Напоминание

"Театрализованная деятельность в реализации задач образовательной области "Речевое развитие""


Автор: Михайлова Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №14 "Березка" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию воспитанников" п.г.т. Зеленоборский
Населённый пункт: п.г.т.Зеленоборский, Мурманской области
Наименование материала: Статья(из опыта работы)
Тема: "Театрализованная деятельность в реализации задач образовательной области "Речевое развитие""
Раздел: дошкольное образование





Назад





Театрализованная деятельность в реализации задач

образовательной области «Речевое развитие»
Одним из приоритетных направлений дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является развитие речи у дошкольников, владение речью как средством общения и культуры. Поэтому определение направлений и создание условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования предусматривают овладение детьми устной речью, развитие умения выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Решая задачи речевого развития, в организации образовательной деятельности воспитанников использую разнообразные методы: беседы, рассказывание, восприятие художественной литературы и т.д. Но наиболее эффективным, как показывает практика, является практический (игровой метод) метод, а именно театрализованная деятельность. Именно театрализованная деятельность как один из видов игровой деятельности способствует легкому и свободному осуществлению процессов обучения и развития детей, в ней наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: обучения в деятельности. Вместе с тем, театрализованная деятельность является огромным стимулом для развития и совершенствования речи, она помогает развивать связную и грамматически правильную речь в ненавязчивой форме, является необходимым условием увлекательной деятельности. Театрализованную деятельность реализую в различных формах образовательной деятельности: непосредственно образовательной, самостоятельной игровой и совместной деятельности воспитателя с детьми. С целью развития речи дошкольников средствами театрального искусства организовала кружок художественно-эстетического направления развитий воспитанников. Деятельность кружка организую в соответствии с программой дополнительного образования О.В. Гончаровой «Театральная палитра» и направлена на решение задач речевого развития. В процессе театрализованной деятельности создают условия для развития речевой активности детей, артистических навыков посредством вхождения в образ, исполнительских умений, развития выразительных средств (интонации, мимики, пантомимики). Одним из важных направлений в развитии ребёнка в театрализованной деятельности является создание соответствующей РППС, на что я обращаю особое внимание. Совместно с детьми и родителями изготовлены различные виды театров, дидактические и развивающие игры, оформлена подборка иллюстрированных книг из серии «Русские народные сказки», картотека игр - драматизаций, народных игр, подвижных игр со словами, также подобрала занимательный материал, направленный на развитие речи детей.
В группе оборудован центр театрализованной деятельности где сосредоточены: видео-аудио аппаратура, фонотека, различные виды театров. В организации кружковой работы использую различные виды театров: настольный театр, кукольный, пальчиковый, театр на фланелеграфе, театр картинок и другие, что способствует повышению интереса к использованию в самостоятельной игровой деятельности сюжетов знакомых сказок, потешек, стихов, и значительно обогащает игровую деятельность детей, вызывает желание детей повторить любимые произведения, придумать свои сюжеты. Д е т и с восторгом приняли предложение открыть в группе мастерскую «Театральные подмастерья», где с удовольствием изготавливали персонажей для театра из бросового материала. Каждое занятие кружка начинается с дыхательной и артикуляционной гимнастики, которые обеспечивают чёткую координированную работу артикуляционного аппарата. Скороговорки, стихи, рассказывание сказок, придумывание своего окончания сказки, новых сказок – помогают развивать речевое дыхание, учат пользоваться интонацией, улучшают дикцию. Значительное место отводится развитию выразительности жестов, поз, мимики для этого использую различные формы детской деятельности: игры, тренинги, игровые упражнения. Особенно понравились участникам кружка этюды (игровые задания, упражнения), где необходимо жестами, мимикой выражать свои мысли и чувства (я обиделась, приветствие, отказ, иди сюда, посмотри, пойдём гулять…). Работа над этюдами развивает личностные качества, в том числе умение действовать в условиях вымысла и общаться, реагируя на поведение партнера. На формирование навыков культуры общения направлены этюды «Знакомство», «Просьба», «Благодарность», «Угощение», «Разговор по телефону», «Утешение», «Поздравления и пожелания»). Этюды (Радость, Гнев, Грусть, Удивление, Отвращение, Страх). («Как я мамочку люблю», «Маленький старичок…», «Разговор с бабушкой», «Весёлый страх», ), игры «Изобрази животное», «Чтобы это значило..?» (на примере отрывка из сказки К.И. Чуковского «Жил на свете цыплёнок…»), «Иностранец» позволяют упражнять детей в умении с помощью мимики и жестов передавать эмоции, управлять эмоциональным состоянием в определенной ситуации. Драматизация по сказкам, предусматривает большую предварительную работу: определение характера героя (ленивый или трусливый, добрый или злой, глупый или умный) и составление его речевой характеристики. Обращаю внимание детей на то, что каждый сказочный персонаж обладает собственной манерой выражать свои мысли, которая проявляется в диалогах и делает их живыми и естественными. Ритмогимнастика – одна из составляющих театрализованной деятельности, которая включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, что позволяет развить у детей естественные психомоторные способности, умение равномерно двигаться, не сталкиваясь друг с
другом. В ходе работы над пластикой движений упражняю детей в умении точно и образно передавать движения, действия персонажа. В рамках деятельности кружка обогащаю представления детей о театральных профессиях актёра, гримёра, звукорежиссёра. Дети с нетерпением готовятся и ждут выступлений перед малышами и сверстниками: разучивают роли, стараются чётко проговаривать слова, сочетая движения и речь. Показаны игры- драматизации «Как собака друга искала», «Маша обедает», театр на кубиках для малышей «Колобок», бибабо «Теремок», театр картинок «Заюшкина избушка», настольный театр «Кот, петух и лиса». Участники кружка «Весёлый лучик» - украшение проводимых в ДОО вечеров развлечений, утренников, конкурсов чтецов: инсценировали постановки «Маленькая мама», «Подарок для мамы», «Непослушные ребята»2013г. Кружковцы принимали участие в творческих конкурсах «Подарки к юбилею любимого писателя», посвященный 100-летию со дня рождения С.В. Михалкова, номинация «Мы дружны с печатным словом»; муниципальный фестиваль «Моя Россия», номинация поэтическая, конкурс «О тебе родной посёлок», посвящённый 60-летию посёлка Зеленоборский; областной конкурс чтецов «Чудо- сказки К.И. Чуковского» (2015). Организую взаимодействие с родителями воспитанников по речевому развитию детей средствами театрализованной деятельности. Проведены консультации для родителей: «Театрализованная деятельность средство развития речи детей», «Играйте в театр вместе с детьми», «Читаем вместе с детьми». Создаю условия для участия родителей в совместных мероприятиях: вечерах сказок, литературных гостиных, семейных выставках и праздниках. По результатам проведённых мероприятий провела педагогическую диагностику, результаты которой свидетельствует о том, что у детей проявляется эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности, речевое развитие соответствует возрастным особенностям детей: понимают содержание и главную мысль литературных произведений, владеют умением составлять словесные характеристики персонажам пьесы, используют в речи эпитеты, сравнения и образные выражения. Создают по словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа, владеют навыками кукловождения, применяют их в свободной творческой деятельности, проявляют активность, согласованность действий с партнерами, участвуют в различных видах творческой деятельности Т.о., театрализованная деятельность играет важную роль в речевом развитии ребенка. Она способствует активизации разных сторон детской речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи и др. Интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но также и xyдoжecтвeннo-peчeвyю деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, сочинение, исполнение песен от лица персонажей, их инсценирование, напевание и т.д.).


В раздел образования