Автор: Овчинникова Валентина Ивановна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 34 "Красная шапочка"
Населённый пункт: город Междуреченск, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие певческого дыхания у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Развитие певческого дыхания у детей старшего дошкольного возраста
Пение – это искусство и сфера, требующая тончайшего инструмента для
воплощения творческих задач. Этим инструментом является тело и голос поющего,
которые
в
результате
кропотливой
работы,
должны
стать
совершенными
и
выразительными.
Хорошо
поставленный
певческий
голос
создает
у
слушателя
впечатление
устойчивости звучания, спокойствия, не напряженности голосообразования, а сам
певец чувствует удобство, стабильность и легкость работы голосового аппарата. Ему
кажется, что голос плотно на что-то опирается. Это чувство позволяет ему хорошо
управлять голосом и долгое время избегать усталости. С потерей чувства опоры
голоса отмечается быстрая усталость в области гортани, звук «садится на горло».
С
певческим
дыханием
связано
понятие
певческой
опоры,
что
является
результатом правильной организации дыхания, звукообразования и резонирования
голоса. Опора обеспечивает наилучшие качества певческого звука, его энергичность,
собранность, упругость, точность, гибкость, полетность.
Опора – важнейшее ощущение в пении, благодаря которому певец спокойно и
свободно распоряжается своим голосом. Чувство опоры голоса возникает не сразу.
Только
по
мере
овладения
техникой
певческого
голосообразования
постепенно
начинают выявляться те ощущения, при которых голос имеет наилучшие качества.
Как
правило,
об
«опертости»
говорит
ученику
педагог,
который
фиксирует
его
внимание на ощущениях, сопровождающих опертое звучание голоса. Или, наоборот,
педагог
обращает
внимание
ребенка
на
то,
что
звук
у
него
неправильный.
Сопоставление этих указаний приводит к выводу о том, что называется пением «на
опоре». Постепенно термин «пение на опоре» становиться синонимом правильно
поставленного певческого голоса.
Итак, под чувством опоры голоса следует понимать своеобразное ощущение,
сопровождающее правильное певческое голосообразование, являющееся следствием
рациональной для певца координации в работе голосового аппарата. Чувство опоры
субъективно и воспринимается различными певцами по-разному. Одни считают, что
это
своеобразное
ощущение
как
бы
столба
воздуха,
поддерживаемого
снизу
мышцами живота и упирающегося в нёбный свод. Многие понимают под чувством
опоры
лишь
определенную
степень
напряжения
выдыхательной
мускулатуры,
подающей нужное воздушное давление голосовым связкам. Другие, понимают под
этим
упор
звука
в
передние
зубы
или
нёбный
свод,
создающий
удобство
и
стабильность
певческого
голосообразования.
Все
это
многообразие
ощущений,
может быть охвачено одной формулировкой, действительно отражающей сложное
чувство опоры звука.
Типы дыхания
В жизни люди используют смешанный тип дыхания, при котором участвуют и
грудная клетка, и диафрагма в разном их соотношении. В пении,
большинство
исполнителей, приспосабливаясь к особым задачам певческого голосообразования,
ищет наилучшей дыхательной поддержки.
Традиционно различаются следующие типы дыхания: ключичное, нижнее
грудное, нижнереберно-диафрагматическое, брюшное дыхание. Ключичное дыхание
- очень поверхностное, соответственно звук при пении плоский, сиплый. При этом
дыхании у человека поднимаются плечи, “вздергиваются” ключицы (это внешнее
проявление), а воздух входит только в верхушки легких, совершенно не раздвигая
грудную клетку. Такое дыхание не годится для пения. Поющий должен так брать
дыхание, чтобы “раскрывалась” грудная клетка, наполняясь воздухом, а плечи были
спокойными, спина прямой.
Наиболее
распространенный
тип
дыхания,
которым
дышат
большинство
певцов
–
нижнереберное-диафрагматическое
(смешанный
тип).
При
этом
типе
грудная клетка и диафрагма активно включены в работу, и потому при вдохе вместе с
расширением нижней части грудной клетки живот также подается вперед. Это
дыхание
может
осуществляться
с
преимущественным
включением
груди
(нижегрудное дыхание) или с большим участием живота. Когда в легкие поступает
воздух,
грудная
клетка
раздвигается
в
стороны
за
счет
ребер,
а
снизу
за
счет
диафрагмы.
Диафрагма - это самая большая мышца в организме, и нельзя переоценить ее
значение.
Например, медики часто называют диафрагму венозным сердцем, так
много она значит для кровообращения, она разделяет грудную и брюшную полости,
охраняя
сёрдце
и
легкие
от
случайных
повреждений,
например,
если
человек
встанет
на
голову.
Купол
диафрагмы
сокращается
и
опускается
под
давлением
увеличившихся легких. В свою очередь, сократившаяся диафрагма давит сверху на
содержание брюшной полости и поэтому живот выпячивается вперед – следствие
вдоха. Вот и получается при вдохе: ребра в стороны, а живот вперед.
Формирование навыков певческого дыхания
Вокальные упражнения для совершенствования певческого дыхания должны
быть очень простыми и в спокойном темпе. Петь их надо ровным по силе звуком. В
этой
работе
очень
важен
самоконтроль
слуховой
и
мышечный.
Простые
дыхательные упражнения можно чередовать с вокальными упражнениями, чтобы не
утратить четкость и свежесть ощущений.
Координация
дыхания
со
звуком
должна
вырабатываться
постепенно,
последовательно в одном направлении, что позволит выработать профессиональные
качества
громкости,
легкой
управляемости,
овладения
диапазоном
и
«неутомляемости» при длительном пении.
Во время пения дыхание у детей бывает вялое или форсированное. Вялое
дыхание - это неразвитые мышцы, недостаточный вдох, вялый выдох, поэтому и в
звуке
нет
опоры.
Форсированное
дыхание
связано
с
чрезмерной
активизацией
дыхательных
мышц,
вдох
шумный,
с
перебором
дыхания,
выдох
с
излишним
напором.
Шум
при
вдохе
этот
возникает
от
трения
проходящего
воздуха
о
недостаточно раздвинутые складки (связки) и от плохого раскрытия (расширения)
русла трахеи и бронхов. Шум и некрасив, и вреден для голосовых складок, и
вызывает
сухость.
Для
устранения
этого
недостатка
необходимо
постоянно
фиксировать
внимание
поющего
на
шуме,
сопровождающем
вдох.
Добиться
бесшумного вдоха помогает хороший зевок и глубокое, спокойное дыхание. Навыки,
полученные
в
этих
упражнениях,
закрепляются
простыми
вокальными
упражнениями, вернее переносятся в вокальные упражнения. Задачи
вокальных
упражнений и произведений на этом этапе обучения должны быть простыми, чтобы
внимание ученика могло охватить все возникающие перед ним задачи и трудности.
Овладение техникой дыхания поможет в пении выдыхать спокойной, плавной,
собранной струей, плотной и непрерывной, с хорошим напором, отчего и звук будет
ровным
и
звучным.
Постепенная
подача
воздуха
обеспечит
максимальное
превращение его в звуковые волны. Умение расходовать дыхание так, чтобы оно все
без
остатка
превращалось
в
звук,
определяет
мастерство
владения
певческим
выдохом. Экономичный и равномерный выдох необходим для исполнения плавных,
широко распевных мелодий. Пение в нижней части диапазона требует наибольшего
количества
воздуха.
При
исполнении
верхних
звуков
расходуется
наименьшее
количество дыхания. Усиление напора воздушного столба приводит к резкости и
«крикливости», а также становиться причиной завышения звука. При выполнении
быстрых
пассажей
и
технических,
подвижных
мелодий
дыхание
должно
быть
легким, но очень активным.
Правила организации певческого дыхания.
1. Стоять во время пения удобно на двух ногах. Обязательно держать корпус прямо,
а плечи развернутыми, голова должна быть в нормальном, свободном состоянии.
Эти условия необходимы для того, чтобы на все мышцы и мускулы тела поющего
была равномерная нагрузка, что достигается естественностью и активной свободой
тела.
2. Для детей дошкольного возраста дыхание лучше брать одновременно носом и
ртом или через нос с открытым ртом, это дает лучшее раскрытие гортани. Этот вид
дыхания
менее шумный. В паузах, по возможности, дышать носом, чтобы дать
слизистым, которые сохнут при дыхании ртом, увлажниться.
3. Дыхание не должно быть шумным, призвуки при взятии дыхания недопустимы.
4. Никогда не петь на полный желудок, так как он лишает диафрагму свободы и
подвижности, “подпирает” ее снизу. Надо, чтобы между плотной едой и занятиями
пением была пауза не меньше часа.
5. Брать полный объем воздуха (нижние ребра, диафрагма), но не перебирать, так
как
перебор
дыхания
может
дать
зажатие.
Все
должно
быть
естественно,
без
чрезмерностей.
6.
Не
выдыхать
до
конца
весь
воздух,
так
как
это
тоже
нарушает
свободу
и
естественность.
От
умения
расходовать
дыхание
зависит
красота
звука,
полноценность
художественного
воплощения,
долговечность
голоса.
Следует
с
самого
начала
обучения
усвоить
два
правила:
не
перебирать
при
вдохе,
не
“выжимать” при выдохе.
7.
Оканчивая
звук,
ребёнок
не
должен
выпускать
остаток
воздуха
быстрым
опусканием груди или расслаблять диафрагму, то есть должен сохранять “вокальную
форму’ тела в паузах между выдохом и новым вдохом, что гарантирует ровность и
звука.
8. Следить, чтобы пауза между вдохом и началом звука
была мгновенной, но
помните, что это мгновенная “задержка” дыхания чрезвычайно важна:
а) она организует выдох;
б) способствует тому, чтобы не было придыхания, которое сушит горло и мешает
точному интонированию и точной атаке звука;
в) препятствует тому, чтобы не вырывался воздуха (с призвуком Х)
г) устраняет потерю дыхания в начале фразы;
д)
мгновенная
задержка
перед
выдохом
-
это
момент
гото в н о с т и ,
скоординированности всех органов, объемов звукообразования.
9. Вдох производить не в последний момент, а чуть-чуть раньше.
10. Вдыхать по возможности незаметно для глаза и слуха слушателей.
11.
Дыхание
берется
в
паузах
или
в
тех
местах,
где
оно
не
противоречит
музыкальному или литературному тексту.
12. Не надо забывать, что дыхание - это еще и средство выразительности:
а) веселая музыка - легкое, быстрое дыхание; б) серьезная музыка - спокойное,
медленное дыхание.
Но в любом случае исполнитель не должен забывать, что дыхание - это фундамент
пения и не надо увлекаться сценической изобразительностью во вред певческому
дыханию, его объему, его рабочей активности.
13.
Уметь
пользоваться
любой
паузой,
чтобы
передохнуть,
снять
утомление,
возобновить активное полноценное дыхание.
Мастерство и умение приходит в результате длительной работы, а для этого
надо набраться терпения и настойчивости.
Формирование навыков основано на использовании дыхательных
упражнений,
которые
разогревают
мышцы
голосового
аппарата,
и
создают
своеобразную психологическую настройку всего организма:
1)
будят эмоциональную сферу;
2)
развивают творческую фантазию;
3)
налаживают
процесс
звукообразования
(координацию
мышц
голосового
аппарата);
4)
закрепляют условные рефлексы, вырабатываемые постоянными занятиями;
5)
собирают творческое внимание.
Комплекс дыхательных упражнений для детей
дошкольного возраста
На этом этапе обучения учащиеся должны научиться
брать дыхание перед
началом пения, между музыкальными фразами, не поднимать плечи, удерживать
дыхание до конца фразы, брать дыхание через рот и нос одновременно. В работе над
певческим дыханием применяется главным образом
указание: не «разрывать»
слово.
Систематический
показ
правильного
исполнения,
напоминание
помогают
детям
справиться
с
заданием.
Спокойный,
но
достаточно
активный
вдох,
с
последующей
мгновенной
задержкой
обеспечит
необходимые
условия
для
дальнейшего экономного, длительного выдоха, а значит и для напевного, льющегося
звука. Прерывистый, вялый звук – показатель неправильного дыхания.
1.
Доречевые
упражнения
(Приложение)
развивают
смешанное
дыхание,
дают первые представления о певческой позиции и резонаторах.
2.
Речевые
упражнения
(Приложение)
Свободно
звучащий
голос
необходимое
условие
любого
выступления,
обусловленное
психофизиологией
восприятия
речи,
а
также
психофизиологическим
состоянием
самого
выступающего.
Хорошо,
свободно
звучащий
голос,
по
существующему
закону
обратной зависимости тонизирует всю его нервную систему, придает уверенность,
вызывает творческое самочувствие.
Многие
рекомендуемые
упражнения
носят
игровой
характер,
которые
увлекают, втягивают в работу душевную сферу детей, вызывают положительные
эмоции, раскрепощают фонационные пути, помогают верно формировать свободное
звучание голоса.
Для того чтобы упражнения были эффективны, нужно избегать монотонности.
И с этой целью полезно использовать стихотворный материал для упражнений.
Целевая
установка
упражнений
-
это
точно
координированная
с
другими
отделами голосового аппарата подача дыхания, совокупность работы резонаторов на
всем диапазоне звучания голоса, сглаживание регистров. Подавать дыхание надо
плавно,
не
ослаблять
его
и
не
напирать,
чтобы
не
нарушить
найденной
координации. Главное научить детей экономному выдоху во время произношения
упражнений.
Комплекс дыхательных упражнений для детей
дошкольного возраста
Доречевые упражнения
Упражнение №1
Положить руки ладонями на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и глубоко
(до пупка) вдохнуть. Не поднимать плечи. Руками ощутить, как расходятся ребра под
напором входящего в грудь (в легкие) воздуха. Это означает, что взят приличный
объем воздуха. После этого сбросить дыхание, выдохнуть. Руки должны ощутить,
как опали ребра.
Упражнение №2 «Свечка»
Надо задуть воображаемую свечу. Положить ладони рук на ребра. Вдохнуть и
“подуть на свечу”. Природа замечательно координирует действия: воздух из легких
выходит постепенно, плавно, ребра не опадают мгновенно, а постепенно, по мере
выдувания. Диафрагма, как поршень в цилиндре, удерживает воздух, не давая ему
сразу “выплеснуться” на первых моментах выдоха. Такая же естественность выдоха
должна быть и в пении, когда взятый воздух, должен распределиться на всю фразу, а
не
сбрасываться
на
первых
ее
звуках.
Воздух
наполняет
легкие,
а
потом
направленным
потоком
посылается
наружу.
Это
упражнение
дает
хорошее
представление о дыхательном процессе в пении. Иногда его можно сделать среди
пения, чтобы проверить правильность своих ощущений. Обращаем внимание ещё
на один важный момент - между вдохом и моментом выдоха происходит секундная
задержка, перестройка с вдоха на выдох. Задержка, но не остановка. Эта
пауза
очень
важна.
Главное,
чтобы
эта
пауза
оставалась
такой
же
мгновенной
и
естественной, так же четко переключала вдох на выдох и в пении. Лицо в этот
момент не должно терять естественности, губы активные, но не зажаты, никаких
лишних усилий. Зеркало в этом большой помощник.
Для тренировки дыхания, контроля плавности и экономичности фонационного
выдоха
можно
поставить
перед
ртом
зажженную
свечу.
Если
пламя
останется
неподвижным
во
время
звучания,
значит,
дыхание
используется
совершенно
правильно.
Аналогичный
прием
–
использовать
вместо
свечи
–
перо,
которое
держится во время пения на расстоянии 20 см. ото рта.
А теперь ощущения, полученные при “задувании свечи” повторить со звуком.
Спеть на выдохе любой удобный звук, потянуть его, а руками в это, время “следить”
за “механизмом” выдоха. Проследить, чтобы при пении живот не зажимался, не
дергался.
Упражнение №3
Очень глубоко резко и быстро взять дыхание через нос. Следить, чтобы при этом
не
поднимались
плечи.
Резко,
активно
выдохнуть
через
рот.
Это
упражнение
активизирует дыхательный аппарат, устанавливает правильное состояние гортани и
языка. Это хороший массаж связок активной воздушной струей.
Упражнение №4
Активно
(через
рот)
взять
дыхание,
а
на
выдохе
говорите
слог
да-да-да...
Говорить, “ощущая” корни передних зубов, “щелочку” между двумя передними
зубами, через которую “идет ниточка звука”: Язык дробно ударяет по твердому небу
около корней верхних резцов. Нижняя челюсть свободная.
Все эти простые упражнения развивают смешанное дыхание, дают первые
представления о певческой позиции, резонаторах.
Прекрасные
результаты
на
развитие
певческого
дыхания,
оказывает
использование дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой.
Правила выполнения упражнений
6)
Вдох производится только носом. Вдох – шумный, резкий и короткий (как
хлопок в ладоши). Плечи при вдохе не приподнимать - они должны быть
свободны и расслаблены.
7)
Выдох осуществляется после каждого вдоха самостоятельно. Не нужно его
задерживать
и
выталкивать.
Выдох
производится
через
нос
или
рот
незаметно, неслышно. В момент выдоха нельзя поднимать небную занавеску,
посылать воздух в глубь тела, выпячивать живот, диафрагму.
8)
Вдох делается одновременно с движениями. В стрельниковской гимнастике
нет вдоха без движений, а движений без выдоха.
9)
Упражнения
следует
выполнять
не
слишком
медленно,
но
и
не
слишком
быстро, в темпоритме строевого шага.
10)
Счет в Стрельниковской гимнастике – только на 8, считать мысленно.
11)
Упражнения можно делать стоя, сидя и лежа.
12)
Упражнения
дыхательной
гимнастики
следует
выполнять
точно
и
регулярно, учитывая рекомендации и ограничения, касающиеся заболеваний.
Разминочное упражнение №1 «Ладошки»
Исходное положение: прямая стойка, руки согнуты в локтях и подняты кверху.
Ладони обращены от себя. Ладони рук находятся сразу над плечами и локти далеко
от туловища не отводятся.
Носом сделать короткий активный вдох, при этом ладони сжимаются, как будто что-
то
хватают.
Сделать
свободный,
легкий
выдох
через
нос
(можно
через
рот).
Одновременно разжать ладони. При выдохе ладони держать свободно, они должны
расслабиться.
Выдох
должен
быть
свободным
и
легким.
Воздух
не
нужно
задерживать в груди, и выталкивать с силой.
В начале тренировок может
быть легкое головокружение. Делать упражнение
«Ладошки» можно сидя. Скорее всего, не в порядке сосуды головного мозга.
Упражнение №2 «Погончики»
Исходное положение: встать прямо, руки слегка согнуты в локтях, кисти рук сжаты в
кулаки и прижаты спереди к поясу.
Носом сделать короткий, шумный вдох и при этом кулаками произведите сильный
толчок вниз, к полу, как бы стремясь сбросить с рук тяжесть. Одновременно с этим
движением кулаки нужно разжать. Во время вдоха плечи нужно напрячь, руки
вытянуть строго прямо вниз, пальцы широко расставить в стороны веером.
Выдыхая и возвращаясь в исходное положение, пальцы рук снова сжимаются в
кулаки и возвращаются к поясу. Выдох должен быть свободным и легким, его можно
делать как через нос, так и через рот. Главное — он должен быть пассивным. Если
выдох делается через рот, то не следует открывать его широко, а лишь слегка
разжать губы.
Упражнение №3 «Насос»
Исходное положение: встать прямо, ноги несколько шире плеч, руки опущены.
Слегка наклониться вперед. Плечи опущены, мышцы спины расслаблены, спина
принимает округлую форму. Голова опущена, мышцы шеи расслаблены, смотреть
вниз. В конце этого движения вниз (поклон) сделать короткий шумный вдох через
нос, как бы желая вдохнуть аромат цветущего у ног куста роз.
Приподняться, возвращаясь в исходное положение. Сделать свободный, пассивный
выдох через рот или через нос. Это упражнение нужно делать без напряжения,
легко, не прилагая особых усилий.
Запрещается
наклоняться
низко
при
повышенном
давлении,
близорукости,
при
наличии камней в почках, при травмах позвоночника или головы.
Речевые упражнения
Свободно звучащий голос — необходимое условие любого выступления,
обусловленное психофизиологией восприятия речи, а также психофизиологическим
состоянием
самого
выступающего.
Хорошо,
свободно
звучащий
голос,
по
существующему закону обратной зависимости тонизирует всю его нервную систему,
придает уверенность, вызывает творческое самочувствие.
Многие рекомендуемые упражнения носят игровой характер. Искусство и игра
похожи друг на друга.
Упражнения игрового характера увлекают, втягивают в
работу душевную сферу учащихся, вызывают положительные эмоции, которые, как
известно,
раскрепощают
фонационные
пути,
помогают
верно,
формировать
свободное звучание голоса.
Упражнение «Звукоподражатель».
Вспомнить звуки природы и воспроизвести их. Свистит ветер: СССССС…
Шумит лес: ШШШШШШШ… Появился шмель: ЖЬЖЬЖЬЖЬ…
Жужжит пчела
или оса: ЖЖЖЖЖЖЖ…Звенит комар: 3333333…
Упражнение «Насос».
Накачать воображаемую «шину», сопровождая движениями рук, двигающих
поршень насосов: ССССССС! ССССССС! ССССС!
«Пульверизатор»
Сжимая
в
руке
«грушу»
пульверизатора,
сопровождать
движение
руки
звукоподражательными: Ф!Ф!Ф!Ф!Ф!Ф!Ф!...
Можно объединить два вида выдыхания в этом упражнении, то рывками (Ф!Ф!Ф!
Ф!), то с силой, но медленно (ФФФФФФ!..).
Упражнение «Метла».
Воображаемой метлой подметаем дорожки на звук «Ш»: ШШШШШШ!
Упражнение «Выключающийся пылесос».
Когда пылесос выключается, появляется «запыхивающийся» звук:
ЖЖШШШШШШ…
Упражнение «Пильщики».
Взяли «пилу», начали пилить: С!..С!..С!..С! Вначале звук «С» отрывистый,
короткий, как и движения рук, потому что пила «входит» в древесину. Чем шире
амплитуда
движения
рук,
тем
длиннее
тянущийся
звук
ССССС...
ССССС…
ССССС…
Упражнение «Мотоцикл».
Завели
мотор
и
поехали
на
мотоцикле:
Р!Р!
РРР!...
РРРРР...
Кто
дальше
отъедет? Быстрее, быстрее едете, и звук переходит в мягкое РЬРЬРЬРЬРЬ...
Упражнение «Звонок».
Много раз нажимаем на кнопку электрического звонка, настойчиво добиваясь
ответа: рьрьрьрьрь... рьрьрьрь… рьрьрьрьрьрьрьрь.,. рьрьрьрьрьрьрьрь...
Упражнение «Сорока-сплетница».
Передать услышанную сплетню дальше: Трр! Трр! Трр-трр! Трр-трр-трр! Трр-
трр-трр-трр-трр!Трр-Трр! Трр-трр-трр-трр-трр-трр-трр!
Ощутить резкие движения диафрагмы, не пытаясь управлять ею (втягивать внутрь
или выпячивать). Она сама делает движения такие, какие указаны ей природой.
Для того чтобы упражнения были эффективны, надо избегать монотонности.
Нужно разнообразить причины, вызывающие
чувства, чтобы они не гасились от
частого
их
повторения.
И
с
этой
целью
полезно
использовать
стихотворный
материал для упражнений.
Упражнение «Новогодняя елка»
Ай да елка! Красота! - средний регистр.
Широта и высота!
Снизу вверх гляжу, гляжу… - грудной регистр.
Глаз от неё не отвожу!
Вот гирлянды, - постепенное повышение.
Фонари
И шары, шары, шары…
Поглядите-ка туда:
Что там светится?
Звезда!
Ай да елка! Красота! - постепенное понижение.
Я любуюсь неспроста.
Тренируюсь заодно:
Проверяю «верх» и «дно». – грудной регистр.
Целевая
установка
упражнений
-
это
точно
координированная
с
другими
отделами голосового аппарата подача дыхания, совокупность работы резонаторов на
всем диапазоне звучания голоса, сглаживание регистров. Подавать дыхание надо
плавно,
не
ослаблять
его
и
не
напирать,
чтобы
не
нарушить
найденной
координации. Главное научить детей экономному выдоху во время произношения
упражнений.
Упражнение «Скакалка»
Выполнять прыжки через воображаемую скакалку, делая руками соответствующие
движения и сопровождая прыжки таким текстом:
СО скакАлкой Я скачУ,
НАучИться Я хочУ
ТАк владЕть дыхАньем, чтОбы
ЗвУк держАть онО моглО бы,
ГлУбокО ритмИчно было
И менЯ не пОдводИло.
Я скачУ без пЕредЫшки
И не чУвствуЮ одЫшки,
ГОлос звУчен, льЕтся рОвно,
И не прЫгаЮ я слОвно.
Раз-два! Раз-два! РАз-да! РАз!.
МОжно прЫгать цЕлый час...
Кончил прыгать, вижу я:
Речь легко звучит моя.
В этом тексте 48 ударных слогов, которые совпадают с таким же количеством
прыжков.
Избежать
одышки
поможет
навык
«сбрасывания
дыхания»,
то
есть
научиться
сбрасывать
не
использованный
в
фонации
воздух,
что
вызывает
рефлекторный вдох. Произносить текст «на опоре».
Методически
верно
применяемые
на
практике
предложенные
приемы
и
упражнения
голосо-речевого
тренинга
вырабатывают
многие
необходимые
компоненты техники и выразительности звучащего слова: тренируют опору звука,
мягкое
атакирование,
свободное
звучание,
собранность
и
звонкость
голоса.
Помогают достигнуть координированной работы диафрагмы и ротовой артикуляции,
обеспечивающей дикционную четкость. Воспитывают навык владения диапазонным
звучанием речи при совокупности работы резонаторов, ведущих к сглаживанию
регистров.
Список использованной литературы
1.
Алиев, Ю.Б. Музыкальное развитие учащихся в процессе занятий хоровым
пением. – М., 1995.
2.
Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М., 2000.
3.
Апраксина, О.А. Методика развития детского голоса. – М., 1993.
4.
Виноградов,К. Работа над дикцией в хоре. – М.: Музгиз,1988.
5.
Болучевский,
Ю.Н.,
Фомин
В.И.
Краткий
музыкальный
словарь
для
учащихся. – Л., 1975.
6.
Дмитриев,Л.Б. Основы вокальной методики.- М.:Музыка,2000.
7.
Дыхательная
гимнастика
по
Стрельниковой
/
Сост.
Т.Ю.Амосова.
–
М.РИПОЛ классик,2006.
8.
Емельянов, В.В. Фонопедический метод развития голоса.
9.
Зданович,А.Н. Некоторые вопросы вокальной методики. – М.: Музыка,
1965.
10.Михайлова,М.А.
Развитие
музыкальных
способностей
детей.
–
Ярославль: «Академия развития», 1997.
11.Морозов,В.С. Вокальный слух и голос. – Л.: Музыка, 1965.
12.Осеннева, М.С., Самарин, В.А., Уколова, Л.И. Методика работы с детским
вокально-хоровым
коллективом.
–
М.:
Издательский
ц е н т р
«Академия»,1999.
13.Пекерская, Е.М. Вокальный букварь. – М., 1996.
14.Савкова,З.В. Техника звучащего слова. – С-Пб,1997.
15.Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М.:
Прометей, 1992.
16.Юссон,Р.Н. Певческий голос. – М.: Музыка, 1974.