Автор: Дудник Светлана Евгеньевна Должность: учитель химии Учебное заведение: МАОУ СОШ № 211 им. Л.И.Сидоренко Населённый пункт: город Новосибирск Наименование материала: статья Тема: Трудности воспитательной работы Раздел: среднее образование
Дудник Светлана Евгеньевна
О
трудностях
воспитательной
работы
с
современными
старшеклассниками
сказано
довольно много. На наш взгляд, слишком много учащихся в школах страдают от неудач. Среди
современной молодежи растет число людей, которых объединяет отсутствие успеха в жизни.
Можно ли избавить их от этого ощущения неудачи? Думаю, что можно, и убеждена:
оптимальное решение проблемы неудачников — приобретение опыта успеха в школе.
Успех
есть фактор развития личности обучающихся в образовательном пространстве
То
обстоятельство,
что
все
больше
детей
не
желает
учиться,
вызывает
тревогу,
растерянность, а во многих случаях страх и чувство беспомощности почти у каждого учителя.
Эти дети всегда готовы взбунтоваться, не имеют охоты к учебе, их ничем не заинтересуешь, они
замкнуты и апатичны. Складывается впечатление, что они не поддаются обучению.
Однажды я позволила себе выдвинуть гипотезу, что сформированный в деятельности
внутренний
устойчивый мотив достижения успеха становится структурирующим фактором
личности, определяющим ее развитие.
Стремление
ребенка
добиться
успеха,
быть
личностью
вызывает
у
других
людей
потребность видеть в нем личность, что можно расценивать как жизненно необходимое условие
поддержания стремления к дальнейшему успеху, к включению в деятельность.
Сформированный в деятельности внутренний устойчивый мотив достижения успеха
становится структурирующим фактором личности, определяющим ее развитие. Конечно, что
мотив достижения успеха взаимосвязан с такими личностными качествами как самооценка,
тревожность.
Подтверждено предположение о том, что специальная организация и моделирование
деятельности, направленной на формирование внутреннего устойчивого мотива достижения,
позволяет избежать нарушений личностного развития у неуспешных детей
способствует
полноценному формированию их личности как в младшем школьном, так и подростковом
возрастах.
Анализируя
основную
проблему,
предлагаю
проанализировать
базовые
потребности
человека. Таковыми, на мой взгляд, являются прежде всего потребность в любви и в чувстве
собственного достоинства. Принято считать, что потребность в любви должна удовлетворяться
в семье, а не в школе. Лучше всего, если в школах любовь будет рассматриваться не иначе, как
социальная
ответственность.
Если
детям
не
привить
чувство
взаимной
ответственности,
стремление помогать и заботиться друг о друге, не только ради других, но и ради себя самого,
любовь потеряет свой истинный облик. Это, на наш взгляд, означает, что учителя и дети
должны научиться не быть равнодушными и помогать друг другу в решении многих школьных
проблем. Даже достаточно благополучная семья не может компенсировать школьные неудачи,
правда, у детей из этих семей дела в школе идут гораздо лучше.
Что
касается
второй
базовой
потребности
ребенка
—
ощущения
значимости
собственного Я, то есть быть уверенным в уважении со стороны окружающих, а также в
собственной значимости и положительной оценке в их глазах.
Считаю главной целью воспитательной работы - создание условий для позитивного
общения
учащихся
в
школе
и
за
ее
пределами,
для
проявления
инициативы
и
самостоятельности,
ответственности,
искренности
и
открытости
в
реальных
жизненных
ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.
Эффективным способом вызвать интерес к учебе у учащихся со стойкой репутацией
неудачников
может
стать
похвала
за
любое
достижение.
Почему-то
в
школах
принято
информировать родителей о плохом поведении или плохой учебе детей и почти не принято
доводить до их сведения информацию об успехах учеников. Проблему плохого поведения
можно решить и в стенах школы, не ставя родителей в известность.
При беседе учителя с родителями должен присутствовать и ученик. Учитель должен
сразу предложить конструктивную альтернативу: «Мы не стремимся выяснить, по чьей вине это
произошло, мы стремимся найти выход из создавшегося положения». Визиты родителей в
школу не прибавят учащимся зрелости и ответственности, они приобретают эти качества
только тогда, когда пытаются справиться с проблемами самостоятельно там, где эти проблемы
возникают, то есть в школе.
Выводы:
1. Эмоциональные нарушения в виде повышенной тревожности проявляются у младших
школьников, неуспешных в учебной деятельности, как у мотивированных на успех, так и у
мотивированных
на
неудачу,
в
подростковом
возрасте
-
у
школьников
неуспешных
и
мотивированных на неудачу.
2.
Среди
причин
эмоционального
напряжения,
способствующих
высокому
уровню
тревожности
в
школе,
являются
индивидуальные
особенности
учителя,
скорее
всего,
это
отсутствие коммуникативной компетентности, не достаточно развитые эмоционально близкие
отношения
со
сверстниками
и
учителем,
недостаток
интереса
к
учебе,
информационные
перегрузки, недостаток времени, повышенные требования со стороны учителя и родителей,
давление
с
целью
повышения
школьной
успеваемости,
отсутствие
четких
требований
со
стороны учителей, не оправданно большое количество школьных правил и норм, с которыми
ребенку не приходилось иметь дело в дошкольный период, а так же повышенный уровень
учебной мотивации, что особенно характерно для успешных и мотивированных на успех
младших школьников.
Выявлено, что дети с низкими интеллектуальными возможностями (неуспешные) в
младшем школьном возрасте, имеют высокий показатель надежды на успех и завышенную
самооценку, т.к. нереалистично оценивают себя, однако к подростковому возрасту, тенденция
противоположная: надежда на успех падает, самооценка заниженная. Но и среди неуспешных
детей выделяются дети, стремящиеся к успеху и стремящиеся к избеганию неудачи. Младшие
школьники неуспешные, но стремящиеся к успеху находят для себя к подростковому возрасту
сферы реализации своего стремления к успеху. Если у младшего школьника - это помощь
другим, то к подростковому возрасту сферы активности расширяются (спорт, самоутверждение,
трудовая деятельность). Индивиды неуспешные и мотивированные на избегание неудач не
находят или мало находят самостоятельно для себя такой сферы активности, где можно было
бы реализовать свои потенциальные возможности; они скорее стремятся избежать любой
опасной для них ситуации. А потому становится очевидным, что при создании ситуации успеха
дети слабоуспевающие неуспешные при условии поощрения успехов со стороны взрослых от
младшего
школьного
к
подростковому
возрасту
способны
найти
внутренний
резерв,
включиться
в
деятельность
и
добиться
успеха,
что
можно
считать
резервом
личностного
развития.
Использован дополнительный источник
Уильям Глассер «Школы без неудачников». Москва. «Прогресс». 1991