Напоминание

Презентация книги О.Волкова "Погружение во тьму"


Автор: Козлачкова Галина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ №1
Населённый пункт: г.Сердобск, Пензенской области
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Презентация книги О.Волкова "Погружение во тьму"
Раздел: среднее образование





Назад





Урок литературы в 11 классе.
Презентация книги О.В.Волкова « Погружение во тьму.
Волков О.В. –
писатель, журналист и его Главная книга: «Погружение во тьму». Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. Цель урока: 1. Познакомить учащихся с жизнью О.В. Волкова и его книгой; воспоминаниями; 2. Раскрыть силу и мужество главного героя романа.
Вступительное слово учителя.
Биографическая справка, сделанная его женой Маргаритой Сергеевной. «Олег Васильевич Волков родился в январе 1900 г. в благополучной интеллигентной семье в Санкт-Петербурге, сохранившей связи с деревней: летом семья жила в небольшом отцовском имении под Торжком, в Тверской губернии. Отец был членом правления Русско- Английского банка, с 1914 г. стал директором правления Русско- Балтийских заводов. Сыновей своих не отдавал в казенную гимназию, а в частное Тенишевское Коммерческое училище. Семья была большая: у Олега Васильевича было 4 брата и 2 сестры. Языкам обучались не только в школе, но и дома: с матерью, принадлежавшей к известной семье Лазаревых, давшей России сем адмиралов, в том числе прославившегося флотоводца Михаила Петровича, участника Наваринского сражения, строителя Черноморского флота. С матерью дети разговаривали только по-французски. Немецкому языку обучала немка-гувернантка, уроки английского языка давала репититорша-англичанка. До германской войны мать со старшими детьми ездила иногда за границу. Благополучно и традиционно текла жизнь семьи до рубежа 17 года. Весной поступил Олег в Петроградский университет, но учиться в нем не пришлось. Развертывающиеся события побудили семью переждать тревожное время в деревне. Отец, предупрежденный об аресте, уехал к другу к генералу Кривошеину (позже эмигрировавший),в 1919 г. скоропостижно скончался. Спохватились ууездные власти, допустившие проживание помещичьей семьи в уезде на 3-ем году революции. Родственники разъехались. Не имея специальности, использовал свой единственный багаж – знание иностранных языков: сделался переводчиком, давал уроки. Работал в миссии Нансена, «АРА» - Американской Благотворительной Организации, помогавших голодающим губерниям, был переводчиком у американских корреспондентов. Затем устроился в греческое посольство; на нем и оборвалась карьера переводчика. В феврале 1928 года был арестован, чем было положено начало его 28-летнего странствия по островам архипелага ГУЛАТ: Соловки, Ухта, Красноярск – в промежутках тюрьмы и ссылки.
Реабилитация и возвращение в Москву произошли в 1955 году. Приходилось начинать жизнь на пустом месте, устраивать все заново на 56-ом году жизни: на вооружении по-прежнему - одно знание языков, подкрепленное опытом длинной череды лет борьбы за выстаивание и выживание. Издательства охотно распахивали двери переводчику – О.В. выполнял заказы на переводы, комментарии к произведениям, предисловия, переводил на французский язык Короленко, А.Толстого, Михалкова, на русский – французских классиков и современных писателей. И родились первые пробы – самостоятельные рассказы и очерки, посвященные тайге и охоте. Спустя 3 года - в 1958 году, Волков становится членом Союза писателей. Его книги и очерки стали выходить довольно регулярно, вместе с публицистикой, посвященной защите природы. И потихоньку, без огласки начала составляться главная книга – воспоминания о лагерных скитаниях.»
Вступительное слово учителя
. Сегодня на уроке мы поговорим с вами об одном великом, на мой взгляд, человеке и его книге «Погружение во тьму». Имя этого человека Иван Васильевич Волков. А эпиграфом к нашему разговору я беру слова О.В. Волкова: «Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью» Когда у вас состоялось первое знакомство с книгой, кто-то спросил из вас: «Что это? Погружение во тьму?» Теперь я вам отвечу: «Нет. Это – восхождение к свету». Давайте попробуем это доказать. Продолжить знакомство с жизнью и взглядами писателя нам помогут: В роли писателя Волкова: В роли журналиста: Вопрос: Ответ:
Слово учителя
. Книга О. Волкова – духовное завещание молодым: Поговорим же об этом завещании. Многие страницы хочется прочитать вслух. Но, увы… Остановимся на отдельных эпизодах. А) «Деды» - Б) «Стоп-кадр» - В) «Горстка праха» - 4.
Вопросы
: 1) Какое впечатление произвело на вас услышанное? 2) Какие еще эпизоды запомнились вам? (Случай с сектантами, стр. 19, роман) 3) Хочется читать такую книгу? Страшно? Лучше не знать? Как думает каждый?
(Идет обмен мнениями) 4) В чем ценностью книги? - В ее достоверности. Мы становимся как бы невольными ее свидетелями. ( Сцена ареста) - В показе страшной беспощадной правды. (голос пожилой крестьянки) - Можно много приводить таких примеров. Но вспомним лишь имена, так дорогие и близкие писателю. Кого вы запомнили из сокамерников и солагерников автора? - Кого запомнили мы в ряду не покорившихся обстоятельствам, отчаянных, незаметных, но смелых, в ряду подвижников? - Как вы считаете, идея книги так же мрачна и беспросветна, судя по заглавию книги? Или есть и другой взгляд? - Если у автора нет веры в будущее, в торжество справедливости – стоило ли браться за перо? (Споры ребят)
Вывод:
Теперь мы вместе подходим к тому, с чего начинали, к противопоставлению: «Погружение во тьму – это восхождение к свету». 6. Зачитать цитаты из писем, пришедших О. В. Волкову от читателей его воспоминаний.
Вывод:
Письма эти страстные, открытые, нередко исповедальные, искренние, как и сама книга Волкова. Она вызывает удивление, потрясение, она врачует, очищает душу. В каждом письме – об уроках книги, уроках правды и человечности, уроках чести и интеллигентности, достоинства и товарищества, стойкости и любви, прощения и милосердия, терпения и глубокой веры, уроках истории и памяти. Чем же покорила книга читателей? Огромное ее достоинство в правдивости, простоте и искренности рассказанного («верность каждому слову»), в ее особенности пробуждать душу, вызывать отклик на испытанное автором и персонажами его повествование («переживаешь, сочувствуешь, ненавидишь»). Восхитили, вызвали преклонение духовность писателя, его мужество и воля, его интеллигентность – качество почти утраченное, его гражданский подвиг, жизненная позиция, литературный талант. «Знаете ли Вы, Олег Васильевич, что для нас всех ваша книга? Зрение – для незрячего. Глоток свежего воздуха – задыхающемуся. Небо и живительная влага. Для сирых, убогих и обездоленных, полураздавленных – Маяк и Мечта, Надежда и Вера. Можно жить и нужно работать – вот что такое для меня Ваша книга. Низкий Вам за нее поклон!»
7. И закончить наш разговор мне хочется словами русского философа и публициста Ивана Александровича Ильина. «Кто-то жил, любил и страдал, и наслаждался, думал, желал, - надеялся и отчаивался. И захотелось (нам) ему поведать нам о чем-то таком, что для всех нас важно, что нам необходимо духовно увидеть, продумать и усвоить. Значит – что-то значительное о чем-то важном и драгоценном. И вот он начал отыскивать верные образы, ясно – глубокие мысли и точные слова. Это было нелегко, удавалось не всегда и не сразу. Ответственный писатель вынашивает свою книгу долго: годами, иногда – всю жизнь… отдает ей свои лучшие силы, свои вдохновенные часы; болеет ее темою и «исцеляется писанием». Ищет сразу и правды, и красоты, и точности (по слову Пушкина), и верного стиля, и верного ритма, и все для того, чтобы рассказать, не искажая, видение своего сердца… Наконец, произведение готово…и уходит к читателю, неизвестному, далекому… уходит без него, без автора… И вот мы, читатели, боремся за эту книгу. Перед нами…» - Я обрываю здесь размышления И. А. Ильина, чтобы дать вам возможность продолжить их применительно к книге Волкова «Погружение во тьму». Фоном к уроку музыка Баха Месса Си Минор и Шуберта AVE Maria/ Литература к уроку: Презентация книги. Роман-газета №6 1990 г. Н. Л. Крупина, Н. А. Соснина «Сопричастность времени» 1992 г. Из опыта работы. Литература в школе. №5 1991 г.


В раздел образования