Напоминание

Знакомим детей с городом


Автор: Жуйко Инна Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ д/с №49
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Знакомим детей с городом
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ

в подготовительной логопедической группе №12

Много ли мы знаем о своём родном городе?

Среди нас найдётся немного людей, которые смогли бы утвердительно

ответить на этот вопрос. А зачастую дети, живущие в отдалённых от

исторического центра районах, не знают какая улица главная и считают

главной улицей ближайший крупный проспект. Они редко (а в некоторых

семьях практически никогда) выезжают в центр с целью увидеть и узнать

свой родной город. А нередко и сами родители очень мало или практически

ничего не знают о Санкт-Петербурге, даже проживая или работая в

непосредственной близости к историческому центру.

В нашей группе специальные занятия по Петербурговедению проводятся в

рамках занятий по ознакомлению с окружаюшим только в подготовительной

группе (с детьми 6-7 лет). Занятия проводятся по программе Г.Т. Алифановой

«Первые шаги» и программа О.В. Солнцевой "Город-сказка, город-быль". Эти

программы специально нацелены на ознакомление детей с родным городом.

Занятия проводятся 2 раза в месяц по 25-30 минут. В конце занятия для

отдыха и закрепления материала детям предлагаются штриховки, раскраски

по теме и разные задания на сообразительность, внимание; игры, стихи,

ребусы, головоломки, задачки петербургской тематики. В течение года дети

знакомятся с известными достопримечательностями, историей их создания

(причём, выбираются наиболее интересные исторические факты), с

известными великими людьми и их творениями, с яркими событиями, с

правилами этикета, безопасностью жизни и поведения.

Занятия достаточно сложные в информативном плане: детям приходится

запоминать множество названий, фамилий известных архитекторов,

скульпторов, чаще всего иностранного происхождения. И, конечно, без

помощи родителей нам не обойтись. Поэтому, в группе находится папка, где

освещена последняя пройденная тема за одно или несколько занятий, а так же

рекомендованы тематические прогулки (чтобы вам было легче

ориентироваться куда пойти и что посмотреть, на что обратить внимание).

Прогулки очень желательны, потому что в этом случае ребёнок лучше

усваивает полученную информацию, гордится тем, что может вам что-то

сказать по теме, а потом с гордостью сообщить ребятам, где был, что

видел….

И конечно, кроме конкретных знаний мы стараемся привить детям любовь к

родному городу, умение ценить его, замечать красоту, чувствовать себя

настоящими Петербуржцами. А что это значит? Это значит, что нужно быть

добрым, внимательным, отзывчивым человеком. Ведь СПб всегда считался

культурной столицей России, всегда имел свою неповторимую ауру и являлся

поистине уникальным городом-памятником.

Таким образом, такие занятия не только полезны в смысле просвещения

детей, но и в воспитании у детей гражданской позиции, что, несомненно,

актуально в настоящее время.

Занятия ведёт воспитатель – Жуйко И.В.

В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЮ

ПРЕДЛАГАЕМ ВАМ В ТЕЧЕНИЕ ГОДА ОДИН РАЗ В МЕСЯЦ

СОВЕРШИТЬ СОВМЕСТНЫЕ С ДЕТЬМИ ЭКСКУРСИИ ПО НАШЕМУ

ЗАМЕЧАТЕЛЬНОМУ ГОРОДУ:

1.

Обзорная: река Невы ( набережные, мосты, панорама вдоль реки);

Летний сад (решетка, Карпиев пруд, Нимфа Летнего сада, статуи,

площадка «Части суток», памятник Крылову, дворец Петра 1, чайный и

кофейный домик, лабиринты и фонтаны)

2.

Петропавловка: Иоановский мостик (найти зайчика под ним), вход в

крепость (ширина стен), Петропавловский собор (ангел), пушка,

тюрьма, памятник Петру1 Шемякина, Монетный двор, бастионы

3.

Адмиралтейство (кораблик на шпиле, фасад, сторожевые львы на

набережной, памятник Петру1-плотнику, фонтан), Дворцовая площадь (

Александрийский столб, Арка Главного штаба, Эрмитаж), Дворцовый

мост.

4.

Васильевский остров ( Стрелка, Ростральные колонны, Биржа,

Зоологический музей и Кунсткамера, дворец Меньшикова,

Университет, Академия художеств, сфинксы на набережной, Морской

порт)

5.

Невский проспект ( Исаакиевский собор, Казанский собор, Дом Книги,

Гостиный двор, Аничков дворец, Аничков мост, Театры)

6.

Канал Грибоедов ( Львиный мостик, Банковский мостик-Грифоны, Дом

Книги, Храм Спас-на-Крови, Михайловский садик)

7.

Площадь Искусств ( Русский музей, Михайловский театр, памятник

А.С.Пушкину, Этнографический музей, Филармония, Музкомедия)

8.

Река Фонтанка ( Египетский мост - сфинксы, мост Ломоносова,

Аничков мост - скульптурные группы Клодта, Михайловский замок

(Инженерный), Цирк, памятник Чижику, Летний сад, Нева)

9.

Река Мойка (Мариинский дворец, Синий мост, памятник Николаю1,

Исаакиевский собор, Медный всадник, река Нева

10. Дворцы, музеи и театры. Петербург – культурная столица.

ЭКСКУРСИЯ НАЧИНАЕТСЯ ДОМА. НЕОБХОДИМО

ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ ДЕТЕЙ:

-«Сегодня мы поедем в необыкновенное место. Тебе нужно быть: -

очень внимательным, найти самое красивое, интересное,

необыкновенное для ребенка»

- можно показать картинку, сюжет, ролик, прочитать стихотворение по

теме и т.д.)

- подготовьте вопросы, на которые ребенок должен ответить

- после посещения поинтересуйтесь, что ребенок запомнил, что было

самое интересное

Ваше участие очень важно для образования и развития ваших детей. Я

готова оказать вам помощь в подготовке. Спасибо за участие, помощь

и понимание.

Список используемой литературы

1.

Алифанова Г.Т. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. Спб.,

2008.

2.

Алифанова Г.Т. Первые шаги (воспитание петербуржца-дошкольника).

СПб.,2000

3.

Авсеенко В. История города Санкт-Петербурга а лицах и каптинах.

Исторический очерк. 1703-1903. СПб., 1993.

4.

Вежель Г.Взрослеем вместе с городом.СПб., 1997.

5.

Горбачевич, К. Хабло Е. «Почему так названы?

6.

Ермолаева Л. Прогулки по Петербургу. Спб.,1992.

7.

Махинько Л.Я –петербуржец.СПб.,1997.

8.

Помарнацкий В. Узнай и полюби Санкт-Петербург. СПб.,1997.

9.

Никонова Е. Мы-горожане.СПб.,2005.

10.

Никонова Е. Первые прогулки по Петербургу.СПб.,2004.

11.

Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Чудесный город.СПб.,1995.

12.

Канн П. Прогулки по Петербургу.СПб.,1994.

Санкт-Петербург

2014 – 2016 год.

Пояснительная записка

Наш город всегда считался северной и культурной столицей России.

Какими же должны быть жители этого прекраснейшего города мира? Прежде

всего, они должны знать свой город, его историю, любить его. А еще с малых

лет должны чувствовать себя петербуржцами - воспитанными, добрыми,

внимательными к другим людям. Должны чувствовать себя частицей

удивительного петербургского сообщества. Ведь жители Петербурга всегда

отличались высоким уровнем культуры, и нынешние юные его жители в

будущем станут их достойными преемниками. Мир истории, архитектуры,

искусства Санкт-Петербурга безграничен. Мы, взрослые люди, должны

ежедневно прикладывать усилия для новых открытий и приобретений в

душах и сердцах молодого поколения.

Город и человек тесно взаимосвязаны. Природа во многом определяет

условия жизни горожан, их менталитет, внешний облик города в целом.

Рожденный трудом людей, город становится их помощником и защитником.

Комфортная жизнь человека на прямую зависит от состояния города, его

‘настроения’, ‘здоровья’, от того, насколько умело пользуются жители

городскими удобствами. В свою очередь, состояние городской среды зависит

от отношения к ней горожан, от их поведения. Следовательно, воспитание

настоящего петербуржца, с любовью относящегося к городу, в котором он

живет, знающего и поддерживающего его исторические и культурные

ценности и традиции, прилагающего все свои силы к его развитию и

процветанию – важная задача, стоящая перед педагогами.

В основу воспитания маленького петербуржца положен взгляд на

Санкт-Петербург, как на мир особой культуры, художественное целое,

социально- пространственную систему, несущую в себе могучий

воспитательный потенциал. Ведущей идеей при этом стало восприятие,

сохранение и развитие духовной культуры Санкт-Петербурга (Ленинграда)

как величайшей ценности, имеющей общечеловеческое значение.

Основные задачи:

- организовать взаимодействие ребенка с городом, способное стать

определяющим в формировании его представлений об окружающем мире, ----

формировать характер мышления и стиль поведения, свойственные

цивилизованному человеку.

- развивать эмоционально – ценностные ориентиры через осмысление

истории культуры СПб в контексте российской, европейской и мировой

культур.

- социальная адаптировать дошкольника, сохранять его индивидуальности в

условиях современного мегаполиса.

- содействать ребенку в освоении городского пространства и формирование

образа своего города.

Занятия проводятся 1 раз в неделю в старшей, затем - подготовительной

группе.

Срок реализации программы – 2 года.

Содержание программы:

В целях приобщения детей старшего дошкольного возраста к историческим

ценностям, воспитания толерантности и нравственно-эстетических качеств, и

всестороннего развития личности выбраны следующие приоритеты и

доминирующие направления:

ознакомление детей с основами истории Санкт-Петербурга и

национальной культуры, а также с элементами мировой культуры;

приобщение детей к различным видам искусства – архитектура,

живопись, народный фольклор, музыка и театр;

планомерное воспитание в детях толерантности к культурному

наследию разных народов, патриотических и нравственно-

эстетических чувств, направленных на развитие эмоционального,

бережного отношения к родным местам, историческому прошлому,

мировому культурному наследию;

воспитание культуры юного петербуржца.

Цели программы реализуются через:

- знакомство детей с ближайшим окружением (город, как среда обитания;

здание, дом, транспорт, улица, район, сквер, парк, река, канал и т.д.).

Сконцентрировать внимание детей на связь города с человеком, дать

представление об уникальности и неповторимости города; учить детей в

привычном городском пейзаже выделять элементы прекрасного и

необычного; таинственного и явного.

- ознакомление детей с основными памятниками искусства, культуры,

архитектуры и скульптуры.

- обогащение имеющихся знаний детей о своем районе. Объяснить детям

значимость района в современной жизни. Учить детей описывать объекты,

делиться своими впечатлениями, учить высказывать собственное мнение,

давать оценку действиям и событиям.

- закреплять у детей знания о правилах поведения в общественных местах (в

общественном транспорте, на улицах города, во время экскурсий, выставках,

музеях, театрах, библиотеках)

- дать детям начальные знания о знаменитых и великих людях в прошлом и

интересных и достойных – в настоящем, приобщая детей к общественной

жизни города.

Взаимосвязь петербурговедения с различными видами детской

деятельности.

Ознакомление детей дошкольного возраста с петербурговедением

позволяет решать практически все воспитательно-образовательные задачи.

Развитие речи.

Значимость ознакомления детей с петербурговедением для развития

речи в том, что она предоставляет детям возможность широкой наглядной и

прикладной практической деятельности (сюжетно-ролевые игры,

инсценировки, ознакомление с художественной литературой,

иллюстративным материалом, беседы и т. п.), накопления жизненного опыта,

развития психических функций, свободного речевого общения, закрепления

речевых и коммуникативных навыков.

Развитие лексики.

Овладение

лексикой

составляет

основу

речевого

развития

детей

дошкольного

возраста,

поскольку

слово

является

важнейшей

языковой

единицей.

Усвоение

словаря

решает

задачу

накопления

и

уточнения

представлений, формирований понятий, развития содержательной стороны

мышления.

Одновременно

с

этим

происходит

развитие

операциональной

системы

мышления,

так

как

овладение

лексикой

происходит

на

основе

операций

анализа,

синтеза,

обобщения. Формируется освоение значений

слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания,

и ситуацией, в которой происходит общение. Сформированная лексика – один

из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.

Ознакомление с петербурговедением в полной мере отвечает

поставленным задачам: в речи отражаются названия объектов, предметов, их

свойства, действия, признаки и т. п.

Формирование грамматического строя речи.

Грамматика – «система систем», объединяющая словообразование,

морфологию,

синтаксис.

Она

облекает

наши

мысли

в

материальную

оболочку,

делает

речь

организованной

и

понятной

для

окружающих.

Установление

разнообразных

связей,

понимание

логической

зависимости

между

наблюдаемыми

явлениями

сказывается

в

заметном

изменении

структуры

детской

речи:

в

увеличении

числа

предлогов

и

наречий,

у п от р е бл е н и е

с о ю зо в

и

с о ю з н ы х

с л о в ,

р а с п р о с т р а н е н н ы х ,

сложноподчиненных

и

сложносочиненных

предложений.

Ребенок,

воспринимая произведение, речь воспитателя, запоминает и, воспроизводя в

речи, интуитивно подчиняет свою речь грамматическим правилам.

Воспитание звуковой культуры речи.

Воспитание

звуковой

культуры

речи

одна

из

важных

задач

развития

речи.

В

процессе

ознакомления

с

Санкт-Петербургом

еще

раз

закрепляется

и

совершенствуется

правильность

звукопроизношения

и

словопроизношения,

воспитывается

правильная

речь

(близкая

к

норме

литературного языка), формируется плавность речи, её выразительность и,

дикция, воспитывается культура речевого общения.

Развитие связной речи.

В связной речи детей, формирующейся посредством восприятия

литературных произведений, происходит отражение существенных сторон

всего предметно-действенного пространства, развивается коммуникативная

функция, как основная форма связной речи – (диалог и монолог).

Петербурговедение

в

дошкольном

возрасте

позволяет успешно

совершенствовать речевые умения и навыки детей:

беседа, как метод обучения диалогической речи;

обучение рассказыванию по предмету, из опыта, по воссоздающим

наблюдениям;

обучение творческому рассказыванию;

формирование связных высказываний типа суждений;

ознакомление с литературными произведениями: различные поговорки,

пословицы, загадки, рассказы, стихи.

Экологическое и нравственное воспитание.

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс

приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного

общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в

обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношения;

выражения отношений к людям, к природе, к самому себе. Результатом

нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности

определенного набора нравственных качеств. Чем прочнее сформированы

данные качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе

моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка её

нравственности со стороны окружающих.

Основным средством нравственного воспитания дошкольников

является природа, в частности Санкт-Петербурга и исторических пригородов,

памятники, которые дают возможность воспитывать у детей гуманные и

патриотические чувства.

Изобразительная деятельность.

Связь петербурговедения, развития речи и экологического

воспитания с изобразительной деятельностью двухсторонняя. Чем сильнее

развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет

сформирован результат восприятия увиденного, услышанного,

прочитанного и осмысленного произведения (героя, сюжета и т. п.).

Изучение истории города влияет на разностороннее воспитание

личности:

Активирует нравственные процессы: воспитывает чувство гордости ,

формирует любовь к городу, уважение к людям, живущим в настоящее

время и тем, кто стоял у истоков строительства Санкт-Петербурга.

Способствует развитию речи (звуковой культуре речи, составлению

рассказов, запоминанию, умению пересказывать, вести беседу, а так же

обогащает словарь, формирует понятия).

Развивает ФЭМП (построение отношений, часть и целое,

ориентировка, количественный счет, геометрические формы) .

Способствует развитию навыков учебной деятельности (памяти,

внимания, рациональному способу решения задач, анализу, синтезу

(найди целое, такую же).

Активирует сенсорное воспитание дошкольников (что сделано из

дерева, а что из камня, природа).

Использование различных видов дидактических игр:

Словесные игры.

При использовании словесных игр активизируется словарь, развивается

фонематический слух, воображение, быстрота реакции, сообразительность,

внимание. Важно правильно подобрать игры в соответствии с возрастными и

психологическими особенностями каждого ребёнка. (‘Пять названий’,

‘Прибавь слово’, ‘Петербургская азбука’, ‘ Закончи предложение’, ‘Назови

имя’, ‘Петербургский телефон’, , ‘Назови улицы микрорайона’ и т. д.)

Настольно-печатные игры.

Настольно - печатные игры вызывают у детей живой интерес,

побуждают к деятельности, воспитывают умение предвидеть результат. Для

этих игр дети должны иметь определенный объём знаний, учиться уточнять и

систематизировать эти знания. Дети любят играть в кубики, собирать

разрезные картинки. Игры с картами - схемами даются детям не просто, т. к.

ориентировка в пространстве и на карте требует внимания,

сосредоточенности, сообразительности.

Дидактические игры развивают творческие способности детей и

являются одной из основных форм работы с детьми.

В свободный период времени (чаще в вечернее время) проводятся

индивидуальные игры - занятия. К ним относятся конструктивные игры.

Детям предлагаются различные задания:

‘Построй ‘красивый’ дом’, (закрепляем понятия: ‘шпиль’,

‘колонны’, ‘купол’ , ‘арка’ и т. д.,

‘Построй жилой дом’ (закрепляем понятия: ‘фундамент’,

‘крыша’, ‘стены’ , ‘окно’ и т. д.)

Методы и средства:

1.

Художественная литература.

2.

Иллюстративно-познавательные материалы.

3.

Природа Санкт-Петербурга.

4.

Собственная деятельность детей.

5.

Окружающая обстановка.

6.

Беседы.

7.

Подборки материалов по теме.

8.

Рассказывание педагога.

9.

Посещение музея, библиотеки.

10.

Целевые прогулки по улицам микрорайона.

11.

Прогулки по городу с родителями

Тематическое планирование…

.

«Мой Санкт-Петербург»

Цель мероприятия: Развивать у детей старшего дошкольного возраста (5

– 7 лет) интерес и любовь к родному городу – Санкт-Петербургу.

Задачи мероприятия:

1.

Закрепить представление детей об истории и традициях Санкт-

Петербурга, архитектурных и скульптурных композициях города;

2.

Пробуждать интерес к изучению родного города, культурному

наследию через приобщение к музыкальной и театральной жизни

города;

3.

Способствовать развитию психических процессов: речи, внимания,

мышления, памяти;

4.

Формировать облик юного петербуржца;

5.

Воспитывать доброжелательное отношение и уважение к

петербуржцам, культурным объектам, обычаям и традициям Санкт-

Петербурга.

Предварительная работа:

Беседы о городе, экскурсии по микрорайону в сопровождении воспитателей,

экскурсии по городу в сопровождении родителей, сбор фотоматериала,

просмотр фотографий и картин с видами города, просмотр видеоматериала,

презентаций; выполнение творческих работ в группе, выполнение творческих

работ дома, с родителями, разучивание песен, танцев и стихов; составление

рассказов на тему «Мой город – Санкт-Петербург», подбор костюмов, подбор

музыкального материала, дидактического материала, настольные

дидактические игры детей.

Оснащение мероприятия (материалы и оборудование):

- для украшения зала: флаг и герб Санкт-Петербурга, картины с видами

Санкт-Петербурга, баннер с изображением осеннего парка, карта города на

магнитной доске, воздушные шары, пазлы с видами города, символы для

обозначения памятных мест на карте (окно, медный всадник, Невский

проспект, памятник Крылову, Эрмитаж), - выставка детских работ, - выставка

работ семей воспитанников, - мультимедийная установка; - для танцев:

атрибуты, гимнастические палки, цветы, гюйсы.

1.В С-Пб, на площади Искусств стоит памятник известному во всём

мире человеку. Кто этот человек? (А. С. Пушкин)

2.У гранитного спуска к Неве, на высоких подножьях лежат

удивительные каменные существа. У них голова человека, а туловище

льва. Кто это? (Сфинксы на Университетской набережной).

3.Высокая ограда отделяет от берегов Невы прекрасный сад. Как он

называется? (Летний сад)

4.Какие птицы живут в Летнем саду? (утки, воробьи и голуби,

красавцы-лебеди, лазоревка, мухоловка, зарянка, зяблик)

5.Какие колонны служили маяками для кораблей? (Ростральные)

6.У подножья Ростральных колонн установлены скульптуры,

обозначающие великие русские реки. Назовите их. (Нева, Волга,

Волхов, Днепр)

7.Река Нева берёт своё начало из одного озера и впадает в залив.

Назовите их. (Ладожское, Финский)

8.Скажите, какие ещё реки вытекают из Ладожского озера? (Нева –

единственная река, вытекающая из Ладожского озера, остальные

реки в него впадают)

9.В каком саду собраны растения со всего мира? (В Ботаническом)

10.Какие петербургские памятники увенчаны ангелами?

(Петропавловский собор, Александровская колонна)

11.Почему в гербе нашего города два якоря?

(Левый двулапый – морской и правый трёхлапый - речной)

12.

Какое здание выше:

Адмиралтейство (72 м.) или Петропавловский собор (120 м)

Методическая

разработка

«Инновационные

технологии

в

Петербурговедении

для

дошкольников»

Костина М.В. воспитатель ГБДОУ д/с №43 Центрального района Г.Санкт-Петербурга

Петербурговедение

одна

из

интереснейших

и

сложных

тем

для

дошкольников.

Как

сделать

этот

сложнейший материал доступным, захватывающим, развивающим способности ребенка? Как сформировать

неутихающий

интерес

к

истории

и

архитектуре

родного

города?

Эти

задачи

мы

ставим

каждый

раз

в

совместной деятельности с детьми. Но, к сожалению, очень часто бывает, что дети уже к началу школьного

обучения пресыщаются информацией, устают, не понимают, зачем им нужна история города, не могут

воспринять и оценить величие и красоту города.

Так же на занятиях по краеведению мы ставим общие образовательные и развивающие цели и задачи:

расширять кругозор детей, дать детям представление о родном городе, расширять лексический словарь детей

и т.д. Но архитектура – область более широкая, и на таких занятиях мы можем научить строить чертежи,

работать

в

команде,

соотносить

величины

при

подборе

строительного

материала.

То

есть,

мы

решаем

труднейшие задачи по переходу от наглядно-действенного мышления к образному и формированию азов

абстрактно-логического мышления на базе изучения предметов культуры и искусства.

Серьезное

место

отводится

предварительной

работе

с

детьми.

Необходимо

р ассмотр е ть

план (карту) Петербурга. Обратить внимание на то, что наш город построен на берегах рек и Финского

залива. Познакомить детей с названиями основных рек Санкт-Петербурга, дворцов, храмов, памятников,

мостов. Детей заинтересуют настольные игры про Санкт-Петербург. Но они, как правило, достаточно сложны

даже

для

старших

дошкольников

понадобится

контроль

и

помощь

со

стороны

воспитателя.

Интересны «игры

–ходилки»,

которые

можно

нарисовать

самим,

наклеив

вырезанные

изображения

памятников

и

знаменитых

мест.

Вариантом

такой

игры

может

стать

план

территории

вокруг

детского

сада (особенно,

если

д/с

находится

в

историческом

центре).

Экскурсии

и

прогулки

по

городу

с

воспитателями

и

родителями,

рисование

машрутов

прогулок

так

же

неотъемлемая

и

значимая

часть

ознакомления с историей любого города. Большой популярностью пользуются фигурки-трафареты: дети

обводят и раскрашивают.

Варианты ознакомления с историческим центром Санкт-Петербурга с использованием развивающих игр.

Палочки Кюизенера. Выложи Петропавловскую крепость, Исаакиевский собор, Казанский собор, Спас на

крови и т.д. Вариант игры: догадайся, какой собор выложили из палочек? Детям обязательна наглядная

опора на картины.

Блоки

Дьенеша.

Выложи

из

блоков

Эрмитаж

и

Петропавловскую

крепость. (На

фото

дети

выложили

цветные

мосты

через

Мойку,

Исаакиевский

собор,

Здание

Биржи

на

Стрелке

ВО,

Эрмитаж,

Петропавловскую крепость, Дворцовый и Троицкий мосты и наш детский сад.) Работу организуем в форме

игры по командам (подгруппам) или индивидуально.

Варианты ознакомления с мостами СПБ.

Вопрос (проблема): Как жителям города перейти с одного берега реки на другой? Дети ищут варианты

ответов. Что такое мост?

Оборудование

и

материалы:

Презентация «Мосты

Санкт-Петербурга»,

презентация «Петербург

времен Петра 1»,

план

или

карта

СПБ,

палочки

Кюизенера,

планы

СПБ (реки) на

каждого

ребенка,

картина с изображением моста.

Проблема: Зачем нужны мосты? Как жить в городе без мостов?

1. Игровой момент: К нам в гости на машине времени прилетел мальчик из прошлого. Он хочет рассказать

нам,

какой

Петербург

был

в

давние

времена,

когда

еще

только

строился.

А

машина

времени

нам

поможет. (Использовать презентацию)

Мальчик из прошлого: Петр I решил построить город на берегах большой и полноводной реки Невы.

Рассматриваем карту. Сначала была заложена Петропавловская крепость. Одновременно на правом и левом

берегах Невы строились дворцы и простые дома. Моя мама живет на левом берегу, а я при Адмиралтействе,

на правом. Целый день я учусь строить корабли, а вечером хочу вернуться домой. Но это непросто. Лодочная

переправа работает не всегда. Ночью, в плохую погоду, когда сильные волны на другой берег не попасть. А

как Вы попадаете на другой берег?

-- Мы в любое время. Ребята, как мы переходим с одного берега на другой? (По мосту) Что такое мост? Зачем

так много мостов построено в нашем городе (чтобы люди свободно могли перейти с одного берега на

другой). Что было бы, если бы в нашем городе пропали мосты?

2. В Петербурге построено много мостов.

Презентация «Мосты СПБ»

3.

Строительство

моста

непростая

работа.

Сначала

инженеры

делают

чертеж.

Надо

решить,

Какими

должны

быть

мосты? (Длиной,

равной

ширине

реки

или

больше;

высокими,

чтобы

под

ними

могли

проплыть кораблики; разводными, чтобы могли проплыть большие корабли; прочными, ровными. Будет

мост пешеходным, или для машин, поездов)). Решить, где будет построен мост. (Отметить на плане города

места для мостов, выбранные каждой командой» (можно магнитом)

Рассмотреть изображение моста (картина). Познакомить детей с понятиями: Опоры моста, въезд, скат.

Разобрать, с чего надо начинать строительство моста.

Дети

делятся

на

команды (по

4

человека

за

столом).

Каждая

команда

создает

свой

чертеж

моста.

Представляет (через какую реку, объясняет, какие функции будет выполнять мост)

4. Строим мосты с использованием «Цветных палочек Кюизенера».

Вы построили замечательные чертежи новых мостов. А какие мосты уже построены? Давайте выложим их на

плане города. (Соотносим длину моста с шириной реки)

Выдать на каждую команду план города. Строим мосты с опорой на презентацию: Дворцовый, Троицкий,

Литейный и т.д. Находим цветные мосты через Мойку.

5. Мальчик из прошлого: Ребята, Вы меня очень многому научили. Можно Вы нарисуете для меня мосты на

плане города, а я возьму их с собой в прошлое? Спасибо.

По

результатам

совместной

деятельности

можно

оформить

выставку «Мосты

СПБ», «Мой

родной

Петербург», «Мои любимые места в Петербурге» (фото ребенка на фоне достопримечательности, а

также рабочие фото, планы, чертежи и, рисунки детей.

Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу. История города – это живая

история, она отражается и в биографии семьи, и в судьбе поколения. Чтобы даты

перестали быть хронологией, факты – перечислением, чтобы за именами вставали живые

люди, нудно пробудить интерес, заставить работать воображение.

Мы живём в Петербурге, городе с необыкновенной историей, культурой, с неповторимым

внешним обликом. Человек, живущий в Петербурге и не знающий своего города, духовно

беден. Он обделён чувством прекрасного, которое не может не развиваться в городе на

Неве. К сожалению, сейчас не только дети не знают свой город, но иногда и взрослые не

уделяют должного внимания данному вопросу. И наша задача с самых ранних лет

заложить не только интерес к истории нашего города, но и воспитать чувство уважения к

нему, гордость за героическое прошлое и настоящее Санкт-Петербурга.

Именно в этом цель работы с дошкольниками.

И как руководство к действию можно взять слова В.А.Сухомлинского: “Детские годы, тот

возраст, который мы считаем возрастом беззаботной радости, игры, сказки, – это истоки

жизненного идеала. Именно в это время закладываются истоки, корни гражданственности.

От того, что открылось ребёнку в окружающем мире в годы детства, что его изумило и

восхитило, что возмутило и заставило плакать, – от того зависит, каким гражданином

будет наш воспитанник”.

Очень хочется, чтобы наш город поразил ребёнка с самого детства своей

неповторимостью, индивидуальностью. Если это чувство удастся привить ещё в детском

саду, то можно с уверенностью сказать, что в дальнейшей жизни этот человек с гордостью

и трепетом будет носить звание “петербуржец” и передаст это чувство своим детям. И

бесспорно, что главная направляющая и ведущая роль в познании ребёнком своего

родного города возлагается на взрослых – на воспитателей детского сада, на родителей.

Только в тесной связи можно будет достичь желаемых результатов.

Быть гражданином – значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и

гражданский долг перед обществом, Родиной, обладать такими качествами личности, как

патриотизм и интернационализм, гуманное отношение к людям. Зачатки этих качеств

нужно формировать в ребёнке как можно раньше. С первых лет жизни пробуждать в нём

любовь к родной природе, воспитывать черты характера, которые помогут стать ему

гражданином и человеком.

Любовь к Родине не может быть созерцательной. Чувство Родины должно проявляться у

ребёнка в активной форме. Воспитывая ребёнка, мы должны предоставить ему

возможность выражать своё отношение в чувствах, действиях, поведении, в

разнообразной деятельности (игры, занятия, труд, общение). Это помогает ему

переосмыслить сумму полученных знаний о Родине, выражать своё отношение к ней в

делах.

От того как, в какой форме мы преподносим материал детям, во многом будет зависеть

результат всей нелёгкой работы по знакомству дошкольников с родным городом. Объём

знаний, необходимый для изучения в дошкольном возрасте, велик. Знания детей об

основателе нашего города, об исторических событиях, связанных с Петром I, очень важны.

Ребёнок, знающий хоть немного историю нашего города, будет с большим трепетом и

вниманием знакомиться с его достопримечательностями, с его культурным наследием, с

его памятниками и архитектурными ансамблями.

Наш город воспет поэтами и прозаиками, поэтому просто необходимо знакомить с

Петербургом и через художественное слово. Красивая, плавная строка стихотворения как

ничто другое может воздействовать на чувства и эмоции детей, заставить увидеть что-то с

другой стороны.

Какие сведения и понятия могут усвоить дети в разном возрасте и что можно

преподносить им, а что не следует?

Четырёхлетний ребёнок должен знать названия своей улицы и той, на которой находится

детский сад. Внимание тех детей, что постарше, нужно привлечь к тем объектам, которые

расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, библиотека, почта, магазин,

аптека, рассказать об их назначении, подчеркнуть, что всё это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников расширяется – это район

в целом и его достопримечательности, исторические места и памятники родного города.

Ребёнку объясняют, в честь кого они воздвигнуты, с какими историческими событиями

связаны. Старший дошкольник знает название своего города (в нашем городе дети также

должны объяснить почему он так назван, какие другие названия они знают), своей улицы,

прилегающих к ней улиц, в честь кого они названы и как называется главная магистраль

города.

Он должен знать свой почтовый адрес и путь от дома до детского сада, уметь

ориентироваться в ближайших улицах, быть знаком с отдельными

достопримечательностями, историческими местами родного города, главными улицами и

проспектами, архитектурными ансамблями и памятниками, уметь рассказать о них. Ему

объясняют: у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живёт. Когда

говорят “москвич”, “петербуржец”, “киевлянин” или “минчанин” то это указывает на

принадлежность человека к тому городу, где он живёт. Каждый человек любит свой город

и гордится своей принадлежностью к людям, населяющим его.

Для воспитания у ребёнка любви к родному городу необходимы экскурсии, целевые

прогулки.

Конечно, воспитатель обязан проводить такие прогулки и экскурсии, но без помощи и

поддержки родителей в данном вопросе не обойтись. Родители имеют большие

возможности и лучшие условия для знакомства ребёнка с городом, чем детские сады. Ведь

родители, взяв своего ребёнка, практически могут поехать в любую часть города на

экскурсию или просто на прогулку.

О роли родителей и о связи родителей с детским садом по вопросам знакомства с городом

говорит в своей статье О.Я.Михеева.

Главной задачей О.Я.Михеева считает – убеждение родителей в действительной

необходимости получения детьми таких знаний. Для этого она предлагает выступить на

родительском собрании с сообщением о значимости этого вопроса, о том как необходимы

эти знания для последующей жизни ребёнка. На этом же собрании целесообразно

привести примеры детских ответов и суждений на данную тему (как положительных, так и

отрицательных) и подвести к тому, какими же знаниями должны обладать дети.

Далее необходимо разъяснить родителям, что именно они могут и должны сыграть

решающую роль в этой работе. Показать им, что они имеют ежедневную возможность

обогащать знания и опыт детей. Для этого не нужно куда-то ехать или идти. Достаточно по

дороге в детский сад или домой заострить внимание на интересном здании, сквере,

решётке, памятнике. Можно поиграть в интересную игру – “Кто больше запомнит?”. Суть

игры сводится к запоминанию и воспроизведению тех учреждений, домов, которые

встречаются на знакомых улицах. Постоянно предлагать ребёнку рассказать о том, что он

видит. Такие беседы способствуют развитию наблюдательности, памяти, воспитывают

желание узнать что-то новое. И, конечно, развивают речь ребёнка.

Методика ознакомления детей с родным городом и воспитания любви к нему

разнообразна. Хорошо раскрыты приёмы, задачи и содержание этой работы в статье

А.Бизиной.

Она говорит, что эта работа в основном ведётся по двум направлениям: через

непосредственное восприятие детьми окружающего, т.е. наблюдения, прогулки,

экскурсии; и через демонстрацию иллюстрационного материала: открытки, фото,

репродукции, кино и диафильмы. Необходимо широко использовать во всех формах

работы художественное слово, разрабатывать беседы как на занятиях, так и во время

прогулок, рассказы воспитателя об истории города и людях, живших и живущих в нём.

Нравятся детям и тематические вечера досуга, где дети закрепляют полученные знания, а

так же придают праздничную форму работе по данному вопросу.

Очень важно организовать систематическую работу с детьми, суметь показать красоту

родного края, расширить сложившиеся у детей представления. Придерживаясь принципа

постепенного перехода от близкого и простого к далёкому и сложному, следует провести

беседу и выяснить знания детей о названии города, своей улицы, названия главной

магистрали. В итоге у детей накопится достаточный опыт для создания и оформления

альбома “ Наш город родной”. Эта коллективная работа, к которой можно привлечь и

родителей, способствует воспитанию нравственных чувств дошкольников.

В этот альбом можно поместить фотографии, открытки, а также работы детей (рисунки,

аппликации).

Во время бесед экскурсий, наблюдений подчеркнуть красоту и богатство нашего города,

но подвести их к пониманию того, что всё это создано трудолюбивыми и искусными

руками человека и что это главное наше богатство – человек. Чтобы познакомить детей с

трудовыми достижениями земляков, можно провести экскурсию на почту, в магазин, к

стенду с фотографиями сотрудников. Дети должны знать, что в нашем огромном городе

живёт много хороших людей, которые делают всё, чтобы город был краше.

Любить свой город – значит и любить природу в нём. Общение с природой

облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни. Чтобы привить

любовь к родной природе, научить детей ценить труд людей, нужно проводить экскурсии в

парки, скверы, сады.

Во время экскурсий, наблюдений и прогулок у детей формируются положительные

эмоции, которые необходимо выразить. Лучший способ выражения своих эмоций от

увиденного – это изобразительная деятельность. В частности занятия рисованием, т.к. оно

ещё раз помогает детям пережить увиденное, пережить чувство прекрасного, закрепить

новые знания и впечатления.

Но как выяснилось в ходе работы, не все объекты наблюдения могут служить темой для

рисования.

Поэтому их необходимо тщательно отбирать и уже по ним вести более кропотливую

работу, связанную с чисто художественными моментами: уметь увидеть отличительные

особенности здания, уметь увидеть “картину” в целом, и увидеть часть общей картины.

После этого можно давать сюжетное рисование, например на тему: “Что мы увидели на

Невском проспекте?”

Если наблюдения провести правильно, то дети постараются изобразить увиденное даже в

двух шагах: тротуар и проезжую часть и дома на противоположной стороне.

Практика показывает что:

1.

Отличительные особенности архитектуры и пейзажа города, воспринятые детьми с

радостью и вызвавшие у них эстетические переживания, могут служить

прекрасным содержанием детских рисунков.

2.

При отборе тем для детских рисунков следует брать те из них, которые легко

передаются, и отказаться от сложных архитектурных сооружений.

3.

При наблюдении обращать внимание на те же детали, которые они смогут передать.

4.

При работе оказывать детям индивидуальную помощь.

Таким образом вырисовывается ещё одна важная форма работы по ознакомлению с

окружающим: занятия по изобразительной деятельности.

При умелом сочетании различных форм и методов работы, а также при систематичной и

целенаправленной работе можно достичь очень неплохих результатов и выполнить

поставленные задачи.

Работа по ознакомлению дошкольников с родным городом – важная и неотъемлемая часть

нравственно-патриотического воспитания. Она способствует развитию у детей любви к

своей Родине, к людям нашей страны.

В процессе работы развиваются и обостряются психические процессы мышления, памяти,

речи, внимания. Развивается выразительность и красочность речи, обогащается словарь

детей.

Работа эта разноплановая и положительный результат возможен лишь при грамотном и

умелом сочетании всех форм и методов работы, с учётом местоположения детского сада,

уровня знаний детей, возраста детей.

Но эта работа необходима, и вести её нужно систематически, целенаправленно и

планомерно.

Из многолетней практики работы с детьми можно сделать заключение, что дети очень

интересные, очень подвижные, эмоциональные. Хорошо умеют работать, у них есть

желание узнать что-то новое. Работа по нравственно-патриотическому направлению может

вестись по нескольким направлениям. Вначале – знакомство с иллюстрациями города,

фотографиями. Беседы с детьми о том, знают ли они свой домашний адрес, знают ли

названия ближайших улиц, какая площадь в городе главная и т.д.

Таким образом определились задачи по ознакомлению детей с городом:

1.

Уточнить и закрепить имеющиеся знания детей.

2.

Дать новые знания о городе.

Приёмы необходимо было использовать самые разнообразные, начиная от экскурсий и

целевых прогулок и, кончая, итоговой беседой и вечером досуга.

Но первым делом надо привлечь к этой работе родителей.

Главная задача – убедить родителей в необходимости и пользе воспитания у детей любви к

родному городу, показать родителям, что у них больше возможностей помочь детям узнать

свой город. Порекомендовать родителям совершить с детьми прогулки по городу в

воскресные дни на Неву, на Дворцовую площадь и т.д. Конечно, если время ограничено, то

хотя бы просто проходя по улицам говорить с детьми о том, что они видят, обращать

внимание на архитектуру, убранство зданий.

В ежедневной работе с родителями можно дать краткую информацию о том или ином

памятнике, архитектурном сооружении, музее, театре.

Для оповещения родителей мы используем информационный стенд, а также

поквартальное планирование, где в сжатой форме дана информация о местах, наиболее

интересных и доступных детям.

Используя мнемотаблицы и схемы-загадки, можно дать необходимую информацию детям,

причём решая сразу несколько задач – развивая память, фантазию, зрительное восприятие.

Мы разработали игру “Петербург – город-загадка”. Например, на первой странице

изображена стрелка Васильевского острова на пересечении рек Большая Нева и Малая

Нева, на стрелке 2 Ростральные колонны, колонны украшены Рострами кораблей и

фигурами, символизирующими 4 реки – Днепр, Волхов, Нева, Волга, на Ростральных

колоннах горит огонь, это бывший морской порт.

Так, используя символику, можно научить ребёнка быстро запоминать информацию. Наши

дети проводят экскурсии, для этого мы даём им текст для заучивания, но прежде мы учим

родителей, как используя мнемотехнику, научить ребёнка запомнить текст. Такая методика

развивает зрительную память и отлично помогает ребёнку в восприятии и передаче текста.

Лучше всего знакомить через непосредственное восприятие объекта.

Конспект игры-викторины по Петербурговедению

Оформление: музыка Глиэра “Гимн великому городу”.

На экране спроецированы виды Петербурга. Дети спокойно входят в зал (группу).

Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня у нас будет не обычная игра, а игра-викторина, она

будет проходить в виде соревнования, вы будете представлять две команды:

Заячий островок

Летний сад.

Дети делятся на две команды и получают значок с соответствующей символикой.

Воспитатель: Каждая команда должна произнести приветствие в адрес своих соперников.

Начинает команда “Заячий островок”.

“Заячий остров приветствовать рад

Группу с названием наш “Летний сад”.

В честной игре мы желаем побед,

Главное знать город, дать верный ответ.

– Продолжает команда “Летний сад”.

“Летний сад” – хорош зимой и летом,

Не устоим от правильных ответов,

Заячьему острову желаем удачи-

Поможем, если будет сложная задача.

Воспитатель: Итак, обе команды обменялись приветствиями, заняли свои места. И теперь

пришла пора выбрать жюри. (Членами жюри могут быть коллеги, администрация,

родители, старшие братья и сёстры).

В нашем жюри три знатока города:

Заведующая детского сада

Воспитатель логопедической группы

Мама одного из членов команды.

В распоряжении жюри фланелеграф с символикой каждой команды и флажки. Та команда,

которая правильно даст ответ, получает флажок. В конце игры мы подведём итог и

победитель получит приз.

Звучат позывные. Игра начинается.

Воспитатель:15572Slava

1.

Назовите главную площадь Санкт-Петербурга. (Дворцовая).

2.

А что украшает Дворцовую площадь? (Александровская колонна).

3.

Кто автор Александровской колонны? (О.Монферран).

4.

В честь какой победы русских войск воздвигнут этот памятник? (Победа над

французами в 1812 году).

5.

Назовите главную реку нашего города. (Нева).

6.

Сколько рек впадает в Неву? (26 рек – Чёрная речка, Мойка, Мга, Тосна, Ижора,

Большая Охта).

7.

Какой остров положил начало строительству города? (Заячий остров).

8.

Почему именно Заячий остров привлёк внимание Петра I при возведении

крепости? (Место при разветвлении реки, где хорошо просматриваются

фарватеры Невы и её рукавов).

9.

Почему Пётр I стремился завоевать прибрежные земли? (Выход к морю

обеспечивал возможность торговать, содержать флот, строить корабли,

защищать город с моря).

10. Что означает название нашего города Санкт-Петербург? (Город святого Петра).

11. В нашем городе много улиц и проспектов, а какой главный? (Невский проспект).

12. А какой сад в нашем городе считается самым старым? Как он называется? (Летний

сад, заложен в 1704 году).

13. Что первоначально выращивали в Летнем саду, каково предназначение

сада? (Лекарственные травы, кусты и деревья, цветы. Место проведения

ассамблей отдыха, фейерверков).

14. Кому скульптор Клодт воздвиг памятник в Летнем саду? (А.И.Крылову –

баснеписцу).

15. Какой самый знаменитый памятник Петру I вы знаете? (Медный всадник).

16. А почему он называется “Медный всадник”? (Скульптурная композиция выполнена

из меди).

17. Имя скульптора “Медного всадника вы знаете, кто же он? (Скульптор Фальконе,

модель головы Императора сделала Мари Коло).

18. А почему Санкт-Петербург называют Северной Венецией? (Потому что

находится на множестве островов).

19. На скольких же островах стоит город? Назовите острова какие знаете. (101 остров

– Каменный, Крестовский, Заячий, Васильевский, Петровский, Елагин, Новая

Голландия).

20. А сколько цветных мостов в городе? Назовите, какие знаете. (Жёлтый – теперь

Певческий, Зелёный – теперь Народный, Красный – ул.Дзержинского, Синий –

пл.Исаакиевская).

– Ну вот, все вопросы прозвучали, ответы получены. Теперь слово жюри.

Жюри подводит итоги, оценивает знания детей, награждает каждого участника книгой

о Петербурге.

Воспитатель: Вы молодцы, показали хорошие знания и я поняла, что вы любите свой

город. В нашем городе жили и живут известные люди: писатели, поэты, художники. О

нашем городе написано много песен, стихов, рассказов. В нашем городе жил А.С.Пушкин.

Давайте почитаем стихи о нашем красивом городе.

Дети читают стихи, а на экране, сменяя друг друга, появляются изображения

архитектурных ансамблей, памятников, улиц, площадей, соборов, скульптурных

композиций города.

Воспитатель: Наша игра закончилась, спасибо вам за вашу любовь к городу, за знание

стихов, за знание архитекторов и скульпторов, которые трудились в нашем городе и

сделали его таким неповторимо красивым.

Под музыку Глиэра дети уходят.

Конспект комплексного занятия по Петербурговедению

Цель: Расширить представление детей о городе, его достопримечательностях, его

историческом прошлом и настоящем. Расширить и активизировать словарь, используя

слова по теме: город, проспект, площадь, сквер, аллея, театр, залив, микрорайон, район,

старинный, красивый, величественный, неповторимый, прекрасный, ростр, гавань,

таможня, колонна, штемпель.

Учить детей составлять описательный рассказ по картинке, автоматизировать

произношения звуков “р”, координировать речь с движением.

Используемый материал: диапроектор, слайды с видами города, аудиозапись, карандаши,

бумага (предварительно затонированная под голубой фон), цветная бумага, клей ПВА,

салфетки бумажные, пазлы с видом города.

Предварительная работа: просмотр слайдов с видами Санкт-Петербурга, экскурсии с

родителями по предложенному воспитателем маршруту, заучивание стихов о городе, пение

песен о России, о городе на музыкальном занятии, изготовление макетов, рисунков,

коллажей по теме о городе.

Ход занятия

1. Создание эмоционального настроя, сообщение темы занятия

Воспитатель встречает детей, звучит знакомая песня “Санкт-Петербург”.

Вижу весёлые лица с утра

По улице с песней идём

Это мой город – творенье Петра,

Город, в котором живём.

Припев:

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург

Арки мостов над Невой!

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург

Люблю я свой город родной!

Это история нашей страны

И старых, и новых времён,

Многое знаем о городе мы,

И много услышим о нём.

Припев.

Время торопится, город шумит

И новые зданья растут,

Мрамор, и бронза, и алый гранит

Память веков берегут.

2. На экране – виды Санкт-Петербурга, стрелка Васильевского острова.

Воспитатель: Дети, посмотрите на экран, кто узнал это место, как называется это здание,

кто расскажет, что здесь было раньше и зачем нужна была Биржа.

Ребёнок 1: На пересечении двух рек Большой и Малой Невы раскинулось здание Биржи.

Биржа была построена при императоре Петре I и служила для иностранного купечества

как пропускной пункт ввозимых товаров.

Ребёнок 2: Здание окружено портиком с 44 колоннами. Над фасадом Биржи скульптурная

группа Нептуна, Деятельности, Надежды и Справедливости.

Ребёнок 3: В здание Биржи ведёт огромная гранитная лестница. Сразу при входе в здание

Биржи можно увидеть бюст Императора Александра I, бюст императора Николая I и бюст

Императора Александра III с надписью “Августейшему покровителю торговли и

промышленности”.

Ребёнок 4: К зданию Биржи примыкала Санкт-Петербургская таможня. Слово таможня

произошло от слова “тамга”, что значит знак, штемпель. В таможне осматривали

привозимые купцами товары и ставили штемпель.

Ребёнок 5: Перед главным зданием Биржи возвышаются две ростральные колонны,

украшенные бронзовыми носами кораблей. “Рострум” – значит корабельный нос.

Ребёнок 6: У основания каждой колонны находятся огромные статуи, которые

символизируют большие реки России.

Ребёнок 7: Ростральные колонны служили маяками. На верху ежедневно, с наступлением

темноты, зажигался фонарь, освещавший кораблям путь ко входу в гавань.

3. Воспитатель: вы молодцы, хорошо рассказали о Бирже, а знаете ли вы, что вначале

порт был на Берёзовом (сегодня Петроградский) острове, и только в 1733 году он

переместился на стрелку Васильевского острова, где причаливать кораблям было удобно.

К стрелке, начиная с 18 века, ежегодно приходило более 1000 иностранных кораблей. В

сатирическом журнале “Трутень” писали: “ На сих днях прибыли в здешний порт корабли

из Руана и Марселя. На них следующие нам привезены товары: шпаги французские

разных сортов, табакерки черепаховые, бумажные, сургучные, кружевы, блонды,

бахромки, манжеты, ленты, чулки, пряжки, шляпы, запонки и всякие так называемые

галантерейные вещи…а из Петербургского порта на те корабли грузить будут разные

домашние наши безделицы: как-то пеньку, железо, юфть, сало, свечи, полотны и

прочее…”

Вот так жил наш порт в далёкие времена. Сегодня у нас не один порт и приходят туда

корабли со всего мира.

Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте поиграем в нашу игру “Мы хотим построить дом”.

Ведущим будет тот, кто первым выйдет в нашей считалке:

Ребёнок (считает):

“Как на Банковском мосту,

Есть грифоны на посту,

Я грифонов не боюсь,

По нему 100 раз пройдусь.

Как пройду 101 раз –

Оживут грифоны враз”.

Ведущий показывает движения, а дети хором произносят слова:

“Мы хотим построить дом”

Хлопая в ладоши, отводим руки в стороны.

“Чтобы жить уютно в нём”

Руки в стороны – повороты туловища вправо-влево

“Мы кирпичики сложили”

Присесть, руки на пол

“Окна, двери смастерили”

Руки вверх, наклон вперёд

“Печь красивую сложили”

Наклоны в стороны

“Её дровами натопили”

Вдох носом, выдох ртом, с наклоном вперёд

“Напекли лепёшек вкусных,

В доме будет нам не скучно”

Руки на полу, выпрямляем ноги

“Чай попьёт и на бочок

Наш бобрёнок толстячок”

Надуть щёки, поднимая руки вверх, выдыхая опускаем руки.

Воспитатель: Ну вот мы поиграли, а теперь давайте сделаем аппликацию “Ростральная

колонна”.

Воспитатель раздаёт трафареты, дети обводят, вырезают, размещают на листе и

приклеивают на тонированную бумагу.

Воспитатель оценивает работы детей и предлагает всем детям собрать пазл с видом

города.

Раздаёт конверты с разрезанными открытками. Дети собирают. Воспитатель

оценивает работу детей.

Окончание занятия

Воспитатель предлагает спеть песню “Мы островитяне”, звучит фонограмма,

воспитатель открывает мнемотаблицу, закреплённую на фланелеграфе, там схематично

зарисована песня, дети поют.

Воспитатель предлагает вспомнить, о каком здании мы сегодня говорили, аппликацию

какой колонны мы сделали, на каком острове мы сегодня побывали.

Оценить работу детей.



В раздел образования