Автор: Скрылева Ольга Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ д/с № 25 Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская обл. Наименование материала: статья Тема: Семейное воспитание Раздел: дошкольное образование
Семейное воспитание.
Влияние воспитания старшего поколения на
развитие дошкольника.
Дошкольное детство - важный этап в развитии человека, период
становления основ личностной культуры, творческой самореализации и
формирование правильной самооценки. В связи с этим особое внимание
необходимо обратить на условия жизни ребенка, создать такую
воспитательную среду, которая даст возможность реализовать задачи его
приобщения к окружающему миру и начальной социализации. Особое место в
системе «ребенок - взрослый» принадлежит семье. В Законе РФ « Об
образовании (ст.18) написано о том, что родители являются первыми
педагогами и поэтому обязаны заложить основы физического,
нравственного и интеллектуального развития личности ребенка уже в
раннем возрасте. В Семейном кодексе РФ (ст.63) определяются права и
обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, отмечается,
что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих
детей и имеют преимущественное право на их воспитание. Однако в этом
же документе (ст. 67) закрепляется право других родственников ,а именно
дедушки, бабушки, братьев, сестер и др., на общение с ребенком.
Семья формирует у ребенка первоначальный социальный опыт, способствует
развитию привычек, знакомит с многообразием ролевого поведения,
прививает нравственные черты и основы психического развития. Многие
исследователи считают: семья, в которой есть представители трех
поколений, является наилучшей воспитательной средой.
Между внуками и старшим поколением существует устойчивая
эмоциональная связь. Свободное время внуки предпочитают в обществе
бабушек и дедушек, с нетерпением ждут встречи с ними, радуются при их
появлении, сообщают о событиях своей жизни, делятся переживаниями, по
секрету рассказывают о взаимоотношениях между родителями. Все это
говорит о доверительных отношениях между старшим поколением и
маленькими членами семьи и подтверждает эмоциональную близость
общения.
Если семья живет вместе и бабушка и дедушка всегда находятся рядом с
ребенком, родители должны четко очертить границы влияния бабушек и
дедушек на ребенка чтобы всем была понятна их роль и степень
ответственности. Ведь несмотря на то, что бабушки и дедушки очень
близкие и любимые детьми, они не должны полностью перебирать на себя
функции родителей. Именно родители воспитывают и несут ответственность
за все,что происходит с их ребенком, а бабушки и дедушки могут только
помочь им в воспитании и поделиться со своими внуками житейской
мудростью и душевным теплом.
Родители недовольные «попустительством» старших к шалостям и запросам
детей, как и старшее поколение ,внимательно присматриваются к тому, как
воспитательные функции выполняют их «соперники», оценивают вклад
каждого из них в воспитание, игнорируют те или иные позиции участников
семейного коллектива, скрыто или явно корректируют их воздействие на
ребенка В высказываниях бабушек и дедушек нередко содержится
эмоциональная оценка отношений со своими взрослыми детьми. Особую
оценку высказывают дети о совместном времяпрепровождении, их рассказы о
достижениях или рукоделии бабушек, о характере, требованиях, привычках
старшего поколения. В позитивных отношениях бабушек и дедушек со
своими внуками прослеживается здоровое отношение не только с внуками,
но и со своими собственными детьми, формируется конструктивная
направленность на внуков.
Здоровое отношение с внуками характерны большинству бабушек и дедушек
и характеризуется : добротой и спокойствием в отношениях, общением на
равных правах, уважением между внуками и людьми старшего поколения,
При большой любви к внукам стараются не баловать детей и не заискивать
перед ними.
Здоровые отношения с собственными детьми характеризуются : единством
взглядов на воспитание у родителей и старшего поколения. Помощью в
воспитании, общими интересами, а так же большим взаимопониманием.
Конструктивная направленность на внуков характеризуется:
заинтересованностью в воспитании, трепетным отношением к жизни и
здоровью детей, умению радоваться и огорчатся вместе с ребенком, умению
выслушать ребенка и разобраться в его проблемах, вниманием и любовью к
внукам.
Что же настораживает в отношениях бабушек и дедушек со своими внуками?
Нередко многие бабушки и дедушки портят детей излишней
снисходительностью, чрезмерным вниманием, тем, что исполняют каждое
желание ребенка, задаривают его подарками и чуть ли не покупают его
любовь, перетягивая на свою сторону. В отношениях старшего поколения со
своими внуками есть и другие «подводные камни». Дело в том, что они
подрывают авторитет родителей, когда разрешают ребенку делать то, что они
запретили. Случается что бабушки берут на себя роль матери, заслоняя
настоящую мать ребенка. Главная трудность в том, что они оказывают иногда
решающее воздействие на ребенка, однако ответственности за него уже не
несут, и когда в воспитании что-то идет не так, они обвиняют в этом
родителей.
Положительное влияние старшего поколения на
ребенка:
1.
Поддержка которую оказывают бабушки и дедушки в уходе за
малышом. Родители часто трудятся целыми днями, а после работы и
по выходным стараются сходить в кафе, кино или встретится с
друзьями.А в это время именно бабушки и дедушки сидят с внуками.
2.
У взрослого поколения найдется время, чтобы поиграть с детьми,
расширить их кругозор, читая книги или рассказывая реальные
истории из жизни. Иногда складывается ощущение, что сказки из уст
дедушки или бабушки кажутся интереснее, чем те, что читают
родители.
3.
Общение с родственниками более старшего поколения расширяет
социальные контакты детей. Благодаря этому дети приобретают
непосредственный опыт взаимодействия с взрослыми людьми, а не
только со сверстниками.
Отрицательное влияние старшего поколения на
ребенка:
1.
Многие бабушки и дедушки балуют внуков, разрешая им то, что не
позволяют в семье. Например, не ограничивают в просмотре
телевизора или игры в компьютер, позволяют пропустить дневной
сон. Некоторые стараются договориться с внуками, чтобы те молчали
перед родителями об этих вольностях. Неудивительно, что после
таких привилегий дети пытаются выторговать тоже у мамы.
Усиливая все это капризами, слезами и истериками.
2.
Иногда бабушки и дедушки пытаются оградить своего внука
буквально от всего. Дети постоянно слышат : « Не бегай –упадешь.»,
« Не поднимай палку – замараешься.» Дошкольные психологи
утверждают, что подобная гиперопека способна перерасти в страх, а
затем и неуверенность в себе.
Советы для бабушек и дедушек.
1. Старайтесь не говорить своим детям, что они не так воспитывают
ваших
внуков. Встаньте на сторону сына или дочери и помогите реализовать
их воспитательные планы. Помните, что они желают своим детям,
вашим внукам, только добра.
2. Расскажите младшему поколению об их ребенке, о его потребностях и
возможных проблемах. Ваша задача – договориться, как исправить
недостатки ребенка и удовлетворить его потребности.
3. Не « покупайте» внимание и любовь малышей многочисленными
подарками. Когда решите сделать дорогой презент (телефон, ноутбук)
внуку, не забудьте посоветоваться с его мамой и папой.
4. Избегайте конфликтов, ведь у вас есть богатейший жизненный опыт
– то, чего пока нет у ваших детей. Вы более опытны во
взаимоотношениях с людьми и можете или уступить, или повернуть
беседу так, что они согласятся с вами.
Безусловно, семья – это личная территория родителей ,на которой действуют
их правила. И за воспитание ребенка тоже отвечают только мама и папа.
Однако не стоит забывать, что роль дедушек и бабушек в воспитательном
процессе трудно переоценить. И если они не стремятся заменить родителей,
а,
напротив
поддерживают
и
не
критикуют
их,
общение
со
старшим
поколением становится для ребенка настоящим праздником.