Автор: Орехова Татьяна Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №23 Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Перессказ сказки "Лиса и журавль" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №23 "Маленькая страна"
Конспект непосредственной образовательной
деятельности по теме:
Пересказ сказки «Лиса и журавль»
подготовила воспитатель
Орехова Татьяна Владимировна
Екатеринбург
2015г.
Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме: Пересказ
сказки «Лиса и журавль»
Виды
детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной
литературы.
Цель: продолжать знакомить детей с русскими народными сказками. Учить пересказывать
сказку, используя в качестве наглядной опоры сюжетные картинки, продолжать учить
связности, непрерывности, логичности высказывания, совершенствовать навыки
диалогической речи, умение передавать диалог действующих лиц, развивать
эмоционально-выразительную сторону речи.
Задачи:
образовательные
Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях.
Упражнять в употреблении простых и сложносочиненных предложений.
Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответ на поставленный
вопрос воспитателя.
развивающие
Развивать у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции.
Развивать умение полноценно переживать за героев произведения.
воспитательные
Воспитывать желание оказывать помощь другим, дружить.
Быть воспитанным, гостеприимным.
Планируемые результаты: Дети выражают положительные эмоции при
прослушивании народной сказки; умеют поддерживать беседу, высказывают свою точку
зрения,рассуждают и дают необходимые пояснения; активно участвуют в обсуждении
произведения.
Демонстрационный материал: ноутбук, презентация сказки "лиса и журавль", Фигурки
журавля и лисы, настольный театр "лиса и журавль".
Раздаточный материал: раскраски, карандаши.
Организационный момен т.
Воспитатель: Предложить всем детям взяться за руки и организовать круг радости.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте, мои друзья!
Очень рад вас видеть я!
Молодцы, все дети меня услышали и готовы заниматься.
Я предлагаю девочкам занять стульчики с красной полосой, а мальчикам с синей.
Дети : занимают места.
Воспитатель: Когда я была маленькой девочкой, то очень любила слушать сказки. А вы?
Дети: Да!
Воспитатель:
Какими словами начинаются сказки?
Вы много сказок знаете?
Сейчас проверим. Предложить детям отгадать загадки о сказках.(Презентация).
1.Загадка
Нашла однажды мышка
Совсем пустой домишка,
Стали жить, да поживать.
Да жильцов к себе пускать. ("Теремок")
2. Загадка
Дед бил, бил не разбил,
Баба била, била не разбила. ("Курочка Ряба")
3. Загадка
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (" Три медведя")
4. Загадка
Из муки он был печён,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился .
Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел Зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От неё уйти не смог.
Что за сказка? ("Колобок")
5.Загадка
Нет ни речки, ни пруда –
Где воды напиться.
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. ("Сестрица Алёнушка и братец Иванушка")
6. Загадка
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.("Красная шапочка")
7. Загадка
А теперь про чей-то дом
Разговор мы поведём.
В нём богатая хозяйка
Припеваючи жила,
Но пришла беда нежданно –
Этот дом сгорел дотла! ("Кошкин дом")
8. Загадка
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной,
Он, сам того не ведая,
Несёт её домой. ("Маша и медведь")
Воспитатель: Молодцы! Много сказок знаете! А скажите кто может быть героем сказки?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Сегодня я познакомлю вас с русской народной сказкой. Одним из главных
героев сказки является лиса, а второго героя вы должны угадать сами.
Длинноногий, длинношеий
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек.
(Журавль)
В небе осенью курлычут,
За собою в небо кличут.
Долго манят нас вдали...
Кто скажите? ...
(Журавли)
Воспитатель : Правильно, это журавль. Журавль большая болотная птица с длинными
ногами и длинной шеей. Показать детям фигурку (игрушку) журавля.
Сегодня будем слушать сказку о дружбе лисы и журавля. Сказка называется "Лиса и
журавль".
Фигурки героев разместить на столе.
Первое чтение сказки с показом слайдов.
Подружилась Лиса и Журавлем и пригласила его к себе в гости:
-Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!
Идет Журавль на званый пир. А Лиса наварила каши и размазала её по тарелке.
-Кушай, голубчик мой! Я сама стряпала.
Журавль стук-стук носом по тарелке — ничего в клюв не попадает. А Лиса лижет себе
кашу да лижет, так все сама и съела.
Извини, — говорит, — больше потчевать тебя нечем!
Спасибо, Лисонька, приходи теперь ты ко мне в гости, — отвечает Журавль.
На другой день приходит Лиса к Журавлю. А Журавль наготовил окрошки и налил её в
высокий кувшин. Лиса-то вертится возле кувшина, и лизнет его, и понюхает, а все
ничего не достанет. Не лезет голова в кувшин. А Журавль стоит на своих длинных лапах и
длинным клювом окрошку таскает, (клюёт)
Поел и говорит:
-Извини, кумушка, больше потчевать тебя нечем! С тех пор дружба у Лисы и
Журавля врозь.
Разбор содержания по вопросам с использованием иллюстраций.
Воспитатель: задаёт вопросы .
Кто главные герои сказки?
Какой журавль? Какие у него ноги? Какой у него клюв?
А какая лиса? Какой у нее нос?
Журавль как ест клювом? (клюёт стук-стук)
А лиса? (лижет)
Для чего Лиса пригласила Журавля?
Она действительно хотела его угостить?
Куда положила Лиса кашу?
Почему Журавль не мог есть кашу?
Как ела кашу Лиса?
Для чего Журавль пригласил Лису?
Что наготовил Журавль?
Во что он налил окрошку?
Какой был кувшин?
Почему Лиса не могла есть окрошку?
Как Журавль ел окрошку? Что ему помогало?
Как называла лиса журавля? (куманёк,голубчик, дорогой)
Как журавль называл лису? (Лисонька, кумушка)
На какой обед пригласила лиса журавля? Как он назван в сказке? (званый)
Как в сказке лиса говорит, что готовила? (стряпала)
Как в сказке называется слово угощать? (потчевать)
Как сказано, что их дружба кончилась? (врозь)
Воспитатель: предлагает детям отдохнуть.
Динамическая пауза.
Норка лисоньки в земле (показывали рукой вниз)
Спит хитрющая в тепле (изображаем как спит лиса)
Рядом с ней лисята ( изображаем лисят: ручки к голове)
два забавных брата ( показываем два пальчика)
Только солнышко взойдёт ( складываем ладошки друг с другом, поднимаем руки вверх и
раскрываем)
На охоту их ведёт ( дружно шагаем на месте)
Рыжая плутовка (изображаем лису)
В ловле есть сноровка (грозим пальцем).
Воспитатель: предлагает занять свои места.
Дидактическая игра: "Найди отличия" (иллюстрации к сказке "Лиса и журавль" )
Динамическая пауза.
За болотом травушка растёт (изображаем руками траву)
По воде журавушка, журавушка идёт (дети шагают на месте)
Ой, как ноги высоко поднимает! (дети высоко поднимают ноги)
Ой, как крылья широко раскрывает! (отводят руки в стороны и медленно машут ими)
погулять он по травушке хочет (изображают траву)
Но боится, что ноги замочит (дети изображают неуверенность при хождении).
Повторное чтение сказки с установкой на последующий разбор. Используется прием
дополнения детьми отдельных слов и выражений, , важные смысловые моменты,
особенности лексики сказки (подчеркнуты в тексте).
Подружилась Лиса и Журавлем и пригласила его к себе в гости:
-Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!
Идет Журавль на
званый пир. А Лиса наварила каши и размазала её по тарелке.
-Кушай, голубчик мой! Я сама стряпала.
Журавль стук-стук носом по тарелке — ничего в клюв
не попадает. А Лиса лижет себе
кашу да лижет, так все сама и съела.
Извини, — говорит, — больше потчевать тебя нечем!
Спасибо, Лисонька, приходи теперь ты ко мне в гости, — отвечает Журавль.
На другой день приходит Лиса к Журавлю. А Журавль наготовил окрошки и налил её в
высокий кувшин. Лиса-то вертится возле кувшина, и лизнет его, и понюхает, а все
ничего не достанет. Не лезет голова в кувшин. А Журавль стоит на своих длинных лапах и
длинным клювом окрошку таскает, (клюёт)
Поел и говорит:
-Извини, кумушка, больше потчевать тебя нечем! С тех пор дружба у Лисы и
Журавля врозь.
Самостоятельное составление пересказа детьми с опорой на иллюстрации.
Заключительная беседа. Рефлексия.
Воспитатель : задаёт вопросы.
Ребята, с какой сказкой мы сегодня познакомились?
Что вам больше всего понравилось?
Какие были трудности?
Вы бы хотели после этой сказки помириться с тем, с кем поссорились?
Какой вывод мы сделаем для себя?( дружить – хорошо, а ссориться – плохо.)
Какие ещё знаете пословицы и поговорки про дружбу?
Дети: отвечают на вопросы воспитателя.
Воспитатель: Предлагает для самостоятельной деятельности раскраски к сказке
"лиса и журавль".