адаптированная программа факультатива "Познай себя" 5 класс
Автор: Воронина Татьяна Михайловна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБОУ Бажирская ООШ Населённый пункт: с.Бажир, Иркутской области Наименование материала: рабочая программа Тема: адаптированная программа факультатива "Познай себя" 5 класс Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бажирская основная общеобразовательная школа
Согласовано:
Зам.директора по УВР
Терещенко Н.В.___________
Утверждаю:
Директор МБОУ Бажирская
основная общеобразовательная школа
Чепурин В.Л._________________
Адаптированная рабочая программа
факультатива «Познай себя»
для 5 класса
на 2015-2016 учебный год.
Количество часов в неделю: 1 час.
Составлена педагогом-психологом
Ворониной Татьяной Михайловной
Составлена на основе программы
социально-психологического тренинга
«Саморазвитие личности» Л.Ф.Анн. –
СПб.: Питер, 2005г
Прошла экспертизу на заседании методического объединения
учителей естественнонаучного цикла
Протокол№ ___1___от «__»________20__г.
Председатель МО ___________________Егель А.Н.
Пояснительная записка
1
С переходом на ФГОС основного общего образования особое значение придается созданиюусловий для успешной
социально-психологической адаптации пятиклассника к новой социальной ситуации. Главное – создание в рамках
образовательной среды психологических условий успешной адаптации.
Преподавание курса психологии в общеобразовательных учреждениях представляется актуальной и важной задачей
образования,
получившего
социальный
заказ
на
подготовку
подрастающего
поколения
к
жизни
в
правовом
демократическом государстве. Именно личностные, психологические факторы выступают на первый план в работе над
этой важной задачей. Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного
достоинства,
способность
к
рефлексии
и
самосовершенствованию,
понимание
интересов,
мотивов,
чувств
и
потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими, уважая их права, и отстаивать свои
права
конструктивным
способом
—
все
это
относится
к
необходимым
компонентам
личности
гражданина
демократического общества. Цель преподавания психологии школе это овладение каждым школьником элементарной
психологической культурой, которая является частью общей культуры и обеспечивает ему полноправное вступление в
самостоятельную жизнь, развитие готовности к полноценному взаимодействию с миром.
Ранний подростковый возраст – важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток уже не
ребенок, но еще и не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, осваивает различные социальные требования
и роли.
В связи с этим был разработан курс факультативных занятий по психологии для учащихся пятых классов «Познай
себя»
Цель:
Познание младшим подростком своих возможностей, внутренних качеств, постичь смысл своего предназначения.
Задачи:
•
Развитие собственного чувства достоинства и умение уважать достоинства других;
•
Развитие способности к самоанализу;
2
•
Развитие социальной восприимчивости;
•
Развитие коммуникативных навыков;
•
Формирование поведенческих навыков и умений эффективного выхода из сложных ситуаций.
Общая характеристика учебного предмета :
Данный курс занятий направлен на изучение внутреннего мира, мыслей, чувств, причин поведения младшего
подростка. Почему одни люди относятся к нему хорошо, доброжелательно, а другие враждебно? Как избежать ссор со
своими товарищами, друзьями, родственниками? Как справляться с домашними заданиями? Как стать умным и сильным,
смелым, чтобы все ценили и уважали?
Ответы на эти вопросы можно получить ответ, изучив курс занятий факультатива по психологии «Познай себя».
Место предмета в учебном плане:
Составлена на основе программы социально-психологического тренинга «Саморазвитие личности» Л.Ф.Анн и на
базе авторских разработок Г.К. Селевко «Познай себя».
Данная программа ориентирована на 34 часов в год, из расчета 1 учебный час в неделю.
Личностные результаты освоения учебного предмета:
•
— формирование ответственного отношения к обучению;
•
— формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
•
— формирование осознанных навыков поведения в обществе;
•
— осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
•
— формирование основ конструктивного взаимодействия.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета:
Учащиеся должны уметь:
•
— работать в соответствии с поставленной задачей;
•
— составлять простой и сложный план текста;
3
•
— участвовать в совместной деятельности;
•
— узнавать изучаемые объекты на таблицах, в жизни.
Предметные результаты освоения учебного предмета:
В результате освоения программы факультатива обучающийся должен знать:
•
- взаимосвязь общения и деятельности;
•
- способы отработки навыков внимательного отношения друг к другу;
•
- способы анализа собственных достоинств и недостатков;
•
- способы мотивации на работу с собственными недостатками;
•
- способы организации своего времени;
•
- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
•
- этические принципы общения.
Содержание учебного курса:
В структуре каждого занятия выделяются смысловые блоки:
1.
Ритуал приветствия.
Целью проведения ритуала приветствия является настрой на работу, сплочение группы, создание группового доверия.
2.
Объяснение темы занятий.
3.
Работа по теме занятий.
Основное содержание занятий представляет собой
совокупность психотехнических упражнений, приемов, которые
подбираются в соответствии с задачами, сформированными для работы над каждой темой.
4.
Подведение итогов занятий.
Оно предполагает формулирование основных результатов, достигнутых на уроке, подчеркивание вклада всех
участников урока в общий результат. Создание мотивации на работу по следующей теме.
5.
Ритуал завершения занятий.
4
Основные разделы курса:
1.
«Я – концепция» подростка.
Определение своей «Я-концепции», реального и идеального Я.
2. Подросток и окружающие его люди.
Определение своей жизненной роли.
3 Подросток и окружающий мир.
Развитие возможностей полноценного восприятия мира.
В работе используются следующие методические приемы (виды деятельности):
•
элементы тренинга
•
Арт-терапия
•
Релаксационные упражнения, обращение к личному опыту учащихся
•
тестирование, ситуативно-ролевые, деловые, развивающие игры, рефлексия урока,
•
контроль «уровня достижений»,
Такая форма работы ориентирована на обращение к тем проблемам, которые могут быть важными для них в силу
их возрастных особенностей.
Тематическое планирование:
5
№
урока
Модули, темы
урока
Кол
часов
Формы
организации
учебной
деятельности
Элементы содержания
Универсальные учебные действия
(УУД)
Раздел 1. Я-концепция подростка ( 8 часов)
1
Вводное занятие
1
Групповая и
индивидуальная
работа
Беседа
Притча, Разминка «Друг к
дружке»,
Упражнения «Теремок»,
«Пожелания друга»
обсуждение вопросов
Р Ориентируются на образец и правило выполнения
действия
П Учатся наблюдать и осознавать происходящие в
самом себе изменения
К адекватно воспринимают позиции других, отличные
от своих
Л Проявляют сопереживание к другим людям
2
Какой Я?
1
Групповая и
индивидуальная
работа
Релаксация
Тестирование
Анкета «Оцени свои знания
о себе»
Упражнение «Знакомство с
самим собой»
Релаксация «Вальс цветов»
Р Овладевают навыками самоконтроля в общении со
сверстниками
П Умеют распознавать и описывать свои чувства и
чувства других людей.
К Доверительно и открыто говорят о себе и своих
чувствах
Л Умеют налаживать контакты с окружающими
3
Образ моего Я
1
Индивидуальная
работа, сочинение
Упражнение «Моё
многогранное Я»
Проективное сочинение
«Опиши себя»
Р Ориентируются на образец и правило выполнения
действия
П Умеют распознавать и описывать свои чувства,
учатся находить положительные качества у себя
К Умеют полно и точно выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации,
обосновывать своё мнение
Л Ориентируются на понимание чувств других людей
4
Я –реальное, Я-
идеальное
1
Групповая и
индивидуальная
работа
Проективный рисунок
Упражнения «зеркало» , «Я-
физическое»
Рисование на тему «Я-
реальный, Я-идеальный»
Р Овладевают навыками самоконтроля в общении со
сверстниками и взрослыми
П Моделируют различные ситуации
К Учатся доверительно и открыто говорить о своих
чувствах
Л Проявляют сопереживание к другим людям
6
5
Каков я на самом деле?
1
Групповая и
индивидуальная
работа
тестирование
Разминка «Ты похож на…»,
Тест на самоопределение
Упражнение «Принятие
себя»
Р Самостоятельно оценивают правильность
выполнения действия и вносить коррективы
П Делают выводы в результате совместной работы в
группе
К Учатся грамотно задавать вопросы и участвовать в
диалоге
Л закрепление навыков самоанализа
6
Каков я
на
самом
деле?
1
Группов
ая и
индивид
уальная
работа
Практик
ум
Разминка «ни кто не
знает»
Упражнения: «Какой я
человек?»
«Все-некоторые-
только я»
«Какие мы?»
Р Оценивают степень
достижения цели,
регулировать свое поведение
П Делают выводы в
результате совместной
работы в группе
К Владеют способами
управления поведением
партнера: контролировать,
оценивать его действия
Л Умеют налаживать
контакты с окружающими
7-8
Кто я?
2
Групповая и
индивидуальная
работа, работа с
текстом, элементы
тренинга
Разминка «Превращение»
Упражнение «Кто я?»
Притча «Ворона и павлин»
Упражнения: «Приятно
сказать», «Я»
Р Строят речевое высказывание в устной форме
П Учатся находить положительные качества у себя и у
других людей
К Учатся позитивно проявлять себя в общении
Л Ориентируются на принятие достоинств и
недостатков своих и других людей
Раздел 2. Подросток и окружающие люди ( 6 часов)
9
Уверенное,
неуверенное и грубое
поведение
1
Групповая работа
Упражнение «Уверенные,
неуверенные и грубые
ответы»
«правила поведения на
занятии»
Ритуал принятия правил
Р Овладевают навыками самоконтроля в общении со
сверстниками
П Умеют распознавать и описывать свои чувства и
чувства других людей.
К Доверительно и открыто говорят о себе и своих
чувствах
Л Умеют налаживать контакты с окружающими
10
Мой дневник. Что я
1
Групповая и
Упражнения «Футболка с
Р Овладевают навыками самоконтроля в общении со
7
хочу рассказать другим
о себе. Невербальные
формы поведения
индивидуальная
работа, элементы
тренинга
надписью»,
«Сила слова»,
«Зеркало».
сверстниками
П Умеют распознавать и описывать свои чувства и
чувства других людей.
К Доверительно и открыто говорят о себе и своих
чувствах
Л Умеют налаживать контакты с окружающими
11-12
Как наша уверенность
и неуверенность
зависят от других
людей. Мы очень
разные и этим
интересны друг другу.
Чувство собственного
достоинства.
2
Индивидуальная и
групповая работа,
обратная связь
Упражнение «Хвалить или
ругать?»
«я не такой как все и все мы
разные»
тема для обсуждения: Что
еще важно для того, чтобы
иметь чувство собственного
достоинства»
«мой портрет в лучах
солнца» - д.з
Упр. «Скульптура»
Р Овладевают навыками самоконтроля в общении со
сверстниками
П Умеют распознавать и описывать свои чувства и
чувства других людей.
К Доверительно и открыто говорят о себе и своих
чувствах
Л Умеют налаживать контакты с окружающими
13-14
«Моя жизненная
роль»
2
Групповая и
индивидуальная
работа, элементы
тренинга, приемы
АРТ-терапии
Упр. «Круг моих связей и
отношений с окружающими»
«Что в имени тебе моем?»
Игра «Комплимент»
Упр. «Я в различных
жизненных ролях»
Ситуация- проба
«Разберитесь в людях»
Рис. «Метафорический
портрет»
Р Самостоятельно оценивают правильность
выполнения действия и вносить коррективы
П Делают выводы в результате совместной работы в
группе
К Доверительно и открыто говорят о себе
Л закрепление навыков самоанализа
Раздел 3. Подросток и окружающий мир ( 18 часов)
15
Я – личность
1
Элементы тренинга,
индивидуальная
работа
Игра «Зеркало»
Определение «Личность»
Упр. «Что такое хорошо и
что такое плохо?»
Ситуация-проба «Какие
Р Самостоятельно оценивают правильность
выполнения действия и вносить коррективы
П Делают выводы в результате своей работы в группе
К Доверительно и открыто говорят о себе
Л. Учатся позитивной и осознанной самооценке
8
качества важнее»
самопринятию
16
Самооценка
1
Групповая и
индивидуальная
работа, элементы
тренинга, приемы
АРТ-терапии
Определение; завышенная,
заниженная и адекватная
самооценка;
Упр. «самооценка своих
представлений о себе»
Рис «Правая и
левая рука»
Р Строят речевое высказывание в устной форме
П Учатся находить положительные качества у себя
К Учатся позитивно проявлять себя в общении
Л. Учатся позитивной и осознанной самооценке
самопринятию,
17
Органы чувств и их
помощь в жизни и
деятельности
человека
1
Групповая и
индивидуальная
работа, элементы
тренинга, приемы
АРТ-терапии
Ощущения: Игра
«Загадочный сверток»
Восприятие Упр. «Иллюзии
восприятия» , «Я –
воспринимающее» рис.
«Нарисуйте музыку»
Р. Самостоятельно оценивают правильность
выполнения действия и вносить коррективы
П.
Овладевают основами оптимистического
восприятия мира.
К Учатся позитивно проявлять себя в общении
Л. Учатся позитивной и осознанной самооценке
самопринятию,
18
Эмоции
1
Групповая и
индивидуальная
работа
Релаксация
Тестирование
Эмоции, чувства Тест
«Уровень тревожности»Упр.
«Эмоции в мимике»
Рекомендации по
управлению эмоциями и
чувствами.
Р Самостоятельно оценивают правильность
выполнения действия
П. У
чатся наблюдать и делать самостоятельные
выводы
К Учатся грамотно задавать вопросы и участвовать в
диалоге
Л закрепление навыков самоанализа
19
Темперамент
1
Групповая и
индивидуальная
работа
Тестирование
Типы темперамента Тест
Р Самостоятельно оценивают правильность
выполнения действия
П Делают выводы в результате работы в группе
К Учатся грамотно задавать вопросы и участвовать в
диалоге
Л Закрепление навыков самоанализа
20
Мои права и права
других людей
1
Индивидуальная
работа, беседа,
элементы тренинга
Упр. «Мои права»
Р Самостоятельно оценивают правильность
выполнения действия
П . самостоятельно извлекают информацию из
разных источников
К . учатся оформлять свои мысли в устной и
9
письменной форме
Л . Учатся принимать решения с учетом нескольких
моральных норм
21-22
Просьба.
2
Групповая и
индивидуальная
работа, элементы
тренинга, обращение к
личному опыту
Упр. «Пирог с начинкой»,
«Чемпионат», «Интервью»,
«Просить - отказать - мне
отказывают» , неоконченные
предложения «Кто Я?»
Р Определяют и формулируют цель деятельности с
помощью учителя
П Моделируют ситуации с помощью учителя
К
учатся оформлять свои мысли в устной форме
Л Проявляют заботу о человеке при групповом
взаимодействии
23-24
В своих глазах и в
глазах других людей
2
Групповая и
индивидуальная
работа, элементы
тренинга
Упр. «Волшебный ящик» ,
игра в мяч, «Ассоциация»,
неоконченные предложения
« Я глазами других»,
«футболка с надписью»
Р Строят речевое высказывание в устной форме
П Учатся находить положительные качества у себя
К Учатся позитивно проявлять себя в общении
Л. Учатся позитивной и осознанной самооценке
самопринятию,
25-27
Другие люди и я.
Обиды.
3
Элементы тренинга,
обращение к личному
опыту, беседа
Упр «Послание самому
себе», «Детские обиды»,
неоконченные предложения
«Я обижаюсь, когда…», «Как
выразить обиду и досаду»,
«Копилка обид»,
обсуждение: что делать с
текущими обидами, как
относиться к обидчику,
прощение обиды.
Р Овладевают навыками самоконтроля в общении со
сверстниками
П Умеют распознавать и описывать свои чувства и
чувства других людей.
К Доверительно и открыто говорят о себе и своих
чувствах
Л Умеют налаживать контакты с окружающими
28
Как справиться с
раздражением,
плохим настроением
1
Групповая и
индивидуальная
работа
Релаксация
Упр.»Футболка с надписью»,
«5 ситуаций», «Аукцион»,
«Вверх по радуге»,
«Представь что ты
чувствуешь, когда…»
Р Овладевают навыками самоконтроля в общении со
сверстниками
П. У
чатся наблюдать и делать самостоятельные
выводы
К. У
чатся оформлять свои мысли в устной форме
Л. Проявляют заботу о человеке при групповом
взаимодействии
29
Настроение – окей!
1
Групповая и
индивидуальная
работа
Работа с текстом, Упр. «Что
может повлиять на мое
настроение», «Настроение
Р Овладевают навыками самоконтроля
П. У
чатся наблюдать и делать самостоятельные
выводы
10
Релаксация
деревни», работа с
картинами «три
настроения», «Успокой
приятеля»
К. У
чатся оформлять свои мысли в устной форме
Л Проявляют заботу о человеке при групповом
взаимодействии
30
Чувства, желания,
настроения
1
Групповая работа,
элементы тренинга
Упр. «Стоп! Подумай!
Действуй!», «Неоконченные
предложения»
Р Самостоятельно оценивают правильность
выполнения действия и вносить коррективы
П. У
чатся наблюдать и делать самостоятельные
выводы
К. У
чатся оформлять свои мысли в устной форме
Л. Овладевают навыками принятия решения с
учетом моральных и этических норм
31-32
Победи своего
дракона!
2
Приемы АРТ-терапии,
элементы тренинга ,
групповая и
индивидуальная
работа
Коллаж, написание истории по
картам Проппа.,
«Телеграммы»
«Моя вселенная» «Контракт с
самим собой»
Р Самостоятельно оценивают правильность
выполнения действия
П. У
чатся наблюдать и делать самостоятельные
выводы
К Учатся конструктивно участвовать в диалоге
Л закрепление навыков самоанализа
Итоговое занятие (2 часа)
33-34
Перед дальней
дорогой
2
Элементы тренинга,
групповая работа
Упр. «Заколдованные»,
«Чемодан», «Необитаемый
остров»
Р Овладевают навыками самоконтроля
П. У
чатся делать самостоятельные выводы
К. У
чатся оформлять свои мысли в устной форме,
сотрудничать при решении проблемной задачи
Л Проявляют заботу о человеке при групповом
взаимодействии
Материально-техническое оснащение и оборудование.
11
Занятия проходят в учебном классе. Для реализации программы необходимо следующее оборудование:
•
компьютер с мультимедийным устройством,
•
принадлежности для рисования: краски, кисти, баночки для воды, цветные и простые карандаши, фломастеры,
маркеры, ластик, бумага формата А4, А2, А1;
•
клей, степлер, скотч-лента, ножницы,
•
кнопки или магниты для крепления продуктов на доске,
•
мячик;
•
тетрадь для занятий, ручки для каждого участника;
•
заготовленные задания.
Планируемые результаты:
•
Приобретение школьником социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия;
•
Овладение способами самопознания и релаксации;
•
Получение подростком опыта переживания базовых ценностей общества;
•
Позитивное отношение к этим ценностям;
•
Получение опыта выхода из сложных жизненных ситуаций.
12
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
•
применять техники и приемы эффективного общения,
•
использовать приемы саморегуляции поведения и самоанализа.
•
адекватно оценивать себя, свои способности и возможности;
•
регулировать свои психические состояния;
•
демонстрировать навыки уверенного поведения.
Используемая литература:
1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2005. – 271с.
13
2. Селевко Г.К., И.Н. Закатова, О.Г. Левина. Познай себя. - Москва, «Народное образование», 2009
3. Семенцова С.В. Психокоррекционная программа работы с подростками. Методические рекомендации. – Иркутск,
1998г.
4. Шурт С.М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. –
СПб.: Издательство «Речь», 2006.
14