альтернативная коммуникация», «Человек» и другие; созданием оптимальных

путей развития; использованием специфических методов и средств обучения;

дифференцированным,

«пошаговым»

обучением;

о бя з ат е л ь н о й

индивидуализацией

обучения;

формированием

элементарных

социально-

бытовых навыков и навыков самообслуживания, организацией взаимодействия

специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающегося, и его

семьи, обеспечивающей особую организацию всей жизни обучающегося (в

условиях организации и дома) и др.

П р и

в в е д е н и и федерального

государственного

образовательного

стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью необходимо

выстроить

проектную

ступенчатую

модель

с о в е р ш е н с т в о ва н и я

профессиональной компетентности педагога.

Подготовка

каждого

педагога

к

р е а л и за ц и и

федерального

государственного

образовательного

стандарта

образования

обучающихся

с

умственной отсталостью через разработку необходимого учебно-методического

оснащения процесса обучения (рабочих программ, дидактических материалов и

пр.),

а

также

через

совершенствование

профессиональной

компетентности

педагога см.модель).

Модель

Теоретическая готовность к реализации ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными

нарушениями

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

ПЕДАГОГА

Практическая готовность к реализации ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными

нарушениями

УМЕНИЯ

Анализ образовательных потребностей педагога

Программа совершенствования профессиональной компетентности

Фомы и виды деятельности

УМЕНИЯ

ГРУППОВАЯ ФОРМА:

- методические объединения;

-проблемные группы;

- деловые игры, тренинги;

ЗНАНИЯ

Диагностика уровня профессиональной компетентности,

профессиональных затруднений в реализации ФГОС образования

обучающихся с интеллектуальными нарушениями

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ФОРМА:

-самоанализ;

- консультации;

- посещение и обсуждение занятий;

- самообразование

КОЛЛЕКТИВНАЯ ФОРМА:

-педсоветы, конкурсы;

- конференции;

- дни открытых дверей;

Ожидаемым

результатом данной

работы

является

профессиональная

готовность

работников

образования

к

реализации

федерального

государственного образовательного стандарта образования обучающихся с

умственной отсталостью:

обеспечение

оптимального

вхождения

работников

образования

в

систему ценностей современного образования;

принятие идеологии ФГОС;

освоение

новой

системы

требований

к

структуре

адаптированной

основной общеобразовательной программы, результатам её освоения и

условиям реализации, а также системы оценки итогов образовательной

деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями;

овладение

учебно-методическими

и

информационно-методическими

ресурсами, необходимыми для успешного решения задач федерального

государственного

образовательного

стандарта

о б р а з о в а н и я

обучающихся с умственной отсталостью.



В раздел образования