Автор: Козлачкова Галина Александровна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МОУ СОШ №1 Населённый пункт: г.Сердобск, Пензенской области Наименование материала: Конспект урока Тема: Презентация книги О.Волкова "Погружение во тьму" Раздел: среднее образование
Урок литературы в 11 классе.
Презентация книги О.В.Волкова « Погружение во тьму.
Волков О.В. – писатель, журналист и его Главная книга:
«Погружение во тьму».
Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.
Цель урока: 1. Познакомить учащихся с жизнью О.В. Волкова и его книгой;
воспоминаниями;
2. Раскрыть силу и мужество главного героя романа.
Вступительное слово учителя.
Биографическая справка, сделанная его женой Маргаритой Сергеевной.
«Олег Васильевич Волков родился в январе 1900 г. в благополучной
интеллигентной семье в Санкт-Петербурге, сохранившей связи с
деревней: летом семья жила в небольшом отцовском имении под
Торжком, в Тверской губернии. Отец был членом правления Русско-
Английского банка, с 1914 г. стал директором правления Русско-
Балтийских заводов. Сыновей своих не отдавал в казенную гимназию, а в
частное Тенишевское Коммерческое училище. Семья была большая: у Олега
Васильевича было 4 брата и 2 сестры. Языкам обучались не только в
школе, но и дома: с матерью, принадлежавшей к известной семье
Лазаревых, давшей России сем адмиралов, в том числе прославившегося
флотоводца Михаила Петровича, участника Наваринского сражения,
строителя Черноморского флота. С матерью дети разговаривали только
по-французски. Немецкому языку обучала немка-гувернантка, уроки
английского языка давала репититорша-англичанка. До германской войны
мать со старшими детьми ездила иногда за границу.
Благополучно и традиционно текла жизнь семьи до рубежа 17 года. Весной
поступил Олег в Петроградский университет, но учиться в нем не
пришлось. Развертывающиеся события побудили семью переждать
тревожное время в деревне. Отец, предупрежденный об аресте, уехал к
другу к генералу Кривошеину (позже эмигрировавший),в 1919 г.
скоропостижно скончался. Спохватились ууездные власти, допустившие
проживание помещичьей семьи в уезде на 3-ем году революции.
Родственники разъехались. Не имея специальности, использовал свой
единственный багаж – знание иностранных языков: сделался
переводчиком, давал уроки. Работал в миссии Нансена, «АРА» -
Американской Благотворительной Организации, помогавших голодающим
губерниям, был переводчиком у американских корреспондентов. Затем
устроился в греческое посольство; на нем и оборвалась карьера
переводчика. В феврале 1928 года был арестован, чем было положено
начало его 28-летнего странствия по островам архипелага ГУЛАТ:
Соловки, Ухта, Красноярск – в промежутках тюрьмы и ссылки.
Реабилитация и возвращение в Москву произошли в 1955 году. Приходилось
начинать жизнь на пустом месте, устраивать все заново на 56-ом году
жизни: на вооружении по-прежнему - одно знание языков, подкрепленное
опытом длинной череды лет борьбы за выстаивание и выживание.
Издательства охотно распахивали двери переводчику – О.В. выполнял
заказы на переводы, комментарии к произведениям, предисловия,
переводил на французский язык Короленко, А.Толстого, Михалкова, на
русский – французских классиков и современных писателей. И родились
первые пробы – самостоятельные рассказы и очерки, посвященные тайге
и охоте. Спустя 3 года - в 1958 году, Волков становится членом Союза
писателей. Его книги и очерки стали выходить довольно регулярно,
вместе с публицистикой, посвященной защите природы. И потихоньку,
без огласки начала составляться главная книга – воспоминания о лагерных
скитаниях.»
Вступительное слово учителя .
Сегодня на уроке мы поговорим с вами об одном великом, на мой взгляд,
человеке и его книге «Погружение во тьму». Имя этого человека Иван
Васильевич Волков. А эпиграфом к нашему разговору я беру слова О.В.
Волкова:
«Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью»
Когда у вас состоялось первое знакомство с книгой, кто-то спросил из вас:
«Что это? Погружение во тьму?» Теперь я вам отвечу: «Нет. Это –
восхождение к свету».
Давайте попробуем это доказать.
Продолжить знакомство с жизнью и взглядами писателя нам помогут:
В роли писателя Волкова:
В роли журналиста:
Вопрос:
Ответ:
Слово учителя .
Книга О. Волкова – духовное завещание молодым: Поговорим же об этом
завещании. Многие страницы хочется прочитать вслух. Но, увы…
Остановимся на отдельных эпизодах.
А) «Деды» -
Б) «Стоп-кадр» -
В) «Горстка праха» -
4. Вопросы :
1) Какое впечатление произвело на вас услышанное?
2) Какие еще эпизоды запомнились вам?
(Случай с сектантами, стр. 19, роман)
3) Хочется читать такую книгу? Страшно? Лучше не знать? Как думает
каждый?
(Идет обмен мнениями)
4) В чем ценностью книги?
- В ее достоверности. Мы становимся как бы невольными ее свидетелями.
(
Сцена ареста)
- В показе страшной беспощадной правды.
(голос пожилой крестьянки)
- Можно много приводить таких примеров. Но вспомним лишь имена, так
дорогие и близкие писателю. Кого вы запомнили из сокамерников и
солагерников автора?
- Кого запомнили мы в ряду не покорившихся обстоятельствам, отчаянных,
незаметных, но смелых, в ряду подвижников?
- Как вы считаете, идея книги так же мрачна и беспросветна, судя по
заглавию книги? Или есть и другой взгляд?
- Если у автора нет веры в будущее, в торжество справедливости – стоило ли
браться за перо?
(Споры ребят)
Вывод: Теперь мы вместе подходим к тому, с чего начинали, к
противопоставлению: «Погружение во тьму – это восхождение к свету».
6. Зачитать цитаты из писем, пришедших О. В. Волкову от читателей его
воспоминаний.
Вывод: Письма эти страстные, открытые, нередко исповедальные,
искренние, как и сама книга Волкова. Она вызывает удивление, потрясение,
она врачует, очищает душу. В каждом письме – об уроках книги, уроках
правды и человечности, уроках чести и интеллигентности, достоинства и
товарищества, стойкости и любви, прощения и милосердия, терпения и
глубокой веры, уроках истории и памяти.
Чем же покорила книга читателей? Огромное ее достоинство в правдивости,
простоте и искренности рассказанного («верность каждому слову»), в ее
особенности пробуждать душу, вызывать отклик на испытанное автором и
персонажами его повествование («переживаешь, сочувствуешь,
ненавидишь»). Восхитили, вызвали преклонение духовность писателя, его
мужество и воля, его интеллигентность – качество почти утраченное, его
гражданский подвиг, жизненная позиция, литературный талант.
«Знаете ли Вы, Олег Васильевич, что для нас всех ваша книга?
Зрение – для незрячего.
Глоток свежего воздуха – задыхающемуся.
Небо и живительная влага.
Для сирых, убогих и обездоленных, полураздавленных – Маяк и Мечта,
Надежда и Вера.
Можно жить и нужно работать – вот что такое для меня Ваша книга.
Низкий Вам за нее поклон!»
7. И закончить наш разговор мне хочется словами русского философа и
публициста Ивана Александровича Ильина.
«Кто-то жил, любил и страдал, и наслаждался, думал, желал, - надеялся и
отчаивался. И захотелось (нам) ему поведать нам о чем-то таком, что
для всех нас важно, что нам необходимо духовно увидеть, продумать и
усвоить. Значит – что-то значительное о чем-то важном и драгоценном.
И вот он начал отыскивать верные образы, ясно – глубокие мысли и
точные слова. Это было нелегко, удавалось не всегда и не сразу.
Ответственный писатель вынашивает свою книгу долго: годами, иногда
– всю жизнь… отдает ей свои лучшие силы, свои вдохновенные часы;
болеет ее темою и «исцеляется писанием». Ищет сразу и правды, и
красоты, и точности (по слову Пушкина), и верного стиля, и верного
ритма, и все для того, чтобы рассказать, не искажая, видение своего
сердца… Наконец, произведение готово…и уходит к читателю,
неизвестному, далекому… уходит без него, без автора…
И вот мы, читатели, боремся за эту книгу. Перед нами…»
- Я обрываю здесь размышления И. А. Ильина, чтобы дать вам возможность
продолжить их применительно к книге Волкова «Погружение во тьму».
Фоном к уроку музыка Баха Месса Си Минор и
Шуберта AVE Maria/
Литература к уроку:
Презентация книги.
Роман-газета №6 1990 г.
Н. Л. Крупина, Н. А. Соснина «Сопричастность времени» 1992 г. Из
опыта работы.
Литература в школе. №5 1991 г.