Напоминание

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


Автор: Шкурко Светлана Владимировна
Должность: учитель- логопед
Учебное заведение: ГБДОУ г.Севастополя "Детский сад № 107 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Севастополь
Наименование материала: статья
Тема: ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Раздел: дошкольное образование





Назад





ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ

ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ

ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Учитель- логопед

ДУЗ № 107, гр.№ 6:

Шкурко С.В.

Повышение

эффективности

работы

по

коррекции

речи

посредством

использования

современных

технологий

.

“Здоровье необходимо. Это базис счастья…

Добыть здоровье проще, чем счастье.


Природа милостива: она запрограммировала организм с большим

запасом прочности, и нужно много стараний, чтобы этот запас свести к

нулю…

Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во

всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне

возможно”.

Академик, хирург Н.М. Амосов
Изменившиеся социально-экономические условия развития общества, увеличение числа детей с нарушениями речи за последние годы (по данным НИИ гигиены и профилактики заболевания детей), резкое снижение когнитивного мышления у детей, снижение развития познавательной сферы, низкая дифференциация мелкой моторики, снижение фонематического слуха, снижение уровня социально-личностного развития (дети не умеют контактировать со сверстниками, не развита эмоциональная сфера, дети не умеют выражать свои чувства), проблемное течение психического развития (20% детей с ММД, половина детей с пограничным состоянием, нарушения психики у 26% детей), рост количества одаренных детей- все эти изменения предполагают повышение гибкости системы образования, создание реальной вариативности в образовательных системах, более полный учет индивидуальных запросов и личных возможностей детей. Хорошо известно, что развитие личности обеспечивается в процессе ее собственной деятельности. А воспитание и обучение успешно реализуется в процессе совместной деятельности. Это объясняет необходимость использования образовательных технологий, основанных на деятельностном подходе, при котором реализуется активная самостоятельная и совместная деятельность детей по усвоению новых знаний. Появляется необходимость поиска наиболее эффективного пути развития детей. В связи с этим логопеды ищут новые подходы, технологии и приёмы для устранения недостатков речи. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Важнейшим условием такого обновления коррекционной работы является использование современных логопедических технологий и методик, которые способствуют повышению качества обучения в том случае, если они влияют не только на внешнюю, но и внутреннюю мотивацию.

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Наименование

современных

образовательных

технологий

Цели применения

технологий

Компетенции, на

формирование которых

направлено

использование

современных

образовательных

технологий

Эффекты использования

современных

образовательных

технологий

Здоровьесберегающие

технологии:
Существуют следующие приемы: 1. Защитно- профилактические (личная гигиена и гигиена обучения). 2. компенсаторно- нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, лечебная физкультура, массаж.) 3. Стимулируюшие Сохранение и укрепление здоровья (развитие дыхания, пальчиковая гимнастика, которая способствует формированию не только мелких движений и координации руки, но и позитивно влияет на развитие интеллекта детей). Компетенции личностного самосовершенствования. Психолого- педагогическая помощь обучающимся, повышение культуры мышления и поведения; способствуют интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.
(элементы закаливания, приемы психотерапии, фитотерапии). 4. Информационно- обучающие (письма, адресованные родителям, педагогам).  Разнообразные пальчиковые игры и упражнения, пальчиковый театр, графические упражнения, игры с прищепками;  Ниткография;  Суджок-терапия;  Использование ипликатора Кузнецова;  Пескотерапия;  Применение логопедических распевок Овчинниковой Т.С.;  Сказки-шумелки Железновых (Екатерина и Сергей);  Технологии биоэнергопластики Ястребовой А.В.;  Дыхательные упражнения в игровой форме; Дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н.;  Аромотерапия;  Музыкотерапия.
Проблемно-поисковая

технология.
 ТРИЗ  Частично-поисковый метод взрослый-ребенок», «ребенок-другой ребенок» Реализация педагогической модели – обучение через «открытие», вызов поисковой деятельности ребенка через проблемное учебное задание. Учебно-познавательные, личностного самосовершенствования, общекультурные. Способствует не только коррекции речи дошкольников, но и формированию зачатков теоретического мышления, творческого воображения, способов обработки любого
на основе партнерства и сотрудничества. теоретического потока, развитию умений преобразовывать объекты, а также помогают учителю – логопеду идти в ногу со временем и отвечать интересам современных детей. Формирование самостоятельности у детей. 
ТРИЗ

1.
Игры на формирование умения выявлять функции объекта ("Что умеет делать?" (игра для детей с 3-х лет) Правила игры: Ведущий называет объект. (Объект можно показать или загадать с помощью игры "Да-Нет" или загадки). Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью).
2.
Игры на определение линии развития объекта "Раньше-позже" (с 3-х летнего возраста). " Чем был - чем стал" (с 4-х летнего возраста). "Дразнилка" (проводится с 5-лет). Правила игры: Ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: - лка, -чк, -ще и др. В: Кошка. Д: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка…).
3.
Игры на выявление над-системных связей. ("Где живет?" (с 3-х лет). "Мои друзья" (проводится с 4-х лет) Правила игры: Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого либо. Дети определяют кто они. Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят (подбегают) к ведущему. Как усложнения для 6-7 лет. Мои друзья - это слова, обозначающие действие, в которых есть звук "А".

4.
Игры на определение под-системных связей объекта "Что можно сказать о предмете, если там есть…" (с 5-летнего возраста). Цель: По части объекта или предмета, ребенок должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику.
5.
Игры на объединение над- и под- системы объекта "Волшебный светофор" (с 4- летнего возраста). "Хорошо-плохо" (игра с младшего дошкольного возраста). Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
6.
Игры на умение выявлять ресурсы объекта "Робинзон Крузо" (старший дошкольный возраст). Цель: Учить детей выделять ресурсы предмета; используя полученные ресурсы, создавать фантастические ситуации. "Аукцион" (со старшего дошкольного возраста). Цель: Учить детей выделять дополнительные ресурсы предмета
7.
Игры на сравнение систем "Раз, два, три… ко мне беги!" (с 3 - летнего возраста). "На что похоже" (с 3-летнего возраста). Цель: Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.
8.
Игры на классификацию объекта "Все в мире перепуталось" (с 3 - х летнего возраста).
9.
Универсальные системные игры. Выбирается объект и определяется его функция Рассматриваются основные составляющие этого объекта (подсистема), способствующие выполнению функции. Находится группа или класс рассматриваемого объекта, а так же место его функционирования (надсистема). Объект и его функция рассматривается в прошлом . Объект и его функция рассматривается в будущем.

Виды вопросов, подводящих детей к «открытию» новых знаний:
 вопросы на установление сходства и различия («Чем отличаются еж и елка? Чем отличаются животные от растений?»)  вопросы на установление причинно-следственных связей (Почему? Что будет если?. )  вопросы, предполагающие выбор определенного варианта ответа («К какому вида транспорта можно отнести плот? Это грузовой или пассажирский вид транспорта? Мышь это домашнее или дикое животное, она же живет рядом с человеком»)  вопросы, в которых, сталкиваются противоречия («Может ли быть вода твердой?»)  проблемная ситуация («На улице скользко, гололедица, а песок дворники уже израсходовали, как быть?»)  вопросы-шутки («На каком дереве сидит ворона во время дождя?»)  риторические вопросы («Почему белку назвали белкой? Она же вовсе не белая»)  вопросы на сравнение несоотносимых предметов («Чем похожи кнопка и телевизор?»)  вопросы, требующие осознания способа действия (как ты узнал)
Условия проведения занятий поискового характера.
-создание для каждого ребенка ситуации успеха - проведение элементарных опытов -ответы жестами и мимикой. Ответы шепотом (на ухо педагогу) -работа по индивидуальным карточкам -работа в парах (педагог-ребенок) -проверка задания друг у друга -поиск ошибок у педагога -смена ритма работы при помощи вопросов педагога, по хлопку, при помощи передачи «волшебного предмета» -«логический фиксатор» (выделение узловых моментов занятия) -задания на время

Использование игровых

технологий.
 Технология моделирования и проигрывания сказок на индивидуальных логопедических занятиях (автор Ткаченко Т.А.);  Пальчиковый теневой театр;  Применение мнемотехники.  Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики. Создание условий в качестве адаптации, приёма и метода обучения, средства изучения детей, лечебно- коррекционного метода. Формирование вербальных средств коммуникации, мотивации речевого общения, развитие и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, связной речи. Учебно-познавательные, общекультурные. Адаптация к новому режиму психофизической активности, регуляции и нормирования интеллектуальной, эмоциональной нагрузки, сохранения и укрепления здоровья. Способствует возникновению мотивации речевого общения, формированию первичных произносительных навыков, пополнению и активизации словаря, появлению фразы в речи ребёнка, устранению в речи аграмматизмов. Более успешная социализация, формирование социально- активной личности, самореализация, игровая терапия и психологическая коррекция.

Технология

индивидуализации и

дифференциации

обучения.
Обучение каждого ребёнка с учётом «зоны ближайшего развития», работа с опорой на возможно большее количество функциональных систем. Развитие личностного потенциала детей средствами дифференцированного обучения и познавательного общения. Повышение уровня притязаний личности, вырабатывается правильная самооценка; способствует самоутверждению личности. Первые 3-5 минут - врабатывание; 10-15 минут - оптимизм; дальше - снижение работоспособности. 1. Создание ситуации игры, интереса, высокой мотивации сокращает период врабатывания. 2. Удлинить период оптимизма можно за счет чередования видов деятельности, набора интересного материала. 3. Для снижения падения работоспособности можно использовать компенсаторную перестройку( это может быть рассказ, просто отдых, расслабляющее замечание и т.д.)
Информационно-

коммуникационные

технологии.
Компьютер, мультимедийные и аудио- установки. Повышение эффективности и качества обучения, усиление мотивации обучения через использование мультимедийных презентаций разного характера. Информационные, учебно- познавательные, общекультурные. Повышение мотивации к изучению нового материала, повышение активной деятельности обучающихся, развитие их информационного кругозора.

Личностно-

ориентированное

обучение.
Обеспечение комфортных условий развития личности, реализация её природных потенциалов. Учебно-познавательные, личностного самосовершенствования. Желание самопознания, повышение познавательной деятельности обучающихся, результативности обучения. «Личностный познавательный маршрут». Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает в себя следующие этапы: - постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели предпрофильной подготовки), - самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями (например, требованиям профиля); - выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели, - конкретизация цели (выбор курсов).
Нетрадиционные формы

работы с родителями
Условно можно разделить на 3 группы: -словесные, -наглядные и -практические. Повышение психолого- педагогической культуры и улучшения результатов работы по развитию и коррекции речи детей. Активизация родителей, привлечение их внимания к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в деятельности с детьми (чтобы организовать воспитание ребенка в семье и ДОУ более последовательным, а их взаимовлияние – более эффективным). Коррекция речевого развития дошкольников, усвоение программного материала; психологическая уверенность ребенка в своих силах. Повышение грамотности родителей в области коррекционной педагогики, логопедии. Пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми дома,
научить простым, эффективным методам домашней коррекции речи. Словесные формы: - Беседы. - Консультации (общие и индивидуальные) . Примерные темы консультаций: «Воспитание детской самостоятельности», «Готовность к школе», «Нужно ли родителям обучать детей чтению», «Если Ваш ребенок заикается», «Готовность руки к письму», «Обучение ребенка- левши» и др. - Конференции, диалоги за «круглым столом» с приглашением специалистов (психолога, медработника и др.). - Анкетирование по разным видам деятельности, по вопросам нравственного и физического воспитания, по выявлению отношения родителей к речевым дефектам их ребенка. - Родительские собрания. Наглядные формы работы: - Речевой уголок - Информационные стенды, ширмы, папки-передвижки ( представляют собой сменяемый 2-3 раза в год материал с практическими советами и рекомендациями). - Экран звукопроизношения . - Прайс-листы – сориентируют родителей в большом разнообразии развивающих игр, литературы и игрушек, наполнивших рынок. - Выставки совместных творческих работ детей и их родителей, например, «Как умелые ручки язычку помогли». Практические формы работы: - Открытые занятия - Занятия-практикумы (взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком). - Тетрадь для домашних заданий (она служит «телефоном доверия»). - Привлечение родителей к участию в праздниках . - Физкультурно- речевой досуг.


В раздел образования