Автор: Рябикова Наталья Владимировна Должность: учитель биологии Учебное заведение: Ракшинский филиал МБОУ Большекуликовской СОШ Населённый пункт: с. Ракша Наименование материала: конспект урока биологии 8 класс Тема: "Транспортные пути организма" Раздел: полное образование
квалификационной категории
2016г
Цель урока:
*раскрыть суть и значение процессов кровообращения и лимфообращения.
Задачи:
*вспомнить особенности строения кс животных;
*рассмотреть строение сердца человека;
*изучить особенности строения органов кровообращения человека ;
*рассмотреть направления движения крови и ее превращения в организме
человека;
*выяснить зависимость работы кс от влияния факторов окружающей среды;
*выявить взаимосвязь биологических процессов с химическими и физическими;
*продолжить формирование умения работать с текстом и рисунками , заполнять
сравнительные таблицы.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок – презентация с элементами беседы
Приложение: презентация
1.Оргмомент
Приветствие. Здравствуйте ребята!
Постановка цели и задачи урока. Сегодня мы с вами присутствуем на уроке,
посвященном дороге жизни(слайд 1). Как вы думаете, а что подразумевается под
этими словами? Что называют дорогой жизни? Почему?
Ответ: - кровеносные сосуды или кровеносную систему, которая разносит кровь,
содержащую питательные вещества и кислород, к органам.
Учитель: давайте разберем слово кровеносная по составу(ученик у доски).
Получаем: сосуды, несущие кровь.(система сосудов , несущих кровь по организму).
Ребята, каков тип кс у человека?
- замкнутая, т.е. кровь движется только по сосудам.
- с какими животными и в чем наблюдается сходство кс человека?
- у млекопитающих кс замкнутая, состоит из 4-х камерного сердца и 2-х кругов
кровообращения.
Слайд 2 и 3
-именно изучению сущности и значения кровообращения посвящен наш урок
Наши задачи: (Слайд 4 )
*рассмотреть строение сердца
*изучить особенности строения органов кровообращения;
*рассмотреть направления движения крови и ее превращения в организме
человека;
*выяснить зависимость работы кс от влияния факторов окружающей среды;
*выявить взаимосвязь биологических процессов с химическими и физическими
процессами;
*продолжить формирование умения работать с текстом и рисунками заполнять
сравнительные таблицы
Итак, у нас в гостях кровеносная система.
Слайд 5
2.Актуализация знаний:
Здравствуйте!
Я ваша кровеносная система!
Я есть- основа бытия
несу я кислород до каждой клеточки,
а с ним питательные вещества.
Я ваш хранитель –и лишь только
какой-то вирус внутрь вас попадет
спешу скорей его я уничтожить
пути он к размноженью не найдет
На этом не кончаются мои заботы
должна уборку я произвести
и унести весь мусор растворенный
очистить ваше тело для души.
Еще я контролирую работу
всех органов, что в теле есть
и наконец последняя забота –
не дать вам охладеть или сгореть.
О каких функциях кс идет речь?
Слайд 6
Я- это сердце, что из камер состоит
В предсердия кровь из органов по венам поступает.
В желудочки выталкивается уже из них ,
Ну ,а затем по артериям гуляет.
Учитель: - давайте вспомним, используя изображение слайда, как устроено
сердце человека.
Слайд 7
Я- множество сосудов,
Каждый-русло речушки или ручейка
Как их зовут, ответьте сами……(Вена, артерия и
капилляр)
Учитель: - каково назначение каждого из этих сосудов? Чем отличаются они между
собой? как связано строение каждого из них с выполняемыми функциями?
Слайд 8
Есть у меня сестра - моя помощница она
Рождена была из плазмы - а лицом совсем светла
угадайте кто она
Учащиеся рассказывают о лимфатической системе
Слайды 9-12
Рассказ учителя об истории открытия кругов кровообращения
Есть истины, которые сегодня, с высот наших знаний, кажутся совершенно
очевидными, и трудно предположить даже, что было время, когда люди не знали их,
а, обнаружив, еще спорили о чем-то Одна из таких истин — большой круг
кровообращения в живых организмах — рождалась особенно мучительно и трудно.
Испанский врач Мигель Сервет в своем сочинении уделил несколько страниц
кровообращению описал открытый им малый круг кровообращения. В том же 1553
году церковники сожгли его как «богоотступника» вместе с написанной им
«еретической» книгой, и лишь три экземпляра не попали в протестантский костер,
который испепелил в Женеве ее автора. Поистине семь кругов ада прошли те, кто
пришел к кругу кровообращения. Их было несколько, этих мужественных
первопроходцев, которым люди поставили памятники: в Мадриде — Мигелю
Сервету, в Болонье — Карло Руини, в Пизе — Андреа Чезальпино, в Англии —
Вильяму Гарвею, — тому, кто поставил последнюю точку
Еще Гиппократ - отец медицины, и Аристотель - крупнейший греческий
мыслитель, жившие почти 2500 лет назад, интересовались вопросами
кровообращения и изучали его. Венозные и артериальные кровеносные
сосуды они представляли как две самостоятельные системы, не соединенные
между собой. Считалось, что кровь движется только по венам, в артериях же
находится воздух..
Римский исследователь и врач Клавдий Гален (130—200) экспериментально
доказал, что кровь движется сердцем и по артериям, и по венам.После
Галена вплоть до ХVII века считали, что кровь из правого предсердия
попадает в левое каким-то образом через перегородку.
В 1628 году английский физиолог, анатом и врач Уильям Гарвей (1578 —
1657 г.) опубликовал свой труд «Анатомическое исследование о движении
сердца и крови у животных», в котором впервые в истории медицины
экспериментально показал, что кровь движется от желудочков сердца по
артериям и возвращается к предсердиям по венам. Им была построена
современная схема кровообращения человека и других млекопитающих,
включающая два круга . Невыясненным оставался вопрос о том, как кровь
попадает из артерий в вены.
Марчелло Мальпиги
50 лет спустя открыл капилляры —звено кровеносных сосудов, которое
соединяет артерии и вены, — и таким образом завершил описание
замкнутой сосудистой системы
слайд 13
Малый круг кровообращения (демонстрируется видеофильм) и учащиеся
повторяют путь крови по малому кругу ко.
Слайд 14
Большой круг кровообращения (демонстрируется видеофильм) и учащиеся
повторяют путь крови по БККО
Слайд 15
Физкультминутка: ребята , мы засиделись с вами. Устали глаза, спина. Поднимите
глаза к звездному небу, выберите самую яркую звезду, протяните руки и сорвите
звезду. Повернитесь к партнеру по парте и подарите ему звезду.
Слайд 16
Задание : заполните таблицу «Ток крови в ККО»
Слайд 17
Обменяйтесь с соседом по парте тетрадями и проверьте правильность
заполнения таблицы, сверяя с таблицей на слайде.
Слайд 18
Учитель – ребята, какие виды явлений(процессов) вы знаете? К какому из них
относится процесс кровообращения?
Процесс
кровообращения
Биологический
Протекает в живых
организмах и
поддерживает
его существование
Химический
Превращение
гемоглобина
В оксигемоглобин и
карбоксигемоглобин
Физический
Осуществляется
физи-
ческими процессами :
диффузией, силой
тяжести, разницей
давлений
Слайд 19
Лабораторная работа
Класс делится на 2 группы .
Задание 1-й группы: поднимите одну руку вверх, а другую опустите вниз.
Через минуту положите обе руки на стол и сравните их цвет. Почему одна рука
бледная, другая – красная?
Задание 2-й группы: перетяните палец на руке резинкой. Что происходит через
минуту? Почему палец покраснел и отек?
Слайд 20
Отек вызван не только скоплением крови в венозных капиллярах, но и скоплением
лимфы в лимфатических капиллярах и тканевой жидкости. Откройте § 21 стр 108
абзац 2 ,прочтите материал о деятельности лимфатической системы.
Слайд 21
Проверка усвоения материала
Карточка 1. (для I варианта). Вставьте пропущенные слова.
Малый круг кровообращения начинается в _____________ желудочке.
Из _________ кровь по легочным артериям поступает в __________.
Здесь происходит ____________. Кровь отдает _________ и насыщается
кислородом. По легочным венам она поступает в _________ предсердие.
В малом круге кровообращения по артериям течет __________ кровь, по
венам ________ кровь.
Карточка 2. (для II варианта). Вставьте пропущенные слова.
Большой круг кровообращения – это путь крови из _________ через
________ в ____________.
По большому кругу кровь проходит за ________. Кровь отдает _________
и насыщается ___________. По артериям большого круга течет ________
кровь, по венам - __________ кровь.
Слайд 22
Домашнее задание
Слайд 23
Ну что же пришло время прощаться. Осталось сказать:
Пока живу я – живы вы,
Пока вы живы – я живу.
Вам показалась я проста?
Неправда это- и в доказательство есть факты у меня!!!!!!
Капилляр в 50 раз тоньше человеческого волоса. Этими сосудиками усеяно все
человеческое тело, и если их вытянуть в одну линию, то общая длина у взрослого
человека составит 100 тысяч километров? Это при длине каждого капилляра 0,5
миллиметра.Диаметр эритроцита равен всего 0,007 миллиметра. Через просвет
капилляра — мельчайшего сосудика, равного 0,008 миллиметра, может пройти
только одно кровяное тельце — эритроцит
В одном кубическом миллиметре крови насчитывается 4,5—5 миллионов
эритроцитов, а в 5 литрах крови, содержащихся в человеческом организме,— около
25 триллионов.
Емкость кровеносной системы (артерий, вен, капилляров) значительно больше
общего объема крови в организме."
Кровь не заполняет нашу кровеносную систему до краев, а с большим или
меньшим постоянством находится лишь в какой-то части организма, оставляя
значительную долю сосудистой системы ПУСТОЙ.
Нобелевский лауреат в области медицины доктор Алексис Каррель (США)
подсчитал, что для полного заполнения кровеносной системы потребуется 200 000
литров крови, т.е. по 2 литра крови на один километр, тогда как наш организм
располагает лишь 5-7 литрами!
Комедии улучшают кровообращение человека
В США медицинский журнал Heart опубликовал результаты исследования, которые
свидетельствует, что просмотр комедий позитивно воздействует на систему крово-
обращения человека.
Эксперимент заключался в следующем: были созданы 2 группы испытуемых,
состоя-
щих из молодых и здоровых людей. Первая группа смотрела только серьезные и
страшные фильмы (в частности спилберговский «Спасти Рядового Райана»),
вторая - комедии (в том числе новый фильм «Кое-что о Мэри»).
Испытуемые не могли пить алкогольные напитки, заниматься физическими
упражнениями, принимать витамины - то есть, были полностью исключены фак-
торы, которые влияют на кровообращение. Измерения, проведенные перед прос-
мотром и сразу после него, показали, что у 14 из каждых 20 зрителей страшных
фильмов, мощь кровопотока снижалась..
При этом кровообращение усиливалось у 19 из каждых 20 людей, смотревших
комедии. Авторы исследования считают, что эффект от просмотра смешного
фильма сопоставим с эффектом сеанса аэробики.
Ток крови
МККО
БККО
В каком отделе сердца начинается
В каком отделе сердца заканчивается
Где располагаются капилляры
Где осуществляется газообмен
Какая кровь движется по артериям
Какая кровь движется по венам
Время движения