Напоминание

Игра -как средство коммуникации в ДОУ"


Автор: Дараган Галина Михайловна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС № 95
Населённый пункт: г.Таганрог, Ростовской области
Наименование материала: Игры на сближение детей
Тема: Игра -как средство коммуникации в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем
ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ!
Дети с воспитателем становятся в круг. Ведущий держит мяч (для этой игры лучше использовать надувной мяч, так как, во-первых, он легкий и неприятности при его ловле исключаются, а во-вторых, он обычно яркий, красочный, что, безусловно, привлекает малышей. Можно также использовать и раскрашенный воздушный шар, но здесь могут возникнуть сложности в его пересылке на дальние расстояния), называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок ловит мяч, называет свое имя и имя следующего участника игры. Здесь важно участие воспитателя, так как дети быстрее запоминают его полное имя и он может называть по имени тех детей, которых группа еще не запомнила. Обычно малыши с удовольствием играют в эту игру, но ее можно и разнообразить: например, вместо мяча передавать игрушку (самую красивую!) или предложить детям поприветствовать друг друга по имени. Вариантов может быть множество, придумывайте вместе с детьми!
РАЗДУВАЙСЯ, ПУЗЫРЬ!
Дети с воспитателем делают тесный кружок — это «сдутый» пузырь. Все начинают его «надувать»: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом «вдувании» делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки, идут по кругу со словами: Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой, Оставайся такой, да не лопайся! Получается большой, растянутый круг. Затем ведущий (сначала это воспитатель, а позже — кто-то из детей) говорит: «Хлоп!» — пузырь лопнул. Все должны расцепиться и сбежаться к центру круга (сдулся) или разбежаться по комнате (разлетелись пузырьки).
ЛОВИ-ЛОВИ!
Для проведения этой игры необходима палочка длиной 0,5—0,75 см с прикрепленной к ней лентой, оканчивающаяся легким мячиком (его можно сшить из кусочка яркой ткани, набив ватой или лоскутками). Все становятся в круг, ведущий с палочкой — в центре (и опять, вначале это будет воспитатель, а потом, когда дети хорошо освоят эту игру, — ребенок). «Лови-лови!» — говорит ведущий, подходя то к одному, то к другому ребенку. Задача участников игры — схватить мяч, который почему-то все время подлетает вверх, заставляя детей тянуться, подпрыгивать. Можно ловить мяч нескольким участникам одновременно. Воспитателю необходимо учитывать, что игра очень возбуждает детей, может вызвать излишний шум в группе. Ее можно проводить на прогулке или после дневного сна, нельзя лишь запрещать детям веселиться от души, превращать игру в постоянные одергивания.
ЧЕЙ ГОЛОСОК?
Дети садятся полукругом, ведущий — впереди всех спиной к играющим. Кто-нибудь из детей окликает ведущего по имени. Ведущий, не оборачиваясь, должен назвать того, чей голос он услышал. Можно ввести какой-либо персонаж и условные слова. Как всегда, воспитатель наравне с детьми участвует в игре. Сначала дети окликают ведущего обычным голосом, со временем, когда они хорошо узнают друг друга, можно специально изменять интонацию, высоту голоса для затруднения узнавания.
РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ

В эту игру можно играть бесконечно — ведь стихов, которые можно «проиграть», «рассказать руками» (почему только руками? — всем телом!), великое множество. Эта игра позволяет детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствует налаживанию доверительных отношений с воспитателем — «человеку, который придумывает такие интересные игры и играет вместе со мной, можно доверять!». Сначала воспитатель читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, потом воспитатель еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с ребятами. Когда дети поймут принцип игры, они сами начнут выдумывать движения — это необходимо поощрять. Следующие стихотворения, прочитав один раз, можно предложить изобразить самим детям, что обычно вызывает бурю восторга и море фантазии. Внимание! Воспитателям в эту игру играть обязательно вместе с детьми! Ниже приводятся стихи, которые могут быть использованы для этой цели. Возможно, вы найдете другие, еще более интересные. Ну а для начала (слева слова стихотворения, справа — примерные действия):
ЗАЙКА
Заинька-зайка, (Дети прыгают, поджав руки, имитируя зайку.) Маленький зайка, (Садятся на корточки, показывают рукой вершок от пола.) Длинные ушки, (Дети приставляют ладошки к голове — «ушки».) Быстрые ножки. (Побежали.) Заинька-зайка, Маленький зайка, (Движения повторяются.) Деток боишься, Зайка-трусишка. (Дети обхватывают себя руками, изображая страх, «дрожат».)
МИШКА
Мишка, мишка косолапый, Мишка по лесу идет, (Приподнять плечи, руки округлить, носки ног повернуть внутрь, идти переваливаясь.) Мишка хочет сладких ягод, (Погладить себя по животу, облизнуться.) Да никак их не найдет. (Оглянуться по сторонам, пожать плечами.) Вдруг увидел много ягод И тихонько зарычал. (Показать указательным пальцем, на лице — восторг, двумя руками «собирать» ягоды в рот.) Подошли к мишутке детки, (Помаршировать.) Мишка громко зарыдал. (Кулачками потереть глаза, изобразить плач.) (Возможен более оптимистичный конец, тогда последняя строчка будет звучать так: «Мишка ягодки им дал».) Далее приводятся просто тексты стихотворений, движения придумывайте вместе с детьми!
СТОЛЯРЫ
Мы пилим, пилим доску, с утра у нас дела.
Стальные зубы остры — легко идет пила. Вжик-вжик, вжик-вжик. Бежит, бежит послушно рубанок вдоль доски, И беленькие стружки свернулись в завитки. Шух-шух, шух-шух. А ну-ка веселее ударим молотком, Покрепче, поровнее мы гвоздики забьем. Тук-тук, тук-тук.
КОЗЛИК
Козлик по полю гулял, на гармонике играл: Чики-брыки, чики-брык, на гармонике играл. Вышел из лесу медведь, стал на козлика реветь: Чики-брыки, чики-брык, стал на козлика реветь. Козлик наш не убежал, веселее заиграл: Чики-брыки, чики-брык, веселее заиграл. Как пустился мишка в пляс, так и пляшет он сейчас: Чики-брыки, чики-брык, так и пляшет он сейчас!
ЗАРЯДКА
Скачет лягушонок, ква-ква-ква, Плавает утенок, кря-кря-кря. Все вокруг стараются, спортом занимаются! Быстрая синица, тюр-лю-лю, В воздухе резвится, тюр-лю-лю. Все вокруг стараются, спортом занимаются! Прыгает козленок, ме-ме-ме, А за ним ягненок, бе-бе-бе. Все вокруг стараются, спортом занимаются! Вот мы на зарядке, раз-два-три, Утром на площадке, раз-два-три. Видите, стараемся, спортом занимаемся!
ПЯТЬ МАЛЫШЕЙ
Один малыш качается в саду, Два малыша купаются в пруду. Три малыша ползут к дверям в квартире, А в эту дверь стучат еще четыре. С пятью другими тоже все в порядке: Им весело, они играют в прятки. Где притаились — ясно и ежу, Но я глаза зажмурил и вожу: «Раз, два, три… Два, три, четыре, пять… Ну, берегитесь, я иду искать!» Игры, направленные на освоение окружающей среды ребенком Под окружающей средой ребенка в данном случае подразумевается помещение группы (игровая, спальная, умывальная и др. комнаты), помещения детского сада (медицинский кабинет, кухня, музыкальный зал, спортивный зал и прочее), взрослые, работающие в саду (медсестра, повар, кастелянша, преподаватели и др.), и дети, посещающие другие группы. Начинать надо, естественно, с группы. Показав детям все уголки группы, рассказав об их назначении, правилах поведения в различных помещениях группы, можно и поиграть.
НАЙДИ ИГРУШКУ
Ведущий (сначала воспитатель, потом — дети) прячет небольшую игрушку в группе, в одном из ее помещений, после чего предлагает остальным найти ее. Сначала ее найти не так сложно, например:
«Игрушка лежит на подоконнике в приемной (раздевалке)». Затем — сложнее: «Игрушка лежит в спальной комнате, под подушкой на Надиной кровати». После того, как игрушка найдена, надо сказать, что она там делала (собиралась на прогулку, спала и т.д.). Можно загадывать местоположение игрушки иначе: через функцию помещения («Моет посуду»), через ее действия («Лежит тихо, закрыв глаза») и т.д. Освоив группу, можно переходить к более тесному знакомству с детским садом и его работниками. Начинать лучше с экскурсий по саду (целесообразней организовывать тематические экскурсии: на кухню, в медицинский кабинет, в кабинет заведующей и т.д.), знакомиться с людьми, работающими там.
ЧЬИ ВЕЩИ?
Цель: закрепить имена работников детского сада. Для этого необходимо заготовить атрибуты различных профессий (градусник — медсестра, половник — повар, стиральный порошок — прачка, гармошка — музыкальный работник и т.д.). Воспитатель говорит, что к ним в группу приходили разные люди и все они забыли какую-нибудь свою вещь. И просит ребят помочь разобраться — сам он не помнит, где чье. Дети должны не просто назвать профессию, но и назвать имя хозяина этой вещи. Например: «Этот градусник оставила Вера Александровна, наша медсестра». Когда все вещи будут опознаны, можно их раздать детям (или вещь берет тот, кто правильно назвал ее хозяина), которые должны сыграть роль: медсестра измерит детям температуру, прачка постирает кукольную одежду, повар сварит и угостит всех вкусной кашей и т.д.
КАК ПРОЙТИ?
Цель: помочь детям ориентироваться в детском саду, правильно находить то или иное помещение. Как и в предыдущей игре, вариантов может быть множество — это зависит от количества специальных помещений (например, кабинет логопеда, хореографический зал, изостудия, физиокабинет, кабинет психолога и т.д.) и, конечно, от вашей фантазии. Ниже приводится примерная схема такой игры. Воспитатель говорит, что у зайчика Степашки заболели ушки. Что ему надо делать? — Пойти к врачу. Но Степашка не знает, где находится медицинский кабинет, надо ему помочь. Сначала дети должны описать путь до кабинета: выйти из группы, спуститься на первый этаж, свернуть налево, пройти по коридору, первая дверь налево — медицинский кабинет (возможно, дети не сразу усвоят понятия «налево — направо», хотя, безусловно, этому надо учить; тогда можно ориентироваться на какие-то предметные признаки: после нарисованного волка свернуть, на двери медкабинета нарисован красный крест и пр.) и обратно. После этого двум-трем детям предлагается «проводить» Степашку к врачу (естественно, медработники предупреждены о предстоящем визите «делегации»). Вылеченный Степашка (как доказательство — забинтованные уши) благодарит детей за помощь и передает от врача пожелание не болеть и витаминки для всех детей.
ПРАЗДНИК ЗНАКОМСТВА (сценарий для младшей группы) В празднике принимают участие дети, их родители и воспитатели. Воспитатели (встречают детей и родителей и приглашают всех в группу): - Вот какой наш детский сад! Кто придет к нам, будет рад! Воспитатели показывают группу (игровую, спальную, умывальную и пр.), все вместе рассматривают игрушки. После этого РОДИТЕЛИ с ДЕТЬМИ приглашаются на экскурсию по детскому саду: музыкальный зал, изостудия, театральная студия, физкультурный зал, комната ручного труда, экологическая комната, музей «Русская изба». Везде гостей встречают ПЕДАГОГИ: они представляются, показывают свои «владения», кратко рассказывают о своих занятиях. После возвращения в группу детей встречает ПЕТРУШКА (воспитатель, одетый в костюм Петрушки, загримированный), которому дети накануне посылали открытку — приглашение на праздник, сделанную своими руками. Петрушка. Здравствуйте, дети! Здравствуйте, мамы и папы! Я пришел по вашему приглашению. Меня зовут Петрушка, а вас как? Дети наперебой отвечают ему. Петрушка. Нет, так дело не пойдет. Я вот что придумал! Отгадайте загадку: Он и круглый, он и гладкий, Очень ловко скачет. Что же это? Все. Мячик! Петрушка. Вот он нам и поможет! (Предлагает сыграть в игру «Давайте познакомимся!» Воспитатель. Ну вот мы познакомились. А теперь давайте покатаемся на карусели. (Объясняет правила игры «Карусели».) Сейчас мы будем кататься на карусели. Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась. Держась за руки, дети, родители, Воспитатель, Петрушка движутся по кругу и произносят слова: Еле-еле, еле-еле Завертелись карусели. (Карусель медленно движется.) А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом! (Темп речи и движений постепенно ускоряется.) Побежали, побежали, Побежали, побежали! Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите. (Темп движений постепенно замедляется.) Раз-два, раз-два (пауза), Вот и кончена игра. (Все останавливаются и кланяются друг другу.) Воспитатель. Ну а теперь давайте отдохнем. Предлагаю конкурс родителей на лучший портрет своего ребенка. Одно условие — рисовать надо с завязанными глазами! В конкурсе участвуют все желающие. Зрители аплодируют участникам, выбирают лучший портрет. Петрушка. Один художник рисовал и мой портрет, но что-то в нем не так. Чего в нем не хватает? (Носа) Детям предлагается с завязанными глазами приставить пластилиновый нос к портрету. Не беда, что он оказывается то на щеке, то на подбородке… Все приглашаются на чаепитие, организованное родителями, в ходе которого возможно проведение игры (например, «Раздувайся, пузырь!»), пляски с простейшими движениями (приседание, хлопки, кружение и т.д.). В конце праздника Петрушка благодарит всех за праздник, за угощение и дарит детям на память сувениры — голубей из бумаги и картона (сделанные воспитателями). Родители с детьми уходят домой. Приложение № 10 СЦЕНАРИЙ БАЛА-ПОСВЯЩЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШИХ ГРУПП В ЖИЗНЬ ДЕТСКОГО САДА (В празднике принимают участие все группы детского сада) Ведущий. Детский бал, шумный бал, в гости всех друзей позвал! И для всех, и для нас доброй сказкой стал сейчас! Ведущий встречает все группы, объявляя их выход. Группы рассаживаются по залу вдоль стен. Входят два пажа. Пажи (хором). Ее Величество Королева Изящных Искусств! Играет тревожная музыка. Появляется Черная Королева. Черная Королева. Я — Королева Черная, коварная и злая, Детей я ненавижу, веселье презираю. Ни смеха, ни улыбок чтоб в зале не видала я! Пусть будет грусть и скука, печаль, тоска, разлука. На моем на балу нужно всем сидеть в углу, Всем стоять у стены, веселиться не должны! Ведущий. Ничего не понимаю: у нас же детский бал, мы ждали Королеву Изящных Искусств, а пришла Черная Королева, которая запрещает наш бал. Что же делать? Не должны мы на балу скучать и грустить, давайте попробуем веселиться и смеяться! Ребята, давайте поможем сами себе! Дети подготовительной группы поют грустную песню «Капельки»: КАПЕЛЬКИ (Музыка и слова В.В. Лосева) Дождик мне шептал: «Кап-кап», я же говорю: «Не так!» Пой смелее, дождик! Пой смелее, дождик! Пой смелее только в такт.
Скучно, дождик, одному, только я тебя пойму. Успокойся, дождик! Успокойся, дождик! Ты и я теперь в плену. Ветер нам не даст скучать: облака начнет качать. Запоешь ты, дождик, запоешь ты, дождик, Буду слушать и молчать. Эта песенка моя в дальние уйдет края, А за ней и дождик, а за ней и дождик. Грусть забудем ты и я. Черная Королева. Ну, что я вам говорила! Там, где я, там нет веселья! Звучит музыка «Миллион алых роз». Входит Маленький Волшебник из киносказки «Золушка». Волшебник. Я не волшебник, я только учусь. Узнал, что у вас беда, и сразу поспешил из своей сказки. Черная Королева. Лягушонок! И ты вздумал со мной тягаться?! Где моя главная помощница? Входит Старуха Шапокляк. Шапокляк (поет). ПЕСНЯ ШАПОКЛЯК (Из м/ф «Чебурашка») По утрам не ждет меня работа — я давно на пенсии сижу. Очень мне прославиться охота, только как — ума не приложу! Припев.Ну разве это много? Хочу, чтоб мой портрет Застенчиво и строго смотрел со всех газет. А здоровье у меня в порядке: чувствую себя я молодой, И прохожих в качестве зарядки из окна люблю облить водой. Припев. Шапокляк. Слушаюсь и повинуюсь! Черная Королева. Бал хотят устроить! Скуки им мало! Шапокляк. Сейчас повеселимся. Свистеть умеете? Из рогаток стреляете? Нет?! Сейчас научитесь! (Старается вовлечь детей в свое «веселье», но дети отказываются.) Волшебник. А я зову свою помощницу! Вот и она! Под музыку входит Золушка. Золушка (поет). Хоть поверьте, хоть проверьте, но вчера приснилось мне, Будто принц за мной примчался на серебряном коне! И встречали нас танцоры, барабанщик и трубач, 48 дирижеров и один седой скрипач! Волшебник. А теперь посмотрим, быть балу или не быть! Шапокляк. Мое первое слово! (Бегает по залу, размахивает руками.) Всем грустить, всем плакать! Никому не смеяться!
УТРЕННЯЯ ПЕСЕНКА
Утренняя песенка повстречалась с нами, Утренняя песенка с легкими словами. Улыбнулась песенка — стало веселей, Улыбнулась песенка, улыбнитесь с ней! Утренняя песенка — два веселых слова, Утренняя песенка всем помочь готова. Улыбнулась песенка — стало веселей, Улыбнулась песенка, улыбнитесь с ней! Утренняя песенка и под вечер с нами,
Утреннюю песенку напевайте с нами. Улыбнулась песенка — стало веселей, Улыбнулась песенка, улыбнитесь с ней! ой группы поют «Песенку Карандашей»: ПЕСЕНКА КАРАНДАШЕЙ Нам по плечу любое дело! И если только захотим, Мы на листе бумаги белой Вам в красках мир изобразим! Припев. Синее небо, желтое солнце, Склоны высоких коричневых гор, Зелень деревьев, красные маки И голубые просторы озер. Струится радость в каждом цвете, Рисует чудо-карандаш. Как много красок на планете! Взгляните на рисунок наш!


В раздел образования