Автор: Асмандиярова Лиана Ринатовна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ГБПОУ МО "Красногорский колледж" Истринский филиал
Населённый пункт: г,Истра Московская область
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Применение производной в физике и технике"
Раздел: среднее профессиональное
Асмандиярова Лиана Ринатовна
Преподаватель математики ГБПОУ МО
«Красногорский колледж»
Истринский филиал
2 курс
Тема урока:
«Применение производной в физике и технике»
Цель занятия: Формирование умений решения задач по физике с применением производной.
Образовательная задача: - показать широкий спектр приложений производной, систематизировать знания
учащихся о производной, ее физическом смысле, сформировать навыки практического применения производной
при решении задач по физике.
- способствовать индивидуализации и дифференциации обучения с помощью применения разноуровневых задач
и информационно-коммуникационных технологий
- развивать логическое мышление, навыки самостоятельной работы, умение анализировать культуру
математической речи.
- воспитывать познавательную активность учащихся, чувство ответственности.
Развивающая задача: Развитие умений анализировать, обобщать изучаемые факты, развитие навыков
самоконтроля, взаимоконтроля и самостоятельной работы
Воспитательная задача: воспитание настойчивости в достижении цели и заинтересованности в конечном
результате труда.
Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки-задания.
УМК:
М.И. Башмаков, учебник «Математика», начальное и среднее профессиональное образование. Издательский центр
«Академия» ,2013 год
М.И.Башмаков, задачник «Математика», начальное и среднее профессиональное образование. Издательский центр
«Академия» ,2013 год
М.И.Башмаков, Сборник задач профильной направленности «Математика», начальное и среднее профессиональное
образование. Москва. Издательский дом «Академия». 2013.
М.И.Башмаков,
книга
для
преподавателей:
методическое
пособие
для
НПО
и
СПО,
Издательский
центр
«Академия»,2013 год.
Приложение 1: презентация к уроку.
Приложение 2:карточки-инструкции.
Приложение 3:таблица самооценки
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: физика, информатика
Пояснение.
Обучение в колледже мною учащихся одной и того же группы в рамках одной программы и учебника проходит на
различных уровнях усвоения учебного материала. Поэтому при проведении данного урока использую разноуровневые
карточки-инструкции, в которых даны алгоритмы действий, с демонстрацией примера уровня обязательной подготовки
(Карточка
А).
На
основе
этого
уровня
сформирован
более
высокий
уровень
овладения
материалом
-
уровень
возможностей (Карточка Б). Каждый учащийся имеет право добровольно выбрать уровень усвоения и отчетности в
результатах своего учебного труда по каждой конкретной теме. Моей задачей как учителя является обеспечение
поступательного движения учащихся к более высокому уровню знаний и умений
Данный урок
разработан
для проведения
в группе 21АМ-15И, с учетом профильной направленности
-
«автомеханика». Вместе с изучением общего вопроса- «Применение производной для нахождения скорости и ускорения
тела», изучаются и другие
задачи прикладной математики.
.
В данной группе достаточно высокий уровень качества
знаний: 75% обучающихся справились с заданиями карточки Б; 70% -справились с полным объемом домашней работы.
Следует отметить, что презентация содержит картинки с интернет- ресурсов, в частности выступления учащихся на
слайдах 10; 11.На полях презентации дано
звуковое сопровождение, с краткими пояснениями для использования
данного слайда.
Ход урока:
Организационный момент
Цель организационного момента: создание у учащихся рабочей настроенности, быстрого включения обучающихся в
работу.
1) предварительная организация группы (проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест,
учебных принадлежностей и внешнего вида учащихся, организация внимания);
2) мобилизирующее начало урока:
Учитель сообщает девиз урока:
-Урок хотелось бы начать со слов советского математика и кораблестроителя Крылова Алексея Николаевича: «Теория без
практики мертва и бесполезна, практика без теории невозможна и пагубна». (Слайд 3).
Актуализация знаний учащихся (Применение ИКТ, работа в парах)
Цель этапа актуализации знаний учащихся: повторение определения производной; повторение формул нахождения
производной элементарных функций, умений применять формулы при решении примеров.
а) Фронтальный опрос:
-Дать определение производной;
-Какие формулы нахождения производной элементарных функций вы запомнили с прошлого урока? (Таблица
производных)
б) Разминка: «Проверь себя и своего соседа».(работа в парах,взаимопроверка)
Учитель сообщает задание:
-Найдите производные данных функций. (Слайд 5)
Учащиеся решают задания по вариантам.
Учитель предлагает произвести взаимопроверку:
-
Обменяйтесь работами с соседом по парте, проверьте работу товарища по готовым ответам и поставьте оценку, в
соответствии с критериями оценок (слайд 6).
Учащиеся, отвечают на вопросы; решают варианты заданий (слайд 5), производят взаимопроверку по готовым ответам и
критериям оценки (слайд 6), оценки заносят в таблицу оценок. (Приложение3).
Формируются познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД.
Мотивация: (Игровые технологии)
Цель: повторить навыки нахождения производной функций в данной точке.
Игра: «Биржа знаний» (слайд7)
Учитель объясняет правила игры:
-Выберите из предложенных заданий одно (дифференцированный подход), найдите производную функций в данной
точке, обменяйте правильный ответ на соответствующий балл.
Ученики выбирают задание, выполняют, за правильно выполненный ответ получают соответствующий балл, заносят в
таблицу оценок. (Приложение 3).
Каждому правильному ответу соответствует определенная буква. Результатом открытия всех букв является слово
«Физика»(слайд 7). (Подведение к проблеме темы, постановка вопроса – темы для обсуждения.)
Проблема: Как связаны понятие производная и различные физические величины?»
( слайд № 8)
Работа по теме урока: «Производная в физике и технике» (проблемное обучение).
Цель ― научить применить знания по вычислению производной к нахождению скорости, ускорения.
Учитель организует фронтальную работу на основе частично-поискового метода с использованием
презентации.
Уточняет ответы учащихся, выводы и помогает им грамотно сформулировать информацию (информационно-
рецептивный метод)
Организует мотивацию на основе репродуктивного и частично-поискового метода.
Учащиеся записывают тему урока.
Устно отвечают на вопросы преподавателя.
Выдвигают гипотезу.
Проявляют самостоятельность, инициативу, интерес к предмету (личностные компетенции).
Задания и вопросы к учащимся:
1).
Если дано уравнение движения, каким образом можно вычислить скорость?
---
Находим производную от координаты по времени (она равна скорости).
2).Каким образом можно вычислить ускорение, если скорость дана в виде уравнения?
--Находим производную скорости по времени (она равна ускорению). (Приложение 1,слайд 9)
Учитель предлагает работу по карточкам – инструкциям (Приложение 2)
3) Разбор примера у доски (Приложение 2,карточка А).
Учащиеся воспринимают и осмысляют информацию; осознают её значимость. Актуализируют жизненный и
профессиональный опыт. Принимают проблемную ситуацию, вспоминают, воспроизводят
и анализируют ранее изученную информацию, отвечая на поставленные вопросы, слушают ответы других учащихся,
дополняют и уточняют их.
Закрепление изученного материала
Цель: Развитие умений анализировать, обобщать изучаемые факты, развитие навыков самоконтроля, взаимоконтроля и
самостоятельной работы
2.Самостоятельная работа по выполнению заданий из карточек-инструкций (Приложение 2, карточки А, Б)
Учитель
организует
фронтальную
работу
на
основе
репродуктивного
метода.
Предлагает
учащимся
дополнить
и
исправить ответы друг друга.
Обеспечивает дифференцированный подход с использованием различных типов ориентировок.
Управляет познавательной деятельностью учащихся, уточняет их ответы, помогает им обобщать и систематизировать
информацию.
Учащиеся выбирают карточку по уровню, разбирают пример, решенный по алгоритму, выполняют примеры для
самостоятельного решения. Учащиеся, справившиеся с заданиями из карточки Б, по предложению учителя помогают
слабоуспевающим по работе над карточкой А.
формируются познавательные (логические: аналогия, сравнение); регулятивные (контроль: оценка, коррекция) УУД
Сообщения учащихся
(слайды10,11)
Цель:
Ознакомить учащихся с более широким спектром применения производной в физике и механике.
Учитель заранее дает хорошо успевающим студентам задания, помогает им при подготовке.
Ученики слушают сообщения товарищей, анализируют, дополняют и уточняют их.
Выводы записывают в тетрадях.
Используются и формируются познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД
Подведение итогов урока ( слайд 12)
Какие цели стояли перед нами?
Удалось ли нам достичь поставленных целей урока?
Что нового вы узнали на уроке?
Какие затруднения у вас были в работе?
Учитель организует обсуждение и подведение итогов урока, его результативность, сообщает оценки, поставленные за
урок.
Ученики оценивают результаты своей деятельности на уроке, с учетом количества выполненных заданий, заполняют и
сдают работы и оценочные листы.
( Рефлексия процесса и результативность)
Домашнее задание:
Цель: Закрепление и повторение изученного на уроке материала, с учетом профильной направленности обучающихся.
Сборник задач профильной направленности.
№№ 29; 30;42; 61.
Технологическая карта урока
№
п/п
Содержание и структура урока
Время
Деятельность
педагога
Деятельность
учащихся
1
Вводная часть урока
Организационная часть
1 мин
Проверяет явку и
готовность учащихся к
уроку.
Сообщает девиз урока.
Дежурные сообщают об
отсутствующих на уроке.
2
Разминка «Проверь себя и своего
соседа!» (приложение 1, слайды №5:6)
Найдите производные данных функций:
6 мин
Сообщает задания,
разъясняет порядок
выполнения.
Повторяют определение
производной, формулы
нахождения производной.
Решают варианты заданий,
производят взаимопроверку
по готовым ответам и
критериям оценки
(слайд
№6),
оценки заносят в
таблицу оценок.
(Приложение3).
Формируются
познавательные,
Ответы:
Критерии оценок:
коммуникативные,
регулятивные УУД.
3
Мотивация.
Игра: «Биржа знаний». (Приложение
1,слайд №7)
Найдите производные функций в данных
точках, обменяйте правильный ответ на
соответствующий балл:
4 мин
Организует мотивацию
(использование ИКТ)
Выбирают задание,
выполняют, за правильно
выполненный ответ
получают соответствующий
балл, заносят в таблицу
оценок. (Приложение 3).
Ответы:
1.
32-Ф
2.
24-И
3.
12-З
4.
-4 –И
5.
-5-К
6.
4/9-А
Каждому правильному ответу
соответствует определенная буква.
Результатом открытия всех букв
является слово «Физика». (Подведение
к проблеме темы).
4
Проблема: Как связаны понятие
производная и различные физические
величины?»
(Приложение1: слайд № 8)
Ваша задача ―научиться применить
знания по вычислению производной к
нахождению скорости, ускорения.
Актуализация знаний учащихся:
3 мин
Организует
фронтальную
р а б о т у
н а
о с н о в е
репродуктивного
метода.
(использование ИКТ)
Предлагает
у ч а щ и м с я
дополнить
и
исправить
ответы друг друга.
Обеспечивает
Воспринимают и
осмысляют информацию;
осознают её значимость.
Актуализируют жизненный
и профессиональный опыт.
Принимают проблемную
ситуацию.
Вопросы:
1.
Какими физическими величинами
характеризуется движение? (Слайд
№8)
2.
Какую формулу применяем для
нахождения скорости, если известны
время движения и пройденный за это
время путь? (v=
s
t
)
3.
Какую формулу применяем для
нахождения ускорения, если известна
скорость? (a=
v
t
)
дифференцированный
подход с использованием
р а з л и ч н ы х
т и п о в
ориентировок.
Управляет
познавательной
деятельностью
учащихся,
у т о ч н я е т
и х
о т в е т ы ,
помогает
им
обобщать
и
систематизировать
информацию.
Постановка вопроса – темы
для обсуждения.
Вспоминают, воспроизводят
и анализируют ранее
изученную информацию,
отвечая на поставленные
вопросы.
Слушают ответы других
учащихся, дополняют и
уточняют их.
формируются
познавательные
(общеучебные, постановка
проблемы) и
регулятивные(целеполага-
ние, планирование) УУД
5
5.1
5.2
Работа по теме урока: «
Производная в
физике и технике»
Задания и вопросы к учащимся:
1.
Если дано уравнение движения, каким
образом можно вычислить скорость?
---
Находим производную от
координаты по времени (она равна
скорости).
2.Каким образом можно вычислить
ускорение, если скорость дана в виде
20 мин
Организует фронтальную
работу на основе
частично-поискового
метода с использованием
презентации.
Уточняет ответы учащихся,
выводы и помогает им
грамотно сформулировать
информацию
(информационно-
рецептивный метод)
Записывают тему урока.
Выдвигают гипотезу.
Проявляют
самостоятельность,
инициативу, интерес к
предмету (личностные
компетенции).
5.3
уравнения?
--Находим производную скорости по
времени (она равна ускорению).
Алгоритм нахождения производной в
физике и технике:
1
.Находим производную от координаты по
времени.
Производная от координаты по времени
есть скорость. В этом заключается
механический смысл производной: x' (t) =
v
(
t
)
.
2.Находим производную скорости по
времени.
Производная от скорости по времени есть
ускорение:
v '
(t) =a(t) (Приложение 1,
слайд №9.)
Задания учащимся:
1.Разбор примера у доски (Приложение
2,карточка А).
2.Самостоятельная работа по выполнению
заданий из карточек-инструкций
(Приложение 2, карточки А, Б)
Организует мотивацию на
основе репродуктивного и
частично-поискового
метода.
(использование ИКТ)
Организует фронтальную
работу на основе
репродуктивного метода.
(использование ИКТ)
Предлагает учащимся
дополнить и исправить
ответы друг друга.
Обеспечивает
дифференцированный
подход с использованием
различных типов
ориентировок.
Управляет познавательной
деятельностью учащихся,
Устно отвечают на вопросы
преподавателя.
Записывают в тетрадях
алгоритм нахождения
производной в физике и
технике.
формируются
познавательные(логические:
аналогия, сравнение);
регулятивные(контроль,
оценка, коррекция) УУД
Выбирают карточку по
уровню, разбирают пример,
решенный по алгоритму,
выполняют примеры для
самостоятельного решения.
Используются и
формируются
регулятивные, личностные
(самообразование) УДД.
уточняет их ответы,
помогает им обобщать и
систематизировать
информацию.
6
Сообщения учащихся
(Приложение
1,слайды10,11)
8 мин
Заранее дает хорошо
успевающим студентам
задания, помогает им при
подготовке.
Слушают сообщения
товарищей, анализируют,
дополняют и уточняют их.
Вывод записывают в
тетрадях.
Используются и
формируются
познавательные,
коммуникативные,
регулятивные УУД
7
Подведение итогов урока. (Приложение:
слайд 12)
Какие цели стояли перед нами?
Удалось ли нам достичь
3 мин
Организует обсуждение
и подведение итогов
урока, его
результативность.
Рефлексия процесса и
результативность
Записывают домашнее
задание.
поставленных целей урока?
Что нового вы узнали на уроке?
Какие затруднения у вас были в
работе?
Домашнее задание
М.И.Башмаков,
Сборник задач профильной
направленности.
№№ 29; 30;42; 61.
Сообщение оценок,
поставленных за урок.
Задает домашнее задание
Литература:
Задачник. Математика: начальное и среднее профессиональное образование. М.И. Башмаков.
Москва. Издательский дом «Академия». 2013.
Учебник. Математика: начальное и среднее профессиональное образование. М.И. Башмаков. Москва.
Издательский дом «Академия». 2013.
Сборник задач профильной направленности. Математика: начальное и среднее профессиональное
образование. М.И. Башмаков. Москва. Издательский дом «Академия». 2013.
Математика. Сборник заданий для подготовки и проведения письменного экзамена за курс средней
школы. 11 класс. Дорофеев Г.В., Муравин Г.К., Седова Е.А.- М.: Дрофа, 2004.
Приложение 1
Презентация
Приложение 2
Карточка-инструкция: вариант А
Алгоритм нахождения производной в физике и технике:
1.Находим производную от координаты по времени (она равна скорости).
2.Находим производную скорости по времени (она равна ускорению).
Производная в физике и технике
1.Производная от координаты по времени есть скорость-
В этом заключается механический смысл производной: x' (t) =
v
(
t
)
.
2. Производная от скорости по времени есть ускорение:
v '
(t) =a(t).
Пример: Материальная точка движется прямолинейно по закону x (t)=3
t
3
+2t+1. Найдите ее скорость и ускорение в
момент времени t=2 (координата x (t) измеряется в сантиметрах, время t в секундах).
1)
Найдем скорость точки в произвольный момент времени, она равна:
v
(
t
)
= x'(t) = (3
t
3
+2t+1)'=9
t
2
+2(
см
с
).
2)
Найдем скорость точки через 2 секунды, она равна:
v
(
2
)
=9
∙ 2
2
+2=9
∙
4+2=36+2=38(
см
с
).
3
¿
Н
айдем ускорение точки в произвольный момент времени, оно равно:
a
(
t
)
=
v '
(t)= (9
t
2
+2)'= 18t (
см
с
2
).
4
¿
Найдем
ускорение точки через 2 секунды, оно равно:
a
(
2
)
=18
∙
2=36(
см
с
2
).
5
¿
Ответ: 38(
см
с
); 36(
см
с
2
).
Решите самостоятельно:
1.
Прямолинейное движение точки описывается законом x (t)=2
t
3
-
t
2
.
Найти скорость и ускорение в момент времени t=4(координата x (t) измеряется в сантиметрах, время t- в
секундах).
2.
Прямолинейное движение точки описывается законом x (t)=3
t
4
+
2 t
3
+
6.
Найти скорость и ускорение в момент времени t=3 (координата x (t) измеряется в сантиметрах, время t- в
секундах).
3.
Материальная точка движется прямолинейно по закону x (t)=
t
3
−¿
4
t
2
. Найдите ее скорость и ускорение в
момент времени t=5c (перемещение в метрах).
Карточка-инструкция: вариант Б
Алгоритм нахождения производной в физике и технике:
1.Находим производную от координаты по времени (она равна скорости).
2.Находим производную скорости по времени (она равна ускорению).
Производная в физике и технике
1.Производная от координаты по времени есть скорость-
В этом заключается механический смысл производной: x' (t) =
v
(
t
)
.
2. Производная от скорости по времени есть ускорение:
v '
(t) =a(t).
Пример: Материальная точка движется прямолинейно по закону x (t)=0,5
t
4
-7t+5. В какой момент времени скорость
точки равна 9, чему равно ускорение через 3 с после начала движения? (Координата x (t) измеряется в сантиметрах,
время t в секундах). 1)Найдем скорость точки в произвольный момент времени, она равна:
v
(
t
)
= x'(t) = (0,5
t
4
-7t+5)'=2
t
3
-7(
см
с
).
2
¿
Так как скорость точки равна 9, то есть v
(
t
)
=9
⟹
2
t
3
-7=9
⟹
2
t
3
=7+9
⟹
2 t
3
=16
⟹
t
3
=8
⟹
t
=
3
√
8
⟹
t=2(с).
3
¿
Н
айдем ускорение точки в произвольный момент времени, оно равно:
a
(
t
)
=
v '
(t)= (2
t
3
-7)'= 6
t
2
(
см
с
2
).
4
¿
Найдем
ускорение точки через 3 секунды, оно равно:
a
(
3
)
=6
∙
3
2
=6
∙
9=54(
см
с
2
).
5
¿
Ответ: 2c; 54(
см
с
2
).
Решите самостоятельно:
1.
Материальная точка движется прямолинейно по закону x (t)=
t
3
3
+
4 t
+
3
. В какой момент времени скорость точки
равна
13
см
с
,
чему
равно
ускорение
через
4
с
после
начала
движения?
(Координата x
(t)
измеряется
в
сантиметрах, время t в секундах).
2. Прямолинейное движение точки описывается законом x (t)=3
t
3
−
9 t
+
6.
Через сколько секунд точка остановится? (Координата x (t) измеряется в сантиметрах, время t в секундах).
3.Материальная точка движется прямолинейно по закону x (t)=
4 t
3
3
−
3 t
.
В какой момент времени ускорение точки будет равно 10
м
с
2
?
Приложение 3
Таблица оценок студента группы 21 АМ-15И -------------------------------------------------------------
по теме: «Производная в физике и технике»
№
п/п
Разминка
«Биржа
знаний»
Работа над
карточкой
Итог