Напоминание

"Транспортные пути организма"


Автор: Рябикова Наталья Владимировна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: Ракшинский филиал МБОУ Большекуликовской СОШ
Населённый пункт: с. Ракша
Наименование материала: конспект урока биологии 8 класс
Тема: "Транспортные пути организма"
Раздел: полное образование





Назад




Ракшинский филиал МБОУ Большекуликовской СОШ


Разработка урока

«Дороги жизни»

по теме «Кровеносная система человека» в 8 классе



Автор:

Рябикова Наталья Владимировна

учитель биологии первой

квалификационной категории
2016г
Цель урока: *раскрыть суть и значение процессов кровообращения и лимфообращения. Задачи: *вспомнить особенности строения кс животных; *рассмотреть строение сердца человека; *изучить особенности строения органов кровообращения человека ; *рассмотреть направления движения крови и ее превращения в организме человека; *выяснить зависимость работы кс от влияния факторов окружающей среды; *выявить взаимосвязь биологических процессов с химическими и физическими; *продолжить формирование умения работать с текстом и рисунками , заполнять сравнительные таблицы. Тип урока: комбинированный Вид урока: урок – презентация с элементами беседы Приложение: презентация 1.Оргмомент Приветствие. Здравствуйте ребята! Постановка цели и задачи урока. Сегодня мы с вами присутствуем на уроке, посвященном дороге жизни(слайд 1). Как вы думаете, а что подразумевается под этими словами? Что называют дорогой жизни? Почему? Ответ: - кровеносные сосуды или кровеносную систему, которая разносит кровь, содержащую питательные вещества и кислород, к органам. Учитель: давайте разберем слово кровеносная по составу(ученик у доски). Получаем: сосуды, несущие кровь.(система сосудов , несущих кровь по организму). Ребята, каков тип кс у человека? - замкнутая, т.е. кровь движется только по сосудам. - с какими животными и в чем наблюдается сходство кс человека? - у млекопитающих кс замкнутая, состоит из 4-х камерного сердца и 2-х кругов кровообращения. Слайд 2 и 3
-именно изучению сущности и значения кровообращения посвящен наш урок Наши задачи: (Слайд 4 ) *рассмотреть строение сердца *изучить особенности строения органов кровообращения; *рассмотреть направления движения крови и ее превращения в организме человека; *выяснить зависимость работы кс от влияния факторов окружающей среды; *выявить взаимосвязь биологических процессов с химическими и физическими процессами; *продолжить формирование умения работать с текстом и рисунками заполнять сравнительные таблицы Итак, у нас в гостях кровеносная система. Слайд 5 2.Актуализация знаний: Здравствуйте! Я ваша кровеносная система! Я есть- основа бытия несу я кислород до каждой клеточки, а с ним питательные вещества. Я ваш хранитель –и лишь только какой-то вирус внутрь вас попадет спешу скорей его я уничтожить пути он к размноженью не найдет На этом не кончаются мои заботы должна уборку я произвести и унести весь мусор растворенный очистить ваше тело для души. Еще я контролирую работу всех органов, что в теле есть и наконец последняя забота – не дать вам охладеть или сгореть.
О каких функциях кс идет речь?

Слайд 6

Я- это сердце, что из камер состоит В предсердия кровь из органов по венам поступает. В желудочки выталкивается уже из них , Ну ,а затем по артериям гуляет. Учитель: - давайте вспомним, используя изображение слайда, как устроено сердце человека.
Слайд 7
Я- множество сосудов, Каждый-русло речушки или ручейка Как их зовут, ответьте сами……(Вена, артерия и капилляр) Учитель: - каково назначение каждого из этих сосудов? Чем отличаются они между собой? как связано строение каждого из них с выполняемыми функциями?
Слайд 8
Есть у меня сестра - моя помощница она Рождена была из плазмы - а лицом совсем светла угадайте кто она Учащиеся рассказывают о лимфатической системе
Слайды 9-12
Рассказ учителя об истории открытия кругов кровообращения Есть истины, которые сегодня, с высот наших знаний, кажутся совершенно очевидными, и трудно предположить даже, что было время, когда люди не знали их, а, обнаружив, еще спорили о чем-то Одна из таких истин — большой круг кровообращения в живых организмах — рождалась особенно мучительно и трудно.
Испанский врач Мигель Сервет в своем сочинении уделил несколько страниц кровообращению описал открытый им малый круг кровообращения. В том же 1553 году церковники сожгли его как «богоотступника» вместе с написанной им «еретической» книгой, и лишь три экземпляра не попали в протестантский костер, который испепелил в Женеве ее автора. Поистине семь кругов ада прошли те, кто пришел к кругу кровообращения. Их было несколько, этих мужественных первопроходцев, которым люди поставили памятники: в Мадриде — Мигелю Сервету, в Болонье — Карло Руини, в Пизе — Андреа Чезальпино, в Англии — Вильяму Гарвею, — тому, кто поставил последнюю точку  Еще Гиппократ - отец медицины, и Аристотель - крупнейший греческий мыслитель, жившие почти 2500 лет назад, интересовались вопросами кровообращения и изучали его. Венозные и артериальные кровеносные сосуды они представляли как две самостоятельные системы, не соединенные между собой. Считалось, что кровь движется только по венам, в артериях же находится воздух..  Римский исследователь и врач Клавдий Гален (130—200) экспериментально доказал, что кровь движется сердцем и по артериям, и по венам.После Галена вплоть до ХVII века считали, что кровь из правого предсердия попадает в левое каким-то образом через перегородку.  В 1628 году английский физиолог, анатом и врач Уильям Гарвей (1578 — 1657 г.) опубликовал свой труд «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных», в котором впервые в истории медицины экспериментально показал, что кровь движется от желудочков сердца по артериям и возвращается к предсердиям по венам. Им была построена современная схема кровообращения человека и других млекопитающих, включающая два круга . Невыясненным оставался вопрос о том, как кровь попадает из артерий в вены.  Марчелло Мальпиги  50 лет спустя открыл капилляры —звено кровеносных сосудов, которое соединяет артерии и вены, — и таким образом завершил описание замкнутой сосудистой системы
слайд 13
Малый круг кровообращения (демонстрируется видеофильм) и учащиеся повторяют путь крови по малому кругу ко.
Слайд 14
Большой круг кровообращения (демонстрируется видеофильм) и учащиеся повторяют путь крови по БККО

Слайд 15
Физкультминутка: ребята , мы засиделись с вами. Устали глаза, спина. Поднимите глаза к звездному небу, выберите самую яркую звезду, протяните руки и сорвите звезду. Повернитесь к партнеру по парте и подарите ему звезду.
Слайд 16
Задание : заполните таблицу «Ток крови в ККО»
Слайд 17
Обменяйтесь с соседом по парте тетрадями и проверьте правильность заполнения таблицы, сверяя с таблицей на слайде.
Слайд 18
Учитель – ребята, какие виды явлений(процессов) вы знаете? К какому из них относится процесс кровообращения?
Процесс

кровообращения
Биологический Протекает в живых организмах и поддерживает его существование
Химический

Превращение

гемоглобина

В оксигемоглобин и

карбоксигемоглобин

Физический

Осуществляется

физи-

ческими процессами :

диффузией, силой

тяжести, разницей

давлений

Слайд 19

Лабораторная работа

Класс делится на 2 группы .

Задание 1-й группы: поднимите одну руку вверх, а другую опустите вниз.

Через минуту положите обе руки на стол и сравните их цвет. Почему одна рука

бледная, другая – красная?

Задание 2-й группы: перетяните палец на руке резинкой. Что происходит через

минуту? Почему палец покраснел и отек?

Слайд 20

Отек вызван не только скоплением крови в венозных капиллярах, но и скоплением лимфы в лимфатических капиллярах и тканевой жидкости. Откройте § 21 стр 108 абзац 2 ,прочтите материал о деятельности лимфатической системы.
Слайд 21

Проверка усвоения материала

Карточка 1. (для I варианта). Вставьте пропущенные слова.

Малый круг кровообращения начинается в _____________ желудочке.

Из _________ кровь по легочным артериям поступает в __________.

Здесь происходит ____________. Кровь отдает _________ и насыщается

кислородом. По легочным венам она поступает в _________ предсердие.

В малом круге кровообращения по артериям течет __________ кровь, по

венам ________ кровь.

Карточка 2. (для II варианта). Вставьте пропущенные слова.

Большой круг кровообращения – это путь крови из _________ через

________ в ____________.

По большому кругу кровь проходит за ________. Кровь отдает _________

и насыщается ___________. По артериям большого круга течет ________

кровь, по венам - __________ кровь.

Слайд 22

Домашнее задание

Слайд 23
Ну что же пришло время прощаться. Осталось сказать: Пока живу я – живы вы, Пока вы живы – я живу. Вам показалась я проста? Неправда это- и в доказательство есть факты у меня!!!!!! Капилляр в 50 раз тоньше человеческого волоса. Этими сосудиками усеяно все человеческое тело, и если их вытянуть в одну линию, то общая длина у взрослого человека составит 100 тысяч километров? Это при длине каждого капилляра 0,5 миллиметра.Диаметр эритроцита равен всего 0,007 миллиметра. Через просвет капилляра — мельчайшего сосудика, равного 0,008 миллиметра, может пройти только одно кровяное тельце — эритроцит
В одном кубическом миллиметре крови насчитывается 4,5—5 миллионов эритроцитов, а в 5 литрах крови, содержащихся в человеческом организме,— около 25 триллионов. Емкость кровеносной системы (артерий, вен, капилляров) значительно больше общего объема крови в организме." Кровь не заполняет нашу кровеносную систему до краев, а с большим или меньшим постоянством находится лишь в какой-то части организма, оставляя значительную долю сосудистой системы ПУСТОЙ. Нобелевский лауреат в области медицины доктор Алексис Каррель (США) подсчитал, что для полного заполнения кровеносной системы потребуется 200 000 литров крови, т.е. по 2 литра крови на один километр, тогда как наш организм располагает лишь 5-7 литрами!
Комедии улучшают кровообращение человека
В США медицинский журнал Heart опубликовал результаты исследования, которые свидетельствует, что просмотр комедий позитивно воздействует на систему крово- обращения человека. Эксперимент заключался в следующем: были созданы 2 группы испытуемых, состоя- щих из молодых и здоровых людей. Первая группа смотрела только серьезные и страшные фильмы (в частности спилберговский «Спасти Рядового Райана»), вторая - комедии (в том числе новый фильм «Кое-что о Мэри»). Испытуемые не могли пить алкогольные напитки, заниматься физическими упражнениями, принимать витамины - то есть, были полностью исключены фак- торы, которые влияют на кровообращение. Измерения, проведенные перед прос- мотром и сразу после него, показали, что у 14 из каждых 20 зрителей страшных фильмов, мощь кровопотока снижалась.. При этом кровообращение усиливалось у 19 из каждых 20 людей, смотревших комедии. Авторы исследования считают, что эффект от просмотра смешного фильма сопоставим с эффектом сеанса аэробики. Ток крови МККО БККО В каком отделе сердца начинается В каком отделе сердца заканчивается Где располагаются капилляры Где осуществляется газообмен Какая кровь движется по артериям Какая кровь движется по венам Время движения


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники