Напоминание

Семейное воспитание


Автор: Скрылева Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 25
Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Семейное воспитание
Раздел: дошкольное образование





Назад





Семейное воспитание.
Влияние воспитания старшего поколения на развитие дошкольника. Дошкольное детство - важный этап в развитии человека, период становления основ личностной культуры, творческой самореализации и формирование правильной самооценки. В связи с этим особое внимание необходимо обратить на условия жизни ребенка, создать такую воспитательную среду, которая даст возможность реализовать задачи его приобщения к окружающему миру и начальной социализации. Особое место в системе «ребенок - взрослый» принадлежит семье. В Законе РФ « Об образовании (ст.18) написано о том, что родители являются первыми педагогами и поэтому обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка уже в раннем возрасте. В Семейном кодексе РФ (ст.63) определяются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, отмечается, что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей и имеют преимущественное право на их воспитание. Однако в этом же документе (ст. 67) закрепляется право других родственников ,а именно дедушки, бабушки, братьев, сестер и др., на общение с ребенком. Семья формирует у ребенка первоначальный социальный опыт, способствует развитию привычек, знакомит с многообразием ролевого поведения, прививает нравственные черты и основы психического развития. Многие исследователи считают: семья, в которой есть представители трех поколений, является наилучшей воспитательной средой. Между внуками и старшим поколением существует устойчивая эмоциональная связь. Свободное время внуки предпочитают в обществе
бабушек и дедушек, с нетерпением ждут встречи с ними, радуются при их появлении, сообщают о событиях своей жизни, делятся переживаниями, по секрету рассказывают о взаимоотношениях между родителями. Все это говорит о доверительных отношениях между старшим поколением и маленькими членами семьи и подтверждает эмоциональную близость общения. Если семья живет вместе и бабушка и дедушка всегда находятся рядом с ребенком, родители должны четко очертить границы влияния бабушек и дедушек на ребенка чтобы всем была понятна их роль и степень ответственности. Ведь несмотря на то, что бабушки и дедушки очень близкие и любимые детьми, они не должны полностью перебирать на себя функции родителей. Именно родители воспитывают и несут ответственность за все,что происходит с их ребенком, а бабушки и дедушки могут только помочь им в воспитании и поделиться со своими внуками житейской мудростью и душевным теплом. Родители недовольные «попустительством» старших к шалостям и запросам детей, как и старшее поколение ,внимательно присматриваются к тому, как воспитательные функции выполняют их «соперники», оценивают вклад каждого из них в воспитание, игнорируют те или иные позиции участников семейного коллектива, скрыто или явно корректируют их воздействие на ребенка В высказываниях бабушек и дедушек нередко содержится эмоциональная оценка отношений со своими взрослыми детьми. Особую оценку высказывают дети о совместном времяпрепровождении, их рассказы о достижениях или рукоделии бабушек, о характере, требованиях, привычках старшего поколения. В позитивных отношениях бабушек и дедушек со своими внуками прослеживается здоровое отношение не только с внуками, но и со своими собственными детьми, формируется конструктивная направленность на внуков. Здоровое отношение с внуками характерны большинству бабушек и дедушек и характеризуется : добротой и спокойствием в отношениях, общением на
равных правах, уважением между внуками и людьми старшего поколения, При большой любви к внукам стараются не баловать детей и не заискивать перед ними. Здоровые отношения с собственными детьми характеризуются : единством взглядов на воспитание у родителей и старшего поколения. Помощью в воспитании, общими интересами, а так же большим взаимопониманием. Конструктивная направленность на внуков характеризуется: заинтересованностью в воспитании, трепетным отношением к жизни и здоровью детей, умению радоваться и огорчатся вместе с ребенком, умению выслушать ребенка и разобраться в его проблемах, вниманием и любовью к внукам. Что же настораживает в отношениях бабушек и дедушек со своими внуками? Нередко многие бабушки и дедушки портят детей излишней снисходительностью, чрезмерным вниманием, тем, что исполняют каждое желание ребенка, задаривают его подарками и чуть ли не покупают его любовь, перетягивая на свою сторону. В отношениях старшего поколения со своими внуками есть и другие «подводные камни». Дело в том, что они подрывают авторитет родителей, когда разрешают ребенку делать то, что они запретили. Случается что бабушки берут на себя роль матери, заслоняя настоящую мать ребенка. Главная трудность в том, что они оказывают иногда решающее воздействие на ребенка, однако ответственности за него уже не несут, и когда в воспитании что-то идет не так, они обвиняют в этом родителей.
Положительное влияние старшего поколения на

ребенка:
1. Поддержка которую оказывают бабушки и дедушки в уходе за малышом. Родители часто трудятся целыми днями, а после работы и
по выходным стараются сходить в кафе, кино или встретится с друзьями.А в это время именно бабушки и дедушки сидят с внуками. 2. У взрослого поколения найдется время, чтобы поиграть с детьми, расширить их кругозор, читая книги или рассказывая реальные истории из жизни. Иногда складывается ощущение, что сказки из уст дедушки или бабушки кажутся интереснее, чем те, что читают родители. 3. Общение с родственниками более старшего поколения расширяет социальные контакты детей. Благодаря этому дети приобретают непосредственный опыт взаимодействия с взрослыми людьми, а не только со сверстниками.
Отрицательное влияние старшего поколения на

ребенка:
1. Многие бабушки и дедушки балуют внуков, разрешая им то, что не позволяют в семье. Например, не ограничивают в просмотре телевизора или игры в компьютер, позволяют пропустить дневной сон. Некоторые стараются договориться с внуками, чтобы те молчали перед родителями об этих вольностях. Неудивительно, что после таких привилегий дети пытаются выторговать тоже у мамы. Усиливая все это капризами, слезами и истериками. 2. Иногда бабушки и дедушки пытаются оградить своего внука буквально от всего. Дети постоянно слышат : « Не бегай –упадешь.», « Не поднимай палку – замараешься.» Дошкольные психологи утверждают, что подобная гиперопека способна перерасти в страх, а затем и неуверенность в себе.
Советы для бабушек и дедушек.

1. Старайтесь не говорить своим детям, что они не так воспитывают ваших

внуков. Встаньте на сторону сына или дочери и помогите реализовать их воспитательные планы. Помните, что они желают своим детям, вашим внукам, только добра. 2. Расскажите младшему поколению об их ребенке, о его потребностях и возможных проблемах. Ваша задача – договориться, как исправить недостатки ребенка и удовлетворить его потребности. 3. Не « покупайте» внимание и любовь малышей многочисленными подарками. Когда решите сделать дорогой презент (телефон, ноутбук) внуку, не забудьте посоветоваться с его мамой и папой. 4. Избегайте конфликтов, ведь у вас есть богатейший жизненный опыт – то, чего пока нет у ваших детей. Вы более опытны во взаимоотношениях с людьми и можете или уступить, или повернуть беседу так, что они согласятся с вами. Безусловно, семья – это личная территория родителей ,на которой действуют их правила. И за воспитание ребенка тоже отвечают только мама и папа. Однако не стоит забывать, что роль дедушек и бабушек в воспитательном процессе трудно переоценить. И если они не стремятся заменить родителей, а, напротив поддерживают и не критикуют их, общение со старшим поколением становится для ребенка настоящим праздником.


В раздел образования