Автор: Григорьева Наталья Геннадьевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МАОУ СОШ №5 с углубленным изучением химии и биологии
Населённый пункт: город Старая Русса, Новгородская область
Наименование материала: Рабочая программа элективного курса
Тема: Основы экспериментальной химии
Раздел: среднее образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 5
с углублённым изучением химии и биологии»
РАССМОТРЕНО
на заседании МЦ
25 августа 2016 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________________________________
30 августа 2016 г.
УТВЕРЖДЕНО
педагогическим советом № 1
от 30 августа 2016 г.
Рабочая программа элективного курса
Наименование учебного предмета химия
Класс 9
Название факультатива Основы экспериментальной химии
Учитель Григорьева Наталья Геннадьевна
Срок реализации программы, учебный год 2016/2017
Количество часов по учебному плану
всего 34 часа в год; в неделю 1 час
Планирование составлено на основе Программы по химии для 8-9 классов общеобразовательных организаций. Авторы Н.Е. Кузнецова, Н.Н. Гара.
2014. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
название, автор, год издания, кем рекомендовано)
Учебник Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара. Химия 9 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. М.:
Ветана-Граф, 2015. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ
(название, автор, год издания, кем рекомендовано)
Рабочую программу составил (а) ______________________ Н.Г. Григорьева
подпись расшифровка подписи
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе Примерной программы основного общего
образования и Программы по химии для 8-9 классов общеобразовательных организаций авторов Н. Е. Кузнецовой, Н. Н. Гара.
Направленность дополнительной образовательной программы – естественнонаучная.
Программа предназначена для дополнительного изучения химии обучающимися, обнаруживающими особые способности к
изучению
предмета, проявляющими
интерес и желание познать основы экспериментальной науки и планирующих
продолжить обучение в классах
естественнонаучного профиля.
Актуальность программы состоит в том, что школьникам предоставляется
возможность пополнить знания,
приобрести и закрепить навыки химических методов исследования вещества.
Исследовательские методы занимают в химическом
образовании важное место. Это один из важнейших приемов обучения,
посредством
которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение
учебного материала и вырабатывается умение самостоятельного осмысления
и
применения приобретенных знаний.
Программа «Основы экспериментальной химии»
имеет также профессиональную направленность. Ученику, выбравшему
химическую
специальность, она поможет овладеть необходимыми приемами умственной деятельности, развить творческое мышление. Для успешного усвоения
методов
исследования
в
химии
времени
в
объеме
образовательного
стандарта
недостаточно,
и
учащиеся
нуждаются
в
прохождении
дополнительного систематического курса.
Рабочая программа составлена в соответствии с
образовательной программой, согласно которой ориентиром
образованности являются
образовательные компетенции учащихся (предметные и метапредметные). Содержание образования направлено на развитие личности
обучающихся,
их
самопознания,
самоидентификации и самореализации.
Цели образовательной программы:
формирование у
обучающихся
гражданской
ответственности
и
правового
самосознания,
духовности
и
культуры,
самостоятельности,
инициативности, способности к успешной социализации в обществе;
дифференциация обучения
с
широкими
и
гибкими
возможностями
построения
старшеклассниками
индивидуальных
образовательных
программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;
обеспечение равных возможностей обучающимся для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности,
том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – обучающиеся 9 классов (15-16 лет).
Описание места элективного курса в учебном плане
В учебном плане МАОУСОШ №5 с углубленным изучением химии и биологии для изучения элективного курса отведено 34 часа в 9 классе -
1 час в неделю.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии:
Групповые (беседа эвристическая, лекция, олимпиада, открытое занятие, презентация, семинар)
Индивидуальные (эксперимент, наблюдение, описание результата).
Планируемые результаты изучения элективного курса
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы данной программы являются:
1.
Использование умений и навыков различных видов
познавательной деятельности, применение основных методов познания для изучения
различных сторон действительности.
2.
Использование
основных
интеллектуальных
операции
– формулирование
гипотез,
анализ,
синтез,
сравнение,
обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов.
3.
Умение генерировать идеи и определять средства для их реализации.
4.
Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для реализации цели, применять их на практике
5.
Использование различных источников информации,
понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей
коммуникации и адресата.
В
области
предметных
результатов
выпускник
имеет
возможность научиться на профильном уровне в познавательной
сфере
-
давать определения изученным понятиям и законам, химическим величинам, знать единицы их измерения;
-
осуществлять анализ исследовательской задачи, выстраивать логику ее решения;
-
классифицировать изученные объекты и явления;
-
обобщать знания и делать обоснованные выводы о закономерностях изменения свойств веществ;
-
структурировать учебную информацию;
-
интерпретировать информацию, полученную из других источников, оценивать ее научную достоверность;
-
объяснять закономерности протекания химических реакций, прогнозировать возможность их протекания на основе знаний о строении вещества и
законов термодинамики;
-
проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
-
характеризовать изученные теории;
-
самостоятельно добывать нужные химические знания, используя для этого доступные источники информации;
В
ценностно –
ориентационной
сфере:
-
прогнозировать, анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной
с
переработкой веществ;
В
трудовой
сфере:
-
самостоятельно
планировать
и
проводить
химический
эксперимент,
соблюдая
правила
безопасной
работы
с
веществами
и
лабораторным
оборудованием;
В сфере
физической
культ
уры:
-
оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Основы экспериментальной химии»
9 класс (1час в неделю, всего – 34 часа)
№
п/п
Наименование тем
Количество
часов
Дата
план
факт
1
2
3
4
5
Введение
Научный эксперимент и его роль в познании. Взаимосвязь между составом и свойствами. Анализ и
синтез.
Виды химического анализа. Количественный анализ.
Аналитическая реакция.
Техника безопасности и правила работы в лаборатории.
Практическая работа. Ознакомление с оборудованием и приемами работы в химической
лаборатории.
5
6
7
8
9
10
Тема 1. Растворы. Методы определения концентрации растворов. Титрование.
Титрование. Сущность метода. Индикаторы.
Стандартные растворы.
Кислотно-основное титрование.
Практическая работа. Определение концентрации растворов по его плотности.
Практическая работа. Приготовление растворов различной концентрации.
5
11
12
Тема 2. Закон
действующих масс и его применение в химическом анализе.
Закон действующих масс. Водородный показатель и шкала рН.
Практическая работа. Определение рН водных растворов.
2
13
14
15
Тема 3. Комплексные соединения.
Способы
получения комплексных соединений.
Применение комплексообразования
в химанализе.
Практическая
работа. Комплексные соединения.
3
16
17
18
19
Тема 4. Теоретические основы реакций осаждения – растворения.
Равновесия в насыщенных растворах.
Произведение растворимости.
Условия выпадения осадков.
Условия растворения осадков.
Практическая работа. Образование и растворение осадков.
4
20
21
22
23
Тема 5. Образование коллоидных систем.
Гомогенные и гетерогенные системы.
Дисперсные системы. Коллоидные растворы.
Получение и устойчивость коллоидных систем.
Практическая работа. Получение коллоидной системы.
4
24
25
26
Тема 6. Окислительно-восстановительные процессы и их применение в анализе.
Окислители и восстановители.
Стандартные электродные потенциалы.
Практическая работа. Окислительно-восстановительные реакции.
3
27
28
Тема 7. Основы качественного анализа.
Классификация
реакций
в
качественном анализе.
Основные принципы качественного анализа.
3
29
Практическая
работа. Качественные реакции на наиболее важные катионы и анионы.
30
31
32
33
34
Тема 8. Анализ некоторых
объектов окружающей среды.
Контроль качества продуктов питания.
Контроль качества воды.
Охрана окружающей среды.
Контроль качества продуктов питания.
Практическая работа. Анализ качества продуктов питания.
Обобщение по курсу
5
Темы рефератов, исследовательских проектов:
1.
Коллоидные системы в природе.
2.
Жесткость воды и ее влияние на здоровье.
3.
Изучение качества прохладительных напитков..
4.
Изучение качества молочных продуктов.
5.
Изучение качества мороженого.
6.
Применение коллоидов в медицине.
7.
Химанализ в медицинской практике.
8.
Анализ минеральных вод.
Список литературы:
1. Аниашвили К.С. Копилка научных опытов и экспериментов. М: АСТ, 2016 г.
2. Воскобойникова Н.П., Галыгина И.В., Галыгина Л.В. Химия 8 – 9 классы. Дидактические карточки. М.: Вентана-Граф, 2011.
3. Грибанова О.В. Алгоритмы выполнения заданий по общей и неорганической химии. М.: Феникс, 2014.
4. Золотов Ю.А. Введение в аналитическую химию. М.: Бином Лаборатория знаний, 2016.
5. Уроки химии с применением информационных технологий. Неметаллы. Методическое пособие с электронным приложением./Т.М.
Солдатова. – М.: Планета, 2011. – 240 с.