"Театрализованная деятельность в реализации задач образовательной области "Речевое развитие""
Автор: Михайлова Татьяна Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №14 "Березка" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию воспитанников" п.г.т. Зеленоборский Населённый пункт: п.г.т.Зеленоборский, Мурманской области Наименование материала: Статья(из опыта работы) Тема: "Театрализованная деятельность в реализации задач образовательной области "Речевое развитие"" Раздел: дошкольное образование
образовательной области «Речевое развитие»
Одним
из
приоритетных
направлений
дошкольного
образования в
соответствии с ФГОС ДО является развитие речи у дошкольников, владение
речью как средством общения и культуры. Поэтому определение направлений и
создание
условия
развития
речи
у
детей
относятся
к
числу
важнейших
педагогических задач.
Целевые
ориентиры
на
этапе
завершения
дошкольного
образования
предусматривают овладение детьми
устной речью, развитие умения выражать
свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств,
желания, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки
в
словах.
Речевое
развитие
по-прежнему
остается
наиболее
актуальным
в
дошкольном возрасте.
Решая
задачи
речевого
развития, в
организации
образовательной
деятельности
воспитанников
использую
разнообразные
методы:
беседы,
рассказывание,
восприятие
художественной
литературы
и
т.д.
Но
наиболее
эффективным, как показывает практика, является практический (игровой метод)
метод,
а
именно
театрализованная
деятельность.
Именно
театрализованная
деятельность как один из видов игровой деятельности способствует легкому и
свободному осуществлению процессов обучения и развития детей, в ней наиболее
полно и ярко проявляется принцип обучения: обучения в деятельности.
Вместе с тем, театрализованная деятельность является огромным стимулом
для
развития
и
совершенствования
речи,
она
помогает
развивать
связную
и
грамматически правильную речь в ненавязчивой форме, является необходимым
условием увлекательной деятельности.
Театрализованную
деятельность
реализую
в
различных
формах
образовательной
деятельности:
непосредственно
образовательной,
самостоятельной игровой и совместной деятельности воспитателя с детьми.
С целью развития речи дошкольников средствами театрального искусства
организовала
кружок
художественно-эстетического
направления
развитий
воспитанников. Деятельность кружка организую
в соответствии с программой
дополнительного
образования
О.В.
Гончаровой
«Театральная
палитра»
и
направлена на решение задач речевого развития. В процессе театрализованной
деятельности
создают
условия
для
развития
речевой
активности
детей,
артистических навыков посредством вхождения в образ, исполнительских умений,
развития выразительных средств (интонации, мимики, пантомимики).
Одним из важных направлений в развитии ребёнка в театрализованной
деятельности
является
создание
соответствующей
РППС,
на
что
я
обращаю
особое внимание. Совместно с детьми и родителями изготовлены различные виды
театров,
дидактические
и
развивающие
игры,
оформлена
подборка
иллюстрированных книг из серии «Русские народные сказки», картотека игр -
драматизаций,
народных
игр,
подвижных
игр
со
словами,
также
подобрала
занимательный материал, направленный на развитие речи детей.
В
группе
оборудован
центр
театрализованной
деятельности
где
сосредоточены: видео-аудио аппаратура, фонотека, различные виды театров.
В
организации
кружковой
работы
использую
различные
виды
театров:
настольный
театр,
кукольный,
пальчиковый,
театр
на
фланелеграфе,
театр
картинок и другие, что способствует повышению интереса к использованию в
самостоятельной
игровой
деятельности
сюжетов
знакомых
сказок,
потешек,
стихов, и значительно обогащает игровую деятельность детей, вызывает желание
детей повторить любимые произведения, придумать свои сюжеты.
Д е т и
с
восторгом приняли предложение открыть
в группе мастерскую «Театральные
подмастерья», где с удовольствием изготавливали персонажей для театра
из
бросового материала.
Каждое
занятие
кружка
начинается
с
дыхательной
и
артикуляционной
гимнастики,
которые
обеспечивают
чёткую
координированную
работу
артикуляционного аппарата.
Скороговорки,
стихи,
рассказывание
сказок,
придумывание
своего
окончания сказки, новых сказок – помогают развивать речевое дыхание, учат
пользоваться интонацией, улучшают дикцию.
Значительное место отводится
развитию выразительности жестов, поз,
мимики
для
этого
использую
различные
формы
детской
деятельности:
игры,
тренинги, игровые упражнения.
Особенно
понравились
участникам
кружка
этюды
(игровые
задания,
упражнения), где необходимо жестами, мимикой выражать свои мысли и чувства
(я обиделась, приветствие, отказ, иди сюда, посмотри, пойдём гулять…). Работа
над этюдами развивает личностные качества, в том числе умение действовать в
условиях вымысла и общаться, реагируя на поведение партнера.
На
формирование
навыков
культуры
общения
направлены
этюды
«Знакомство»,
«Просьба»,
«Благодарность»,
«Угощение»,
«Разговор
по
телефону», «Утешение», «Поздравления и пожелания»).
Этюды (Радость, Гнев, Грусть, Удивление, Отвращение, Страх). («Как я
мамочку люблю», «Маленький старичок…», «Разговор с бабушкой», «Весёлый
страх»,
),
игры
«Изобрази
животное»,
«Чтобы
это
значило..?»
(на
примере
отрывка из сказки К.И. Чуковского «Жил на свете цыплёнок…»), «Иностранец»
позволяют упражнять детей в умении с помощью мимики и жестов передавать
эмоции, управлять эмоциональным состоянием в определенной ситуации.
Драматизация
по
сказкам,
предусматривает
большую
предварительную
работу: определение характера героя (ленивый или трусливый, добрый или злой,
глупый
или
умный)
и
составление
его
речевой
характеристики.
Обращаю
внимание детей на то, что каждый сказочный персонаж обладает собственной
манерой выражать свои мысли, которая проявляется в диалогах и делает их
живыми и естественными.
Ритмогимнастика – одна из составляющих театрализованной деятельности,
которая включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические
игры и упражнения,
что
позволяет
развить
у
детей
естественные
психомоторные способности, умение равномерно двигаться, не сталкиваясь друг с
другом. В ходе работы над пластикой движений упражняю детей в умении точно и
образно передавать движения, действия персонажа.
В
рамках
деятельности
кружка
обогащаю
представления
детей
о
театральных профессиях актёра, гримёра, звукорежиссёра. Дети с нетерпением
готовятся и ждут выступлений перед малышами и сверстниками: разучивают
роли, стараются чётко проговаривать слова, сочетая движения и речь. Показаны
игры- драматизации «Как собака друга искала», «Маша обедает», театр на кубиках
для
малышей
«Колобок»,
бибабо
«Теремок»,
театр
картинок
«Заюшкина
избушка», настольный театр «Кот, петух и лиса».
Участники
кружка
«Весёлый
лучик»
-
украшение
проводимых
в
ДОО
вечеров развлечений, утренников, конкурсов чтецов: инсценировали постановки
«Маленькая
мама»,
«Подарок
для
мамы»,
«Непослушные
ребята»2013г.
Кружковцы принимали
участие в творческих конкурсах «Подарки к юбилею
любимого писателя», посвященный 100-летию со дня рождения С.В. Михалкова,
номинация «Мы дружны с печатным словом»; муниципальный фестиваль «Моя
Россия»,
номинация
поэтическая,
конкурс
«О
тебе
родной
посёлок»,
посвящённый
60-летию
посёлка
Зеленоборский;
областной
конкурс
чтецов
«Чудо- сказки К.И. Чуковского» (2015).
Организую
взаимодействие
с
родителями
воспитанников
по
речевому
развитию
детей
средствами
театрализованной
деятельности.
Проведены
консультации для родителей: «Театрализованная деятельность средство развития
речи детей», «Играйте в театр вместе с детьми», «Читаем вместе с детьми».
Создаю условия для участия родителей в совместных мероприятиях: вечерах
сказок, литературных гостиных, семейных выставках и праздниках.
По
результатам
проведённых
мероприятий
провела
педагогическую
диагностику, результаты которой свидетельствует о том, что у детей проявляется
эмоциональный
интерес
к
театральному
искусству
и
театрализованной
деятельности, речевое развитие соответствует возрастным особенностям детей:
понимают содержание и главную мысль литературных произведений, владеют
умением составлять словесные характеристики персонажам пьесы, используют в
речи
эпитеты,
сравнения
и
образные
выражения.
Создают
по
словесной
характеристике-инструкции
воспитателя
образ
персонажа,
владеют
навыками
кукловождения, применяют их в свободной творческой деятельности, проявляют
активность, согласованность действий с партнерами, участвуют
в различных
видах творческой деятельности
Т.о., театрализованная деятельность играет важную роль в речевом развитии
ребенка. Она способствует активизации разных сторон детской речи – словаря,
грамматического
строя,
диалога,
монолога,
совершенствования
звуковой
стороны речи и др. Интенсивному речевому развитию служит именно
самостоятельная театрально-игровая деятельность, которая включает в себя не
только
само
действие
детей
с
кукольными
персонажами
или
собственные
действия по ролям, но также и xyдoжecтвeннo-peчeвyю деятельность (выбор
темы, передача знакомого содержания, сочинение, исполнение песен от лица
персонажей, их инсценирование, напевание и т.д.).