Автор: Панасенкова Марина Михайловна
Должность: зав.кафедрой специального и инклюзивного образования
Учебное заведение: ГБУ ДПО "Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовкеи работников образования"
Населённый пункт: Ставропольский край
Наименование материала: Статья
Тема: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
Раздел: высшее образование
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Панасенкова М.М., проректор по научно-инновационной работе, зав.кафедрой
специального и инклюзивного образования, кандидат педагогических наук
ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования,
повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Современный
педагог
призван
решать
задачи,
требующие
серьезных
педагогических усилий. Освоение нового содержания, эффективных форм и
методов преподавания, необходимость учитывать очень быстрые изменения,
происходящие в обществе, все это под силу лишь психологически здоровому,
профессионально
компетентному,
творчески
работающему
педагогу. Объем
информации,
необходимый
для
эффективной
работы,
нуждается
в
систематическом расширении. Постоянное пополнение и обновление знаний –
важная сторона профессиональной деятельности любого специалиста [2].
Обновление
содержания
образования
в
настоящее
время
требует
от
педагогов
знания
тенденций
инновационных
изменений
в
системе
современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно-
ориентированной
систем
обучения;
знания
интерактивных
форм
и
методов
обучения,
владения
технологиями
проектирования,
диагностирования,
проектирования
оптимальной
авторской
методической
системы,
развитых
дидактических,
рефлексивных,
проектировочных,
диагностических
умений;
умения
анализировать
и
оценивать
свой
индивидуальный
стиль,
а
также
особенности
и
эффективность
применяемых
педагогических
технологий
и
собственной педагогической деятельности в целом.
Именно педагог является ключевой фигурой при внедрении в практику
различных
инноваций,
и
для
успешной
реализации
в
новых
условиях
поставленных
перед
ним
задач
должен
обладать
необходимым
уровнем
профессиональной компетентности.
Под
профессиональной
компетентностью
педагога
понимается
совокупность
профессиональных
и
личностных
качеств,
необходимых
для
успешной педагогической деятельности.
Профессионально компетентным является педагог, осуществляющий на
достаточно
высоком
уровне
педагогическую
деятельность,
педагогическое
общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании
обучающихся.
Профессиональная компетентность педагога характеризуется различными
умениями (см. схему 1).
Схема 1
Профессиональная компетентность педагога включает в себя психолого-
педагогическую
компетентность
трех
составляющих
труда
педагога,
позволяющих
достигать
качественных
результатов
в
процессе
обучения
и
воспитания детей:
Профессиональная компетентность педагога
УМЕНИЯ
Строить учебный процесс, направленный на достижение целей образования – выбирать и
предлагать способы педагогической поддержки, создавать условия для проявления
инициативы школьников.
Видеть ученика в образовательной деятельности– предлагать разные способы включения
ученика с ОВЗ в разные виды деятельности в соответствии с особыми образовательными
потребностями.
Создавать образовательную среду и использовать ее возможности – информационные
ресурсы, ИКТ.
Планировать и осуществлять профессиональное самообразование – анализ собственной
деятельности, выбор технологий самообразования.
1) педагогическая деятельность (профессиональные качества педагога);
2) педагогическое общение (коммуникативные свойства педагога);
3) личностное развитие (личные качества педагога).
Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный,
т.к.
в
процессе
педагогической
деятельности
необходимо
постоянное
повышение
профессионализма,
и
каждый
раз
перечисленные
этапы
повторяются,
но
уже
в
новом
качестве.
В
целом,
процесс
саморазвития
обусловлен
биологически
и
связан
с
социализацией
и
индивидуализацией
личности,
которая
сознательно
организует
собственную
жизнь,
а
значит,
и
собственное развитие.
Совершенствование профессиональной компетентности – это развитие
творческой
индивидуальности,
формирование
восприимчивости
к
педагогическим
инновациям,
способностей
адаптироваться
в
меняющейся
педагогической среде.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают
необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е.
его профессиональной компетентности.
В декабре 2014 года Министерством образования и науки Российской
Федерации утвержден федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
от с т а л о с т ь ю
(интеллектуальными нарушениями). Стандарт вступил в силу с 1 сентября 2016
года.
На
сегодняшний
день
образовательным
организациям
очень
важно
правильно организовать свою деятельность по введению данного стандарта.
Введение
федерального
государственного
образовательного
стандарта
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
призвано
обеспечить
развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и
семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.
Наиболее
уязвимой
стороной
введения федерального государственного
образовательного
стандарта
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
является
готовность
педагогических работников. В этой связи одной из актуальных задач является
подготовка учителя, формирование его философской и педагогической позиции,
методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других
компетенций.
Работая
в
новых
условиях,
учитель
должен
работать
над
существенным
изменением
содержания
образования,
предполагающим
включение учебных предметов, отсутствующих при обучении обучающихся с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): «Речь и
альтернативная коммуникация», «Человек» и другие; созданием оптимальных
путей развития; использованием специфических методов и средств обучения;
дифференцированным,
«пошаговым»
обучением;
о бя з ат е л ь н о й
индивидуализацией
обучения;
формированием
элементарных
социально-
бытовых навыков и навыков самообслуживания, организацией взаимодействия
специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающегося, и его
семьи, обеспечивающей особую организацию всей жизни обучающегося (в
условиях организации и дома) и др.
П р и
в в е д е н и и федерального
государственного
образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью необходимо
выстроить
проектную
ступенчатую
модель
с о в е р ш е н с т в о ва н и я
профессиональной компетентности педагога.
Подготовка
каждого
педагога
к
р е а л и за ц и и
федерального
государственного
образовательного
стандарта
образования
обучающихся
с
умственной отсталостью через разработку необходимого учебно-методического
оснащения процесса обучения (рабочих программ, дидактических материалов и
пр.),
а
также
через
совершенствование
профессиональной
компетентности
педагога см.модель).
Модель
Теоретическая готовность к реализации ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными
нарушениями
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ПЕДАГОГА
Практическая готовность к реализации ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными
нарушениями
УМЕНИЯ
Анализ образовательных потребностей педагога
Программа совершенствования профессиональной компетентности
Фомы и виды деятельности
УМЕНИЯ
ГРУППОВАЯ ФОРМА:
- методические объединения;
-проблемные группы;
- деловые игры, тренинги;
ЗНАНИЯ
Диагностика уровня профессиональной компетентности,
профессиональных затруднений в реализации ФГОС образования
обучающихся с интеллектуальными нарушениями
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ФОРМА:
-самоанализ;
- консультации;
- посещение и обсуждение занятий;
- самообразование
КОЛЛЕКТИВНАЯ ФОРМА:
-педсоветы, конкурсы;
- конференции;
- дни открытых дверей;
Ожидаемым
результатом данной
работы
является
профессиональная
готовность
работников
образования
к
реализации
федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью:
обеспечение
оптимального
вхождения
работников
образования
в
систему ценностей современного образования;
принятие идеологии ФГОС;
освоение
новой
системы
требований
к
структуре
адаптированной
основной общеобразовательной программы, результатам её освоения и
условиям реализации, а также системы оценки итогов образовательной
деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями;
овладение
учебно-методическими
и
информационно-методическими
ресурсами, необходимыми для успешного решения задач федерального
государственного
образовательного
стандарта
о б р а з о в а н и я
обучающихся с умственной отсталостью.