Напоминание

Основы экспериментальной химии


Автор: Григорьева Наталья Геннадьевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МАОУ СОШ №5 с углубленным изучением химии и биологии
Населённый пункт: город Старая Русса, Новгородская область
Наименование материала: Рабочая программа элективного курса
Тема: Основы экспериментальной химии
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 5

с углублённым изучением химии и биологии»

РАССМОТРЕНО

на заседании МЦ

25 августа 2016 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________________________

30 августа 2016 г.

УТВЕРЖДЕНО

педагогическим советом № 1

от 30 августа 2016 г.

Рабочая программа элективного курса

Наименование учебного предмета химия

Класс 9

Название факультатива Основы экспериментальной химии

Учитель Григорьева Наталья Геннадьевна

Срок реализации программы, учебный год 2016/2017

Количество часов по учебному плану

всего 34 часа в год; в неделю 1 час

Планирование составлено на основе Программы по химии для 8-9 классов общеобразовательных организаций. Авторы Н.Е. Кузнецова, Н.Н. Гара.

2014. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.

название, автор, год издания, кем рекомендовано)

Учебник Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара. Химия 9 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. М.:

Ветана-Граф, 2015. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ

(название, автор, год издания, кем рекомендовано)

Рабочую программу составил (а) ______________________ Н.Г. Григорьева

подпись расшифровка подписи

Пояснительная записка

Рабочая программа по химии составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе Примерной программы основного общего

образования и Программы по химии для 8-9 классов общеобразовательных организаций авторов Н. Е. Кузнецовой, Н. Н. Гара.

Направленность дополнительной образовательной программы – естественнонаучная.

Программа предназначена для дополнительного изучения химии обучающимися, обнаруживающими особые способности к

изучению

предмета, проявляющими

интерес и желание познать основы экспериментальной науки и планирующих

продолжить обучение в классах

естественнонаучного профиля.

Актуальность программы состоит в том, что школьникам предоставляется

возможность пополнить знания,

приобрести и закрепить навыки химических методов исследования вещества.

Исследовательские методы занимают в химическом

образовании важное место. Это один из важнейших приемов обучения,

посредством

которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение

учебного материала и вырабатывается умение самостоятельного осмысления

и

применения приобретенных знаний.

Программа «Основы экспериментальной химии»

имеет также профессиональную направленность. Ученику, выбравшему

химическую

специальность, она поможет овладеть необходимыми приемами умственной деятельности, развить творческое мышление. Для успешного усвоения

методов

исследования

в

химии

времени

в

объеме

образовательного

стандарта

недостаточно,

и

учащиеся

нуждаются

в

прохождении

дополнительного систематического курса.

Рабочая программа составлена в соответствии с

образовательной программой, согласно которой ориентиром

образованности являются

образовательные компетенции учащихся (предметные и метапредметные). Содержание образования направлено на развитие личности

обучающихся,

их

самопознания,

самоидентификации и самореализации.

Цели образовательной программы:

формирование у

обучающихся

гражданской

ответственности

и

правового

самосознания,

духовности

и

культуры,

самостоятельности,

инициативности, способности к успешной социализации в обществе;

дифференциация обучения

с

широкими

и

гибкими

возможностями

построения

старшеклассниками

индивидуальных

образовательных

программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;

обеспечение равных возможностей обучающимся для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности,

том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – обучающиеся 9 классов (15-16 лет).

Описание места элективного курса в учебном плане

В учебном плане МАОУСОШ №5 с углубленным изучением химии и биологии для изучения элективного курса отведено 34 часа в 9 классе -

1 час в неделю.

Формы организации деятельности обучающихся на занятии:

Групповые (беседа эвристическая, лекция, олимпиада, открытое занятие, презентация, семинар)

Индивидуальные (эксперимент, наблюдение, описание результата).

Планируемые результаты изучения элективного курса

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы данной программы являются:

1.

Использование умений и навыков различных видов

познавательной деятельности, применение основных методов познания для изучения

различных сторон действительности.

2.

Использование

основных

интеллектуальных

операции

– формулирование

гипотез,

анализ,

синтез,

сравнение,

обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов.

3.

Умение генерировать идеи и определять средства для их реализации.

4.

Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для реализации цели, применять их на практике

5.

Использование различных источников информации,

понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей

коммуникации и адресата.

В

области

предметных

результатов

выпускник

имеет

возможность научиться на профильном уровне в познавательной

сфере

-

давать определения изученным понятиям и законам, химическим величинам, знать единицы их измерения;

-

осуществлять анализ исследовательской задачи, выстраивать логику ее решения;

-

классифицировать изученные объекты и явления;

-

обобщать знания и делать обоснованные выводы о закономерностях изменения свойств веществ;

-

структурировать учебную информацию;

-

интерпретировать информацию, полученную из других источников, оценивать ее научную достоверность;

-

объяснять закономерности протекания химических реакций, прогнозировать возможность их протекания на основе знаний о строении вещества и

законов термодинамики;

-

проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;

-

характеризовать изученные теории;

-

самостоятельно добывать нужные химические знания, используя для этого доступные источники информации;

В

ценностно –

ориентационной

сфере:

-

прогнозировать, анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной

с

переработкой веществ;

В

трудовой

сфере:

-

самостоятельно

планировать

и

проводить

химический

эксперимент,

соблюдая

правила

безопасной

работы

с

веществами

и

лабораторным

оборудованием;

В сфере

физической

культ

уры:

-

оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Календарно-тематическое планирование элективного курса «Основы экспериментальной химии»

9 класс (1час в неделю, всего – 34 часа)

п/п

Наименование тем

Количество

часов

Дата

план

факт

1

2

3

4

5

Введение

Научный эксперимент и его роль в познании. Взаимосвязь между составом и свойствами. Анализ и

синтез.

Виды химического анализа. Количественный анализ.

Аналитическая реакция.

Техника безопасности и правила работы в лаборатории.

Практическая работа. Ознакомление с оборудованием и приемами работы в химической

лаборатории.

5

6

7

8

9

10

Тема 1. Растворы. Методы определения концентрации растворов. Титрование.

Титрование. Сущность метода. Индикаторы.

Стандартные растворы.

Кислотно-основное титрование.

Практическая работа. Определение концентрации растворов по его плотности.

Практическая работа. Приготовление растворов различной концентрации.

5

11

12

Тема 2. Закон

действующих масс и его применение в химическом анализе.

Закон действующих масс. Водородный показатель и шкала рН.

Практическая работа. Определение рН водных растворов.

2

13

14

15

Тема 3. Комплексные соединения.

Способы

получения комплексных соединений.

Применение комплексообразования

в химанализе.

Практическая

работа. Комплексные соединения.

3

16

17

18

19

Тема 4. Теоретические основы реакций осаждения – растворения.

Равновесия в насыщенных растворах.

Произведение растворимости.

Условия выпадения осадков.

Условия растворения осадков.

Практическая работа. Образование и растворение осадков.

4

20

21

22

23

Тема 5. Образование коллоидных систем.

Гомогенные и гетерогенные системы.

Дисперсные системы. Коллоидные растворы.

Получение и устойчивость коллоидных систем.

Практическая работа. Получение коллоидной системы.

4

24

25

26

Тема 6. Окислительно-восстановительные процессы и их применение в анализе.

Окислители и восстановители.

Стандартные электродные потенциалы.

Практическая работа. Окислительно-восстановительные реакции.

3

27

28

Тема 7. Основы качественного анализа.

Классификация

реакций

в

качественном анализе.

Основные принципы качественного анализа.

3

29

Практическая

работа. Качественные реакции на наиболее важные катионы и анионы.

30

31

32

33

34

Тема 8. Анализ некоторых

объектов окружающей среды.

Контроль качества продуктов питания.

Контроль качества воды.

Охрана окружающей среды.

Контроль качества продуктов питания.

Практическая работа. Анализ качества продуктов питания.

Обобщение по курсу

5

Темы рефератов, исследовательских проектов:

1.

Коллоидные системы в природе.

2.

Жесткость воды и ее влияние на здоровье.

3.

Изучение качества прохладительных напитков..

4.

Изучение качества молочных продуктов.

5.

Изучение качества мороженого.

6.

Применение коллоидов в медицине.

7.

Химанализ в медицинской практике.

8.

Анализ минеральных вод.

Список литературы:

1. Аниашвили К.С. Копилка научных опытов и экспериментов. М: АСТ, 2016 г.

2. Воскобойникова Н.П., Галыгина И.В., Галыгина Л.В. Химия 8 – 9 классы. Дидактические карточки. М.: Вентана-Граф, 2011.

3. Грибанова О.В. Алгоритмы выполнения заданий по общей и неорганической химии. М.: Феникс, 2014.

4. Золотов Ю.А. Введение в аналитическую химию. М.: Бином Лаборатория знаний, 2016.

5. Уроки химии с применением информационных технологий. Неметаллы. Методическое пособие с электронным приложением./Т.М.

Солдатова. – М.: Планета, 2011. – 240 с.



В раздел образования