РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 0.5 "МЕТРОЛОГИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ"
Автор: Ломоносова Галина Анатольевна Должность: преподаватель специальных дисциплин Учебное заведение: ГАПОУ СО "Энгельсский политехникум" Населённый пункт: г. Энгельс Саратовская область Наименование материала: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 0.5 "МЕТРОЛОГИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ" Тема: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 0.5 "МЕТРОЛОГИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ" Раздел: среднее профессиональное
ОП 0.5 «МЕТРОЛОГИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ»
программы подготовки специалистов среднего звена
для специальности технического профиля
19.02.10 «Технология продукции общественного питания»
(на базе основного общего образования)
2015 год
1
УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по учебно-методической
работе ГАПОУ СО «Энгельсский
политехникум»
_______________/О.А.Думан/
«_______»_____________2015 г.
_______________ /_________________/
«_______»_____________2016 г.
_______________ /_________________/
«_______»_____________2017 г.
_______________ /_________________/
«_______»_____________2018 г.
_______________ /_________________/
«_______»_____________2019 г.
Рабочая
программа
разработана
в
соответ-
ствии с требованиями Федерального государ-
ственного образовательного стандарта средне-
го специального образования по специально-
сти 43.02.01. «Организация обслуживания в
общественном питании». Приказ Министер-
ства
образования
и
науки
РФ
от
23
июля
2014 г.
ОДОБРЕНО на заседании межцикловой
комиссии __________________________
Протокол №__, дата «___»________2015 г.
Председатель комиссии ________/Кулиева
А.И./
Протокол №__, дата «___»________2016 г.
Председатель комиссии ________/________/
Протокол №__, дата «___»________2017 г.
Председатель комиссии ________/________/
Протокол №__, дата «___»________2018 г.
Председатель комиссии ________/________/
Протокол №__, дата «___»________2019 г.
Председатель комиссии ________/________/
ОДОБРЕНО методическим советом техникума
Протокол №___ от «_____» __________2015 г.
Председатель _____________ /О.А.Думан/
Протокол №___ от «_____» __________2016 г.
Председатель _____________/______________/
Протокол №___ от «_____» __________2017 г.
Председатель _____________/______________/
Протокол №___ от «_____» __________2018 г.
Председатель _____________/______________/
Протокол №___ от «_____» __________2019 г.
Председатель _____________/______________/
Составитель (и) (автор):
Рецензенты:
Внутренний
Внешний
Рекомендована Экспертной комиссией согласно приказа министерства образования Сара-
товской области от 13.01.2011 года № 28 «О подготовке основных профессиональных образо-
вательных программ среднего профессионального образования»
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
4
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
5
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
9
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРО-
ФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
11
3
1.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Метрология и стандартизация»
1.1
. Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Метрология и стандартизация» является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специально-
сти 19.02.10 «
Технология продукции общественного питания».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образователь-
ной программы:
Учебная дисциплина «Метрология и стандартизация» относится к циклу общепрофес-
сиональных дисциплин учебного плана по специальности 19.02.10 «Технология продукции
общественного питания».
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
- применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг)
и процессов;
- оформлять техническую документацию в соответствии с действующей нормативной
базой;
- проводить несистемные величины измерений в соответствии с действующими стан-
дартами и международной системой единиц СИ;
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
- основные понятия метрологии;
- задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;
- формы подтверждения соответствия;
- основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-мето -
дических стандартов;
- терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стан-
дартами и международной системой единиц СИ.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки студента - 48, в том числе:
Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
Самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
4
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
32
в том числе:
Практические занятия
12
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
16
в том числе:
Внеаудиторная самостоятельная работа (работа над материа-
лом учебника, конспектом лекций, выполнение индивидуаль-
ных заданий)
Подготовка рефератов
Итоговая аттестация в форме д/зачета
5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Метрология и стандартизация»
Наименование разде-
лов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студента
Объем часов
Уровень осво-
ения
Раздел 1. Основы метрологии
24
Тема 1.1
Основные понятия
метрологии.
Содержание учебного материала
4
2
1.
Введение. Этапы развития и основные понятия метрологии. Цели и задачи предмета.
2.
Объекты и субъекты метрологии. Средства и методы измерений. Весоизмерительная техника и оборудование
специального назначения. Государственный метрологический контроль и надзор за соблюдением требований
технических регламентов.
1.
Практическое занятие №1 :
2
Работа с «Основными положениями Закона РФ об обеспечении единства измерений».
Самостоятельная работа студента:
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.
Составление докладов, презентаций по теме: «История возникновения в стране метрологии»
3
Тема 1.2
Основы техниче-
ских измерений
международной си-
стемы единиц СИ.
Содержание учебного материала
4
2
1.
Общая характеристика объектов измерений. Понятие видов и методов измерений.
2.
Классификация и общая характеристика средств измерений. Метрологические свойства и метрологические ха-
рактеристики средств измерений.
2
Практическое занятие №2.
2
Ознакомление с системами национальных единиц измерений.
Правила перевода в единицы измерений СИ.
Погрешности измерений. Эталоны.
Самостоятельная работа студента :
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.
Составление доклада, презентации по теме «Средства измерений»
3
Тема 1.3.
Основы теории и ме-
тодики измерений в
соответствии с меж-
дународной систе-
мой единиц СИ.
Содержание учебного материала
2
3
1.
Основы теории и методики измерений.
2.
Государственная система обеспечения единства измерений.
Средства поверки и калибровки: основные понятия, отличие поверки от калибровки. Эталонная база, порядок проведе-
ния поверки средств измерений. Поверочные клейма и свидетельства. Правила проведения поверки средств измерения.
Практическое занятие №3 .
2
Основы теории методов и результатов измерений
Самостоятельная работа студента :
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.
Составление доклада, презентации по теме: «Средства и методы измерений».
2
Раздел 2. Основы стандартизации
22
2
2
Тема 2.1.
Основы стандарти-
зации.
Содержание учебного материала
4
1.
Краткая история развития стандартизации. Цели и задачи стандартизации.
2.
Основные направления развития стандартизации. Субъекты стандартизации.
Практическое занятие №4.
2
6
Стандарт, стандартизация, международные стандарты ИСО.
Государственная система стандартизации РФ.
Самостоятельная работа студента :
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.
Разработка конспекта по теме: «Место предмета в системе экономических знаний».
3
Тема 2.2.
Нормативные доку-
менты на виды про-
дукции (услуги).
Содержание учебного материала
4
1.
Понятие нормативных документов по стандартизации. Нормативно-правовая база НД. Требования к структуре и
содержанию стандартов
2.
Применение требований к нормативным документам. Международные стандарты на системы обеспечения каче-
ства продукции.
Практическое занятие №5.
2
Анализ структуры стандартов разных видов на соответствие требованиям ГОСТ 1.5. -2002
Самостоятельная работа студента :
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.
Научная база стандартизации.
Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов.
Категории стандартов.
Роль стандартизации в обеспечении повышения качества выпускаемой продукции.
3
Тема 2.3.
Документация
систем
качества
Содержание учебного материала
2
1.
Сущность качества. Оценка качества. Использование в профессиональной деятельности документации систем
качества.
2.
Дифференцированный зачет
Практическое занятие №6.
2
Методы оценки уровня качества однородной продукции. Входной, оперативный и приемочный контроль.
Самостоятельная работа студента :
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.
Поэтапный контроль.
Номенклатура показателей качества.
2
Всего: 48
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета общепрофессиональных дисци -
плин; мастерских не требует; лабораторий не требует.
Оборудование учебного кабинета – наличие учебно-методических рекомендаций и пособий:
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, ноутбук, экран.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской не предусмотрено.
Оборудование лабораторий и рабочих мест лабораторий не предусмотрено.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Федеральные законы
« О техническом регулировании», № 184-ФЗ от 27.12.02
«Об обеспечении единства измерений» - от 27.04.93 №4871-1
«О защите прав потребителей» в ред. От 07.02.92. №2300-1 с дополнениями и изменениями от
09.01.96 №ФЗ-2 и от 17.12.99 № ФЗ-212
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №ФЗ-52, 30.03.1999
«О качестве и безопасности пищевых продуктов» - № ФЗ-29 от 02.01.2000
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государ-
ственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 №ФЗ-134
Основные источники:
Лифиц И.М Основы стандартизации, метрологии и управление качеством товаров. Учебник. 3-е изд.
М. Изд. Юрайт 2014
Дополнительные источники:
ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения.-М.:ИПК Изд-во
стандартов, 2005
ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарт национальный Российской Фе-
дерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены М.:ИПК Изд-во стандартов, 2005
ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организации. Общие положе-
ния М.:ИПК Изд-во стандартов, 2005
ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила по-
строения, изложения, оформления и обозначения.- М.:ИПК Изд-во стандартов, 2005
ГОСТ Р 1.8-2004 Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации ра-
бот по разработке, применению, обновлению и прекращению применения М.:ИПК Изд-во стандартов,
2005
ГОСТ Р 1.9.-2004 Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение.
Порядок применения М.:ИПК Изд-во стандартов, 2005
8
ГОСТ Р 1.10.-2004. Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации. Порядок разра-
ботки, утверждения, изменения, пересмотра и отмены М.:ИПК Изд-во стандартов, 2005
ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения- М.:ИПК Изд-во
стандартов, 2005
ГОСТ 1.1 – 2002 Межгосударственные системы стандартизации. Термины и определения.- М. Стан-
дартинформ 2003
ГОСТ 1.3 – 2002 Межгосударственные системы стандартизации. Правила и методы принятия между-
народных и региональных стандартов в качестве межгосударственных М. Стандартинформ 2005
ГОСТ Р 8. 563-96 Государственная система обеспечения измерений. Методика выполнения измере-
ний.
ПР 50.2.003-94 ГСИ. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за количе-
ством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций.
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль
и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем
в процессе проведения аудиторных и практических занятий, тестирования, а также выполнения сту -
дентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
В результате освоения учебной дисциплины студент дол-
жен уметь:
- применять требования нормативных документов к
основным видам продукции (услуг) и процессов;
- оформлять техническую документацию в соответ-
ствии с действующей нормативной базой;
- проводить несистемные величины измерений в со-
ответствии с действующими стандартами и между-
народной системой единиц СИ;
В результате освоения учебной дисциплины студент
должен знать:
- основные понятия метрологии;
- задачи стандартизации, ее экономическую эффек-
тивность;
- основные положения систем (комплексов) обще-
технических и организационно-методических стандартов;
- терминологию и единицы измерения величин в со-
ответствии с действующими стандартами и международ-
ной системой единиц СИ.
Текущий контроль:
- индивидуальный;
- наблюдение и оценка рабо-
ты студента,
-контроль выполнения инди-
видуальных заданий;
- контроль соответствия из-
мерений со стандартами.
-
соотношение
соответствий
терминов;
- экспертная оценка по кри-
териям;
- тестирование.
Итоговый контроль:
Дифференцированный зачет.