Автор: Силяева Людмила Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №10
Населённый пункт: Архангельск, Архангельская область
Наименование материала: Конспект непрерывной образовательной деятельности
Тема: "Сказка Теремок на новый лад"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное
бюджетное
дошкольное
образовательное
учреждение
муниципального
образования
«
Город
Архангельск
»
«
Детский
сад
общеразвивающего
вида
№ 10 «
Родничок
»
КОНСПЕКТ
непрерывной
образовательной
деятельности
образовательная
область
«
Речевое
развитие
»
в
подготовительной
к
школе
группе
«
Сказка
«
Теремок
»
на
новый
лад
»
Автор:
Силяева Людмила Николаевна,
воспитатель
Архангельск, 2017г.
Непрерывно образовательная деятельность в подготовительной к школе
группе «Сказка «Теремок» на новый лад».
Образовательная область «Речевое развитие»
Форма проведения: фронтальная
Цель: развитие речевого творчества, учить детей составлять новую сказку на
основе знакомого произведения.
Задачи:
Образовательные:
- Учить детей видоизменять, комбинировать, преобразовывать имеющиеся
знания, личный опыт в ходе составления сказки, последовательно и связно
рассказывать придуманную сказку.
-
Показать
возможности
развития
сюжета
сказки
при
некотором
его
изменении (посредством изменения некоторых черт внешности или характера
главного героя, введения новых героев, волшебных предметов).
-
Закреплять
знания
о
структуре
повествовательного
текста
(начало,
середина, конец)
Развивающие:
-
Развитие
связного
речевого
высказывания,
развивать
память,
речь,
воображение.
- Развивать словарь, вырабатывать чувство рифмы.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к сказкам, их сочинительству.
- Воспитывать желание коллективно сочинять сказку.
- Воспитывать умение слушать.
Предварительная
работа:
чтение
русской
народной
сказки
«Теремок»,
украинской
народной
сказки
«Рукавичка»,
«Под
грибом»
Сутеев
В.
Г.,
«Сказка
о
рыбаке
и
рыбке»
А.
С.
Пушкин,
пересказ,
составление
описательных загадок, рассматривание иллюстраций к сказкам, Д/И «Собери
сказку», Д/И «Из какой сказки герой». Составление рассказа по сюжетным
картинкам, игры драматизации по прочитанным сказкам, Беседа «Морские
обитатели».
Просмотр
мультфильмов
по
прочитанным
сказкам.
Чтение
стихотворений о морских обитателях. Раскрашивание раскрасок на темы
«Морские обитатели», «Русские народные сказки»
Сотрудничество с семьёй: родители записывают, придуманный ребёнком,
рассказ о морском обитателе, помогают оформить рисунками.
Развивающая
предметно-пространственная
развивающая
среда:
Театральный уголок: Кукольный театр, герои сказки «Теремок», декорации.
Дидактические игры «Собери сказку», «Из какой сказки герой».
Уголок творчества: раскраски по прочитанным произведениям (сказкам),
раскраски «Морские обитатели» (морская звезда, морской конёк, морская
черепаха, медуза, рыба-пила, морской ёж, ракушки), цветные карандаши,
бумага для рисования, пластилин.
Книжный
уголок:
Книга
«Теремок»,
(3
разных
экземпляра),
сказка
«Рукавичка» (2 разных экземпляра), «Под грибом» Сутеев В. Г.(2 разных
экземпляра).
Уголок
конструирования:
строительный
материал,
мелкие
игрушки
для
обыгрывания построек.
Уголок природы: материалы для рассматривания (ракушки, морские звёзды,
поделки из ракушек. Энциклопедии, иллюстрации о морских обитателях.
Дидактические игры «Кто где живёт», «Четвёртый лишний».
Методы,
приёмы:
активизация
детской
памяти,
восстановление
опыта,
совместное
придумывание
и
продумывание
сказки,
подсказ
вариантов,
игровой сюжет, беседа, напоминание, вопросы подсказывающие, рассказ с
показом
инсценировки,
оценка
детской
речи.
Физминутка
«Теремок».
Подвижная игра «Море волнуется».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель. «Сегодня у нас будет необычное развлечение! Сегодня мы
будем сочинять сказку, но не обычную, а сказку на новый лад. Вы слышали о
таких сказках? (индивидуальные ответы детей)». Сказка на новый лад – это
когда берётся любая сказка (авторская или народная) и переделывается на
новый лад – так как вам хочется. Можно добавить в эту сказку другого героя,
волшебный предмет, с помощью которого главный герой спасается от злых
персонажей. В сказках на новый лад можно фантазировать сколько угодно, и
тогда получается новая сказка!». Вы знаете, что любая сказка начинается
зачином. Кто мне подскажет, как? (Жили-были, как - то раз, однажды в
тридевятом царстве). Сказки всегда имеют развязку – какое-то событие, когда
что-то происходит с героями. Каждая сказка имеет, как и начало, так и конец.
А чему учат нас сказки? (Быть добрыми, бесстрашными, честными, помогать
старшим, заботиться о малышах, поступать справедливо)
2. Основная часть
Воспитатель:
«Сегодня
мы
будем
переделывать
на
новый
лад
всем
известную русскую народную сказку. А какую, вы узнаете, отгадав загадку: я
назову слова, а вы отгадаете, к какой сказке они относятся:
Слова:
мышка-норушка,
лягушка-квакушка,
зайчик-побегайчик,
лисичка-
сестричка, волчок - серый бочок, медведь косолапый.
Воспитатель.
Молодцы,
ребята!
Догадались!
Это
сказка
«Теремок».
Это
русская народная сказка.
Воспитатель:
«Я
предлагаю
изменить
эту
сказку!
А
для
того,
чтобы
получилась другая сказка, мы должны усвоить несколько правил:
Первое правило: изменять можно все три части сказки, либо какую-нибудь
одну из них (либо начало сказки, либо середину, либо конец).
Второе правило: чтобы сказка стала немного другой нужно изменить какие-
то качества главного героя - можно изменить его характер (если он был злым
– превратить его в доброго), либо изменить его внешние данные (например,
поменять цвет глаз, волос и так далее), можно изменить его одежду. Третье
правило: чтобы изменить сюжет сказки, можно ввести в неё нового героя
(доброго
или
злого).
Четвёртое
правило:
чтобы
изменить
сказку
можно
ввести в неё волшебный предмет. Пятое правило: если мы изменили сказку,
значит, и название этой сказки будет другое.
Воспитатель: Вот наш теремок (иллюстрация картинки «Теремок»), что мы
можем изменить? (ответы детей). Теремок может быть не деревянный. Он
может быть в виде большой ракушки? Можно сделать так, что бы он стоял
не в поле, а в глубоком синем море? А какие обитатели живут в море? (ответы
детей). А какие волшебные предметы вы знаете? (ответы детей)
Воспитатель. «Ребята, вы молодцы! Усвоили все правила. Теперь вы сможете
стать
сказочниками!
Кто
такие
сказочники?
(«Сказочник
–
это
человек,
который сочиняет сказки»).
Воспитатель:-
Я
так
люблю
сочинять
сказки,
и
пока
мы
с
вами
разговаривали, я на ходу сочинила сказку. Но сначала давайте немножко
разомнёмся.
Физкультминутка по сказке Теремок
В чистом поле теремок
Был ни низок, не высок (присели, встали руки вытянуты)
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили (поклон)
Там и мышка (руки перед собой на носочках)
И лягушка (присели)
Зайчик (прыжки)
С лисонькой – подружкой (повертели «хвостиком»)
Серый волк –зубами щелк (показали руками «пасть»)
В дружбе знали они толк. (поклон)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый (изобразить мишку)
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой (кулачок об кулачок)
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались (бег на месте)
А потом собрались снова
Чтоб построить терем новый. (сели на стульчики)
Воспитатель: Вот
теперь
можно
начинать.
А
вы
будете
моими
помощниками! Я начну, а вы продолжайте.
Воспитатель: Однажды, в некотором царстве, морском государстве (на стол
ставится «аквариум») стоял чудо теремок, он не низок не высок.
На большую раковину похож. (положить ракушку в «аквариум»).
Показ плоскостной картинки медузы. Продолжит (имя ребёнка).
Ребёнок: Проплывала мимо медуза
Воспитатель:
- прозрачное пузо и увидела подводную раковину, да такую
уютную, теремок, да и только, постучалась и спрашивает:
Ребёнок: «Кто, кто в теремочке живёт, кто, кто в подводном живёт?» Никто
не отвечает. Заплыла медуза в теремок и стала там жить.
Воспитатель: Живет себе да радуется, подводными водорослями питается.
Показ плоскостной картинки морской звезды, продолжит (имя ребёнка).
Ребёнок: Плывёт мимо морская звезда
Воспитатель: — во всём море краса, заприметила она подводный теремок,
остановилась и спрашивает:
Ребёнок: «Кто, кто в теремочке живёт, кто, кто в подводном живёт?»
- Я, медуза — прозрачное пузо, а ты кто?
- Я морская звезда - во всём море краса. Пусти меня в теремок жить.
Воспитатель: Будем с тобой дружить. Стали они жить вдвоём.
Показ плоскостной картинки морского ежа. Продолжает (имя ребёнка).
Ребёнок: Плывёт мимо рыба-ёж.
Воспитатель: На кактус похож, увидел он подводный теремок и спрашивает:
Ребёнок: «Кто, кто в теремочке живёт, кто, кто в подводном живёт?»
- Я, медуза — прозрачное пузо!
- Я морская звезда- во всём море краса, а ты кто?
- Я рыба-ёж на кактус похож, пустите в теремок жить, будем с вами дружить.
Воспитатель: Стали они втроём жить. Живут, себе поживают, песни поют,
морскую капусту жуют.
Показ плоскостной картинки морской черепахи. Продолжает (имя ребёнка).
Ребёнок: Плывёт мимо черепаха
Воспитатель:- клетчатая рубаха, услыхала она шум да веселье и спрашивает:
Ребёнок: «Кто, кто в теремочке живёт, кто, кто в подводном живёт?»
- Я, медуза — прозрачное пузо!
- Я морская звезда - во всём море краса!
- Я рыба-ёж на кактус похож, а ты кто?
- Я черепаха- клетчатая рубаха,
Воспитатель: Услыхала ваше веселье, приплыла к вам на новоселье, пустите
меня к себе жить, будем с вами дружить. Стали они вчетвером жить.
Показ плоскостной картинки морского конька. Продолжает (имя ребёнка).
Ребёнок: Плывёт мимо морской конёк
Воспитатель: - водяной горбунок, увидел теремок и спрашивает:
Ребёнок: «Кто, кто в теремочке живёт, кто, кто в подводном живёт?»
- Я, медуза — прозрачное пузо!
- Я морская звезда - во всём море краса!
- Я рыба-ёж на кактус похож!
- Я черепаха- клетчатая рубаха, а ты кто?
- А я конёк -водяной горбунок, пустите меня к себе жить, будем с вами
дружить.
Воспитатель: Стали они впятером жить. Живут, поживают и совсем не
скучают, песни поют, морскую капусту жуют.
Стала ракушка мала для подводных жильцов, ну в тесноте, да не в обиде.
Показ плоскостной картинки рыбы-пилы. Продолжает (имя ребёнка).
Ребёнок: Проплывает мимо рыба — пила, увидела теремок и спрашивает:
«Кто, кто в теремочке живёт, кто, кто в подводном живёт?»
- Я, медуза — прозрачное пузо!
- Я морская звезда- во всём море краса!
- Я рыба-ёж на кактус похож!
- Я черепаха- клетчатая рубаха!
- А я конёк -водяной горбунок, а ты кто?
- А я рыба - пила
Воспитатель: С детства всё пилила, что могла, пустите меня к себе жить,
будем с вами дружить.
- Да куда же мы тебя пустим? Самим тесно!
- Да как - нибудь поместимся!
Потеснились, пустили рыбу — пилу.
Стала рыба — пила заплывать в теремок и распилила его пополам. Только и
успели жители теремка разбежаться в разные стороны. Опечалились морские
жители. Смотрят на свой распиленный пополам теремок и не знают, что им
теперь
делать,
как
быть.
И
тут
вспомнили
они
про
(показ
плоскостной
картинки золотой рыбки)
Дети: золотую рыбку!
Воспитатель: И решили позвать её. Кликнули они золотую рыбку. Приплыла
к ним рыбка и спросила:
- Чего вам надобно, жители морские?
- Помоги нам, золотая рыбка! Терем наш совсем развалился!
- Не печальтесь, будет вам новый терм. Сказала им золотая рыбка. Хвостиком
махнула,
и
появился
новый
теремок,
больше
прежнего.
Да
такой,
просторный, что всем места хватило!
Воспитатель: Какой конец будет у нашей сказки? (ответы детей)
Дети: Стали они жить поживать и добра наживать!
Стали жить поживать и до сих пор живут!
Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!
Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, интересная у нас сказка получилась? Мне кажется, что
мы с вами что-то забыли? Если мы изменили сказку, значит, и название
сказки должно быть другим. Правильно! Мы забыли назвать нашу сказку!
Давайте подумаем, как мы можем её назвать? Примерные ответы детей:
«Морской теремок», «На морском дне», «Сказка о том, как золотая рыбка
помогла морским жителям». Выбираем самый понравившийся ответ.
А
теперь
давайте
ещё
немножко
пофантазируем
и
представим,
что
мы
морские жители, поиграем в игру «Море волнуется».
Ребята,
какие
вы
молодцы
из
вас
получились
бы
хорошие
сказочники,
каждый из вас проявил максимум фантазии и выдумки.
Методические комментарии:
Данное занятие проводится фронтально, со всей группой детей. Непрерывно
образовательная деятельность состоит из трёх частей: вводной, основной и
заключительной. Все части тесно взаимосвязаны друг с другом, объединены
одним сюжетом, что способствует поддержке интереса у дошкольников на
протяжении
всего
занятия.
При
построении
непрерывно-образовательной
деятельности
учитывала
требования
к
структуре
НОД:
чёткость,
компактность материала, логическая взаимосвязь частей НОД. Наглядные,
словесные, игровые методы использовались на протяжении всего занятия.
Организация
детей:
дети
сидят
на
стульчиках
полукругом
перед
воспитателем.
Длительность
непрерывно-образовательной
деятельности
выдержана в соответствии с СаНПиН, также возрастными особенностями
детей старшего дошкольного возраста. Программный материал подбирается в
соответствии с требованиями.
Дидактический материал и оборудование:
Коробка, сделанная под аквариум, большая морская ракушка, плоскостные
фигуры соответствующих персонажей, картинка «Теремка»
Методическая литература и интернет ресурсы:
1.
Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание
дошкольников: учебно-методическое пособие. — Ярославль: Академия раз-
вития, 2003.
2.Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: практическое по-
собие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж: ЧП Лакоценин С. С.,
2009.
3.Шорыгина Т. А. Рыбы какие они? Книга для воспитателей, родителей.
Москва, 2008.
4.
Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду.