Напоминание

"Сказка Теремок на новый лад"


Автор: Силяева Людмила Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №10
Населённый пункт: Архангельск, Архангельская область
Наименование материала: Конспект непрерывной образовательной деятельности
Тема: "Сказка Теремок на новый лад"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное

бюджетное

дошкольное

образовательное

учреждение

муниципального

образования

«

Город

Архангельск

»

«

Детский

сад

общеразвивающего

вида

№ 10 «

Родничок

»

КОНСПЕКТ

непрерывной

образовательной

деятельности

образовательная

область

«

Речевое

развитие

»

в

подготовительной

к

школе

группе

«

Сказка

«

Теремок

»

на

новый

лад

»

Автор:

Силяева Людмила Николаевна,

воспитатель

Архангельск, 2017г.

Непрерывно образовательная деятельность в подготовительной к школе

группе «Сказка «Теремок» на новый лад».

Образовательная область «Речевое развитие»

Форма проведения: фронтальная

Цель: развитие речевого творчества, учить детей составлять новую сказку на

основе знакомого произведения.

Задачи:

Образовательные:

- Учить детей видоизменять, комбинировать, преобразовывать имеющиеся

знания, личный опыт в ходе составления сказки, последовательно и связно

рассказывать придуманную сказку.

-

Показать

возможности

развития

сюжета

сказки

при

некотором

его

изменении (посредством изменения некоторых черт внешности или характера

главного героя, введения новых героев, волшебных предметов).

-

Закреплять

знания

о

структуре

повествовательного

текста

(начало,

середина, конец)

Развивающие:

-

Развитие

связного

речевого

высказывания,

развивать

память,

речь,

воображение.

- Развивать словарь, вырабатывать чувство рифмы.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к сказкам, их сочинительству.

- Воспитывать желание коллективно сочинять сказку.

- Воспитывать умение слушать.

Предварительная

работа:

чтение

русской

народной

сказки

«Теремок»,

украинской

народной

сказки

«Рукавичка»,

«Под

грибом»

Сутеев

В.

Г.,

«Сказка

о

рыбаке

и

рыбке»

А.

С.

Пушкин,

пересказ,

составление

описательных загадок, рассматривание иллюстраций к сказкам, Д/И «Собери

сказку», Д/И «Из какой сказки герой». Составление рассказа по сюжетным

картинкам, игры драматизации по прочитанным сказкам, Беседа «Морские

обитатели».

Просмотр

мультфильмов

по

прочитанным

сказкам.

Чтение

стихотворений о морских обитателях. Раскрашивание раскрасок на темы

«Морские обитатели», «Русские народные сказки»

Сотрудничество с семьёй: родители записывают, придуманный ребёнком,

рассказ о морском обитателе, помогают оформить рисунками.

Развивающая

предметно-пространственная

развивающая

среда:

Театральный уголок: Кукольный театр, герои сказки «Теремок», декорации.

Дидактические игры «Собери сказку», «Из какой сказки герой».

Уголок творчества: раскраски по прочитанным произведениям (сказкам),

раскраски «Морские обитатели» (морская звезда, морской конёк, морская

черепаха, медуза, рыба-пила, морской ёж, ракушки), цветные карандаши,

бумага для рисования, пластилин.

Книжный

уголок:

Книга

«Теремок»,

(3

разных

экземпляра),

сказка

«Рукавичка» (2 разных экземпляра), «Под грибом» Сутеев В. Г.(2 разных

экземпляра).

Уголок

конструирования:

строительный

материал,

мелкие

игрушки

для

обыгрывания построек.

Уголок природы: материалы для рассматривания (ракушки, морские звёзды,

поделки из ракушек. Энциклопедии, иллюстрации о морских обитателях.

Дидактические игры «Кто где живёт», «Четвёртый лишний».

Методы,

приёмы:

активизация

детской

памяти,

восстановление

опыта,

совместное

придумывание

и

продумывание

сказки,

подсказ

вариантов,

игровой сюжет, беседа, напоминание, вопросы подсказывающие, рассказ с

показом

инсценировки,

оценка

детской

речи.

Физминутка

«Теремок».

Подвижная игра «Море волнуется».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель. «Сегодня у нас будет необычное развлечение! Сегодня мы

будем сочинять сказку, но не обычную, а сказку на новый лад. Вы слышали о

таких сказках? (индивидуальные ответы детей)». Сказка на новый лад – это

когда берётся любая сказка (авторская или народная) и переделывается на

новый лад – так как вам хочется. Можно добавить в эту сказку другого героя,

волшебный предмет, с помощью которого главный герой спасается от злых

персонажей. В сказках на новый лад можно фантазировать сколько угодно, и

тогда получается новая сказка!». Вы знаете, что любая сказка начинается

зачином. Кто мне подскажет, как? (Жили-были, как - то раз, однажды в

тридевятом царстве). Сказки всегда имеют развязку – какое-то событие, когда

что-то происходит с героями. Каждая сказка имеет, как и начало, так и конец.

А чему учат нас сказки? (Быть добрыми, бесстрашными, честными, помогать

старшим, заботиться о малышах, поступать справедливо)

2. Основная часть

Воспитатель:

«Сегодня

мы

будем

переделывать

на

новый

лад

всем

известную русскую народную сказку. А какую, вы узнаете, отгадав загадку: я

назову слова, а вы отгадаете, к какой сказке они относятся:

Слова:

мышка-норушка,

лягушка-квакушка,

зайчик-побегайчик,

лисичка-

сестричка, волчок - серый бочок, медведь косолапый.

Воспитатель.

Молодцы,

ребята!

Догадались!

Это

сказка

«Теремок».

Это

русская народная сказка.

Воспитатель:

«Я

предлагаю

изменить

эту

сказку!

А

для

того,

чтобы

получилась другая сказка, мы должны усвоить несколько правил:

Первое правило: изменять можно все три части сказки, либо какую-нибудь

одну из них (либо начало сказки, либо середину, либо конец).

Второе правило: чтобы сказка стала немного другой нужно изменить какие-

то качества главного героя - можно изменить его характер (если он был злым

– превратить его в доброго), либо изменить его внешние данные (например,

поменять цвет глаз, волос и так далее), можно изменить его одежду. Третье

правило: чтобы изменить сюжет сказки, можно ввести в неё нового героя

(доброго

или

злого).

Четвёртое

правило:

чтобы

изменить

сказку

можно

ввести в неё волшебный предмет. Пятое правило: если мы изменили сказку,

значит, и название этой сказки будет другое.

Воспитатель: Вот наш теремок (иллюстрация картинки «Теремок»), что мы

можем изменить? (ответы детей). Теремок может быть не деревянный. Он

может быть в виде большой ракушки? Можно сделать так, что бы он стоял

не в поле, а в глубоком синем море? А какие обитатели живут в море? (ответы

детей). А какие волшебные предметы вы знаете? (ответы детей)

Воспитатель. «Ребята, вы молодцы! Усвоили все правила. Теперь вы сможете

стать

сказочниками!

Кто

такие

сказочники?

(«Сказочник

это

человек,

который сочиняет сказки»).

Воспитатель:-

Я

так

люблю

сочинять

сказки,

и

пока

мы

с

вами

разговаривали, я на ходу сочинила сказку. Но сначала давайте немножко

разомнёмся.

Физкультминутка по сказке Теремок

В чистом поле теремок

Был ни низок, не высок (присели, встали руки вытянуты)

Звери разные там жили,

Жили дружно, не тужили (поклон)

Там и мышка (руки перед собой на носочках)

И лягушка (присели)

Зайчик (прыжки)

С лисонькой – подружкой (повертели «хвостиком»)

Серый волк –зубами щелк (показали руками «пасть»)

В дружбе знали они толк. (поклон)

Но набрел на теремок

Мишка косолапый (изобразить мишку)

Раздавил он теремок

Своей огромной лапой (кулачок об кулачок)

Звери очень испугались,

Поскорее разбежались (бег на месте)

А потом собрались снова

Чтоб построить терем новый. (сели на стульчики)

Воспитатель: Вот

теперь

можно

начинать.

А

вы

будете

моими

помощниками! Я начну, а вы продолжайте.

Воспитатель: Однажды, в некотором царстве, морском государстве (на стол

ставится «аквариум») стоял чудо теремок, он не низок не высок.

На большую раковину похож. (положить ракушку в «аквариум»).

Показ плоскостной картинки медузы. Продолжит (имя ребёнка).

Ребёнок: Проплывала мимо медуза

Воспитатель:

- прозрачное пузо и увидела подводную раковину, да такую

уютную, теремок, да и только, постучалась и спрашивает:

Ребёнок: «Кто, кто в теремочке живёт, кто, кто в подводном живёт?» Никто

не отвечает. Заплыла медуза в теремок и стала там жить.

Воспитатель: Живет себе да радуется, подводными водорослями питается.

Показ плоскостной картинки морской звезды, продолжит (имя ребёнка).

Ребёнок: Плывёт мимо морская звезда

Воспитатель: — во всём море краса, заприметила она подводный теремок,

остановилась и спрашивает:

Ребёнок: «Кто, кто в теремочке живёт, кто, кто в подводном живёт?»

- Я, медуза — прозрачное пузо, а ты кто?

- Я морская звезда - во всём море краса. Пусти меня в теремок жить.

Воспитатель: Будем с тобой дружить. Стали они жить вдвоём.

Показ плоскостной картинки морского ежа. Продолжает (имя ребёнка).

Ребёнок: Плывёт мимо рыба-ёж.

Воспитатель: На кактус похож, увидел он подводный теремок и спрашивает:

Ребёнок: «Кто, кто в теремочке живёт, кто, кто в подводном живёт?»

- Я, медуза — прозрачное пузо!

- Я морская звезда- во всём море краса, а ты кто?

- Я рыба-ёж на кактус похож, пустите в теремок жить, будем с вами дружить.

Воспитатель: Стали они втроём жить. Живут, себе поживают, песни поют,

морскую капусту жуют.

Показ плоскостной картинки морской черепахи. Продолжает (имя ребёнка).

Ребёнок: Плывёт мимо черепаха

Воспитатель:- клетчатая рубаха, услыхала она шум да веселье и спрашивает:

Ребёнок: «Кто, кто в теремочке живёт, кто, кто в подводном живёт?»

- Я, медуза — прозрачное пузо!

- Я морская звезда - во всём море краса!

- Я рыба-ёж на кактус похож, а ты кто?

- Я черепаха- клетчатая рубаха,

Воспитатель: Услыхала ваше веселье, приплыла к вам на новоселье, пустите

меня к себе жить, будем с вами дружить. Стали они вчетвером жить.

Показ плоскостной картинки морского конька. Продолжает (имя ребёнка).

Ребёнок: Плывёт мимо морской конёк

Воспитатель: - водяной горбунок, увидел теремок и спрашивает:

Ребёнок: «Кто, кто в теремочке живёт, кто, кто в подводном живёт?»

- Я, медуза — прозрачное пузо!

- Я морская звезда - во всём море краса!

- Я рыба-ёж на кактус похож!

- Я черепаха- клетчатая рубаха, а ты кто?

- А я конёк -водяной горбунок, пустите меня к себе жить, будем с вами

дружить.

Воспитатель: Стали они впятером жить. Живут, поживают и совсем не

скучают, песни поют, морскую капусту жуют.

Стала ракушка мала для подводных жильцов, ну в тесноте, да не в обиде.

Показ плоскостной картинки рыбы-пилы. Продолжает (имя ребёнка).

Ребёнок: Проплывает мимо рыба — пила, увидела теремок и спрашивает:

«Кто, кто в теремочке живёт, кто, кто в подводном живёт?»

- Я, медуза — прозрачное пузо!

- Я морская звезда- во всём море краса!

- Я рыба-ёж на кактус похож!

- Я черепаха- клетчатая рубаха!

- А я конёк -водяной горбунок, а ты кто?

- А я рыба - пила

Воспитатель: С детства всё пилила, что могла, пустите меня к себе жить,

будем с вами дружить.

- Да куда же мы тебя пустим? Самим тесно!

- Да как - нибудь поместимся!

Потеснились, пустили рыбу — пилу.

Стала рыба — пила заплывать в теремок и распилила его пополам. Только и

успели жители теремка разбежаться в разные стороны. Опечалились морские

жители. Смотрят на свой распиленный пополам теремок и не знают, что им

теперь

делать,

как

быть.

И

тут

вспомнили

они

про

(показ

плоскостной

картинки золотой рыбки)

Дети: золотую рыбку!

Воспитатель: И решили позвать её. Кликнули они золотую рыбку. Приплыла

к ним рыбка и спросила:

- Чего вам надобно, жители морские?

- Помоги нам, золотая рыбка! Терем наш совсем развалился!

- Не печальтесь, будет вам новый терм. Сказала им золотая рыбка. Хвостиком

махнула,

и

появился

новый

теремок,

больше

прежнего.

Да

такой,

просторный, что всем места хватило!

Воспитатель: Какой конец будет у нашей сказки? (ответы детей)

Дети: Стали они жить поживать и добра наживать!

Стали жить поживать и до сих пор живут!

Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!

Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, интересная у нас сказка получилась? Мне кажется, что

мы с вами что-то забыли? Если мы изменили сказку, значит, и название

сказки должно быть другим. Правильно! Мы забыли назвать нашу сказку!

Давайте подумаем, как мы можем её назвать? Примерные ответы детей:

«Морской теремок», «На морском дне», «Сказка о том, как золотая рыбка

помогла морским жителям». Выбираем самый понравившийся ответ.

А

теперь

давайте

ещё

немножко

пофантазируем

и

представим,

что

мы

морские жители, поиграем в игру «Море волнуется».

Ребята,

какие

вы

молодцы

из

вас

получились

бы

хорошие

сказочники,

каждый из вас проявил максимум фантазии и выдумки.

Методические комментарии:

Данное занятие проводится фронтально, со всей группой детей. Непрерывно

образовательная деятельность состоит из трёх частей: вводной, основной и

заключительной. Все части тесно взаимосвязаны друг с другом, объединены

одним сюжетом, что способствует поддержке интереса у дошкольников на

протяжении

всего

занятия.

При

построении

непрерывно-образовательной

деятельности

учитывала

требования

к

структуре

НОД:

чёткость,

компактность материала, логическая взаимосвязь частей НОД. Наглядные,

словесные, игровые методы использовались на протяжении всего занятия.

Организация

детей:

дети

сидят

на

стульчиках

полукругом

перед

воспитателем.

Длительность

непрерывно-образовательной

деятельности

выдержана в соответствии с СаНПиН, также возрастными особенностями

детей старшего дошкольного возраста. Программный материал подбирается в

соответствии с требованиями.

Дидактический материал и оборудование:

Коробка, сделанная под аквариум, большая морская ракушка, плоскостные

фигуры соответствующих персонажей, картинка «Теремка»

Методическая литература и интернет ресурсы:

1.

Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание

дошкольников: учебно-методическое пособие. — Ярославль: Академия раз-

вития, 2003.

2.Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: практическое по-

собие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж: ЧП Лакоценин С. С.,

2009.

3.Шорыгина Т. А. Рыбы какие они? Книга для воспитателей, родителей.

Москва, 2008.

4.

Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду.



В раздел образования