Автор: Кемаева Юлия Анатольевна Должность: пДО по изобразительной деятельности Учебное заведение: МАДОУ №140 Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "День Матери" Раздел: дошкольное образование
Введение
Проект творческий, посвящённый Дню Матери.
Последняя
неделя
ноября
в
детском
саду
традиционно
посвящена
Международному Дню Матери.
Вид проекта: творческо-информационный
Краткосрочный (срок выполнения 1 неделя)
Участники
проекта:
педагог
дополнительного
образования
по
ИЗО
деятельности, воспитатель, дети старшей группы, родители.
Актуальность проекта:
В
современном
мире
дети
зачастую
относятся
к
своим
мамам
потребительски. В то же время для любого ребенка дороже и ближе человека,
чем мамочка, нет и не будет. Малыши в детском саду с любовью и нежностью
рассказывают о своих мамочках, бывают, что скучают и даже плачут при
расставании с ними утром. Однако, когда приходит время ухода ребят домой,
из приемной слышатся требования и упреки в сторону мамочек и бабушек,
если они что-то не купили или не выполнили каких-либо других требований
ребенка. Поэтому, идея организации проекта является актуальной и нужной
детям.
В современном мире интерактивности стало все сложнее родителям
заниматься воспитанием детей. Это, в первую очередь, связано с возрастом
(от 18 лет и более) и образовательным статусом родителей, во- вторых с
загруженностью рабочего дня родителей (от 6:00 до 22:00) и в- третьих с
семейным положением (неполная семья, гражданский брак). В результате, на
начальном
этапе
формирования
личности
ребенка,
на
дошкольные
учреждения
возложена
огромная
ответственность
в
работе
с
семьей
в
нравственном, эстетическом, патриотическом и экологическом направлениях.
Воспитание
в
ребенке
любви,
уважения,
чувства
сопереживания
и
взаимопомощи
близкому
человеку
-
маме
является
необходимым
составляющим в нравственном воспитании детей.
Мама – самый главный человек в жизни ребёнка. Развитие отношений
между ребенком дошкольного возраста и матерью имеет большое значение
для развития личности ребенка.
Цель всех мероприятий: Воспитывать уважение к маме, проявлять
заботу о ней. Укреплять, обогащать отношения детей с родителями.
Задачи: Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой, помочь
им выразить своё отношение, любовь к маме. Работа над проектом ведётся в
4 этапа.
Предварительная работа с воспитателем в группе
Чтение сказки «Кукушка» с просмотром слайдов.
Беседа после чтения и просмотра.
Воспитатель:
новые
слова
здесь
были
озвучены
–
это
промочат,
натащат,
пимы,
чум,
малица,
мох
стелется
(одежду
промочат
–
мокрая
одежда, натащат снегу – не вытряхнув обувь от снега, зайти домой, чум –
жилище ненцев, шалаш покрытый шкурами,
пимы – зимняя обувь северных народов, высокие сапоги мехом наружу
из шкур ног оленя, малица - длинная верхняя одежда из оленьих шкур с
капюшоном мехом внутрь и рукавицами мехом наружу.)
Воспитатель: Ребята о ком эта сказка?
Дети: о маме.
Воспитатель: А дети по отношению к матери были внимательны?
Дети: нет, они не послушали мать.
Воспитатель: А вы как бы поступили вместо этих детей?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель:
Послушайте,
пожалуйста,
ребята
ведь
правильно
поступили, они же хотели очень сильно играть, у них не было времени
позаботиться о матери… (наводящие вопросы)
Дети: доказывают, что это не так.
Воспитатель: посмотрите на сюжет, ребята, о чем здесь описывается?
Пересказ сказки «Кукушка»
Воспитатель: какие выводы для себя вы сделали?
Дети:
нужно
быть
воспитанными,
внимательными,
аккуратными
и
любящими свою маму – детьми.
Воспитатель:
замечательно!
Вам
нужно
чаще
радовать
своих
мам
заботой, вниманием, подарками, которые будем делать своими руками.
На 1 этапе проводится беседа «Моя мама – золотая прямо»
Проводит педагог по изобразительной деятельности
Цель: Помочь детям понять как много сил и времени отнимает у матерей
работа по дому. Вызвать у них сочувствие желание помогать. Воспитывать у
детей добрые, нежные чувства к своей маме. Донести детям о важности мамы
в семье. Закрепить знания о маме, как о члене семьи. Воспитывать уважение.
Побудить к диалогу – рассказу «Профессия моей мамы».
Ход занятия
Деятельность воспитателя
Деятельность детей
1.
Введение в тему
Педагог загадывает детям загадку:
Кто любовью согревает,
Всё на свете успевает,
Даже поиграть чуток?
Кто тебя всегда утешет,
И умоет, и причешет,
В щёчку поцелует - чмок?
Вот она всегда какая
Моя ... родная!
30 ноября мы отмечаем замечательный праздник –
(…) ? В этот день мы вспоминаем о самых близких
людях – наших мамах и бабушках, благодаря
которым мы есть и живем…
Д ети
отгадывают
з а г а д к у.
Отвечают на вопрос о празднике,
и
рассматривают
репродукции
картин с изображениями мам и
детей.
Великие художники тоже
когда-то были малышами.
Любовь к своим мамам
они пронесли через всю
жизнь и выразили эту
любовь в своих картинах.
Художник Лукас Кранах
изобразил Мадонну с
младенцем. Посмотрите,
как спокойно и хорошо в
саду ребёнку со своей
мамой. Как она заботливо
придерживает маленького
непоседу.
Очень весело в саду,
С радостью туда иду,
Чтобы целый день играть,
Бегать, петь и танцевать…
Дети слушают и добавляют свои
комментарии по содержанию
картины.
А это картина художника
Бориса Кустодиева, как
думаете он назвал свою
картину? Картина
называется «Утро»,
Дети предлагают свои варианты.
посмотрите, как светло в комнате, какие нежные
краски использовал художник.
А малышу нравится купаться или нет?
С утенком и с мамой нам весело в ванной --
Мы любим купаться , нырять и плескаться!
А после купания любим обтирание --
Завернем в пеленку мокрого утенка,
В полотенце маму, а меня -- в пижаму!
Выслушать ответы детей.
Слово «мама», «мать»
–
о д н о
и з
с а м ы х
древних
на
земле
и
п о ч т и
о д и н а к о в о
з ву ч а т
н а
я з ы к а х
разных народов. Это говорит о том, что все люди
почитают
и
любят
матерей.
Словом
«мать»
называют и свою Родину, чтобы подчеркнуть, что
она по-матерински относится к своим детям.
Что
можно
сказать
об
этой
картине
Огюста
Ренуара?
Как думаете, о чём говорят мама и девочки?
Какое у них настроение?
Дети
отвечают
на
наводящие
вопросы.
Физминутка «Мамины помощники»
Мамы работают на фабриках, заводах, кто-то из мам
работает в каких-то учреждениях, но они еще
справляются с множеством домашних дел. Трудно
маме порой бывает, устает. Если бы вы знали, как
приятно бывает маме, когда сын или дочь
интересуются, как она себя чувствует, не устала ли,
не тяжёлая ли у нее в руках сумка. И если сумка
тяжелая, помогут ее нести. Нужно помогать маме в
домашних делах. А как вы помогаете маме?
Выслушать ответы детей
Дружно маме помогаем,
Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем,
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
Шагают,
высоко
п од н и ма я
колени.
Руки
подняли
вверх,машем
влево-вправо.
Руки
перед
собой,
имитируем
стирку белья.
Поворот на 360*
Бег на месте.
Руки
развели
в
стороны.
И
обнимаем себя крепко-крепко.
Артур Джон Элсли, «Сказка
на ночь»
Когда рождается человек, он
всегда
находится
рядом
с
м а м о й ;
М а м а
-
с а м ы й
б л и з к и й ,
р о д н о й ,
единственный
ч е л о в е к .
Проходит
некоторые
время
м а л ы ш
п о д р а с т а е т
и
произносит
слова
первое
с л о в о
« М а м а » .
М а м а ,
мамочка
-
сколько
тепла,
ласки
носят
эти
слова,
этим
словом
называют
самого
родного,
близкого
человека.
О
чем
рассказывает нам эта картина?
Дети
рассказывают
о
том
что
видят,
и
о
том
что
подсказало
название картины.
Мама — это самый родной, самый любимый, самый
добрый,
самый
ласковый
человек
для
каждого
ребенка. И сколько бы не было вам лет; вам всегда
нужна мама ее ласка, добрый взгляд. Мама всегда
поможет
светом.
У
мамы
самое
верное,
чуткое
сердце. Сейчас каждый, одним словом кажет какая
его мама?
Любимая, добрая, солнышко… и
т.д.
Дать
возможность
каждому
сказать.
Ребята, ваша любовь, внимание и ваша забота к
своей маме будет никогда не забыты. И мамины
глаза будут сиять от радости, и она будет уверена,
что в ее семье растет добрый и внимательный
человек.
В заключении спросить, о чем дети узнали на
сегодняшнем занятии, какие выводы для себя
сделали. Предложить кому-нибудь из детей
прочесть стихотворение, выученное к празднику.
Д е т и
д е л я т с я
с в о и м и
впечатлениями, читают стихи.
На 2 этапе проводится конкурс творческих рассказов детей
«Вот какая моя мама».
Проводит
педагог
группы,
в
оформлении
результатов
участвуют
дети
и
педагог ИЗО.
Цель:
Вызвать
гордость
за
свою
маму.
Побудить
детей
к
рассказу.
Проведение конкурса происходит в группе, проводит педагог группы.
Итог: стенгазета с фотографиями-портретами мам и печатными версиями
рассказов детей.
3 этап Подарки маме своими руками «Открытка – платье»
Актуальность:
Ручной
труд
–
конкретная
занимательная
деятельность,
направленная
на
изготовление
реального
предмета,
который
можно
использовать
в
игровой
деятельности,
развлечениях
и
быту,
играющая
важную роль в процессе развития художественного творчества детей.
Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий и если вначале
неточным движением руки он нередко повреждает поделку, то впоследствии,
в процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность,
а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к
учебной деятельности в школе.
Аппликация - один из самых интересных видов детского творчества. Она
помогает
развивать
у
ребенка
мелкую
моторику,
вкус,
художественные
способности, а также разнообразить тактильный опыт, в случае, если для
аппликаций будет использоваться не только бумага.
Различные
способы
изобразительной
деятельности
увлекают
детей
и
параллельно с этим стимулируют его развитие:
*мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
*пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного
восприятия;
*внимания и усидчивости;
*изобразительных
навыков
и
умений,
наблюдательности,
эстетического
восприятия, эмоциональной отзывчивости;
*формируются навыки контроля и самоконтроля.
Для
выполнения
открытки
выбраны
разные
разные
виды
бумаги,
вата,
различные декоративные элементы.
Задачи
Образовательные
Формировать
у
детей
развитие
познавательных
и
художественных
способностей в процессе художественной аппликации с нетрадиционным
материалом.
Способствовать
интеллектуальному
развитию
детей
через
аппликацию.
Закреплять
умение
работать
ножницами,
пользоваться
кистью,
клеем,
клеёнкой.
Подготавливать
себе
рабочее
место,
экономно
расходовать
материал, работать аккуратно, закончив работу, убирать своё рабочее место.
Закрепить теоретические знания в практической деятельности.
Воспитывать интерес к творчеству, любовь к ручному труду.
Развивающие
Развивает художественное воображение и эстетический вкус.
Развивает конструктивное мышление – зачастую, во время работы ребенку
необходимо из частей собрать целое.
Развивать
художественное
воображение
и
эстетический
вкус.
Развивать
конструктивное мышление – зачастую, во время работы ребенку необходимо
из
частей
собрать
целое.
Развивать
мелкую
моторику
и
тактильные
ощущения, особенно, если помимо бумаги используются другие материалы.
Помогает выучить цвета и формы.
Материалы для занятия
Демонстративный материал:
Иллюстрации с изображением различных моделей платьев;
Иллюстрации с изображением профессий модельер и дизайнер одежды,
швея;
Образцы вариантов украшения платьев
Инструменты:
Ножницы, простой карандаш, клей ПВА, клей-карандаш
Материалы
Шаблоны платьев для «выкройки»;
бумага
тонированная,
обрезки
цветной
бумаги,
гофрированной
бумаги,
элементы декора (формы нарубленные фигурным дыроколом);
восковые мелки
Ход занятия
Деятельность воспитателя
Деятельность детей
Введение в тему
Платьев у мамы, ну прямо не счесть.
Синее есть, и зелёное есть,
Есть голубое с большими цветами -
Каждое служит по-своему маме.
В этом уходит она на работу,
В этом в театр, и в гости идёт,
В этом сидит, занята чертежами.
Каждое служит по-своему маме.
Брошен небрежно, на спинку кровати
Старый, потрёпанный мамин халатик.
Я подаю его бережно маме,
А почему - догадаетесь сами:
Если наденет халатик цветной,
Значит, весь вечер - пробудет со мной.
Ваши мамы, ребята, тоже большие модницы.
И, наверное, у каждой есть любимое нарядное
платье?
Приложение №1
Дети
слушают
стихотворение
и
рассматривают иллюстрации с разными
вариантами «маминых нарядов»
Выслушать ответы детей.
Конечно же, ни одна модница – красавица не
откажется от нового красивого платья.
Ребята, а кто создаёт красивую одежду?
Приложение №2
Сегодня, друзья мои, я предлагаю вам, стать
дизайнерами, и придумать для мамы новую
модель платья.
Посмотрите
какая
красота
может
у
нас
сегодня получиться.
Приложение №3
Модельеры,
дизайнеры
одежды,
шьют
одежду мастера в швейных ателье.
Д е т и
р а с с м ат р и в а ю т
в а р и а н т ы
украшения платья.
Физминутка.
Предложить детям выполнить лёгкую разминку перед началом работы.
Покажите все ладошки,
И похлопайте немножко
Хлоп- хлоп- хлоп, Хлоп- хлоп- хлоп.
На меня теперь смотрите
Точно всё вы повторите.
Раз-два-три, раз-два-три.
А теперь покажем ножки,
И потопаем немножко.
Топ-топ-топ, Топ-топ-топ.
Покажи мне ручки, ножки,
Ими поиграй немножко
Раз-два-три, раз-два-три.
(подняв
руки
над
головой,
вращаем
кистями, "фонарики")
( д е л а е м
л ю б о е
д в и ж е н и е )
(произвольные
движения
руками
и
ногами)
Сюрпризный момент
Создавать модель платья мы будем с помощью
аппликации?
Какие нам для этого могут понадобиться
материалы?
Обращает внимание на коробку (в коробке
жесткая кисточка, клей-карандаш, обрезки
цветной бумаги, клей ПВА восковые
карандаши), ватные диски.
Показывает материалы и выявляет знания о
художественных
материалах
и
способах
использования.
Но ещё нам понадобятся очень интересные
детали из которых вы создадите невероятное
по красоте платье (показать детям шкатулку с
«Сюрпризом»
-
формы
н а рубл е н н ы е
фигурным дыроколом)
Приложение №4
Рассматривают материалы, называют их
и отвечают на вопросы:
-для чего нужен этот инструмент
(ножницы)?
-что в этом цилиндре? (клей)
-почему кисточка жёсткая?
- д л я
ч е го
в
ап п л и ка ц и и
м о г у т
понадобиться
восковые
мелки?
(для
дорисовки)
Подготовка к художественной деятельности
- Показывает прием «выкройки платья»
- Объясняет этапы украшения платья
(приклеивание кружева, декора, создание
узора из готовых деталей)
-
Показывает
прием
«дорисовки»
принта
платья восковыми мелками
Слушают и повторяют приемы,
Придумывают
собственный
вариант
украшения.
Практическая работа
Дополнительно
показывает
иллюстрации,
рисунки
моделей
платьев,
с о в е т у е т,
напоминает, хвалит и т.д.
Выполняют работу.
Создают собственные детали декора.
Индивидуальная работа.
Подведение итога
Оформляет выставку. Учит анализировать
поделки
- Расскажите о своей модели платья, какое
оно? На какой праздник мама его наденет?
Хвалит детей.
Отвечают на вопросы:
-
Определите
самое
нарядное
платье,
самое
яркое,
самое
скромное,
самое
строгое и др. и почему вы так считаете?
Рассказывают историю про свою модель
платья (какое оно, куда в нём можно
пойти, для какого времени года создана
модель?)
Приложение №1
Приложение №2
Художник – модельер
Модельер – дизайнер одежды
Швея
Приложение №4
Порядок выполнения работы
Предоставить детям, на выбор,
разные шаблоны платья. И тонированную
бумагу на выбор.
Согнуть лист бумаги пополам, приложить шаблон платья плечиками к линии
сгиба и обвести простым карандашом.
Вырезать платье по контуру.
Так как лист бумаги двухсторонний, порекомендовать детям «вывернуть»
платье, чтобы не было видно контурную линию от карандаша.
Детям,
так
же,
на
выбор
предоставляется
различный
материал:
бросовый(обрезки
бумаги,
фантики,
ватные
диски,
и
самое
главное
«вырубленные» формы – кружева, цветы, листья, бабочки и пр.
Л
Лучше всего использовать клей-карандаш или очень густой клей ПВА, чтобы
не мокла бумага.
Для
большей
заинтересованности
детей,
приготовить
такой
раздаточный
материал, как вешалка - «плечики». Когда открытка будет готова, дети смогут
повесить её на заготовку.
Можно предложить детям не просто красиво украсить платье, но и создать
сезонные модели 6 платье для зимнего бала, платье-осень, весеннее платье…
Для зимнего варианта используем ватные диски. И блестящие фантики от
конфет.
Необходимые формы и детали дети могут вырезать сами.
Готовые
платья
«вешаем
на
плечики»,
внутрь
открытки
можно
вклеить
листочек с стихотворением, или ребёнок сам пишет мелками «МАМЕ ОТ …»
День Матери
В далёком, чистом и безгрешном детстве,
Шажок за шагом совершая путь,
Мы хныкали: «Мамуля, дай мне ручку»,
Чтоб лужу или ямку обогнуть.
И обхватив ручонками ладошку,
За пальчики счастливо теребя,
Мы, забывали обо всём на свете,
Всецело полагаясь - НА ТЕБЯ!
Промчались годы, дети повзрослели,
Стал твёрже шаг, суровее стал взгляд,
Но нет руки надёжней и теплее,
Чем та, что нас водила в детский сад.
И часто по-над пропастью шагая,
Иль прозябая в горьком тупике,
Спокойна я, лишь потому, что знаю –
Ты, МАМОЧКА – всегда поможешь мне!
Когда порою жизнь устроит взбучку,
И обручем стальным мне сдавит грудь,
Шепчу, как в детстве:
«МАМОЧКА! ДАЙ РУЧКУ»,