Развлечение для старших дошкольников "Хозяюшка встречает гостей"
Автор: Савельева Любовь Фёдоровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 149 Населённый пункт: город Кемерово Наименование материала: конспект Тема: Развлечение для старших дошкольников "Хозяюшка встречает гостей" Раздел: дошкольное образование
Задачи:
Продолжать знакомить детей с особенностями быта, русской избой, русской
печью. Обогащать словарь детей. Вызвать интерес к русской культуре,
положительные эмоции.
Предварительная работа:
Знакомство с предметами быта: ухват, кочерга, прялка, веник, лапти.
Дети сидят на ковре в кругу, воспитатель предлагает детям закрыть глаза, и
представить, будто они перенеслись в прошлое на много лет назад.
Звучит музыка.
Дети открывают глаза, воспитатель в русском костюме предлагает пройти в
«русскую избу».
Детей встречает девочка - Хозяюшка: Проходите, гости дорогие, рады
видеть вас! Для дорогого гостя, и ворота настежь! (берёт каравай) Дорогих
гостей встречаем круглым пышным караваем. Каравай мы вам подносим,
поклоняясь, отведать просим.
Дети пробуют каравай
Ребенок: Хозяюшка в дому - что оладушек в меду!
Хозяюшка: Хорошему гостю хозяин рад!
Ребенок: Хозяюшка весела – так и гости радостны
Хозяюшка: Рассаживайтесь поудобнее, о том, о сём поговорим
Ребенок: Много гостей, много новостей
Дети рассаживаются.
Воспитатель: Русь деревянная – края дорогие.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют…
Дети, а почему Русь называют деревянной? (ответы детей)
Сколько народных умельцев было на Руси! Из обычного полена могли
вырезать вот такую ложку или шкатулку, или же игрушку – забаву
(показывает детям).
О труде этих мастеров сложено много пословиц и поговорок, послушайте:
Каков мастер, такова и работа. К большому терпенью придет и уменье.
А как вы думаете, почему так говорят? (ответы детей)
А какие пословицы о труде знаете вы?
Дети: Любишь кататься, люби и саночки возить.
Без труда не выловишь рыбку из труда.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Делу время, потехе час.
Кто труда не боится, того и лень сторонится.
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
Воспитатель: Очень хорошие и правильные пословицы. Вырастайте
здоровыми, сильными и трудолюбивыми. Ну что ж, хозяюшка, а мы для тебя
подарки приготовили. Только сначала надо отгадать загадки.
1 ребенок: Кто в избе рогат?
2 ребенок: Бычок рогат, в руках зажат
3 ребенок: Еду хватает, а сам голодает (ухват).
(дети отдают ухват хозяюшке)
4 ребенок: Черный конь скачет в огонь.
5 ребенок: Кривая собачка в печку глядит (кочерга).
(дети отдают кочергу хозяюшке)
6 ребенок: Он по горнице гуляет, пыль и мусор собирает.
7 ребенок: Сорок братцев вместе живут, мусор метут (веник).
(дети отдают веник хозяюшке)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете что в избе самое главное? Конечно это
печь. Затрещат морозы на дворе, ветер в трубе гудит, а у печке тепло и уютно.
Русская печь существует около четырех тысяч лет. В русской печи готовили
пищу, сушили продукты и одежду, раньше даже мылись.
Не зря в старину говорили: «Печь - наша мать родная», «У печи все красно
лето». Зимой в морозы даже кур в печи держали.
Ребята, а какие загадки о печке знаете вы?
Дети: 1.Шуба в избе, рукав на улице.
2.Стоит изба из кирпича
То холодна, то горяча
Накормишь - живет,
Напоишь – умрет.
3. Мать – толста,
Дочь – красна,
Сын бес – долетел до небес.
4. Толстая Федора,
Наедается не скоро
Но зато, когда сыта –
От Федоры теплота.
Воспитатель: В старину темными, зимними вечерами собирались люди в
большой избе, пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили
шутки-прибаутки и работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти. Такие
вечера называли посиделками. Посмотрите и скажите какие предметы вы
видите в избе, которые могли бы быть сделаны на таких посиделках?
(дети показывают вышитые полотенца, тканые коврики, лапти, вязанные
изделия).
Ну, что ж, разговорами кашу не сваришь. Сделал дело – гуляй смело!
Ребенок: Эх, возьму я в руки балалайку, да потешу я свою хозяйку!
(дети исполняют частушки)
Как по саду – огороду
Любит козочка гулять
После этого похода
Урожая не собрать!
Я сидела на печи,
Сторожила калачи.
А за печкой мышки
Сторожили пышки.
Петушок, петушок.
Запевай частушки,
Ты горланишь хорошо,
Подпоют несушки.
Тень-брень-дребедень!
Выступал бы целый день!
Мне учится неохота,
А частушки петь не лень!
Воспитатель: (обращается к балалаечнику) Эй, а где же брат Иван?
Ребенок: В горнице!
Воспитатель : А что он там делает?
Ребенок: Да помогает Петру.
Воспитатель: А Петр что делает?
Ребенок: Да на печи лежит.
Хозяюшка: Не колода- лодырь, не пень, лежит целый день.
Ребенок: Не жнет, не косит, а обедать просит.
Все дети: Тит, иди молотить! (ребенку лежащему на печи)
Тит: Живот болит.
Все дети: Тит, иди кашу есть!
Тит: А где моя большая ложка?
Хозяюшка: Люди работают – ты отдыхаешь,
Все пошли обедать – ты обгоняешь!
Ребенок: Да ты и не работал!
Тит: Я уже выспался, кушать охота.
Хозяюшка: Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
Тит: Буду работать, буду трудиться.
Воспитатель: Будем все вместе тогда веселиться!
(все танцуют под веселую народную мелодию)