Напоминание

Использование пиктограмм в работе с детьми с ОВЗ


Автор: Жукова Анна Борисовна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ школа № 439
Населённый пункт: Петергоф
Наименование материала: сообщение
Тема: Использование пиктограмм в работе с детьми с ОВЗ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарное

учреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с

детства с нарушениями умственного развития №1»

Комитета по социальной политике

Использование пиктограмм в работе с детьми с ОВЗ

Сообщение

на методическом объединении воспитателей, учителей дефектологов, педагогов дополнительного

образования Специализированного структурного образовательного подразделения основного

дошкольного и дополнительного общеразвивающего образования детей с ОВЗ

Жукова А. Б.,

Санкт-Петербург

2016 -2017 уч. год

Содержание

1.

Введение

2.

Невербальные средства общения

3.

Этапы обучения работе с пиктограммами

4.

Заключение

Введение

В настоящее

время

в системе

специального

образования

актуальной

и социально

значимой остается проблема развития связной речи детей с особыми образовательными

потребностями,

Актуальность

данной

темы

определятся

тем,

что

связная

речь,

а особенно — монологическая речь описательно-повествовательного характера, является

одной

из

наиболее

сложных

видов

речевой

деятельности.

Речь —

основа

всякой

умственной деятельности, средство коммуникации. Успехи в овладении детьми связной

речью обеспечивают и определённую успешность в учебной работе по всем предметам.

Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми,

отражает

логику

мышления

ребенка,

его

умение

осмысливать

воспринимаемую

информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок

владеет

лексикой

родного

языка,

отражает

уровень

эстетического

и эмоционального

развития

ребенка.

Таким

образом,

связная

речь —

это

развернутое

изложение

определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно,

грамматически правильно и образно.

Сейчас значительно возрос интерес к проблеме помощи детей с ограниченными

возможностями здоровья, а именно их социализация в современном мире через привитие

им

норм

социально-адекватного

поведения,

развитие

навыков

самообслуживания,

приучение

к

элементарным

формам

труда,

повышение

уровня

коммуникативной

компетентности.

Но

при

реализации

данных

задач

педагоги

часто

сталкиваются

с

трудноразрешимыми

проблемами:

отсутствие

навыков

межличностного

общения,

несформированность потребности в таком общении, обусловленное узостью социальных

контактов, неадекватной самооценкой, неадекватным восприятием других людей, а также

часто и

грубое системное недоразвитие речи, которая

в ряде случаев не возникает и

почти не развивается в течение нескольких лет. Это так называемые «безречевые» дети.

Но неоспорима необходимость развития «речевой коммуникации» у детей с ОВЗ, так

как это:

- является фактором развития личности;

- играет важную роль в когнитивном и эмоциональном развитии;

- необходимо для своевременной и успешной социализации данной категории детей

в обществе.

Дети с ОВЗ имеют грубое системное недоразвитие речи и представляют собой

полиморфный

контингент.

Людмилой

Михайловной

Шипициной

выделено

было

три

уровня развития речи:

- «безречевые» дети;

- дети, пользующиеся лепетными словами и словосочетаниями;

- дети, у которых имеется бытовой словарь и фразовая речь.

Все

чаще

в

составе

коррекционных

школ

обнаруживается

группа

«безречевых»

детей:

- дети с полным отсутствием голосовой активности;

- дети, у которых имеется звуковая или минимальная звуко-слоговая активность;

- дети способные к сопряженному и отраженному повторению слогов и слов при

отсутствии общеупотребительной речи.

Но, не смотря на то, что данная категория детей является полиморфной, можно

выделить основные характерные черты личности:

- отсутствие мотивации к общению;

- неумение ориентироваться в ситуации;

- разлаженность в поведении;

- негибкость в контактах;

- повышенная эмоциональная истощаемость.

Все это мешает полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром.

Таким образом, речь детей не обеспечивает в полной форме «коммуникативную»

функцию.

А

как

писала

Людмила

Михайловна

Шипицина:

«люди,

не

владеющие

вербальной речью, находятся в чрезвычайно зависимом положении. Они чаще всего

лишены

возможности

предъявить

свои

требования.

Опасно,

если

человек

к

этому

привыкнет. Ребенок, подросток, а затем и взрослый человек или превратиться в покорного,

послушного

человека,

не

способного

реализовать

ни

одного

из

своих

желаний,

не

верящего в себя, в свою ценность и значимость, или стать агрессивным – от того, что его

не понимают, что он лишен права принятия решений, права выбора».

Невербальные средства общения

Одним из способов развития «коммуникативной» функции у детей с ОВЗ являются

невербальные

средства

коммуникации.

Необходимо

обучать

детей

правильному

использованию имеющихся дословесных средств, появлению новых знаков, развитию их

функционального содержания. И обучение должно быть построено таким образом, чтобы

невербальные средства стали предпосылкой, а не препятствием к овладению словесными

средствами общения. Но есть такая категория детей, которые не овладеют словесными

средствами коммуникации, в таком случае использование невербальных средств общения

может стать обходным путем в организации и успешной социализации детей.

К невербальным средствам общения относятся:

- жесты;

- мимика;

- система символов (пиктограммы).

Человеческое общение осуществляется либо через произнесенное слово, а в случаи,

когда ребенок «безречевой», при помощи еще и мимики, жестов или с использованием

картинок символов.

Жесты и мимика могут показать и выразить какое то эмоциональное состояние

человека, но также они могут нести в себе и другую информацию. Поэтому они бывают

разные:

- условные;

- указывающие;

- подчеркивающие;

- показывающие;

- эмоциональные.

Одной

из

задач

обучения

«безречевых»

детей

научиться

пользоваться

системой

жестов и мимикой в повседневной жизни. Начиная от самой доступной формы выражать

свои потребности, например, знак согласия и отрицания. Естественная жестикуляция

может помочь данной категории детей в трудной ситуации или для выражения своих

потребностей, желаний или просьбы.

Для большинства лиц с умеренными или тяжелыми нарушениями в развитии в

качестве средства общения может быть использована система пиктограмм.

Пиктограмма – знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов,

явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. Принцип пиктограмм

широко применяется в нашем современном мире:

- международные знаки и символы, обозначающие виды спорта, а также дорожные

знаки;

- для обозначения опасных веществ и предметов;

- условные обозначения на ярлыках одежды и текстильных изделиях;

- система пиктограмм и символов на вокзалах или в аэропорту;

- на упаковке товаров;

- в системе знаков программ компьютера и тд.

Иными словами, чтобы ребенку было легче социализироваться в обществе, мы должны их

познакомить с основными и необходимыми для него пиктограммами и символами, а для

детей «безречевых» - это может стать также одним из способов общения с окружающими

людьми.

Таким образом, пиктограммы могут использоваться в таких качествах:

- как средство временного общения, для сохранения у ребенка мотивации и желания

общаться;

- как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить в будущем;

-

как

средство,

облегчающее

развитие

общения,

речи,

когнитивных

функций

(символизации, формировании элементарных представлений и понятий);

- как подготовительный этап к усвоению письма и чтения у детей с проблемами в

развитии (схема слова, схема предложения);

-

как

средство

развития

и

коррекции

высших

психических

функций

(память,

внимание, мышлении).

Использование пиктограмм для развития ребёнка используются довольно давно.

Впервые

метод

пиктограмм

был

разработан Д. Б. Элькониным,

Л. А. Венгером,

Н. А. Ветлугиной,

Н. Н. Поддьяковым.

Данный

метод

использовали

Д.Б

Эльконин

и Л. Е. Журова

для

обучения

дошкольников

грамоте,

т. е.

использование

наглядных

моделей для определения звукового состава слова, схемы слова и схемы предложения.

Пиктограммы к рассказам и сказкам способствуют развитию связной речи у детей. Дети

не только слышат свою или обращённую к ним речь, но имеют возможность её видеть.

Пиктограмма — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов,

явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. Пиктограммы «схемы

слова» помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, посчитать, сколько и каких

звуков в слове, где стоит звук (в начале, в середине или в конце), схемы предложения —

определять

количество

слов,

развивает

интерес

к общению,

совершенствует

речемыслительную

деятельность,

овладевает

операциями

анализа

и синтеза.

При

использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только

слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». При

составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова

не механически, а в процессе активного использования. Пиктограммы помогают ребенку

разобраться

в последовательности

событий

и выстроить

канву

последующего

рассказывания. Использование моделей (пиктограмм) лучше начинать со знакомых сказок:

«Колобок»,

«Машенька

и медведь»,

«Репка»

и т. д.

со

временем

дети

захотят

самостоятельно

смоделировать

понравившееся

произведение.

Использование

символической

аналогии

облегчает

и ускоряет

процесс

запоминания

и усвоения

материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти

гласит: “Когда учишь — записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”.

Применяя пиктограммы, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные

знания

Этапы обучения работе с пиктограммами

Используемая методика Л.Б Баряевой предполагает следующие этапы обучения ребенка

работе с пиктограммами.

1.Ознакомление ребенка со знаком- символом и уточнение его понимания:

- идентификация символа.

Взрослый последовательно демонстрирует ребенку пиктограммы, предлагает опознать их

и соотнести с реальным предметом или с его реалистичным изображением н картинке;

- выбор нужной пиктограммы из ряда других. Из нескольких пиктограмм ребенок должен

узнать и показать ту, которую назвал взрослый;

- выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других;

- выбор такой же пиктограммы среди определенного множества других;

- конструирование фразы с помощью пиктограмм.

Взрослый

предлагает

ребенку

рассмотреть

пиктограммы

с

изображением

объекта

действия, процесса действия, необходимого для этого предмета, и т.п., и произносит фразу

соответствующую этим изображениям. Ребенок выбирает и показывает пиктограммы в

той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза;

- выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той,

к о т о р у ю

н а з в а л

в з р о с л ы й .

2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функций:

- составить из пиктограмм пару.

Первый

вариант:

взрослый

предлагает

ребенку

соединить

стрелкой

пиктограмму,

изображающую

предмет,

с

пиктограммой,

отражающей

действие,

которое

можно

производить с этим предметом. Например, кукла – играть, яблоко – есть.

Второй вариант: взрослый показывает ребенку пиктограмму с изображением действия и

просит его соединить стрелкой эту пиктограмму с пиктограммой, на которой нарисован

соответствующий предмет (например, слушать – уши, пить – вода);

- среди определенного множества пиктограмм выбрать только те, которые относятся к

одной тематической группе (например, к группе одежды);

- найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив стрелкой соответствующие

друг другу. (например, уши – смотреть, глаза – слушать);

- найти и исправить ошибку во фразе.

Взрослый

показывает

ребенку

пиктографическое

изображение

фразы,

содержащей

ошибку, и предлагает ему из нескольких пиктограмм выбрать нужную, чтобы исправить

эту ошибку.

3.

Последовательность

логического

конструирования

фразы

путем

самостоятельного

выбора необходимого символа:

- дополнить фразу нужной пиктограммой, выбрав ее из серии других;

- составить из пиктограмм произнесенную взрослым фразу;

- составить фразу из пиктограмм, соединив их между собой по смыслу стрелками;

-подобрать группу пиктограмм по заданному признаку;

- составить логические цепочки.

Вся система пиктограмм можно поделить на следующие разделы:

- Я - ребенок;

- Ребенок и явления природы;

- Ребенок в семье;

- Ребенок и мир животных;

- Ребенок и его игрушки;

- Ребенок и мир растений;

- Ребенок и его дом;

- Ребенок в школе.

Каждая серия состоит из системы символов, изображающими предметы, действия с

предметами, признаками предметов.

Таким

образом,

содержание

каждой

серии

обеспечивает

ребенку

возможность

вступать в общение дома, в детском саду, классе, разнообразных ситуациях повседневной

жизни.

В ходе работы пиктограммы размещаются в отдельные коммуникативные таблицы, в

коммуникативные тетради. С пиктограммами знакомятся все учащиеся, независимого от

того, могут они говорить или нет, так как очень важно, чтобы не только педагог общался с

«неговорящим» ребенком, но и другие ученики.

Коммуникативные карточки, таблицы или тетради составляются индивидуально для

каждого

ученика,

нуждающихся

в

них.

Количество

используемых

символов

может

увеличиваться

по

мере

усвоения

их

значений,

причем

этот

круг

расширяется

в

направлении от символов, обозначающих жизненно необходимые понятия (туалет, пить,

больно, плохо, холодно), к символам самых разнообразных вещей, входящих в круг

интересов ребенка или подростка.

Данную работу можно использовать для коррекционно-педагогической работы с

«неговорящими» детьми, детьми, имеющими речевое недоразвитие, детьми с нарушением

эмоционально-волевой сферы, испытывающими коммуникативные трудности, детьми с

выраженными нарушениям интеллектуальной деятельности.

Заключение

Таким образом, использование невербальных средств коммуникаций и обучение им

детей с ОВЗ:

- вызывает у ребенка желание пользоваться речью;

- уточнять и пополнять пассивный и активный словарь;

- по возможности вводит в обиходный словарь хотя бы лепетные варианты названий

предметов, наиболее распространенных глаголов, название основных цветов и признаков;

-

создает

базу

для

дальнейшего

развития

речи

и

познавательной

деятельности

ребенка;

-

развивает

высшие

психические

функции,

что

положительно

сказывается

на

результативности коррекционной работы;

А так же в ряде случаев компенсирует у «неговорящих» детей отсутствие полной

речевой активности.

В итоге все это поможет детям с ОВЗ реализовать личные устремления, желания,

занять активную жизненную позицию в сообществе людей, овладеть полезными умениями

и навыками для успешной социализации в современном обществе

Список источников информации

1

.

.

Баряева

Л.Б.,

Логинова

Е.Т.,

Лопатина

Л.В.

Я

говорю!

Упражнения

с

пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2007.

2. Верещагина Н.В. Дифференциальная диагностика «безречевых» детей раннего

возраста. / Н.В. Верещагина // Дошкольная педагогика.- 2010

3. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с «безречевыми» детьми / С.-Петербург:

Союз, 2011.-165 с.

4.

Расторгуева Н. И. Использование

пиктограмм

для

развития

навыков

словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед. 2002, № 2, с. 50–53.

5. Степина О.С. Педагогическая технология формирования коммуникативных умений

младших

школьников

с

задержкой

психического

развития

на

основе

учебного

взаимодействия: Дисс. канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2009.-170 с.

6. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием

р е ч и

в у с л о в и я х

с п е ц и а л ь н о г о

д е т с к о г о

с а д а . / /

М . ,

1 9 9 1 .

7. Шипицина Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой

умственной отсталостью: Пособие для учителей / С.-Петербург: Союз, 2003.-336 с.

Коммуникативная доска

Использование пиктограмм для обозначения режимных моментов

Круг приветствия



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники