Напоминание

Права ребенка в обществе


Автор: Лузаненко Нина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад села Парфеново
Населённый пункт: село Парфеново
Наименование материала: Методические рекомендации для воспитателей
Тема: Права ребенка в обществе
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методические рекомендации для воспитателей «Права ребёнка в обществе» «Право — это всё то, что истинно и справедливо» В. Гюго. Все мы хотим жить в правовом государстве, а это значит, что любой гражданин нашей страны должен знать свои права и обязанности. Когда начинать знакомить человека с его правами и когда начинать воспитывать обязанность не нарушать права других людей? Когда он станет взрослым? Когда будет учиться в старших классах школы? Не поздно ли? Ведь в таком случае он проживает без знания своих прав и обязанностей какую-то часть жизни 10-15 лет, привыкает обходиться без этих знаний, привыкает к тому, что его права порой нарушаются, да и сам он нарушает права других людей, не ведая об этом. По рекомендации ЮНЕСКО, работу по правовому воспитанию необходимо начинать ещё в дошкольном детстве - и мы вполне с этим согласны. С первых своих шагов ребёнок начинает выстраивать свои отношения с окружающим миром. По мере взросления эти отношения претерпевают качественные изменения. Что бы ребёнок мог осмысленно ориентироваться в изменяющемся мире взрослых он должен научиться выстраивать свои отношения с этим миром на правовой основе. Тогда эти права и привычка следовать им войдут в жизнь малыша естественно и будут влиять на мировоззрение растущего человека, его отношение к миру и людям. Основная идея правового воспитания дошкольников заключается в признании ребёнка полноценной и полноправной личностью: свободной и ответственной, знающей свои права и адекватные способы поведения в случаях их нарушения, обладающей чувством собственного достоинства и с уважением относящейся к другим, способной на собственный выбор и с пониманием воспринимающей мнения и предпочтения окружающих. Задачи, которые должны ставить педагоги в работе по данному направлению: - Познакомить детей с основными документами по защите прав человека в соответствующей их возрасту форме (игра, игра- тренинг проблемные ситуации, художественно — продуктивная деятельность) -Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, личностного и поведенческого разнообразия; - Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и т. д.) - Формировать чувство уважения к достоинству и личным правам другого человека; - Разъяснять общественные нормы и правила поведения.
Для решения поставленных задач рекомендовано осуществлять работу по трём направлениям: с педагогами, с родителями и с детьми. С чего начать работу по данной проблеме? Приступать к работе по правовому воспитанию необходимо одновременно с двух сторон: со стороны просвещения взрослых, требуя от них неукоснительного соблюдения прав ребёнка, и со стороны приобщения малыша к осознанию его прав и обязанностей. Просвещение взрослых — родителей, воспитателей — начинается с привлечения их внимания к этому серьёзному вопросу. Доказано, что многие взрослые не знают содержания Декларации прав ребёнка и Конвенции о правах ребёнка. Значит, в первую очередь нужно познакомить взрослых с этими основополагающими документами и раскрыть их значение в воспитании личности малыша. Полезно привлечь внимание взрослых к анализу собственного отношения к детям, чтобы на конкретных примерах они смогли увидеть, как, когда, в каких конкретных ситуациях они нарушают права маленького человека. Процесс обучения взрослых должен привести к всестороннему осмыслению значения соблюдения прав каждого человека, в том числе и ребёнка. Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам необходимо создавать условия для сообщения детям знаний и их практического применения. Приступая к работе с дошкольниками педагогам необходимо определить объём и произвести отбор материала, который будет подаваться детям по данному направлению. С этой точки зрения отбор передаваемых ребёнку знаний о его правах выстраивается на основе материала близкого, входящего в социальный опыт дошкольника. Это права, с сутью которых дети постоянно встречаются в жизни; права, которые наиболее часто нарушаются; права, знание которых может способствовать развитию интереса к социальным явлениям и которые доступны познанию на уровне обобщений. Права, с которыми дети встречаются постоянно: право на имя, право на любовь и ласку, право на образование, право на игру, право на уважительное к себе отношение, на защиту от жестоких наказаний и т. д. Существенную часть работы по ознакомлению детей с этими правами составляет формирование у них представлений о нормах поведения в группе, о необходимости установления положительных взаимоотношений со сверстниками. Разумеется, эти истины преподносятся в доступной данному возрасту форме. Дети должны понять, что для хорошей, интересной жизни в группе нужно, чтобы все они знали и соблюдали правила поведения, чтобы с уважением относились друг к другу и к тому, что каждый имеет право на что-то Составляется свой «свод правил», которые знают все дети и которые все они должны выполнять. Одновременно с правом возникает потребность в обязанностях: если ты хочешь, чтобы соблюдались права в отношении тебя, ты должен так же соблюдать их по отношению к другим детям. Например: «Никто не должен обижать другого в нашей группе» — так звучит правило, которое воспитатель с детьми обсудили и приняли к выполнению. Но одновременно это означает, что и я, конкретный ребёнок, не должен никого обижать. Даже такое нейтральное правило, как «каждой вещи своё место», имеет отношение ко всем: вещь, не положенная на место, затем долго ищется и задерживает игру или занятия. Значит думая о себе и о других, ты должен всегда класть любую вещь на положенное место.
Живя в условиях своего «свода правил», дети свыкаются с тем, что в каждом обществе существуют правила, которые разумны, которыми регулируются взаимоотношения. У ребят формируются сдерживающие центры, приучающие их думать о других и соблюдать по отношению к другим определённые, принятые сознательно правила. Разговор о Декларации прав ребёнка или Конвенции пока не идёт, но при нарушениях в поведении воспитатель напоминает о принятых всеми вместе правилах. Постепенно дошкольники привыкают к жизни в своём правовом «государстве» и сами, соблюдая правила, учатся отстаивать и свои права. «Я знаю имя каждого ребёнка и называю ребят по имени, но и я хочу, чтобы меня всегда называли по имени». Права, которые наиболее часто нарушаются. К ним относятся: право детей на выражение своего мнения, своих взглядов, право на собственность, на уединение, на выбор любимого занятия. Взрослые нередко нарушают их, не задумываясь над своими действиями: «Слушай, что я тебе говорю, а своё мнение оставь при себе», «Что ты сидишь один, иди играть со всеми ребятами», «Мало ли что тебе хочется сейчас делать, делай то, что делают все». Подобные выражения довольно часто употребляют воспитатели в общении с дошкольниками, требуя от них повиновения, хотя призваны наоборот - приучать высказывать свою точку зрения, учить находить аргументы в пользу своей позиции (исключая «кулаки», сравнивать свою точку зрения с иной, высказанной другим человеком, учить соглашаться с позицией оппонента. При этом важно, чтобы ребёнок знал: к его мнению прислушиваются, с ним считаются, советуются. «Как ты думаешь, это нужно сделать?», «Как бы ты решил эту задачу?», «Почему ты настаиваешь на этом, объясни» и т. д. Такие выражения должны войти в обиход при общении с детьми. Ими нужно пользоваться и в процессе занятий, и в повседневной жизни. Права, с которыми можно познакомить детей дошкольного возраста, — это права, знание которых может способствовать развитию интереса ребёнка к социальным явлениям, и которые доступны познанию на уровне обобщений. Речь идёт о праве на образование, на жилище и семью, на полноценное питание и т. д. Особенностью ознакомления детей с этими правами является выведение их на уровень обобщений: «Такое право есть у меня, но такое право есть у всех детей Земли. Однако, к сожалению, слишком часто эти права нарушаются: дети голодают, не учатся в школе, не имеют крыши над головой, лишаются родителей». Ребятам рассказывают, читают о жизни детей в разных странах мира. Цель ознакомления дошкольников с этими правами — расширить их представления о правах ребёнка, научить приобщать «себя к проблемам мира». Можно рассказать им о Декларации прав ребёнка как документе, принятом многими странами для защиты детей. Организуя работу в этом направлении, необходимо опираться на ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно — продуктивную.
О с н о в н ы м и ф о р м а м и о р га н и з а ц и и п р о це с с а п р а во во го во с п и та н и я я в л я ю т с я : НОД, все виды игры, игровые упражнения на развитие эмоциональной с феры, к о м м у н и к а т и в н ы х н а в ы к о в и у м е н и й , ч т е н и е х у д о ж е с т в е н н о й л и т е р а т у р ы , п р о бл е м н о — п о и с к о в у ю д е я т ел ь н о с т ь д ет е й ( р е ш е н и е с и т у а ц и й и з а д а ч , р а з р а б о т к а и р е а л и з а ц и я п р о е к т о в , б е с е д ы , п р о с м о т р в и д е о и мультипликационных фильмов, развлечения и досуги, разгадывание ребусов и к р о с с в о р д о в , о р г а н и з а ц и я в ы с т а в о к , п р о д у к т и в н ы е в и д ы д е я т е л ь н о с т и (изготовление эмблем, плакатов и пр., их презентация) . Трудно переоценить значение чтения художественной литературы. Дети могут извлекать из книг уроки, делать для себя выводы и хорошо запоминать.
Читая детям или показывая книги с иллюстрациями необходимо обращать внимание детей на хорошие поступки и дела, о которых в них рассказывается. Сказки, стихи, пословицы, поговорки можно использовать в качестве примеров, иллюстрирующих то или иное понятие.


В раздел образования