Формирование толерантности как педагогическая проблема
Автор: Ильина Ирина Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Сказка" Населённый пункт: г. Ноябрьск ЯНАО Наименование материала: статья Тема: Формирование толерантности как педагогическая проблема Раздел: дошкольное образование
Автор: Ильина Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Сказка»
Населённый пункт: г. Ноябрьск ЯНАО
Наименование материала: Статья
Тема: «Формирование толерантности как педагогическая проблема»
Раздел: дошкольное образование
Формирование толерантности как педагогическая проблема.
Россия сегодня – многонациональное государство, в нем проживают представители
разных национальностей, которые составляют единый российский народ, российскую
нацию. С точки зрения педагогики и психологии дети дошкольного возраста более всего
расположены к воспитательному воздействию (сенситивны) для развития толерантной
личности.
Проблема формирования толерантности в педагогике сформировалась
относительно недавно и является следствием тенденций изменения содержания
образования, таких как – демократизация, гуманизация, глобализация.
Содержание образования должно быть направлено на реализацию в системе
образования прав человека, приобщение его к общечеловеческим ценностям, развитие
взаимопонимания между различными народами, уважение чужих взглядов.
Сегодня стало актуальным развитие, прежде всего, нравственных основ личности,
становление Я – доминантного, позволяющего личности действовать свободно за
пределами собственного внутреннего мира в пространстве саморазвития другого и других,
преодолевая тем самым свою ограниченность. С этого начинается воспитание
демократической культуры и демократического сознания личности, терпимости и
человечности, понимания и приятия другого.
Педагогика толерантности должна предложить как общие процедуры, так и
конкретные методы и приемы реакции на нетерпимость и на пути ее устранения или
нейтрализации, разъясняющие природу прав человека и формы проявления нетерпимости
в мире. Желательно чтобы каждый гражданин узнал как можно раньше, что означают
такие понятия, как расизм, национализм, фашизм, ксенофобия¸ этнические чистки,
дискриминация по полу, религиозные преследования и другие.
Люди должны принимать дгуг друга такими, какие они есть, быть терпимымы и не
прибегать к насилию, жестокости, морально – психическому давлению другого человека.
Под термином «толерантность» мы понимаем – морально – нравственное качество
личности, характеризующееся осознанием многомерности окружающей
действительности, разнообразия форм и способов отражения ее людьми, пониманием
относительности точности суждений, мнений, высказываний, оценок, и т.д.; знанием и
уважением прав и свобод каждого человека, принятие таким, какой он есть; терпимости в
отношении любого рода «инакости», не выходя за рамки норм и правил человеческого
общежития.
Предположим, что формирование толерантности у человека проходит ряд стадий и
условно выделим уровни проявления толерантности:
*когнитивный – знание ребенком или взрослым основных законов или правил
человеческого общения, понятия и принципов толерантности;
*эмоционально – оценочный – осознание того, что мир неоднороден и
многообразие необходимо; признается право на отличие;
*поведенческо – рефлексивный – устойчивое проявление толерантности в
поведении при различных ситуациях, на основе уважения другого человека как личности,
его прав; критическое отношение к себе, своему поведению, самооценивание, самоанализ,
рефлексия.
Формирование толерантности – движение по направлению к свободной гуманной
личности и протекать оно должно с помощью гуманистического личностно-
орентированного подхода. Одним из важных звеньев по воспитанию толерантности у
дошколников является взаимодействие педагогов и родителей. Значение семьи в
формировании толерантного поведения трудно переоценить. Родители являются первыми
и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка,
если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера
отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками,
детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. В основе
взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения,
взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Работа воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей должна
проводиться с учетом особенности семьи и семейных взаимоотношений.
Источники литературы:
1.
Балакина Л. Л. Журнал МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯНаучная библиотека
КиберЛенинка
2.
Бурдина Г Ю «Формирование основ толерантности у дошкольников на традициях
этноэтикета в контексте нового образовательного стандарта (к постановке проблемы)
Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ»
3.
Толерантный человек: как его воспитать? // Народное образование, №6, 2001. - с. 152-
156.
4.
Как воспитать толерантность? // Народное образование, №9, 2001. - с. 91-97; №1, 2002. -
с. 59-65.
Рассмотрим пути реализации этих возможностей в контексте ФГОС. 1.
Образовательная программа дошкольного образования состоит из обязательной части и
части, формируемой участниками образовательных отношений. Они могут быть обе
«задействованы» для реализации воспитательных задач, особенно вторая часть. В
Стандарте четко прописано, что вторая часть может включать различные направления,
выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных
программ и/или созданных ими самостоятельно и при этом может быть ориентирована на
специфику национальных социокультурных и иных условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность. 2. Для успешной реализации Программы должны быть
обеспечены среди прочих и такие психолого-педагогические условия, как уважение
взрослых к человеческому достоинству детей; создание условий для позитивных,
доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащих к разным
национально-культурным и религиозным общностям; развитие коммуникативных
способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками.
3. В процессе реализации Программы следует опираться на пять образовательных
областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-
эстетическое и физическое развитие дошкольников. Выделим в них ключевые моменты с
позиции интересующего вопроса. 1. Социально-коммуникативное развитие направлено на
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные
ценности; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей
семье, к сообществу детей и взрослых в организации. 2. Познавательное развитие
предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, об
отечественных традициях и праздниках, многообразии стран и народов мира и т.д. 3.
Речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры, а
художественно-эстетическое – формирование элементарных представлений о видах
искусства, фольклоре. 4. В направлении физического развития детей следует обратить
внимание на овладение подвижными играми с правилами (ФГОС, с. 6-17)