Напоминание

"Не забывай, Россия, сыновей!"


Автор: Рябикова Наталья Владимировна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: Ракшинский филиал МБОУ Большекуликовской СОШ
Населённый пункт: С. Ракша
Наименование материала: методическая разработка мероприятия к памятным датам февраля
Тема: "Не забывай, Россия, сыновей!"
Раздел: полное образование





Назад




Сценарий мероприятия к памятным датам февраля (15 февраля - день вывода войск из Афганистана, 23 февраля-День защитников Отечества)
Цель:
формирование у подростков патриотических качеств.
Задачи:
1. Расширять кругозор и познакомить учащихся с яркими личностями защитников нашей страны. 2. Воспитание чувства долга, патриотизма и любви к своей Родине, гражданской ответственности и гуманистического мировоззрения. 3. Формировать выразительное чтение, развивать речевую активность учащихся и их творческое отношение к мероприятию.
Аннотация:
Данное мероприятие разработано для учащихся 5-8 классов, посвященное 23 февраля — Дню Защитников Отечества.
Оформление:
Красная стена, памятник бойцу, цифры потерь Плакаты: “И если страна быть прикажет героем, у нас героем становится любой “ И в памяти хранить мы будем вечно, ребят, которых нет уж среди нас”. Видео-клипы из к\ф Девятая рота и к песне Здравствуй мама Песни: Мой прадедушка был на войне. Презентация – сопровождение
слайд 1 Вступление От героев былых времен (песня)
Учитель1
: Не забывай, Россия, сыновей, Отдавших всё для твоего покоя, В любой разор, в беспамятство любое Не растоптавших совести твоей.
Вступление:
учитель2 : История России это история войн, история подвигов. Каждое время военное и мирное рождает своих героев. И сегодня наш классный час посвящен именно им. Людям, которые совершили геройский поступок осознанно или волею судьбы. Сколько их? Не перечислишь. Пожарники, эмчэсники, солдаты.
Учитель3:
Но ратный подвиг во все времена стоял на высоком нравственном пьедестале, венчая собой лучшие качества человека-гражданина, патриота.Мы сегодня собрались с вами здесь, чтобы вспомнить хотя бы некоторых из тех, кому мы обязаны жизнью, кто не щадя себя, подарил нам этот мир.
Учитель
3: Память... Она имеет начало, но не имеет конца.. И нет покоя вернувшимся, ибо каждый из них повторяет: "Я остался в живых, потому что кто-то погиб за меня". И благодаря одному сердцу, переставшему биться, на земле нашей стучат тысячи сердец! выплывает СЛАЙД2
1941-1945
на фоне песни Вставай страна огромная слайд 3
Сценка
В военкомате ВОЕНКОМ: Опять ты! Я же тебе уже сказал свое нет! ЮНОША: (теребя в руках кепку, переминаясь с ноги на ногу) Товарищ военком..Но почему? Почему нет? Мне скоро 18, ну и что, месяца не хватает. Я Ворошиловский стрелок (протягивает удостоверение). Разве фронту не нужны ворошиловские стрелки? На здоровье я не жалуюсь, вот и справка есть... (с готовностью протягивает очередной документ). ВОЕНКОМ: У тебя — да. А у матери? Да неужели ты не понимаешь, что на твоих руках мать- инвалид, что ты — единственная ее надежда и опора? Неужели ты хочешь, чтобы она без тебя... ЮНОША: Посмотрите (протягивает листок). Я очень вас прошу, посмотрите. ВОЕНКОМ: (молча разворачивает листок, чуть спустя читает вслух): «Я, А. П. Серова, прошу зачислить моего сына, Петра Серова, добровольцем в ряды Красной Армии. А если нужно, я тоже пойду, несмотря на то, что инвалид». ЮНОША: Вот видите, даже больная мама готова идти на фронт, а я же здоров! Ну что, отправляете меня воевать? ВОЕНКОМ: Ну, что же я могу поделать? Ладно, иди на фронт и бей фашистских гадов! юноша: (убегая) я не подведу. Спасибо. военком: Эх, ребятки. ведь дети еще. и сколько вас по всей стране (слайд 4) колонна идущих немецких танков 5 октября 1941г. 12 часов дня. В двух училищах: Подольском артиллерийском и Подольском пехотном, одновременно раздалась боевая тревога.(слайд 4) Курсанты на бегу одевали шинели, быстро строились во дворе. В оглушительной осенней тишине прозвучал приказ: «Выдвигаемся навстречу врагу!» Три тысячи сто мальчишек в сводном отряде под командованием генерала Смирнова – командира пехотного училища - выдвинулись навстречу фашистской армаде. В этот день навстречу друг к другу двигались не просто два войска. К сражению готовились с одной стороны - вооруженные до зубов убийцы-профессионалы, покорившие всю Европу. С другой стороны - мальчишки 15-18 лет. Четвертая батарея обучалась всего две недели, опыта воевать абсолютно не было.
Из вспоминаний Ивана Семеновича Стрельбицкого(слайд 5): «Они шли в атаку так, словно всю предыдущую жизнь ждали именно этого момента. Это был их праздник, их торжество. Они мчались стремительные – не остановишь ничем – без страха, без оглядки. Пусть их было немного, но это была буря, ураган, способный смести со своего пути все. Я думаю, до тех пор гитлеровцы ничего подобного еще не видели.». Перед боем к окопам подъехал маршал Жуков, выступил перед курсантами, сказав всего лишь несколько слов: «Дети, продержитесь хотя бы пять дней. Москва в смертельной опасности». Он назвал курсантов не солдатами, а «детьми». Перед ним стояли дети. Особый ужас на немцев наводил Алешкинский дот (слайд 6). Старший лейтенант Алешкин удачно замаскировал свою огневую позицию, а справа от нее создал запасную. Меткий огонь артиллеристов безжалостно уничтожал ряды немцев, потери танков и пехоты были колоссальные. Когда немцам удалось обнаружить дот, они буквально выжгли его огнем, ничего живого не могло остаться. Ничего. Наблюдали, как шоу. Снова командование гнало солдат в атаку. И снова дот оживал.
слайд 7
На одной из позиций в живых осталось всего лишь 18 курсантов (слайд 7). В очередную атаку на них шли 200 вооруженных до зубов немцев. У ребят кончились патроны. Им нечем было стрелять, но они не сдавались: выскочили из окопов и с громкими криками «Ура!» пошли в контратаку. Немцев охватила паника, они побежали, побросав оружие. Ребята физически и морально находились за пределами человеческих возможностей. Замерзали, не спали, не ели уже несколько дней. Но даже на фоне нечеловеческой усталости они проявляли смекалку. Ночью, закладывая взрывчатку под очередной подбитый фашистский танк, Иван Кайтмазов обратил внимание, что танк по сравнению с другими оказался менее поврежденным. На следующий же день орудие танка открыло огонь по своим бывшим хозяевам. Выдержать, не сломаться в аду могут только настоящие герои.
(слайд 8)
Даже раненные, курсанты не покидали своих позиций. Они прятались в окопах, уползали в кусты, но никто из них не покинул товарищей. Якова Гаврилова ранило в голову, он ослеп. Товарищи уговаривали его: «Езжай в госпиталь, чем ты можешь нам помочь». «Руки-то у меня целы. Дайте мне дело». Ослепший, истекающий кровью мальчишка до последнего вздоха набивал пулеметные диски. Другому мальчишке крупным осколком распороло живот. Умирающий курсант портянкой перевязал свой живот, взял противотанковую гранату и пополз навстречу танкам. Перед смертью, истекая кровью, он подорвал фашистский танк. Потеряв надежду прорвать оборону курсантов, немцы решили ударить с тыла. Как вспоминали немногие оставшиеся в живых: «когда они услышали рокот танков, идущих к ним от Москвы, то подумали, что это наши – на танках развевались красные флаги. Выскочив из окопов, ребята смеялись, прыгали, обнимали друг друга, подбрасывали в воздух шапки: «Ура! Ура! Пришла долгожданная подмога!» Но когда танки подошли поближе, они увидели на серых башнях зловещие черные кресты.
(слайд 9)
Никто из ребят не растерялся, развернув орудия, они сразу ударили по врагу. Только Юрий Добрунов в этом бою подбил шесть танков и три бронетранспортера. Тогда за подбитых в одном бою два танка давали Героя Советского Союза. Курсанты не получили ни одной награды. В Москве был хаос, правительство эвакуировалось в К уйбышев, было не до героев-курсантов. Курсанты Пехотного училища не уступали в храбрости артиллеристам. Курсант-снайпер Александр Иванов за три дня уничтожил 93 фашиста.
Курсант-пулеметчик Борис Тимошенко в течение пяти часов отбивал натиск фашистов. Накануне он был сильно ранен и заявил командиру: «Я не могу думать о своих ранах, когда в бою гибнут мои товарищи». Его пулемет был поврежден осколками. Залепив пробитый кожух пулемета «максима» хлебным мякишем, залив его водой, он отбивал атаку за атакой, уничтожив около ста гитлеровцев. 20 октября немногие оставшиеся в живых курсанты начали отход для воссоединения с войсками, В этом жестоком бою Подольский сводный отряд потерял примерно 2500 курсантов, при этом враг потерял около 5 тыс. человек и до 100 танков было уничтожено и подбито. Задачу свою они выполнили – враг был задержан, время выиграно. Жуков ставил перед курсантами нереальную задачу: продержаться хотя бы 5 дней. Мальчишки сделали невозможное – они продержались 12 дней. За эти 12 свинцово-огненных дней они выдержали сотни атак, сотни обстрелов, сотни бомбежек, но никто из них не сдался, не побежал. Даже убитыми они вселяли ужас в сердца врагов. Вот это -героизм! Позже, когда наши войска отбросили врагов от Москвы, перед ними на Ильинских рубежах открылась страшная картина. Все поле битвы были усеяно детскими телами с тонкими осиными талиями, перевязанными широкими солдатскими ремнями, земля была усыпана школьными тетрадками, ребята готовились сдавать зачеты, экзамены… Непонятно, как могли забыть курсантов – героев, это страшно! Мы, потомки, которые живут только потому, что они погибли. Только в 1970г им возвели памятник в г. Подольске.
(слайд

10)
Ах, сколько их ребят хороших лежать осталось в темноте у незнакомого поселка на безымянной высоте. Наше село война не обошла стороной. На фронт из Ракши ушло несколько сотен человек. Фронт был далеко, но молодежь не стремилась спрятаться и отсидеться, все рвались на борьбу с гитлеровцами. Вчерашние выпускники шли в военкоматы и уходили на фронт.
(слайд 11)
Так в августе 42-го стала снайпером Ляпунцова Александра Павловна, ей было всего 19. В 18 ушел на фронт Иванов Алексей Петрович
(слайд12
)
песня
* мой прадедушка был на войне* зажигается свеча памяти
фильм 9 рота (фрагмент пейзажа афгана)( слайд 13)

Учитель
: Мы в горы делаем бросок, в желудке пусто, в фляге пусто, А на зубах скрипит песок, как будто ем я что-то с хрустом. Но зубы сжав, и автомат, от пота вытерев лицо, Шепчу себе, что путь назад свободен лишь для подлецов. И я иду в безмолвье ада, раз надо Родине – мне надо
Учитель
:Ребята, в это время вас еще не было на свете, но , наверное, вы поняли о каких событиях идет речь.Да речь идет об Афганской войне.
Суровая земля Афганистан, Долины, кручи, горные отроги. Ночной поход — коротенький привал, Тяжелые военные дороги. Мы выполняем свой солдатский долг, Соленый пот глаза нам застилает, Но пусть увидит враг и пусть поймет, Как русские живут и умирают.
видеофрагмент из кф 9 рота
на фоне слайдов с фото
( слайд 13)

Учитель
: Мы часто говорим о победе в Великой Отечественной войне— с той поры стало седыми и почти ушло из жизни, целое поколение, рожденное в 1945-м. Вспоминаем, к памятным датам, те страшные и великие дни. Но, к сожалению, забываем о том, что была ещё одна война— никем и никому не объявленная, героическая и трагическая, оказавшаяся в два раза длиннее, чем Вторая Мировая…Каждый из полумиллиона наших солдат, прошедших через эту войну, стал частью Афганистана. Через горнило афганской войны прошло около 200 наших земляков, пятеро из них в родительский дом не вернулись. Вспомним сегодня их имена. (
слайд 14
)...Младший сержант Петр Леляев, уроженец с. Марусино. В районе населенного пункта Мамахель бронетранспортер с 11 бойцами был обстрелян афганскими моджахедами. Священный закон ВДВ гласит: "Если смерть смотрит в глаза твоего друга, возьми этот взгляд". Так и случилось. Уже раненый, Петр бросился на помощь товарищам. Вынес с поля трех раненых бойцов. И когда пытался вытащить четвертого, сам получил смертельное ранение. До своего двадцатилетия он не дожил всего 18 дней. Орден Красной Звезды, за мужество и отвагу (посмертно), родители получили спустя полгода после его похорон. (слайд 15) лейтенант Виктор Рудометов из с.Александровка….Группа спецназа под командованием Виктора Петровича Рудометова вышла 24 декабря для выполнения боевой задачи по уничтожению ракетной установки, ведущей обстрел города Асадабад. Задача командования была успешно, с малыми потерями, выполнена. Возвращаясь в пункт дислокации, лейтенант Рудометов погиб, подорвавшись на мине...
(слайд 16)
Алексей Ядов родился в с. Веселое . 18 апреля 1987 года младший сержант- командир боевой машины, погиб в жестоком неравном бою на сторожевой заставе в провинции Кунар, Их было трое, наших ребят. Экипаж боевой машины сражался храбро против душманов, наседавших со всех сторон. Отстреливались до последнего патрона. Бронетранспортер накрыло прямым попаданием из миномета. Все трое погибли.
(слайд 17)
665 дней и ночей провел в Афганистане Юрий Розвязев, родившийся в с. Крюково. Награжден медалями "За боевые заслуги" и "За 10 лет безупречной службы". С января 80-го года участвовал в обеспечении боевых вылетов вертолетов. Когда вертолет снаряжен ракетами, за надежность их пуска отвечает старший офицер. У Юрия Розвязева сбоев в работе практически не было. И скоро новая, капитанская звездочка появилась на его погонах. Ему предоставили краткосрочный отпуск. Он повидался с женой, дочкой, мамой. Простился и уехал в Афганистан, чтобы уже никогда не вернуться.
(слайд 18)
Высшей степени отличия - удостоен наш земляк, уроженец села Питерка. Засадой в кишлаке встретил противник разведвзвод, которым командовал лейтенант Николай Кузнецов. Завязался бой. Приказав бойцам прорываться к основным силам роты, командир остался прикрывать их отход. Раненный в ногу, понимая, что к своим уже не прорваться, он принял последний бой, поражая неприятеля гранатами. Когда душманы окружили его плотным кольцом,
стукнул гранатой о камень у своих ног. Это произошло 21 апреля 1985 года. Дорого заплатили душманы за смерть советского офицера десятками жизней бандитов. За мужество и героизм при выполнении воинского долга лейтенанту Николаю Анатольевичу Кузнецову 21 ноября 1985 года присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Похоронен на родине. Его именем названа школа, где он учился, создан музей в Сокольнической средней школе. Славные моршанские парни. Искалеченные судьбы. Не прожитые жизни... 15 февраля исполнилось 23года началу вывода наших войск из Афганистана. Двадцать три года без права забвения. Поклонимся живым, вспомним павших. Тех, кого не уберегли на войне, тех, кого потеряли уже в мирное время. Герои афганской войны не какие-то необыкновенные люди, наделенные особыми качествами. Они такие же, как все солдаты, офицеры, недавние школьники, вчерашние курсанты.
(слайд 19
) Живут такие люди и среди нас. Вы все знаете такие имена, как Скороходов Юрий Александрович, Ломовцев Владимир Владимирович. Где только нет сынов твоих, Россия! Они сражались, побеждая зло... (
слайд 20
) В Отечественной сколько покосило, В войне афганской сколько полегло?! Пусть не сопоставимы эти войны И не сравнима численность потерь, Но сыновья отцов своих достойны. Они лежат в одной земле теперь... зажигается свеча
(слайд 21
) 1995… видео –клип Здравствуй мама
(слайд 21
)Нет еще истории у странной и непонятной Чеченской войны. Но у нее есть тысячи живых свидетелей. Тысячи изломанных судеб, десятки тысяч погибших солдат, мирных жителей, детей. (
слайд 22
)В зоне Чеченского конфликта из Моршанского района несли службу и срочники и контрактники. В первой войне мы потеряли пять наших земляков, а родные — лишились любимого сына, брата, мужа... Вот этот печальный список: гвардии майор Петриков Игорь ,рядовой Турапин Сергей, младший сержант Завараев Алексей , младший сержант милиции Клапов Сергей. (
Слайд 23
)
ВО второй
чеченской компании погибли, выполняя воинский долг: гвардии рядовой Губанов Сергей , младший сержант контрактной службы Гринев Владислав , младший сержант контрактной службы Симачев Алексей . Три семьи, три трагедии, и нестерпимая, неугасающая боль... Был мальчишка я шустрый и бойкий, В коридоре с друзьями бузил, Получал я пятерки и двойки, Но школу свою любил. Не спешите, постойте, ребята! Побеседуйте тихо со мной. И скажите: “Какой был веселый! И какой он еще молодой!” Мне бы бегать на поле футбольном, Друзей встречать по весне… Я зимой не вернулся из боя, Я убит на Чеченской войне.
(слайд 24
) Мы тоже не избежали участия в этой войне. Из Ракши в Чечне служили Прилипухов Валентин, Разваляев Сергей, Дробжев Александр , Шершуков Юрий. Наш земляк капитан Кожанов Юрий Анатольевич(
слайд 25
) навсегда остался молодым, сложив голову на Чеченской земле в 1996 году.
(
слайд 26
) Я не знаю, зачем и кому это нужно, Кто послал их на смерть недрожащей рукой, Только так бесполезно, так зло и ненужно Опускали их в вечный покой.
Учитель
. Горько и больно говорить, что в мирное время наша страна переживает потрясения, влекущие за собой большие человеческие жертвы Сначала был Афганистан, потом Чечня Кто объяснит мне, что творится в этом мире Когда же кончится кровавая война? Когда же люди спать там будут мирно? Вот мать стоит над гробом вся в слезах. Отец в сторонке в горе неутешном. А сколько их ещё невинных душ Погибло в той войне для всех ненужной. Давайте встанем . И помянем их, Ведь это нам живым, не мёртвым нужно.
зажигается свеча памяти

Вахта памяти ( слайд27)
Нет, не забыть России сыновей, Что ворогу пощады не давали, Под свистом пуль и заревом огней Они родную Землю отстояли. Своих Россия помнит сыновей... (вместе)
Учитель 1. Ушли в историю великая отечественная, афганская война. Затишье на Чеченском поле боя. Но еще долго станут нас всех тревожить голоса погибших и живых – войны не проходят бесследно
(слайд 28 потери)
Учитель 2. Перед вами промелькнули лица обычных людей и в тоже время лица героев разного времени.Почему они отдают свои жизни? Почему совершают геройские поступки? Одни -закрывая друга от пули, другие- бросаясь в пекло пожара, за ребенком или стариком. Как вы думаете? Учитель 3. Во все времена русским людям была свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли, к своей прекрасной Родине. Эта любовь во все века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество. А иначе бы нашей страны давно бы не было на карте мира, не было бы ни наших родителей, ни нас с вами. Сейчас мы услышали и немного увидели свидетельств мужества русских солдат. И возникает вопрос, а смог ли бы я в такой ситуации не струсить, не побежать, бросив товарища, не предать? Подумайте. Конечно, сразу, однозначно и правдиво ответить никто не сможет. Но воспитание в себе мужества начинается сейчас, с воспитания ответственности за свои поступки. Послушайте, как об этом говорили писатели….
(слайд 29)
Подумайте. Уходя с классного часа задайте себе вопрос: смогу ли я? А мы надеемся, что в трудной ситуации, каждый из нас, не окажется малодушным, протянет руку помощи нуждающемуся. Спасибо за внимание!


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники