Напоминание

Формирование толерантности как педагогическая проблема


Автор: Ильина Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Сказка"
Населённый пункт: г. Ноябрьск ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Формирование толерантности как педагогическая проблема
Раздел: дошкольное образование





Назад





Автор:
Ильина Ирина Николаевна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ «Сказка»
Населённый пункт:
г. Ноябрьск ЯНАО
Наименование материала:
Статья
Тема:
«Формирование толерантности как педагогическая проблема»
Раздел:
дошкольное образование
Формирование толерантности как педагогическая проблема.
Россия сегодня – многонациональное государство, в нем проживают представители разных национальностей, которые составляют единый российский народ, российскую нацию. С точки зрения педагогики и психологии дети дошкольного возраста более всего расположены к воспитательному воздействию (сенситивны) для развития толерантной личности. Проблема формирования толерантности в педагогике сформировалась относительно недавно и является следствием тенденций изменения содержания образования, таких как – демократизация, гуманизация, глобализация. Содержание образования должно быть направлено на реализацию в системе образования прав человека, приобщение его к общечеловеческим ценностям, развитие взаимопонимания между различными народами, уважение чужих взглядов. Сегодня стало актуальным развитие, прежде всего, нравственных основ личности, становление Я – доминантного, позволяющего личности действовать свободно за пределами собственного внутреннего мира в пространстве саморазвития другого и других, преодолевая тем самым свою ограниченность. С этого начинается воспитание демократической культуры и демократического сознания личности, терпимости и человечности, понимания и приятия другого. Педагогика толерантности должна предложить как общие процедуры, так и конкретные методы и приемы реакции на нетерпимость и на пути ее устранения или нейтрализации, разъясняющие природу прав человека и формы проявления нетерпимости в мире. Желательно чтобы каждый гражданин узнал как можно раньше, что означают такие понятия, как расизм, национализм, фашизм, ксенофобия¸ этнические чистки, дискриминация по полу, религиозные преследования и другие. Люди должны принимать дгуг друга такими, какие они есть, быть терпимымы и не прибегать к насилию, жестокости, морально – психическому давлению другого человека.
Под термином «толерантность» мы понимаем – морально – нравственное качество личности, характеризующееся осознанием многомерности окружающей действительности, разнообразия форм и способов отражения ее людьми, пониманием относительности точности суждений, мнений, высказываний, оценок, и т.д.; знанием и уважением прав и свобод каждого человека, принятие таким, какой он есть; терпимости в отношении любого рода «инакости», не выходя за рамки норм и правил человеческого общежития. Предположим, что формирование толерантности у человека проходит ряд стадий и условно выделим уровни проявления толерантности: *когнитивный – знание ребенком или взрослым основных законов или правил человеческого общения, понятия и принципов толерантности; *эмоционально – оценочный – осознание того, что мир неоднороден и многообразие необходимо; признается право на отличие; *поведенческо – рефлексивный – устойчивое проявление толерантности в поведении при различных ситуациях, на основе уважения другого человека как личности, его прав; критическое отношение к себе, своему поведению, самооценивание, самоанализ, рефлексия. Формирование толерантности – движение по направлению к свободной гуманной личности и протекать оно должно с помощью гуманистического личностно- орентированного подхода. Одним из важных звеньев по воспитанию толерантности у дошколников является взаимодействие педагогов и родителей. Значение семьи в формировании толерантного поведения трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работа воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенности семьи и семейных взаимоотношений. Источники литературы: 1. Балакина Л. Л. Журнал МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯНаучная библиотека КиберЛенинка
2. Бурдина Г Ю «Формирование основ толерантности у дошкольников на традициях этноэтикета в контексте нового образовательного стандарта (к постановке проблемы) Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» 3. Толерантный человек: как его воспитать? // Народное образование, №6, 2001. - с. 152- 156. 4. Как воспитать толерантность? // Народное образование, №9, 2001. - с. 91-97; №1, 2002. - с. 59-65.
Рассмотрим пути реализации этих возможностей в контексте ФГОС. 1. Образовательная программа дошкольного образования состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Они могут быть обе «задействованы» для реализации воспитательных задач, особенно вторая часть. В Стандарте четко прописано, что вторая часть может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно и при этом может быть ориентирована на специфику национальных социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. 2. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены среди прочих и такие психолого-педагогические условия, как уважение взрослых к человеческому достоинству детей; создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащих к разным национально-культурным и религиозным общностям; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками. 3. В процессе реализации Программы следует опираться на пять образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно- эстетическое и физическое развитие дошкольников. Выделим в них ключевые моменты с позиции интересующего вопроса. 1. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых в организации. 2. Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках, многообразии стран и народов мира и т.д. 3. Речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры, а художественно-эстетическое – формирование элементарных представлений о видах искусства, фольклоре. 4. В направлении физического развития детей следует обратить внимание на овладение подвижными играми с правилами (ФГОС, с. 6-17)


В раздел образования